УДК 687.053
ПРОЦЕСС СБЛИЖЕНИЯ МИРА ОБРАЗОВАНИЯ, ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И БИЗНЕСА
Сучилин Владимир Алексеевич, доктор технических наук, профессор, [email protected],
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, РФ
The article considers the ways of rapprochement of education world, technologies and business that are widely discussed in many countries at present. The article uses opinions of a range of modern scientists and researchers as an example of education role in modern production technologies and small business development. The article provides actual results of researches and developments of our students and postgraduates who could make the basis of business processes at present.
В статье рассматриваются пути сближения мира образования, технологий и бизнеса, которые широко обсуждаются в настоящее время во многих странах. На примере мнений ряда известных ученых и исследователей показана роль образования в развитии современных производственных технологий и малого бизнеса. Приведены практические результаты исследований и разработок наших студентов и аспирантов, которые могли бы стать основой бизнес-процессов в настоящее время.
Keywords: education, science, technologies, business processes, services, product modeling, innovations, production efficiency
Ключевые слова: образование, наука, технологии, бизнес-процессы, услуги, сервис, моделирование изделий, инновации, эффективность производства
Материал для данной статьи был собран в результате анализа ряда актуальных статей как по общим вопросам образования, так и образования в области оказания услуг и технического сервиса, изучения появившихся в последнее время материалов по новым наукоемким и высоким технологиям, а также на основе собственных разработок в этой области с учетом ознакомления с многочисленными предложениями и рекомендациями по вопросам развития малого бизнеса у нас в стране и за рубежом, в результате наблюдений за успехами студентов, обучающихся по сервисным специальностям.
Начну с мнения известного не только у нас в стране, но и за рубежом ученого — доктора биологических наук, профессора кафедры биофизики физфака МГУ, директора Центра теоретических проблем фармакологии РАН и заведующего лабораторией Гематологического научного центра РАМН Фазоила Иноятовича Атауллаханова. На вопрос, что необходимо сделать, чтобы преодолеть отставание в образовательных технологиях и науке, он ответил: «Нужно, чтобы все было как на рынке и чтобы
была обратная связь... Мы, ученые, люди бедные. Мы не можем позволить себе роскошь договариваться, ходить в правильные места, надо, наоборот, чтобы нас правильные люди знали. Но с качеством твоей конкретной научной работы это никак не связано» [1]. И привел поучительную историю на примере получения гранта у нас в стране: «Однажды был получен ответ «Ваш грант не поддержан», он пришел через три дня после подачи заявки». Очевидно, никакой работы с заявками не было, кто получит гранты, было решено еще до объявления конкурса. По правилам, рецензент должен научно обосновать, почему представленная заявка была отклонена.
Тут же Ф.И. Атауллаханов приводит другой случай. Несколько лет назад он подал заявку на грант в Роснано в полной уверенности, что это такая же организация, как все остальные. И был потрясен. Через два или три месяца получил на свою работу пять рецензий, а не отписок «Ваш грант поддержан (или не поддержан)», одна из рецензий на 40 страницах была написана в высшей степени квалифицированно, и ее содержание никак не зави-
87
ПОЛЕМИКА
село от отношений с начальством. Во всем мире практикуется такой порядок, — отмечает Ф.И. Атауллаханов, — ни один начальник за рубежом не может позволить себе роскоши держать приятного человека, если этот приятный человек не выдает научные идеи и не публикует статьи. Статьи — это продукт, который научному работнику надо неуклонно выдавать. Грантовая же система нацелена на то, чтобы выявить лучших в честном и открытом конкурсе. А как оценить, хорошая твоя заявка или плохая? Например, коллеги говорят: «У тебя плохая заявка». Докажите. Представьте, пожалуйста, экспертное заключение. Когда эти экспертные заключения представлены, заявитель может их оспорить, попытаться доказать, что эксперты не правы.
Отмеченная выше рецензия заканчивалась так: «Недостаточно информации для того, чтобы сделать заключение». Но эта схема была мне хорошо знакома, говорит Ф.И. Атауллаханов, опыт есть: «Мы со студентами ставим новые опыты — прицельно, чтобы ответить на конкретные вопросы рецензии, пишем практически еще одну заявку, где раскрываются все недостающие подробности, и в результате получаем финансирование почти миллиард рублей». Так работает Роснано, заключает Ф.И. Атауллаханов: «Кто-то их ругает, кто-то хвалит, но схема у них очень простая и правила понятные». Так что пути развития науки у нас в стране и способы повышения ее роли в совершенствовании производительных сил очевидны.
Интересный вопрос был задан лауреату Нобельской премии по физике К.С. Новоселову, посетившему по приглашению Роснано Третий международный форум по нанотехнологиям [2]: «Что бы вы посоветовали «юноше, обдумывающему житье» — сегодняшнему первокурснику?» — «Заниматься тем, что ему интересно. Если быть с собой честным и заниматься тем, что интересно, то в жизни все получится. Не надо бояться изменить свою жизнь». И далее поясняет, что, разумеется, нельзя просто объявить: мне это интересно, и все. Надо как-то объяснить, почему это может оказаться интересно другим, обществу. Это надо, прежде всего, для того, чтобы получить финансирование на исследования.
Того же мнения придерживается Генеральный директор Всероссийского института авиационных материалов академик Е.Н. Каблов: «Если аспиранту или студенту-дипломнику,
молодому специалисту интересно работать, то зарплата его интересует во вторую очередь. Вопрос ключевой. Мы старались и стараемся делать так, чтобы молодой человек почувствовал, что его труд крайне важен для института и отрасли, понял, во имя чего он трудится» [3]. Далее он отмечает, что, к сожалению, уровень подготовки в школе и вузах стал заметно ниже. Все это требует кардинальных изменений в системе образования. И начального, и среднего, и, конечно, в вузах. Но школа и вуз — это основа. Именно там должны дать хорошие базовые знания, научить правильно проводить анализ, обобщать и выстраивать соответствующие логически правильные выводы. Только такой подход сможет обеспечить и поддерживать естественную смену поколений настоящих специалистов, профессионалов своего дела, в которых так нуждается сегодня страна.
Довольно распространенная в последнее время фраза — «специалистов в стране слишком много». Однако по мере перехода экономики от купли-продажи к попыткам что-нибудь произвести спрос на рынке труда становится очевиден [4]. Инженерные вузы продолжают выпускать отряды дипломированных специалистов. Однако современному производству традиционный «фундаментальный специалист» у кульмана практически не нужен. Мало уметь делать современные вещи, необходимо производить их современными способами. Компьютер и профессиональные программные пакеты не просто заменили кульман и логарифмическую линейку — они перекроили структуры наукоемких отраслей и изменили наши представления о техническом прогрессе. Студентов надо погружать туда, где возникают эти технологии, привлекать к их созданию. К сожалению, далеко не во всех вузах уделяют достаточно внимания компьютерному проектированию и анализу. Конечно, студент волен заняться самообразованием, благо, в литературе и описаниях недостатка нет, но обучения как такового молодой инженер может и не получить; в лучшем случае он просто садится за программу и начинает ее осваивать. Если он при этом не понимает и не чувствует каких-то процессов, их движущих сил, то спросить ему не у кого. Многие опытнейшие люди, которым сейчас за 60, эти программы не воспринимают. В то время как рабочие процессы в создаваемых изделиях они чувствуют интуитивно, а в компьютерном расчете часто — и не без оснований — видят подмену сути
88 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / № 1
Процесс сближения мира образования, высоких технологий и бизнеса
красивыми картинками, снижение планки надежности. Разумеется, заменить инженера, обладающего внутренним пониманием процесса, никакая программа не сможет. Даже самые современные программы до сих пор не в состоянии смоделировать многие по-настоящему тонкие эффекты. Но игнорировать системы компьютерного проектирования и анализа уже невозможно. Трехмерное моделирование, тем более в опытных руках, — это ключ к созданию конкурентоспособного наукоемкого продукта. Сравните «Жигули» и современный зарубежный автомобиль. Различия между ними так радикальны еще и потому, что «Жигули» проектировали на кульмане, а не с помощью инженерного программного пакета.
Однако программист может и должен не только уметь все рутинные компоненты известных программ брать как есть, а вставлять туда что-то свое — пусть один отдельный компонент, но сделанный на уровне наукоемкого шедевра. Подходить к решению задачи, используя и образование, и опыт, и критическое мышление. Это же касается и инженерных расчетов. Если мы используем уже известное программное обеспечение, а наукоемкие компоненты сделаем сами, используя опыт национальных лабораторий, все может получиться очень неплохо».
Принято считать, что наука переходит из рук в руки в основном через прямой контакт. Классным ученым одаренный молодой человек сможет стать, только работая рядом с признанными учеными. Иначе он не наберет высоту, какие бы книги ему ни давали. Поэтому главный инструмент, с помощью которого, например американцы растят свою науку, — мощные, высочайшего уровня лаборатории. В Америке понимают, что лаборатория — это главное. Все остальное тоже есть: тесты, отборы, олимпиады, экскурсии, но это в придачу. Они всецело верят рейтингам. Если студент в рейтинге первый или второй, ему самому будут платить за то, что он там учится. Если ученик в школе в своем классе первый, он попадает на олимпиады, становится первым там и так далее. Когда он доходит до какого-то уровня и на основе его становится лидером, проявляется общественный спрос, чаще всего, в виде частных учреждений, которые хотят дать ему стипендию, такую, чтобы он мог совершенно спокойно жить и учиться, ни о чем, кроме науки, не думая. То есть «мозги» — это изначально товар? — Абсолютный товар! Очень ценный.
Интересные и поучительные вопросы для нашей развивающейся рыночной экономики и, особенно в области подготовки специалистов по оказанию услуг и сервисной деятельности, затронуты в статье [5], где автор на примере более благополучного зарубежного опыта указывает на важные отличия сферы услуг от промышленного производства. Далее дается несколько сокращенный и скорректированный пересказ данной статьи. Отличие, прежде всего, заключается в том, что сервис — это процесс, протяженный по времени, тогда как отношения, например, производителя и покупателя, по большому счету, заканчиваются в момент отгрузки или приобретения товара. Нет, пока, к сожалению, продолжает автор, ни общих методик для оценки эффективности сервисов, ни общих подходов для выстраивания отношений с клиентами, ни подходов, позволяющих эффективно совмещать сервисы друг с другом или переносить опыт, полученный компанией при оказании одной услуги на другие ее предложения — всему этому провайдеры сервисов учатся сами, на своем собственном — зачастую ограниченном — опыте. Другими словами, существующие модели для компаний, занимающихся услугами, либо не подходили совсем, либо были, мягко говоря, слишком неполными. Одной из первых с неопределенностью в изучении услуг столкнулась компания IBM, которая к концу XX века из компьютерной компании постепенно превратилась в компанию околокомпьютерную, все больше и больше внимания уделяя сервисам. Сегодня для IBM сервисы — не просто самая быстро растущая часть бизнеса. Это главный источник дохода.
Науки об услугах, — отмечается в упомянутой выше статье, — пока не существует. Рассматривая возможность существования такой дисциплины вообще, автор приводит афоризм известных авторитетов в области теории развития сервисной деятельности Ньюэлла, Перлиса и Саймона: «Если есть явление, значит, можно создать науку, которая опишет и объяснит его. Явление порождает науку».
Предпосылок для создания новой научной дисциплины более чем достаточно. Экономика развитых стран является, по сути, экономикой услуг, тогда как доли сельского хозяйства и промышленности в валовом национальном продукте неуклонно и быстро сокращаются. Уменьшается количество людей, занятых в этих секторах: на смену рабочему
89
ПОЛЕМИКА
и крестьянке приходят бизнес-консультант и менеджер. Это очевидные факты для любого, кто когда-либо интересовался макроэкономикой. Тем удивительнее положение, что главной составляющей этих процессов — собственно, услугами — исследователи никогда особенно не интересовались. Существует множество теоретических и вполне практических изысканий, посвященных повышению эффективности управления производством. И только услуги оказывались словно бы сами по себе, без чуткого участия научного сообщества. В какой-то степени такое равнодушие можно понять. На первый взгляд, в услугах нет ничего сложного.
Однако справедливости ради надо сказать, что и сами провайдеры услуг долгое время не страдали от отсутствия теоретической базы. Недостаточная изученность услуг стала очевидна, когда провайдеры услуг выросли, расширили прейскурант и стали работать с другими компаниями, которые, в свою очередь, могли перепродавать полученные сервисы еще кому-то.
С проблемами столкнулись, в первую очередь, большие компании, у которых большая клиентура и большие контракты. И выяснили, что ни методик, ни аналитических пакетов, ни средств планирования, предназначенных для провайдеров услуг, на рынке просто нет. А все, что есть, рассчитано, прежде всего, на производство, и при оказании сервисов зачастую почти бесполезно, поскольку спроектировано с учетом другой, промышленной, реальности. Даже если предположить, что компания, оказывающая услуги, является производителем некоторой пользы, а ее трудовые резервы, соответственно, являются производственными линиями (то есть попытаться искусственно наложить модель сервисной компании на изученную известную производственную модель), толку от этого будет мало. Человек — это в некотором роде уникальный ресурс. В отличие от станка, он может полностью сменить профиль деятельности в рамках своей же компании. В отличие от запасов конструкционных материалов — которые если есть, то уж точно есть, пока их не используют — человеческие резервы ограничены во времени: если у сотрудника освободилось три часа сегодня, то и использовать их нужно сегодня, потому что завтра этих свободных часов, скорее всего, не будет. Если сотрудник не справляется с поставленной за-
дачей или просто не успевает ее выполнить, его можно разгрузить, передав часть обязанностей кому-либо другому, на производстве это возможно далеко не всегда. В конце концов, человека можно уволить, запугать, поощрить. Попробуйте запугать станок, производственную линию или структуру участка, цеха.
Неудивительно, что в академических кругах продвижение новой дисциплины идет размеренно, и не торопясь. С самого начала IBM активно поддерживал Калифорнийский институт в Беркли, сегодня на тематические семинары приезжают сотни ученых из десятков университетов со всего мира, однако учебные программы по Services Sciences, Management and Engineering (SSME) до сих пор редкость — курсы, в названиях которых присутствует аббревиатура SSME, сегодня запустили только два американских вуза — Калифорнийский университет в Беркли и Государственный университет Северной Каролины. Сюда же можно добавить еще с десяток учебных заведений, которые дают студентам похожий набор знаний. Дипломов по такой специализации не выдают пока нигде.
Неторопливость объясняется не только инерционностью академического мышления. Не последнюю роль играют и сугубо практические соображения. Нормальный земной ученый не живет в вакууме: ему нужна не только возможность вести исследования, но и признание ученого сообщества, статьи в престижных журналах, возможность получения грантов. И тут возникает мертвая петля: в случае с SSME ничего этого пока нет, потому что SSME распространяется слишком медленно (а распространяется медленно, потому что ничего этого нет). Когда (или, коли угодно, если) наберется «критическая масса» исследователей, заинтересованных именно в SSME, то дальше процесс пойдет быстрее.
Заинтересованность корпораций в продвижении новой дисциплины — не только в том, чтобы запустить независимый процесс фундаментальных исследований в малоизученной пока области. Перенастройка всех корпоративных механизмов требует наличия людей определенной квалификации, а таких людей сегодня почти нет — вместо них в компаниях работают высококвалифицированные сотрудники, но с узкой специализацией. А новой, сервисной экономике требуются те, кого в IBM называют T-shaped people, то есть люди, которые могут похвастаться глубокими познаниями
90 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / № 1
Процесс сближения мира образования, высоких технологий и бизнеса
и в инженерных областях, и в гуманитарных. Другими словами, дикая помесь физика и лирика в одном лице.
Практические приложения SSME энтузиастам сегодня видятся следующим образом. Во-первых, это сближение мира бизнеса и мира технологий, когда технологические инновации возникают и внедряются не сами по себе, а потому что, например, установка новых технических средств позволит повысить эффективность бизнес-процессов на сколько-то процентов. Сегодня в компаниях хватает и технарей, и управленцев, имеющих весьма смутное представление о возможностях современных технологий. Об оптимизации бизнес-процессов, где технологии позволяют не только ускорить и удешевить существующие модели, но и вызвать к жизни абсолютно новые подходы, они, как правило, вообще не имеют представления.
В IBM такую идеальную смычку бизнеса и технологий называют «совместной эволюцией» (co-evolution). В рамках концепции совместной эволюции новые технические возможности провоцируют появление новых бизнес-процессов, тогда как новые технологии появляются не сами по себе, а в ответ на четко выраженные потребности бизнеса. Понятно, что заниматься всем этим могут и должны упомянутые выше T-shaped people.
Собственно, процесс сближения происходит уже давно и без всякого SSME (за последние пару лет в ИТ-журналах опубликовано несколько десятков статей о том, какое участие в бизнесе компании должен принимать CIO и сводится ли его роль к роли технического консультанта), однако для сервис-ориентированных компаний описанные проблемы, по мнению исследователей из IBM, наиболее актуальны. Зато следующий пункт имеет к академическим исследованиям в области SSME самое прямое отношение.
Как известно, одним из главных признаков научного подхода является повторяемость результатов эксперимента, а от повторяемости уже довольно просто перейти к тиражируе-мости: все сервисные компании кровно заинтересованы как в том, чтобы сервисов у них было как можно меньше (меньше разных сервисов — меньше издержки), так и в том, чтобы сервисов у них было как можно больше (больше разных сервисов — больше вероятность получить клиента). Явного противоречия можно избежать, если свести похожие сервисы к од-
ной базовой модели, которая и будет использоваться в качестве основы. Подобный подход уже давно освоили автодилеры, предлагающие на продажу автомобили, комплектация которых уточняется покупателем. Идеальной моделью является, вероятно, модель, составленная по принципу конструктора Lego, когда разные сервисы собираются из простых, хорошо стыкуемых друг другу и легко тиражируемых «кубиков».
Еще один пункт непосредственно касается тех, кто все эти сервисы будет придумывать, воплощать и продавать. В задачи services science входит выяснение того, как люди взаимодействуют с компьютерами и, что даже более важно, с людьми. Причем выполнять исследования должны «лирики» — психологи, социологи, антропологи и т. п., — но заказывают и принимают работу физики, поэтому в идеале данные исследований должны быть точными и ясными настолько, насколько это возможно: чтобы можно было построить математические модели для анализа и, опять-таки, тиражирования результатов.
Данная статья наводит на мысль, что именно в нашем вузе необходимо как можно больше уделять внимание отмеченной выше связке, то есть единению мира образования, технологий и бизнеса.
При проведении занятий со студентами невольно уделяешь внимание тому, как воспринимается читаемый материал, что больше интересует студентов. И становится понятно, что часть материала, как правило, не включающего сложных теоретических выкладок, не имеющего логического прикладного применения в настоящее время, то есть актуальность и востребованность которого не очевидна, мало интересует современных студентов. Вызвано это, очевидно, тем, что многие из них совмещают учебу с работой, знают реальные производственные проблемы и стараются понять возможные пути повышения эффективности на своих рабочих местах.
Значительная часть студентов, обучающихся по специальностям технического сервиса, и работают, как правило, по соответствующим направлениям. Это механики по обслуживанию и ремонту авто- и бытовой техники, автодилеры, менеджеры по продажам различных изделий и товаров широкого потребления. Как было отмечено в связи с этим, их интересуют вопросы наукоемких и высоких технологий, которые они могут использовать на своих
91
ПОЛЕМИКА
предприятиях. Эти занятия они не пропускают и задают много вопросов.
Приведу несколько тем, которые вызвали живой интерес у студентов, с которыми приходилось вести занятия. Так студентов-швей-ников заинтересовали вопросы гармонии «золотого сечения» применительно к швейным изделиям. История возникновения этой задачи восходит к «Началам Евклида», называемая задачей «о делении отрезка в крайнем и среднем отношении».
В связи с этим изучали, например, моделирование юбки в системе Mathcad, выполняемое следующим образом [6]. На монитор компьютера выводятся предварительно составленные аналитические зависимости, например, гофрированного параболоида вращения x = x (г, ф) = г [1 + (a г cos n ф)/К| cosф, y = y (г, ф) = г [1 + (a г cos n ф)/К| sin ф, z = z (г) = h (1- г2 / R2),
где а — амплитуда гофров в основании поверхности; n — число вершин синусоиды на круговом плане основания поверхности; R — радиус базовой окружности параболоида в основании, относительно которой построена круговая синусоида; r — радиус верхней окружности, определяющий обхват талии, варьирующийся в интервале 0 < r < R; h — высота гофрированного параболоида вращения; угол ф берется в пределах 0 + 2та. В этих параметрах учитывались и значения соотношений «золотого сечения». Получали изделие, с учетом варьирования роста и размера клиента. Процесс моделирования прост и занимает мало времени.
В последнее время проявили интерес к этой задаче студенты автосервиса и бытовых машин.
Рис. 1. Модель юбки с параметрами «золотого сечения»
Действительно, современные машины очень разнятся своими формами. Как правило, дорогие машины и более гармонично смотрятся, потому что при разработке их конструкторы также часто используют элементы положений «золотого сечения».
Изделия вида туристической палатки, автомобильного тента или пляжных и торговых зонтов также могут моделироваться по аналитическим зависимостям. Так, процесс моделирования палатки осуществляется следующим образом [7]. В системе Mathcad на монитор компьютера выводятся аналитические зависимости поверхности второго порядка, например, циклоидального типа х = (t, у) = а (t + Sin t) ^s у, у = (t, y) = а (t + Sin t) Sin y, z = (t) = с (1 + ^s t), где 0 <y<2^; 0 < t < та.
Реализация этих зависимостей в системе Mathcad при определенных значениях а и с, соответственно отвечающих за габариты изделия, на экране монитора выводится каркас палатки, имеющий то число меридиан и параллелей, которое задается предварительно. Система Mathcad позволяет поворачивать каркас палатки, изменять цвет материала, обтягивающий ее.
Важно, что аналитические зависимости, задающие форму палатки, позволяют легко определять расчетным путем ее объем и площадь расходуемого материала, а также «дорисовывать», то есть дополнять необходимые конструктивные элементы на изделии, например: размещать, входную дверь, окна или солнечные батареи, что важно для палаток, используемых туристами, охотниками, рыбаками, геологами.
Студентам указанных специальностей уже сейчас подготовлено более десятка математических моделей для проектирования различных изделий, что значительно расширит их кругозор в области наукоемких технологий.
Для студентов интересны также задачи современных производственных технологий [8], где можно приложить знания естественнонаучных и специальных дисциплин.
Такими технологиями являются групповые технологии (ГТ), представляющие собой особую производственно-организационную концепцию, которая позволяет получать эффект из аналогий, существующих между конструктивными и технологическими особенностями разных изделий, узлов или деталей, для чего
92 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / № 1
Процесс сближения мира образования, высоких технологий и бизнеса
Рис. 2. Форма палатки в трехмерных координатах
производится выявление среди них похожих с последующей группировкой по заданным алгоритмам. Так, полный ассортимент продукции промышленного предприятия, включающий 10 тыс. наименований, мог бы быть практически исчерпывающим образом разбит на 50—60 различных семейств. Для каждого такого семейства было бы характерно наличие подобия конструктивно-проектных и производственно-технологических характеристик. Это повлекло бы за собой подобие в технологии изготовления таких изделий, а использование такого подобия стало бы источником повышения эффективности производства. В данном случае рост эффективности выражается в уменьшении длительности наладки оборудования, снижения уровня незавершенного производства, улучшения календарного планирования, повышения уровня контроля за состоянием оснасти и инструмента и, наконец, в возможности использования типовых планов производственных процессов. На тех предприятиях, где ГТ уже внедрены, производственное оборудование организуется в центры механической обработки, это позволяет улучшить условия работы с людьми и потоками материальных ресурсов.
Объединение, например, деталей в семейства, приносит также дополнительные преимущества в процессе проектирования. Так, столкнувшись с необходимостью конструирования новой детали, инженер-конструктор может либо начать с выполнения технического задания на ее обработку, либо извлечь чертеж уже существующей детали из файла чертежей деталей семейства и внести в этот чертеж необходимые исправления. Проблема в этом случае заключается в том, что поиск конструкции, обладающей необходимым подобием, может оказаться достаточно трудоемким и может потребовать много времени. Файлы чертежей деталей в больших проектных или конструк-
торских бюро могут содержать тысячи наименований. При этом могут отсутствовать систематические способы поиски нужного чертежа. В результате, приступая к разработке новой детали, конструктор может предпочесть сделать все заново, то есть начать с эскиза чертежа. Повторенное многократно такое решение приводит к потерям времени на создание дублирующих или почти дублирующих проектов.
При наличии эффективной поисковой системы таких потерь можно было бы избежать, предоставив конструктору возможность быстро разобраться в том, выполнялась или не выполнялась аналогичная разработка ранее. Внесение простых изменений в существующий готовый чертеж потребовало бы гораздо меньше времени, чем создание нового эскиза. Соответствующая система поиска проектной документации стала бы утверждением принципа групповой технологии применительно к задачам проектирования. Практическое осуществление такой системы должно опираться на некоторый способ классификации и кодирования деталей. Групповые технологии более широко применяются за рубежом. Их разработка требует знаний в области математического моделирования процессов и эвристических алгоритмов при реализации. Это, естественно, интересно студентам.
В последнее время за рубежом уделяется много внимания производству высокотехнологичных изделий. Совместно со студентами и аспирантами по заданию Минобрнауки России в РГУТиС, например, выполнена тема по проектированию для туристов куртки с солнечными батареями [9]. Разработана технология обработки и сборки узлов, включающая солнечные элементы для обеспечения электроэнергией электронных приборов и устройств (мобильных телефонов, радиоприемников, навигаторов и др.).
Известно, что образование в вузах должно постоянно опережать потребности производства. В этом залог успеха совершенствования производственных технологий. Впервые в сфере быта наметились возможности применения магнитной жидкости, выступающей как конструктивный материал в технических средствах и устройствах [10]. По названной теме работают в основном аспиранты, но информация в полной мере дается и студентам.
Изобретение магнитных жидкостей и магнитожидкостных герметизаторов (МЖГ) в начале 60-х годов прошлого века было связано с выполнением космических программ НАСА,
93
ПОЛЕМИКА
Рис. 3. Принципиальная схема магнитожидкостного уплотнения вращающихся валов
поэтому МЖ и МЖГ сразу же нашли применение в космической и вакуумной технике. Пионером и мировым лидером в области технического и коммерческого использования магнитожидкостных технологий, в том числе вакуумных, является основанная в 1968 году американская корпорация Ferrofluidics
Corporation, имеющая в настоящее время сеть филиалов в различных странах мира. Изделия этой фирмы широко используются для герметизации деталей (валов) вращательного и более сложных видов движения, в технологических процессах, где требуется поддержание глубокого вакуума, в производстве полупроводников, при напылении, металлизации, вакуумной сушке, в электронных микроскопах, вакуумных печах и т. п. В США существует постоянный и устойчивый промышленный спрос на МЖ и магнитожидкостные устройства, включая магнитожидкостные вакуумные системы герметизации. Активно занимаются разработками и применением вакуумных МЖГ в Японии,
ФРГ, Франции, Великобритании. У нас в стране данной проблемой также занимаются многие научно-исследовательские и учебные институты. Особенно востребовано использование МЖ в области сохранения экологии при разливе опасных веществ.
Уникальность свойств магнитной жидкости позволила разработать принципиально новую структуру манекена для примерки одежды в процессе пошива с учетом значительных отклонений фигуры человека от типовой [11]. Разработан и ряд других задач, связанных с применением магнитной жидкости в технологиях технического сервиса.
В статье приведены только некоторые разработки и инновации, имеющие прямое отношение к возможному развитию малого бизнеса в рамках нашего университета. Как видно из материала статьи, процессом влияния образования на производственные и все возможные другие технологии и бизнес в целом, занимаются во всем мире. Кто-то в этом преуспел больше, кто-то меньше, но это движение в правильном направлении, потому что только такой подход сможет обеспечить и поддерживать эффективное развитие страны. К сожалению, пока сам бизнес в рамках вузов практически еще не получил должного развития, хотя в наличии уже есть разработанные методики, изобретения и творческий потенциал преподавателей и студентов к нему, а ведь бизнес — это в каком-то смысле тоже технология, которую можно и должно оптимизировать.
Литература
1. Атауллаханов Ф.И. Наука на продажу, или как получить миллиард? // Наука и жизнь. 2011. № 1.
2. Новоселов К. Быть честным с собой // Наука и жизнь». 2010. № 12.
3. Каблов Е.Н. Материалы на все времена // Наука и жизнь. 2010. № 10.
4. Вешняковская Е. В. В гонке технологий победит тот, кто лучше пишет программы и считает инженерные процессы // Наука и жизнь. 2011. № 6.
5. Гуриев В. Прислуживаться должно // Компьютерра. 2006. № 43.
6. Сучилин В.А., Архипова Т.Н. К вопросу гармонии форм и золотого сечения // Теоретические и прикладные проблемы сервиса. 2008. № 3 (28).
7. Сучилин В.А., Архипова Т.Н. Метод моделирования швейных изделий по аналитическим зависимостям // Швейная промышленность. 2009. № 5.
8. Сучилин В.А. и др. Метод групповой технологии при проектировании и оптимизации работы швейных гибких производственных систем. Сб. трудов ГАСБУ, 1995.
9. Сучилин В.А. и др. Некоторые особенности разработки высокотехнологичных швейных изделий // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2008. № 4 (7).
10. Сучилин В.А. и др. Применение магнитной жидкости в технологиях сервиса транспортных средств // Электротехнические и информационные комплексы и системы. 2011. № 4. т. 7.
11. Сучилин В.А., Архипова Т.Н. Манекен для примерки одежды. Патент РФ № 2292764. 2010.
94 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / № 1