УДК 324
О. С. Морозова
ПРОЦЕСС РЕГИСТРАЦИИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ: АНАЛИЗ МИРОВОГО ОПЫТА
В настоящей статье рассматривается вопрос регистрации избирателей как элемента избирательного процесса. Отмечается различие реквизитов избирательного списка в каждой стране. Приводятся примеры решения вопроса о наделении полномочий по регистрации избирателей. Показаны примеры публичной (обязательной) регистрации, личной добровольной регистрации избирателей. Выделена основная цель института личной регистрации избирателей. Рассмотрен принцип всеобщей включенности граждан в избирательные списки.
Ключевые слова: регистрация избирателей, избирательный список, публичная (обязательная) регистрация, личная регистрация избирателей.
Регистрация избирателей является одним из элементов избирательного процесса, и качество ее проведения в немалой степени обусловливает легитимность выборов. Основные черты процедуры составления списков избирателей в конце XVIII в. определило французское законодательство (Веденеев, 2002, с. 388-391). После этого стали стремиться упорядочить такую важную часть избирательного процесса и другие государства Европы.
В Европе и США существовали две системы ведения списков избирателей: постоянная и временная, когда регистрация производилась специально в связи с конкретными выборами. Способ регистрации избирателей во многом определялся исторически сложившимися традициями, особенностями политико-правовой культуры тех или иных стран. Наиболее распространенной была система постоянных списков с периодическим (как правило, ежегодным) пересмотром сведений. Временные списки практиковались в Германии и Австро-Венгрии. В США в ряде штатов не была предусмотрена предварительная регистрация избирателей, а там, где она применялась, списки составлялись перед выборами. Спорные вопросы, возникавшие в процессе составления списков избирателей (например, необоснованное включение или исключение избирателей из числа имеющих право голоса), рассматривались либо непосредственно в учреждении, ответственном за составление списка, либо в суде.
В ряде стран составление списков избирателей входило в компетенцию должностных лиц местного управления: во Франции — в компетенцию административной комиссии в составе мэра, представителя префекта и муниципального советника, в Бельгии — в компетенцию бургомистров, старост и служащих органов общинного управления, в Италии по закону 1912 г. — в компетенцию администрации коммун, т. е. органов местного управления под надзором Министерства внутренних дел.
© О. С. Морозова, 2013
Французское избирательное законодательство предусматривало порядок, при котором ежегодно в каждой коммуне в период с 1 января по 31 марта пересматривались списки избирателей. С 1 по 10 января работала административная комиссия. До 15 января списки направлялись префекту департамента. Затем в течение 20 дней (до 4 февраля) заинтересованные лица могли обжаловать данные, содержащиеся в списках. Рассмотрение жалоб и заявлений осуществлялось муниципальной комиссией, дополненной двумя делегатами от совета общины. Решения комиссии могли быть обжалованы в мировом и кассационном судах. Окончательный список публиковался не позднее 31 марта.
В Великобритании порядок регистрации избирателей впервые был введен законом 1832 г, согласно которому «никакое лицо не будет иметь права голосовать, если оно в должное время не внесено в списки избирателей». В дальнейшем порядок регистрации избирателей был регламентирован специальным парламентским «Актом о регистрации» (1885 г) («Registration Act»). В английских графствах избиратели регистрировались по приходам попечителями о бедных, в Шотландии списки избирателей вели судебные заседатели (асессоры) графств и городов, в Ирландии — специально назначенные юристы. Таким образом, регистрация избирателей в Великобритании представляла собой достаточно сложный процесс. Завершив составление списков, попечители обнародовали их, вывешивая для всеобщего обозрения на дверях местной церкви, а копии направлялись секретарю мирового судьи или секретарю органа городского самоуправления. Потенциальные избиратели знакомились с этими списками и в случае возникновения спорной ситуации имели право обжаловать действия попечителя. Для этого в предвыборный период в регионы прибывали высококвалифицированные юристы, обладавшие большими полномочиями. В их компетенцию входило право на основе избирательного законодательства разбирать споры по вопросам составления избирательных списков и принимать окончательное решение.
Среди европейских государств наиболее строгий административный контроль при регистрации избирателей осуществлялся в Германии. После назначения даты выборов муниципалитеты составляли в двух экземплярах списки избирателей, где в алфавитном порядке указывались их фамилии, возраст, род занятий, место жительства. Особое внимание уделялось идентичности сведений, вносимых в список. Списки обнародовались за две недели до выборов. В течение недели избиратели могли заявить о необходимости исправлений, изменений и т. п. Но принятие решения — удовлетворить или нет просьбу заявителя, принадлежало исключительно властям. Избиратели не могли обжаловать составление списка. За десять дней до выборов списки приобретали законченный вид. При голосовании приоритет имели данные, зафиксированные в списке. Если в списке обнаруживалось даже незначительное расхождение в написании имени, то избиратель лишался права голоса.
Испанский закон от 26 июня 1890 г. предусматривал трехуровневую систему «Советов избирательного списка» («Comission inspectoral del censo electoral»), состоящую из Центрального совета, региональных советов и советов муниципалитетов. Центральный совет возглавлял председатель палаты депутатов, в кол-
легию входили 14 бывших председателей и вице-председателей палаты депутатов (наиболее старших по возрасту). В областном Совете председательствовал глава регионального представительного органа. Заседания областных Советов были открытыми, и избиратели могли обращаться в них с ходатайствами. Составлялись и уточнялись списки избирателей ежегодно, в период с 1 апреля по 1 июня. После завершения срока, отведенного для подачи апелляций, уточненные списки вносились в книгу «Registro del censo electoral», которая печаталась типографским способом. Председатель областного Совета избирательного списка направлял экземпляры реестра избирателей председателю Конгресса, председателю суда, судебным следователям, судьям первой инстанции, муниципальным судьям. Кроме того, любой избиратель мог непосредственно познакомиться с записями в «Registro del censo electoral» и за небольшую плату приобрести типографский экземпляр.
Приведенный исторический обзор показывает, как по-разному в государствах Западной Европы и США решался вопрос о регистрации избирателей. Эти особенности непосредственным образом оказали влияние на современную практику составления списков избирателей, и не только в европейских странах, но и во всем мире.
Право всех совершеннолетних граждан на участие в управлении делами своего государства реализуется через голосование. Для осуществления гражданами своих демократических избирательных прав соответствующим органам необходимо подготовить всесторонний и всеобъемлющий список избирателей, также называемый в ряде стран реестром избирателей. Список избирателей выполняет две важные функции: во-первых, гарантирует право каждого гражданина, зарегистрированного для голосования, на участие в выборах, а во-вторых, позволяет осуществлять контроль за соблюдением принципов законности в процессе голосования, что, прежде всего, связано с недопущением голосования одного избирателя несколько раз.
Мировая практика показывает, что список избирателей может быть использован также для иных целей, например для просвещения избирателей, он может быть предоставлен политическим партиям и кандидатам, чтобы помочь им в ходе избирательной кампании. Регистрация избирателей, таким образом, является одной из наиболее важных задач, стоящих перед органами власти в избирательном процессе.
Составление списков избирателей в ряде государств — самый затратный элемент избирательного процесса, поскольку на него часто приходится более 50 процентов общих расходов на проведение выборов. Несомненно, на эти расходы влияют различные факторы: тип системы, используемой для регистрации избирателей, административный потенциал, социальные, экономические и демографические условия.
Много вопросов возникает по поводу того, что органы власти должны сделать, чтобы реестр избирателей охватывал все категории граждан, в том числе социальные группы, которые исторически во многих регионах являются «проблемными», например представители этнических меньшинств, молодежь, бедные, бездомные, инвалиды, заключенные, пациенты в больницах, пожилые
люди, молодые люди, впервые включенные в списки избирателей, и т. д. Некоторые страны стараются разработать целенаправленные и адресные регистрационные мероприятия по расширению участия в выборах этих социальных групп, в других странах официальные лица заняли более пассивную позицию и направляют усилия в равной степени в отношении всех граждан, чтобы они могли зарегистрироваться и проголосовать, не стремясь увеличить число зарегистрированных.
Несмотря существующие различия, есть общепризнанное правило, что политическая система, для того чтобы считаться демократической и представительной, должна предоставить равные возможности всем желающим участвовать в процессе регистрации избирателей. На сегодняшний день правовые основания ведения списков избирателей регулируются соответствующим избирательным законодательством государств. Например, подобная норма содержится в австрийском законодательстве: «Каждое лицо, имеющее право избирать, должно быть внесено в избирательный список по месту своего постоянного места жительства» (параграф 24 Федерального закона Австрийской Республики о выборах в Национальный Совет 1992 г.). В законодательстве США говорится: «Любое изменение адреса, представленное в соответствии с законом, должно быть официально внесено в список избирателей» (Титул Е42, глава 20 Национального закона о регистрации избирателей 1993 г.). (Информационное агентство Zakon.kz... http:// www.zakon.kz/ kazakhstan/ 88828-glavnojj-figuro-jj-ljubojj-vybornojj.html).
В Австралии, где государственные органы отслеживают информацию о продаже домов и квартир, избирательная комиссия осуществляет мониторинг за движением населения и направляет уведомление новым жильцам о необходимости зарегистрироваться в качестве избирателей.
Реквизиты избирательного списка в каждой стране разные. В частности, в Законе Канады о выборах 2000 г. о реквизитах избирательного списка сказано следующее: «Регистр (Список) избирателей содержит фамилию, все имена, принадлежность к мужскому либо женскому полу, дату рождения, почтовый адрес и другую информацию» (часть 4, пункт 44, подпункт 2 Закона).
В зависимости от того, на ком лежит обязанность по регистрации избирателей — на государстве в лице его соответствующих органов (табл. 1) или самом гражданине, различают два основных вида регистрации: публичную (обязательную) и личную (добровольную).
Данные, содержащиеся в табл. 1, наглядно дают представление о том, что в подавляющем большинстве государств за регистрацию избирателей отвечают специально созданные избирательные ведомства (141 страна). Гораздо менее распространена практика возложения этих функций на органы местного самоуправления. К числу таких стран относятся Австрия, Бельгия, Беларусь, Швейцария, Китай, Чехия, Германия, Польша, Россия, Словакия, Тунис, Тайвань и др.
Есть страны, где действует система, согласно которой регистрация избирателей возложена на центральные исполнительные органы (Армения, Болгария, Финляндия, Исландия, Норвегия, Сербия и др. (всего 25 стран).
Таблица 1. Орган, ответственный за регистрацию избирателей в различных странах мира
Орган, ответственный за регистрацию избирателей Кол-во стран (всего — 225) % от общего кол-ва стран Страны, в которых за регистрацию избирателей отвечает соответствующий орган
Орган центрального правительства 25 11,1 Андорра, Армения, Болгария, Иран, Исландия, Монголия, Норвегия, Сербия, Сингапур, Словения, Финляндия и др.
Орган регионального правительства 2 0,8 Индонезия, Люксембург
Орган местного самоуправления 33 14,6 Австрия, Бельгия, Беларусь, Швейцария, Китай, Германия, Дания, Алжир, Франция, Великобритания, Ирландия, Италия, Казахстан, Нидерланды, Польша, Россия, Словакия и др.
Центральные избирательные ведомства (министерства) 141 62,6 Афганистан, Австралия, Канада, Чили, Египет, Испания, Эфиопия, Грузия, Греция, Венгрия, Индия, Литва, Молдова, Румыния, Туркменистан, Турция, Узбекистан и др.
Другие 13 5,7 Бахрейн, Куба, Эстония, Латвия, Монако, Португалия, Сан-Марино,Украина, Соединенные Штаты Америки и др.
Нет информации 7 3,1 Кипр (Север), Западная Сахара, Республика Корея, Государство-город Ватикан и др.
Не применимо 4 1,7 Объединенные Арабские Эмираты, Бруней, Катар, Саудовская Аравия.
Источник: ACE. The Elektoral Knowlegre Network. Voter Registration Authority respousible for voter registration (перевод и систематизация автора данной статьи).
Государство в своем законодательстве определяет приемлемость публичной (обязательной) и личной (добровольной) регистрации (табл. 2).
По данным табл.2, публичная (обязательная) регистрация практикуется в 122 странах мира, в том числе в Аргентине, Австралии, Болгарии, Швейцарии, Чехии, Германии, Испании, Финляндии, Италии, России и др. В Великобритании обязательными являются не только регистрация избирателя, но и его голосование в день выборов, а в Австралии неучастие избирателя в федеральных выборах квалифицируется как административное правонарушение и наказывается штрафом (Морозова, 2013).
Определенный интерес представляет процедура личной добровольной регистрации избирателей. Необязательной, т. е. добровольной, является регистрация избирателей в 87 странах, среди которых такие государства, как Австрия, Канада, Ирландская Республика, Исландия, Соединенные Штаты Америки и др. В этих государствах, поскольку регистрация в качестве избирателя является делом каждого отдельного гражданина, то с целью повышения активности избирателей прибегают к упрощению процедуры регистрации. Так, например,
Таблица 2. Сведения о необходимости регистрации избирателей
Необходимость в регистрации избирателей Кол-во стран (всего — 225) % от общего кол-ва стран Страны
Имеется необходимость в регистрации избирателей (публичная(обязательная) регистрация) 122 54,4 Аргентина, Германия, Дания, Эстония, Египет, Испания, Финляндия, Франция, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Грузия, Греция, Венгрия, Израиль, Индия, Италия, Иордания, Япония, Кыргызстан, Лихтенштейн, Литва, Латвия, Молдова, Черногория, Польша, Португалия, Румыния, Сербия, Россия, Швеция, Словения, Словакия, Украина, Уругвай, Узбекистан и др.
Отсутствует необходимость в регистрации избирателей (личная (добровольная) регистрация) 87 38,8 Канада, Ирландская Республика, Ирак, Иран, Исландия, Ямайка, Кения, Казахстан, Лаос, Сент-Люсия, Либерия, Ливия, Марокко, Мали, Монголия, Мавретания, Мальта, Мальдивы, Малайзия, Намибия, Нигерия, Оман, Пакистан, Палестина, Тунис, Турция, Тринидад и Тобаго, Тайвань, Танзания, Уганда, Соединенные Штаты Америки и др.
Информация о необходимости в регистрации избирателей отсутствует 11 4,9 Бутан, Кипр (Север), Западная Сахара, Экваториальная Гвинея, Хорватия, Республика Корея, КНДР, Люксембург, Науру, Сомали, Государство-город Ватикан, Уоллис и Футуна острова,
Не применимо 4 1.7% Объединенные Арабские Эмираты, Бруней, Катар, Саудовская Аравия,
Источник: ACE. The Elektoral Knowlegre Network. Is it compulsory to be on the voters register (перевод и систематизация автора данной статьи).
в США в 1993 г. был принят Национальный Акт о регистрации избирателей, который разрешает регистрировать избирателей в различных службах, в том числе в центрах выдачи водительских удостоверений, центрах для инвалидов, государственных школах, государственных библиотеках. Регистрацию осуществляют специальные уполномоченные — чиновники городских округов, а также местные избирательные комиссии и бюро. Лица, не достигшие 18 лет, должны в течение 8 недель до наступления совершеннолетия зарегистрироваться в качестве избирателей. Граждане, в случае изменения места жительства, в течение 8 недель должны уведомить об этом избирательную комиссию. В Канаде с 1992 г. регистрация избирателей осуществляется Избирательным бюро. Поскольку регистрация избирателей в этой стране добровольная, то, по утверждению многих граждан, допускаются многочисленные случаи неучета избирателей.
Основная цель института личной регистрации избирателей заключается в том, чтобы руководители избирательных участков могли установить личность голосующего, убедиться, является ли он лицом, проживающим на территории
данного избирательного округа или участка, и имеет ли право голосовать на предстоящих выборах. Лица, желающие участвовать в голосовании, должны предоставить удостоверение личности и соответствующие документы, подтверждающие их местожительство и гражданство. Система личной регистрации предусматривает необходимость того, чтобы сами избиратели периодически возобновляли свою регистрацию.
Данные социальных и других государственных служб составляют основу избирательных списков в 14 государствах (Австралия, Канада и др.). Ряд стран, в частности Австралия, Великобритания, Канада, ФРГ, допускают регистрацию избирателей по почте. Австралия, Франция, ФРГ, Ирландская Республика, Португалия и еще 70 стран практикуют приглашение избирателей в регистрирующий орган. При составлении избирательных списков к поквартирному обходу прибегают в 25 странах (Австралия, Великобритания, Ирландская Республика и др.). С целью корректировки избирательных списков применяют такой метод, как сравнение данных об избирателях со сведениями о населении других государственных служб. Такая практика существует в Австралии, Бразилии, Канаде и некоторых других государствах. В эпоху развития информационных технологий Австралия и Канада начали осуществлять регистрацию избирателей по Интернету.
Государственные уполномоченные органы стремятся к составлению более точных списков избирателей, как правило, автоматически обновляя регистрацию избирателей. Однако, в связи с активным передвижением населения (внутренняя миграция, иммиграция, эмиграция), данные органов, осуществляющих учет населения, не всегда соответствуют действительности. Все это предполагает непрерывное или периодическое обновление списков избирателей.
К примеру, в Венгрии, где население составляет немногим более 10 миллионов человек, 650 системных администраторов по всей стране обязаны передавать в Центральное бюро данные о гражданах, поступающие от органов внутренних дел, вооруженных сил, органов социального обеспечения, учреждений регистрации актов гражданского состояния, налогообложения, прокуратуры, судебных органов.
Списки избирателей в более чем 50 государствах мира (Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Дания, Канада, Испания и др.) обновляют непрерывно. Ежегодно обновляют регистрацию избирателей в Румынии, Франции и еще в двух десятках стран мира. В Великобритании избирателей регистрируют в местных государственных органах в любое время года и дважды в год обновляют списки избирателей в целях включения прибывших на данную территорию лиц или исключения убывших из нее.
В ряде государств, в частности в Исландии, Италии, Норвегии, Финляндии, Японии, проводится периодическое обновление регистрации избирателей и обновление перед выборами. Непосредственно в период выборов обновляют регистрацию избирателей Молдова, Танзания и ряд других стран.
В правовой системе многих государств закреплены нормы, которые устанавливают некоторые ограничения на регистрацию избирателей. Однако следует отметить, что существуют и такие страны мира, как Ирландская Республика, Исландия, Финляндия и ряд других, где на регистрацию избирателей вообще
не налагаются никакие ограничения (кроме возрастных). Сведения о возрастном цензе, применяемом в избирательном процессе в большинстве стран мира, приведены в табл. 3.
Таблица 3.Сведения о возрастном цензе голосования на национальных выборах
Возрастной ценз Кол-во стран % Страны
16 8 3,3 Аргентина, Австрия, Бразилия, Куба, Никарагуа и др.
17 3 1,2 Индонезия, КНДР, Восточный Тимор
18 206 86,1 Швейцария, Эстония, Египет, Испания, Финляндия, Франция, Великобритания, Грузия, Венгрия, Ирландская Республика, Израиль, Индия, Ирак, Иран, Исландия, Казахстан, Молдова, Черногория, Мадагаскар, Монголия, Румыния, Сербия, Россия, Руанда, Судан, Швеция, Таджикистан, Туркменистан, Тунис, Турция, Танзания, Украина, Уганда, Соединенные Штаты Америки, Уругвай, Узбекистан и др.
19 1 0,4 Республика Корея
20 4 1,6 Камерун, Япония, Науру, Тайвань
21 11 4,6 Бахрейн, Кипр, Фиджи, Кувейт, Ливан, Малайзия, Оман, Сингапур, Тонга, Самоа и др.
Другое 2 0,8 Объединенные Арабские Эмираты, Государство-город Ватикан
Информация отсутствует 2 0,8 Западная Сахара, Уоллис и Футуна острова
Не применимо 2 0,8 Бруней, Саудовская Аравия
Источник: ACE. The Elektoral Knowlegre Network voting age (перевод и систематизация автора данной статьи).
Как видно из табл. 3, более 80 % стран установили возрастной ценз 18 лет. Случаи допуска более молодых людей к голосованию крайне редки. Также около 5 % государств мира предпочли, чтобы на выборы приходили избиратели более старшего возраста.
Обобщая данные о мировой практике составления списков избирателей, можно выявить как минимум семь ограничений при регистрации избирателей. Эти барьеры лишают определенную часть населения участия в выборах. Сведения о требованиях для регистрации в качестве избирателей (помимо возраста), существующие на национальных выборах, приведены в табл. 4.
Как видно из приведенных в табл. 4 данных, Российская Федерация по вопросу ограничения активного избирательного права граждан придерживается «золотой середины», имея запреты в отношении лиц, не достигших 18 лет, недееспособных и находящихся в местах лишения свободы по приговору суда. Такая же практика применяется в большинстве стран мира, хотя более трети государств считают необходимым наделять избирательным правом только тех граждан, кто проживает на территории страны больше определенного установленного срока.
Таблица 4 .Сведения о требованиях для регистрации избирателей (помимо возраста), существующие на национальных выборах
Требования для регистрации в качестве избирателя Кол-во стран % Страны
Гражданство 213 94,6 Швейцария, Германия, Дания, Эстония, Египет, Испания, Финляндия, Франция, Великобритания, Греция, Хорватия, Венгрия, Ирландская Республика, Израиль, Индия, Ирак, Иран, Исландия, Казахстан, Монголия, Румыния, Сербия, Россия, Украина, Узбекистан и др.
Срок проживания 82 36,4 Антигуа и Барбуда, Ангола, Австралия, Болгария, Чили, Куба, Кипр, Германия, Испания, Ирландская Республика, Исландия, Япония, Лихтенштейн, Нидерланды, Новая Зеландия, Швеция, Уругвай, Соединенные Штаты Америки и др.
Гражданство родителей 7 3,1 Фолклендские острова, Намибия, Оман, Сан-Марино, Южный Судан, острова Теркс и Кайкос, Самоа
Натурализация 25 11,1 Аргентина, Буркина — Фасо, Бразилия, Белиз, Конго, острова Кука, Колумбия, Коста-Рика, Египет, Фолклендские острова, Япония, Кувейт, Ливан, Либерия, США и др.
Другой 76 33,7 Болгария, Бразилия, Канада, Колумбия, Коста-Рика, Алжир, Эстония, Испания, Великобритания, Греция, Венгрия, Ирак, Иран, Италия, Люксембург, Латвия, Молдова, Норвегия, Перу, Пакистан, Сербия и др.
Нет информации 3 1,3 Кипр (Северный), Западная Сахара, Экваториальная Гвинея
Не применимо 3 1,3 Бруней, Саудовская Аравия, Соединенные Штаты Америки (по штатам)
Источник: ACE. The Elektoral Knowlegre Network othe voting requirments (перевод и систематизация автора данной статьи).
Так, законодательство многих стран мира, включая Австралию, Австрию, Бельгию, Канаду, Японию, Норвегию, Испанию, Великобританию, определяет, что «отбытие наказания за совершение уголовного преступления» не позволяет осужденным и отбывающим наказание в тюремно-исправительных учреждениях быть включенным в список избирателей.
В ряде государств, в том числе в Австралии, Бельгии, Италии, Нидерландах, Франции, прежняя судимость не дает права отбывшим уголовное наказание гражданам осуществить свое активное избирательное право. Согласно законодательству некоторых стран, в том числе Аргентины, Беларуси, Мексики, Таиланда, содержание под арестом является препятствием к включению в списки избирателей.
Около сотни государств, согласно действующим законам, ограничивают регистрацию избирателей в связи с признанной судом недееспособностью из-за
психического заболевания. Представляется значимым и тот факт, что военная служба является ограничением при регистрации избирателей в 16 странах, в частности таких, как Бразилия, Испания, Турция. Если лицо обладает более чем одним гражданством, то оно не может иметь активного избирательного права. Именно такое правило существует в ряде стран, к примеру, в Беларуси, Танзании, Чили и др. В Египте, Марокко и Тунисе не имеют права избирать представители судейского корпуса. В Норвегии могут отказать в регистрации избирателю, если он работает на иностранные государства без получения на то согласия правительства.
Необходимо также иметь в виду, что в некоторых государствах предусмотрены ограничения в отношении конкретных должностных лиц. Так, в Испании не вправе избирать некоторые высокопоставленные чиновники, депутаты местных представительных органов и члены избирательных органов. В Англии на всеобщих выборах не могут голосовать члены палаты лордов и королева. Появляется и особая практика работы со списками избирателей. Так, в Нидерландах во время выборов в нижнюю палату парламента страны в 2006 г. комиссии на избирательных участках, например, города Гааги имели не списки избирателей в общепринятом виде, а список лиц, не допущенных к голосованию на основаниях, предусмотренных законом.
Важным элементом в вопросе о списках избирателей является возможность ознакомления граждан с этими списками. Такое положение закреплено в пункте 1 параграфа 25 Федерального закона Австрийской Республики о выборах в Национальный совет 1992 г. Каждый гражданин имеет право «обжаловать невключение, неправильное включение в список или исключение из списка, а также допущенные в списке неточности в данных об избирателе» и подать соответствующее заявление о необходимости внесения исправлений в список в местную избирательную комиссию или в суд. Аналогичная гарантия объективности списков избирателей предусмотрена в законодательстве Российской Федерации, Армении, Кыргызстана.
Анализируя практику ведущих стан мира по упорядочению регистрации избирателей, можно отметить активное введение в действие принципа исключения административных барьеров для регистрации избирателей. К таким барьерам относят: установление крайнего срока представления заявления и иных документов, необходимость внесения регистрационных сборов, длинные очереди и т. п.
Рассматривая институциональные эффекты норм регистрации избирателей необходимо заметить, что в странах, где регистрация избирателей осуществляется на добровольной основе, т. е. когда гражданин сам изъявляет желание зарегистрироваться в качестве избирателя, отмечается довольно низкий уровень активности избирателей. И наоборот, в странах, где регистрация избирателей осуществляется самими государственными органами и является обязательной, наблюдается высокий уровень посещаемости избирательных участков в день голосования.
Что касается дальнейшего развития системы учета избирателей, то использование мирового опыта позволит создать новые формы взаимодействия ор-
ганов власти и избирателей в этой сфере. В первую очередь необходимо рассмотреть вопрос о внедрении новых технологий и идей в организацию процесса регистрации избирателей, в том числе посредством сети Интернет.
Литература
Веденеев Ю. А. и др. Очерки по истории выборов и избирательного права: Учебное пособие. Калуга: Калужский обл. фонд возрождения историко-культурных и духовных традиций «Символ». 2002. 692 с. (Vedeneev Y. А. et al. Essays on the history of elections and suffrage: Textbook. Kaluga Kaluga region. Renaissance Foundation historical, cultural and spiritual traditions of the "Symbol". 2002. 692 p.).
Информационное агентство Zakon.kz. Главной фигурой любой выборной кампании является избиратель — из международного опыта // http://www.zakon.kz/ kazakhstan/88828-glavnojj-figurojj-ljubojj-vybornojj.html (News agency Zakon.kz. Principal figure of any election campaign is voter — from international experience // http://www.zakon.kz/kazakhstan/88828-glavnojj-figurojj-ljubojj-vybornojj.html).
Морозова О. С. Обязательное голосование: мировой опыт и особенности избирательных практик // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2013. № 3. С. 95-100 (Morozo-va O. S. Compulsory voting: world experience and especially electoral practices // Caspian: politics, economy, culture. 2013. N 3. P. 95-100).
ACE. The Elektoral Knowlegre Network. Voter Registration Authority responsible for voter registration // http://aceproject.org/epic en/CDTable?question=VR004&set_ language=en
ACE. The Elektoral Knowlegre Network. Is it compulsory to be on the voters register // http:// aceproject.org/epic-en/CDTable?question=VR008&set_language=en
ACE. The Elektoral Knowlegre Network. Voting age // http://aceproject.org/epic-en/ CDTable?question=VR001&set_language=en
ACE. The Elektoral Knowlegre Network. Other voting requirements // http://aceproject.org/epic-en/CDTable?question=VR002&set_language=en
ПОЯИТЭКС- 2013. Том 9. № 3