Научная статья на тему '«Процесс реформирования российской системы образования совпал с академической революцией в мире, которая кардинально меняет подход к образованию, особенно профессиональному»'

«Процесс реформирования российской системы образования совпал с академической революцией в мире, которая кардинально меняет подход к образованию, особенно профессиональному» Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
201
8
Поделиться
Ключевые слова
RUSSIAN VOCATIONAL EDUCATION'S REFORM / TENDENCIES OF THE WORLD ECONOMY'S DEVELOPMENT / DEVELOPMENT OF INFORMATION SOCIETY / DRIVERLESS VEHICLES / ALTERNATIVE SOURCES OF ENERGY / BOLOGNA AGREEMENTS / REDISTRIBUTION OF LABOR RESOURCES / RELEASE OF LABOR RESOURCES / STAFF RE-TRAINING / STATE EDUCATIONAL STANDARDS / MODERNIZATION OF SCIENCE / VOCATIONAL AND VALUE POSITIONING OF STUDENTS / VOCATIONAL PLANS OF STUDENTS / РЕФОРМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ / РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА / БЕСПИЛОТНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА / АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ / БОЛОНСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ / ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ / ВЫСВОБОЖДЕНИЕ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ / ПЕРЕПОДГОТОВКА ПЕРСОНАЛА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / МОДЕРНИЗАЦИЯ НАУКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Кох Иван Адамович

Отечественная система образования переживает достаточно тяжёлые времена. Советская школа разрушается, на смену приходят европейские тенденции. Порой внедрение новшеств происходит на неподготовленную почву или инновации не адаптированы под российский менталитет. «Основополагающим противоречием российского образования в условиях перехода к рыночным формам хозяйствования становится узкопрофильность. Некритичная реализация зарубежного опыта фактически лишает или сужает возможности переквалификации человека, что крайне важно в условиях динамично развивающейся экономики и быстрого устаревания многих традиционных профессий. Если ранее получивший профессиональное образование человек мог всю жизнь проработать по своей специальности (и даже возникали семейные династии!), то в современной экономике это будет происходить все реже и реже», убежден доктор социологических наук, профессор Иван Кох. Мы пригласили И.А. Коха в гости к «Дискуссии», чтобы подробнее поговорить на эту тему. Несмотря на 25-летие реформ системы образования в России содержание и организация как среднего, так и высшего профессионального образования вызывает много вопросов, считает гость журнала. Наиболее очевидными для многих являются два момента. Первый планомерное снижение финансирования, отсюда постоянный недостаток средств, низкая зарплата преподавателей и проблемы с приобретением учебного оборудования (последнее прежде всего касается технических вузов, гуманитарным проще). Второй момент постоянное снижение качества образования, причем и школьников, и студентов. В действительности, проблемы российского образования лежат еще глубже. Они связаны с тем, что содержание образования в России в последние 25 лет подвергалось большой трансформации, связанной с переходом от плановой к рыночной экономике. Эти процессы по времени совпадали с академической революцией в мире, которая кардинально меняет подход к образованию, особенно профессиональному.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Кох Иван Адамович,

“RUSSIAN SYSTEM OF EDUCATION’S REFORMING PROCESS HAS COINCIDED WITH AN ACADEMIC REVOLUTION IN THE WHOLE WORLD, WHICH CHANGES DRAMATICALLY AN APPROACH TO EDUCATION, AND THE VOCATIONAL TYPE IN PARTICULAR”

The domestic educational system undergoes hard times. The Soviet school is wrecking and the European tendencies are coming. Sometimes introduction of novelties comes to unprepared ground or innovations aren’t adapted to Russian mentality. “The basic controversy of Russian education in the conditions of transition to market forms of economy is non-diversification type of work. Uncritical realization of foreign experience deprives or narrows people’s opportunity to re-training, what is dramatically crucial in the conditions of dynamically changing economy and the most part of traditional occupations’ coming out-of-date. Earlier a person with vocational occupation could work during a whole life (even family dynasties appeared), but today it can happen very seldom ”, Ivan Koch believes, Doctor of Social Sciences and Professor. We have invited I. A. Koch to our journal “Discussion” in order to talk in details about this topic. Our guest thinks that despite the 25 years anniversary of Russian educational system the content and organization of secondary and higher vocational education have many issues. The most evident issues are two of them. The first one is systematic reduction of financing; it leads to constant lack of funds, lecturers’ low wages and problems with equipment (the last point is closely connected with technical programs; for humanitarian education programs it is not significant). The second issue is a constant decline of education’s quality both schoolchildren and students. Actually, the problems of Russian education are greater. These issues are connected with the fact of great transformation during last 25 years; it is transition from the planned economy to the market one. These processes have coincided with an academic revolution in the whole world, which changes dramatically an approach to education, and the vocational type in particular.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему ««Процесс реформирования российской системы образования совпал с академической революцией в мире, которая кардинально меняет подход к образованию, особенно профессиональному»»

«ПРОЦЕСС РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ СОВПАЛ С АКАДЕМИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИЕЙ В МИРЕ, КОТОРАЯ КАРДИНАЛЬНО МЕНЯЕТ ПОДХОД К ОБРАЗОВАНИЮ, ОСОБЕННО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ»

КОХ Иван Адамович

доктор социологических наук, профессор кафедры теории и социологии управления Уральской академии государственной службы (УрАГС), заведующий кафедрой философии и культурологии и руководитель социологической лаборатории Уральского государственного горного университета. Почетный работник высшего профессионального образования

Образование, профессиональная и научная карьера

Окончил Свердловский горный институт им. В.В. Вахрушева (1971 год) по специальности «горный инженер» и аспирантуру философского факультета Уральского государственного университета (1975-1978 годы). После окончания института работал в 1971-1992 годах в Свердловском горном институте, сначала ассистентом кафедры философии (1971-1975 годы), в 1982-1992 годах - доцентом той же кафедры; в 1992-1999 годах - в Уральской академии государственной службы заведующим лабораторией социологического мониторинга, по совместительству - доцентом кафедры социологии и психологии, а с 1997 года - заместителем заведующего кафедрой социологии и психологии. С 1999 года по настоящее время - заведующий кафедрой философии и культурологии Уральского государственного горного университета (УГГУ). С 2009 года по настоящее время основное место работы - профессор кафедры теории и социологии управления Уральского института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы.

Область научных интересов

Социология управления, социальные проблемы государственного и муниципального управления, конфликтология, философия, профессиональная этика

Научная деятельность

Кандидатская диссертация «Нравственные аспекты организационных отношений» (1989), докторская диссертация «Институциональная эффективность социального управления в муниципальном образовании» (2006).

Прошел стажировку по международным программам ТАСШ (Франция, Италия, Испания -1996). В 2000 и 2008 годах - двухмесячные научные стажировки в Институте социологии Гамбургского университета (Германия). В 2011 и 2012 годах - двухнедельные стажировки в Академии политических наук (Германия). В 2017 году - месячная научная стажировка во Фрайбергской горной академии - техническом университете (Германия). Разработал и читал следующие учебные курсы: социология; основы менеджмента, социология управления; управление персоналом; управление конфликтами в организации; психология управления, профессиональная этика и ряд спецкурсов. Имеет опыт чтения лекций в системе повышения квалификации ИТР (ИПК). Провел большое количество социологических исследований по проблемам государственного и муниципального управления, социальному планированию, по изучению общественного мнения. Принимал участие и руководил проведением хоздоговорных исследований. Активно участвует в научных конференциях. Стаж научно-педагогической работы в вузе - 46 лет. Имеет более 170 опубликованных научных работ, в том числе 8 монографий, 3 учебных пособия

Отечественная система образования переживает достаточно тяжёлые времена. Советская школа разрушается, на смену приходят европейские тенденции. Порой внедрение новшеств происходит на неподготовленную почву или инновации не адаптированы под российский менталитет. «Основополагающим противоречием российского образования в условиях перехода к рыночным формам хозяйствования становится узкопрофильность. Некритичная реализация зарубежного опыта фактически лишает или сужает возможности переквалификации человека, что крайне важно в условиях динамично развивающейся экономики и быстрого устаревания многих традиционных профессий. Если раньше получивший профессиональное образование человек мог всю жизнь проработать по своей специальности (и даже возникали семейные династии!), то в современной экономике это будет происходить все реже и реже», - убежден доктор социологических наук, профессор Иван КОХ. Мы пригласили И. А. Коха в гости к «Дискуссии», чтобы подробнее поговорить на эту тему.

- Иван Адамович, долгое время наша система образования считалась одной из лучших в мире. Но сейчас ее не ругает только ленивый. На Ваш взгляд, в чем самая главная беда?

- Несмотря на 25-летие реформ системы образования в России, содержание и организация как среднего, так и высшего профессионального образования вызывает много вопросов. Наиболее очевидными для многих являются два момента. Первый -планомерное снижение финансирования, отсюда постоянный недостаток средств, низкая зарплата преподавателей и проблемы с приобретением учебного оборудования (последнее прежде всего касается технических вузов, гуманитарным проще). Второй момент - постоянное снижение качества об-

разования, причем и школьников, и студентов. В действительности проблемы российского образования лежат еще глубже. Они связаны с тем, что содержание образования в России в последние 25 лет подвергалось большой трансформации, связанной с переходом от плановой к рыночной экономике. Эти процессы по времени совпали с академической революцией в мире, которая кардинально меняет подход к образованию, особенно профессиональному.

Проблемы образования в России особенно остро стоят еще и потому, что произошел всплеск спроса на дипломы о высшем образовании. В какой-то мере это тоже отражает мировые тенденции, но возникает вопрос, с чем данный факт связан. Здесь необходимо вспомнить об особенностях мировой

экономики, которые оказали большое влияние на развитие образования в мире в последние годы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во-первых, это все более широкое использование альтернативных источников энергии вместо невосполняемых ресурсов -нефти и газа, которые сегодня являются основными энергоносителями. Началось это еще в Западной Европе, где вопросы экологии стояли наиболее остро. Поэтому ветряные электростанции и солнечные батареи в большом количестве используются в Голландии, Германии, других странах, особую перспективу имеют гибридные солнечно-ветряные электростанции. Сегодня лидером по использованию альтернативных источников энергии все чаще называют Китай.

К чему приведет массовый переход на альтернативные источники энергии? К тому, что исчезнут многие профессии, связанные с нефтегазовой промышленностью. Снижение потребности в нефти и газе коснется Россию в первую очередь, поскольку у нас нефтегазовый комплекс играет огромную роль в экономике, составляет основу государственного бюджета страны. Это может произойти очень скоро: одни говорят - через 10 лет, другие - через 20-30, но все сходятся на том, что к 2050-му году потребление нефти и газа будет сведено к минимуму.

Во-вторых, двигатели внутреннего сгорания во всем мире все больше вытесняются электрическими. Появились электрокары, гибридные двигатели. Пока такую технику мало используют, поскольку она имеет ряд недостатков, в частности, высокую стоимость и малую емкость аккумуляторов. Если технические проблемы будут решены, то электрокары заменят двигатели внутреннего сгорания на автотранспорте. Многие эксперты считают, что электрический автомобиль является серьезной альтернативой и составляет прямую конкуренцию привычному двигателю внутреннего сгорания из-за экологических проблем на планете. Специалисты обоснованно полагают, что это всего лишь вопрос времени, поскольку на фоне глобального экологического и топливного кризиса электромобили очень быстро отодвинут поршневые моторы на второй план. Уже сегодня электромобиль способен про-

ехать 140-160 км без подзарядки со скоростью около 70 км/час.

Третья важная тенденция развития мировой экономики - использование беспилотных транспортных средств. Они существенно изменят наш мир. Дело в том, что по статистике одной из самых массовых профессий в России является профессия водителя. Но по мере внедрения беспилотного транспорта востребованность водителей на рынке труда будет снижаться.

Четвертая особенность мировой экономики - развитие искусственного интеллекта, роботизация, автоматизация производственных процессов. Вершина этого -появление ЗЭ-принтеров, которые умеют не только торт «испечь», но и дом «построить» из металла и бетона. Оборудование такое, конечно, стоит дорого, но его использование сделает производство более рентабельным. В результате многие профессии, например, строительные, тоже станут ненужными.

И, наконец, пятое изменение. В условиях развития современного информационного общества и цифровой экономики могут исчезнуть многие профессии, например, диспетчеры и другие многочисленные посредники. Уже сейчас мы используем мобильные приложения, которые помогают заказать такси, получить справку по разным вопросам. Дальше доля сервисного, вспомогательного труда будет еще более сокращаться, связь клиента с исполнителем услуги будет происходить без посредников. Все вместе это приведет к массовому высвобождению работников, сокращению рабочих мест, а в конечном счете потребует изменения системы профессионального образования.

- Какие изменения ей необходимы?

- Во-первых, уменьшится количество работающих, сократится рабочий день. Все случится еще при жизни нынешнего молодого поколения - в ближайшие 20-30 лет. Произойдет массовое высвобождение трудовых ресурсов. Естественно, встанет вопрос, как содержать людей. Неслучайно в мире высказываются такие парадоксальные на первый взгляд предложения, как взымать налоги и пенсионные взносы

с роботов. Одним из первых это предложил Билл Гейтс. Недавно я был в Тюмени на нефтеперегонном заводе, там практически нет персонала - только техника! Людей очень мало, в основном, диспетчеры, наладчики, ремонтники, причем практически все с высшим образованием.

- То есть произойдет перераспределение трудовых ресурсов?

- Совершенно верно. За людей будут работать роботы. Там, где их много, работодатели будут платить повышенные налоги, чтобы можно было обеспечить прожиточный минимум безработным.

Вторая особенность: в будущем каждый человек должен быть готов к смене профессии. Таких людей, которые работали бы всю жизнь на одном месте, будет очень мало. Время трудовых династий безвозвратно ушло. Раньше целые поколения в семье трудились на одном поприще, трудовые династии сознательно взращивались, ими гордились, это была трудовая доблесть. Сегодня о подобном мы слышим все реже и реже. Люди должны быть готовы к переменам - и психологически, и интеллектуально. Отходить от старого нужно уже сейчас, не случайно сегодня активно развивается сеть дополнительного профес-

сионального образования. В этом плане нам необходимо пересмотреть отношение к Бо-

лонским соглашениям.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- ???

- С самого начала Болонские соглашения были задуманы для того, чтобы за 4 года давать высшее профессиональное образование для работы на определенном рабочем месте. Болонская система предполагает два этапа обучения: на первом -формирование общекультурных и общепрофессиональных компетенций, на втором - профессиональных. Но так или иначе Болонская система сократила время обучения - с 5 лет до 4 (в ряде европейских университетов, например, в ряде университетов в Германии, бакалавриат сокращен до 3 лет) - и настроила на углубление специализации. То есть мы сейчас выпускаем узкопрофильных специалистов. К сожалению, этот подход устарел, но у нас даже школы стремятся к специализации. Кстати, советская система давала более широкие знания. И после окончания вуза выпускник мог запросто работать по другой специальности. Советская система в этом плане выигрывала. А сегодня на бакалавра по-прежнему смотрят как на недоученного специалиста.

- Мы слепо скопировали чужой опыт...

- Да, мы не продолжили его и не продвинули. Мне много раз доводилось бывать за рубежом, в разных университетах Европы. Там человек после окончания университета приходит на производство, год-два работает и его посылают на переподготовку или повышение квалификации, где он расширяет круг своих знаний и сферу своей деятельности, что в конечном счете обеспечивает ему карьеру.

- Если не ошибаюсь, у нас тоже практикуется подобное. Например, в Техническом университете УГМК.

- Действительно, ряд организаций ведет планомерную подготовку и переподготовку своих специалистов, но таких предприятий - по пальцам пересчитать, потому что дорого. Крупные предприятия вынуждены этим заниматься, поскольку необходимо предусматривать высвобождение людей при внедрении новых технологий, необходимы превентивная переподготовка персонала и систематическое повышение квалификации. Они заранее готовят людей к смене рода деятельности. То есть человек еще работает на старом месте, но его уже готовят к новому. Такие учебные заведения у нас есть, но их, повторяю, пока мало. Эту задачу призвана выполнять и сеть появившихся организаций по дополнительному профессиональному образованию и повышению квалификации. В Европе же дело давно поставлено на широкую ногу. Для них это в порядке вещей. Подытоживая, скажу, что именно эти сдвиги в экономике неизбежно вызовут большие изменения в системе профессионального образования. Болонская система была хороша лишь для конца XX века, когда была востребована узкая специализация.

Другая перемена в системе образования связана с тем, что в современном обществе выросла доля работающих в сфере услуг. Тут впереди всех Европа и США. В странах Евросоюза и США доля занятых в сфере услуг составляет 74 и 81% от всего трудоспособного населения. В Японии этот показатель достигает 71%, а в странах с неразвитой эко-

номикой доля сферы услуг составляет менее 50%. Например, в Киргизии этот показатель составляет 48%, а в Таджикистане в сфере услуг занято всего лишь 27% трудоспособного населения. В Российской Федерации в 2014 году в сфере услуг работали 65% занятых в экономике граждан. Однако здесь следует учесть состояние промышленности и уровень занятости, другие особенности современной российской экономики.

Развитие этой сферы привело к тому, что появилась потребность в кадрах. А кто их готовит? Есть, конечно, специализированные сферы услуг, например, медицина, образование, которые располагают специализированными учебными заведениями. Сфера торговли потребовала специалистов совершенно иного уровня, чем в советские времена. Человек, который занимается реализацией сложной бытовой техники, должен иметь соответствующие технические знания. Так произошел резкий отток людей с высшим образованием в сферу услуг В 90-х годах у нас пышным цветом расцвели негосударственные вузы. Качество образования в некоторых из них не соответствовало необходимому уровню.

- Тогда появился новый тренд - фактически все выпускники школ отправлялись учиться в высшие учебные заведения.

- Какое-то время все это допускалось органами власти, поскольку стояла задача резко увеличить количество людей с высшим образованием. Однако снижение качества высшего профессионального образования потребовало разработки новых образовательных стандартов. Повышение требований к вузам, к качеству образовательного процесса привело к тому, что некоторые вузы, в первую очередь филиалы университетов, перестали им соответствовать. Это явилось основанием для их закрытия. Поэтому в последние годы многие вузы были закрыты. Второе обстоятельство, благодаря которому возникла необходимость в увеличении числа людей с высшим образованием, - растущие требования к специалистам на рынке труда. Экономика развивается, технологии становятся сложнее. Великий математик Лобачевский закончил среднюю

школу в 14 лет, а в 17 закончил университет. Для того времени это было нормально. А сегодня учиться в университете надо 4-5 лет, требуется более основательная подготовка специалистов с высшим образованием.

В современном мире человеческое существование приобрело глобальный характер. Идеи глобализации все шире распространяются как в развитых, так и в развивающихся странах. Одна из целей глобализации состоит в выравнивании экономического и социального развития, уровня жизни населения различных стран. Глобализация призвана минимизировать негативные последствия неравномерности развития разных стран и регионов, содействовать движению государств по пути общественного прогресса. В процессах глобализации центральное место отводится общему и профессиональному образованию, в связи с чем разрабатываются единые стандарты образования, ориентированные на сотрудничество и взаимодействие народов различных стран с учетом государственных интересов.

В этой связи представляется целесообразным внимательнее посмотреть на основные тренды и проблемы современной гло-бальной академической революции. В сло-

жившихся противоречивых условиях речь идет, прежде всего, о новой системе высших учебных заведений, в которой выделяются три уровня: высший, средний и низший. На вершине пирамиды находятся университеты, которые дают элитное образование. В России это федеральные и национальные университеты. Им даны более широкие права в части создания собственных учебных программ. Они имеют возможность привлекать более подготовленных преподавателей и набирать наиболее подготовленных студентов за счет государственного финансирования, включая государственный заказ на подготовку специалистов, то есть выделение бюджетных мест для поступающих. Им предоставлено право проводить отбор лучших студентов из других вузов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В эту же группу входят национальные исследовательские университеты, которых насчитывается в настоящее время 29. Их основная задача - научно-исследовательская работа, которая ведется параллельно с образовательным процессом. И уже сегодня национальные исследовательские университеты получают значительное финансирование, сопоставимое с академическими институтами.

Как относиться к новой тенденции? Думаю, скорее положительно, потому что преподаватель, который занимается научной деятельностью, стоит на переднем крае науки, более интересен и полезен для студентов, более квалифицированно проводит учебные занятия.

Второй уровень вузов - это региональные университеты, которые в основном обеспечивают специалистами соответствующий регион. Они также ведут научно-исследовательскую работу, преимущественно прикладного характера.

Наконец, третий уровень, самый массовый и лежащий в сновании пирамиды, -это базовые университеты. Сюда войдут все оставшиеся государственные и негосударственные учебные заведения. Они ориентированы на массовую университетскую подготовку, подготовку специалистов с высшим образованием для различных сфер народного хозяйства.

Одно из направлений проводимой реформы - укрупнение университетов всех уровней, особенно федеральных и региональных. Этот процесс интенсивно проходит в последние 10 лет и далек от завершения. В настоящее время фокус укрупнения вузов сосредоточен на региональных университетах. Ожидается, что концентрация ресурсов позволит повысить эффективность образовательной деятельности и научно-исследовательской работы.

- Нужна ли нам постоянная смена государственных образовательных стандартов? Каковы ориентиры нового ФГОСа?

- Нынешней зимой мы ждем выхода нового стандарта - ФГОС-3++. Быстрая смена государственных образовательных стандартов в последние 10 лет создает ненужную суету. Большая беда в том, что преподавателям требуется очень много времени на разработку и освоение новых стандартов. Было бы гораздо полезнее, если бы это время использовалось на работу со студентами. С другой стороны, государственные образовательные стандарты - это своеобразная защита от плохого преподавателя. Они ставят преподавателя в определенные рамки, обеспечивают обучающемуся заданный уровень,

содержание и качество образования. Ожидается, что новые стандарты предусматривают большую свободу выбора дисциплин университетом (региональный компонент), что позволит вузу более полно учитывать в программе обучения интересы региона и интересы студентов.

- К вопросу об интересах студентов. Я знаю, что социологическая лаборатория, которой Вы руководите, проводила исследования профессионально-ценностных ориентаций студенческой молодежи. Какую оценку дают студенты российской высшей школе?

- Проведенные нами в Уральском горном университете опросы студентов и преподавателей показывают, что в целом дается положительная оценка процессу образования. В частности, так считают две трети опрошенных студентов. Четверть опрошенных студентов заявили, что им интересно учиться в университете. В основном студенты, скорее, удовлетворены учебным процессом, однако отмечают и ряд проблем.

Опрос показал, что значительная часть студентов обеспокоена возможностями своего трудоустройства после окончания университета. Только треть опрошенных студентов полагаются на предоставляемую университетом помощь в трудоустройстве по завершению образовательной подготовки.

Динамика профессионально-ценностных ориентаций студентов по результатам нашего опроса определяется рядом ключевых показателей. Во-первых, степенью осознанности выбора студентами своей специальности. Во-вторых, непосредственным отношением студентов к получаемой специальности. Оно определяется степенью их удовлетворенности сделанным выбором, личной и общественной оценкой престижности профессии, отсутствием или наличием у них желания сменить специальность и ее востребованностью на российском рынке труда. В-третьих, существующими в сознании молодых людей представлениями и ожиданиями, касающимися их профессиональной самореализации в будущем. Среди наиболее значимых критериев оценки престижности профессии лидирующими

оказались высокая оплата труда и ее востребованность на рынке труда, а также высокий социальный статус, который придает профессия.

Новые тенденции в профессиональном образовании и веяния рынка труда проявляются и в том, что помимо профессиональной занятости приоритетным является желание будущих специалистов открыть свое дело, получить вторую профессию (около трети опрошенных) и уехать учиться или работать

за границу (пятая часть опрошенных). В любом случае профессиональное образование должно отвечать, с одной стороны, интересам учащейся молодежи, а с другой - требованиям и вызовам рынка труда. Модернизация образования является в настоящее время ведущей идеей и главной задачей образовательной политики в России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Беседовала Ольга Иванова

«ПРОЦЕСС РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ СОВПАЛ С АКАДЕМИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИЕЙ В МИРЕ, КОТОРАЯ КАРДИНАЛЬНО МЕНЯЕТ ПОДХОД К ОБРАЗОВАНИЮ, ОСОБЕННО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ»

Кох И.А., доктор социологических наук, профессор кафедры теории и социологии управления

Уральской академии государственной службы, заведующий кафедрой философии и культурологии

и руководитель социологической лаборатории Уральского государственного горного университета

Отечественная система образования переживает достаточно тяжёлые времена. Советская школа разрушается, на смену приходят европейские тенденции. Порой внедрение новшеств происходит на неподготовленную почву или инновации не адаптированы под российский менталитет. «Основополагающим противоречием российского образования в условиях перехода к рыночным формам хозяйствования становится узкопрофильность. Некритичная реализация зарубежного опыта фактически лишает или сужает возможности переквалификации человека, что крайне важно в условиях динамично развивающейся экономики и быстрого устаревания многих традиционных профессий. Если ранее получивший профессиональное образование человек мог всю жизнь проработать по своей специальности (и даже возникали семейные династии!), то в современной экономике это будет происходить все реже и реже», - убежден доктор социологических наук, профессор Иван Кох. Мы пригласили И.А. Коха в гости к «Дискуссии», чтобы подробнее поговорить на эту тему. Несмотря на 25-летие реформ системы образования в России содержание и организация как среднего, так и высшего профессионального образования вызывает много вопросов, считает гость журнала. Наиболее очевидными для многих являются два момента. Первый - планомерное снижение финансирования, отсюда постоянный недостаток средств, низкая зарплата преподавателей и проблемы с приобретением учебного оборудования (последнее прежде всего касается технических вузов, гуманитарным проще). Второй момент - постоянное снижение качества образования, причем и школьников, и студентов. В действительности, проблемы российского образования лежат еще глубже. Они связаны с тем, что содержание образования в России в последние 25 лет подвергалось большой трансформации, связанной с переходом от плановой к рыночной экономике. Эти процессы по времени совпадали с академической революцией в мире, которая кардинально меняет подход к образованию, особенно профессиональному.

Ключевые слова: реформа профессионального образования в России, тенденции развития мировой экономики, развитие информационного общества, беспилотные транспортные средства, альтернативные источники энергии, Болонские соглашения, перераспределение трудовых ресурсов, высвобождение трудовых ресурсов, переподготовка персонала, государственные образовательные стандарты, модернизация науки, профессионально-ценностные ориентации студентов, профессиональные планы студентов.

"RUSSIAN SYSTEM OF EDUCATION'S REFORMING PROCESS HAS COINCIDED WITH AN ACADEMIC REVOLUTION IN THE WHOLE WORLD, WHICH CHANGES DRAMATICALLY AN APPROACH TO EDUCATION, AND THE VOCATIONAL TYPE IN PARTICULAR"

Koch I.A., Doctor of Sociology, Professor of the department of theory and sociology of management, Ural Academy of State Service, the head of the department of philosophy and cultural studies, the director of sociological laboratory of Ural State Mining University

The domestic educational system undergoes hard times. The Soviet school is wrecking and the European tendencies are coming. Sometimes introduction of novelties comes to unprepared ground or innovations aren't adapted to Russian mentality. "The basic controversy of Russian education in the conditions of transition to market forms of economy is non-diversification type of work. Uncritical realization of foreign experience deprives or narrows people's opportunity to re-training, what is dramatically crucial in the conditions of dynamically changing economy and the most part of traditional occupations' coming out-of-date. Earlier a person with vocational occupation could work during a whole life (even family dynasties appeared), but today it can happen very seldom", - Ivan Koch believes, Doctor of Social Sciences and Professor. We have invited I. A. Koch to our journal "Discussion" in order to talk in details about this topic. Our guest thinks that despite the 25 years anniversary of Russian educational system the content and organization of secondary and higher vocational education have many issues. The most evident issues are two of them. The first one is systematic reduction of financing; it leads to constant lack of funds, lecturers' low wages and problems with equipment (the last point is closely connected with technical programs; for humanitarian education programs it is not significant). The second issue is a constant decline of education's quality both schoolchildren and students. Actually, the problems of Russian education are greater. These issues are connected with the fact of great transformation during last 25 years; it is transition from the planned economy to the market one. These processes have coincided with an academic revolution in the whole world, which changes dramatically an approach to education, and the vocational type in particular.

Key words: Russian vocational education's reform, tendencies of the world economy's development, development of information society, driverless vehicles, alternative sources of energy, Bologna agreements, redistribution of labor resources, release of labor resources, staff re-training, state educational standards, modernization of science, vocational and value positioning of students, vocational plans of students.