Научная статья на тему 'Процесс подготовки и вхождения в ВТО стран постсоциалистического пространства'

Процесс подготовки и вхождения в ВТО стран постсоциалистического пространства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пчельникова О. С.

Вступление в ВТО стран с трансформационной экономикой является предметом острых дискуссий и споров, особенно в условиях расширения движения антиглобалистов. Однако глобализация мирового хозяйства, одним из проявлений которой выступает расширение состава стран — участниц ВТО, — факт свершившийся и имеющий в целом позитивный характер. ВТО функционирует с января 1995 г. после многолетних переговоров в рамках Уругвайского раунда ГАТТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Процесс подготовки и вхождения в ВТО стран постсоциалистического пространства»

УДК 330.15

Н.И. Пляскина

ИЭОПП СО РАН, Новосибирск

МЕТОДОЛОГИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ОСВОЕНИЯ НЕДР ПЕРСПЕКТИВНЫХ НЕФТЕГАЗОДОБЫВАЮЩИХ РАЙОНОВ

Актуальность предлагаемого исследования обусловлена возрастающей значимостью освоения недр перспективных нефтегазодобывающих районов (НГДР) и их ролью в обеспечении энергетической безопасности России. Анализ развития ТЭК России, состояния подготовки запасов, законодательного регулирования природопользования показывает недостаточную эффективность управления государственным фондом недр и снижение роли государственного регулирования в области воспроизводства минерально-сырьевой базы [1]:

- Основной объем финансирования геологоразведочных работ (ГРР) осуществляется частными компаниями, которые ведут работы преимущественно на лицензионных участках, доля их в финансировании возросла до 55% в 2003 г., при сокращении федерального бюджета до 9,4% соответственно;

- Действующая налоговая система не стимулирует компании к воспроизводству запасов, поскольку основана на единой для всех ставке налога на добычу полезных ископаемых по внутреннему рынку без учета условий разработки месторождений и обусловливает их зависимость от конъюнктуры мирового рынка на углеводородное сырье;

- Фактически отсутствует четкая политика государства по отношению к недропользователям в области рационального использования недр.

Устойчивое обеспечение экономики страны топливно-энергетическими ресурсами при возрастающем спросе и высокой инерционности минеральносырьевого комплекса вызывает необходимость рационального вовлечения в хозяйственный оборот углеводородных ресурсов перспективных НГДР и является стратегической задачей государства, несмотря на переход значительного количества добывающих предприятий ТЭК в частную собственность. Это предопределяет необходимость совершенствования методологии прогнозирования и подходов к их освоению как единой системы природопользования, инфраструктурной обеспеченности с учетом экономических, экологических и правовых аспектов.

Учитывая относительную обособленность вводимых в разработку НГДР, начальный этап их развития, отсутствие производственной и социальной инфраструктуры, в работе предлагается методология прогнозирования освоения недр перспективных добывающих районов как комплексной программы долгосрочного развития, отражающей последовательность этапов освоения недр. Создана организационная схема разработки вариантов программы НГДР

и инструментарий для прогнозирования комплексного освоения углеводородных ресурсов перспективных НГДР в виде системы моделей формирования программы (рис. 1).

Модельный комплекс адаптирован к новым условиям хозяйствования, которые представлены блоком входных параметров в систему моделей. Выделены пять последовательных стадий прогноза, для каждой приведены экономико-математические модели [2]. Ядром системы моделей являются имитационная модель разработки отдельного месторождения и сетевая модель программы вовлечения в хозяйственный оборот углеводородных ресурсов НГДР.

Имитационная модель является генератором вариантов добычи и определения экономических показателей по этапам развития с учетом гидродинамических условий пласта, особенностей недропользования, ограниченности и неопределенности запасов и дебитов скважин.

Сетевая модель программы осуществляет согласование во времени по ресурсам и мощностям процесс функционирования месторождений с проведением геологоразведочных работ, строительством трубопроводов, созданием объектов инфраструктуры и других обеспечивающих отраслей.

Допустимое расписание всех работ и событий, описанных в сетевой модели, можно интерпретировать как скоординированную во времени совокупность инвестиционных проектов добывающих и сервисных компаний, а сам календарный план может использоваться в двух режимах:

- Как условный прогноз реализации инвестиционной программы при благоприятных режимах инвестирования,

- Как организационный механизм реализации программы освоения для координации деятельности различных компаний со стороны администрации программы.

Система расчетов дополнена блоком оценки эффективности программы и выбора наилучшего варианта с использованием методов анализа инвестиционных проектов.

ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ

Гипотеза развития народного хозяйства (темпы роста

ВВП)

налоговая

система

конъюнктура

рынка

потребность

в

углеводородно

технико-

экономические

показатели

геологические параметры (запасы, дебиты, геологопромысловые характерис-' -, _ тики) -

экологические

нормативы

ИНСТРУМЕНТАРИИ

ФОРМИРОВАНИЕ СЦЕНАРИЕВ

ОМММ-ТЭК

Определяются:

• Объемы добычи углеводородных ресурсов по НГДР;

• Объемы и направления транспортировки

Имитационная Имитационная

модель модель

разработки 1-го разработки ^го

месторождения ... месторождения

Определяются:

• ГРР, объемы эксплуатационного бурения, динамика добычи;

• Капитальные и эксплуатационные затраты;

Сроки ввода месторождений в разработку

Выбор эффективного варианта программы

Определяются:

• Динамика выпускаемой продукции и потребляемых ресурсов;

• Оценка эффективности инвестиций;

• Расписание выполнения мероприятий программы

РЕЗУЛЬТАТЫ

Прогнозирование

освоения

углеводородных

ресурсов

добывающего

района:

• динамика добычи

углеводородных

ресурсов;

• ГРР, объемы бурения;

>

• потребности в основных ресурсах в территориальном и отраслевом разрезе;

• сроки ввода мощностей;

• показатели эффективности инвестиций;

• выбор эффективного варианта

природопользован

ия

и формирование стратегии вовлечения в хозяйственный оборот

углеводородных

Рис. 1. Система моделей формирования программы комплексного освоения углеводородных ресурсов добывающего района

На основе полученных решений формируется стратегия освоения ресурсов НГДР и вырабатываются рекомендации к изменению системы государственного регулирования природопользования.

Предлагаемый подход позволяет оценить альтернативные сценарии освоения добывающего района с учетом потребностей народного хозяйства в углеводородных ресурсах, опережающего выполнения научноисследовательских и проектно-изыскательских работ, своевременного проведения ГРР и подготовки сырьевой базы, развития обеспечивающих отраслей, выбрать эффективную стратегию природопользования и определить сроки ввода объектов в эксплуатацию, динамику потребляемых ресурсов и добываемого сырья; оценить нагрузку на окружающую природную среду, социальную сферу, строительную базу, транспортную и энергетическую системы района; осуществлять оперативное управление ходом выполнения программы.

Данный модельный комплекс использован для разработки прогноза и программы освоения углеводородных ресурсов севера Западной Сибири. Были разработаны и применены:

- Имитационная модель формирования вариантов разработки отдельного месторождения, алгоритм и компьютерная программа расчетов.

- Сетевая модель программы освоения углеводородных ресурсов полуострова Ямал представлена в виде сетевого графа, имеющего блочномодульную структуру.

Площадь нефтегазоносных земель Ямальского НГДР составляет 65%, открыто 26 месторождений углеводородов, потенциальные запасы которых позволяют обеспечить более 35% добычи природного газа и около 5% добычи нефти России.

Сформировано 3 сценария добычи углеводородных ресурсов, по каждому рассмотрено множество вариантов, отличающихся развитием обеспечивающих отраслей и экономическими условиями: ценами на углеводородные ресурсы, условиями финансирования, кредитования, налогообложения, темпами инфляции.

Выработана стратегия рационального природопользования Ямальского НГДР, в которой режимы извлечения углеводородных ресурсов и прогнозируемые объемы добычи нефти и газа согласованы с необходимым инфраструктурным обустройством территории, масштабами и темпами проведения геологоразведочных работ, комплексом природоохранных мероприятий.

Проведенные расчеты позволяют сделать следующие выводы:

- По масштабности, сложности и объемам инвестиций программа освоения углеводородных ресурсов перспективного НГДР является высоко капиталоемкой;

- Для поддержания стабильной добычи углеводородных ресурсов необходимо увеличить объемы поисково-разведочного бурения в 4,0-5,5 раза,

величину капитальных вложений (КВ) в геологоразведку до 4% от общего объема;

- Основная доля КВ приходится на инфраструктурные отрасли (около 50%). Наиболее капиталоемким является трубопроводный транспорт (42,5%), отмечается его высокая эластичность к изменению целевых показателей программы. Важна своевременность инвестиций в инфраструктурные отрасли, иначе освоение месторождений будет откладываться и возникнет проблема замещения ресурсов Ямала в ТЭБ страны;

- При сложившихся экономических и институциональных условиях реализация программы неэффективна, окупаемость ее достигается лишь при постепенном увеличении внутренней цены газа для потребителя к концу рассматриваемого периода в 3 раза;

- Выявлена высокая чувствительность программы освоения Ямала к системе экономического регулирования. При снижении налога на прибыль до 15% и максимальном темпе инфляции чистый дисконтированный доход (ЧДД) возрастает на 30%. Переход к финансированию за счет частичного кредитования при 15% процентной ставке снижает ЧДД в пределах 25%, уменьшение темпов инфляции при сохранении внешних условий приводит к росту ЧДД на 7-20%.

Сложность освоения углеводородных ресурсов новых НГДР, их высокая национальная значимость обусловливают необходимость разработки

программ для их освоения и повышения роли государства в области законодательного закрепления экономико-правового регулирования процесса недропользования в направлении стимулирования воспроизводства запасов, природоохранной политики и привлечения инвестиций. В области правового регулирования процесса недропользования рекомендуется:

- Включать в лицензионные соглашения на разработку месторождений

и проведение геологоразведочных работ экологические нормативы,

учитывающие специфику природной среды, а также технологические нормативы рационального (неистощительного) режима извлечения

углеводородов;

- Ввести обязательные нормы отчисления КВ на ГРР и усилить контроль государства за их проведением.

В области налогового регулирования целесообразно предоставить недропользователям, участвующим в программе, инвестиционную льготу до выхода на окупаемость с последующим переходом к полному налогообложению, что позволит повысить инвестиционную привлекательность таких программ.

Государство должно стать инициатором разработки программ рационального использования недр, выступить гарантом стабильности условий их реализации и возврата инвестиций, эффективным координатором выполнения мероприятий программы.

Основные результаты проведенного исследования состоят в следующем:

1. Предложена новая модификация инструмента прогнозирования комплексного освоения ресурсов перспективного НГДР на основе использования системы моделей освоения углеводородных ресурсов и блока экономического регулирования природопользования;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Ядром системы являются имитационная модель разработки отдельного месторождения и сетевая модель программы вовлечения в хозяйственный оборот углеводородных ресурсов НГДР;

3. Выявлены закономерности освоения углеводородных ресурсов НГДР как объекта недропользования и факторы неопределенности, влияющие на выбор стратегии его развития.

4. Разработан прогноз освоения ресурсов Ямальского НГДР Рассмотрены альтернативные сценарии развития, оценена их эффективность и выработана стратегия, направленная на достижение сбалансированности и рационального природопользования.

В условиях необходимости повышения минерально-сырьевой безопасности и роли государственного регулирования процесса освоения недр, предлагаемая методология может быть положена в основу разработки научно -обоснованной долгосрочной программы освоения ресурсов перспективных нефтегазодобывающих районов и использована органами управления программой как организационно-экономический механизм рационального природопользования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Пляскина Н.И. Государственное регулирование недропользования как фактор повышения минерально-сырьевой безопасности ТЭК // Маркшейдерия и недропользование. - 2005. - № 3 (16), с. 33-42.

2. Пляскина Н.И. Прогнозирование комплексного освоения ресурсов перспективных нефтегазодобывающих районов (на примере севера Западной Сибири). -Материалы Всероссийской конференции «Энергетика России в XXI веке: развитие, функционирование, управление», Иркутск, ИСЭМ, 2005 г., СД.

© Н.И. Пляскина, 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.