Научная статья на тему 'Процесс передачи массивов данных в проектах региональной информационной образовательной среды'

Процесс передачи массивов данных в проектах региональной информационной образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
45
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Процесс передачи массивов данных в проектах региональной информационной образовательной среды»

26

ИТО Марий Эл - 2009

Перед созданием сайта отдела образования было просмотрено и проанализировано достаточное количество сайтов в сети Интернет. В сети много страничек и сайтов различных компаний, предлагающих помощь в создании сайта на бесплатной и платной основе. Их интерфейс, логотипы не совсем подходят для муниципального учреждения отдела образования и было принято решение создать сайт собственного дизайна. Функция сайта - быть своеобразным зеркалом отражающим образование района во всем его многообразии. В общем виде наш сайт имеет следующую структуру:

I. Главная

■ Краткие новости

■ Местоположение отдела образования

II. Основные функции

III. Основные направления работы

IV. Сотрудничество

V. Структура методической службы

VI. Традиционные мероприятия

VII. Реализуемые проекты

VIII. Сотрудники

IX. Образовательные учреждения района

■ Электронные адреса

Основными элементами управления на web-сайтеь является меню, находящиеся на верхней панели.

Сайт имеет удобную и простую навигацию, пользователь может четко представить, где он находится и куда может идти дальше.

При создании сайта столкнулись с самой большой проблемой - кадровой:

- отдел образования не имеет ставки программиста;

- не все специалисты отдела образования владеют информационными технологиями.

Опыт работы над сайтом показал, что задуманная в начале часть информации, через год потеряла свою актуальность. Появились новые элементы структуры и информация, о необходимости которой не предполагалось раньше, но которая создает уникальность сайта. Информация на сайте не должна быть перегружена образовательной терминологией и должна быть понятна человеку, не имеющему отношение к образованию и любому посетителю должно быть интересно.

В перспективе развития сайта намечено следующее:

- налаживание обратной связи;

- создание web-страницы для педагогов-земляков, выехавших за пределы района, республики;

- создание доски объявлений;

- создание медиатеки передового педагогического опыта.

Таким образом, сайт позволяет иметь постоянный доступ к электронным ресурсам, оперативно и подробно предоставлять информацию, дает возможность общения участников образовательного процесса. И надеемся, что благодаря сайту, образование района становится более открытым и понятным для потребителей образовательных услуг и общественности района.

Процесс передачи массивов данных

в проектах региональной информационной образовательной среды

И.А. Натальченко (native84@inbox.ru)

Южный Федеральный Университет, г. Ростов-на-Дону

В настоящее время разработан ряд механизмов, позволяющих при реализации образовательных проектов отправлять массивы данных на сервер через сеть Интернет. Первые программные продукты основывались на модели процедурного программирования. Им на смену пришла объектно-ориентированная модель, реализуемая в промежуточных программных продуктах СОИВА, БСОМ или ИШ, которые являются наиболее популярным программным обеспечением этого класса в настоящее время [1]. Эти три технологии использования

Развитие региональной информационной образовательной среды

27

промежуточного программного обеспечения работают по одному схожему сценарию. Промежуточное программное обеспечение используется в качестве двоичного протокола связи. Главное отличие технологии веб-сервисов заключается в том, что веб-сервисы используют XML поверх протокола HTTP, что позволяет исключить вероятность возникновения сложностей при работе через брандмауэры, поскольку они, как правило, не блокируют порт HTTP. Веб-сервисы, кроме этого, в качестве альтернативы, могут использовать протоколы FTP и SMTP.

XML является главным элементом практически всех уровней, используемых при создании веб-сервисов.

Веб-сервис состоит из нескольких уровней: язык расширяемой разметки (XML); протокол доступа к простым объектам SOAP (Simple Object Access Protocol); язык определения веб-сервисов WSDL (Web Service Definition Protocol); универсальная интеграция поиска описаний UDDI (Universal Discovery Description Integration). Указанные уровни являются основными и позволяют разрабатывать веб-сервисы, которые, в соответствии с их формальным определением, состоят из трех компонентов. Технология веб-сервисов, несмотря на свои преимущества, имеет ряд недостатков. Веб-сервисы находятся в общем доступе и воспользоваться им может любой пользователь сети Интернет. Использование XML в качестве формата данных приводит к тому, что сообщения имеют очень большой размер (XML-теги занимают много места).

Если рассматривать систему, которая использует технологию веб-сервиса, то она будет иметь трехуровневую архитектуру. На первом уровне находится пользовательская часть, на втором, промежуточном уровне на -ходится веб-служба, на последнем - серверное приложение.

В механизме, подразумевающем использование баз данных, сами базы данных также накладывают некоторые ограничения. Архитектура современных баз данных позволяет хранить в памяти очереди структурированных запросов так, что вновь прибывший запрос ставится в очередь. При превышении максимального количества запросов, вновь приходящие запросы теряются. Кроме этого, если сервер базы данных выполняет ресурсоемкую операцию, то пользователь может не дождаться ответа с серверной части и получить ошибку «превышен лимит ожидания».

Когда на сервер необходимо передавать крупные массивы однотипных данных, можно частично решить вышеуказанные проблемы путем управления процессом отправки данных.

Технология веб-сервиса не противоречит общей архитектуре распределенных приложений, которая заключается в наличии инициатора запроса, поставщика сервисов и агента, координирующего связь между ними.

В работе Р.С. Шевченко [2] предлагается аналитическая модель передачи данных с использованием технологии CORBA, отражающая время вызова метода и зависящая от таких факторов, как время кодирования/декодирования запросов, время поиска объектов, время поиска методов, среднее время пересылки одного байта, время вызова сервера и активации объекта. При анализе архитектуры модели передачи данных с использованием технологии CORBA и технологии веб-сервисов выявлено, что различия в архитектуре приводят к существенной модификации аналитической модели, предложенной ранее. Такие факторы, как время кодирования/декодирования запросов, среднее время пересылки одного байта, остаются актуальными. Однако время поиска объектов и время поиска методов в связи с особенностями архитектуры заменяются временем поиска запрашивае -мого сервиса. Аналогично фактор времени вызова сервера и активации объекта замещается фактором вызова сервера.

Модель, модифицированная предлагаемым образом, позволяет исследовать применение технологии веб-сервисов с целью выбора оптимальной стратегии передачи крупных массивов связных данных в условиях нестабильной связи с сетью Интернет. Учитывая, что для образовательных проектов характерна передача боль -ших массивов информации, то в этом случае целесообразно применять данную технологию при реализации процесса передачи массивов данных через сеть Интернет в проектах развития региональной информационной образовательной среды.

Литература

1. Кагаловский, М.Р. Перспективные технологии информационных систем / М.Р. Кагальский. - М.: ДМК Пресс; М.: Компания АйТи, 2003. - 288 с. (Серия «ИТ-экономика»).

2. Шевченко, Р.С. Анализ методов повышения эффективности распределенных приложений в стандарте CORBA / Р.С. Шевченко // УКРПРОГ-2000, Институт Программных Систем. - 2000, май.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.