Научная статья на тему 'Процесс освоения концертного репертуара как средство художественно-творческого развития обучающихся саксофонистов'

Процесс освоения концертного репертуара как средство художественно-творческого развития обучающихся саксофонистов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
75
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
саксофон / репертуар / музыкальная деятельность / развитие художественно-творческих способностей / урок музыки / обучение / эстетическое развитие / воспитание / работа над музыкальным произведением / развитие исполнительских навыков / saxophone / repertoire / musical activity / development of artistic and creative abilities / music lesson / education / aesthetic development / education / work on a piece of music / development of performing skills

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Юрушкин А.А.

В статье рассматривается практический опыт музыкально-образовательной деятельности в классе саксофона. Производится анализ репертуара для саксофона, выделяются различные аспекты, которые необходимо учитывать в процессе работы над музыкальным произведением. Выявляется специфика освоения репертуара в классе саксофона, классифицируются основные навыки, которые являются необходимыми для исполнителя. Анализируется поэтапный подход к изучению музыкального материала. Приводятся рекомендации к построению процесса работы над произведениями. Обращается внимание на методические рекомендации педагогов-саксофонистов (В.Д. Иванова, М.К. Шапошниковой), а так же анализируются труды по музыкальной психологии (О.А. Блок, В.Г, Ражников). Обозначается комплекс мероприятий, направленный на разработку методов и способов освоения концертного репертуара.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The process of mastering the concert repertoire as a means of artistic and creative development of studying saxophonists

The article deals with the practical experience of musical and educational activities in the saxophone class. The analysis of the saxophone repertoire is carried out, various aspects are highlighted that must be taken into account in the process of working on a piece of music. The specificity of mastering the repertoire in the saxophone class is revealed, the basic skills that are necessary for the performer are classified. A phased approach to the study of musical material is analyzed, recommendations are given for building the process of working on works. Methodological recommendations of saxophonist teachers (V.D. Ivanova, M.K. Shaposhnikova) are demonstrated, as well as works on musical psychology (O.A. Blok, V.G., Razhnikov) are analyzed. A set of measures aimed at developing methods and ways of mastering the concert repertoire is indicated.

Текст научной работы на тему «Процесс освоения концертного репертуара как средство художественно-творческого развития обучающихся саксофонистов»

DOI: 10.24412/2226-0773-2022-11-1-91-97

Процесс освоения концертного репертуара как средство художественно-творческого развития обучающихся саксофонистов

А.А. Юрушкин

Московский государственный институт культуры

141406, Московская обл., г. Химки, ул. Библиотечная, д. 7

Moscow State Institute of Culture

Bibliotechnaya str., 7, Khimki, Moscow Region 141406 Russia

Ключевые слова: саксофон, репертуар, музыкальная деятельность, развитие художественно-творческих способностей, урок музыки, обучение, эстетическое развитие, воспитание, работа над музыкальным произведением, развитие исполнительских навыков.

Key words: saxophone, repertoire, musical activity, development of artistic and creative abilities, music lesson, education, aesthetic development, education, work on a piece of music, development of performing skills.

Резюме: В статье рассматривается практический опыт музыкально-образовательной деятельности в классе саксофона. Производится анализ репертуара для саксофона, выделяются различные аспекты, которые необходимо учитывать в процессе работы над музыкальным произведением. Выявляется специфика освоения репертуара в классе саксофона, классифицируются основные навыки, которые являются необходимыми для исполнителя. Анализируется поэтапный подход к изучению музыкального материала. Приводятся рекомендации к построению процесса работы над произведениями. Обращается внимание на методические рекомендации педагогов-саксофонистов (В.Д. Иванова, М.К. Шапошниковой), а так же анализируются труды по музыкальной психологии (О.А. Блок, В.Г, Ражников). Обозначается комплекс мероприятий, направленный на разработку методов и способов освоения концертного репертуара.

Abstract: The article deals with the practical experience of musical and educational activities in the saxophone class. The analysis of the saxophone repertoire is carried out, various aspects are highlighted that must be taken into account in the process of working on a piece of music. The specificity of mastering the repertoire in the saxophone class is revealed, the basic skills that are necessary for the performer are classified. A phased approach to the study of musical material is analyzed, recommendations are given for building the process of working on works. Methodological recommendations of saxophonist teachers (V.D. Ivanova, M.K. Shaposhnikova) are demonstrated, as well as works on musical psychology (O.A. Blok, V.G., Razhnikov) are analyzed. A set of measures aimed at developing methods and ways of mastering the concert repertoire is indicated.

[Yurushkin A.A. The process of mastering the concert repertoire as a means of artistic and creative development of studying saxophonists]

Одной из ключевых задач, с которыми сталкивается педагог при работе с учениками, является воспитание и развитие творческих навыков у музыкантов. Данный процесс неоднократно становился объектом пристального изучения у таких ученых, как O.A. Блок, В.Г. Ражников. Начальный период обучения на инструменте особенно важен. В это время закладываются основные понятия и знания, которые в дальнейшем будут оказывать весомое влияние на творческую деятельность исполнителя. Иногда возникает ситуация, когда подобранный репертуар не только не соответствует целям и задачам, которые стоят перед учеником на конкретном этапе обучения, но и несет за собой негативные последствия для развития исполнительских навыков и художественного восприятия. Поэтому становится особенно актуальным процесс поиска научных подходов и методов в вопросе подбора и освоения репертуара. Кроме того, нельзя забывать про связь между художественно-творческим развитием музыканта с качеством исполнения произведения, его эстетической полнотой.

Для начала, необходимо отметить, что исполнительству на саксофоне присущи отдельные специфичные черты. Так уж получилось, что в массовом сознании саксофон выступает в роли инструмента изначально эстрадно-джазового направления и только потом как инструмент, на котором исполняют классическую, академическую музыку. Последствия этого выражаются тем, что музыкант-саксофонист намного чаще сталкивается в своей исполнительской деятельности с сольными произведениями по сравнению с другими духовиками, играющими на медных, деревянных инструментах. Соответственно, большее значение приобретают навыки, которые имеют связь с развитием индивидуальных художественно-творческих способностей музыканта, его эстетическим и духовным становлением. Важно это учитывать в процессе работы над музыкальным произведением. «Музыкальное произведение - всегда «не до конца прочитанная книга». Оно представляет «территорию смыслов», субстанцию, в которой находит воплощение как сознание, так и бессознательное личности» (Блок, 2020: 193).

На начальном этапе рекомендуется составлять репертуарный план с упором на произведения классической школы. «Классическая школа - это базис для обучения на саксофоне на начальном этапе, - считает М. Шапошникова, - джазовые элементы игры надо включать постепенно, по мере овладения саксофоном на основе академической и народной музыки» (Шапошникова, 1985: 25).

В.Д. Иванов, Б. Диков, О.А. Блок предлагают разделить процесс работы над художественным произведением на несколько этапов. Это позволяет достичь систематизации в процессе работы над материалом и постепенно работать над теми аспектами исполнения, которые представляют наибольшее значение на каждом конкретном этапе.

Первый этап можно обозначить как предварительное знакомство с текстом и выработка первоначальной индивидуальной интерпретации произведения. Данный этап стоит начать с ознакомления с творческой биографией композитора, с эпохой, когда создавалось произведение. Владение данной информацией позволит ученику более ясно представлять себе стилевые особенности пьесы, кроме того, знание о художественных особенностях музыки той или иной эпохи, безусловно, благотворно повлияет на эрудированность учащегося, а как следствие, на его дальнейший творческий рост. Так же по возможности, имеет смысл прослушать аудио- или видеозаписи исполняемого произведения, для получения определённого представления о сложившихся традиционных интерпретациях.

На данном этапе так же происходит первичный процесс работы над индивидуальной интерпретацией произведения. О.А. Блок предлагает нам воспринимать данный этап как «моделирование, создание проекта будущего исполнения» (Блок, 2016: 24). Значение здесь имеет внутреннее прочтение сочинения, личностное осмысление идеи и содержания произведения.

Как правило, в начальных классах ученики изучают произведения небольшой формы и длительности. Это марши, польки, вальсы, песни, этюды и скерцо. Говоря же о учениках более старшего возраста, им приходится играть произведения уже более развёрнутые: части сонат, концертов, сюиты и вариации.

Педагог может рассказать ученику о стилевых и жанровых особенностях исполняемого произведения. Например, если пьеса написана в жанре вальса, то мы можем указать на танцевальность исполняемой музыки, объяснить, как необходимо подчёркивать данную особенность. Если же исполняемое произведение является частью сонаты или концерта, необходимо, что бы ученик представлял себе закономерности построения формы в данных произведениях. Данное знание пригодится ученику не только в процессе работы над произведением, но и в дальнейшем, так как крайне вероятно, что в процессе дальнейшего исполнительского развития ученик вновь будет сталкиваться с произведениями схожей формы и развернутости. А так как он уже вооружён необходимым знанием, дальнейшую работу он будет производить уже с большей эффективностью.

На втором этапе, работой над техникой исполнения, произведения обычно дробится на фрагменты, которые и разучиваются отдельно друг от друга. Вот какие рекомендации можно привести для данного этапа:

Технически трудные места нужно играть по много раз в медленном темпе. Это необходимо для качественного слухового контроля, и нельзя позволять себе играть механически, бездумно. Особое внимание стоит уделить правильной длительности нот и пауз, правильному исполнению штрихов, артикуляции. Так же стоит обратить внимание на ритмичность исполнения, которая может страдать при переходах между фрагментами произведения, между сменой между дуолями и триолями и т.д. Отдельным пунктом следует выделить определение начального темпа пьесы. Крайне рекомендуется использование метронома, а так же мысленное (внутреннее) проигрывание первых тактов пьесы. Важно продуманное исполнение динамических нюансов. В случае, если произведение не обладает заранее выписанными динамическими оттенками, то при исполнении и разучивании следует исходить из общего характера и стиля исполняемой пьесы, из трактовки данной музыкальной фразы и образности мелодики. Так же имеет значение. определение особенностей мелодического рисунка: нахождение в его контуре смысловых акцентов, кульминаций, как частных, так и общих. Грамотная художественная акцентировка является способом эмоционального усиления музыкальной фразы. Кульминация может приходится как на один, так и на несколько звуков и даже тактов.

После того, как ученик сможет овладеть текстом в достаточной мере, можно переходить к третьему этапу: проигрыванию произведения целиком. В результате, художественное воспроизведение пьесы может считаться завершённым, если будет выполнено несколько важных условий:

- Преодоление технических трудностей должно сочетаться с образным, эмоциональным раскрытием пьесы. Важен баланс между солирующим инструментом, и сопровождением (фортепиано)

- Постоянное внимание на бережное и аккуратное исполнение агогических оттенков, связанных с мелодией, а так же хорошо продуманные степени accelerando и ritenuto, которые могут быть необходимы в том или ином случае. Необходимо предупредить учащегося от неверного исполнения агогики, которое может исказить смысл произведения, и внести сумбур в исполнение.

- Постоянный контроль за интонацией, особенно в моменте перехода от сольной черновой работы, к воспроизведению пьесы в ансамбле с фортепиано.

- Рекомендуется выучить пьесу наизусть - для более свободного воспроизведения музыкального смысла произведения. В связи с этим могут принести пользу регулярные обыгрывания в классе или зале.

- Перед концертным исполнением пьесы саксофонист должен позаботиться об исправности механики своего инструмента, о выборе подходящей трости. Кроме того, важно заранее подготовиться к исполнению психологически, получить необходимый творческий настрой, избавиться от лишнего напряжения и всего того, что может помешать при исполнении.

Дальше можно выделить ещё один дополнительный, четвёртый этап: анализ итогового продукта. Оценка сильных и слабых сторон исполнения, сравнение изначального замысла и итогового результата, разработка плана дальнейшей работы является необходимым процессом, которая позволит исполнителю находится не в импровизированном вакууме исполнительской стагнации, а развивать внутреннее ощущение прогресса, в первую очередь, художественно-творческого.

«Организовывая» освоение музыкальных произведений, педагог не должен упускать из своего поля зрения предмет интерпретации, позволяя учащимся справиться с художественно-творческой задачей. В него входят: идея, замысел, эмоционально-чувственное прочтение, стиль, исполнительские традиции, форма и содержание сочинения (Блок, 2013: 29). «Особенностью музыкально-педагогического творчества является и то, что оно всегда представляет сотворчество. Музыкально-педагогическую специфику в этом плане дополняет сольное и коллективное исполнительство» (Блок, 2014: 323). «Музыкальное творчество объединяет в себе природу собственно музыкального искусства и педагогики» (Блок, 2015: 236).

Изучив ряд специальной литературы, мы не можем с уверенностью констатировать тот факт, что на данном этапе в полной мере присутствуют научные рекомендации комплексного решения методологических задач. Выработка исполнительского мастерства, достижение качественного звука, покорение технических вершин и успешная концертная деятельность возможны только при систематическом и комплексном подходе к обучению. Данный подход должен составлять основу воспитательного процесса при работе с начинающими музыкантами.

ЛИТЕРАТУРА

Блок О.А. 2013. Педагогика и психология музыкального творчества как парадигма высшего профессионального образования. - В сб. Материалы международной научно-практической конференции, (г. Хабаровск, 16-17 апреля 2013 г.). Хабаровск: ХГИИК: 23-31.

Блок О.А. 2014. Творчество в педагогике музыкального образования: методологический подход. Гуманитарное пространство. Международный альманах. 3 (3): 313-326.

Блок О.А. 2015. Музыкальное творчество как объект теоретического анализа. - Вестник МГУКИ. 6 (68): 230-238.

Блок О.А. 2016. Педагогика и психология музыкального творчества: учебное пособие для вузов. М.: МГУКИ. 232 с.

Блок О.А. 2020. Музыкальное произведение как объект освоения в классах инструменталистов: герменевтический подход. - Мир науки, культуры, образования. 5 (84): 193-195.

Иванов В. Д. 1993. Основы индивидуальной техники саксофониста М. Музыка. 25 с.

Иванов В. Д. 2003. Школа академической игры на саксофоне. Выпуск 1. М.: Брасс-коллегиум: 46-48.

Иванов, В.Д. 2007. Словарь музыканта-духовика. М.: Музыка: 12 с.

Ражников В.Г. 2004. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: Педагогика: 184 с.

Шапошникова М.К. 1985. К проблеме становления отечественной школы игры на саксофоне. - В сб. Актуальные вопросы теории и практики исполнительства на духовых инструментах: Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 80. М.: ГМПИ: 22-37.

Шапошникова М.К. 1988. Гаммы, этюды и упражнения для саксофона. М.: Музыка. 250 с.

Поступила / Received: 05.02.2022

Принята / Accepted: 21.03.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.