<<Ш11ШОТиМ-^©и©Ма[1>>#4ШШ,2©1]9 а ЕШШМЮ
4. Bromwich, M. and Bhimani, A. (1994) Management accounting: pathways to progress, London: CIMA.
5. Dixon, R. (1998) Accounting for strategic management: a practical implication, Long Range Planning, 31, 272-279.
6. Van Cauwenbergh, A., Durinck, E., Martens, R., Laveren, E. and Bogaert, I. (1996) On the role and function of formal analysis in strategic investment decision processes: results from an empirical study in Belgium", Management Accounting Research, 7, 169-184.
7. Carr, C. and Tomkins, C. (1996) Strategic investment decisions: the importance of SCM. A comparative analysis of 51 case studies in U.K., U.S. and German companies, Management Accounting Research, 7, 199-217.
8. Roslender, R. and Hart, S.J. (2003) In search of strategic management accounting: theoretical and field study perspectives, Management Accounting Research, 14, 255-279
65.
9. Simmonds, K., (1981) Strategic management accounting, Management Accounting UK, 59, 26-29.
10. Dekker, H.C. (2003) Value chain analysis in inter-firm relationships: a field study. Management Accounting Research, 14, 1-23.
11. Roslender, R. and Hart, S.J. (2003) In search of strategic management accounting: theoretical and field study perspectives, Management Accounting Research, 14, 255-279
12. Agndal, H. and Nilsson, U. (2009), Interor-ganizational cost management in the exchange process. Management Accounting Research 20: 85-101.
13. Carlsson-Wall, M., Kraus, K. and Lind, J. (2009) Accounting and Distributed Product Development, The IMP Journal, 3, 2-27.
14. Hâkansson, H., Kraus, K., and Lind, J. (2010) Accounting in Networks, London: Routledge.
15. Lind, J. and Thrane, S. (2010) Towards Accounting in Network Settings, In Accounting in Networks, ed. Hâkansson, H., Kraus, K., & Lind, J. (2010) Accounting in Networks, 60-79, London: Routledge.
УДК 331.108.2
Титова Светлана Владимировна кандидат педагогических наук, доцент доцент кафедры менеджмента Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова
DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10058 ПРОЦЕСС ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА ПРОМЫШЛЕННОГО
ПРЕДПРИЯТИЯ
Titova Svetlana Vladimirovna
Cand. PED. associate Professor of management Department of CHOUIN Kazan innovative University named after V. G. Timiryasov
THE PROCESS OF THE ORGANIZATION OF TEACHING A PERSONNEL OF INDUSTRIAL
ENTERPRISES
Аннотация:
в статье представлен опыт организации обучения персонала на ООО «мефро уилз Руссиа Завод За-инск»: описана модель обучения промышленного персонала, определены основные этапы обучения сотрудников и установлены основные тенденции обучения работников организации. Abstract:
he article presents the experience of organizing personnel training at «Mefro Wheels Russia Plant Zainsk»: it describes a model for training industrial personnel, identifies the main stages of staff training and sets out the main trends in training employees of an organization.
Ключевые слова: обучение персонала, модель обучения, этапы обучения. Keywords: personnel training, training model, training stages.
Успех компании на рынке напрямую зависит от эффективности работы ее сотрудников. Поэтому обучение персонала остается важной составляющей для многих компаний. Организация должна быть заинтересована в развитии персонала, что предполагает его обучение. Работодатель определяет необходимость обучения работников для нужд организации. Он организует профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации сотрудников, обучение их вторым профессиям в организации или в образовательных учреждениях среднего, высшего и дополнительного
профессионального образования. В процессе обучения работник:
- получает знания, необходимые ему для выполнения новых функций на рабочем месте;
- приобретаются умения, означающие способность выполнять обязанности, которые закреплены за работником на рабочем месте;
- вырабатываются навыки применения полученного знания в практической деятельности работника [5, с. 112].
Основная цель обучения персонала - это увеличение его эффективности. Но хороший результат
зависит не только от единоразового тренинга, а от систематической работы с персоналом. Поэтому, несмотря на достаточно сложное финансовое положение большинства российских организаций, расходы, связанные с обучением персонала, начинают рассматриваться как приоритетные и необходимые.
Заинский завод колес был построен на основании Постановления Совета министров СССР от 17 декабря 1970 г. За более чем 40 дет своего существования завод освоил производство колес для грузовых автомобилей «КАМАЗ», «Урал», «ЗИЛ», «VOLVO», «SCANIA», «MAN», «IVECO», для легковых автомобилей «FORD», «RENAULT». 6 апреля 2011 г. в г. Штутгарт (Германия) было заключено соглашение между ООО «КАМАЗ» и «мефро уилз» о приобретении немецкой стороной бизнеса по производству колесных дисков в г. Заинск.
С этого времени ООО «КАМАЗавтотехника» было переименовано в ООО «мефро уилз Руссиа Завод Заинск». В настоящее время в компании работает более 2300 человек [6].
Основным видом деятельности компании яв-
ляется колесное производство, производство комплектующих и принадлежностей для автотранспортных средств. 52% выпущенной продукции завод поставляет ПАО «КАМАЗ», 9% - РУП «МАЗ», 18% - ПАО «Автомобильный завод УРАЛ», 19% -АМО «ЗИЛ». Лишь 2% выпущенной продукции уходит на другие рынки, что говорит о зависимости ООО «мефро уилз Руссиа Завод Заинск» от своего основного клиента - ПАО «КАМАЗ».
Обучение всех категорий работников ООО «мефро уилз Руссиа Завод Заинск» включает в себя следующие виды подготовки:
- профессиональная переподготовка;
- обучение работников смежным специальностям;
- повышение квалификации;
- обучение рабочих основного производства при переводе на другую линию;
- обучение персонала по новым проектам.
Кадровое обеспечение работы с персоналом на
заводе осуществляет отдел по работе с персоналом, структура которого представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Структура отдела по работе с персоналом ООО «мефро уилз Руссиа Завод Заинск» [3]
Функции по управлению персоналом распределены межу ведущими инженерами: один занимается наймом и адаптацией персонала, второй - обучением и развитием персонала, третий - оценкой и аттестацией персонала. Н основания изучения должностной инструкции ведущего инженера по обучению и развитию персонала ООО «мефро уилз Руссиа Завод Заинск», утвержденной в марте 2016 г., можно определить его основные обязанности, связанные с обучением сотрудников завода:
- организация постоянного повышения профессиональной подготовки персонала в соответствии с требованиями завода;
- организация обучения вновь принятых работников, которые не имеют профессии;
- осуществлять подбор преподавателей и составлять документацию на их оплату;
- контролировать качество проведения занятий;
- составлять заявки на разработку программ обучения, приобретения наглядных пособий;
- организация практики студентов средних и высших учебных заведений [1].
Процесс обучения персонала на ООО «мефро уилз Руссиа Завод Заинск» регламентируется Положением «Подготовка персонала. УП.49.05 - 2015», утвержденным в августе 2015 г. В данном документе представлена модель процесса «Обучение персонала» (рис. 2.).
<<Ш11ШОТиМ-^©и©Ма[1>>#4ШШ,2©1]9 / ЕШМШИС
67
Х - входы; У - выходы.
Рис. 2. Модель процесса «Обучение персонала» в ООО «мефро уилз Руссиа Завод Заинск» [4]
В Положении «Подготовка персонала. УП.49.05 - 2015» описан ход процесса обучения, который включает: источник исходящих документов (руководители подразделений, учебные заведения и т.п.); входящие документы (заявки руководителей подразделений, планы учебных заведений, журналы теоретического обучения, протоколы, свидетельства и т.п.); этапы обучения (от сбора и
обработки заявок до выдачи документов, подтверждающих обучение); выходные документы (письма, сметы, приказы, распоряжения и т.п.); получатель (учебные заведения, работники отдела по работе с персоналом и т.д.) [4].
Анализ хода процесса обучения позволяет представить схему обучения сотрудников ООО «мефро уилз Руссиа Завод Заинск» графически (рис. 3).
Рис. 3. Схема обучения на ООО «мефро уилз Руссиа Завод Заинск»
68
Несмотря на наличие модели обучения в ООО «мефро уилз Руссиа Завод Заинск» и описанного хода обучения, в Положении отсутствуют:
- описание этапа планирования обучения персонала;
- описание системы обучения;
- описание обучения вновь принятых работников;
- описание переподготовки рабочих;
- описание обучения по новым проектам;
- оценка результативности обучения.
Анализ показателей затрат на обучение сотрудников ООО «мефро уилз Руссиа Завод Заинск» в 2016-2018 гг. позволяет сделать ряд выводов.
1. Наблюдается увеличение бюджета на обучение сотрудников завода в 2018 г. на 37,3% по сравнению с 2016 г. с 2141934 руб. до 3416118 руб. Увеличение общих затрат на обучение персонала приводит и к росту затрат на обучение одного работника завода с 4596 руб. до 5371 руб., т.е. рост на 14,4%.
Но при этом необходимо отметить, что в 2018 г. затраты на обучение одного сотрудника снизились на 20% по сравнению с 2017 г. с 6714 руб. до 5371 руб. [2].
2. Значительно выросли затраты на обучение РСиС в 2018 г. на 40% по сравнению с 2016 г. и на 15% по сравнению с 2017 г. Несмотря на положительную динамику общих затрат, бюджет на обучение одного представителя РСиС в 2018 г. снизился на 14,25% по сравнению с 2016 г. с 12525 руб. до 10739 руб. [2]
Это объясняется тем, что в 2018 г. руководство завода приняло решение об обучении большого числа РСиС в связи с введением в производство новых стандартов качества, новых линий и т.п.
3. Похожая ситуация как с РСиС, складывается у рабочих, которые прошли обучение с отрывом от производственной деятельности: в 2016 г. было затрачено 379311 руб., а в 2018 г. - 517943 руб., т.е. увеличение на 26,77%. Ситуация в отношении затрат на обучение одного работника с отрывом от производства (внешнее обучение) противоположная: с 3843 руб. в 2017 г. до 2527 руб. в 2018 г., т.е. снижение на 33% [2].
Данный факт можно объяснить тем, что ООО
«мефро уилз Руссиа Завод Заинск» расширил обучение рабочих в стенах самого завода, считая затратным обучать данную категорию персонала во внешних учебных заведениях.
4. Общие затраты на обучение рабочих в стенах самого завода увеличились на 4,1% с 74600 руб. до 84511 руб. Затраты на внутреннее обучение одного рабочего завода в 2018 г. снизились по сравнению с 2016 г. с 810 руб. до 472 руб. [2].
Данная ситуация объясняется с увеличением числа слушателей в группах на обучение и отсутствием взаимосвязи между оплатой труда преподавателей с численностью группы.
Таким образом, анализ затрат на обучение персонала ООО «мефро уилз Руссиа Завод Заинск» свидетельствует в целом о положительной динамике данного показателя.
Исследование организации процесса обучения сотрудников ООО «мефро уилз Руссиа Завод За-инск» позволяет сделать вывод об удовлетворительном состоянии данной системы: функция по организации обучения персонала закреплена за ведущим инженером отдела по работе с персоналом, обязанности которого четко описаны в соответствии с целями завода; разработано Положение «Подготовка персонала. УП.49.05 - 2015», которое описывает модель обучения персонала.
Список литературы
1. Должностные инструкции ведущего инженера отдела по работе с персоналом ООО «мефро уилз Руссиа Завод Заинск»
2. Отчеты отдела по работе с персоналом ООО «мефро уилз Руссиа Завод Заинск» за 2016-2018 гг.
3. Положение «Об отделе работы с персоналом ООО «мефро уилз Руссиа Завод Заинск»»
4. Положение «Подготовка персонала. УП.49.05 - 2015».
5. Титова С.В. Результаты анализа и оценки обучения персонала промышленного предприятия // Современные вызовы психологии и педагогики: материала Всероссийской научно-практической конференции, 21 ноября 2017 г. - Казань: Издательство «Познание» Казанский инновационный университет, 2017. - С. 111 - 114.
6. Штатное расписание ООО «мефро уилз Руссиа Завод Заинск»