Научная статья на тему 'ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В РАЗНОУРОВНЕВЫХ ГРУППАХ'

ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В РАЗНОУРОВНЕВЫХ ГРУППАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ГРУППЫ / ОБУЧЕНИЕ / TEACHING / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / МЕТОДЫ / METHODS / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / FOREIGN LANGUAGE / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / DIFFERENTIATED APPROACH / DIFFERENT LEVELED GROUPS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волкова В.В.

В статье рассматривается проблема изучения английского языка в разноуровневых группах. Автор предлагает виды работ, направленные на повышение мотивации изучения иностранному языку, на преодоление трудностей в процессе обучения студентов разного уровня подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING IN DIFFERENT LEVELED GROUPS

In the article the problem of English language teaching in different leveled groups is considered. The author offers the kinds of works directed on the increase of motivation of foreign language studying, on the overcoming of difficulties in the teaching process of students with different level of preparation.

Текст научной работы на тему «ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В РАЗНОУРОВНЕВЫХ ГРУППАХ»

УДК 372.881.11

В.В. Волкова, старший преподаватель ФГБОУВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В РАЗНОУРОВНЕВЫХ ГРУППАХ

Ключевые слова: разноуровневые группы, обучение, мотивация, методы, иностранный язык, дифференцированный подход.

В статье рассматривается проблема изучения английского языка в разноуровневых группах. Автор предлагает виды работ, направленные на повышение мотивации изучения иностранному языку, на преодоление трудностей в процессе обучения студентов разного уровня подготовки.

В настоящее время иностранный язык играет важную роль в жизни современного человека. Знание иностранных языков является необходимым и для студентов технических специальностей, поскольку многие работодатели требуют, чтобы выпускники вузов владели не только профессиональными навыками, но и могли бы читать и разговаривать на иностранном языке, в частности, на английском. Эта тенденция связана с расширением международных связей, с процессом глобализации. Однако, несмотря на повышенные требования, как к студентам, так и к преподавателям, к сожалению мы наблюдаем тенденцию уменьшения количества часов на изучение иностранных языков в технических вузах. Более того, преподаватели сталкиваются с проблемой неоднородности групп. В каждой группе объективно существует расслоение на слабых, средних и сильных студентов.

Студент приходит в вуз, имея определенный багаж знаний, умений и навыков и непроизвольно переносит все это на процесс изучения иностранного языка. При этом каждый имеет свои слабые и сильные стороны, способности студентов по-разному проявляются в различных видах речевой деятельности. Важно различать два аспекта понятия способность: способность к языку и способность к учению. Первый аспект включает объем усвоения материала в единицу времени, второй аспект - набор приемов и методов, необходимых для самостоятельного приобретения знаний и их обработки. Преподаватель должен учитывать эти факторы и выбирать гибкие методические приемы. Все вышеизложенное говорит о необходимости построения процесса обучения иностранным языкам на основе внутренней дифференциации. Можно перечислить ряд причин, по которым этот метод находят эффективным многие преподаватели английского языка:

1) повышается активность студентов;

2) повышается работоспособность;

3) повышается мотивация к изучению иностранного языка;

4) улучшается качество знаний.

Суть дифференцированного подхода в иноязычной подготовке заключается в условном разделении языковой группы на определенных этапах занятия на несколько команд, для каждой из которых предполагается своя стратегия достижения поставленных целей и задач. К сожалению, мы не можем полностью менять содержание обучения, которое определяется программой, и которым все студенты должны овладеть на уровне не ниже определенного. Однако пути достижения поставленных задач могут быть разными у учащихся с разными индивидуально-типологическими характеристиками. Учет этих характеристик и проектировании на их основе индивидуальной образовательной траектории для каждого студента и является на наш взгляд способом вывести иноязычную подготовку специалистов на более высокий уровень.

В.В. Волкова

Процесс обучения иностранному языку в разноуровневых группах

Главный методический прием работы в разноуровневых группах - прозрачность. Все студенты, включая слабых, должны понимать, что происходит на уроке и зачем. Одним из способов достижения прозрачности на уроке является предварительный просмотр. Каждая тема начинается с просмотра всех ее разделов и обсуждения, чему посвящен каждый из разделов. Каждую тему или раздел можно начинать с обмена

информацией. What do you know about.......? Этот прием дает возможность каждому

студенту внести свой вклад в урок, заинтересовать их, продемонстрировать свои знания, обнадежить слабых. Повысить мотивацию к дальнейшему изучению материала может наглядное пособие или презентация на изучаемую тему.

Следующим методом является варьирование темпа урока. В большинстве случаев занятие проходит в том темпе, в котором его ведет преподаватель. Студенты должны знать, сколько времени им дается на выполнение задания. Студентам необходимо предоставить право выбора упражнения, соответствующего его интересам и определенный темп. Студентам нужно самим выбирать режим работы (в паре, в группе, индивидуально). Пары, как правило, составляются из слабого и сильного студента. Сильный студент берет на себя инициативу, а слабый, вовлеченный в групповую работу, чувствует интерес и ответственность за конечный результат, так как оценивать преподаватель будет работу, а не вклад в нее каждого студента. В итоге слабый и сильный студент получают одинаковую оценку. При этом в группе формируется очень комфортный психологический микроклимат, способствующий повышению уровня знаний и умений студентов.

Конечно, преодолеть неуверенность слабых студентов помогут разноуровневые задания. Подбирая задания к аудио, видео и печатному тексту, важно сделать их соревновательными, интересными, разнообразными по форме и содержанию, использовать опоры, подсказки, иллюстрации для снижения трудностей.

Современных студентов, которые проводят все свое свободное время в Интернете, можно заинтересовать индивидуальными заданиями с Интернет сайтов. Сейчас создано большое количество сайтов, где можно найти учебные видеоматериалы для работы со студентами, владеющими иностранным языком на разном уровне, например, http://www.neok12.com. Видеоматериалы распределены по тематическим рубрикам и могут быть интересны и полезны для студентов как первого, так и старших курсов различных специальностей [2].

Нельзя недооценивать информационные коммуникационные технологии в процессе обучения. Так, П.В. Сысоев выделяет 11 основных дидактических свойств, которыми обладают современные информационные коммуникационные технологии [4]. Наиболее значимыми для дифференциации процесса обучения иностранному языку мы считаем следующие свойства:

- многоуровневость информационных коммуникационных технологий (в сети Интернет можно найти материал различной языковой сложности и разной глубины освещения проблемы);

- возможность создания личной зоны пользователя (социальные сети, блоги);

- возможность выстраивания обучающимися с помощью преподавателя индивидуальной образовательной траектории.

Применение данных методов в процессе обучения иностранному языку поможет выявить сильные стороны каждого студента, независимо от уровня его базовых знаний. Если студент будет знать свои индивидуальные особенности, то сможет реализовать свои сильные стороны с максимальной выгодой для себя. Создание благоприятных условий для проявления способностей слабых студентов, а именно отсутствие жестких рамок в учебной деятельности на уроке, возможность выбора упражнения, варьирование темпа урока способствуют реализации положительных ожиданий студента и преподавателя.

Список литературы:

[1] Гуро-Фролова Ю.Р. Мотивация учения как поликомпонентная актуальная психолого-педагогическая проблема. // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. - 2015. - № 42. - С. 127-131.

[2] Григорьева А.В., Москвина Ю.А. Использование видеоматериалов на практических занятиях английского языка у студентов технических специальностей [Электронный ресурс] // Интерактивный научно-методический журнал «Сообщество учителей английского языка». - 2013. -№ 3. - Режим доступа: http://www.tea4er.ru/volume3/3211-2013-03-30-14-02-01 (дата обращения 27.11.2015).

[3] Соколова Е.Г., Соловьева О.Б. Цели иноязычного образования в нелингвистическом вузе // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. - 2015. - № 42. - С. 141146.

[4] Сысоев П.В. Дидактические свойства и функции современных информационных и коммуникационных технологий // Иностранные языки в школе. - 2012. - № 6. - С. 12-21.

PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING IN DIFFERENT LEVELED GROUPS

V.V. Volkova

Keywords: different leveled groups, teaching, motivation, methods, foreign language, differentiated approach.

In the article the problem of English language teaching in different leveled groups is considered. The author offers the kinds of works directed on the increase of motivation offoreign language studying, on the overcoming of difficulties in the teaching process of students with different level of preparation.

УДК 159.92:378+37.015.3

Ю.Р. Гуро-Фролова, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой, доцент ФГБОУВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА

Ключевые слова: электронное обучение, неязыковой вуз, иностранный язык, смешанное обучение, модульное обучение

В статье рассматривается проблема электронного обучения иностранному языку в условиях неязыкового высшего учебного заведения. В фокусе обсуждения технология «смешанного обучения) в ходе учебно-воспитательного процесса. Автор определяет продуктивные модели электронного обучения.

Введение. Владение иностранным языком выступает в качестве ключевого условия эффективной профессиональной подготовки будущего специалиста. В ходе овладения предметом обеспечивается формирование необходимых профессиональных и социокультурных компетенций у студентов согласно требованиям образовательного стандарта третьего поколения [1, 2]. Эти требования предполагают умение будущего профессионала проводить исследования, обучаться с применением новейших инфор-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.