Научная статья на тему 'Процесс обеспечения безопасности человека и общества'

Процесс обеспечения безопасности человека и общества Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
242
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ОПАСНОСТЬ / НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ / НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ / ОПАСНЫХ ФАКТОРОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ГОТОВНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Маткаримов Абдурахим Мухаммаджонович

В статье рассматриваются теории понимания безопасности и отношения к современному обществу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Процесс обеспечения безопасности человека и общества»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПРОЦЕСС ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

И ОБЩЕСТВА Маткаримов А. М.

Маткаримов Абдурахим Мухаммаджонович - старший преподаватель, кафедра профессионального образования, физико-математический факультет, Наманганский государственный университет, г. Наманган, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются теории понимания безопасности и отношения к современному обществу.

Ключевые слова: безопасность, опасность, нежелательные последствия, негативное влияние, опасных факторов жизнедеятельности, готовность человека.

В современном обществе проблема обеспечения безопасности человека и общества - одна из самых актуальных. В социальной философии теория понимания безопасности объективно считается кардинальной, так как события последних лет свидетельствуют о том, что современное общество и человек, как представитель техногенного социального вида, порождает противоречия, провоцирующие глобальные потрясения, активно влияющие на многомерное социальное пространство. «Такое понимание природы человека означает, с одной стороны, истолкование человека как закономерного результата эволюции нашей Вселенной, а с другой - одновременно как исходного пункта этой эволюции, как одного из глобальных потенциальных аттракторов, незримо направляющих весь ход и общую траекторию» [1, с. 7].

В специальной литературе понятие «безопасность», как правило, понимается по-разному:

1) безопасность - отсутствие опасностей;

2) безопасность - определенная деятельность по обеспечению, по предупреждению каких-либо опасностей, угроз (создаются защитные механизмы, специальные предупреждающие действия);

3) безопасность - осознанная потребность, ценность, интерес, так или иначе связанная с целеполаганием.

Такое понимание безопасности можно обобщить и привести к одному «знаменателю», а именно к антропологическому инструментализму, полагающему, что безопасность всегда связана с определенной исторической практикой обеспечения жизнедеятельности человека, гарантий выживания и физического существования. Но такое определение безопасности далеко не полностью раскрывает сущность сложного явления. Несмотря на то, что категория «безопасность» не так давно вошла в современный научный лексикон, оно уже имеет неоднозначную ценностную интерпретацию.

Основная идея безопасного существования человека и общества всегда рассматривалась в контексте социальных взаимоотношений, определявших существо того или иного государства, а в дальнейшем такое понимание нашло соответствующее развитие, «в двух основных концепциях безопасности: национальной и общественной» [2, с. 199]. Но на самом деле таких концепций современной наукой рассматривается гораздо больше (государственная, политическая, духовная безопасность, не говоря о таких частных случаях, как продовольственная, демографическая, экологическая, биологическая, политическая, информационная и другие виды безопасности).

Безопасность в таком ключе представляет конкретный, вполне определенный результат специфической деятельности (по нейтрализации, предупреждению

угроз, обеспечению защиты), что позволяет сформулировать два подхода в понимании природы безопасности: как проявление объективной природы живых систем сохранять свою целостность на основе саморегуляции с внешней средой благодаря устойчивому или неустойчивому взаимодействию и состоянию; как субъективная естественная защитная реакция или деятельность по созданию определенной среды для своего самосохранения. Безопасность - качественное системное свойство органической жизни, которое не только обеспечивает выживание различных организмов, но и способствует их развитию (во всяком случае, должно этому способствовать) [ 3, с. 7].

Основной целью любого из этих живых структурных уровней является его собственное выживание за счет создания безопасной среды существования. Цивилизация создала следующие элементы для самосохранения и развития:

• элементы культуры - язык, письменность, религия, искусство, наука, мораль, право;

• элементы социальности - социальную иерархию, различные формы объединений и взаимоотношений;

• элементы политики - государство, власть, силовые структуры, фискальные органы [4, с. 112-1 15];

• элементы экономики - различные виды производства, финансы, рынок.

Доминирующим элементом до последнего времени (до процесса глобализации) в

той или иной структуре являлось государство, которое объединяло все элементы в одно целое, выступая основным субъектом самосохранения, развития той или иной системы [5, с. 13-14].

Современные же представления о безопасности весьма разнообразны и варьируются от его отождествления с неким «родовым понятием» до признания симбиозом «экологической, экономической и всякой другой безопасности, противостоящей системе угроз личности и общества от различного рода опасностей» [5, с. 8].

Понимание безопасности как состояния защищенности в настоящее время получило наибольшее распространение и принято многими исследователями в качестве концептуального основания проводимых теоретических изысканий, хотя они зачастую расходятся в определении объекта защиты, характера угроз и защищаемых интересов [6, с. 31-32].

Такой подход в полной мере автора статьи удовлетворить не может, так как признание закрепленной законом дефиниции объясняется не только законодательным статусом определения, но и целым комплексом культурно-исторических причин, геополитикой и социально-политическими аспектами.

В системе обеспечения национальной безопасности при создании приемлемых условий для развития государства необходимо реализовывать силовые функции. Именно силовой фактор в современном обществе обеспечивает безопасность, стабильность и гарантирует, как считает большинство современных политических лидеров, способность своевременного реагирования на угрозы с учетом возможностей и перспектив развития социального пространства.

В результате сложившееся традиционное понимание безопасности как состояния защищенности хотя и изменило форму, но осталось по содержанию доминирующим (не только в современных исследованиях, но и в практике обеспечения безопасности). Вместе с тем проявившаяся в последнее десятилетие ограниченность традиционного понимания безопасности инициировала исследователей не только искать новые подходы, но и критически переосмысливать сложившиеся представления, даже если они и получили законодательное закрепление.

Таким образом, безопасность человека и общества (комплексная безопасность), иллюстрирует мозаичность смысловых значений этого сложного явления, что

наглядно доказывает факт постижения сущности феномена безопасности, её понятийного определения, и особенно, комплексной безопасности.

Список литературы

1. Лебедев С. А. Многомерный человек: онтология и методология исследования / С. А. Лебедев, Ф. В. Лазарев. М.: Издательство Московского университета, 2010. 96 с.

2. Викторов А. Ш. Введение в социологию безопасности / А. Ш. Викторов. М.: Канон, РООИ «Реабилитация», 2008. 568 с.

3. Актуальные проблемы национальной безопасности России / Под ред.

B. Ф. Ницевича, В. А. Труханова. Саратов: СВИРХБЗ, 2002. 325 с.

4. Петров С. И. Политика и обеспечение национальной безопасности России /

C. И. Петров. СПб.: Изд-во С. Петерб. ун-та, 2006. 158 с.

5. Бальцерович Л. Навстречу ограниченному государству / Л. Бальцерович; пер. с англ. М.: Новое издательство, 2007. 92 с.

6. Рыбалкин Н. Н. Философия безопасности / Н. Н. Рыбалкин. М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. 296 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.