ВЕстн. Моск. ун-та. сер. 18. социология и политология. 2020. т. 26. № 2
DOI: 10 .24290/1029-3736-2020-26-2-214-225
ПРОЦЕСС МИГРАЦИИ КРЕСТьЯН В РАМКАХ СИСТЕМЫ ХУКОУ В КИТАЕ
Ван Лили, асп . кафедры современной социологии социологического факультета МГУ имени М . В. Ломоносова, Ленинские горы, 1, стр . 33, Москва, Российская Федерация, 119234*
Китай создал двойную систему хукоу в целях модернизации и управления миграцией из сельских районов в города. Система ограничила мобильность большинства китайцев и ограничила миграцию крестьян из села в город. В 1978 г. спрос на рабочую силу резко вырос, и правила, регулирующие миграцию, включая систему хукоу, были ослаблены, чтобы стимулировать переселение. Создание в 1991 г. полукапиталистической рыночной системы еще больше стимулировало приток рабочей силы и вынудило либерализовать некоторые аспекты политики регистрации, а к2014 г. в ответ на продолжающийся экономический рост китайское правительство внедрило единую систему хукоу для обеспечения равенства между сельскими и городскими жителями. В этой статье будут рассмотрены реформы миграционной системы. Мы утверждаем, что система хукоу может играть важную роль в развитии Китая.
Ключевые слова: система хукоу, сельско-городская миграция, равенство, население и развитие.
PEASANT MIGRATION PROCESS WITHIN THE HUKOU SYSTEM IN CHINA
Van Lili, Postgraduate Student, Department of Modern Sociology, Faculty of Sociology, Lomonosov Moscow State University, Leninskiye Gory, 1-33, Moscow, Russian Federation, 119234, e-mail: 414993507@qq. com
China has created a dual hukou system to modernize and manage rural-urban migration. The system limited the mobility of most Chinese people and limited the migration of rural peasants. In 1978, the demand for labor grew rapidly and the rules governing migration, including the hukou system, were loosened to encourage resettlement. The creation of a semi-capitalist market system in 1991 further stimulated labor inflows and forced liberalization of some aspects of registration policies, and by 2014, in response to continued growth, the Chinese government introduced a unified hukou system to ensure equality between rural and urban residents.... In this brief overview, we look at reforms and argue that the hukou system can play an important role in China's development.
Key words: hukou system, rural-urban migration, equality, population and development.
* Ван Лили, e-mail: 414993507@qq. com
Китайское правительство, стремясь управлять сельским и городским населением и наращивать свой потенциал для развития сельского хозяйства и промышленности, ввело систему хукоу в 1949 г. Последовал ряд правительственных реформ, в том числе в июле 2014 г., которые устранили двойственный сельский/городской характер хукоу, чтобы эффективнее решить проблему неравенства в проживании и предоставить более справедливый доступ к федеральным услугам всем китайцам . Реформы бросили вызов давним убеждениям относительно значения, роли и ценности сельских и городских районов Китая для строительства нации, а также неравенства, практики и различий, которые отделяют население, живущее в сельских районах, от населения, живущего в городах
Анализ последних исследований
и публикаций
Большая часть современных исследований системы хукоу идет по одному из трех путей . Во-первых, есть исследователи, которые изучают проблемы, возникшие в результате стремления скоординировать сельское и городское развитие, что может породить разрыв между городским и сельским населением1 . Для многих система хукоу была барьером на пути развития и модернизации . Она ограничивала рост равенства и препятствовала свободному потоку рабочей силы, концентрируя индустриализацию в восточных городах в процессе обострения социального разрыва между сельскими и городскими районами2 . Система хукоу была оценена как основное препятствие для сельских трудящихся-мигрантов, поскольку они селились в растущих городах и получали доступ к рабочим местам; это было главной причиной того, что те же самые трудящиеся-мигранты имели более низкую заработную плату3 . Во-вторых, существует направление исследований, которое сосредоточено на ходе реформ и той роли, которую должно играть правительство, если система хукоу призвана улучшить экономическое благосостояние и создать
1 Yang C. Rethinking about the reform of the Hokou system // Journal of China Agricultural University. 2010 . Vol. 27. N 3 . P. 161-167.
2 Wang H. A macroscopic analysis of the formation and evolution of the Chinese present domicile system // Journal of Chinese Communist Party History Studies. 2003. Vol. 58 . N 4. P. 22-29; Liang Q. Household registration reform, labor mobility and optimization of the urban hierarchy // Social Sciences in China. 2013 . Vol. 216 . N 12 . P. 61-67 .
3 Wu X., Zhuoni Z. Household registration, occupational segregation and income inequality in urban China // Social Sciences in China. 2014. Vol. 222. N 6 . P. 118-140; Qiao M., Qian X., Yao X. Labor market segmentation, Hokou and 334 urban-rural difference in employment // Chinese Journal of Population Science. 2009. Vol. 133 . N 4. P. 32-42.
возможности для сельских трудящихся-мигрантов4 . В-третьих, часть исследований посвящена (и подвергалась критике) влиянию хукоу на сельские семьи, а также бремени, которое несут мигранты и которое связано с обязательным лицензированием и разрешением на проживание5, а также роли, которую лицензирование и разрешение на проживание играют в ограничении и концентрации экономического развития6 .
Наша статья дополняет эти направления исследования и ставить вопрос: каков потенциал реформы в свете последней политики правительства относительно хукоу? Мы начнем с открытия Китая в 1978 г. и некоторых ранних реформ, проведенных в соответствии с системой хукоу региональными и государственными правительствами Во второй части статьи мы сосредоточимся на региональных изменениях в системе хукоу, а также на различиях в правилах регистрации и проживания, которые последовали за введением рыночных реформ в 1992 г. В третьей части статьи мы рассмотрим несколько реформ системы хукоу последних лет, которые были сделаны в ответ на либерализацию рынка и изменения в экономическом планировании со стороны правительства Мы утверждаем, что реформы системы хукоу последних лет начинают решать некоторые проблемы, которые были центральными для первоначального этапа системы хукоу и которые требуют решения по мере продвижения Китая в будущее, а также некоторые из неравенств, которые были укоренены в дуалистической природе сельского и городского типа проживания по системе хукоу
Основные материалы исследования
Китайская экономика открылась для внешнего участия и инвестиций в 1978 г. Трудящиеся страны, особенно сельские работники, получили возможность перемещаться в зависимости от экономического роста и развития рост иностранных инвестиций и частичная приватизация, а также сдвиг в сторону развития частной предпринимательской инициативы привели к быстрой индустриализации экономики и внесли ряд изменений в систему хукоу
4 Yan G. Household register's character history and China's household registration reform // Tribune of Study Journal. 2008. Vol. 24. N 5 . 71-75; Qiao M., Qian X., Yao X. Op. cit.
5 Wang Q. From the compulsory license to conditions permit, the analysis of the change of the contemporary China urban household registration migration's licensing system // Southeast Academic Research. 2010 . Vol. 216. N 2 . P. 36-43.
6 Zhao W. Economic factors in modern China: an account of migration and institutional change // Journal of Historiography. 2005. Vol . 379. N 5 . P. 96-100.
Исходя из того, что крестьяне стали переселяться в быстро растущие города, в октябре 1984 г. Государственный совет опубликовал доклад о поселении крестьян в городах. В этом докладе местным органам власти предписывалось поддерживать интеграцию сельских крестьян, разрешать им регистрироваться в городских центрах, а городам было позволено считать новых иммигрантов частью своего несельскохозяйственного населения7 . Эти изменения были закреплены и продолжены в июле 1985 г. Министерством общественной безопасности во Временных положениях об управлении временным населением в городах
Временные положения отменили правило, ограничивающее временное проживание в городах тремя месяцами без изменения статуса постоянного жителя или возвращения в свои общины8 В сентябре того же года Всекитайский народный конгресс опубликовал положение об удостоверении личности резидента И хотя это правило требовало, чтобы любой гражданин старше 16 лет подавал заявление на удостоверение личности, оно ослабило правила системы хукоу с целью обеспечить доступ к работе, что изменяло региональную идентичность В результате сельские жители мигрировали во все большем количестве в растущие города, где к тому времени проживало более 6,5 миллионов молодых людей9, более двух миллионов работающих пар получили возможность воссоединиться
К 1989 г. по меньшей мере 30 миллионов китайцев переселились в города, и крупные города, включая Пекин, Шанхай и Гуандун, создали зоны "трудящихся-мигрантов" с названиями "деревня Чжэцзян" и "деревня Хэнань": "В то время когда к 1990 году реформы охватили всю страну, появилось множество систематических злоупотреблений . Например, многие продавали сельским крестьянам фальшивые городские регистрационные карточки"10 . И хотя государство пыталось пресечь эти злоупотребления, но по оценкам, к концу 1993 г. более трех миллионов крестьян купили городские документы, выдаваемые по системе хукоу, что принесло более 25 миллиардов юаней черному
рынку11
7 Ho S.P.S. Rural China in transition: non-agricultural development in rural Jiangsu, 1978-1990. Oxford, 1994.
8 Yusuf S., Saich T. China urbanizes: consequences, strategies, and policies . Washington, 2008.
9 Yang Y. China's population migration and long-term development strategy. Wuhan, 1994.
10 Yin Z., Yu Q. Chinas household registration reform . China University of Political Science and Law press . 1996. P 36 .
11 Yan G. Op . cit .
Контроль резидентства оставался проблемой для местных и национальных правительственных программ, поэтому Государственный совет в 1989 г. опубликовал Уведомление о чрезмерном росте "урбанизации", чтобы управлять движением и уменьшить злоупотребление системой хукоу К сожалению, эти реформы имели тенденцию изолировать сельских жителей и ограничивать им доступ к государственным программам . Другими словами, политика хукоу по-прежнему была барьером, который эффективно разделял сельских и городских жителей Китая .
Рыночные реформы продолжались по мере того, как урбанизация и индустриализация ускорили новый виток изменений в системе хукоу, начавшийся в 1992 г. Первое направление изменения политики хукоу заключалось в том, чтобы выбор места жительства и передвижение высококвалифицированных трудовых мигрантов из деревни в город . Люди, которые вложили один миллион юаней в специально отведенные места, купили коммерческую недвижимость, имели профессиональное звание или стабильную работу, могли подать заявку на регистрацию по месту жительства с "синим штампом" ("голубая печать") . Посредством "голубой печати" регистрации сельские жители могли стать городскими, подобная политика проводилась в городах Нанкин, Тяньцзинь, Гуанчжоу и Шэньчжэнь12 . Даже Пекин представил свою версию регистрации рабочих мигрантов под названием "сертификат рабочей ложи". В 1999 г. Министерство кадров и Министерство общественной безопасности расширили программу Гуанчжоу, Шэньчжэнь, Чжухай и Дунгуань внедрили "точечную систему", в соответствии с которой сельские мигранты-рабочие могли бы накапливать баллы ради регистрации в городах, эффективно осваивая новую систему хукоу
Второе направление реформы системы хукоу предусматривало создание специальных зон и новых районов для содействия экономическому развитию и высокотехнологичной индустриализации в растущих городах. Министерство общественной безопасности в 1992 г. создало специальную систему регистрации для этих особых зон, установив две формы резидентуры для всех участников — сельскую или городскую хукоу для отдельных семей и направленную на специальные зоны работы . Это изменение добавило гибкости дуалистической системе хукоу и позволило крестьянам получить доступ к возможностям городов (включая рабочие места, образование и социальное обеспечение), не теряя своих традиционных связей с
12 Vendryes T. Migration constraints and development: Hukou and capital accumulation in China // China Economic Review. 2011. Vol. 22 . N 4. P. 669-692.
родными деревнями . Тем не менее, программа оказалась однонаправленной и была сосредоточена исключительно на перемещении "успешных" сельских жителей только в несколько растущих городов, остальные же таких преимуществ не получили13 .
Третье крупное изменение в системе хукоу было основано на реформировании правил, ограничивающих проживание крестьян В 1997 г. Министерство общественной безопасности и Государственный Совет издали Проект по реформированию системы прописки хукоу в малых городах. Реформы позволили крестьянам регистрироваться в качестве постоянных жителей и селиться в небольших городах, где они могли бы пользоваться равными правами с теми гражданами, которые и до этого имели городскую прописку Эта политика вызвала бум в развитии пригородных районов и примерно за два года привела к миграции более миллиона сельских жителей в 382 города по всей стране14 . Согласно инструкции, заявки на постоянное проживание в малых городах больше не были привязаны к конкретным целям, а расселение перестало быть связанным с федеральными программами; сельские мигранты с "синим штампом" стали равны городским жителям Государственный Совет официально оформил большую часть этих реформ в 2012 г. Реформы управления системой хукоу происходили под пристальным наблюдением Государственного Совета Существовало убеждение, что правительство должно направлять развитие несельскохозяйственных отраслей, а также перемещение сельского населения в малые и средние города и формирование равенства между сельскими и городскими районами
Спрос на рабочую силу в расширяющейся рыночной экономике и роль Китая как "мировой фабрики" рабочей силы побудили правительство "выращивать рабочую силу", которая могла бы идти в ногу с экономическим ростом . Именно с этой целью четвертое направление реформы системы хукоу ослабило правила проживания, помогло сельским жителям Китая обосноваться в растущих городах и повысило внутренний потребительский спрос15 .
13 Bach J. They come in peasants and leave citizens urban villages and the making of Shenzhen, China // Cultural Anthropology. 2010 . Vol. 25 . N 3 . P. 421-458.
14 Wang H. A macroscopic analysis of the formation and evolution of the Chinese present domicile system // Journal of Chinese Communist Party History Studies. 2003. Vol 58 N 4 P 22-29
15 Rietig V Migration with Chinese characteristics: Hukou reform and elite emigration, migration policy institute . 2014. URL: http://www. migrationpolicy. org/article/top-10-2014-issue-10-migration-chinese-characteristics-hukou-reform-and-elite-emigration (accessed: 12 .10 .2014).
Реформы системы хукоу предоставили сельскому и городскому Китаю новые возможности однако реформы потеряли свою силу после публикации в 2003 г административных законов, ограничивающих временные изменения (включая льготы, связанные с городской жизнью) . Административные поправки 2003 г. предписывали большинству сельских жителей, уже получивших свое место жительства в городах, вернуться в свои села другими словами, несмотря на многочисленные реформы сельская прописка все еще создавала серьезные препятствия сельским жителям, которые хотели бы переселиться в города В Пекине, например, ограничения запретили мигрантам определенных профессий (всего 103 различных направления) получать жилье и услуги, положенные жителям городов16 . Крестьяне часто были вынуждены выбирать ту работу, которая была "стигматизирована" и рассматривалась как культурно неприемлемая для городских жителей, часто это были формы занятости в теневой сфере экономики, а это превращало бывших сельских жителей в представителей низшего класса, который не имел представительства своего голоса
Конечно, с 1992 по 2013 г. реформа системы хукоу все-таки шла, разрыв, разделяющий городские и сельские районы в Китае, был устранен, однако, изменения в этой области не были постоянными и непременно успешными . Реформы в значительной степени зависела от руководителей городов и их интерпретации системы хукоу, их ожиданий в отношении реформы и их планов на будущее17 . Изменения также были обусловлены сложностями, которые лежат далеко за пределами компетенции местного или даже общенационального руководства и были связаны с давно сложившимися представлениями о различиях между сельским и городским населением . Изменения часто были сосредоточены на конкретных людях с их уникальными навыками или на особых зонах, связанных с конкретными промышленными процессами, в целом же интересы сельских жителей Китая игнорировались Таким образом, несмотря на все изменения система Хукоу продолжала блокировать свободный поток людей и интеграцию сельских и городских районов Китая18 .
Итак, двойственная система хукоу с ее уникальным набором сельских и городских правил ограничивала развитие китайского
16 Li Q. Chinas social structure during the transition . Heilong Jiang, 2002.
17 Liu Y., Stillwell J., Shen J., Daras K. Interprovincial migration, regional development and state policy in China, 1985-2010 // Applied Spatial Analysis and Policy. 2014. Vol. 7. N 1. P 47-70.
18 Fan C.C. Rural-urban migration and gender division of labor in transitional China // International Journal of Urban and Regional Research. 2003. Vol. 27. N 1. P 24-47.
общества и формирование социальной справедливости несмотря на экономическую интеграцию страны19 . Учитывая сохраняющиеся проблемы и, опираясь на изменения, происходящие на местах в результате реформ 1990-х гг. и начала XXI в . , Центральный Комитет Коммунистической партии Китая переосмыслил и реформировал систему регистрации хукоу. По мере углубления реформ правительство ослабляло контроль над сельскими жителями, которые переезжали в города . КПК также ослабила ограничения, запрещающие сельским жителям селиться в среднего размера городах, установила ряд логичных и легко исполняемых требований, обращенных к сельским жителям, желающим получить регистрацию в крупных городах, определила "оптимальное население" мегаполисов . В марте 2014 г. КПК под руководством премьер-министра Ли Кэцяна предоставила городскую прописку сельским жителям, которые переехали в города, и осуществила дальнейшие реформы политики хукоу, которые не имели временных ограничений . Однако эти реформы не смогли устранить неравенство между сельскими и городскими районами, которое формировало и неравенство двух групп населения, сельского и городского Правительство действительно пересмотрело систему проживания мигрантов и тех сельских жителей, которые в будущем также могут переселиться в города . Два важных результата этих реформ заключались, во-первых, в воссоединении детей с их родителями в городах и предоставлении этим детям права посещать школу, включая среднюю школу и колледж, и, во-вторых, в гарантировании профессиональной подготовки неквалифицированным и/или недостаточно квалифицированным сельским трудящимся-мигрантам
В июле 2014 г. Госсовет дал поручения по дальнейшему продвижению реформы системы хукоу и высказался за адаптацию к внутренней миграции (политика, которая фактически положила бы конец отдельным сельской и городской системам хукоу) . Новая программа резидентства направлена на решение проблемы неравенства сельского и городского населения и создание ориентированной на людей стандартизированной системы хукоу к 2020 г., которая будет поддерживать движение сельскохозяйственных рабочих и крестьян в города20 . Эта новая политика изменяет систему хукоу и превращает ее из системы, которая разделяла сельских и городских жителей,
19 Young J. China's Hukou system: markets, migrants and institutional change . N .Y. ,
2013.
20 Kochan D. Visual representation of internal migration and social change in China // China Information . 2009. Vol. 23 . N 2 . P. 285-316.
в систему, которая управляет населением и поддерживает рост и развитие китайского рабочего класса
Управление по законодательным вопросам Государственного Совета в декабре 2014 г. опубликовало Положение о разрешении на проживание (проект экспозиции) с целью выявления общественного мнения относительно предлагаемых изменений и определений государственных услуг, которые будут установлены новыми правилами проживания, включая равные права на бесплатное образование, отсутствие дискриминации на рабочем месте, расширение профессиональной подготовки, поддержку занятости, жилье, пенсионные услуги, социальное обеспечение, социальную помощь и воссоединение семей бывших сельских жителей несмотря на предлагаемые изменения сельские жители, как правило, скептически относятся к реформам и, учитывая опыт прошлых лет, часто не решаются принять новые правила хукоу Многие крестьяне не намерены на постоянной основе жить в китайских городах. Например, только 10,7% сельских трудящихся-мигрантов из провинции Сычуань готовы перебраться на постоянное место жительства в город21 Сельских жителей волнуют конкретные детали новой политики, которая еще не до конца разработана, и неравенство, которое продолжает разделять сельский и городской Китай . Кроме того, реформа системы хукоу — это не просто изменение регистрации по месту жительства она также затрагивает проблемы доступа к рабочим местам, образованию, здравоохранению и многому другому. Перераспределение ресурсов также создает некоторые трения между старыми городскими жителями и мигрантами из села22
Крестьяне имеют "три права" — право на землю и управление ею, право на свое хозяйство, "усадьбу", и право коллективного распределения доходов, — и они не готовы обменять эти права на право просто жить в городе Изменения усложняют жизнь, увеличивают разрыв между уровнем жизни в сельских и городских районах, ограничивают доступ к ресурсам . Трудно отказаться от прямых субсидий производителям зерна, от медицинского обслуживания в сельских кооперативах и политики преференций в планировании семьи, а также от традиционных "трех прав"23 . И хотя традиционная система не всегда "максимизировала доходы", но зато она минимизировала риски Поэтому многие сельские захотят сохранить свой сельский
21 Gu Z. Peoples Dailjs view on household registration reform: give peasants more choices and provide small cities more resources // Peoples Daily. 2014. 25 Aug.
22 Iredale R.R., Bilik N., Su W., Guo F., Hoy C. Contemporary minority migration, education, and ethnicity in China. Cheltenham, 2001.
23 Bach J. op cit
образ жизни, чтобы избежать риска урбанизации, даже если реформы поощряют переселение сельских жителей в города и получение ими новых возможностей24
Выводы
Система хукоу была создана для содействия развитию, сокращения разрыва между сельскими и городскими районами и оказания помощи недавно сформированному центральному правительству в его планах преобразований . К сожалению, вместо того чтобы стимулировать перемены и формировать равенство, система хукоу разделила сельских и городских жителей Китая и подавила развитие .
Городские жители извлекали выгоду из своего положения в системе хукоу, оттесняя сельских жителей на второй план, где они не могли получить доступ к городским программам и преимуществам, горожане продолжали находиться в привилегированном положении по отношению к сельской бедноте для сравнения, сельские жители Китая, как правило, страдают от системы хукоу, которая ставит их в неблагоприятные условия, закрепляя крайнюю нищету и лишения Вместо того чтобы служить инструментом реформ, хукоу породила систему статусов, которая дифференцирует городское и сельское население и мало что делает для решения проблемы социального неравенства или несправедливого распределения ресурсов
Современные реформы, безусловно, имеют потенциал для преобразования системы хукоу и делают это так, чтобы не ограничиваться избранной группой городов, как это было в конце 1990-х и начале XXI в . 25 Правительство Китая и КПК опираются на ранее достигнутые успехи, учитывая всесторонние изменения, тем самым формируя основу для преодоления разрыва, который продолжает разделять сельских и городских жителей . Реформы должны уменьшить барьеры, которые ограничивают поселение сельских жителей в городах. Они должны также открыть доступ к товарам и услугам, что будет способствовать укреплению чувства равенства и сбалансированности между сельскими и городскими общинами Реформы также позволят государству лучше управлять сельскими мигрантами и работать с ними, а мигранты смогут "выйти из тени" и открыто получить доступ к новым возможностям26
24 Young J. China's Hukou system: markets, migrants and institutional change; Yusuf S., Saich T. China urbanizes: consequences, strategies, and policies . Washington, 2008.
25 Wang Q. From the compulsory license to conditions permit, the analysis of the change of the contemporary China urban household registration migration's licensing system // Southeast Academic Research. 2010 . Vol. 216. N 2 . P. 36-43.
26 Fan C.C. Op. cit.
Потенциал реформирования системы хукоу и устранения некоторых видов неравенства, определяющих жизнь населения, весьма велик и позитивен, учитывая успех не очень масштабных местных программ, которые были осуществлены городами в 1990-х и начале XXI в . в целях более эффективного управления сельско-городским населением и перераспределением рабочей силы
Мы считаем, что продолжение реформ системы хукоу неизбежно, если учитывать рост китайской экономики как с точки зрения потребления, так и с точки зрения производства Такая возможность созрела в результате развития страны, управляемого государством и стимулируемого частными инвестициями . Реформа хукоу должна опираться на эти возможности, преодолевать неравенство, пока еще определяющее жизнь, и ликвидировать разрыв, который разделяет сельских и городских жителей Китая При этом реформа системы хукоу способствует политике, направленной на решение проблем государственной системы образования, рынков труда, рынков капитала, потребительского кредитования и непрерывного роста
Реформа системы хукоу может создать новую систему, которая станет неотъемлемой частью развития Китая . Вместо того чтобы ограничивать доступ к развитию и возможности, реформы должны предоставить сельским жителям те же права и возможности, которые есть у городских жителей, устранить препятствия, ограничивающие свободный поток людей и семей, способствовать равенству в соответствии с законом Мы надеемся, что самый последний раунд реформ, которые предусмотрены государством и опираются на опыт городов по всей стране, являются лишь первым шагом в продолжающемся процессе роста, который будет ускоряться по мере дальнейшего развития Китая
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ / REFERENCES
Bach J. They come in peasants and leave citizens urban villages and the making of Shenzhen, China // Cultural Anthropology. 2010 . Vol. 25 . N 3 . P. 421-458 .
Cai Y., Yew-KwangNg. Part-peasants: incomplete rural-urban labour migration in China // Pacific Economic Review. 2014 . Vol. 19 . N 4 . P. 401-422 .
Fan C.C. Rural-urban migration and gender division of labor in transitional China // International Journal of Urban and Regional Research . 2003 . Vol. 27 . N 1 . P. 24-47.
Gu Z. Peoples Dailjs view on household registration reform: give peasants more choices and provide small cities more resources // Peoples Daily. 2014 . Aug . 25 .
Ho S.P.S. Rural China in transition: non-agricultural development in rural Jiangsu, 1978-1990 . Oxford, 1994.
Iredale R.R., Bilik N., Su W., Guo F., Hoy C. Contemporary minority migration, education, and ethnicity in China Cheltenham, 2001
Kochan D. Visual representation of internal migration and social change in China // China Information . 2009. Vol. 23 . N 2 . P. 285-316 .
Li Q. Chinas social structure during the transition . Heilong Jiang, 2002 .
Liang Q. Household registration reform, labor mobility and optimization of the urban hierarchy // Social Sciences in China . 2013 . Vol. 216 . N 12 . P. 61-67 .
Liu Y., Stillwell J., Shen J., Daras K. Interprovincial migration, regional development and state policy in China, 1985-2010 // Applied Spatial Analysis and Policy. 2014 .Vol. 7 . N 1 .P. 47-70 .
Qiao M., Qian X., Yao X. Labor market segmentation, Hokou and 334 urban-rural difference in employment // Chinese Journal of Population Science . 2009 . Vol. 133 . N 4. P. 32-42 .
Rietig V. Migration with Chinese characteristics: Hukou reform and elite emigration, migration policy institute. 2014 . URL: http://www.migrationpolicy. org/article/ top-10-2014-issue-10-migration-chinese-characteristics-hukou-reform-and-elite-emigration (accessed: 12 10 2014)
The Ministry of public security administration // The Collection of Laws, Regulation and Policy on Chinas Household Registration System . 2001. The Chinese people public security press
Vendryes T. Migration constraints and development: Hukou and capital accumulation in China // China Economic Review. 2011. Vol. 22 . N 4 . P. 669-692 .
Wang H. A macroscopic analysis of the formation and evolution of the Chinese present domicile system // Journal of Chinese Communist Party History Studies . 2003 . Vol 58 N 4 P 22-29
Wang Q. From the compulsory license to conditions permit, the analysis of the change of the contemporary China urban household registration migration's licensing system // Southeast Academic Research . 2010 . Vol . 216 . N 2 . P. 36-43 .
Wu X., Zhuoni Z. Household registration, occupational segregation and income inequality in urban China // Social Sciences in China . 2014 . Vol . 222 . N 6 . P. 118-140 .
Yang C. Rethinking about the Reform of the Hokou System // Journal of China Agricultural University. 2010 . Vol. 27. N 3 . P. 161-167 .
Yan G. Household register's character history and China's household registration reform // Tribune of Study Journal . 2008 . Vol. 24 . N 5 . 71-75 .
Yang Y. China's population migration and long-term development strategy. Wuhan, 1994.
Yin Z., Yu Q. Chinas household registration reform. Beijing, 1996 .
Young J. China's Hukou system: markets, migrants and institutional change . N .Y. , 2013 .
Yusuf S., Saich T. China urbanizes: consequences, strategies, and policies . Washington, 2008
Zhao W. Economic factors in modern China: an account of migration and institutional change // Journal of Historiography. 2005 . Vol. 379 . N 5 . P. 96-100.