ФИЛОСОФИЯ
Вестн. Ом. ун-та. 2014. № 4. С. 98-99.
УДК 111.7 П.В. Мусиец
ПРОЦЕСС КОНСТРУИРОВАНИЯ ТЕЛЕСНОСТИ: СУБЪЕКТ-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД
Анализируется социально-философский процесс конструирования телесности в рамках субъект-ориентированного подхода. Постулируется мультисубъектность конструктивных преобразований тела, подчеркивается необходимость рассматривать процесс конструирования телесности с учетом комплексного воздействия индивидуальных и групповых субъектов.
Ключевые слова: тело, телесность, социальное конструирование, уровни конструирования тела, субъект, субъектные модальности.
Для постсовременной философии характерен онтологический кризис, детерминированный постулатом «смерть субъекта». Понимаемый не субстанциально, а лингвистически, субъект теряет основания своего бытия, превращаясь в сингулярность, динамическую характеристику дискурса. Элиминация субъекта на теоретическом уровне чревата дегуманизацией общественного бытия: человек превращается в человеческий фактор, а межличностные отношения приобретают окраску целерациональных взаимодействий. Негативно и обратное влияние: реальность человеческого бытия становится симулякром.
Основой субъектности является телесность - «феноменологическая реальность, представляющая собой сочетание биопсихосоциальных аспектов телесного бытия субъекта в физическом мире» [1, с. 133]. Как результат онтогенетического развития, она интегрирует индивидуальнопсихологическую, культурную и семантическую составляющие уникального человеческого существа, проявляясь в действии, самоорганизации поведения.
Кризисы субъектности и телесности взаимно конституированы. Отказ постмодернизма различать субъект и объект подрывает основы идентичности, обусловливает дестабилизацию отношения человека к собственному телу, проявляющуюся в чрезмерной заботе о нем с одновременным игнорированием его истинных нужд и потребностей. Ориентированная текстуально и семиотически артикулированная телесность предстает как сфера разворачивания социальных и дискурсивных кодов. Субъекта заменяет «персонаж» - эмпирический концепт личности за вычетом телесности и реальных социальных связей. Тело трансформируется в поверхность без глубины, маркируемую движением бессмысленных объектов производства: «сингулярность существует как нечто до-субъектное. Линия движения оказывается линией контакта, пустой коммуникацией» [2, с. 169]. Это, в свою очередь, влечет за собой «конец социального», превращение его в безликую массу, аморфный агрегат «пустых» индивидов, характеризуемый суггестивностью, стереотипным мышлением и иррациональной активностью.
Преодоление кризиса возможно, если подходить к телесности с позиций социального конструкционизма. Здесь субъект не предзадан изначально, конституируясь в ходе взаимодействия с различными социальными группами. Конструкционизм делает акцент на динамическом характере социальных процессов, рассматривая живую человеческую субъ-ектность в качестве творца реальности, задаваемой значимостью социальных конструкций для взаимодействующих индивидов.
© П.В. Мусиец, 2014
Процесс конструирования телесности: субъект-ориентированный подход
99
Структуру конструирования телесности можно описать через интенционально-конститутивную триаду, основными элементами которой являются субъект, объект и акт конституирования. В данном случае объектом будет являться тело человека, конструируемое на разных уровнях своего бытия: природном, социальном, культурном. Субъектами конструирования могут являться как отдельные индивиды, так и социальные общности. Немаловажную роль в данном процессе играет и сам обладатель тела в качестве субъекта самомоделирования и самотрансформации не только физического тела как такового, но и телесности как интегрального свойства экзистенциального опыта индивида. Отсюда представляется целесообразным рассматривать конструирование тела как многоуровневый мультисубъектный процесс, характеризующийся комплексным воздействием индивидных и коллективных субъектов в ходе формирования индивидуальной телесности.
Согласно позиции М.С. Кагана, можно дифференцировать четыре модальности субъекта - личностную (индивидную), групповую, социальную и социетальную [3, с. 100]. Каждая из них характеризуется системной целостностью, единым сознанием и способностью к рефлексии и активной преобразовательной деятельности. С учетом указанных уровней конструирования тела и модальностей субъекта мы получаем комплексную конституирующую матрицу, характеризующую процесс созидания и трансформации телесной реальности:
1. На природном уровне ведущую роль в конструировании играет индивидуальный субъект, снабжающий организм средствами, повышающими его адаптивные возможности. Коллективные модальности играют здесь второстепенную роль, задавая конституирующие рамки телесных трансформаций.
2. На социальном уровне в качестве субъектов конструирования доминируют коллективные модальности, диктующие индивиду эталоны телесности, необходимые для успешной коммуникации в том или ином сообществе. Конкретная группа становится приоритетным субъектом констру-
ирования, стандартизируя различные телесные проявления своих членов.
3. На культурном уровне главную роль играют социальная и социетальная модальности, но их действие разнонаправленно: если общество формирует конкретные представления об идеалах телесности, то человечество в целом в силу процессов глобализации нивелирует культурные различия, подчеркивая лишь необходимость определенного уровня телесной красоты и здоровья в качестве условия успешности интерсубъективных взаимодействий.
Ключевой фигурой процесса конструирования телесности выступает индивид, который «осуществляет и заключает субъект-ность Социума, обусловливающего и определяющего его способность и необходимость быть субъектом» [4, с. 47]. Эксплицируясь в качестве субъекта конструктивных преобразований, индивид одновременно оказывается и объектом конституирующего воздействия в контексте собственной телесности, и посредником, через которого общество и культура действуют на его телесную составляющую.
Важнейшей сущностной характеристикой человека является его целостность, включающая телесность как неотъемлемую часть самоосуществления и развертывания субъектности в процессе конструирования реальности. Имманентность телесности детерминирует системность субъекта, вследствие чего исключение ее из анализа может привести не только к ошибочным теоретическим заключениям, но и к деструктивным практическим последствиям.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Бескова Д. А., Тхостов А. Ш. Телесность как пространственная структура // Междисциплинарные проблемы психологии телесности. М.,
2004. С. 133-148.
[2] Рябов М. А. Не-хватка субъективности в социальном бытии // Вестн. Удмурт. ун-та. Серия «Социология и философия». 2005. № 2. С. 161-170.
[3] Каган М. С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. М., 1988. 319 с.
[4] Сайко Э. В. Субъект: созидатель и носитель социального. М. : Изд-во МПСИ; Воронеж : МОДЭК, 2006. 424 с.