Научная статья на тему 'Процесс христианизации Боспорского царства'

Процесс христианизации Боспорского царства Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1408
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зинько Е.А.

Процесс христианизации Боспорского царства охватил несколько столетий. В нем на основании комплексного анализа различных источников можно выделить четыре периода: первый период (до середины III в.) первые христианские проповеди на Боспоре; второй период (вторая половина III начало IV вв.) создание раннехристианских общин; третий период (первая четверть IV вторая треть V вв.) самостоятельное функционирование Боспорской епархии; четвертый период (последняя треть V первая треть VI вв.) христианство государственная религия Боспорского царства. Однако длительное время эта христианская епархия на северо-восточной окраине греко-римского мира оставалась малочисленной и довольно слабой. И лишь только в первой трети VI в. н.э. Византийской империей на территории бывшего Боспорского царства начинается масштабное строительство христианских базилик и христианизация всего населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Process of Christianization of the Bosporus

The process of Christianization of the Bosporus seized several centuries. It can be divided into four periods based on a comprehensive analysis: the first period (until the middle of the 3 rd century AD) the first Christian sermons in the Bosporus; the second period (second half of the 3 rd century the beginning of the 4 th century AD) the creation of early Christian communities; the third period (first quarter of the 4 th the second third of the 5 th century AD) the independent functioning of the Bosporus Diocese; the fourth period (the last third of the 5 th century the first third of the 6 th century AD) Christianity became the state religion of the Bosporus. However, for a long time, the Christian diocese in the north-eastern outskirts of Greco-Roman world remained small in number and rather weak. Only in the first third of the 6 th century Byzantine Empire began large scale construction of Christian basilicas and the Christianization of the population in the territory of the former Kingdom of the Bosporus.

Текст научной работы на тему «Процесс христианизации Боспорского царства»

Е.А. ЗИНЬКО

ПРОЦЕСС ХРИСТИАНИЗАЦИИ БОСПОРСКОГО ЦАРСТВА

В научном наследии В.М. Зубаря значительное место занимают исследования по раннему христианству в Северном Причерноморье [Зубарь, 1991; Зубарь, Хворостяный, 2000 и др.]. Сложные, неоднозначно интерпретируемые учеными процессы распространения и утверждения христианства в Хер-сонесс и на Боспоре постоянно интересовали его. Помню нашу длительную дискуссию весной 2004 г. в Киеве, когда Виталий Михайлович все же согласился с доводами о целесообразности выделения раннего этапа в распространении христианства на Боспоре и существования определенных отличий, по сравнению с Херсонесом, в этом процессе. Археологические исследования последних лет в Восточном Крыму А.И. Айбабина (Боспор), В.Н. Зинько (Тиритака), Е.А. Молева (Китек) и продолжающееся изучение автором статьи грунтовых склепов некрополя на северном склоне горы Митридат дают новые факты и аргументы для понимания этого сложного и довольно противоречивого процесса в истории Боспорского государства.

В первые века н.э. идеология Боспорского царства претерпевает определенную эволюцию. В религиозных представлениях городского населения стали преобладать сугубо частные культы, не связанные с официальной религией. Исторически сложившиеся связи с восточными провинциями Римской империи обусловили проникновение негреческих синкретических культов, в основном мистических восточных божеств. Особенно большое распространение на Боспоре получил культ безымянного Бога Высочайшего. В это же время из Малой Азии начинает проникать и христианское вероучение. Отдельные группки первых христиан были слишком незначительны в пестрой религиозной картине Боспорского государства первых веков, и до второй половины III в. нет каких-либо достоверных источников об их существовании. В целом этот первый период (до середины III в.), можно рассматривать как время появления отдельных адептов и первых христианских проповедей среди боспорского населения, которые практически не оставили следа в многочисленных религиозных объединениях Боспорского царства. Хотя некоторые исследователи склонны видеть в широком распространении культа Бога Высочайшего результат некоторого влияния христианской религии [Новосадский, 1928, с.63], которое, однако, сейчас не подтверждается [Левинская, 2000, с.199-214].

!3J^J£3i£i]^i^i£iJ=Ji3l3J3J3J3J£J. Боспорские исследования, вып. XXIII

После варварских походов второй половины III в. в Боспорском царстве наблюдается определенный упадок государственных институтов и бедственное положение подавляющей массы городского и сельского населения [Гай-дукевич, 1949, с. 454; Айбабин, 1999, с.44]. В то же время складываются предпосылки в идеологической жизни, в первую очередь выразившиеся в наличии тенденций к монотеизму, что в конечном итоге и обусловило постепенное распространение на Боспоре христианской религии [Гайдукевич, 1949, с.466]. Ее первые адепты, возможно, и вышли из среды боспорских синодов почитателей Бога Высочайшего [Зубарь, Хворостяный, 2000, с. 136], однако последователи этого культа в целом вероятно препятствовали распространению христианского учения на Боспоре. Тесные связи Боспорского царства с Малой Азией, откуда в основном проникали новые религиозные течения, безусловно, влияли на распространение христианства [Diatroptov, 1999, р.222-223].

Во второй половине III в. вместе с пленниками из Малой Азии [Zoe. I, 34, 1] на Боспоре появляются небольшие группы христиан, среди которых предположительно могли быть даже представители клира, что вероятно способствовало более быстрому распространению христианского вероучения [Гайдукевич, 1949, с. 466]. Начинается второй период (вторая половина Ш - начало IV вв.) в процессе становления нового вероучения в Боспорском царстве - создание раннехристианских общин в различных боспорских приморских городах.

К этому времени относятся и археологические находки, являющиеся материальными свидетельствами существования в это время на Боспоре последователей христианства. Так в 1993 г. в каменном склепе некрополя Ки-тея был найден серебряный перстень второй половины III в. с геммой на сердоликовой вставке, украшенной Т-образным крестом и рыбами под верхней перекладиной креста [Хршановский, 1994, с.265]. Подобная овальная сердоликовая вставка бронзового перстня была найдена при раскопках могильника у дер. Ново-Отрадное в могиле III в. [Арсеньева, 1963, с. 195, рис.3]. Вставку украшает вырезанное изображение двух рыб с четырехконечным крестом между ними. Наличие в могиле керамики с рельефным изображением собаки (?), бус, фибулы, браслета с окончанием в виде змеиной головы, монеты боспорского царя Савромата I (93-123 гг.), использованной как украшение перстня, не позволяет некоторым исследователям рассматривать это погребение как исключительно христианское [Зубарь, Хворостяный, 2000, с. 124]. В тоже время, если этот перстень и не нес определенной смысловой нагрузки, то все же является материальным свидетельством знакомства боспорян с новым религиозным течением. Этот погребальный комплекс, благодаря подвязной фибуле варианта 15/1-5 по А.К. Амброзу, использовавшейся до конца III в. [Айбабин, 1999,с.47], можно датировать последней четвертью III в. Следует также упомянуть еще две геммы с христианскими символами, обнаруженные в Керчи (изображены птица и крест) и Феодосии (человеческая фигура и крест) и датируемые III-IV вв. [Diatroptov, 1999, р.224].

ЗинькоЕ.А. Процесс христианизации ... aiajg'я^т'д'л>5.i5i5H ИИИ

С начала IV в. о процессе распространения христианства на территории Боспорского царства можно судить уже не только по археологическим находкам, но и по эпиграфическим памятникам и отдельным письменным источникам. В настоящее время известны несколько надгробий с изображениями крестов и типичными раннехристианскими эпитафиями, а также надгробия с крестами, которые, к сожалению, не всегда поддаются точной датировке. Подавляющее большинство христианских надгробий обнаружено на равнинном участке пантикапейского некрополя (Глинище), значительно меньше их обнаружено на некрополе северного склона горы Митридат. К IV в. исследователи относят шесть памятников (надгробия Евтропия, Евпрепия, Платона, Агораста, сына Луя, Трифона, сына Агафа, Устана, сына Нейкифора) [Диатроптов, Емец, 1995, с. 17; Diatroptov, 1999, р. 234]. Наиболее ранней является эпитафия Евтропия, датируемая 304 г. [Шкорпил, 1900,с.59]. В центре плиты высечен крест, с расширяющимися лучами. Первой половиной IV в.н.э. датируется надгробие, найденное В.В.Шкорпилом на Карантинной улице г. Керчи [Шкорпил, 1912, с. 18-28, № 9]. На известняковой плите выбита надпись: «Трифон, сын Агафа, прекрасно проживший жизнь, покоится здесь. Карбан поставил». Над надписью имеется хрисма и буквы: А и О. Внутри букв сохранились следы от красной краски. Все имена, упомянутые в эпитафии, являются греческими [Диатроптов, Емец, 1995, с. 23].

Несмотря на то, что христианских надгробий, точно датируемых IV в., известно крайне мало, однако ясно, что уже в это время возникли небольшие христианские участки на некрополе Пантикапея: на северном склоне горы Митридат (в районе улиц Госпитальной и Желябова), в районе Глинища и по дороге, ведущей к Царскому кургану [Цветаева, 1951, с.83; Диатроптов, 1988, с. 60 ].

При исследовании вопросов проникновения христианства на территорию Боспорского государства ранее практически не привлекались росписи из грунтовых склепов некрополей Боспора-Пантикапея и Китея. Однако живописные изображения из этих склепов являются важными источниками в изучении становления раннего христианства на Боспоре [Зинько, 2003; 2009]. В первых веках н.э. для передачи основных догм новой идеологии христиане пользовались условными выражениями, словами и буквами. Но, очевидно, не считая и их достаточно надежными для передачи тайного смысла учения стали употреблять знаки-символы и отдельные изображения (треугольники, буквы, виноградная лоза, птицы, якоря) [Уваров, 2001, с.80]. Возможно, именно эти религиозные нормы отражены в художественном оформлении первых христианских склепов конца III - V вв. на Боспоре.

С конца III в. на территории Боспорского царства начинают свою постоянную деятельность христианские общины, которые погребают своих единоверцев на определенных участках некрополя и устанавливают погребальные стелы с надписями и изображением креста. Так при исследовании пантика-

!3l^i3i3i£l!3l=lJ£Ji=lJ£ii3l£ii3.!£ii£i!£i. Боспорские исследования, вып. XXIII

пейского некрополя в конце XIX - начале XX вв. на северном склоне горы Митридат было открыто 6 склепов с христианскими символами и найдено более двух десятков надгробий [Кулаковский, 1891; 1896; Ростовцев, 1914, с.405, 414-415, 435]. В результате проводимых нами раскопок на этом участке некрополя открыто 5 ранее неизвестных склепов с христианской символикой (склепы №№ 2, 11, 16 «Система 2000 г.»; № 46 «Система 2003 г.»; № 5 «Система 2004 г.»), В трех из открытых склепов стены и свод камеры украшены изображением крестов. [Зииько, 2001, с. 70-72.; 2004, с.311]. Проделанная типологическая и хронологическая классификация, также топографическая привязка значительной группы грунтовых склепов пантикапейского некрополя как с геометрическими рисунками (в склепах I типа), так и с христианскими граффити (в склепах II типа), а затем с псалмами и крестами (в склепах III типа) [Зинько, 2004], представила эволюцию раннехристианских погребальных росписей Боспора. Причем на примере пантикапейских склепов III-VI вв. прослеживается тенденция к упрощению росписей и сохранению, в конечном счете, одного главного символа - креста. Этот символ становиться единственным живописным элементов в пантикапейских грунтовых склепах с конца V в. [Зинько, 2004, с.318]. К аналогичному заключению, на основании изучения группы раннехристианских склепов Хер-сонеса, в настоящее время присоединилась И.А. Завадская [Завадская, 2007].

Подобные росписи с использованием христианских символов встречаются в склепах Китея [Молев, 2010, с.98], в Херсонесе [Ростовцев, 1914; Завадская, 2007] и, конечно же, в других провинциях Римской империи. Так в склепе III в. из «Beit Guvrin» (Израиль) изображение креста помещено между двух птиц и венчает арку ниши, основная стена которой украшена рисунком виноградной лозы с гроздьями [Rahmani, 1999. pi. 12]. В христианском склепе конца IV - начала V вв. из Lochamey ha-Getaoth центральная стена восточной ниши украшена рисунком амфоры, из горла которой вырастает две виноградные лозы с гроздьями и листьями, по краям веток сидят птицы. Между ветвей винограда над амфорой помещено изображение креста. Вертикальный луч креста длиннее горизонтального и как в пантикапейском склепе №16 «Система 2000 г.» по внешнему краю лучи креста ограничены короткими поперечными окончаниями с дуговидными изгибами. Место пересечения лучей креста украшено дополнительными короткими лучами, перекрещивающимися между основными лучами креста [Michaeli, 2001, р. 15].

Открытие новой группы памятников на некрополе Пантикапея-Бос-пора с христианскими живописными мотивами и символами дополняют сведения о процессе распространения христианства на Боспоре и расширяют круг источников в исследовании вопросов развития раннехристианской идеологии и искусства.

К 325 г. на Боспоре уже образовалась христианская епархия, и боспорс-кий епископ Кадм участвовал в Никейском соборе [Бенешевич, 1908, с. 295;

Зинько ЕЛ. Процесс христианизации ... !£J.!3.!a!a!3.L3J^

Якобсон, 1958, с. 461]. В.М. Зубарь, не оспаривая факта присутствия боспор-ского епископа в Никее, указывает, что в греческих списках отцов Ннкейс-кого собора имя этого епископа пишется различно (Cadmos, Cathmus, Cathirius, Cadamnus, Cadmus, Marcus), а в синайском и арабском списках он назван Дом-ном [Бенешевич, 1908, с. 283-306; Лебедев, 1916, с. 112; Васильев, 1921, с. 285-286]. С этого времени начинается третий период в христианизации Боспора, охвативший время с первой четверти IV до второй трети V в., период самостоятельного функционирования Боспорской епархии. Сообщения о боспорс-ких христианах и об одном из боспорских епископов второй половины IV в. сохранились в византийских письменных хрониках [Созомен, 1948, с.302-312]. Однако длительное время она оставалась малочисленной и слабой христианской организацией на далекой окраине греко-римского мира. Христианизация Боспорского царства в этот период происходила довольно медленно. Об этом свидетельствует ограниченное количество христианских надписей и лишь небольшая группа христианских погребальных сооружений. На Бое-поре до сих пор археологически не засвидетельствовано ни одной христианской молельни IV-V вв., в то время как действуют святилища других божеств.

На основании длительного изучения боспорского города Китея Е.А. Мо-лев считает, что распространение христианства привело к сокращению языческих религиозных обрядов на территории гигантского городского зольника со второй половины IV в., но они продолжали совершаться здесь вплоть до начала VI в. [Молев, 2010, с.98]. Так же и в центральной части города Тиритака функционирует на протяжении II - первой половины V вв. большое языческое святилище [Зинько А., 2007, с. 178].

Возможно в IV в. на Боспоре христианами еще не сооружались специальные постройки для богослужений, а приспосабливались уже заброшенные погребальные и иные постройки на античных некрополях Пантикапея, Илу-рата, Китея. Широко известен факт отправления ранними христианами обрядов в римских катакомбах [Свенцицская, 1989, с. 102], а также то, что в Херсонесе для этих целей использовались некоторые погребальные сооружения на территории некрополя [Зубарь, 1991, с.22-23].

При раскопках Царского кургана, расположенного в 3 км к северу от Пантикапея, в дромосе и погребальной камере были обнаружены многочисленные изображения крестов различной конфигурации [Ашик, 1848, с.28]. При проведении архитектурных исследований этого монументального погребального памятника В.Ф. Гайдукевичем были скопированы и детально изучены около ста изображений крестов. По форме начертания обнаруженные кресты отнесены П.А. Диатроптовым и И.А. Емцем к IV в. или даже к концу III в., а использование монументальной погребальной камеры Царского кургана христианами для богослужений в этот период объяснено присутствием военной опасности или какой-то смуты, которыми изобиловала позднеантичная история этого государства [Диатроптов, 1995, с.20].

!£Г!з!з!£1 !=Пз!зЙ.'31£Ц£Ц£11за. Боспорские исследования, вып. XXIII

Еще несколько вероятных мест для христианских богослужений были открыты на некрополе боспорского города-крепости Илурат. В 1972 г. был открыт склеп № 32, сооруженный в 1-11 вв. На стенах погребальной камеры было изображено шесть вырезанных позднее крестов: три - на северной стене, два - на восточной, а один в нише напротив входа [Кубланов, 1979, с. 94-95, рис. 1-3]. По своей форме эти кресты с расширяющимися концами близки к группе аналогичных изображений в дромосе Царского кургана [Шальке-вич, 1976, с. 161, рис. 31, 3]. К моменту раскопок погребальная камера античного склепа уже несколько раз подвергалась разграблению и поэтому установить хронологию использования этого сооружения достаточно сложно. Однако находки фрагментов посуды и других вещей на полу склепа позволяют предположить, что погребальная камера посещалась в последний раз не позднее IV в. [Кубланов, 1979, с. 94]. Здесь же, на территории некрополя Илурата, в скальном основании круглого в плане помещения был расчищен грубо вырубленный крестовидный знак, слева от которого имелось схематическое изображение рыбы, а справа - птицы [Кубланов, 1979, с.97, рис. 1,5,6]. В неглубокой вырубке у основания креста заметны антропоморфные контуры. Вероятно, что данная постройка также использовалась первыми христианами для совершения культовых обрядов [01аи-ор1оу, 1999,р.224].

На основании имеющихся в настоящее время археологических данных, отдельные монументальные погребальные камеры на некрополях Панти-капся, Илурата, Китея можно рассматривать как места, приспособленные для богослужений первыми христианами и находящиеся вдали от непосвященных. Это соответствует практике ранних христианских экклесий, отделявших себя от окружавшего их мира [Свенцицская, 1989, с. 103]. Однако нельзя исключать наличие и специальных построек для христианских молений, в частности для 1У-У вв. Так Е.А. Молсв считает возможным предполагать, что китейские христиане в вв. представляли собой отдельную единицу в боспорской епархии и имели свой храм [Молев, 2010, с.98].

И так на протяжении третьего периода в Боспорском царстве создаются и постоянно функционируют христианские общины, большинство из которых уже к 325 г. были объединены в отдельную Боспорскую епархию, возглавляемую епископом Кадмом. В то же время практически ничего не известно об отношениях между Боспорской епархией и Боспорскнм царством на протяжении IV -первой половины V вв. Кроме того, еще в V в., несмотря на наличие уже долго существующей епископальной организации, имеют место автономные христианские общины, организованные по образцу фиасов [Болгов, 1996, с. 104].

В середине V в. крупной общественной фигурой в истории Боспорского царства был епископ Евдоксий, более десяти лет являвшийся духовным пастырем боспоряи. Он участвовал в трех поместных соборах: Константинопольском 448 г., Эфесском 449 г. и Константинопольском 459 г. [Кулаковский, 1891, с.28]. Вероятно, именно в это время происходит процесс превращения

Зинько Е.А. Процесс христианизации ... !£з1э]£1.!£1.1з1£5]зМ!з^£3.!£11з1ез]з]з]зй.

христианства в общегосударственную религию Боспорского царства. Этому способствовал ряд факторов. Постоянные варварские набеги V в. (Айбабин, 1999, с. 80] привели к ослаблению многих государственных институтов. В то же время христианская церковь Боспора выступила главным хранителем греческой культуры, языка, письменности. Возможно, под эгидой церкви организовывалась оборона от врагов, распределялось продовольствие во время голода и неурожаев. Вхождение Боспорской епархии в 451 г. в подчинение Константинопольскому патриарху давало возможности Византийской империи более активно через христианские организации влиять на события на Боспоре. Определенную роль сыграла и личность епископа Евдоксия, та работа, которую он проводил по укреплению христианской церкви. Все это подготовило всплеск государственной активности в Боспорском царстве в последней трети V в., связанный с именем первого, известного по эпиграфическим источникам, боспорского царя-христианина Тиберия Юлия Дуптуна. Эта надпись благодаря исследованиям Ю.Г. Виноградова датируется 483 г. [Виноградов, 1998]. О том, что боспорский царь Дуптун был христианином, свидетельствуют не только изображение в надписи крестов, но и его титулатура [Виноградов, 1998, с.245].

Признание боспорской епархии боспорскимн царями, официально принявшими христианство, и подчинение константинопольскому патриарху положило начало четвертого периода (последняя треть V - первая треть VI вв.) в процессе христианизации Боспорского царства, когда христианство становится официальной государственной религией. Однако длительное время эта христианская епархия на северо-восточной окраине греко-римского мира оставалась малочисленной и довольно слабой. И лишь только в первой трети VI в. н.э. Византийская империя, на территории бывшего Боспорского царства, начинает масштабное строительство христианских базилик.

Превращение христианства на Боспоре в государственную религию и последовавшее впоследствии включение боспорских земель в состав христианской Византийской империи создало условия для завершения христианизации боспорян. Процесс христианизации Боспорского царства охватил несколько столетий и в нем на основании комплексного анализа различных источников можно выделить четыре периода [Зшько, 2004, стор.13]: первый период (до середины III в.) - первые христианские проповеди на Боспоре; второй период (вторая половина III - начало IV вв.) - создание раннехристианских общин; третий период (первая четверть IV - вторая треть V вв.) - самостоятельное функционирование Боспорской епархии; четвертый период (последняя треть V - первая треть VI вв.) - христианство - государственная религия Боспорского царства. Однако еще долго в среде простых боспорян, особенно сельских жителей, были сильны пережитки языческих верований. Но основы духовной и мирской жизни, заложенные христианской церковью в ран-невизантийскую эпоху, оказались прочными и сохранялись на Боспоре в самых неблагоприятных условиях варварских набегов еще многие столетия.

ЕЩШШШ^ЩШШШШШШШШШг Боспорские исследования, вып. XXIII

ЛИТЕРАТУРА

Айбабин А.И. Этническая история ранневизантийского Крыма. - Симферополь, 1999. Арсепьева Т. Н. Некрополь римского времени у дер. Ново-Отрадное// С А, №1,1963. Арсеньева Т.Н. Могильник у дер. Ново-Отрадное//МИА, №155 - 1970. Ашик А.Б. Боспорское царство. - 1848.

Бенешевич В.Н. Синайский список отцов Никейского первого вселенского собора//Известия Академии наук. - Серия VI. - №3, СПб., 1908. Болгов Н.Н. Закат античного Боспора. Очерки истории Боспорского государства позднеантич-

ного времени (IV-V вв.). - Белгород, 1996. Васильев А.А. Готы в Крыму//Известия Российской академии истории материальной культуры

- Ч 1.-T.I - М., 1921.

Виноградов Ю Г Позднеантичный Боспор и ранняя Византия //ВДИ. - №1. - 1998. Гайдукевич В.Ф. Боспорское царство,- М.-Л., 1949.

Диатроптов П. Д. Распространение христианства в Северном Причерноморье. - Автореф. дис. .

канд. ист. наук.-М., 1988. Диатроптов П.Д., Емец И.А. Корпус христианских надписей Боспора // Эпиграфический вестник. - Вып.2,- М„ 1995.

Завадская И.А. К вопросу об эволюции христианской погребальной росписи в рапневизантии-

ский период/Л/Ш Боспорские чтения. - Керчь, 2007. Зинько А.В. Особенности религиозной жизни Тиритаки V-VI вв. н.э. (по материалам археологических раскопок) //Боспорский феномен: сакральный смысл региона, памятников, находок. - Материалы международной научной конференции. - Часть 1. - СПб., 2007. Зинько Е.А. Проблемы исследования поэдпеаптичных боспорскнх расписных склепов.// М АИЭТ

- Вып. VIII - Симферополь, 2001.

Зинько Е.А. Христианские мотивы в росписях паптикапсйскпх склепов //М АИЭТ - Вып.Х.- Симферополь, 2003.

Зинько Е.А. Вопросы хронологии раннехристианских склепов Боспора // Боспорский феномен: проблемы хронологии и датировки памятников. Материалы межд. паучн. конференции. - СПб, 2004.

3iubKo О О. Ранньохрнстиянський Боспор (III-V1 ст.). - Автореферат дисертацн на зд. наук.ст.к.и.и.

- КиТв, 2004.

Зинько Е.А. Эволюция раннехристианских погребальных росписей Боспора //Боспорский феномен. - СПб., 2009.

Зубарь В.М. Проникновенней утверждение христианства в ХерсопесеТаврическом// Византийская Таврика. - К., 1991

Зубарь В. М. Проникновение и утверждение христианства II Херсонес Таврический в середине I в.

до н. э. - VI в. н.э. - Очерки исторнп и культуры. - Харьков, 2004. Зубарь В.М., Хворостяный А.И. От язычества к христианству. Начальный этап проникновения и утверждения христианства на юге Украины (вторая половина III - первая половина VI в.).-К., 2000.

Кублапов М.М. Новые погребальные сооружения Илурата//КСИА - Вып. 159. -М.,-1979. Куликовский Ю.А. Керченская христианская катакомба 491 Г.//МАР. - СПб.. 1891. Куликовский Ю.А. Две керченские катакомбы с фресками U MAP. - СПб., 1896. Левинская И.А. Деяния апостолов на фоне еврейской диаспоры. - СПб, 2000. Лебедев А.П. Список епископов I Вселенского собора в 318 имен. - Пг., 1916. Молев Е.А. Боспорский город Китей. - К., 2010.

Новосадский Н.И. Боспорские фиасы //Труды секции археологи РАНИОН. - М., 1928. Ростовцев М.М. Античная декоративная живопись на юге России - СПБ., 1914. Све)щицская И.С. Раннее христианство: страницы истории. - М ., 1989. Созомен. Церковная история //ВДИ. - №3.- 1948.

Зинько Е.А. Процесс христианизации ... !3i3j£ji3j£3.!£lj£li£l.!£3i£li£lj£lj£ij£li£li£lj£l.

Уваров А. С Христианская символика. М-СПб, 2001.

Хршановский В. А. Раскопки некрополя Китея // Археологические исследования в Крыму. 1993. -Симферополь. - 1994.

Цветаева Г.А. Грунтовой некрополь Пантикапея, его история, этнический и социальный состав // МИА. -№ 19 - М., 1951.

Шалькевич А.А. Архитектурные исследования Царского кургана//Труды ГЭ. -Т.XVII. -Л., 1976. Шкорпил В.В. Три христианские надгробия, найденные в Керчи в 1898 г.// ЗООИД. - XXII, отд.5. - 1900.

Шкорпил В.В. Боспорские надписи, найденные в 1911 г.// ИАК. - Вып. 45. - СПб., 1912. Якобсон А.Л. Раниесредпевековые поселения Восточного Крыма//МИА. №85 М., 1958. Diairopiov P.D. The Spread of Christianity in the Bosporus in the 3-rd -6-th centures // Ancient Civilizations

from Scythia to Siberia. - Vol. 5. - № 3. -1999. Micliaeli T. The Vine Scrolls Motif in Antique and Early Christian Funerary Art-Content and Meaning. The Metamorphosis of Marginal Images: From Antiquity to Present Time. Tel Aviv University, 2001. Rahmani L. У. A Catalogue of Roman and Byzantine Lead Coffins from Israel.- Jerusalem, 1999.

O.O. 3inbKO

ПРОЦЕС ХРИСТИЯН13АЦП БОСПОРСЬКОГО ЦАРСТВА

Резюме

Процес християшзацп Боспорського царства охопив декшька столггь. В ньому на ochobi комплексного анал1зу pi3»nx джерел можна видшнти чотири перюду: перший перюд (до середини III ст.) - nepiui хрнстиянсью проповцц на Bocnopi; другий перюд (друга половина

III - початок IV ст.) - створення ранньохристиянських громад; третш перюд (перша чверть

IV - друга третина V ст.) - самостшне функшонувапня Боспорсько'1 cnapxi'i; четвертмй пер1од (остання третина V - перша третина VI ст.) - християнство - державна рел!пя Боспорського царства. Однак довгий час ця христнянська епарх1я на п1вн1чно-сх1дн1й околиш греко-римського св1ту залишалася малочисельн1й та доенть слабкою. I лише тшьки у перш1й третиш VI ст. н.е. В1зант1йською ¡мпер1сю на територп колишнього Боспорського царства починаеться масштабне буд1вннцтво християнських базил1к та християшзащя всього населения.

Е.А.Зинько

ПРОЦЕСС ХРИСТИАНИЗАЦИИ БОСПОРСКОГО ЦАРСТВА

Резюме

Процесс христианизации Боспорского царства охватил несколько столетий. В нем на основании комплексного анализа различных источников можно выделить четыре периода: первый период (до середины III в.) - первые христианские проповеди на Боспоре; второй

LEji5J^Jiii3i3l£3i£ii£li£5i£ii£ii3i3.!3l£3i5. Боспорские исследования, вып. XXIII

период (вторая половина III - начало IV вв.) - создание раннехристианских общин; третий период (первая четверть IV - вторая треть V вв.) - самостоятельное функционирование Боспорской епархии; четвертый период (последняя треть V - первая треть VI вв.) -христианство - государственная религия Боспорского царства. Однако длительное время эта христианская епархия на северо-госточной окраине греко-римского мира оставалась малочисленной и довольно слабой. И лишь только в первой трети VI в. н.э. Византийской империей на территории бывшего Боспорского царства начинается масштабное строительство христианских базилик и христианизация всего населения.

E. A. Zinko

THE PROCESS OFCHRISTIANIZATION OF THE BOSPORUS

Summary

The process of Christianization of the Bosporus seized several centuries. It can be divided into four periods based on a comprehensive analysis: the first period (until the middle of the 3"1 century AD) - the first Christian sermons in the Bosporus; the second period (second half of the 3"1 century - the beginning of the 4lh century AD) - the creation of early Christian communities; the third period (first quarter of the 4"1 - the second third of the 5,h century AD) - the independent functioning of the Bosporus Diocese; the fourth period (the last third of the 5"" century - the first third of the 6'h century AD) - Christianity became the state religion of the Bosporus. However, for a long time, the Christian diocese in the north-eastern outskirts of Greco-Roman world remained small in number and rather weak. Only in the first third of the 6,h century Byzantine Empire began large scale construction of Christian basilicas and the Christianization of the population in the territory of the former Kingdom of the Bosporus.

28 БИ-ХХШ

433

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.