Г. В. Гарбузова
ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
СТУДЕНТОВ
Работа представлена кафедрой общей профессиональной педагогики Брянского государственного университета.
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор М. В. Ретивых
В статье рассматривается процесс формирования профессиональной идентичности студентов, определяются психолого-педагогические условия реализации этого процесса, основные (интегральные) компоненты профессионального самосознания, формирования позитивного профессионального образа «Я». На основе результатов теоретического анализа определены три основных этапа формирования у студентов профессиональной идентичности.
The article deals with the process of students' professional identity forming, defines the psychological and pedagogical conditions of this process' realization, basic (integrated) components of professional self-consciousness and positive professional education forming. The three basic stages of students' professional identity forming are distinguished on the basis of theoretical analysis.
Общество быстрого развития (А. Тоф-флер) создает потребность в новой системе образования, отвечающей требованиям возрастающего ускорения развития всех сфер социального бытия.
Современному обществу нужен человек, способный изменять основу своей собственной жизнедеятельности. Формируется социальный запрос на самообразование и саморазвитие личности.
Социальный заказ общества возникает и может быть реализован только в контексте культуры. Личностная сторона образования особым образом проецируется в сферу обра -зования, а образование способствует включению личности в область культуры.
Таким образом, необходимость переосмысления образовательной парадигмы вызрела и в социальном, и в культурологических аспектах.
Процесс познания объективизированного опыта осуществляется неотделимо от личности обучающегося. Поэтому встает важный вопрос о переводе студента из объекта обучения в субъект творческого самообучения, что возможно при достижении определенного уровня профессиональ-
ной идентичности. Именно способность и готовность к самообразованию является одним из основных показателей подготовленности молодого человека к функциони -рованию в современном быстроменяющемся мире.
Субъектом образовательной деятельности в вузе является студент. Поэтому для выявления психолого-педагогических условий реализации процесса формирования профессиональной идентичности необходимо учитывать возрастные и специфические особенности личности студента как многофакторно обусловленной саморазви-вающейся системы субъекта образовательного процесса в вузе, имеющего большое количество степеней свободы, но и подверженного существенным ограничениям внутреннего и внешнего характера. Это порождает различного рода противоречия, которые могут выступать как стимулом, так и препятствием для становления профессиональной идентичности личности студента в условиях вуза.
Студенческий возраст (18-25 лет) является начальным звеном в цепи зрелых возрастов.
Основная масса студентов в период обучения в вузе завершает фазу юности и переходит в период взрослости. В этот период завершается формирование основных биологических и личностных свойств и качеств.
Для студенческого возраста характерно достижение такого состояния в развитии психических, физических и социальных возможностей, которое способствует социальному и профессиональному становлению личности.
Именно в студенческие годы происходит интенсивное достижение человеком своей идентичности, своего образа «Я».
Э. Ф. Зеер под профессиональной идентичностью понимает «профессиональный "Я-образ", включающий стереотипы и уникальность собственного "Я"; осознание своей тождественности с профессиональным образом "Я"»1.
Исходным фактором процесса формирования профессиональной идентичности выступает профессиональное самосоз-нание, которое является составным компонентом целостного самосознания личности.
П. А. Шавир отмечает, что в наиболее обобщенном виде профессиональное самосознание проявляется в юности в осознании себя как субъекта будущей профессиональной деятельности2.
По мнению Л. Б. Шнейдер, профессиональное самосознание студентов включает в себя следующие компоненты: знание о степени своего соответствия профессиональным эталонам; знание о степени своего признания в профессиональной группе; представление о себе и своей работе в будущем; соотнесенность профессиональной деятельности и образа «Я»3.
Ведущим видом деятельности студента является учебно-профессиональная деятельность. Поэтому профессиональное са-мосознание студента - это осознание себя как студента учебно-профессиональной и будущей профессионально-производственной деятельности.
Основными (интегральными) компонентами профессионального самосознания студента являются такие сложные личностные образования, как «Я-образ», «Я-кон-цепция».
В структуру обобщенного образа «Я» студента входят не только знание своего внешнего облика, знание о своих различных качествах, способностях, характере, но и представление о тех свойствах личности, которые являются профессионально важными.
В образ-Я студента включаются знания о своих интересах, склонностях, способностях и возможностях (т. е. о своей профессиональной направленности). Я-образ студента включает следующие формы: Я-иде-альное (идеальное представление о самом себе); Я-нормативное (представление о своем соответствии определенным требованиям); Я-реальное (представление о наличных качествах и свойствах).
На основе Я-образа у студента складывается Я-концепция - относительно устойчивая, в большей или меньшей мере осознанная система представлений о самом себе, на основе которой он строит свое вза-имодействие с другими людьми и относится к себе. Я-концепция позволяет студенту выстроить стратегию своей профессиональной подготовки и будущего профессионального роста.
Затем нужно сформировать у студентов позитивный образ избранной профессии: история и значение профессии в настоящее время, предмет, условия, средства труда, требования профессии к человеку, перспективы развития профессии.
Студент должен иметь представление о требованиях к современному профессиона-лу, положительные образцы для подражания в профессиональной деятельности.
На основе сопоставления образа-Профессии с образом «Я» у студента формирует -ся профессиональный образ «Я» и складывается осознание своей тождественности с избранной профессией, формируется положительное отношение к себе как субъекту
34 1
настоящей учебно-профессиональной деятельности и будущей профессионально-производственной деятельности.
Проведенный анализ позволяет нам процесс формирования у студентов профессиональной идентичности графически выстроить следующим образом (рис. 1).
Результаты теоретического анализа позволяют нам выделить три основных этапа формирования у студентов профессиональной идентичности.
Первый этап (1-й курс) - это период осмысления профессиональной идентичности, когда на основе вхождения в новую соци-
Рис. 1. Процесс формирования у студентов профессиональной идентичности
альную и профессиональную среду внешняя студенческая идентичность переходит во внутренне принятую, осознанную, эмоционально окрашенную характеристику. Это нестабильный этап, связанный с адаптацией к новой социальной роли студента. Суть его заключается в становлении студенческой идентификации («Я - студент») и предвосхищении будущей профессиональной идентичности. Этот этап можно назвать адаптационным.
Второй этап (2-3-й курсы) - это период, когда на основе осознания требований новой социально-профессиональной роли и собственных способностей и возможностей происходит осознание достижений, которые сделаны благодаря собственным усилиям. В этот период конструктивные схемы саморазвития находятся в достаточно стабильном состоянии, поскольку студент начинает получать
удовлетворение от восприятия себя как субъекта будущей профессиональной деятельности («Я - будущий специалист»). Этот этап можно назвать стабилизационным.
Третий этап (4-5-й курсы) - период, когда на основе осознания спектра ролей, усвоенных в ходе профессионализации, происходит формирование новых целей и перспектив. Это второй нестабильный период, суть которого заключается в переосмыслении и уточнении различных вариантов профессионально-творческого саморазвития, трудоустройства и построения профессиональной карьеры («Я - и моя профессия и карьера»). Этот период условно можно назвать уточняющим.
Таким образом, этапы формирования у студентов профессиональной идентичности графически можно представить следующим образом (рис. 2).
Рис. 2. Этапы процесса формирования у студентов профессиональной идентичности
Как видно из рис. 2, этапы формирования у студентов профессиональной идентичности не существуют изолированно, они тесно взаимосвязаны и взаимообуслов -лены.
Процесс формирования у студентов профессиональной идентичности является противоречивым.
На основе исследований В. И. Андреева, С. И. Архангельского, А. А. Баталова, Е. П. Бочаровой, Е. И. Горячевой, В. В. Давыдова, В. А. Канн-Калика, Б. Б. Косова, И. Ф. Исаева, Л. Н. Макаровой, Л. С. По-дымовой и В. А. Сластенина и других ученых можно выделить две группы противоречий в формировании социально-профессиональной идентичности специалистов.
Социально-педагогические противоречия отражают несоответствия «между социальными процессами, с одной стороны, и функционированием, развитием педагогической системы, которая является частью социальной подсистемы, с другой». Это проявляется как в известном отставании педагогической системы от развивающегося общества, так и в недооценке социокультурной роли образования, что особенно тревожит в современных условиях. Эти противоречия выражают, с одной стороны, общественные ожидания и представления о целостном облике специалиста-профессионала, его социальном статусе, нравственных качествах, уровне профессиональной подготовки, интеллигентности и т. п.; с другой стороны - реальные возможности педагогической системы обеспечивать необходимое качество образования в условиях общего кризиса.
Вторую группу противоречий можно назвать организационно-педагогическими. Они возникают в самой образовательной системе, в процессе организации учебно-профессиональной деятельности студентов. В теории и практике осуществляется перенос акцента с обучающей деятельное -ти преподавателя на познавательную деятельность студента. Отсюда требование активизации учебной работы студентов, научить их учиться, реализовать принцип активности в профессиональном самоопределении.
Возникновение педагогических противоречий, осознание их формирующейся личностью активизируют ее стремление к достижению социально-профессиональной идентичности, т. е. противоречия выступают в качестве диалектических движущих сил саморазвития личности.
В психологии детерминизм (от лат. determinaze - определять) понимается как закономерная и необходимая зависимость психологических явлений от порождающих их факторов. Детерминизм включает причинность как совокупность обстоятельств, предшествующих во времени следствию и вызывающих его.
Исходя из этого, детерминанты (от лат. determinantis - определяющий) - это конкретные факторы (обстоятельства), которые порождают явление, обуславливают его. В педагогике детерминизм означает представление о том, что деятельность индивидов определяется их положением и окружением и что поведение индивида зависит от его собственной воли и не является предметом свободного выбора.
Таким образом, можно выделить внешние и внутренние детерминанты процесса профессиональной идентификации студентов.
Внешние детерминанты этого процесса можно разбить на две большие группы: учебный процесс и внеучебная деятель-ность.
Нами разработаны эти группы детерминант процесса идентификации студентов.
В качестве обобщенной внешней детерминанты формирование профессиональной идентичности в современных условиях можно назвать информационно насыщенную среду, которая является источником представлений о предмете труда, способах получения профессионального обра -зования, требованиях профессии к человеку и т. д. На первых этапах формирования профессиональной идентичности внешние детерминанты играют приоритетную роль. Основой дальнейшего развития профессиональной идентичности становятся внутренние условия и детерминанты.
Внутренними детерминантами процесса формирования у студентов профессиональной идентичности являются:
• биопсихологические и индивидуально-типологические свойства личности: половые, возрастные особенности, свойства темперамента, характера, способностей;
• особенности психических процессов и свойств: ощущений, памяти, воображения, эмоций, чувств;
• опыт: знания, умения, навыки, привычки, стиль деятельности;
• особенности направленности: интересы, мотивы, идеалы, мировоззрение, убеждения.
К внутренним источникам становления профессиональной идентичности Л. Б. Шнейдер относит следующие:
• эмоционально-положительный фон, на котором происходило получение информации о профессии;
• положительное восприятие себя в ка-честве субъекта профессиональной деятельности;
• эмоционально-позитивное принятие своей принадлежности к профессиональному сообществу;
• успешное усвоение (присвоение) прав и обязанностей, норм и правил профессиональной деятельности;
• готовность специалиста принять на себя профессиональную ответственность;
• характер выраженности и самопринятия экзистенционального и функционального Я;
• мотивационная активность к реализации себя на избранном профессиональном поприще4.
Весьма важным является вопрос о критериях, показателях и условиях сформированное™ у студентов профессиональной идентичности.
С учетом этих положений мы выделили компоненты, этапы процесса формирования у студентов профессиональной идентичности, социально-педагогические и организационно-педагогические противоречия, охарактеризовали внешние и внутренние детерминанты.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Зеер Э. Ф. Психология профессий. М: Академический проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. С. 324.
2 Шавир П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М.: Педагогика, 1981. С. 76-77.
3 Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг. М.: МПСИ, 2005. С. 353.
4 Там же. С. 116-117.