Научная статья на тему 'Процесс формирования новой системы отношений между государством и религиозными объединениями в республике Башкортостан'

Процесс формирования новой системы отношений между государством и религиозными объединениями в республике Башкортостан Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
47
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ / СВОБОДА СОВЕСТИ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мухаметзянова-дуггал Регина Массаровна

В статье анализируется процесс формирования новой системы государственно-конфессиональных отношений в Башкортостане с 1988 г. по настоящее время. Выявляются особенности данного процесса. Определяются тенденции развития религиозной ситуации, а также отношений государственных органов власти и религиозных объединений в республике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Мухаметзянова-дуггал Регина Массаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Процесс формирования новой системы отношений между государством и религиозными объединениями в республике Башкортостан»

УДК-348.71(470+571)

ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВОМ И РЕЛИГИОЗНЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

Р.М.Мухаметзянова-Дуггал

В статье анализируется процесс формирования новой системы государственноконфессиональных отношений в Башкортостане с 1988 г. по настоящее время. Выявляются особенности данного процесса. Определяются тенденции развития религиозной ситуации, а также отношений государственных органов власти и религиозных объединений в республике.

Ключевые слова: государственно-конфессиональные отношения, религиозная ситуация, свобода совести и вероисповедания.

Башкортостан - один из многонациональных и поликонфессиональных субъектов Российской Федерации. Здесь проживают представители более 130 национальностей и народностей. Конфессиональный состав населения Башкортостана с конца 1980-х гг. существенно изменился. Если к началу 1990-х гг. структура конфессионального пространства республики была представлена около 10 традиционными для Башкортостана конфессиями, то в настоящее время здесь насчитывается около 30 конфессий, деноминаций, религиозных направлений. Конфессиональный плюрализм стал важной отличительной чертой современной религиозной ситуации в Республике Башкортостан.

На сегодняшний день основными направлениями в республике являются ислам и православие, их объединения составляют более 86% от общего количества религиозных организаций: около 67% -

мусульманские, 19% - православные. Третье место в республике занимают различные протестантские течения, приверженцами которых являются христиане веры евангельской, пятидесятники, евангельские христиане баптисты, адвентисты седьмого дня и другие. Их приблизительно 9%1. На территории Башкортостана имеются религиозные общины старообрядцев, католиков, иудеев, Ассоциации церквей «Великое поручение», Новоапостольской Церкви, мормонов, церкви объединения (Муна), Армянской апостольской церкви, Сознания Кришны, Библейской церкви, буддистов («Тушита-центр»), язычников и др.

Главной тенденцией религиозной ситуации на институциональном уровне является рост числа религиозных объединений и продолжающееся строительство новых культовых зданий. Согласно статистическим данным

1 Пятков В. Государственно-конфессиональные отношения на территории Республики Башкортостан // http : //www.mvdrb. ru/index. php?page= 177

Совета по делам религий при Правительстве РБ в 2007 г. насчитывалось 1263 религиозных объединения; в 2008 г. - 1313; на 1 января 2009 г. -1363. За 2008 г. в республике построено и введено в эксплуатацию 51 культовое здание (в 2005 г. - 55, 2006 г. - 44, 2007 г. - 35), на стадии строительства в том же году находилось 111 объектов культового назначения (в 2005 г. - 98, 2006 г. - 130, 2007 г. - 125)2.

Термин «отношения государства и религиозных объединений» означает совокупность исторически складывающихся и изменяющихся форм взаимосвязей и взаимоотношений, с одной стороны, институтов государства, с другой - институциональных образований конфессий (религиозных объединений, духовно-административных центров, конфессиональных учреждений)3. Поэтому прежде чем говорить о новой системе отношений государства и религиозных объединений в Башкортостане необходимо остановиться на рассмотрении советской модели политики в области религии.

Теоретические основы советской модели были сформированы на базе принципов «светского государства», т.е. она включала в себя в качестве основных: отделение церкви от государства и школы от церкви, равенство граждан независимо от отношения к религии, равенство религий и религиозных организаций перед законом и равное ко всем им отношение со стороны государства, признание за гражданами права не только исповедовать какую-либо религию, но и не исповедовать никакой, аполитичность религиозных организаций. Однако большевики не смогли удержаться в рамках концепции «светского государства» и на практике

4

соскользнули к строительству и защите «атеистического государства» .

Идейно-мировоззренческой основой стратегии вероисповедной политики Советского государства являлся марксистский атеизм, рассматривавший религию как продукт социального отчуждения, «опиум народа», потребность в котором будет исчерпана в ходе социалистического и коммунистического строительства. Поэтому государство не только не считало возможным оказывать какую-либо правовую поддержку конфессиональным организациям, но, напротив, в качестве одной из важнейших своих задач полагало стимулирование процесса преодоления «религиозных пережитков»5.

В целом процесс формирования новой системы взаимоотношений между государством и религиозными объединениями в Республике Башкортостан аналогичен становлению и развитию государственно-

2 Пятков В. Государственно-конфессиональные отношения на территории Республики Башкортостан // http : //www.mvdrb. ru/index. php?page= 177

3 Вероисповедная политика Российского государства. М, 2003. С.9.

4 Овсиенко Ф.Г., Трофимчук Н.А. Государственно-церковные отношения в политической истории России // Государственно-церковные отношения в России. М., 1995. С. 55.

5 Проект «Концептуальных основ государственно-церковных отношений в Российской Федерации» кафедры религиоведения РАГС от 8. 06. 2001 // НГ-Религии, 27.06.2001.

конфессиональных отношений на федеральном уровне. Однако данный процесс в Башкортостане имел свои особенности. В нем можно выделить несколько этапов.

Первый этап - 1988- октябрь 1990 гг. - связан с изменениями в политике государства к религии и религиозным объединениям. Особенностью этого периода являлся резкий рост интереса общества к религии, своеобразный «религиозный бум». Социологическое исследование, проведенное вначале 1990-х гг. среди жителей республики свидетельствовало о резком увеличении религиозности. Примерно каждый третий считал себя верующим и столько же колебалось между верой и неверием, а атеистом являлся лишь каждый седьмой. В общей сложности верующие и колеблющиеся составили в Башкирии - 706. В этот период начался рост количества зарегистрированных религиозных организаций. Если в 1980 г. а республике было зарегистрировано 66 религиозных объединений, то в 1990 г. их уже насчитывалось - 82 .

В отличие от федерального уровня - «центра», в Башкирии реальные изменения во взаимоотношениях государственных органов власти и религиозных организаций начались позже. Начальной точкой видимого религиозного возрождения можно считать 1988 г. Именно с этого момента начинается строительство новых и возвращение ранее национализированных культовых зданий, а также проведение ряда крупных мероприятий, среди которых 1000-летие принятия христианства на Руси (1988 г.), юбилейные торжества по случаю принятия ислама народами Поволжья и Приуралья (1989 г.), V съезд мусульман европейской части СССР и Сибири (1990 г.).

Однако фактическое изменение религиозной ситуации не привело к формированию новой системы государственно-конфессиональных отношений в республике. Это произошло на втором этапе данного процесса.

Основным содержанием второго этапа развития государственноконфессиональных отношений в Башкирии (октябрь 1990 - июль 1998 гг.) стало провозглашение государственного суверенитета Башкирской АССР, реальное обеспечение права на свободу совести и вероисповедания, юридическое оформление новых взаимоотношений республиканских органов власти и религиозных объединений, которые были установлены в республиканском законодательстве и Конституции РБ.

При этом следует отметить, что обретение верующими свободы не стало результатом последовательной борьбы духовенства и верующих за свои права. Свобода оказалась спущенной сверху вместе с

6 Фаизов Г.Б. Государственно-исламские отношения в Поволжье и Приуралье. Уфа, 1995. С. 82.

7 Муратшин А. Н. Законность - залог межконфессионального согласия и реализации права на свободу совести и вероисповедания // Межкультурный диалог на евразийском пространстве: Башкортостан -евразийская модель межконфессионального согласия и толерантности. Уфа, 2002. С. 5

«перестройкой». Как отмечает известный ученый-исламовед А.Б.Юнусова, «власти Башкирии, еще в середине 80-х гг. предпринимавшие активные меры борьбы с исламом и утверждавшие соответствующие постановления, послушно исполнили волю центра, провозгласив свободу совести в республике»8.

Закон Башкирской АССР «О свободе совести и религиозных организациях» был принят 20 июня 1991 года. В целом, он повторил Закон СССР «О свободе совести и религиозных организациях», взяв за основу его название и основные положения. Существенным отличием от общероссийского закона стало сохранение в Башкортостане Совета по делам религий, функции которого были изменены, главными из них стали содействие в регулировании взаимоотношений органов государственного управления и религиозных организаций, в обеспечении прав граждан на свободу совести. В частности, в ст. 29 Закона «О свободе совести и религиозных организациях в Башкирской ССР» детализируются функции Совета по делам религий, в качестве информационного, консультативного и экспертного центра.

Следует отметить, что необходимость сохранения Совета по делам религий при правительстве Башкортостана была подсказана, в первую очередь духовенством, т.к. данный орган был нужен не только государству, но и религиозным организациям и верующим для защиты их прав и интересов. Практика показала, что в целом это решение было своевременным, необходимым и мудрым, ибо без этого государственного консультативного органа дальнейшие обстоятельства в общественнополитической жизни в Башкирии могли бы привести к непоправимым последствиям в государственно-конфессиональных отношениях.

В настоящее время предложение о необходимости создания Совета по делам религий на федеральном уровне высказывают многие известные российские ученые. В частности, директор Института религии и права А.В. Пчелинцев считает, что «практика религиозной жизни последних лет показывает настоятельную необходимость создания органа - Совета по делам религий при Правительстве РФ, который оказывал бы действенную помощь в налаживании здоровых партнерских отношений между

9

церковью и государством» .

24 декабря 1993 г. в Республике Башкортостан была принята новая конституция, закрепившая право граждан на свободу совести и вероисповедания и определившая общие принципы государственноконфессиональных отношений. Действующая Конституция Республики Башкортостан закрепила светский характер государства, основными принципами которого являются: запрет на установление государственной

8 Юнусова А. Б. Ислам в Башкортостане. Уфа, 1999. С. 281.

9 Пчелинцев А.В. Совет по делам религий: возврат к прошлому или шаг в будущее? // Религия и право. Информационно-аналитический журнал. №1-2, М., 1998, С. 35.

или обязательной религии; отделение религиозных объединений от государства и их равенство перед законом. Наличие в многонациональной республике Башкортостан различных конфессий, религиозных верований делает эту конституционную норму особенно значимой для человека. Она обеспечивает свободу выбора религиозных верований или атеистических убеждений.

Таким образом, с момента принятия новых законов и конституции на территории Башкортостана устанавливаются совершенно новые правовые основы государственно-религиозных отношений. Религиозные организации приобрели статус юридического лица, были сняты все ограничения на их культовую, социальную, производственно-

хозяйственную и иную некультовую деятельность, упрощена процедура регистрации религиозных организаций. В отличие от федерального уровня в Республике Башкортостан был сохранен Совет по делам религий при Кабинете Министров РБ. Что сыграло положительную роль в становлении и развитии взаимопонимания между органами власти и религиозными объединениями.

После принятия нового законодательства о свободе совести и религиозных организациях существенным образом изменилась

религиозная ситуация в республике. Заметно активизировало свою деятельность среди верующих Духовное управление мусульман

европейской части СНГ и Сибири (ДУМЕС). С 1990 г. в Башкортостане началось активное возрождение православной епархии. Ее возглавил архиепископ Никон (Васюков), который, прежде всего, сделал ставку на строительство как можно большего количества церквей по республике.

Реставрация старых культовых зданий и строительство новых производилась в основном на средства самих верующих. Однако, учитывая то, что за годы советской власти многие религиозные объединения были разрушены, местные власти также оказывали им помощь.

В тоже время одним из первых результатов постперестроечной свободы стал раскол в среде мусульманского духовенства, который привел к тому, что в настоящее время на территории России функционирует около 50 духовных управлений мусульман, созданных по национальнотерриториальному и региональному признакам. Между этими центрами нет единства. Противоречия существуют и внутри мусульманского духовенства.

В начале 1990-х гг. в Башкортостане, так же как и в России в целом, появились представители нетрадиционных религий. Проблемой появления и распространения нетрадиционных религиозных организаций были особенно обеспокоены священнослужители Русской православной церкви, которые неоднократно обращались в Госсобрание РБ с предложениями ограничить или даже запретить деятельность зарубежных миссий и миссионеров на территории Республики Башкортостан. Многочисленные

предложения в адрес Госсобрания вызвали распоряжение Председателя Госсобрания РБ М.А. Зайцева № 172 от 17 октября 1996 г. об образовании рабочей группы для подготовки проекта нового республиканского закона о свободе совести. Однако в сентябре 1997 г. был принят новый общероссийский закон «О свободе совести и о религиозных объединениях в РФ», с помощью которого была предпринята попытка ограничить и упорядочить деятельность новых религиозных движений, иностранных миссионеров. В Республике Башкортостан 16 июля 1998 г. был принят свой закон.

Третий этап формирования новой системы отношений государства и религиозных объединений в республике начался с 1998 г. и продолжается в настоящее время. С принятием в сентябре 1997 г. нового федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», а вслед за ним и республиканского закона о свободе совести и вероисповедании координально изменилась правовая база в области свободы совести, обозначилась тенденция конфессиональных предпочтений со стороны республиканских органов власти.

Повторяя основные положения Закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» закон Республики Башкортостан о свободе совести и вероисповедании предполагает различную степень сотрудничества и взаимодействия государственных институтов республики с религиозными объединениями. Так, в преамбуле закона говорится об уважении «ислама, христианства и других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического, духовного и культурного наследия народов Республики Башкортостан»10. При этом ислам стоит на первом месте, за ним следуют христианство и «другие религии». Мотивы выделения двух религий, на наш взгляд, объясняются желанием законодателей учесть реально сложившуюся этноконфессиональную ситуацию в республике, где именно мусульмане и православные являются доминирующими среди религиозного населения.

На практике это привело к складыванию нескольких уровней взаимодействия республиканских государственных институтов с религиозными организациями. Приоритетное положение занимают отношения государственных органов власти республики с мусульманскими религиозными объединениями и Русской православной церковью. Согласно социологическому исследованию, проведенному в Республике Башкортостан в 2007 - 2008 гг., в результате которого было опрошено 419 человек, большинство считает, что основные конфессии

10 Закон Республики Башкортостан «О свободе совести и вероисповедания в Республике Башкортостан» от 20.06.1991, в ред. Законов РБ от 16.07.1998 № 171 -з, от 09.01.2001 № 163-з, от 05.10.2004 № 112-з, от 03.11.2006 № 370-з, от 28.12.2009 № 198-з // ИИЬ:

Ы1р://*^^^ gsrb.ru/MainLeftMenu/ZakonoTvorch/Zakoni/vs-6 19.рЬр

явно пользуются государственной поддержкой (79%), в первую очередь -православные христиане. Так считают 33.4% от всех опрошенных11.

Вслед за принятием нового Закона РБ о свободе совести и вероисповедании республиканским правительством и его отдельными ведомствами был принят ряд важных документов: Положение о Совете по делам религий при Кабинете Министров РБ, Правила рассмотрения заявлений о государственной регистрации религиозных организаций в Министерстве юстиции РБ и другие.

В марте 1999 г. с целью проведения государственной религиоведческой экспертизы при государственной регистрации местных и централизованных религиозных организаций, действующих на территории РБ, был создан Экспертный совет для проведения государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции РБ. Основными задачами данного совета стало определение религиозного характера регистрируемой организации на основании представленных учредительных документов, сведений об основах ее вероучения и соответствующей ему практике; проверка достоверности сведений, содержащихся в представленных документах; разъяснение иных,

возникших при осуществлении государственной регистрации вопросов,

12

требующих экспертной оценки . Состав Экспертного совета был сформирован из представителей органов государственной власти, ученых-религиоведов, специалистов в области государственно-церковных отношений.

Важной особенностью политики руководства Республики Башкортостан в религиозной сфере является стремление побудить различные религиозные организации к терпимости и сотрудничеству. Органы государственной власти республики во взаимоотношениях с религиозными объединениями стремятся учитывать интересы всех религиозных групп населения, чтобы не создавать каких-либо привилегий одной из религий и не придавать ей статус государственной.

Это проявилось в частности, когда государственные органы власти республики высказали решительную и однозначную позицию относительно широко обсуждавшегося в научных и общественных кругах вопроса о преподавании «Основ православной культуры» (ОПК) в общеобразовательных школах. Президент РБ М. Рахимов выступил с заявлением по этой проблеме на заседании Госсовета России, состоявшемся 24 марта 2006 г. в Москве. Он назвал «нецелесообразными» преподавание уроков православия в общеобразовательной школе и

11 Карамышев Р.Д. Государственно-конфессиональные отношения: концептуальный и социальный аспекты // Вестник Башкирского университета. 2009. Том 14. №4. С.1544-1548.

12 Положение об Экспертном совете для проведения государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции РБ // Известия Башкортостана. 1999. 26 марта. С. 2.

учреждение института военных священнослужителей. «В такой

многонациональной и многоконфессиональной стране, как Россия, это может привести к негативным последствиям»13.

Аналогичное по смыслу обращение было принято Госсобранием РБ. Парламентарии республики попросили высшее руководство страны принять меры, чтобы не допустить преподавания ОПК в школе и введения «должности православного священнослужителя» в Вооруженных Силах России. По мнению депутатов законодательного органа республики, эти инициативы нарушают конституционное право граждан на свободу вероисповедания и принцип отделения религиозных объединений от государства.

По мнению Председателя Совета по делам религий Вячеслава Пяткова, которое представляется нам справедливым, «при глубоком уважении к достижениям православной культуры, наиболее рациональным должно стать изучение в рамках школьной программы истории мировых религий, сопровождающееся хорошей методологической и материальной базой. Для тех, кто хочет изучать основы православной культуры или других вероучений, есть воскресные школы при храмах и мечетях, масса других возможностей»14.

На наш взгляд, к решению проблем, которые актуальны на сегодняшний день, необходимо исходить из реальной современной религиозной ситуации, как в Башкортостане, так и в России в целом. При этом очень важно, что бы каждая из религиозных организаций преодолела претензии на монопольное положение в государстве или регионе, отказалась от идеи своей исключительности, превосходства данной конфессии над другими конфессиями.

В заключении хотелось бы отметить основные тенденции характерные для государственно-конфессиональных отношений в республике. Завершается начатый в 2001 г. процесс доработки республиканского законодательства в сфере свободы совести и приведение его в соответствие с федеральным. Согласно внесенным поправкам в Законе РБ исключены из рассмотрения вопросы прав иностранцев в данной сфере и альтернативной гражданской службы. Изменения коснулись правового положения религиозных объединений, а также в части, регулирующей трудовые отношения работников религиозных организаций.

В связи с выявлением в республике ряда случаев экстремистской направленности, связанных с деятельностью экстремистской религиозной

13 Президент Башкортостана выступает против преподавания ОПК в школах и введения института военных священников в армии // http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=5308&print=1

14 Фартыгина Н. Председатель Совета по делам религий при Правительстве РБ Вячеслав Пятков считает, что Башкортостан остается лабораторией межконфессиональных отношений // http://www.bashinform.ru/index.php?id=42034

организации «Хизб ут-Тахрир аль Ислами», основными тенденциями в политике республиканских органов власти являются противодействие распространению экстремизма, терроризма, а также поддержка традиционных для Башкортостана религий и конфессий. Для этого предприняты конкретные шаги.

В рамках работы Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования, созданного в декабре 2006 г. крупнейшими мусульманскими религиозными и общественными организациями при участии Управления Президента Российской Федерации по внутренней политике, стало решение выделять финансовую поддержку мусульманским общинам в виде денежных грантов. Особый интерес в республике вызвала разработанная Фондом специальная программа «Поддержка и развитие исламского образования в России». Согласно этой программе денежные средства направляются на нужды по обеспечению учебного процесса: ремонт помещений, закупку учебной и религиозной литературы, техники, мебели и т.д., а также на деятельность аттестационных комиссий, особое внимание которых сосредоточено на лицах, проходивших образование за рубежом. За каждым выбранным высшим религиозным учебным заведением закреплен светский ВУЗ - партнер, которым оказывается помощь в организации светской составляющей учебного процесса, формировании методической базы, разработке учебных программ и т.п. В Башкортостане таким религиозным учебным заведением является Российский исламский университет при ЦДУМ России. В качестве ВУЗа - партнера определен Башкирский государственный педагогический университет (БГПУ) им. М. Акмуллы. С 1 сентября 2008 г. в БГПУ им. М. Акмуллы выделено 10 бюджетных мест по специализации «юриспруденция с углубленным изучением истории и культуры ислама». Таким образом, светский вуз впервые будет готовить специалистов с универсальным образованием, которые в перспективе могут преподавать в школах историю мировых религий.

Другим конкретным шагом, нацеленным на укрепление общественносоциальной стабильности, снижение уровня преступности в стране, гармонизацию межнациональных и межконфессиональных отношений в республике стало подписание 17 марта 2009 г. пятистороннего Соглашения о сотрудничестве и взаимодействии МВД по Республике Башкортостан с духовными лидерами ведущих религиозных конфессий -председателем ЦДУМ России и стран СНГ верховным муфтием Т.Таджуддином, председателем ДУМ РБ муфтием Н.Нигматуллиным, Архиепископом Уфимским и Стерлитамакским Никоном и главным раввином РБ Д. Кричевским.

Таким образом, новая система отношений государства и религиозных объединений в Башкортостане проводится в русле общефедеральной политики в данной сфере, которая фактически сводится к одной формуле -

поддержка традиционных для России религий и конфессий. Для этого в республике создана соответствующая законодательная база,

организационно-правовые структуры, которые осуществляют

взаимодействие государственных органов власти с лидерами ведущих конфессий Башкортостана. В тоже время, особенности религиозной ситуации в республике, которые заключаются в поликонфессиональном характере и доминировании мусульманских и православных религиозных объединений, безусловно, накладывают свой отпечаток на содержание государственно-конфессиональных отношений, на законодательство в данной сфере и практику его реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.