Научная статья на тему 'Процесс формирования личностно- профессионального самоопределения подростка'

Процесс формирования личностно- профессионального самоопределения подростка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1367
434
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное самоопределение / предпрофильная подготовка / личность подростка / professional self-determination / preparation of pre / teen personality.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ларина А. А.

В статье рассматриваются проблемы процесса формированияличностно-профессионального самоопределения подростка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article deals with the problems of the formation of personal and professional self-determination of a teenager.

Текст научной работы на тему «Процесс формирования личностно- профессионального самоопределения подростка»

Территория науки,2013, № 1

Показателем низкой выраженности ориентации на социальное положение служит установка личности на вхождение в отряд работников физического или умственного труда. О средней выраженности ориентации субъекта на социальное положение свидетельствует установка на вхождение в определенную социально-профессиональную группу. О высокой выраженности социальной ориентации сигнализирует выбор индивидом конкретной профессионально-должностной группы.

Таким образом, в социально-профессиональном самоопределении личности важная роль принадлежит ее социально-профессиональной ориентации как комплексу ориентаций на образование, на социальное положение и на труд.

Список литературы

1. Силласте Г. Г. Влияние СМИ на жизненные планы и ориентации сельской учащейся молодежи // Социологические исследования. 2009. № 12. С. 95-102.

2. Профессиональное самоопределение молодежи // Педагогика. 2007. №

5. С. 33-37.

3. Абасов З. А. Проектирование студентами педвуза профессиональной стратегии // Социологические исследования. 2006. № 4. С. 105-110.

4. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. 512 с.

Ларина А.А.

ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКА

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, предпрофильная подготовка, личность подростка.

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы процесса формирования личностно-профессионального самоопределения подростка.

Keywords: professional self-determination, preparation of pre, teen personality.

Abstract: This article deals with the problems of the formation of personal and professional self-determination of a teenager.

В отечественной психологии проблема профессионального самоопределения рассматривается в различных аспектах: процессе

социализации (И.С. Кон, А.В. Мудрик, В.Н. Шубкин и др.); в становлении и расширении и сфер профессиональных намерений (С.Н. Игонникова, В.Т. Лисовский); в профессиональной направленности личности (Н.Н. Захаров, В.Ф. Сахаров, Н.Н. Чистяков); в процессе становления профессионального самосознания (Е.А. Климов, З.Ф. Зеер и др.); в профессиональном выборе и

Территория науки,2013, № 1

профессиональном развитии личности (Т.Т. Власова, И.А. Сазонов, А.А. Деркач и др.); в особенностях саморазвития, самосовершенствования и самореализации в выбранной профессии (Н.Ф. Гейжан, О.А. Зимовина, Е.А. Климов, Н.Н. Пряжников и др.); с позиции совершенствования профессионального мастерства, развития необходимых профессиональнозначимых качеств личности (Л.М. Митина, Л.И. Новикова, А.К. Асмолов, К.А. Абульханова-Славская и др.); с позиции динамичности (постоянно изменяемого) и по-новому мотивированного, всегда активного процесса самоопределения (Н.Э. Касаткина, Е.Л. Руднева); как осознанное положительное отношение личности к сфере профессиональной

деятельности (И.Я. Загорец, Н.Н. Захаров, В.С. Симоненко); как профессиональная направленность, включающая интересы, склонности, способности, мотивы, знания, умения и опознанные возможности (С.Н Чистякова, М.Л. Кондорина и др.). При этом вопросы стратегичности данного процесса, как важного фактора влияющего на успешность самоопределения подростка в личностном и профессиональном плане не рассматривается [1,2].

Исследуя профессиональное самоопределение Н.Н. Захаров, К.К. Платонов, В.Д. Симоненко, И.Ю. Шустова, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон и другие ученые связывают его с длительным процессом, который разворачивается во времени, с учетом индивидуально - психологических особенностей влияющих, по мнению ученых на рост самосознания, самопознания, стиль подростка.

Проблема профессионального самоопределения достаточно активно разрабатывается как в отечественной, так и в зарубежной психологической науке. В зарубежных исследованиях круг проблем, связанных с профессиональным самоопределением, как правило, решается в рамках теорий профессионального развития и профориентации (С. Аксельрод, В. Врум, Э. Гинзберг, Д. Миллер, Д. Сьюпер, Д. Холланд, Д. Херм и др.). Наиболее ценным, с нашей точки зрения, в этих теориях является выделение динамического критерия выбора пути, активности субъекта профессиональной деятельности, признания возможности

профессионального роста и проявления индивидуальности [6,8].

Личностно - профессиональное самоопределение подростка - это есть предмет и результат осознанного и ответственного выбора подростком стратегий личностного и профессионального пути, обеспечившего полноценное самовыражение, самоосуществление и самореализацию подростка.

В психологической науке разработаны различные типы профессионального самоопределения, в основу которых положены личностные смыслы, иерархичность смыслов и ценностей, профессиональные и жизненные перспективы, профиль обучения и т.д. (Дж.

Территория науки,2013, № 1

Голланд, Е.А. Климов, И.С. Пряжников, Л.А. Йовайша, И.И. Юматова и др.). [4]

Сложность проблемы личностно-профессионального самоопределения состоит в ее многогранности. Обоснование вопросов содействия личностнопрофессиональному самоопределению подростка в условиях

предпрофильной подготовки в школе предполагает последовательный анализ ряда аспектов: сущности, структуры и функций сопровождения и поддержки личности в процессе профессионального самоопределения; целей, задач, моделей организации личностно-профессионального самоопределения подростка; подходов к индивидуализации и дифференциации в образовательном процессе посредством индивидуальных образовательных программ и комплектования профильных классов в дальнейшем, а следовательно в гармоничном развитии психологического здоровья подростка.

Работы исследователей в аспекте проблемы профессионального самоопределения подростка освещают содержательную и процессуальную стороны данного феномена, но мало исследуют возможности содействия личностно-профессиональному самоопределению подростка в условиях предпрофильной подготовки. Данное положение позволяет говорить о необходимости теоретического осмысления и практической разработки стратегий личностно-профессионального самоопределения подростка в условиях предпрофильной подготовки.

Важно отметить, что личностно-профессиональное самоопределение подростка происходит под действием множества факторов, которые влияют как непосредственно - определяя зону ближайшего развития школьника, так и опосредованно - формируя определенные мировоззренческие установки, жизненные притязания, в том числе на психологическое здоровье подростка. В этом аспекте образовательный процесс предпрофильной подготовки может оказывать только опосредованное влияние на процесс личностнопрофессионального самоопределения подростка, преломляясь через призму уже сложившихся ценностных ориентаций личности.

Подросток, включаясь в образовательный процесс предпрофильной подготовки, становится субъектом данного процесса, так как является носителем субъективного опыта, включающего представление о самом себе и своих возможностях, определенные жизненные притязания, желания, интересы, представления о будущем. Из этого следует, что в образовательном процессе предпрофильной подготовки необходимо не только учитывать, но и опираться на предшествующий опыт личности, формируя у подростка психологию успешного личностно - профессионального самоопределения.

Поскольку проблема предполагает выявление границы между сохраняемой частью предшествующего в действительности и той частью, которая должна быть устраненной, то сложность решения проблемы личностно-профессионального самоопределения подростка в условиях

Территория науки,2013, № 1

предпрофильной подготовки и овладения им его стратегиями заключается не только в том, чтобы исследовать психологическую структуру и содержание личностно-профессионального самоопределения, но и разработать научнопрактические основы процесса; выявить движущие силы, содействующие успешному выбору подростком профессионального будущего. Это позволит не только удовлетворить индивидуально-психологические и возрастные потребности подростка, но и оптимизировать процесс профессиональной ориентации в школе.

Для решения выдвинутой нами проблемы в ходе исследования были раскрыты структурные компоненты личностно-профессионального самоопределения - мотивационный, проективный, когнитивный, операциональный и рефлексивный, которые обеспечивают целостность рассмотрения личностно-профессионального самоопределения подростка, как психологического образования и раскрывают его подготовленность и ответственному и самостоятельному выбору профиля обучения.

Психологическая работа с подростками в рамках предпрофильной подготовки, призванная создать им возможность продуктивного решения центральных задач возраста, в том числе обеспечить адекватность профессионального выбора (Л.М. Митина), строилась с учетом: типов профессионального выбора (В. Джайде); типов пробных ситуаций профессионального выбора (Е.А. Климов); эмоциональных состояний подростка (П. Скавран); особенностей когнитивных процессов подростка (Кнефелькамп, Слепецки); профессиональных установок подростка (Л.М. Митина). Психологической основой организации процесса формирования стратегий личностно-профессионального самоопределения подростков в условиях предпрофильной подготовки выступили идеи: технологии субъект-субъектного взаимодействия (Г.А. Берулава); личностно-ориентированной технологии (С.В. Кульневич); технологии саморазвития личности (ГК. Селевко); психологического сопровождения личности (М.Р Битянова, Т.И. Чиркова), реализация которых позволила: следовать и сопровождать естественное развитие подростка, опираясь не только на возрастные закономерности, но и на личностные достижения в профессиональном выборе; признавать безусловную ценность внутреннего мира каждой личности, каждой индивидуальности; приоритетность потребностей, целей и ценностей личностно-профессионального самоопределения; побуждать каждого к нахождению и применению самостоятельных решений; помогать принимать на себя необходимую меру ответственности за осуществляемый выбор (В.Г Маралов)[5,9].

Основными видами занятий с подростками явились: ролевые и деловые игры, психологические упражнения и процедуры, мозговые штурмы, дискуссии, лекции, домашние задания, самостоятельная работа.

Эффективность спецкурса оценивалась по динамике роста, покомпонентного совершенствования критериев и показателей, стратегий личностно-профессионального самоопределения, составляющих его уровень

Территория науки,2013, № 1

в двух срезах: до и после обучения. Исследование контрольной группы проводилось в соответствии с теми же временными интервалами, что и исследование участников экспериментальной группы. Полученные данные обрабатывались и сопоставлялись с помощью методов математической статистики.

Результаты опытно-экспериментальной работы проявились в позитивной динамике роста всех компонентов и стратегий личностно-профессионального самоопределения подростков после их участия в спецкурсе.

Наиболее выраженные изменения произошли в показателях когнитивного, операционального и мотивационного компонентов и стратегий. Это позволяет говорить о качественном прогрессивном преобразовании у большинства подростков уровней владения основными стратегиями личностно-

профессионального самоопределения.

Анализ полученных данных в контрольной и экспериментальной группах до и после спецкурса подвергался сравнению непараметрическим методом статистического анализа рангового критерия Манна-Уитни (р < 0,01) и подтвердил зависимость эффективности личностно-профессионального самоопределения подростка от сформированности ее ведущих компонентов: мотивационного, проективного, когнитивного, операционального и

рефлексивного.

Полученные результаты подтверждают, что качественные преобразования произошли во всех показателях компонентов и стратегий личностнопрофессионального самоопределения подростков экспериментальной группы в ходе спецкурса. У большинства подростков были сформированы стратегии ответственного и самостоятельного профессионального выбора. Они стали глубже осознавать цели, ценности выбора профессии; научились принимать ответственность за свой выбор. Ими осознаны приоритеты прогнозирования и планирования профессионального пути; они готовы проявлять инициативу и самостоятельность. В ходе участия в спецкурсе подростки научились вырабатывать и строить оптимальные планы и программы личностнопрофессионального самоопределения.

Результаты, полученные в ходе работы, дали возможность по-новому оценить уровни владения подростками стратегиями личностно-

профессионального самоопределения, динамика развития которых проявилась в устойчивой тенденции «происхождения» каждого

последующего уровня из основных компонентов предыдущего, в которых заложены дальнейшие возможности роста и порождение более совершенного уровня активного владения основными стратегиями самоопределения.

Список литературы

1. Абульханова-Славская К.А. Время личности и время жизни // СПб. : Алетейя, 2001. - 304 с.

Территория науки,2013, № 1

2. Демидова Т.П. Психологическое сопровождение профессиональноличностного становления обучающихся в средних профессиональных учебных заведениях: учеб, пособие // М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательстао НПО «МОДЭК», 2006. - 112 с.

3. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов // 2-е изд., перераб., доп. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — 336 с.

4. Лернер П.С. Модель самоопределения выпускников основной средней общеобразовательной школы //Школьные технологии. - 2004. - №1. - С. 6175.

5. Личность и профессия психологическая поддержка и сопровождение : учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений // под. ред. Л.М. Митиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 336 с.

6. Немова Н.В. Управление введением системы предпрофильного обучения девятиклассников // М.: АПК и ПРО, 2003.- 68с.

7. Новикова С.В. Жизненные ценности и профессиональное самоопределение старшеклассников // Директор школ. - 2005, - №8. - С. 7480.

8. Теория и практика организации предпрофильной подготовки // под ред. Т. Г. Новиковой. - М: АПК и ПРО, 2003. - 109 с.

9. Цели, содержание и организация предпрофильной подготовки в выпускных классах основной школы: рекомендации директорам школ, руководителям региональных и муниципальных управлений образования // М: АПК и ПРО, 2003. - 26 с.

ЭКОНОМИКА Афиногенова И.Н.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: эффективность производства, социальная

справедливость, институциональный механизм.

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы соотношения

экономической эффективности и социальной справедливости.

Keywords: efficiency, equity, institutional mechanism.

Abstract: The article considers the problem of correlation between economic efficiency and social justice.

Одной из фундаментальных в современной экономической теории

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.