Научная статья на тему 'Процесс флуктуирования коллектива кафедры вуза как диссипативной структуры'

Процесс флуктуирования коллектива кафедры вуза как диссипативной структуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛЕКТИВ КАФЕДРЫ / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ФЛУКТУАЦИЯ / ДИССИПАТИВНАЯ СТРУКТУРА / СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / UNIVERSITY DEPARTMENT / SYNERGETIC APPROACH / FLUCTUATION / DISSIPATIVE STRUCTURE / SYNERGETIC SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вершинина Лидия Васильевна, Данилова Ирина Вячеславовна

В данной статье предпринята попытка рассмотрения некоторых процессов формирования педагогического коллектива кафедры высшей школы с точки зрения синергетики. Актуальность заявленной темы не вызывает сомнения, поскольку формирование личности будущего специалиста в процессе получения высшего образования проходит значительно более успешно при условии слаженной работы кафедр высшей школы как групп высокого уровня развития. Синергетический подход к данной проблеме позволяет наметить оптимальные пути ее решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The process of fluctuation of a university department as a dissipative structure

The article analyses the problem of developing a university department. The author describes process of its effective development based on a synergetic approach.

Текст научной работы на тему «Процесс флуктуирования коллектива кафедры вуза как диссипативной структуры»

УДК 378.12 (06) ББК 74.204.2

Вершинина Лидия Васильевна

доктор педагогических наук, профессор

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

г. Самара

Данилова Ирина Вячеславовна кандидат педагогических наук, учитель МГБОУ «Лицей» г. Железнодорожный, Московская область Vershinina Lidia Vasilievna Doctor of Education, Professor

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

Samara

Danilova Irina Viacheslavovna

Candidate of Education, Teacher Lyceum

Zheleznodorozhny, Moscow Region kaf fl@pgsga.ru

Процесс флуктуирования коллектива кафедры вуза как диссипативной

структуры

The process of fluctuation of a university department as a dissipative structure

В данной статье предпринята попытка рассмотрения некоторых процессов формирования педагогического коллектива кафедры высшей школы с точки зрения синергетики. Актуальность заявленной темы не вызывает сомнения, поскольку формирование личности будущего специалиста в процессе получения высшего образования проходит значительно более успешно при условии слаженной работы кафедр высшей школы как групп высокого уровня развития. Синергетический подход к данной проблеме позволяет наметить оптимальные пути ее решения.

The article analyses the problem of developing a university department. The author describes process of its effective development based on a synergetic approach.

Ключевые слова: коллектив кафедры, синергетический подход, флуктуация, диссипативная структура, синергетическая система.

Key words: university department, synergetic approach, fluctuation, dissipative structure, synergetic system

Социально-экономические изменения в нашей стране происходят на фоне глобализации различных отраслей экономики, реформирования российского социума и не могут не затрагивать систему образования в целом и высшего образования в частности.

Эффективность решения задач модернизации высшего профессионального образования зависит в том числе и от профессорско-преподавательского состава, объединенного в зависимости от профиля специальности в кафедры. Кафедра, как форма организации профессионального объединения и как постоянно действующая единица системы высшего учебного заведения, призвана на своем уровне решать многоаспектные задачи, связанные с модернизацией всей системы образования.

Обращает на себя внимание то, что даже в ситуации стабильной обстановки в стране, при которой большинство граждан воспринимает санкционированные государством нормы деятельности как привычные, необходимость работы кафедры как коллектива, а не только профессионального объединения преподавателей, не вызывает сомнения и требует постоянной организации, оптимизации и корректировки совместной деятельности для достижения социально заданных целей.

В период социальных и модернизационных преобразований деятельность кафедр в связи с новыми условиями и задачами и руководство кафедрами вуза многократно усложняются. Вслед за изменениями, происходящими в социуме, трансформируется и процесс формирования коллектива кафедр [5].

Анализ педагогической теории и практики по проблемам формирования коллектива кафедры выявил, что в основном при решении вышеназванных проблем используется наряду с другими системный подход, основанный на представлении о линейности функционирования коллектива и на положении о том, что однозначным и предсказуемым следствием результата внешнего управляющего воздействия является постулат: чем больше вкладываешь, тем больше будет отдача. Современный же мир сложен, неодназначен, непредсказуем и от-

крыт в силу все усложняющихся многообразных причинно-следственных связей.

В последние годы некоторые ученые (В.М. Еськов и др.) указывают на острую потребность в формировании нового типа коллектива, способного работать в новых социальных условиях и нетрадиционно подходить к решению различных педагогических проблем.

Вопросы эффективного функционирования системы высшего образования как важнейшего элемента общественной жизни и государственного устройства во многом зависят от эффективной работы коллектива кафедры вуза, а точнее от положительной результативности деятельности коллективов кафедр.

Одним из возможных способов достижения данной цели, на наш взгляд, является реализация синергетического подхода к формированию коллектива кафедры вуза.

Необходимо отметить, что синергетика в представлениях Г. Хакена - это язык, на котором удобно и естественно описывать жизнь сложных систем и, в частности, явления самоорганизации, а ее понятийный аппарат позволяет рассматривать все происходящее «сверху вниз» - от целого к деталям, а не «снизу вверх» - от деталей к целому. Обратимое сжатие информации, осуществляемое в синергетике при переходе от многочисленных параметров состояния к малочисленным параметрам порядка, позволяет, минуя детали, описывать и понимать эмерджентные (непрогнозируемые, внезапно возникающие) свойства и самоорганизацию целого, что особенно важно в случае таких сложных систем, как человек или различные сообщества (культурные, социальные, экономические и т.п.), где далеко не все детали известны и понятны. Выбор способа рассмотрения происходящего «сверху вниз» в нашем случае наиболее оправдан, так как мы понимаем коллектив кафедры как саморазвивающуюся систему, а коллектив, в свою очередь, состоит из таких сложных подсистем, как человек.

Вместе с синергетикой, как отмечает В.Г. Виненко, пришло понимание того, что бифуркационный механизм развития, в основе которого лежит про-

цесс самоорганизации, чередования хаоса и порядка, является универсальным принципом мироустройства, характерным для систем самого общего вида [3, с. 55]. По мнению академика Н.Н. Моисеева, «все наблюдаемое нами, все, в чем мы участвуем, - это лишь фрагменты единого синергетического процесса...» [10, с. 63].

Разделяя точку зрения В.Г. Виненко, что синергетика позволила выявить конструктивную роль хаоса в процессах эволюции сложноорганизованных систем, и это открытие по своему масштабу превосходит создание квантовой механики и теории относительности, естественно предположить, что столь значительные изменения в науке не могут не найти отражения в формировании коллектива кафедры вуза.

Принципиальное отличие синергетики от других наук, изучающих системы, заключается в идее самоорганизации как имманентном свойстве сложных систем. Самоорганизация - появление порядка из хаоса, рождение структур, их усложнение и развитие - нередкое явление в науке и человеческой деятельности. В этом плане психология, социология, педагогика допускают выявление сходных черт, достойных выработки общего подхода, который и называется синергетическим.

Самоорганизация - «самопроизвольное (не требующее внешних организующих воздействий) образование упорядоченных пространственных или временных структур в сильно неравновесных открытых системах (физических, химических, биологических и др.). Непрерывные потоки энергии или вещества, поступающие в систему, поддерживают ее в состоянии, далеком от равновесия. При таких условиях в системе развиваются собственные (внутренние) неустойчивости (области неустойчивого поведения), развитием которых является синергетика» [1, с. 1043].

В работе Е.Н. Князевой и С.П. Курдюмова отмечается, что «в нашем непредсказуемом мире можно жить только в режиме самоорганизационного раз-

вития, поэтому важно сегодня не просто управление учебным заведением, а управление его саморазвитием, самоорганизацией» [6, с. 5].

Актуализация способности общества и личности к самоорганизации тесным образом связана с фактором социальной нестабильности. Задача современного руководителя профессионального объединения состоит именно в поддержке и инициировании процессов самоорганизации в формировании коллектива. Самоорганизация наделена принципиальным отличием от организации. Согласно определению Г. Хакена об организации говорят в том случае, когда рабочий действует точно определенным образом после получения указания извне, например, от руководителя: «тот же самый процесс называется самоорганизацией, если внешние упорядочивающие воздействия отсутствуют, а рабочие трудятся коллективно благодаря взаимопониманию, устанавливающемуся между ними самими, причем в производстве продукта каждый рабочий выполняет свою функцию» [12, с. 226].

В условиях быстрого и фронтального реформирования нет возможности искать ответ путем проб и ошибок, а «навязать» системе необходимое поведение очень трудно, даже детально представляя требования к ней. Г.Г. Малинец-кий, Н. А. Науменко совершенно справедливо отмечают, что гораздо разумнее действовать, опираясь на знание внутренних свойств системы, законов ее развития [9]. В такой ситуации значение законов самоорганизации трудно переоценить. Необходимо признать, что источником порядка и развития социальных систем, а значит и коллектива кафедры вуза, сегодня является их самоорганизация, позволяющая каждому элементу и компоненту социальной системы (человеку, подразделению, учреждению...) быть самостоятельным, саморазвивающимся и саморегулирующимся организмом, содержащим внутренние факторы поддержания собственного равновесия, предохраняющего его от саморазрушения. При этом важно помнить, что, изучив каждую из частей отдельно, невозможно понять свойства целого. Необходим целостный, системный анализ, так как целое обладает свойствами, которых нет ни у одной из частей.

Чтобы использовать синергетический подход в процессе формирования коллектива кафедры вуза, нужно определить, является ли коллектив кафедры вуза синергетической системой, т.е. коллектив должен быть открытым, нелинейным, неравновесным и самоорганизующимся.

В результате анализа исследований ряда ученых (В.В. Василькова, В.Г. Виненко, В.Т. Волов, М.С. Добронравова, В.А. Игнатова, Д.Ф. Китаев, Г. Хакен и другие) выявлено, что коллектив является:

- открытой системой, так как происходит постоянный обмен энергией, информацией с окружающей средой, т.е. восприимчивость коллектива кафедры к социокультурным изменениям;

- нелинейной системой, т.е. в такой системе, как коллектив кафедры вуза многовариантность (нелинейность) означает создание условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса индивидуального движения к успеху, стимулирование самостоятельности выбора и принятия ответственного решения, обеспечение развития альтернативного и самостоятельного пути;

- неравновесной системой, так как он чувствителен к внешним воздействиям;

- самоорганизованной системой, т.е. предполагающей наличие определенного взаимодействия между руководителем и преподавателем в профессиональном объединении, что выражается в самопроизвольном возникновении и относительно устойчивом существовании новых структур в открытых неравновесных системах, соответствующих требованиям формирования коллектива кафедры и вытекающих из объективных предпосылок его самодвижения.

Коллектив кафедры имеет бифурнационные (критические) точки разрушения старых структур и возникновния веера возможностей для перехода системы в новое качество; его вероятностное развитие может быть представлено диссипативными структурами как образованиями более высокой сложности, чем разрушаемые предыдущие; коллектив кафедры обладает свойствами нелинейности, т.е. многовариантностностью и непредстказуемостью перехода сис-

темы из одного состояния в другое; коллектив кафедры неустойчив и сильно равновесен, флуктуален, открыт для развития и т.д.[2]

Коллектив кафедры вуза как диссипативная структура флуктуация, которого осуществляется в разных направлениях между уровнями «кооперация» -«автономия» - «коллектив», поддерживаемого «рамками» организационно-педагогических условий можно представить в виде рисунка 1, который является авторской разработкой Л.В. Вершининой.

Рисунок 1. Процесс флуктуирования коллектива кафедры вуза как дисси-

Данный рисунок представлен в виде «котла», где высшим уровнем является коллектив, средним - автономия и низшим - кооперация. Кружками изображены преподаватели, а кружком с буквой «Р» руководитель. Руководитель на всех уровнях - на уровне кооперации, автономии и коллектива - должен занимать позицию фасилитатора. Рисунок изображен в виде «котла», так как профессиональное объединение, достигнув наивысшего уровня развития - коллектива, становится диссипативной (самоорганизованной) структурой с точки зрения синергетического подхода, внутри которой коллектив флуктуирует между уровнями кооперация - автономия - коллектив, где большая часть профессионального объединения находится на высшем уровне - коллектив, поэтому рисунок изображен с расширением кверху. Но всегда есть небольшая доля про-

-коллектив

пативной структуры

цента членов профессионального объединения, которая спускается периодически вниз, потом возвращается наверх, в результате влияния внешних (и внутренних воздействий, поэтому рисунок изображен книзу суженным, что в целом создает образ «вечно бурлящего котла», подогреваемого на медленном огне (изменяющиеся условия). На рисунке «огонь» символизирует внешние и внутренние воздействия на коллектив. Обратим внимание, что «котел» изображен без крышки, что означает открытость коллектива кафедры вуза, а также заметим, что границы котла изображены линиями, которые уходят в бесконечность, что означает непрерывность процесса формирования коллектива кафедры вуза как диссипативной структуры. Границей котла являются организационно-педагогические условия, задающие «рамку», т.е. направленность развития коллектива кафедры вуза, что не дает распасться коллективу, поддерживает его устойчивость. Задачей руководителя-фасилитатора является создание организационно-педагогических условий, держащих процесс формирования коллектива кафедры вуза в некоторых рамках, не позволяющих отклоняться от избранного пути.

Данный рисунок отображает сформированность коллектива кафедры вуза как диссипативной структуры. Так как «самоорганизация - свойство любой диссипативной системы» [7, с. 171], то внутри коллектива происходит постоянное движение между уровнями «кооперация» - «автономия» - «коллектив». При этом важно отметить, что коллектив не теряет свои признаки высокоорганизованной группы, где процесс самоорганизации с точки зрения синергетики поддерживается, прежде всего, благодаря цикличной смене состояний: бесконечному чередованию этапов «спокойной» адаптации и «революционных» перерождений, выводящих системы на новые ступени развития. С позиции синер-гетического подхода и живое, и неживое, и человек, и общественные процессы подчиняются определенным «ритмам». Периоды неустойчивости перемежаются периодами устойчивости.

Под устойчивостью (устойчивое равновесие) нами понимается состояние, при котором система при попытке вывести ее из этого состояния самопроизвольно в нее возвращается. Примером может служить модель «устойчивое равновесие» или «шарик в ямке»: после любого внешнего воздействия он все равно возвращается в исходное положение (рис. 2). Примером модели «устойчивого равновесия» является сформированный коллектив кафедры вуза как дисси-пативной структуры, где, несмотря на любые внешние и внутренние воздействия, коллектив сохраняется.

Рисунок 2. Модель «устойчивое равновесие»

Под неустойчивым равновесием мы понимаем такое состояние, при котором система при попытке вывести ее из этого состояния самопроизвольно в нее не возвращается (рис. 3).

Рисунок 3. Модель «неустойчивое равновесие»

При таком состоянии малейшее воздействие на систему выводит ее из равновесия, причем путей выхода из этого состояния множество. Моделью «неустойчивого равновесия» является низкий уровень развития профессионального объединения, например ассоциация, где при любой стрессовой ситуации профессиональное объединение на данном уровне дезорганизуется.

Следует отметить, что мы вслед за М.А. Федоровой, которая описала образовательный процесс с точки зрения синергетики, считаем, что формирование коллектива кафедры вуза имеет периодический характер и, как система, со-

стоит из чередующихся устойчивых и неустойчивых состояний [11], что показано нами на рис. 5.

Рисунок 5. Чередование устойчивых и неустойчивых состояний системы

Сформированный коллектив кафедры как диссипативная устойчивая структура стабильно функционирует, заполненный деятельностью ведущей к достижению цели. Состояние неустойчивости, то есть переход коллектива в состояние автономности или кооперации, соответствует моменту достижения поставленной цели и, соответственно, моменту выбора (определения) новой цели. Очевидно, что моменты неустойчивости короче по продолжительности промежутков устойчивости.

Момент определения новой цели может следовать непосредственно за моментом достижения прежней цели, как отмечает А.М. Федорова [11]. В этом случае процесс формирования коллектива кафедры становится непрерывным. Если между указанными моментами есть временной разрыв, такой процесс можно считать дискретным (рис. 6), а состояние системы в промежутки перерыва можно считать состоянием «безразличного» равновесия.

Рисунок 6. Дискретность состояния коллектива кафедры вуза

Согласно теории синергетического подхода допустимо предположить, что коллектив как диссипативная структура не распадается при переходе из од-

ного состояния в другое. «Локальная неустойчивость ... невероятным образом сочетается ... с глобальной устойчивостью всей структуры в целом» [4, с. 68]. Так, согласно синергетическому подходу, коллектив кафедры вуза, как глобальная устойчивость, сочетается с локальными неустойчивостями, не изменяясь, не теряя ранее существовавшей формы.

Таким образом, сформированный коллектив кафедры вуза как диссипа-тивная структура обладает:

- согласованностью, то есть коллектив ведет себя как единое целое и структурируется так, как если бы каждый член коллектива, входящий в более сложную из систем макросистему, был «информирован» о состоянии системы в целом;

- нарастающей изменчивостью (флуктуативностью), то есть происходящие в коллективе флуктуации вместо того, чтобы затухать, могут усиливаться, и коллектив кафедры эволюционирует в направлении «спонтанной» самоорганизации. Это открывает перед нами неустойчивый мир, в котором малые причины порождают большие следствия;

- конструктивизмом хаоса - синергетика свидетельствует о том, что хаос является конструктивным механизмом самоорганизации сложных систем, т.к. рождение нового связано с нарушением привычной системы упорядоченности, с переструктурированием и достраиванием за счет элементов среды, с выходом за пределы исходной системы [8, с. 314];

- памятью - важная особенность диссипативных структур состоит в том, что они способны «запоминать» условия своего формирования и, проходя через точки бифуркации, «выбирать» одно из нескольких возможных направлений дальнейшей эволюции;

- взаимосвязью необходимости и случайности - эволюция сложноорганизованных систем, а нашем случае коллектива кафедры вуза, содержит внешние обусловленные (детерминированные) и внутренние

случайные (стохастические) элементы, представляя собой смесь

необходимости и случайности; - неравновесностью (кризисностью) - исходное состояние, источник

самодвижения системы.

Итак, выше перечисленные отличительные особенности коллектива кафедры вуза как диссипативной структуры, сформированного на основе синер-гетического подхода, дают возможность развиваться коллективу как самоорганизованной системе, что отвечает изменениям в различных областях экономики, влекущим модернизацию высшего профессионального образования.

Библиографический список

1. Большой энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. А. М. Прохоров. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Большая Рос. энцикл. ; СПб: Норинт, 1998. - 1434 с.

2. Вершинина Л. В., Данилова И. В. Формирование коллектива кафедры высшей школы: синергетический подход. [Текст] // Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и первспективы: материалы пятой международной научно- практической конференции. - Самара: ПГСГА, 2010. - С. 109-112.

3. Виненко, В. Г. Синергетика в школе [Текст] / В.Г. Виненко // Педагогика. - 1997. - № 2. - С. 55-60.

4. Виноградова, Г. А. Феноменология нравственно-психологического климата профессионально-педагогических коллективов [Текст] / Г.А. Виноградова. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1997. - 168 с.

5. Данилова, И.В. Синергетический подход к формированию коллектива кафедры вуза [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / И.В. Данилова. - Самара, 2011. - 23 с.

6. Князева, Е. Н. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем [Текст] / Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов. - М.: Наука, 1994. - 236 с.

7. Комолова, Л. Ф. Технологии современной дидактики в процессе управления методической работой в школе [Текст] / Л.Ф. Комолова ; под ред. проф. Л.П. Ильенка. - М.: Аркти, 2006. - 200 с.

8. Кульневич, С. В. Педагогика самоорганизации: особенности перехода к постнеклассической теории воспитания [Текст] / С.В. Кульневич // Известия Российской академии образования. - 1999. - № 3. - С.41-49.

9. Малинецкий, Г. Г. Нанобиология и синергетика. Проблемы и идеи [Текст] / Г.Г. Малинецкий, Н.А. Митин, С.А. Науменко // ИПМ РАН. - 2005. - № 29. - 85 с. (препринт)

10. Моисеев, Н. Н. Алгоритмы развития [Текст] / Н.Н. Моисеев. - М.: Наука, 1987. - 304 с.

11. Федорова, М. А. Педагогическая синергетика как основа моделирования и реализации деятельности преподавателя высшей школы [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / М.А. Федорова. - Ставрополь, 2004. - 169 с.

12. Хакен, Г. Синергетика [Текст] / Г. Хакен. - М.: Мир, 1980. - 395с.

Bibliography

1. Encyclopedia Britannica [Text] / Ch. Ed. Prokhorov. - 2nd ed., Rev. and add. -Moscow: Big Russian Encyclopedia; St. Petersburg: Norint, 1998. - 1434 p.

2. Vershinin L.V., Danilova I.V. Formation of the university staff development: synergetic approach. [Text] // Higher education in the humanities XXI Century: Challenges and Perspectives: Proceedings of the Fifth International Scientific and Practical Conference. - Samara PGSGA 2010. - pp. 109-112.

3. Vinenko, V.G. Synergetics school [Text] / V.G. Vinenko // Pedagogy, 1997. -№ 2. - pp. 55-60.

4. Vinogradov, G.A. Phenomenology of moral-psychological climate of professional teaching staff [Text] / G.A. Vinogradov. - St. Petersburg. University of St. Petersburg. University Press, 1997. - 168.

5. Danilova, I.V. Synergistic approach to the formation of the university faculty collective [Text]: Auto review dissertation. ... candidate of Education: 13.00.08 / I.V. Danilova. - Samara, 2011. - 23 p.

6. Knyazev, E.N. Laws of evolution and self-organization of complex systems [Text] / E.N. Knyazev, S.P. Kurdiumov. - Moscow: Nauka, 1994. - 236 p.

7. Komolova, L.F. Modern didactics technology in the management of methodology work at school [Text] / L.F. Komolova; L.P. Ilienko. - M.: the Arctic, 2006. - 200 p.

8. Kulnevich, S.V. Pedagogy of self-organization: features of the transition to postnonclassical education theory [Text] / S.V. Kulnevich // Proceedings of the Russian Academy of Education. - 1999 - № 3. - pp.41-49.

9. Malinetskii, G.G. Nanobiology and synergy. Issues and Ideas [Text] / G.G. Malinetskii, N.A. Mitin, S.A. Naumenko // IPM RAS. - 2005. - № 29. - 85 p. (Preprint)

10. Moiseev N.N. Algorithms of development [Text] // N.N. Moiseev. - Moscow: Nauka, 1987. - 304.

11. Fedorova, M.A. Educational Synergetics as a basis for modeling and implementation ofactivities ofhigh school teacher [Text]: dissertation. ... candidate ofEducation: 13.00.08 // M.A. Fedorova. - Stavropol, 2004. - 169 p.

12. Haken, H. Synergetics [Text] / H. Haken. - New York: Wiley, 1980. - 395 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.