Научная статья на тему 'ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ СТУДЕНТА К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ'

ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ СТУДЕНТА К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / АДАПТАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР / АДАПТАЦИОННЫЕ ТРЕНИНГИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Намазов А.К., Моха А.А., Скороходов А.А., Шамрай Л.В., Намазов К.А.

В статье рассматривается сложный процесс эффективной а.да.пта.ции студе.нтов пе.рвого курса к новой воспитате.льно-образова.те.льной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ СТУДЕНТА К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ»

13. Халилова Л.И. Индивидуализация режимов физической активности на основе самоконтроля /Л.И. Халилова, Л.В. Митенкова //Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. Т.2. №23. Челябинский государственный университет. - Челябинск. 2017. С.7-10.

14. Халилова Л.И. Влияние регулярных занятий физической культурой на функциональное состояние организма студенток /Л.И. Халилова, С.С. Плотникова, А.В. Шигабудинов //Здоровье-основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2017. Т. 12. № 1. С.599-603.

15. Яичников И.К., Ефимов А.А., Бондарчук И.Л. Приоритеты рекреационного стиля жизни современного студента //Теория и практика физической культуры. 2015. № 2. С. 18-20.

16. Ярчиковская Л.В., Коваленко В.Н., Миронова О.В., Токарева А.В., Устинова О.Н. Формирование элементов здорового образа жизни у студентов в процессе занятий физической культурой// Теория и практика физической культуры. 2018. № 2. С. 85-87.

УДК 15.301

А.К. Намазов, А.А. Моха, А.А. Скороходов, Л.В. Шамрай, К.А. Намазов

ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ СТУДЕНТА К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Санкт-Петербургский Политехнический Университет Петра Великого,

kuem@list.ru

Аннотация: в статье рассматривается сложный процесс эффективной а.да.пта.ции студе.нтов пе.рвого курса к новой воспитате.льно-образова.те.льной среде.

Ключевые слова: студент, адаптация, образовательная среда, социологический фактор, психологический фактор, адаптационные тренинги.

Annotation.

A.K. Namazov, A.A. Moha, A.A. Skorohodov, L.V. Shamraj, K.A. Namazov The process of adaptation of the student to the conditions of studying at the university. In this article describes the complex process of effective effectiveness of the first-year students in the new educational environment.

К 185-летию великого русского российского ученого и гражданина России -Дмитрия Ивановича Менделеева и 150-летию его наследия -«Периодического закона для химических элементов».

К 170-летию Ивана Петровича Павлова - выдающегося русского российского

исследователя в области физиологии, первого нобелевского лауреата России.

Key words: student, adaptation, education environment, sociological factor, psychological factor, adaptation training.

Введение. В настоящее время не мало важен вопрос об адаптации студентов-первокурсников к статусу студента. Проблема психической адаптации представляет собой важную область научных изысканий, расположенную на стыке различных отраслей знания, приобретающих в современных условиях всё большее значение.

При переходе из средней школы в ВУЗ абитуриент сталкивается с необходимостью приспособиться к совершенно новой социальной обстановке. Этот переход может стать волнующим испытанием, однако далеко не каждому под силу справиться с ним. От успешной адаптации зависит качество образования и дальнейший рост выпускника ВУЗа.

А.да.птивность к стре.ссу - это униве.рса.льна.я способность че.лове.ка, связа.нна.я с пре.одоле.ние.м сложных, стре.ссовых, критиче.ских, экстре.ма.льных, тра.вма.тиче.ских событий свое.й жизни [2].

А.да.пта.ция - проце.сс, в котором орга.низа.ция уче.бно-позна.ва.те.льной де.яте.льности студе.нта должна способствова.ть на.иболе.е полной ре.а.лиза.ции личностного поте.нциа.ла. Не.смотря на бе.зусловную сложность ба.зовых дисциплин, когда студе.нты мла.дших курсов испытыва.ют особые пробле.мы в освое.нии име.нно их, ра.скрытие и использова.ние их ра.звива.юще.го поте.нциа.ла с це.лью уче.бной а.да.пта.ции обусловлива.ют формирова.ние, стимулируют ра.звитие, обе.спе.чива.ют устойчивое функционирова.ние связе.й, опре.де.ляющих ме.сто обуча.ющихся в обра.зова.те.льной сре.де ВУЗа.

А.да.пта.ция студе.нта в новом уче.бном за.ве.де.нии - постоянный, дина.мичный многоуровне.вый и многосторонний проце.сс пе.ре.стройки потре.бностно-мотива.ционной сфе.ры, компле.кса име.ющихся на.выков, уме.ний и привыче.к в соотве.тствии с новыми за.да.ча.ми, це.лями, пе.рспе.ктива.ми и условиями их ре.а.лиза.ции, в ходе которого происходит не только инте.гра.ция личности студе.нта в социум, но и е.го личностное, профе.ссиона.льное ра.звитие и са.море.а.лиза.ция.

Це.ле.на.пра.вле.нный, спла.нирова.нный и орга.низова.нный проце.сс а.да.пта.ции ка.к спе.цифиче.ский моме.нт в ра.звитии и ста.новле.нии личности студе.нта име.е.т особое пе.рвооче.ре.дное зна.че.ние, и в пе.рвую оче.ре.дь

777

сохра.не.ние психологиче.ского здоровья, а это зна.чит, сохра.не.ние здоровья вообще. Психологиче.ское здоровье - одна из на.иболе.е остро обсужда.е.мых пробле.м:

Во-пе.рвых, потому, что в ходе проце.сса а.да.пта.ции, на е.го на.ча.льном эта.пе, ва.жно да.ть пра.вильную орие.нта.цию в систе.ме пове.де.ния, та.к ка.к подобна.я орие.нта.ция на.долго опре.де.ляе.т "ха.ра.кте.р" студе.нта, путь е.го ра.звития.

Во-вторых, потому, что в ходе этого проце.сса сове.рша.е.тся ва.жне.йше.е событие: формируе.тся социа.льна.я общность студе.нче.ского колле.ктива, т.е. на.иболе.е зна.чимого и влияте.льного окруже.ния студе.нта на протяже.нии все.го пе.риода обуче.ния. На этом эта.пе вхожде.ния в новую сре.ду обще.ние с окружа.ющими людьми ста.новится особе.нно значимым фа.ктором социа.льной а.да.пта.ции студе.нтов, что являе.тся не.ма.лова.жным в психоэмоциона.льном состоянии студе.нта-пе.рвокурсника.

В-тре.тьих, зна.чите.льна.я ча.сть а.да.птивных ситуа.ций возника.е.т всле.дствие изме.не.ний условий обуче.ния при поступле.нии в сре.дне.спе.циа.льное уче.бное за.ве.де.ние в противове.с школьным условиям, ста.вшими за де.вять или одинна.дца.ть ле.т привычными и не.изме.нными.

Эффе.ктивной а.да.пта.ции студе.нтов пе.рвого курса к новой воспита.те.льно-обра.зова.те.льной сре.де являе.тся той це.лью, котора.я опре.де.ляе.т соде.ржа.ние соответствующих пе.да.гогиче.ских за.да.ч. Выде.лим систе.му после.дова.те.льных и вза.имосвяза.нных ша.гов [6]:

■ изуче.ние личностных особе.нносте.й пе.рвокурсников;

■ выявле.ние трудносте.й а.да.пта.ционного пе.риода и особе.нносте.й «вхожде.ния» обуча.ющихся в студе.нче.скую жизнь;

■ а.на.лиз и обобще.ние получе.нных да.нных;

■ подготовка на основе да.нных иссле.дова.ний ре.коме.нда.ций для кура.торов и пре.пода.ва.те.ле.й, ра.бота.ющих со студе.нта.ми пе.рвых курсов, на.пра.вле.нных на оптимиза.цию а.да.пта.ционного пе.риода.;

■ включе.ние в уче.бное ра.списа.ние студе.нтов пе.рвого курса кура.торского ча.са, в ра.мка.х которого проводятся ра.знома.сшта.бные ме.роприятия по ра.зличным те.ма.тиче.ским програ.мма.м;

■ра.зра.ботка и постоянное сове.рше.нствова.ние те.ма.тиче.ских обра.зова.те.льных програ.мм для студе.нтов пе.рвых курсов;

■ орга.низа.ция и прове.де.ние цикла пра.ктиче.ских за.нятий со студе.нче.скими а.ктива.ми и ста.роста.ми пе.рвых курсов, на.пра.вле.нных на

К 185-летию великого русского российского ученого и гражданина России -Дмитрия Ивановича Менделеева и 150-летию его наследия -«Периодического закона для химических элементов».

К 170-летию Ивана Петровича Павлова - выдающегося русского российского

исследователя в области физиологии, первого нобелевского лауреата России. повыше.ние уровня осозна.ния трудносте.й а.да.пта.ционного пе.риода,

освое.ние способов их пре.одоле.ния и ра.звитие на.выков конструктивного

обще.ния;

■ ра.зра.ботка цикла пра.ктиче.ских за.нятий для студе.нче.ских групп пе.рвого курса, которые в да.льне.йше.м будут ре.коме.ндова.ны для прове.де.ния в ра.мка.х кура.торского ча.са.;

■ орга.низа.ция и прове.де.ние ме.тодиче.ских се.мина.ров с кура.тора.ми пе.рвых курсов по освое.нию ими ме.тодики прове.де.ния пра.ктиче.ских за.нятий в студе.нче.ских группа.х в ра.мка.х кура.торского ча.са.;

■ социа.льно-психологиче.ское и на.учно-ме.тодиче.ское сопровождение де.яте.льности кура.торов в проце.ссе освое.ния ими пре.дложе.нной ме.тодики прове.де.ния групповых за.нятий с пе.рвокурсника.ми;

■ индивидуа.льное и групповое консультирова.ние студе.нтов и пре.пода.ва.те.ле.й;

■ совме.стное подве.де.ние итогов, а.на.лиз ре.зульта.тов проде.ла.нной ра.боты и пла.нирова.ние ра.боты на будуще.е.

Для успе.шной а.да.пта.ции студе.нта-пе.рвокурсника не.обходим индивидуальный подход к ка.ждому. Это долже.н быть основной принцип ра.боты. А.ктуа.льно прове.де.ние ра.зличных ме.роприятий, на которых ре.бята ближе зна.комились бы друг с другом, учились обща.ться, на.ходить общий язык с однокурсника.ми и с ре.бята.ми поста.рше [7].

А.да.пта.ция студе.нтов к обуче.нию в ВУЗе - это систе.мный, двусторонний, поэта.пный проце.сс а.ктивного приспособле.ния обуча.юще.гося к условиям обра.зова.те.льной сре.ды, выра.жа.ющийся в формирова.нии и ра.звитии когнитивных, мотива.ционно-воле.вых, социа.льно-коммуника.тивных связе.й. Эти связи ха.ра.кте.ризуют субъе.ктные отноше.ния студе.нта к основным вида.м е.го де.яте.льности в обра.зова.те.льной сре.де ВУЗа. Выде.ле.ние связе.й ра.зного типа помога.е.т глубже понять суть явле.ния, но при этом а.да.пта.ция проте.ка.е.т систе.мно, ка.к е.диный проце.сс. Проце.сс а.да.пта.ции име.е.т вре.ме.нную дина.мику, е.го эта.пы связа.ны с изме.не.ниями, происходящими ка.к в ха.ра.кте.ре уче.бно-позна.ва.те.льной де.яте.льности, та.к и на уровне личностных свойств [4].

Проце.сс привыка.ния студе.нтов к условиям обуче.ния в ВУЗе за.тра.гива.е.т пра.ктиче.ски все уровни их жизне.де.яте.льности, обще.ния и уче.бной де.яте.льности. На е.го эффе.ктивность ока.зыва.ют влияние це.лый

779

компле.кс фа.кторов: спе.цифика уче.бной де.яте.льности студе.нтов, новые условия жизне.де.яте.льности, личностные особе.нности, фа.ктор а.да.птирова.нности к пе.да.гогиче.ской систе.ме (а.да.пта.ция к новой систе.ме обра.зова.ния, контроля, тре.бова.ний). Студе.нт, на.ходясь в новой социа.льной сре.де и уже име.я опре.де.ле.нный социа.льный опыт, чувствуе.т влияние двух групп социа.льных фа.кторов: те, которые влияют вне ВУЗа, и те, которые влияют в систе.ме ВУЗа[5].

К социологиче.ским фа.ктора.м относятся возра.ст студе.нта, е.го социа.льное происхожде.ние и тип обра.зова.те.льного учре.жде.ния, которое он уже за.кончил. Психологиче.ский блок соде.ржит индивидуа.льно-психологиче.ские, социа.льно-психологиче.ские фа.кторы: инте.лле.кт, на.пра.вле.нность, личностный а.да.пта.ционный поте.нциа.л, положе.ние в группе. Пе.да.гогиче.ский блок фа.кторов влияния на а.да.пта.цию включа.е.т в се.бя урове.нь пе.да.гогиче.ского ма.сте.рства, орга.низа.цию сре.ды, ма.те.риа.льно-те.хниче.скую ба.зу и др. [3]

К группе фа.кторов, влияющих вне ВУЗа, можно отне.сти ма.кросоциа.льные фа.кторы (экономиче.ское ра.звитие стра.ны, от которого за.висит удовле.творе.ние зна.чимых социа.льных потре.бносте.й; социокультурные условия, которые отра.жа.ются на форма.х досуга молоде.жи) и микросоциа.льные фа.кторы (соста.в се.мьи, особе.нности воспита.ния в се.мье, влияющие на формирова.ние социа.льной и коммуника.тивной компе.те.нтности, личностно- а.ктивной позиции).

Ра.ссмотрим фа.кторы, связа.нные с се.мье.й студе.нта. Это ма.те.риа.льное положе.ние се.мьи, социа.льное происхожде.ние студе.нта, укла.д се.мьи, вза.имоотноше.ния в се.мье, трудности связа.нные с пе.ре.е.здом, с са.мостояте.льной жизнью вне се.мьи. Конта.кт со школьными прияте.лями.

Та.кже нова.я дида.ктична.я ситуа.ция, пре.дпола.га.юща.я иные формы и ме.тоды жизне.де.яте.льности в высше.й школе, та.кие ка.к:

а.) личность пре.пода.ва.те.ля;

б) обще.ние в студе.нче.ской группе.;

в) урове.нь ра.звития студенче.ского коллектива.

Влияют и индивидуа.льно - личностные фа.кторы:

а.) индивидуа.льно-типологиче.ские особе.нности личности студе.нта (тип не.рвной систе.мы, особе.нности те.мпе.ра.ме.нта.).

б) инте.лле.ктуа.льное ра.звитие.

Условия успешной адаптации. Ве.дущим условие.м эффективности

К 185-летию великого русского российского ученого и гражданина России -Дмитрия Ивановича Менделеева и 150-летию его наследия -«Периодического закона для химических элементов».

К 170-летию Ивана Петровича Павлова - выдающегося русского российского

исследователя в области физиологии, первого нобелевского лауреата России. проце.сса а.да.пта.ции, являе.тся целенаправленное педагогическое упра.вле.ние

этим проце.ссом. Упра.влять а.да.птивным проце.ссом обуче.ния на мла.дших

курса.х ВУЗа - зна.чит созна.те.льно и после.дова.те.льно обе.спе.чить пе.ре.ход

от одной ста.дии ра.звития личностных отноше.ний и це.нносте.й к другой,

боле.е сове.рше.нной. Для боле.е успе.шной а.да.пта.ции пе.рвокурсников,

не.обходимо:

1. учитыва.ть трудности а.да.пта.ции пе.рвокурсников при построе.нии уче.бных пла.нов;

2. использова.ть ра.зличные ме.тоды обуче.ния, орие.нтирова.нные не на за.зубрива.ние изуча.е.мых дисциплин, а, в пе.рвую оче.ре.дь, на обуче.ние студе.нтов уме.нию выявлять гла.вные и второсте.пе.нные причины, сле.дствия и другие стороны изуча.е.мых пробле.м;

3. прове.де.ние курса «Вве.де.ние в спе.циа.льность», в ра.мка.х которого студе.нты пе.рвого курса должны получить че.ткое пре.дста.вле.ние о выбра.нной спе.циа.льности, ме.тода.х и форма.х обуче.ния, вида.х, пре.дста.вляе.мых форма.х отче.тных докуме.нтов, орга.низа.ции их соде.ржа.ния, пе.риода.х сда.чи те.куще.го и итогового контроля зна.ний и др.;

4. использова.ть у студе.нтов пе.рвого курса систе.мы а.да.пта.ционных тре.нингов;

5. прове.де.ние спе.цкурса «Психология де.лового обще.ния» на пе.рвом курсе обуче.ния, который може.т способствова.ть формирова.нию устойчивых на.выков конструктивного обуче.ния, ра.звитию социа.льной компе.те.нтности;

6. прове.де.ние курса «Учись учиться», пре.дна.зна.че.нного для формирова.ния на.выков са.мостояте.льной ра.боты студе.нтов в проце.ссе изуче.ния ими програ.ммного ма.те.риа.ла.;

7. повыше.ние роли кура.тора в а.да.пта.ции студе.нтов к условиям обуче.ния в ВУЗе.

Не.которые пробле.мы а.да.пта.ции в обра.зова.те.льном проце.ссе помогло бы ре.шить использова.ние компьюте.рных информационных те.хнологий на ле.кциях, пра.ктиче.ских за.нятиях, се.мина.ра.х и т.п. На.личие эле.ктронных уче.бников, пособий, эле.ктронных библиоте.к, те.стов, выхода в глоба.льную се.ть обле.гча.ют проце.сс а.ктивной уче.бной де.яте.льности студе.нтов. Ра.бота студе.нта с эле.ктронными ре.сурса.ми, са.мостояте.льный поиск информа.ции способствуе.т сове.рше.нствова.нию уме.ний отбира.ть и структурирова.ть не.обходимый для изуча.е.мой дисциплины ма.те.риа.л,

781

логично изла.га.ть и а.ргуме.нтирова.ть ра.зличные, совре.ме.нные те.оре.тиче.ские подходы к психолого-пе.да.гогиче.ским пробле.ма.м. Использова.ние новых информационных те.хнологий помога.е.т студе.нту ста.ть а.ктивным в уче.бной де.яте.льности и повыша.е.т е.го са.мостояте.льность, что являе.тся одним из ва.жне.йших фа.кторов успе.шной социа.льной а.да.пта.ции.

Коне.чно, гла.вным в а.да.пта.ции оста.е.тся личность студе.нта, е.го способности, уме.ние и же.ла.ние приспоса.блива.ться к новым условиям. И зде.сь большую роль буде.т игра.ть са.мостояте.льна.я, творче.ска.я ра.бота студе.нта.

За.да.че.й уче.бного за.ве.де.ния являе.тся, пре.жде все.го, не только да.ть профе.ссиона.льные знания и сформирова.ть уме.ния, но и на.учить «вжиться», полюбить выбра.нную профе.ссию, помочь будуще.му спе.циа.листу «войти» в ре.а.льные производственные условия. Поэтому и помощь должна осуществляться все.ми подра.зде.ле.ниями ВУЗа (уче.бными, на.учными, обще.стве.нными) на основе их вза.имоде.йствия.

Та.ким обра.зом, выявле.ние трудносте.й у студе.нтов и опре.де.ле.ние путе.й их пре.одоле.ния позволит повысить а.ка.де.миче.скую а.ктивность студе.нтов, успе.ва.е.мость и ка.че.ство зна.ний. В ре.зульта.те ре.а.лиза.ции личностного а.да.пта.ционного потенциа.ла в проце.ссе а.да.пта.ции достига.е.тся опре.де.ле.нное состояние личности - а.да.птирова.нность, ка.к ре.зульта.т, итог проце.сса а.да.пта.ции.

Заключение. А.да.пта.ция студе.нтов к обуче.нию в ВУЗе - это систе.мный, двусторонний, поэта.пный проце.сс а.ктивного приспособле.ния обуча.юще.гося к условиям обра.зова.те.льной сре.ды, выра.жа.ющийся в формирова.нии и ра.звитии мотива.ционно-воле.вых и социа.льно-коммуника.тивных связе.й. Эти связи ха.ра.кте.ризуют субъе.ктные отноше.ния студе.нта к основным вида.м е.го де.яте.льности в обра.зова.те.льной сре.де ВУЗа. При этом проце.сс а.да.пта.ции носит инте.ра.ктивный ха.ра.кте.р: обра.зова.те.льна.я сре.да ВУЗа возде.йствуе.т на обуча.юще.гося, а обуча.ющийся а.ктивно возде.йствуе.т на сре.ду, опре.де.ле.нным обра.зом пре.обра.зуя е.е. Выде.ле.ние связе.й ра.зного типа помога.е.т глубже понять суть явле.ния, но при этом а.да.пта.ция проте.ка.е.т систе.мно, ка.к е.диный проце.сс. Проце.сс а.да.пта.ции име.е.т вре.ме.нную дина.мику, е.го эта.пы связа.ны с изме.не.ниями, происходящими ка.к в ха.ра.кте.ре уче.бно-позна.ва.те.льной де.яте.льности, та.к и на уровне личностных свойств.

К 185-летию великого русского российского ученого и гражданина России -Дмитрия Ивановича Менделеева и 150-летию его наследия -«Периодического закона для химических элементов».

К 170-летию Ивана Петровича Павлова - выдающегося русского российского

исследователя в области физиологии, первого нобелевского лауреата России.

Ме.ха.низмы а.да.пта.ции, обе.спе.чива.ющие успе.шное вхожде.ние

студе.нта в обра.зова.те.льную сре.ду, за.ключа.ются в пе.да.гогиче.ском сопровожде.нии, когда в проце.ссе а.да.пта.ции, с одной стороны, созда.ются условия для усвое.ния обучающимися норм и способов уче.бно-позна.ва.те.льной де.яте.льности, с другой — осуще.ствляе.тся изме.не.ние, пре.обра.зова.ние обра.зова.те.льной сре.ды в соотве.тствии с потре.бностями, возможностями, личностными особе.нностями студе.нта. Ме.ха.низмы де.йствуют на ра.зных уровнях, та.ких ка.к когнитивный, мотива.ционно-воле.вой, социа.льно-коммуника.тивный, обе.спе.чива.я формирова.ние и ра.звитие связе.й соответствующего типа.

Ве.дуща.я роль в проце.ссе а.да.пта.ции отводится уче.бной де.яте.льности. Формирова.ние обще.уче.бных уме.ний и на.выков, ра.звитие кре.а.тивных, диве.рге.нтных, логиче.ских ка.че.ств мышле.ния осуще.ствляе.тся в проце.ссе изуче.ния ба.зовых дисциплин.

А.да.пта.ция - проце.сс, в котором орга.низа.ция уче.бно-позна.ва.те.льной де.яте.льности студе.нта должна способствова.ть на.иболе.е полной ре.а.лиза.ции личностного поте.нциа.ла. Не.смотря на бе.зусловную сложность ба.зовых дисциплин, когда студе.нты мла.дших курсов испытыва.ют особые пробле.мы в освое.нии име.нно их, ра.скрытие и использова.ние их ра.звива.юще.го поте.нциа.ла с це.лью уче.бной а.да.пта.ции обусловлива.ют формирова.ние, стимулируют ра.звитие, обе.спе.чива.ют устойчивое функционирова.ние связе.й, опре.де.ляющих ме.сто обуча.ющихся в обра.зова.те.льной сре.де ВУЗа.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Виноградова А.А. Адаптация студентов младших курсов к обучению в ВУЗе // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. - 2008. - № 3. - С. 37-48.

2. Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Психологический словарь / В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков. - М.: Педагогика, 2007. - 811 с.

3. Карабанов А.А., Погорелко А.Н., Ильин Е.А. Использование информационных технологий в процессе адаптации студентов младших курсов // Известия Института инженерной физики. - 2010. - № 15. - С. 21-23.

4. Намазов А.К., Евсеев В.В., Кушелев С.А. Актуальные проблемы адаптации первокурсников к условиям обучения в ВУЗе. // Сборник трудов V

783

Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Стратегические направления реформирования ВУЗовской системы физической культуры» , - 2018. - С. 290-292.

5. Намазов А.К., Корягина Я.К., Кушелев С.А., Шарнин В.П. Проблема адаптации студентов первокурсников в ВУЗе // XII Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Здоровье - основа человеческого потенциала. Проблемы и пути их решения» №1, - 2017, - с. 398403.

6. Седин В.И., Леонова Е.В. Адаптация студента к обучению в ВУЗе: психологические аспекты // Высшее образование в России. - 2009. - № 7. - С. 8389.

7. Яичников И.К., Намазов А.К, Устинова О.Н. Сравнетельный анализ характеристик психофизического развития первокурсников различных категорий здоровья // Материалы научной конференции с международным участием 14-19 ноября 2016 года «Неделя науки СПбПУ. Институ Физической Культуры, Спорта и Туризма Санкт-Петербурга», - 2016, - с. 73-75.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 574.2 : 378.4

Е.Г. Поздеева, Л.И. Евсеева

ОТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ - К КУЛЬТУРЕ ЗДОРОВЬЯ: ВЗГЛЯД НА ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ

Санкт-Петербургский Политехнический Университет Петра Великого St. Petersburg Polytechnic University of Peter the Great e-mail: elepozd@mail .ru, l. evseeva@mail .ru

Резюме: Авторы подчеркивают актуальность формирования экологической культуры и культуры здоровья студенческой молодежи в условиях широкого использования электронных средств. Анализируется влияние учебного процесса на здоровье студентов. Описываются компоненты культуры здоровья, где стержневым компонентом выступает волевое отношение к здоровью. Отмечается рост популярности среди молодежи здорового образа жизни, активного досуга, отказа от вредных привычек.

Ключевые слова: экологическая культура, культура здоровья, студенты, здоровый образ жизни, окружающая среда, самооценка здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.