УДК 347.773.3:341.9
10.17072/2619-0648-2019-3-81-96
ПРОЦЕДУРА ПОДАЧИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЗАЯВКИ О РЕГИСТРАЦИИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОБРАЗЦОВ ПО ГААГСКОЙ СИСТЕМЕ
Е. И. Санникова
Магистрант юридического факультета Пермский государственный
национальный исследовательский университет 614990, Россия, г. Пермь, ул. Букирева, 15
E-mail: [email protected]
Аннотация: рассматривается процедура подачи международной заявки о регистрации промышленных образцов в соответствии с Гаагским соглашением о международной регистрации промышленных образцов 1925 года. Проанализированы характерные особенности заполнения международной заявки двумя способами: на официальном бланке по форме DM/1 и с использованием интерфейса электронной подачи E-filing на официальном сайте WIPO. Приведены список и расчет основных видов регистрационных пошлин. Автором делается вывод о преимуществах подачи международной заявки в соответствии с Гаагской системой.
Ключевые слова: промышленный образец; регистрация; Гаагская система; пошлины; международная заявка
PROCEDURE FOR FILING AN INTERNATIONAL APPLICATION FOR REGISTRATION OF INDUSTRIAL DESIGN FOR THE HAGUE SYSTEM
E. I. Sannikova
Perm State University
15, Bukirevа st., Perm, Russia, 614990
E-mail: [email protected] © Санникова Е. И., 2019
Abstract: the author of this article considers the procedure for registration of industrial design in accordance with the Hague Agreement Concerning the International Registration of Industrial Design of 1925. The article analyzed the characteristic features of filing out an international application in two ways: on the official from using the DM/1 form and using the E-filing electronic filing interface on the WIPO official website. The article provides a list and calculation of the main types of registration fees. Based on the study, the author concluded on the advantages of filing an international application in accordance with the Hague system. Keywords: industrial design; registration; Hague system; fees; International application
Гаагской системой в литературе и на практике называют систему регистрации промышленных образцов в соответствии с Гаагским соглашением о международной регистрации промышленных образцов (Hague Agreement Concerning the International Registration of Industrial Designs)1, заключенным 16 ноября 1925 года.
Гаагское соглашение служит механизмом для получения и поддержания прав на образцы и для управления этими правами в странах и на территории государств-членов межправительственных организаций, которые являются участницами Гаагского союза, путем подачи одной международной заявки в Международное бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), на основании которой выдается одна международная регистрация, имеющая силу в каждой из указанных в ней договаривающихся сторон (государствах и межправительственных организациях)2.
По состоянию на 1 июня 2019 года Гаагская система состоит из 70 участников3. Эти 70 участников Гаагского соглашения предоставляют заявителям возможность получить защиту для своих промышленных образцов на территории 115 стран. Разница между числом участников Гаагского соглашения и количеством стран, охватываемых Гаагской системой, обусловлена тем фактом, что Африканская организация интеллектуальной собственности (АОИС) и Европейский Союз, являющиеся межправительственными организациями, являются участниками Гаагского соглашения. Указывая эти межправительственные организации, заявитель имеет право искать защиты одно-
1 Гаагское соглашение о международной регистрации промышленных образцов от 6 нояб. 1925 г.
2 Hague Yearly Review 2018. International Registration of Industrial Design. Geneva: WIPO, 2018. P. 59. URL: https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/wipo_pub_930_2018.pdf (дата обращения: 30.05.2019).
3 Список договаривающихся сторон Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов 1925 года [зфиц. сайт ВОИС]. URL: https://www.wipo.int/trea-ties/ru/ShowResults.jsp?lang=ru&treaty_id=9 (дата обращения: 30.05.2019).
временно во всех их государствах-членах. В настоящее время 17 государств являются участниками Бангийского соглашения о создании АОИС от 2 марта 1977 года и, следовательно, являются членами АОИС: Бенин, Буркина-Фасо, Габон, Гвинея, Гвинея-Бисау, Камерун, Коморские Острова, Конго, Мавритания, Мали, Нигер, Республика Кот-д'Ивуар, Сенегал, Того, Центральноаф-риканская Республика, Чад, Экваториальная Гвинея4. Европейский Союз сегодня насчитывает 28 стран: Австрия, Бельгия, Болгария, Хорватия, Кипр, Чехия, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Венгрия, Ирландия, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Испания, Швеция, Великобритания5.
В настоящее время действующими являются два акта Гаагского соглашения - Гаагский акт 1960 г.6 и Женевский акт 1999 г.7 Гаагский акт и Женевский акт Гаагского соглашения являются самостоятельными Актами и полностью независимы друг от друга8.
РФ является договаривающейся стороной по Женевскому акту Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов, принятому 02 июля 1999 г.
РФ ратифицировала Женевский акт Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов посредством Федерального закона от 3 апреля 2017 г. № 55-ФЗ «О ратификации Женевского акта Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов» (далее - Федеральный закон № 55-ФЗ)9.
С целью соблюдения норм и требований российского законодательства при ратификации Женевского акта 1999 г. РФ были сделаны следующие заявления:
1. Предписанная пошлина за указание заменяется на индивидуальную пошлину за указание РФ в качестве государства, на территории которого имеет действие международная регистрация промышленного образца.
4 Список договаривающихся сторон Бангийского соглашения о создании Африканской организации интеллектуальной собственности: [официальный сайт ВОИС]. URL: https://wipolex.wipo.int/ru/treaties/parties/227 (дата обращения: 30.05.2019).
5 Official website of European Union. List of member countries of the European Union. URL: https://europa.eu/european-union/about-eu/countries_en#28members (дата обращения: 30.05.2019).
6 Гаагский акт Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов от 28 нояб. 1960 г.
7 Женевский акт Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов от 2 июля 1999 г.
8 Руководство по международной регистрации промышленных образцов. С. 15. URL: https://rupto.ru/content/uploadfiles/hague_guide.pdf (дата обращения: 30.05.2019).
9 О ратификации Женевского акта Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов: Федер. закон от 3 апр. 2017 г. № 55-ФЗ.
2. Законодательство РФ не предусматривает отсрочки публикации сведений о промышленном образце.
3. Срок для подготовки уведомления об отказе в предоставлении охраны на территории РФ составляет 12 месяцев.
4. Промышленные образцы, являющиеся объектом одной и той же заявки, должны отвечать требованию единства замысла.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1377 Гражданского кодекса РФ, заявка на выдачу патента на промышленный образец должна относиться к одному промышленному образцу или к группе промышленных образцов, связанных между собой настолько, что они образуют единый творческий замысел (требование единства промышленного образца)10.
1. Действие международной регистрации на территории начинается со дня направления ее ведомством в Международное бюро ВОИС уведомления о предоставлении охраны.
2. Запись в Международном реестре об изменении владельца международной регистрации промышленного образца не будет иметь силы, пока ее ведомство не получит соответствующих документов о передаче права.
3. Срок действия исключительного права на промышленный образец составляет 5 лет и может быть продлен на 5 лет по заявлению правообладателя, но в целом не более чем на 25 лет, считая со дня подачи заявки на международную регистрацию.
4. Срок, составляющий 1 месяц, необходимый для отправки материалов международной заявки, поданной через ведомство РФ, заменяется на срок, составляющий 6 месяцев, необходимый для проведения проверки на предмет соблюдения требований безопасности.
В связи с ратификацией РФ Женевского акта 1999 г. далее Гаагское соглашение о международной регистрации промышленных образцов 1925 г. будет рассматриваться нами с позиции положений Женевского акта.
1 января 2019 года была принята и одновременно вступила в силу Административная инструкция по применению Гаагского соглашения (далее -Административная инструкция)11, а также Общая инструкция к Акту 1999 г. и Акту 1960 г. Гаагского соглашения (далее - Общая инструкция)12.
Возможность подачи международной заявки по процедуре Гаагского соглашения не является доступной для всех. Чтобы получить право на по-
10 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая: Федер. закон от 18 дек. 2006 г. № 230-Ф3 (ред. от 23.05.2018).
11 Administrative Instruction for the Application of the Hague Agreement from January 1, 2019. URL: https://wipolex.wipo.int/ru/text/496605 (дата обращения: 30.05.2019).
12 Common Regulations Under the 1999 Act and the 1960 Act of the Hague Agreement from January 1, 2019. URL: https://wipolex.wipo.int/ru/text/496579 (дата обращения: 30.05.2019).
дачу такой заявки, заявитель должен обладать, по крайней мере, одним статусом:
1) гражданин государства, которое является договаривающейся стороной;
2) гражданин государства-члена межправительственной организации, которая является договаривающейся стороной;
3) лицо, имеющее постоянное местожительство на территории договаривающейся стороны;
4) лицо, имеющее обычное местожительство на территории договаривающейся стороны;
5) лицо, имеющее на территории договаривающейся стороны действительное и нефиктивное промышленное предприятие.
По смыслу пункта ix статьи 1 Женевского акта для целей Гаагского соглашения «лицо» означает физическое или юридическое лицо. Таким образом, на подачу международной заявки имеют право как физические лица, так и юридические лица.
Существуют два вида подачи международной заявки:
1. Прямая подача (непосредственно в Международное бюро).
При этом заявителю рекомендуется проверить, не требует ли законодательство договаривающейся стороны заявителя проведения проверки национальным ведомством на предмет соблюдения требований безопасности, вследствие чего может потребоваться непрямая подача13.
Так, постановлением Правительства РФ от 25 мая 2017 г. № 62914 внесены изменения в постановление Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 928 «О порядке проведения проверки наличия в заявках на выдачу патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец, созданные в РФ, сведений, составляющих государственную тайну». Согласно пункту 2 Постановления № 928 (в ред. от 24 декабря 2017 г.), проверке подлежат все заявки на выдачу патента на ... промышленный образец, созданные в РФ, поданные в Роспатент российскими юридическими лицами или гражданами РФ, в том числе международные заявки, поданные в Роспатент в соответствии с . Женевским актом Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов, за исключением заявок, к которым при подаче приложено заключение созданной в установленном порядке соответствующей комиссии заявителя по защите государственной тайны об отсутствии в таких заявках сведений, составляющих государственную тайну15.
13 Руководство по международной регистрации промышленных образцов. С. 23.
14 О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации: постановление правительства Рос. Федерации от 25 мая 2017 г. № 631 (ред. от 31.10.2018).
15 О порядке проведения проверки наличия в заявках на выдачу патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец, созданные в Российской Федерации, сведений, со- 85 -
2. Непрямая подача (через ведомство договаривающейся стороны заявителя).
Непрямая подача допускается, если договаривающаяся сторона заявителя не уведомила Международное бюро о том, что международные заявки не могут быть поданы через ее ведомство; если непрямая подача разрешается, ведомство договаривающейся стороны заявителя может потребовать от заявителя уплаты этому ведомству пошлины за пересылку международной заявки, поданной через него16.
Статья 5 Женевского акта 1999 г., а также правило 6, 7 и 8 Общей инструкции 2019 г. разъясняют содержание и требования к международной заявке.
Международная заявка должна быть составлена на одном из предписанных языков (п. 1 ст. 5 Женевского акта). Такими языками являются: английский, французский и испанский (п. 1 правила 6 Общей инструкции).
Международная заявка представляется на официальном бланке по форме DM/1 (п. 1 правила 7 Общей инструкции) либо посредством электронных средств связи (п. а (i) раздела 204 части 2 Административной инструкции).
Так, на веб-сайте ВОИС предусматривается подача международной заявки с использованием интерфейса электронной подачи. Для этого необходимо создать учетную запись пользователя ВОИС, которая предоставит доступ к Менеджеру портфолио E-filing (E-filing Portfolio Manager). На веб-сайте ВОИС опубликовано учебное пособие по электронной подаче международных заявок по Гаагской системе17.
Электронная подача благодаря ее простоте и наличию современных функций представляет собой более удобный, дешевый и быстрый способ подачи международной заявки.
В случае подачи заявки на бумаге заявитель заполняет бланк заявки (по форме DM/1) и отправляет его по почте или по факсу. Заявки по электронной почте не принимаются.
В официальном бланке (по форме DM/1), а также в электронной версии международной заявки предусмотрены следующие поля для заполнения.
Первое поле включает в себя данные о заявителе, к которым относятся имя, адрес, номер телефона, адрес электронной почты. Если заявителем является физическое лицо, то указанию подлежит фамилия (family name) и имя (given гате)/основное (principal name) и второе (secondary name(s) имя (име-
ставляющих государственную тайну: постановление Правительства Рос. Федерации от 24 дек. 2007 г. № 928 (ред. от 18.11.2017).
16 Руководство по международной регистрации промышленных образцов. С. 89.
17 E-Filing Workbench: The gateway to create and manage applications. URL: https://www.wipo. int/hague/en/how_to/efiling_tutorial/index.html#create (дата обращения: 30.05.2019).
на). Если заявителем является юридическое лицо, то указанию подлежит полное официальное обозначение (full official designation) (раздел 301 части 3 Административной инструкции). Для целей деловой переписки также указанию подлежат номер телефона и адрес электронной почты.
Второе поле включает в себя данные об обстоятельствах, которые явились основанием для возникновения права на подачу международной заявки. Несмотря на то, что для возникновения права на подачу международной заявки достаточно одного обстоятельства, указанного в статье 3 Женевского акта, заявителем могут быть указаны несколько обстоятельств и несколько договаривающихся сторон. При этом, если заполняется бумажная заявка, указывается полное название договаривающейся стороны, если же заполняется электронная заявка, - то двузначный буквенный код договаривающейся стороны, выбранный из раскрывающегося списка.
Третье поле включает в себя данные о договаривающейся стороне заявителя.
Четвертое поле включает в себя данные об адресе для деловой переписки. Данное поле не является обязательным для заполнения. Однако существуют случаи, при которых поле подлежит обязательному заполнению. Так, при наличии одного заявителя поле должно быть заполнено, если не назначен представитель и адрес для переписки отличается от адреса, указанного в первом поле международной заявки. При наличии нескольких заявителей поле должно быть заполнено, если не назначен представитель и адреса заявителей не совпадают.
Пятое поле включает в себя данные о представителе. Данное поле не является обязательным для заполнения. Если же представитель имеется, то данные о нем заполняются по правилам заполнения первого поля международной заявки.
Шестое поле включает в себя данные о количестве промышленных образцов, изображений промышленных образцов/натурных образцов промышленных образцов. Данное поле является обязательным для заполнения. При этом количество промышленных образцов, включенных в одну международную заявку, не может превышать сто.
В ноябре 2018 года ВОИС по итогам консультаций с проводящими экспертизу ведомствами было подготовлено Руководство по подготовке и представлению изображений для предотвращения возможных отказов проводящими экспертизу ведомствами на основании недостаточного раскрытия промышленного образца18.
18 Guidance on Preparing and Providing Reproductions in Order to Forestall Possible Refusals on the Ground of Insufficient Disclosure of an Industrial Design by Examining Offices. Geneva: WIPO,
Седьмое поле включает в себя данные о договаривающихся сторонах, на территории которых испрашивается правовая охрана. Данное поле является обязательным для заполнения. Для указания в данном поле подходит лишь договаривающаяся сторона, связанная с договаривающейся стороной заявителя каким-либо из актов - Гаагским актом 1960 г., Женевским актом 1999 г. Таблица договаривающихся сторон прилагается к официальной форме DM/1 при бумажной подаче и определяется автоматически при электронной подаче.
Крайне важно, чтобы заявитель указал при подаче международной заявки все договаривающиеся стороны, на территории которых испрашивается правовая охрана, поскольку в случае возникновения необходимости распространения правовой охраны на дополнительные договаривающиеся стороны нужно будет подавать новую международную заявку.
Восьмое поле включает в себя данные об изделии/изделиях, составляющих промышленный образец или в связи с которыми должен использоваться промышленный образец. Данное поле является обязательным для заполнения. Также указываются класс и подкласс Локарнской классификации, к которым относится этот промышленный образец.
Девятое поле включает в себя описание. Данное поле не является обязательным для заполнения. Согласно подпункту б пункта 2 статьи 5 Женевского акта, краткое описание изображения или отличительных признаков промышленного образца, являющегося объектом этой заявки, может быть по заявлению любой договаривающейся стороны стать обязательным элементом содержания международной заявки. Такой возможностью воспользовались три страны: Сирийская Арабская Республика, Румыния и РФ. Если в качестве страны, на территории которой испрашивается правовая охрана, указана РФ, Роспатент рекомендует предоставить краткое описание характерных особенностей промышленного образца. В официальной форме фМ/1) и электронной форме международной заявки указаны страны, при указании которых требуется описание.
Если описание превышает 100 слов, взимается дополнительная плата в размере 2 швейцарских франка за слово, превышающее 100 слов.
Десятое поле включает в себя описание изображений. Данное поле не является обязательным для заполнения. Поле рекомендуется для заполнения при указании США и Японии.
Одиннадцатое поле включает в себя данные о личности автора. Данное поле не является обязательным для заполнения. Однако, согласно под-
2019. URL: https://www.wipo.int/export/sites/www/hague/en/how_to/pdf/guidance.pdf (дата обращения: 30.05.2019).
пункту б пункта 2 статьи 5 Женевского акта, указание в отношении личности автора промышленного образца, являющегося объектом этой заявки, может по заявлению любой договаривающейся стороны стать обязательным элементом содержания международной заявки. Единственной страной, воспользовавшейся такой возможностью, является Румыния. Законодательством некоторых стран (Болгария, Финляндия, Гана, Венгрия, Исландия, Япония, Норвегия, Республика Корея, Румыния, РФ, Сербия, Таджикистан, Турция, США) предусмотрено обязательное указание личности автора. В официальной форме фМ/1) и электронной форме международной заявки названы страны, в отношении которых требуется указание личности автора.
Двенадцатое поле включает в себя данные о притязании. Данное поле не является обязательным для заполнения. Согласно подпункту б пункта 2 статьи 5 Женевского акта, притязание может быть по заявлению любой договаривающейся стороны стать обязательным элементом содержания международной заявки. Такой возможностью воспользовалась лишь одна страна -США. В заявлении, сделанном договаривающейся стороной, приводится точная формулировка требуемого притязания (п. 3 правила 11 Общей инструкции).
Тринадцатое поле включает в себя данные о приоритетном притязании в соответствии со статьей 4 Парижской конвенции. Согласно пункту 1 статьи 6 Женевского акта, международная заявка может содержать заявление о приоритете одной или нескольких предшествующих заявок, поданных в любой стране-участнице Парижской конвенции или стране-члене Всемирной торговой организации либо в отношении такой страны. В таблице необходимо указать наименование ведомства, в которое была подана более ранняя заявка, номер более ранней подачи, дата более ранней подачи, номер промышленного образца и др.
Национальные законы Японии и Республики Кореи требуют, чтобы приоритетный документ предоставлялся их ведомствам во всех случаях в целях поддержки притязаний на приоритет в течение трех месяцев с даты публикации международной регистрации в Бюллетене международных промышленных образцов, иначе право приоритета будет утрачено. В патентное ведомство Японии УРО) необходимо представлять оригиналы приоритетного документа, в Корейское ведомство интеллектуальной собственности (К1РО) -копии приоритетного документа. В ведомство США по патентам и товарным знакам (^РТО) предоставляется копия приоритетного документа с сопроводительным письмом с указанием заявки, на которую направлен приоритетный документ. В ведомство РФ (Роспатент) предоставляется копия приоритетного документа.
Четырнадцатое поле включает в себя данные о международных выставках. Временная защита промышленных образцов на определенных выставках может быть предоставлена в соответствии со статьей 11 Парижской конвенции. Если заявляется приоритет выставки, об этом делается отметка в международной заявке. Кроме того, указываются место проведения выставки, название выставки, дата проведения выставки, номер промышленного образца.
Пятнадцатое поле включает в себя данные о заявлении относительно исключения из-за отсутствия новизны в отношении Японии и/или Южной Кореи. Заявителем указываются промышленные образцы, в отношении которых заявляется о преимуществах исключительного режима. В Корейское ведомство интеллектуальной собственности (KIPO) подтверждающие документы предоставляются вместе с международной заявкой либо непосредственно. В Японское патентное ведомство (JPO) подтверждающие документы предоставляются непосредственно в течение тридцати дней с даты публикации международной регистрации в Бюллетене международных промышленных образцов.
Шестнадцатое поле включает в себя данные о взаимосвязи с главным промышленным образцом/главной заявкой или регистрацией в отношении Японии и/или Республики Кореи. В законодательстве Японии и Республики Кореи предусмотрен институт «аналогичного дизайна» («similar design») или «связанного дизайна» («related design»). «Аналогичный дизайн»/«связанный дизайн» и «основной дизайн» должны принадлежать одному заявителю.
Семнадцатое поле включает в себя данные о публикации международной регистрации. Международные заявки регистрируются Международным бюро в Бюллетене международных промышленных образцов. Такая публикация считается достаточной для всех договаривающихся сторон и заменяет собой другие (национальные, региональные).
Согласно пункту 1 правила 17 Общей инструкции, международная регистрация публикуется: 1) немедленно после регистрации (по просьбе заявителя), 2) немедленно после даты истечения отсрочки (если по просьбе заявителя была предоставлена отсрочка), 3) через 6 месяцев после регистрации. Таким образом, по общему правилу, публикация международной регистрации осуществляется через 6 месяцев после международной регистрации.
Рассмотрим вопрос о правовых последствиях отложенной публикации:
1) уплата пошлины за публикацию не требуется в момент подачи международной заявки. Пошлина за публикацию в этом случае уплачивается не позднее чем за 3 недели до истечения срока отсрочки (п. 3 правила 16 Общей инструкции);
2) предоставление изображений промышленного образца не требуется в момент подачи международной заявки. Достаточно предоставления натур- 90 -
ных образцов. Изображения промышленного образца в этом случае предоставляются не позднее чем за 3 месяца до истечения срока для уплаты пошлины за публикацию, т. е. не позднее чем за 3 месяца и 3 недели до истечения срока отсрочки (п. 4 правила 16 Общей инструкции).
Максимальный срок отсрочки публикации в отношении международной заявки, регулируемой Женевским актом, составляет 30 месяцев с даты подачи заявки /с даты приоритета заявки; максимальный срок отсрочки публикации в отношении международной заявки, регулируемой Гаагским актом / совместно Гаагским и Женевским актом, составляет 12 месяцев с даты подачи заявки/с даты приоритета заявки (п. 1 правила 16 Общей инструкции).
Восемнадцатое поле включает в себя данные о снижении размера индивидуальной пошлины за указание США. Данное поле не является обязательным для заполнения. Заполняется только при указании США. Разделом 41 (И) главы 35 Кодекса США и разделом 3 Закона о малом бизнесе, правилами Патентного ведомства США предусмотрена возможность снижения размера индивидуальной пошлины, если заявитель является «малым предприятием». Также разделом 123 главы 35 Кодекса США, правилами Патентного ведомства США предусмотрена возможность снижения индивидуальной пошлины, если заявитель является «микропредприятием», что подтверждается сертификатом РТО^В/15А или РТО^В/15В.
Девятнадцатое поле включает в себя данные о подписи заявителя/его представителя. Данное поле является обязательным для заполнения. Международная заявка подписывается заявителем (п. 1 правила 7 Общей инструкции). Согласно разделу 202 части 2 Административной инструкции, принимается собственноручная подпись, оттиск или штемпель; вместо собственноручной подписи может быть использована печать или способ указания, определяемый Международным бюро или согласованный Международным бюро и ведомством, в зависимости от конкретного случая.
При электронной подаче подпись заменяется на идентификацию посредством использования имени пользователи и пароля, а также адреса электронной почты.
После заполнения международной заявки, но до ее отправки в Международное бюро или ведомство договаривающейся стороны необходимо уплатить необходимые пошлины и сборы.
При подаче международных заявок уплате подлежат (п. 1 правила 12 Общей инструкции):
1) основная пошлина;
2) пошлина за публикацию;
3) стандартная пошлина за указание в отношении договаривающихся сторон, не сделавших заявление о замене стандартной пошлины на индивидуальную пошлину за указание;
4) индивидуальная пошлина за указание в отношении договаривающихся сторон, сделавших заявление о замене стандартной пошлины на индивидуальную пошлину за указание;
5) дополнительная пошлина.
Суммы пошлин указываются в Перечне пошлин и сборов, действующем с 1 января 2015 г.19, либо устанавливаются договаривающейся стороной (индивидуальные пошлины).
Рассмотрим подробнее каждый из видов пошлин и сборов.
Основная пошлина (basic fee) имеет единый размер для всех заявителей. Так, за один промышленный образец размер пошлины составляет 397 швейцарских франков (26 008,26 руб.), за каждый последующий промышленный образец, включенный в одну и ту же международную заявку, -
19 швейцарских франков (1 244,73 руб.).
Пошлина за публикацию (publication fee) за одно изображение составляет 17 швейцарских франков (1 113,70 руб.), за каждую дополнительную страницу - 150 швейцарских франков (9 826,80 руб.).
Стандартная пошлина за указание (standard designation fee) отличается в зависимости от уровня. Согласно подпункту б пункта 1 правила 12 Общей инструкции, выделяются три уровня в зависимости от проведения экспертизы ведомством договаривающейся стороны.
Первый уровень - для договаривающихся сторон, ведомство которых не проводит никакой экспертизы по существенным основаниям. Стандартная пошлина за указание в данном случае составляет 42 швейцарских франка (2 751,50 руб.) за один промышленный образец, 2 швейцарских франка (131,02 руб.) за каждый дополнительный промышленный образец.
Второй уровень - для договаривающихся сторон, ведомство которых проводит экспертизу по существенным основаниям, отличным от экспертизы по новизне. Стандартная пошлина за указание в данном случае составляет 60 швейцарских франков (3 930,72 руб.) за один промышленный образец,
20 швейцарских франков (1 310,24 руб.) за каждый дополнительный промышленный образец.
Третий уровень - для договаривающихся сторон, ведомство которых проводит экспертизу по существенным основаниям, включая экспертизу на
19 Schedule of Fees from January 1, 2015. URL: https://www.wipo.int/hague/en/fees/sched.htm (дата обращения: 30.05.2019).
новизну. Стандартная пошлина за указание в данном случае составляет 90 швейцарских франков (5 896,08 руб.) за один промышленный образец, 50 швейцарских франков (3 275,60 руб.) за каждый дополнительный промышленный образец.
Индивидуальная пошлина за указание (individual designation fee) устанавливается каждой договаривающейся стороной. Размеры индивидуальных пошлин можно узнать на сайте ВОИС20. Размер индивидуальной пошлины за указание Африканской организации интеллектуальной собственности (OAPI) составляет 83 швейцарских франка (5 438,37 руб.) за один промышленный образец, 124 швейцарских франка (8 124,79 руб.) за несколько промышленных образцов (кроме того, для заявителей наименее развитых стран (НРС) установлен льготный режим уплаты индивидуальных пошлин, уменьшающий размер индивидуальных пошлин до 10 процентов от фиксированной сум-мы21); за указание Канады - 300 швейцарских франков (19 653,60 руб.) за каждый промышленный образец; за указание Европейского Союза - 67 швейцарских франков (4 389,30 руб.) за каждый промышленный образец; за указание Японии - 665 швейцарских франков (43 565,48 руб.) за каждый промышленный образец; за указание Республики Кореи - 210 швейцарских франков (13 757,52 руб.) за каждый промышленный образец; за указание Венгрии -70 швейцарских франков (4 585,84 руб.) за один промышленный образец, 17 швейцарских франков (1 113,70 руб.) за каждый дополнительный промышленный образец; за указание Киргизии - 129 швейцарских франков (8 451,05 руб.) за один промышленный образец, 64 швейцарских франка (4 192,77 руб.) за каждый дополнительный промышленный образец; за указание Молдовы - 73 швейцарских франка (4 782,38 руб.) за один промышленный образец, 7 швейцарских франков (458,58 руб.) за каждый дополнительный промышленный образец; за указание РФ - 206 швейцарских франков (13 495,47 руб.) за один промышленный образец, 43 швейцарских франка (2 817,02 руб.) за каждый дополнительный промышленный образец; за указание США индивидуальная пошлина состоит из двух частей: стандартная сумма первой части - 908 швейцарских франков (59 484,90 руб.) /сумма для «малых предприятий» - 454 швейцарских франка (29 742,45 руб.) /сумма для «микропредприятий» - 166 швейцарских франков (10 874,99 руб.); стандартная сумма второй части - 662 швейцарских франка (43 368,94 руб.) /сумма для «малых предприятий - 331 швейцарский франк (21 684,47 руб.) /сумма
20 Individual Fees under the Hague Agreement. URL: https://www.wipo.int/hague/en/fees/individ-fee.html (дата обращения: 30.05.2019).
21 Amendment to the Common Regulations and to the Schedule of Fees. Fee Structure under the Hague Agreement. Geneva: WIPO, 2007. URL: https://www.wipo.int/edocs/hagdocs/en/2007/ha-gue_2007_10.pdf (дата обращения: 30.05.2019).
для «микропредприятий» - 166 швейцарских франков (10 874,45 руб.). Дополнительная плата взимается за превышение в описании 100 слов. Так, за каждое слово, превышающее 100, взимается плата в размере 2 швейцарских франка (130,96 руб.).
Вышеназванные пошлины подлежат уплате при подаче международной заявки. Помимо этого, существуют пошлины за производство различных процессуальных действий: продление международной регистрации, смену владельца, смену имени/адреса, выдача выписки из Международного реестра и др.
Пошлины уплачиваются непосредственно в Международное бюро, если ведомство не берет на себя сбор и пересылку таких пошлин при подаче международной заявки через ведомство договаривающейся стороны (п. 2 правила 27 Общей инструкции). Пошлины уплачиваются следующими способами (раздел 801 части 8 Административной инструкции):
- путем снятия с текущего счета, открытого в Международном бюро;
- путем перечисления на швейцарский почтовый чековый счет или на любой из конкретно указанных банковских счетов Международного бюро;
- через предоставленную Международным бюро онлайновую платежную систему.
Все платежи, производимые Международному бюро, осуществляются в швейцарской валюте. Если же уплата производится через ведомство договаривающейся стороны, ведомство может взыскивать эти пошлины в другой валюте. Однако пересылка этих пошлин ведомством в Международное бюро осуществляется в швейцарской валюте (п. 1 правила 28 Общей инструкции).
Согласно статье 17 Женевского акта, международная регистрация первоначально производится на 5 лет, считая с даты международной регистрации, впоследствии может продлеваться на дополнительные периоды по 5 лет, при этом минимальный срок охраны в каждой из договаривающихся сторон составляет 15 лет, считая с даты международной регистрации. Каждая договаривающаяся сторона направляет Генеральному директору заявление, в котором указывает максимальный срок охраны, предусмотренный законодательством данной Договаривающейся стороны.
Количество промышленных образцов, содержащихся в международных заявках, поданных в рамках Гаагской системы, выросло на 3,8% в 2017 году и достигла 19 429 промышленных образцов. Это ознаменовало 11 лет непрерывного роста по данному показателю. Однако общее количество международных заявок, поданных через Гаагскую систему, уменьшилось на 6,3% по сравнению с 2016 годом, составив 5 213 заявок в 2017 го-
ду22. По нашему мнению, данный факт обусловлен тем, что в 2015 (увеличение на 40,6%) и 2016 (35,3%) годах было подано рекордное количество международных заявок в связи с расширением Гаагской системы (присоединение Японии, Республики Кореи, США).
Наибольшее количество международных заявок в 2017 году было подано заявителями из Германии (4 261), Швейцарии (2 935), Республики Кореи (1 742), США (1 661), Франции (1 396), Италии (1 065), Японии (831), Нидерландов (807)23.
Возможностью подать международную заявку с указанием максимального количества промышленных образцов в 2017 году воспользовались лишь 8 заявителей (например, Paleohorinos Fotistika из Греции, Drylock Technologies из Бельгии). В среднем в 2017 году в одной международной заявке было указано 3,7 промышленных образцов, что выше по сравнению с показателями 2016 года (3,4)24.
Двумя компаниями из Республики Кореи в 2017 году было зарегистрировано максимальное количество промышленных образцов, это Samsung Electronics (762 промышленных образцов) и LG Electronics (668 промышленных образцов). Fonkel Meubelmarketing из Нидерландов зарегистрировали 490 промышленных образцов, Procter&Gamble из США - 488 промышленных образцов, Volkswagen из Германии - 368 промышленных образцов25.
По мнению ведущего научного сотрудника Федерального института промышленной собственности Г. А. Негуляева, основное преимущество Гаагского соглашения состоит в том, что заявителям предоставляется возможность получения охраны на промышленные образцы в нескольких странах-участницах Гаагского соглашения путем подачи в Международное бюро ВОИС в Женеве одной международной заявки, заменяющей целую серию национальных заявок26.
Другим преимуществом международной регистрации, по мнению Г.А. Негуляева, является осуществление последующего контроля и управления правами полученной охраны (продления срока охраны, изменения объема охраны в отношении числа заявленных промышленных образцов и указанных стран, изменений данных владельца (имени, адреса) в международном реестре27). Благодаря Гаагской системе для осуществления контроля и
22 Hague Yearly Review 2018. International Registration of Industrial Designs. P. 7.
23 Ibid. P. 16.
24 Ibid. P. 8.
25 Ibid.
26 Негуляев Г.А. Гаагская система международной регистрации промышленных образцов -эффективный способ зарубежного патентования // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2017. № 8. С. 50.
27 Там же. С. 51.
управления необходим один процедурный шаг - подача в Международное бюро ВОИС соответствующего ходатайства.
Кроме того, Гаагская система выгодна не только заявителям международных заявок и владельцам международной регистрации, но и Договаривающимся странам. Так, в рамках процедуры подачи международных заявок большинство функций выполняется Международным бюро ВОИС (формальная экспертиза, ведение Реестра международных регистраций, публикация Бюллетеня промышленных образцов, внесение изменений, осуществление продлений и др.). На ведомствах договаривающихся сторон лежит лишь обязанность по проведению экспертизы по существу промышленных образцов в соответствии с нормами и требованиями национального законодательства.
Таким образом, Гаагская система международной регистрации промышленных образцов возникла в связи с необходимостью обеспечения простоты и экономии средств. С ее помощью владельцы образцов в любой договаривающейся стороне могут получить охрану своих промышленных образцов при соблюдении минимальных формальностей и с минимальными расходами. В частности, они освобождаются от необходимости подавать отдельную национальную заявку в каждой договаривающейся стороне, в которой они испрашивают охрану и избегают сложностей в связи с используемыми в разных государствах разных процедур и языков.
Библиографический список
Негуляев Г. А. Гаагская система международной регистрации промышленных образцов - эффективный способ зарубежного патентования // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2017. № 8.
Информация для цитирования
^ Санникова Е. И. Процедура подачи международной заявки о регистрации промышленных образцов по гаагской системе // Ex jure. 2019. № 3. C. 81-96. DOI: 10.17072/ 2619-0648-2019-3-81-96. Sannikova E. I. Procedure for Filing an International Application for Registration of Industrial Design for the Hague System. Ex jure. 2019. № 3. Pр. 81-96. (In Russ.). DOI: 10.17072/ 2619-0648-2019-3-81-96.
S3
W