http://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-biznes-modeli-kak-instrument-sozdaniya-konkurentnyh-preimuschestv-predpriyatiy
7. Маркова В.Д. Бизнес-модель: сущность и инновационная составляющая //НЭБ «КИБЕРЛЕНИНКА». 2015. №5 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/biznes-model-suschnost-i-innovatsionnaya-sostavlyayuschaya
8. Harvard Business Review Обновление бизнес-модели [Электронный ресурс] URL : http : //hbr-russia.ru/management/strategiya/a9780/
УДК 658.72
Скарюкина А.В. студент магистратуры 3 курса направление подготовки 27.04.02 Управление качеством
Клименкова М. С., к. э.н.
доцент
кафедра Экономики и инновационного предпринимательства Московский технологический университет (МИРЭА)
Россия, г. Москва
ПРОЦЕДУРА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК
Аннотация:
Статья посвящена вопросам осуществления закупок для государственных нужд. В статье рассматривается процедура планирования закупок. В статье выделены нововведения относительно способов осуществления закупок. Приведены разграничения оснований для использования каждого из возможных способов, что позволит заказчику выбирать наиболее подходящую процедуру закупки, повышая тем самым эффективность всего закупочного процесса.
Ключевые слова: закупка, план закупки, план-график, открытый / закрытый конкурс, открытый / закрытый конкурс с ограниченным участием, открытый / закрытый двухэтапный конкурс, электронный аукцион, закрытый аукцион, запрос котировок, закупка у единственного поставщика.
Skaryukina A. V.
master
3 course, direction of preparation 27.04.02 Quality management, Moscow
technological university (MIREA) Russia, Moscow
Klimenkova M.S., Candidate of Economic Sciences associate professor of Economy and innovative business Moscow technological university (MIREA)
Russia, Moscow
PROCEDURE OF IMPLEMENTATION OF GOVERNMENT
PROCUREMENT
Summary:
Article is devoted to questions of implementation of government procurement. In article is considered the procedure of planning ofpurchases. In article are allocated innovations concerning ways of implementation of purchases. Differentiations of the bases for use of each of possible ways are given that will allow the customer to choose the most suitable procurement procedure, increasing thereby efficiency of all purchasing process.
Keywords: purchase, the plan of purchase, the scheduled plan, the opened / closed competition, the opened / closed competition with limited participation, the opened / closed two-stage competition, an electronic auction, a sealed-bid auction, request for quotation, purchase at the only supplier.
Проведение закупки для нужд учреждений осуществляется на основании утвержденного и размещенного в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (официальный сайт) плана закупки товаров, работ, услуг. [1]
Формирование плана закупки для нужд учреждений, а также его размещение на официальном сайте осуществляется заказчиком в соответствии с требованиями, установленными постановлениями Правительства РФ от 17.09.2012 г. № 932 «Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана» и от 10.09.2012 г. № 908 «Об утверждении Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке».[2]
План закупки для нужд учреждений является основным плановым документом в сфере закупок. План закупки утверждается заказчиком на срок не менее чем на один год, за исключением случаев, указанных в п. 6 Положения о закупке, с поквартальной разбивкой.
Планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения:
1) планов закупок;
2) планов-графиков.
В планы закупок включаются:
1) идентификационный код закупки;
2) цель осуществления закупки;
3) наименование объекта и наименования объектов закупки;
4) объем финансового обеспечения для осуществления закупки;
5) сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок;
6) обоснование закупки;
7) информация о закупках товаров, работ, услуг;
8) информация об обязательном общественном обсуждении закупки товара, работы или услуги.
Правительством РФ, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями может быть определена дополнительная информация, включаемая в планы закупок для обеспечения соответственно федеральных нужд, нужд субъектов РФ и муниципальных нужд.
Планы закупок для нужд учреждений подлежат изменению при необходимости.
План закупок для нужд учреждений формируется бюджетным учреждением при планировании финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения и утверждается в течение десяти рабочих дней после утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения.
Утвержденный план закупок для нужд учреждений подлежит размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней со дня утверждения или изменения такого плана, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.
Заказчики также вправе размещать планы закупок на своих сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при их наличии), а также опубликовывать в любых печатных изданиях.
Планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок. Планы-графики формируются заказчиками в соответствии с планами закупок. В план-график включается следующая информация в отношении каждой закупки:
1) идентификационный код закупки;
2) наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта, количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, начальная цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком, обоснование закупки, размер аванса, этапы оплаты;
3) дополнительные требования к участникам закупки и обоснование таких требований;
4) способ определения поставщика и обоснование выбора этого способа;
5) дата начала закупки;
6) информация о размере предоставляемых обеспечения соответствующей заявки участника закупки и обеспечения исполнения контракта;
7) информация о применении критерия стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта при определении поставщика;
8) информация о банковском сопровождении контракта.
План-график разрабатывается ежегодно на один год и утверждается заказчиком в течение 10 рабочих дней после получения им объема прав в денежном выражении на принятие и исполнение обязательств или утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности.
План-график подлежит изменению заказчиком в случае внесения изменения в план закупок, но не позднее, чем за десять дней до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика закрытым способом.
С 1 января 2014 г. закупочная деятельность государственных и муниципальных заказчиков осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». [4] Новая контрактная система представляет собой сложный и объемный механизм, охватывающий весь закупочный цикл, начиная от планирования и подготовки к закупке и до исполнения обязательств по контракту и аудита в сфере закупок. Благодаря новым возможностям, заказчик сможет наладить бизнес-процесс закупочной деятельности и повысить ее эффективность.
Одновременно со всеми изменениями, нововведения затронули и перечень способов осуществления закупок. В соответствии с новым 44-ФЗ содержание закупок стало более детальным, а указание на выбор способа их проведения более конкретным. Перечень их также значительно преобразовался и позволяет заказчику выбирать способ закупки из более широкого списка:
1. Конкурентные способы:
- открытый / закрытый конкурс;
- открытый / закрытый конкурс с ограниченным участием;
- открытый / закрытый двухэтапный конкурс;
- электронный аукцион;
- закрытый аукцион;
- запрос котировок;
- запрос предложений.
2. Закупка у единственного поставщика.
Открытый конкурс.
Под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Для проведения открытого конкурса для нужд учреждений заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию. Для разработки
конкурсной документации заказчик вправе привлекать на основе контракта специализированную организацию.
Изменения в проведении открытого конкурса касаются, например, того, что этапы рассмотрения и оценки заявок объединены в один, они оформляются одним протоколом.
Открытый конкурс с ограниченным участием.
По нормам 44-ФЗ под процедурой открытого конкурса подразумеваются торги, информация о которых сообщается неограниченному количеству участников и победителем которых признается лицо, предложившее лучшие условия исполнения контракта.
Открытый конкурс с ограниченным участием - это разновидность конкурса, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц. Главное отличие такой процедуры заключается в необходимости предквалификационного отбора участников. Извещение о проведении процедуры публикуется в ЕИС не более чем за двадцать дней до даты ее проведения. Срок предквалификационного отбора не превышает десяти дней с момента вскрытия конвертов или открытия доступа к электронным заявкам. Рассмотрение и оценка заявок составляет не более десяти дней с момента проведения предквалификационного отбора.
Схема проведения открытого конкурса с ограниченным участием для нужд учреждений указана на рисунке 1.
Размещение Прием Предквалификационный Рассмотрение Объявление
документации заявок отбор и оценка заявок результатов
Рисунок 1 - Схема проведения открытого конкурса с ограниченным участием для нужд учреждений
Открытый двухэтапный конкурс.
Законом № 44-ФЗ вводится новое понятие - двухэтапный конкурс. Под открытым двухэтапным конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц, а победителем признается участник, принявший участие в проведении обоих этапов конкурса и предложивший лучшие условия исполнения контракта.
Извещение о проведении процедуры публикуется в ЕИС не более чем за двадцать дней до даты ее проведения. Срок проведения первого этапа составляет не более двадцати дней с момента вскрытия конвертов или открытия доступа к электронным заявкам. Срок проведения второго этапа -не более чем двадцать дней с момента подачи заявок. [3]
Важной особенностью двухэтапного конкурса для нужд учреждений является:
1. Возможность уточнения характеристик объекта закупки и критериев
оценки заявок в ходе его проведения.
2. Проведение такой процедуры в два этапа.
На первом этапе проведения участники подают предварительные заявки без указания конкретной цены и без предоставления обеспечения. Заказчик рассматривает заявки, и после завершения первого этапа может уточнить любое требование к функциональным, техническим, качественным или эксплуатационным характеристикам объекта закупок. После этого, всем участникам сообщаются внесенные изменения и сведения публикуются в единой информационной системе.
На втором этапе проведения участники, заявившие себя на первом этапе конкурса, подают заявки на участие с указанием цены, в соответствии с внесенными изменениями.
Закрытые процедуры проведения закупок.
Закрытые способы определения поставщиков - это процедуры, при которых информация и документация о закупке направляется ограниченному кругу лиц, способных выполнить или поставить необходимые работы, услуги и товары.
Закрытые способы закупки для нужд учреждений применяются только в случае:
1. Закупки товаров, работ и услуг для нужд РФ, если сведения о таких нуждах являются государственной тайной.
2. Закупки товаров, работ и услуг, составляющих государственную тайну, и сведения о которой содержатся в документации о закупке.
3. Закупки услуг:
- по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов;
- по страхованию, транспортировке, охране музейных предметов и музейных коллекций;
- по страхованию редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и передаваемых во временное владение и пользование, в том числе в связи с проведением выставок;
- закупки услуг по уборке помещений и услуг водителей для деятельности судей и судебных приставов.
Отличительными чертами закрытых процедур для нужд учреждений являются:
- ограничение круга участников;
- протоколы предквалификационного отбора и рассмотрения заявок не публикуются в единой информационной системе;
- не ведется аудио- и видеозапись.
Закрытый двухэтапный конкурс.
Закрытый двухэтапный конкурс - это конкурс, при котором информация о проведении процедуры и конкурсная документация
направляются заказчиком ограниченному кругу лиц, способных осуществить поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, в случаях, при которых применяются закрытые виды закупок. Извещение о проведении процедуры публикуется в ЕИС не более чем за тридцать дней до даты ее проведения.
Закрытый двухэтапный конкурс для нужд учреждений проводится в два этапа и победителем становится участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта по результатам второго этапа конкурса.
К первому этапу проведения можно отнести подачу заявок на участие в конкурсе, без указания стоимости товара или работ. На втором этапе проведения участники направляют заявки с указанием цены.
Закрытый конкурс с ограниченным участием.
При проведении закрытого конкурса с ограниченным участием для нужд учреждений информация о закупке направляется ограниченному кругу лиц, отвечающих требованиям заказчика. Победителем такой процедуры признается участник, прошедший предквалификационный отбор и предложивший лучшие условия исполнения контракта.
Извещение о проведении процедуры публикуется в ЕИС не более чем за тридцать дней до даты ее проведения.
Таким образом, проведение закрытого конкурса с ограниченным участием для нужд учреждений осуществляется в соответствии с нормами закона об открытом конкурсе с ограниченным участием (ст.56 Закона № 44-ФЗ) и положениями о проведении закрытой процедуре определения поставщиков (ст.84 Закона № 44-ФЗ).
Схема проведения закрытого конкурса с ограниченным участием для нужд учреждений представлена на рисунке 2.
Рассыпка Прием Предквалификационный Рассмотрение Объявление
приглашений заявок отбор и оценка заявок результатов
(первый пал)
Рисунок 2 - Схема проведения закрытого конкурса с ограниченным участием для нужд учреждений
Электронный аукцион.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Заказчик обязан проводить электронный аукцион, если
осуществляются закупки товаров, работ, услуг в случае:
- включенных в перечень, установленный Правительством РФ (Распоряжение Правительства РФ от 31.10.2013 г. № 2019-р) [6];
- либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта РФ, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона.
Аукцион в электронной форме проводится на электронной площадке. Правительством РФ утверждены пять электронных площадок:
- ЗАО «Сбербанк- АСТ»;
- ОАО «Единая электронная торговая площадка»;
- ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан»;
- ЗАО «Электронные торговые системы» (ЭТП ММВБ);
- ОАО «РТС-тендер».
Для участия в аукционе в электронной форме участнику потребуется электронная подпись и аккредитация на электронной площадке. [5]
Закупки способом запроса котировок.
Под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.
Единственный критерий оценки котировочных заявок - цена. Сначала заявки рассматриваются на предмет соответствия условиям извещения. По итогам рассмотрения возможно отклонение по двум причинам:
- несоответствие требованиям, изложенным в извещении;
- превышение максимальной цены закупки. Среди допущенных участников определяются победитель и участник, предложивший лучшую после победителя цену.
Слабым местом запроса котировок является потенциальная возможность заинтересованных лиц влиять на исход закупки, т.к. все предложенные цены известны организаторам до окончания срока приема заявок.
Запрос предложений.
Запрос предложений - абсолютно новый термин в Законе № 44-ФЗ, характеризующий способ определения поставщика, при котором информация о планируемой закупке товара, работы или услуги сообщается
неограниченному кругу лиц.
Одно из положительных отличий запроса предложений заключается в сроках его проведения. Документация о проведении процедуры размещается в ЕИС не более чем за пять дней до даты ее проведения. Кроме того заказчик может самостоятельно разослать приглашения к участию в процедуре лицам, способным выполнить условия контракта. Заявки на участие рассматриваются в день, указанный в извещении, а окончательные заявки подаются участниками уже на следующий рабочий день. Можно сделать вывод о том, что процесс проведения запроса предложений напоминает процедуру проведения конкурса, но запрос предложений проходит в более короткие сроки.
Важной отличительной чертой запроса предложений для нужд учреждений является невозможность отмены проведения и внесения изменений в извещение и документацию.
Закупка у единственного источника - неконкурентный способ закупки, при которой организатор закупки направляет предложение о заключении договора конкретному поставщику либо принимает предложение о заключении договора от одного поставщика без рассмотрения конкурирующих предложений.
При осуществлении закупки у единственного поставщика для нужд учреждений заказчик размещает в ЕИС извещение об осуществлении такой закупки не позднее, чем за 5 дней до даты заключения контракта. Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика не требуется, если сведения о ней составляют государственную тайну. При осуществлении закупки у единственного поставщика заказчик обязан уведомить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок о такой закупке.
В случае осуществления закупки у единственного поставщика для нужд учреждений для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика, а также цену контракта и иные существенные условия контракта.
Таким образом, в новых процедурах довольно точно проводится разграничение оснований для использования каждого из возможных способов. Это позволит заказчику выбирать наиболее подходящую процедуру закупки, повышая тем самым эффективность всего закупочного процесса. Помимо этого, используя данные процедуры, заказчик сможет развивать конкуренцию и в итоге получить товар, работу или услугу наилучшего качества по лучшей цене.
Использованные источники:
1. Кузнецов К. В. Настольная книга поставщика и закупщика: торги, конкурсы, тендеры. - М.: Альпина Паблишер, 2013. - 339 с.
2. Об утверждении Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке: Постановление Правительства РФ от
10.09.2012 г. № 908 // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 38. - Ст. 5120.
3. Нестерович Н. Развитие рынка государственных закупок в России // Экономика и жизнь. - 2014. - № 14. - С. 25-29.
4. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 08.04.2013. № 14. Ст. 1652.
5. Студенцов В. Государственные закупки. Масштаб, структура, регулирование // Риск. - 2015. - № 2-3. - С. 22-26.
6. О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион): Распоряжение Правительства РФ от 31.10.2013 г. № 2019-р // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 45. - Ст. 5861.
УДК 339.138
Спирина Н.А.,
доцент
кафедра экономической теории Уральский институт управления - филиал РАНХиГС
Россия, г. Екатеринбург К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИИ БРЕНДОВ
Аннотация: в статье представлены основные подходы к классификации брендов по следующим признакам: по типу объектов, по способу позиционирования и по форме суббрендинга. Автором предпринята попытка описать различные виды брендов с целью более глубокого понимания сущности брендинга и особенностей управления брендами.
Ключевые слова: бренд, брендинг, классификация брендов, суббренд, позиционирование бренда.
Spirina.N.A.
Candidate of Science (Economics), Associate Professor, Department of Economic Theory of the Ural Institute of Management - branch of RANEPA
Ekaterinburg
ON THE QUESTION OF BRANDS' CLASSIFICATION
Abstract: the article presents the main approaches to the classification of brands by the following features: by type of objects, by the way ofpositioning and by the form of sub-branding. The author attempts to describe the different kinds of brands in order to a better understanding of the essence of branding and brand management features.
Key words: brand, branding, brands' classification, sub-brands, brand positioning.
Эффективное развитие в современной высококонкурентной среде