Научная статья на тему 'Процедура индикативного управления предприятиями пищевой промышленности'

Процедура индикативного управления предприятиями пищевой промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
127
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНДИКАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ИНФОРМАТИВНОСТЬ / INDICATIVE MANAGEMENT / TEORETIKO-METHODICAL APPROACHES / ADMINISTRATIVE DECISIONS / FORECASTING / INFORMATIONAL CONTENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Брякина А. В., Алехина Д.

Целью совершенствования теоретико-методических подходов к индикативному управлению является повышение эффективности разработки и принятия управленческих решений, основывающихся на анализе фактических и прогнозных значений индикаторов и способствующих развитию предприятий пищевой промышленности в приоритетных для них направлениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The purpose of improvement of teoretiko-methodical approaches to indicative management is increase of efficiency of development and the adoption of the administrative decisions which are based on the analysis of the actual and expected values of indicators and promoting development of the enterprises of the food industry in the directions, priority for them.

Текст научной работы на тему «Процедура индикативного управления предприятиями пищевой промышленности»

инициирование разработки связанных между собой н стратегически обоснованных программ и проектов, обеспечивающих устойчивое развитие кластера [1, с. 7].

Проблема большинства кластеров, в том числе созданных в Воронежской области, заключается в том. что из-за отсутствия мотивированной потребности в кластеризации со стороны агентов-провокаторов создаваемые объединения в полной мере не соответствуют содержанию кластеров, а представляют собой гибрид технопарков и инвестиционных проектов, реализуемых якорными участниками. Вместе с тем развитие кластерных инициатив является естественным эволюционным процессом, что позволяет прогнозировать становление в регионе эффективных структур кластерного типа. Основанием прогнозировать эффективное формирование научно-производственных кластеров является то, что в рамках кластера предприятия не только сотрудничают, но и конкурируют. что соответствует концепции «coopetition» (конкуренция и сотрудничество) и позволяет сочетать преимущества частной инициативы, стремления к развитию, возникающих в результате конкурентной борьбы и кооперации, снижающей издержки.

Список литературы:

1. Сепик Д. Индикаторы конкурентоспособности регионов: европейский подход /Д. Сепик // Регион: экономика и социология. 2005. № 2.

2. Симонова J1.M. Конкуренция регионов в условиях глобализации: кластерный подход / JI. М. Симонова // Вестник Тюменского гос. университета. - 2009. - № 4. - С. 240-246.

3. Сироткина Н.В. Стратегическое управление отраслевыми холдингами / Н.В. Сироткина, С.И. Карпачев. - Воронеж: ИПЦ «Научная книга». 2010. - 224 с.

4. Сироткина Н.В. Кластеризация как перспективное направление повышения конкурентоспособности региональной экономики / Н. В. Сироткина, Е. А. Ланских // Транспортное дело России. - 2011, № 2 (87). - С. 37-40.

Брякина A.B., Алехина Д.

ПРОЦЕДУРА ИНДИКАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Ф-л Российского государственного социального университета в г. Воронеже

Ключевые слова: индикативное управление. теоретико-методические подходы, управленческие решения, прогнозирование, информативность

Keywords: indicative management, teoretiko-methodical approaches, administrative decisions, forecasting, informational content

Аннотация: Целью совершенствования теоретико-методических подходов к индикативному управлению является повышение эффективности разработки и принятия управленческих решений, основывающихся на анализе фактических и прогнозных значений индикаторов и способствующих развитию предприятий пищевой промышленности в приоритетных для них направлениях.

Abstract: The purpose of improvement of teoretiko-methodical approaches to indicative management is increase of efficiency of development and the adoption of the administrative decisions which are based on the analysis of the actual and expected values of indicators and promoting development of the enterprises of the food industry in the directions, priority for them.

В условиях конкурентной среды, эффективность разработки в реализации управленческих решений зависит от оперативности управленческой деятельности менеджеров. Индикаторы управления обладают целым рядом сравнительных преимуществ, таких как наглядность, сопоставимость и информативность, позволяющих принимать управленческие решения более оперативно и, следовательно, эффективно.

Не ставя перед собой цели трансформировать методику (технологию) расчета индикаторов, в ходе исследования было проведено содержательное совершенствование системы индикаторов управления и разработана процедура индикативного управления предприятиями пищевой промышленности, включающая в себя следующие этапы:

1. Постановочный, предполагающий использование аксиоматического подхода, позволяющего рассматривать способ расчета индикаторов как цепных индексов в качестве исходного положения.

2. Выделение приоритетных направлений развития предприятий пищевой промышленности. В ходе исследования на основе экспертного оценивания было установлено, что приоритетными направлениями менеджмента промышленных предприятий являются: управление качеством бизнес процессов (УКБП). управление

человеческими ресурсами (УЧР), управление интеграционными процессами (УИП), управление инновационной деятельностью (УИД).

3. Определение функционального содержания менеджмента предприятий пищевой промышленности. Отвечая содержательным требованиям, предъявляемым к управленческой деятельности, индикативное управление находит свою реализацию в следующих функциях: планирование и организация производственного процесса, мотивация человеческих ресурсов к производительному труду, контроль достижения целей и решения, стоящих перед предприятием задач.

4. Визуализация взаимозависимости функционального содержания индикативного управления и приоритетных направлений развития предприятий пищевой промышленности в виде матрицы, содержащей в себе соответствующие индикаторы управления (табл. 2.2) [1, с.43].

5. Расчет численных значений индикаторов управления по совокупности исследуемых предприятий.

6. Балльная оценка индикаторов управления в соответствии со шкалой, позволяющей дифференцировать степень и направленность динамических изменений значений индикаторов.

Балльное оценивание проводилось согласно разработанной А. А. Рублевской шкалы, в соответствии с которой позитивное или негативное приращение или сокращение значения индикатора в исследуемом периоде по сравнению с предыдущим оценивается от 1 до 10 баллов, в зависимости от динамики изменения, отсутствие изменений численных значений индикаторов - не оценивается (0 баллов) (табл.1).

Таблица 1 - Шкала балльного оценивания приращений значений индикаторов управление интеграционными процессами_

Приращение1

индикатора, %

Оценка, баллов

В соответствии с указанной шкалой значения индикаторов, отражающие позитивное или негативное изменение лежащих в их основе показателей, было оценено в баллах, полученные баллы -просуммированы и вычислены итоговые балльные оценки. Расчет итоговой балльной оценки (ИБО), характеризующей приращение (убывание) значения индикатора, как частного от деления суммы балльных оценок (БО) на произведение максимальной величины балльной оценки и количества наблюдений:

мгл Ъбо

где и - количество индикаторов, оцененных в баллах: j -порядковый номер индикатора (¡=1, ...,25).

7. Разработка сценариев поведения предприятий пищевой промышленности в зависимости от значения полученной ими итоговой балльной оценки.

На основе кластерного анализа в работе была проведена группировка предприятий пищевой промышленности в зависимости от полученных ими значений индикаторов и итоговых балльных оценок. Расположенные в Воронежской области предприятия пищевой промышленности были разделены на 7 групп в зависимости от близости значений полученных ими итоговых балльных оценок индикаторов (табл. 2).

Таблица 2 - Описания кластеров по состоянию на 2012 г.

№ Описание группирующих характеристик Предприятия, составляющие кластер (количество предприятий)

1 Лидеры рынка «Молвест», «Бунге», «Эфко» (3)

2 Предприятия, активно продвигающие свою продукцию на рынок ЗРМ «Новохоперский», мукомольный комбинат «Воронежский» (2)

3 Предприятия, продвигающие продукцию среднего качества по низким ценам МК «Калачеевский», хлебозавод № 2, «Золотой колос» (5)

окончание таблицы 2

4 Не стабильно присутствующие на рынке предприятия КМ «Воронежский», «Апротек» (2)

5 Предприятия, выпускающие популярные ассортиментные единицы Сырзавод «Калачеевский», ЛВЗ «Бутурлиновский», «Россошьмолоко», хлебозавод № 1. КМ «Сагуновский» (5)

6 Производители одной популярной ассортиментной единицы Консервный завод «Давыдовский», «Острогожскмолоко» (3)

7 Региональные лидеры, не получившие широкого распространения КМ «Лискинский», хлебозавод «Тобус» (3)

Различия в группах были найдены с помощью матрицы расстояний между кластерами (табл. 3).

Таблица 3 - Отличия в оценках между группами индикаторов

Кластеры 2 3 4 5 6 7

Отличия в оценках

между кластером лидеров(1) 1,055 2,03 2,68 4,17 6,46 7,24

О достоверности полученного распределения свидетельствует выполнение условия соотношения эквивалентности. Для каждой группы были разработаны универсальные, не зависящие от характера выпускаемой предприятием готовой продукции, рекомендации, позволяющие сочетать в управленческой практике методы и инструменты индикативного управления (ИУ). Комплексная и последовательная реализация представленных в табл. 2 сценариев позволит предприятиям-аутсайдерам повысить свою результативность и перейти в кластер более устойчивых предприятий, а предприятиям-лидерам - укрепить свои конкурентные позиции.

8. Интерпретация полученных результатов.

Полученная с помощью кластерного анализа группировка предприятий пищевой промышленности является намного более достоверной, чем распределение с помощью портфельных моделей, так как позволяет широко интерпретировать результаты в зависимости от целей исследования. Так, проведя оценку наиболее значимых

параметров функционирования перерабатывающих предприятий, полученные кластеры были расположены по убыванию величины итоговой балльной оценки и проранжированы следующим образом: (1) - лидеры рынка; (2) - предприятия, активно продвигающие свою продукцию; (3) - предприятия, продвигающие продукцию среднего качества по низким ценам; (4) - не стабильно присутствующие на рынке предприятия; (5) - предприятия, выпускающие популярные ассортиментные единицы; (6) - производители одной популярной ассортиментной единицы; (7) региональные лидеры, не получившие широкого распространения.

9. Прогнозирование состояния предприятия на рынке выпускаемой продукции.

Рыночная устойчивость и экономическая эффективность функционирования предприятий пищевой промышленности зависит от того, насколько уникальными являются методы и инструменты управления ими.

В ходе исследования был нами было найдено расстояние между кластерами (табл. 4).

Таблица 4 - Матрица расстояний между объектами

1 2 3 4 5 6 7

1 0,000 1,222 2,072 2,224 3,540 2,142 1,270

2 0,000 1,864 1.088 1.855 1,311 1.438

3 0,000 1.000 5,396 3,184 1,866

4 0,000 2,500 1,208 2,750

5 0,000 1,855 5,950

6 0,000 2,605

7 0,000

Как видно из табл. 4, расстояния между кластером лидеров и остальными кластерами увеличивается не последовательно. Фактически только один кластер близок к лидерам (4), а расстояние с остальными намного больше. Это означает, что в будущем большая часть рынка будет поделена между 10-12 предприятиями.

Предлагаемый нами подход к прогнозированию изменения положения предприятия на рынке носит аналитический характер, так как статистические методы прогнозирования на данном этапе не использовались, что позволило нам получить не конкретные значения каких-либо факторов, а заключения о направлениях изменений.

Анализ полученных кластеров позволяет прогнозировать следующие изменения. Наименее устойчивыми представляются кластеры (2). объединяющие развивающиеся предприятия, которые с одинаковой вероятностью могут оказаться в числе лидеров и аутсайдеров, (6), выпускающие не достаточное количество ассортиментных единиц продукции и (4). отличающиеся несовершенными каналами распределения продукции. Высказанная гипотеза была подтверждена в ходе построения треугольной матрицы распределения расстояний между кластерами.

Получение прогнозных оценок является заключительным этапом процедуры индикативного управления предприятиями пищевой промышленности. Рассмотренная процедура носит преимущественно аналитический характер, что в полной мере соответствует содержанию индикативного управления, так как позволяет получить не только значения каких-либо факторов, но и заключения о направлениях изменений.

Список литературы:

1. Рублевская A.A. Формирование и функционирование интегрированных хозяйственных образований пищевой промышелнности /A.A. Рублевская. Дисс....кандидата экономических наук по специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами - промышленность». - Воронеж. - 2013. -192 с. - С. 91-92.

Гапонова С.Н., Давыдова Е.Ю., Салманов» Ю.М.

АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ЗАЁМЩИКА

Воронежский государственный университет инженерных технологий, Воронежский экономико-правовой институт, Филиал Российского государственного социального университета в г. Воронеже

Ключевые слова: финансовое состояние, кредитные ресурсы, инвестиционная активность, денежные средства, процентные ставки

Keywords: financial state, credit resources, investment activity, money, interest rates

Аннотация: В настоящее время, несмотря на высокие потребности реального сектора в кредитных ресурсах, отечественные кредитные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.