Научная статья на тему 'Процедура формирования стратегии менеджмента в контексте управления предприятием услуг сотовой связи в экономике России'

Процедура формирования стратегии менеджмента в контексте управления предприятием услуг сотовой связи в экономике России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
109
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИЯТИЕ СОТОВОЙ СВЯЗИ / КОНКУРЕНЦИЯ / ПРОЦЕДУРА / ENTERPRISE OF CELLULAR COMMUNICATION / COMPETITION / PROCEDURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пахомова Ю.В.

В статье рассмотрены факторы конкурентоспособности предприятия сотовой связи, представлено долгосрочное и краткосрочное прогнозирование, предложена процедура формирования стратегии менеджмента, разработан алгоритм формирования стратегии менеджмента предприятия сотовой связи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROCEDURE OF FORMATION OF STRATEGY MANAGEMENT IN THE CONTEXT BUSINESS RANNING OF CELLULAR COMMUNICATION IN ECONOMY OF RUSSIA

The article is devoted to factors of competitiveness of the enterprise of cellular communication, long-term and short-term forecasting is presented, management strategy formation procedure is offered, the algorithm of formation of strategy of management of the cellular communication enterprise is developed

Текст научной работы на тему «Процедура формирования стратегии менеджмента в контексте управления предприятием услуг сотовой связи в экономике России»

УДК 338.244

ПРОЦЕДУРА ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ МЕНЕДЖМЕНТА В КОНТЕКСТЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ УСЛУГ СОТОВОЙ СВЯЗИ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

Ю.В. Пахомова

В статье рассмотрены факторы конкурентоспособности предприятия сотовой связи, представлено долгосрочное и краткосрочное прогнозирование, предложена процедура формирования стратегии менеджмента, разработан алгоритм формирования стратегии менеджмента предприятия сотовой связи

Ключевые слова: предприятие сотовой связи, конкуренция, процедура

Каждое предприятие, в том числе и предприятие услуг сотовой связи, для обеспечения стабильной работы в будущем, должно иметь четко определенные цели. Наиболее эффективной системой менеджмента является система стратегического менеджмента, которая требует от руководителей понимания сущности стратегии, использования приемов и методов стратегического менеджмента, разработки стратегических планов.

Отсюда, стратегия должна изменяться и приспосабливаться к изменению условий, как внешней, так и внутренней среды.

Конкуренция оказывает влияние на многие сегменты рынка, в которых осуществляют функционирование предприятия сотовой связи. Формирование или выбор стратегий развития предприятия услуг сотовой связи происходит исходя из характера конкурентных воздействий. Экономическая политика предприятия услуг сотовой связи строится с учетом выбранной стратегии.

Факторы, влияющие на отраслевую конкуренцию:

- рыночная власть продавцов;

- рыночная власть потребителей;

- новые участники рынка;

- появление новых товаров;

- появление новых услуг;

- стремление предприятия услуг сотовой связи к выгодному конкурентному положению.

Предприятия услуг сотовой связи, функционирующие на рыночном сегменте, выстраивают препятствия для появления других конкурирующих предприятий.

Это обусловливается экономией, возрастающими объемами производственной деятельности; дифференциацией товаров и услуг; издержек; необходимостью нового канала распределения; государственной политикой.

Пахомова Юлия Владимировна - ВГТУ, канд. экон. наук, доцент, тел. 8-903-651-94-36, e-mail: Yulia198007@mail.ru

Потребители привержены к известным брендам, что создает дополнительные барьеры для внедрения новых предприятий услуг сотовой связи.

Обосновавшиеся на рынке предприятия услуг сотовой связи придерживаются экономии на масштабах производственной деятельности, что позволяет осуществить снижение издержек до уровня, недоступного другим предприятиям-новичкам.

Крупные первоначальные инвестиции являются необходимым требованием эффективной конкуренции. Новые инвестиции и огромные капиталовложения при вторжении на рынок услуг сотовой связи выступают серьезным препятствием для внедрения в отраслевую деятельность.

Смена поставщика, переобучение сотрудников, использование новой технологии, доступ к научным и проектным разработкам товара требует дополнительных издержек.

Надежные каналы сбыта играют важную роль для проникновения на рынок услуг сотовой связи, так как их ограничение приводит к затруднению деятельности предприятий услуг сотовой связи [1].

Действия правительства, устанавливая высокие таможенные пошлины, требования получения лицензий или ограничения на льготные государственные субсидии для новых предприятий, могут создать дополнительные препятствия для внедрения конкурирующих предприятий услуг сотовой связи.

Появление товара или услуги, способного удовлетворить потребность абонентов сотовой связи другими способами, то есть товара-заменителя может привести к обострению конкуренции. Появление товара-заменителя может привести к снижению прибыли и цен. Препятствием к появлению товара-заменителя является:

- ценовая конкуренция, заставляющая покупателей выбирать товары и услуги, исходя из низких цен, а не качественных свойств;

- реклама;

- новые товары и услуги;

- качество предпродажного и послепродажного обслуживания.

Вследствие влияния конкуренции предприятие услуг сотовой связи может как мирно существовать на рынке услуг, так и быть вытеснено. Важную роль играет прогнозирование развития предприятий услуг сотовой связи (рис. 1).

Прогнозирование развития рынка услуг сотовой связи

Долгосрочное

Краткосрочное

Определение долгосрочных потребителей -п ользо ват елей услуг

Использование

техниюо-технолосических мощностей

Планирование

т ехнологич еских коммуни каш онных мощностей

- нужны ли дополнительные мощности

надо ли сократить мощн осги.'а кти вы;

• Управление ассортиментом услуг

- б развитие услуг какого вида нужно инвестировать;

• Развитие системы сбыта

• Как надо распорядится ограниченными ресурсами, чтобы получить максимальную отдачу в долгосрочном плане

• Планирование «выпуска»

- по виду услуг

• Планирование

т ехнологиче ских мощностей

- кагае стандарты, подключения,

технологии необходимы для предоставления услуг

• Планирование продаж / цели к достижению

• Планирование рекламы ■продвижение

Рис. 1. Прогнозирование развития предприятий услуг сотовой связи

Отрасли, наиболее подверженные влиянию конкуренции, характеризуются большим числом конкурирующих предприятий; однородностью выпускаемой продукции; высокими издержками, высокими постоянными затратами и выходными барьерами, зрелостью, насыщением рынка.

Поставщиками оказывается влияние на предприятия рынка услуг сотовой связи посредством увеличения цены или снижения качества товаров и услуг. Наличие предприятий-конкурентов, отсутствие аналогов выпускаемой продукции, способность к расширению деятельности путем присоединения предприятий-покупателей также могут способствовать их влиянию. Вследствие чего, контрагенты-поставщики могут выступать в качестве конкурентов, помимо других конкурирующих предприятий.

Давление на ценовой диапазон с целью понижения цен, требование улучшения качественных характеристик в обслуживании, в ассортименте товаров и услуг составляет конкуренцию сегмента покупателя. Сплоченность и концентрированность, важность продукции, диапазон использования, однородность, информированность приводит к усилению влияния покупателя.

Финансовые, трудовые, товарные, сырьевые, информационные, технологические, интеллектуальные ресурсы в системной взаимосвязи составляют рыночную инфраструктуру. На данный момент, существенные доходы в стране обеспечиваются развитием информационно-коммуникационного рынка, то есть рынка услуг сотовой связи, поток абонентов которого постоянно увеличивается.

Многовариантность путей развития, выработка стратегий деятельности является важным аспектом предприятий услуг сотовой связи. Целевая, обеспечивающая, управляющая и управляемая подсистемы составляют систему управления. Система управления оказывает влияние на внешнюю среду и имеет обратное влияние. Стратегии предприятия услуг сотовой связи являются составляющими системы управления.

Конкурентные преимущества на рынке услуг, ресурсы предприятий услуг сотовой связи в комплексе, решения по их размещению составляют стратегию развития. На выбор стратегий функционирования предприятий услуг сотовой связи оказывает влияние конкретная ситуация на рынке услуг [2].

Конечный результат определяется целями и задачами предприятия услуг сотовой связи. Предприятие услуг сотовой связи ставит разнообразные цели, распределённые по в последовательности по значимости. Иерархия целей: на вершине находится главная цель, достижение которой приносит определённый процент прибыли. Её составляющими являются организационные задачи, определяющие деятельность предприятия услуг сотовой связи. На втором уровне расположены краткосрочные цели, охватывающие деятельность отделов предприятия. На третьем уровне расположены цели различных отделов предприятия.

При формировании стратегии менеджмента необходимо учитывать пути развития предприятия. Стратегическими целями, то есть воздействующими на развитие предприятия сотовой связи являются главные цели. Использование стратегии менеджмента позволяет установить

эффективное соответствие возможностей рынка и ресурсов предприятия (рис. 2).

Рис. 2. Процедура формирования стратегии менеджмента

Использование стратегии менеджмента позволяет установить эффективное соответствие возможностей рынка и ресурсов предприятия. Стратегия менеджмента включает принятие решений, определение и раскрытие задач и целей предприятия, планов, сферы бизнеса, экономические и внеэкономические достижения. Теоретический анализ аспектов стратегии позволяет выделить два направления. Первое заключается в формулировке стратегических планов, второе - в осуществлении.

В процессе формирования стратегии необходимо, также, выявить потенциальные возможности и угрозы внешней среды предприятия, оценить риски и возможные альтернативы, дать оценку использованию существующих возможностей и рисков.

При реализации стратегии менеджмента предприятия услуг сотовой связи должны определить потребности рынка и обеспечить эффективность и продуктивность, по сравнению с конкурентами, товаров и услуг [5].

Формируя конкурентоспособную стратегию предприятиям на рынке услуг сотовой связи, необходимо брать во внимание тот факт, что услугам не свойственно хранение и владение. Также, сложно оценить качество услуг, производство и потребление услуг осуществляются неразрывно.

Алгоритм разработки стратегии менеджмента в сфере услуг сотовой связи можно представить следующим образом (рис. 3):

Выбор сегмента рынка

Сбор информации о конкурентоспособных стратегиях данного сегмент а рынка

X

Определение влияния внутренних и внешних факторов

Определение границ кат курент осп особносг и предприятия услуг сотовой связи

Реализация стратегии

Управление кат курент оспос обными

стратегиями

Рис. 3. Алгоритм разработки стратегии менеджмента

В связи с этим, предприятиям рынка услуг сотовой связи необходимо использовать стратегию менеджмента, включающую три этапа:

Первый этап заключается в улучшении и модификации товаров и услуг;

Второй этап состоит в разработке методик продвижения товаров и услуг;

Третий этап заключается в создании конкурентоспособных товаров и услуг, и прекращении реализации товаров и услуг, не пользующихся спросом у потребителей.

Внедрение сотовых систем связи во многие отрасли народного хозяйства позволяет существенно повысить производительность труда на подвижных объектах, добиться экономии материально-трудовых ресурсов, обеспечить автоматизированный контроль технологических процессов, создать надежную систему управления транспортными средствами, распределенными на большой территории.

Стратегия менеджмента должна решить важную задачу, заключающуюся в продвижении товаров и услуг, включающую мероприятия информирования потребителей о преимуществах товаров и услуг, способствующие приобретению данных товаров и услуг

Конкурентные преимущества и устойчивое позиционирование предприятий услуг сотовой связи может быть достигнуто путем разработки оптимальных стратегий. Ключевой этап разработки стратегии состоит в анализе предприятия услуг сотовой связи и конкурирующих с ним отраслей.

Использование стратегии менеджмента позволяет определить предприятиям сотовой связи необходимые услуги, товары и рынки, которые позволят её реализовать. Стратегия менеджмента состоит из совокупности предложений и способов информирования абонентов о преимуществах товаров и услуг, позволяющих стимулировать желание купить их.

Таким образом, сфера услуг является одной из быстрорастущих отраслей экономики. На данный момент, рынок услуг сотовой связи представлен разными предприятиями, предла-

гающими абонентам многие товары и услуги, от информационных данных до продаж телефона и оплаты абонентских разговоров.

Крупными предприятиями услуг сотовой связи, такими как ОАО «ВымпелКом», ОАО «MTC», ОАО «Mегафон» проводится непрерывное расширение спектра услуг с целью подключения новых абонентов.

Литература

1. Портер, M. Э. Конкуренция [Текст]: учеб. пособие. Пер. с англ. / M. Э. Портер - M.: Издательский дом «Вильяме», 2000. - 495 с.

2. Кузьмина, M.C О влиянии рыночной конкуренции на выбор предприятиями стратегии развития [Текст] / M.C Кузьмина // Научно-практический вестник «Энергия». - 2000. - № 4(42). - С.138-141.

3. James Brian Quinn, Strategies for Change: Logical Incrementalism. [Text] / Richard D. Irwin. Inc, 1980, ch.1, 5.

4. Kenneth R. Andrews, The Concept of Corporate Strategy [Text]: rev.edn.copyright by Richard D. Irwin, Inc. -1980.

5. Пахомова, Ю. В. Прогнозирование в менеджменте: модель развития предприятия сотовой связи [Текст] / Ю. В. Пахомова // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2014, Т. 10. - № 5. - С. 125-129.

Воронежский государственный технический университет

PROCEDURE OF FORMATION OF STRATEGY MANAGEMENT IN THE CONTEXT BUSINESS RANNING OF CELLULAR COMMUNICATION IN ECONOMY

OF RUSSIA

Yu.V. Pakhomova

The article is devoted to factors of competitiveness of the enterprise of cellular communication, long-term and short-term forecasting is presented, management strategy formation procedure is offered, the algorithm of formation of strategy of management of the cellular communication enterprise is developed

Key words: enterprise of cellular communication, competition, procedure

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.