Научная статья на тему 'Протопресвитер Василий Бажанов как пример для военных пастырей'

Протопресвитер Василий Бажанов как пример для военных пастырей Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
375
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАСТЫРСКОЕ БОГОСЛОВИЕ / ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ АРМИИ / ТУЛЬСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ / БИОГРАФИИ ВОЕННЫХ СВЯЩЕННИКОВ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / PASTORAL THEOLOGY / HISTORY OF THE RUSSIAN ARMY / TULA REGIONAL STUDIES / BIOGRAPHIES OF MILITARY CHAPLAINS / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF MILITARY MEN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иванов Алексей Леонидович

Протопресвитер Василий Борисович Бажанов, главный священник гвардии и гренадер, член Святейшего Синода, духовник Российских Императоров и доктор богословия. Он оставил колоссальный след в истории развития военного духовенства, усердно заботясь о духовно-нравственном состоянии вверенных его попечению пастырей и военнослужащих русской армии, в научном мире как специалист по переводу Библии и в области нравственного богословия. Его жизненный путь образец для подражания любому: студенту, педагогу, священнику и человеку науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROTOPRESBYTER BASIL BAZHANOV AS A ROLE MODEL FOR MILITARY CHAPLAINS

Protopresbyter Basil Borisovich Bazhanov was a chief priest of the Guard and Grenadiers, a member of the Holy Synod, the confessor of Russian Emperors and Doctor of Divinity. He left a huge mark on the history of military clergy diligently caring for the spiritual and moral state entrusted to his care of pastors and members of the Russian army, in the scientific world as an expert in translating the Bible, and in the field of moral theology. His life is an ensample for every person: a student, a teacher, a priest, and a man of science.

Текст научной работы на тему «Протопресвитер Василий Бажанов как пример для военных пастырей»

16. Шопенгауэр А. О сущности музыки. // Выдержки из соч. Шопенгауэра // Историко-эстет. секции и со вступ. статьей К. Эйгес. Петроград: Музыкальное государственное издательство. 1919. 178 с.

17. Eco Н., La estructura ausente // Introduction a la semiotica. Espana: Editorial Lumen. Barcelona. 1976. 348 с.

Журавлева Ирина Алексеевна, канд. ист. наук, доц., Guravleva@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет.

SOCIAL AND UNIVERSAL ASPECTS OF SPEECH INTONATION

I. А . Zhuravleva

In this article speech intonation is analyzed as a unique feature of every spoken language. The intonation is a music-and-lingual memory that stores human cultural experience, which spreads with the help of sound waves. Every language has a unique intonation as every object in the Universe has a unique, representative energetic radiation.

Key words: language, intonation, folklore music, society, Universe, energy

Zhuravleva I.A., candidate of historical science, docent, Guravleva@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University.

УДК 27-4

ПРОТОПРЕСВИТЕР ВАСИЛИЙ БАЖАНОВ КАК ПРИМЕР ДЛЯ ВОЕННЫХ ПАСТЫРЕЙ

А.Л. Иванов

Протопресвитер Василий Борисович Бажанов, главный священник гвардии и гренадер, член Святейшего Синода, духовник Российских Императоров и доктор богословия. Он оставил колоссальный след в истории развития военного духовенства, усердно заботясь о духовно-нравственном состоянии вверенных его попечению пастырей и военнослужащих русской армии, в научном мире - как специалист по переводу Библии и в области нравственного богословия. Его жизненный путь - образец для подражания любому: студенту, педагогу, священнику и человеку науки.

Ключевые слова: пастырское богословие, история Российской армии, Тульское краеведение, биографии военных священников, духовно-нравственное воспитание военнослужащих.

Основным источником, из которого можно почерпнуть сведения о жизни нашего знаменитого земляка, является автобиография протопресвитера Василия Бажанова, доведенная им до 1848 года [1, с. 90]. Дальнейшее написание данного труда, к сожалению, приостановила смерть. Из авто-

биографии можно почерпнуть не просто некие факты, но и отношение к ним самого отца Василия, проникнутое смирением и глубокой верой в Промысел Божий.

Родился Василий Борисович Бажанов 7 марта 1800 году в Тульской губернии, село Миротины на речке Беспуте, Алексинского уезда. В состав села Миротины входили деревни Пуковая на речке Вашане, Золотиха, Федотово, Акулово и Хлебодаровка при речке Беспуте. Общее число прихожан было 1562 человек. Село и деревни сохранились [3, с. 22] и сейчас входят в Ясногорский район Тульской области. Отец будущего протопресвитера, Борис Семенович Бажанов, был диаконом. Василий с «шести лет был отправлен на воспитание в село Бирево, Тульского уезда, ныне также Ясногорский район, к деду своему по матери, заштатному дьячку, у которого была школа для крестьянских мальчиков» [1, с. 91]. Сын деда, диакон Иван Дмитриевич Чернавкин, обучил племянника свободно читать по-русски и по-славянски, писать и петь по нотам [1, с. 91].

В 9 лет мальчик вернулся в родительский дом. Как пишет сам Василий Борисович в своей автобиографии, его «отец, наслушавшись своих сверстников, не хотел отдавать меня учиться в семинарию, а хотел устроить меня при своей церкви причетником и иметь помощника в хозяйстве, но мать непременно хотела и настояла, чтобы дальше учиться» [1, с.91]. Поэтому в январе 1810 года Василий поступил в семинарию. Две недели спустя при родах умерла его мать [1, с. 91]. Отец Василий потом вспоминал: «Смерть матери повергла отца моего в глубокую печаль, так что он целые ночи проводил на ее могиле. Дом наш стал приходить в упадок: отец в короткое время обеднел, и я летом ходил в семинарию босым, а зимой в лаптях. По недостатку средств к содержанию я должен был бы на 4-м году учения оставить семинарию, но в это время меня приняли в хор архиерейских певчих. Неблаготворное действие имело на меня пребывание в певческом хоре и лишь пробуждающееся сознание уберегло меня от увлечения, идущих вразрез с образованием» [1, с.91-92]. Позже, чтобы иметь деньги на собственное содержание и съемную квартиру для продолжения образования в философском классе, будущий отец Василий стал заниматься обучением детей из помещечьих семей. Следует отметить, что в годы учебы Василия Борисовича Бажанова в Тульской духовной семинарии она располагалась в казенном здании на Киевской улице, и только в 1822 году была переведена в то помещение, которое занимает и теперь [4, с. 34].

В 1818 году при переводе в богословский класс, положение Василия улучшилось: новый епископ Тульский и Белевский Авраам (Шумилин) [6, с. 30] определил юношу надзирателем за малолетними певчими. Ему было для этого выделена личная бесплатная комната для проживания. Бажанов с благодарностью вспоминал Владыку Авраама: «Преосвященный удостаивал меня своего посещения - всегда отеческого» [1, с.92].

В 1819 году по требованию Комиссии духовных училищ Василий Бажанов как лучший студент был отправлен учиться в Санкт-Петербургскую духовную академию. В своей автобиографии он пишет: «...Я, сверх всякого ожидания, отправлен был в Санкт-Петербургскую Духовною академию, мои же помыслы так далеко не распространялись, а ограничивались саном диакона. Священство представлялось мне высшим и ответственным» [1, с. 92].

Обучение в академии требовало усиленных трудов, заключавшихся в «списывании лекций, которые профессорами составлялись в слишком обширном объеме» [1, с. 92]. При этом студенты страдали от недостатка пищи в постные дни, которых в году больше, чем мясных. Студентам давали «суп из снетков негодных и гречневой каши. Главной пищей в эти дни для нас был черный хлеб и вкусный квас, что при сидячей жизни студентов вредно действовало на их здоровье, так что в нашем корпусе много было даже умерших» [1, с. 92]. В августе 1821 года у Василия открылось чрезмерное кровотечение из носа, но доктор не решился остановить его, что, по мнению юноши, спасло его от чахотки [ 1, с. 93].

В 1823 году Василий Борисович окончил академию со степенью магистра, а 1 августа того же года был назначен в академии бакалавром сперва английского, а потом немецкого языков, чем и занимался в течение шести лет [1, с. 93]. 5 июля 1825 года он вступил в брак. Об этом событии Василий Борисович впоследствии писал: «... Бог указал мне невесту, миловидную и отличного нрава, но бедную сироту священника Александру Федоровну. При ограниченности жалования супружескую жизнь нашу мы начали очень скромно и, привыкши к бедности, не тяготились недостатками» [1, с. 93].

В январе 1826 года Василий Борисович Бажанов подал прошение преосвященному митрополиту Серафиму «об определении на открывшуюся священническую вакансию при 2-м кадетском корпусе законоучителем корпуса и дворянского полка» [1, с. 93]. В консистории Бажанова испытали на чтение и пение, а также на знание катехизиса. 1 февраля 1826 года его рукоположили в сан диакона, а 4-го февраля - в священника [1, с. 9394]. В 1827 году университетский священник и законоучитель протоиерей Герасим Петрович Павский был избран законоучителем наследника престола Александра Николаевича, и иерея Василия Бажанова перемещают на вакантное место в университет [1, с. 94].

В 1829 году отец Василий был назначен преподавателем богословия в главном педагогическом институте [1, с. 94]. В октябре 1834 года Государь Император Николай Павлович посетил первую гимназию, в которой преподавал Бажанов. Протоиерей Василий написал об этом следующее: «.Государь изволил приказать мне продолжать преподавание, чего никто из законоучителей ни в одном учебном заведении не удостаивался ни прежде, ни после сего. Несмотря на неоднократные приказания Государя

садится, я стоя преподавал урок без всякого смущения, совершено спокойно и свободно. Возвратившись домой, Государь изволил объявить своему семейству, что он нашел законоучителя на место протоиерея Павского» [1, с. 95]. 2 февраля 1835 года отец Василий был представлен Их Величествам, Г осударю Цесаревичу и Великим Княжнам, где его приняли необыкновенно милостиво. Отец Василий пишет: «Государь и все Царское семейство необыкновенно как полюбило меня, я входил во дворец, как в свое семейство» [1, с. 95]. 5 декабря 1848 года иерей Василий был назначен духовником Его Величества [1, с. 97]. С 1850 до 1854 годы Бажанов «последовательно назначен законоучителем всех Августейших детей Г осударя Императора» [1, с. 97]. После смерти императора Николая I был духовником Александра II, затем Александра III.

Протопресвитер Василий отнесся к своим обязанностям ответственно и самостоятельно. Он написал книгу «Об обязанности христианина», «в которой преподает целую систему нравственного богословия подробно толкует о долге христианской любви и справедливости, и даже об обязанностях Государя излагает без всякой тени низкопоклонства, поставляя звеном их правду, милость, стремление ко благу народа и ответственность пред Царем Царей» [ 1, с. 97].

Сама книга простроена следующим образом: обязанности христианина «к Богу (гл. 1), к самому себе (гл. 2), в отношении к ближним (гл. 3), в состоянии домашнем (гл. 4), в состоянии гражданском (гл. 5), в состоянии церковном (гл. 6)» [2, с. 105-106]. Книга стала учебным пособием для преподавания нравственного богословия в светских и духовных учебных заведениях [5, с. 255-256]. Она пользовалась успехом, о чем говорят многочисленные переиздания [2, с. 106]. Кроме этой книги отец Василий написал еще и следующие произведения: «О вере и жизни христианской», «Обязанности Государя», «Пища для ума и сердца или собрание христианских размышлений» (переводное сочинение), «Примеры благочестия из жизни святых».

В 1849 году протопресвитер Василий вступил в управление духовенством гвардейского и гренадерских корпусов [1, с. 101], став обер-священником Главного штаба, гвардейского и гренадерского корпусов (с 13 октября 1858 именовался главным священником гвардии и гренадер) [5, с. 255-256]. Заботясь о религиозно-нравственном просвещении нижних чинов, протопресвитер В.Б. Бажанов в декабре 1858 года своим циркуляром вводит в подведомственных церквях библиотеки и бесплатно снабжает их книгами и брошюрами, преимущественно собственного сочинения. «Настоятелям соборов и церквей придворного и гвардейского ведомств было рекомендовано приобретение для церковных библиотек духовных журналов как то: «Христианского чтения», «Духовной беседы», «Странника» и др.» [1, с. 102]. Такую форму работы с военнослужащими, как фор-

мирование церковной библиотеки при храме, переняло и духовное начальство армии и флота.

Также первым протопресвитер В.Б. Бажанов вводит и еще одну форму работы с военнослужащими. Это - внебогослужебные беседы, которые впервые были проведены по благословению протопресвитера в его ведомстве 16 марта 1880 года. Его примеру последовали все церкви столицы и ведомство армии и флота. До введения этих двух форм в армии и на флоте использовалось только преподавание «Закона Божия» в полках полковыми священниками и литургическая деятельность.

Отец Василий «Принимал активное участие в предпринятом Святейшим Синодом переводе на русский язык книг Священного Писания. Являлся членом Императорской Академии наук (с 1836 года действительным, с 1844 года почетным), почетным членом Санкт-Петербургского университета (1856), почетным членом конференции Санкт-Петербургской духовной академии и Казанской духовной академии (1857). Награжден многими орденами Российской империи, в том числе в 1873 году орденом «Святой равноапостольный великий князь Владимир» 1 -й степени по случаю 50-летия научной деятельности» [5, с. 255-256].

Протопресвитер Василий Борисович Бажанов проявил себя щедрым благотворителем: по его инициативе в Санкт-Петербурге была устроена Николаевская богадельня для престарелых священнослужителей военного ведомства, их вдов и сирот. На своей малой родине в селе Миротины отец Василий построил на собственные средства храм и школу.

В честь 50-летнего юбилея служебной деятельности 1 августа 1873 года главного священника гвардии и гренадер протопресвитера Василия Борисовича Бажанова подведомственное ему духовенство основало стипендию его имени при Тульской Духовной семинарии, которая выплачивалась на проценты от пожертвованного капитала [1, с. 108].

1 июля 1883 года протопресвитер и духовник императоров Василий Борисович Бажанов скончался в Санкт-Петербурге. На отпевании присутствовали Г осударь-Император, Великие Князья, Высочайшие лица. Заупокойную литургию и отпевание совершил в Преображенском соборе митрополит Исидор, в сослужении присутствующих членов Святейшего Синода, архипастырей, и до ста человек белого духовенства [1, с. 108]. Погребен протопресвитер Василий Бажанов на кладбище Александро-Невской лавры рядом с женой, которая скончалась в 1850 году [1, с. 108].

В воспоминаниях протопресвитера военного и морского духовенства Александра Алексеевича Желобовского, близко знавшего отца Василия, приведен нравственный облик и характеристика последнего: «Доступнее, приветливее, сердобольнее начальника, .каким был Василий Борисович едва ли можно и представить. Просителя никогда не заставлял ждать себя долго, встречал ласково и выслушивал терпеливо. Подчиненные, разговаривая с ним, забывали, что видят пред собой высокопостав-

ленного начальника, искренно высказывали ему свои нужды, просьбы и даже семейные горести, и все уходили от него ободренные, утешенные и более или менее успокоенные. . Но самою высокою, самою пленительную добродетелью В.Б. Бажанова была заботливость его о бедных» [1, с. 109].

Образ протопресвитера Василия Борисовича Бажанова актуален и сегодня для православного сознания. В его воспоминаниях мы видим семинариста, который, преодолевая различные трудности во время учебы, не унывал и нес послушания, возложенное начальством, ответственно и честно. Отец Василий может служить примером для подражания и тем, кто несет послушание учебного и педагогического характера, так как преподавал вверенные ему дисциплины интересно, не казенно, смиренно, не возносясь перед неопытностью ближнего в знаниях. Для священника он являет пример следования своему призванию быть добрым пастырем для всех. Главный жизненный принцип протопресвитера Василия Борисовича Бажа-нова актуален для христиан всех времен: «спешите делать добро» [1, с. 109].

Список литературы

1. Боголюбов А. Очерки из истории управления военным и морским духовенством в биографиях главных священников его за время 1800 - 1901 гг. СПб.: Типография «Артиллерийского журнала», 1901.

2. Бронзов А.А. Нравственное богословие в России в течение 19 века. СПб.: Типография А. II. Лопухина, 1901.

3. Города и селения Тульской губернии в 1857 г. СПб.: Императорская академия наук, 1858.

4. Любомудров, А. А. Древняя Тула. Тула: Электропечать и типография И. Д., 1908.

5. Оржеховский И. В., Теплова В. А. Бажанов. / под ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Т. 4. СПб.: Церковно-научный центр РПЦ «Православная энциклопедия», 2005.

6. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии всероссийской со времени учреждения Святейшаго правительствующаго синода (1721-1871) . СПб.: Синодальная типография, 1872.

Иванов Алексей Леонидович, диакон, соискатель, paremiae@mail.ru, Россия, Тула, Свято-Тихоновский гуманитарный университет, приход храма святителя Алексия.

A.L. Ivanov

Protopresbyter Basil Borisovich Bazhanov was a chief priest of the Guard and Grenadiers, a member of the Holy Synod, the confessor of Russian Emperors and Doctor of Divinity. He left a huge mark on the history of military clergy diligently caring for the spiritual and moral state entrusted to his care of pastors and members of the Russian army, in the scientific world - as an expert in translating the Bible, and in the field of moral theology. His life is an ensample for every person: a student, a teacher, a priest, and a man of science.

Key words: pastoral theology, history of the Russian army, Tula regional studies, biographies of military chaplains, spiritual and moral education of military men.

Ivanov Alexey Leonidovich, deacon, applicant for a degree of candidate of Theology of St. Tikhon Orthodox University, paremiae@mail.ru, Russia, Tula, the parish of the Temple of the Holy Alexius.

УДК 94

КАРДИНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В МИРЕ, ВЫЗВАННЫЕ РАСПАДОМ СССР

Т.В. Карпенкова

Посвящена историческим последствиям распада СССР, одной из наиболее востребованных категорий в исторической науке, предпочтение отдается геополитическим последствиям, потому что распад Советского Союза стал крупнейшей геополитической катастрофой XXвека, вызвавшей глобальные изменения в мире.

При исследовании внутренних последствий распада СССР сделан вывод о начале нового эксперимента: перехода от социализма к капитализму.

Ключевые слова: распад СССР, внешние и внутренние последствия, межнациональные конфликты, культура, наука, нравственность.

Категория «исторические последствия» является одной из наиболее востребованных в исторической науке, почти во всех трудах по новейшей истории, посвящённых событиям 1991-2013 гг., в той или иной степени демонстрировался и интерпретировался казуальный ряд постсоветского развития. При этом ценностная интерпретация коллизий всех последствий распада советской империи, как весьма существенных, так и второстепенных, испытывала существенную зависимость от политических предпочтений исследователей, их исходных посылок в анализе причинноследственных связей. Так, бывший американский посол в Москве Дж. Мэтлок не случайно применяет термин «аутопсия империи», назвав таким образом свои мемуары [1]. В.И. Громов, Г.А. Васильев и многие другие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.