Мокшин Н. 0.a, Мокшина Е. Н.ь
Национальный исследовательский Мордовский государственный университета им. Н.П. Огарева,
г. Саранск, Российская Федерация
ае-таМ: [email protected], ье-таИ: [email protected]
Протопоп Аввакум Петров - ревнитель «истинно русской веры» (к 400-летию со дня рождения)
Аннотация. В статье рассматривается деятельность Аввакума Петрова как лидера крупного религиозно-общественного движения в Российском государстве, вошедшего в историю под неточным названием «раскола» или старообрядчества. Протопоп Аввакум Петров был непреклонным ревнителем «истинно русской веры», последовательным оппонентом «никоновских новин». Огненные слова Аввакума как искры западали в души его многочисленных «духовных детей», воспламеняли множество людей. Протест принимал подчас весьма драматические формы, вплоть до самоуморения и «огненных крещений» (самосожжения). Протопоп Аввакум неоднократно подвергался ссылкам, в том числе в Сибирь, и, в конце концов, был вместе с тремя ближайшими сторонниками («соузниками») - попом Лазарем, иноком Епифанием и дьяконом Федором заживо сожжен после пятнадцатилетнего «сидения» в срубе и земляной тюрьме 14 апреля 1682 г. в г. Пустозерске. Однако мы поныне вспоминаем его, как личность выдающуюся, противоречивую, оставившую немалый след в отечественной истории и культуре.
Ключевые слова: протопоп Аввакум Петров, патриарх Никон (Никита Минов), царь Алексей Михайлович Романов, Русская православная церковь (РПЦ), раскол, старообрядчество, мученик, ревнитель «истинно русской веры».
Для цитирования: Мокшин Н. Ф., Мокшина Е. Н. Протопоп Аввакум Петров - ревнитель «истинно русской веры» (к 400-летию со дня рождения) // История и современное мировоззрение. 2020. Т. 2. №2. С. 28-31.
N. F. Mokshina, E. N. Mokshinab
National Research Ogarev Mordovia State University, Saransk, Russian Federation ае-таМ: [email protected], ^-mail: [email protected]
Protopop Avvakum Petrov - zealot of «true Russian faith» (to the 400th anniversary of his birth)
Abstract. The article discusses the activities of Avvakum Petrov as the leader of a major religious and social movement in the Russian state, which went down in history under the inaccurate name of «Schism» or Old Believers. Protopop Avvakum Petrov was an adamant zealot of the «true Russian faith», a consistent opponent of «Nikon's novelties». The fiery words of Habakkuk like sparks fell into the souls of his many «spiritual children», inflamed many people. The protest took sometimes very dramatic forms, up to self-immolation and «fiery baptisms» (self-immolation). Protopop Avvakum was repeatedly subjected to exile, including to Siberia, and, in the end, was together with three closest supporters («confederates») - priest Lazarus, monk Epiphanius and deacon Fedor burnt alive after fifteen years of «sitting» in a log house and earthen prison April 14, 1682 in the city of Pustozersk. However, we still remember him as an outstanding, controversial personality, which left a considerable mark in Russian history and culture.
Key words: Protopop Avvakum Petrov, Patriarch Nikon (Nikita Minov), Tsar Alexei Mikhailovich Romanov, Russian Orthodox Church (ROC), schism, оИ believers, martyr, zealot of the «true Russian faith».
For citation: Mokshin N.F., Mokshina E. N. Protopop Avvakum Petrov - zealot of «true Russian faith» (to the 400th anniversary of his birth)// History and modern perspectives. 2020. Vol. 2. №2. P. 28-31.
Протопоп Аввакум Петров (годы жизни 25.11.1620 (5.12) или 1621 - 1.04.1682) считается поныне не только самым крупным идеологом религиозно-общественного движения в истории России, известного под названием «раскола» или «старообрядчества», но и выдающимся русским мыслителем и писателем XVII века. «Рождение же мое в нижего-
роцких пределех, за Кудмою рекою, в селе Григорове. Отец мой бысть священник Петр, мати - Мария, инока Марфа»1.
1 Житие протопопа Аввакума им самим написанное и другие его сочинения. М., 1960. С. 59.
Мокшин Н. Ф.,
Мокшина Е. Н.
ПРОТОПОП АВВАКУМ ПЕТРОВ - РЕВНИТЕЛЬ «ИСТИННО РУССКОЙ ВЕРЫ» (К 400-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)
Ныне село это находится в Перевозовском районе Нижегородской области, которую известный мордовский ученый М. Е. Евсевьев называл «колыбелью мордовского народа»2.
Аввакум Петров прожил тяжелую жизнь, полную лишений, трудов, церковного служения, гонений за веру и борьбы. Сын священника, он рано лишился отца. Женившись в семнадцать лет на сироте, вскоре был рукоположен в диаконы, а в 1644 г. - в священники. Службу свою начинал в качестве священника в Нижегородском крае в с. Лопатицы близ Макарьева. Именно здесь сформировалась в нем та строгость взглядов, определившая впоследствии его подвижничество и аскетизм. Уже тогда Аввакум беспрерывно обличал прихожан за разные пороки, священников хулил за плохое исполнение церковных правил и предписаний. Воевода Василий Шереметев, которому постоянно жаловались на самоуправство Аввакума, приказал бросить его в Волгу, но священнику удалось спастись.
Так Аввакум Петров оказался в Москве. После многочисленных мытарств он был назначен протопопом в Юрьев-Повольский (ныне Юрьевец в Ивановской области). Здесь он обрел известность как человек ученый, знаток церковных обрядов и книг, его знал лично царь Алексей Михайлович Романов, а с царским духовником Стефаном Вонифатьевым Аввакум находился в дружеских отношениях. Патриарх Иосиф привлек протопопа к «книжной справе», которую он проводили по древнерусским православным рукописям. После смерти в 1652 г. патриарха Иосифа новым патриархом стал Никон, имевший иной взгляд на исправление церковных книг. Никон собирался делать это, опираясь на греческие богослужебные книги. В этом взгляды Аввакума и Никона разошлись. Протопоп раскритиковал Никона в челобитной к царю, за что был брошен в подвал Андроникова монастыря. Затем Аввакума сослали вначале в Тобольск, а затем в Енисейск и Забайкалье, где он провел шесть лет, терпя лишения ссылки, не раз попадая в острог за свои взгляды.
В то время с 1653 г. патриарх Никон начал проводить церковную реформу, инициатором которой был сам царь Алексей Михайлович Романов, и которая, по его замыслу, должна была стать мощным средством централизации русского государства. К реформе царя побуждало также стремление к объединению Русской православной церкви и церкви Украины. Наконец, этого же требовала и внешнеполитическая программа правительства, планы присоединения к России земель, находившихся в то время под властью Турции. Эти далеко идущие планы нуждались в идеологическом обосновании, как священной миссии защиты великой свободной христианской державой попираемой веры православных народов мусульманского Востока. Однако, чтобы претендовать на признание этой миссии другими православными церквями, необходимо было поднять авторитет РПЦ, как и пойти на некоторые формальные уступки восточным церквам, ибо за многие годы раздельного развития русской и восточных церквей в их обрядности, как и в текстах некоторых богослужебных книг, образовались различия3.
И хотя они не касались основоположений православной веры, ее догматов, тем не менее вызывали резкий протест со
2 Мокшин Н. Ф. Национальная гордость мордовского народа // М. Е. Евсевьев. Жизнь мордвы в фотографиях. Конец XIX - начало XX в. 2 изд., доп. и перераб. Саранск, 2017. С. 15.
3 Гусев В. Е. Протопоп Аввакум Петров - выдающийся русский писа-
тель XVII века // Житие протопопа Аввакума им самим написанное и другие его сочинения. С. 9-10.
стороны части духовенства и верующих. «Новины» эти (получившие также наименование «никоновских» по имени патриарха Никона, активно внедрявшего их в церковный быт, включали в себя троеперстное крестное знамение (которое старообрядцы презрительно именовали «чёртовой щепотью», вместо привычного двоеперстного, трегубую «аллилуйю» вместо сугубой (т.е. «аллилуйя» во время церковной службы должна была провозглашаться не дважды, а трижды), написание второго «и» в слове «Иисус» (раньше писали «Исус») и др.
Для исправления русских рукописей в Москву прибыло греческое духовенство. Приехавший с ним патриарх Антио-хийский Макарий, вместе с другими греческими архиереями, объявил в Успенском соборе Москвы, что необходимо креститься тремя перстами, и проклял тех, кто крестился двумя. Московский Собор, состоявшийся в 1656 г., поддержал патриарха Макария. Но на местах оппозиция церковным новшествам была очень сильна. Против нововведений Никона выступил один из самых знаменитых монастырей России Соловецкий. В русской православной церкви произошел раскол, который привел к возникновению старообрядчества4
Как известно, сам патриарх Никон после проведения реформы попал в опалу, оказался в ссылке и лишился патриаршего сана. А Аввакум в 1863 г. был возвращен в Москву. Первое время он торжествовал тому, что его противник Никон находится в опале. Аввакум по-прежнему неистово критиковал реформы, у него нашлось немало сторонников в Москве. Сам царь Алексей Михайлович показывал к Аввакуму свое расположение. Но так продолжалось недолго. Ведь Аввакум не был личным врагом Никона, он являлся принципиальным противником реформы, хотел восстановления старых обрядов и веры. Обладая ярким даром проповедника и писателя, Аввакум страстно и убедительно критиковал нововведения «никонианской ереси». Все это стало раздражать власть. Уже в 1664 г. Аввакума сослали в Мезень, а в 1666 г. в Москве на церковном соборе его расстригли и проклинали, много уговаривали, но он, как настоящий фанатик, стоял на своем. Расстрижение Аввакума было встречено большим возмущением в народе, да и во многих боярских домах и даже при дворе ему сочувствовали. В 1667 г. Аввакума Петрова сослали в г. Пустозерск.
Тем временем раскол православной церкви набирал обороты, он особенно усилился после предания сторонников старого обряда (старообрядцев) анафеме. Так одним из его признанных лидеров и стал протопоп Аввакум Петров, которого не сломили ни всевозможные лишения, ни пытки, ни тюрьмы. Некоторые деятели русской культуры (Л. Н. Толстой, Д. С. Лихачев) считали его мордвином. Уроженец с. Григорово соседнего с селом Вельдеманово (ныне Перевозовского же района Нижегородской области) - родины патриарха Никона (в миру Никиты Минова), протопоп Аввакум Петров был непреклонным ревнителем «истинно русской веры», последовательным оппонентом «никоновских новин». Огненные слова Аввакума как искры западали в души его многочисленных «духовных детей», воспламеняли множество людей. Протест принимал подчас весьма драматические формы, вплоть до самоуморения и «огненных крещений» (самосожжения). Так, страшным выражением бессильного протеста
4 Пашков Б. Г. Русь Россия. Российская империя. Хроника правлений и событий. 862-1917 гг. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., 1997. С. 327-328.; Голубчиков Ю. Н., Кружалин В. И. Европейский север России // Где я должен побывать, чтобы познать Россию. 2-я кн. М., 2017. С. 27-28.
сторонников старой веры против преследования правительства явилось массовое самосожжение, совершенное в 1672 г. в нижегородском Закудемском стане5.
Протопоп Аввакум неоднократно подвергался ссылкам, в том числе в Сибирь, и, в конце концов, был вместе с тремя ближайшими сторонниками («соузниками») - попом Лазарем, иноком Епифанием и дьяконом Федором заживо сожжен после пятнадцатилетнего «сидения» в срубе и земляной тюрьме 14 апреля 1682 г. в г. Пустозерске, располагавшемся в низовьях реки Печора, ныне заброшенном6.
Возбужденные Аввакумом тысячи сторонников старове-рия были казнены, десятки тысяч подверглись пыткам, а затем заключены в тюрьмы или сосланы. Преследование сторонников «старой веры» правительством заставило некоторые группы старообрядцев бежать подальше от властей. В лесах Заволжья, по рекам Керженец и Ветлуга, в других местах расселились заволжские старообрядцы. Часть их с Керженца бежала на Алтай, где стала известна под именем «кержаков». Мордвы среди них было мало, ибо основная ее масса еще продолжала оставаться некрещеной. Старообрядчество было узаконено только в 1905 году7.
Как этнографы, отметим подлинное открытие национального народного быта в «Житие протопопа Аввакума» и других его сочинениях, в которых автор почти с этнографической точностью воспроизводит обыденную жизнь русского
человека XVII века. Автор постоянно по пути своего следования в ссылку обращает внимание на географические детали пути, приводя названия рек, озер, городов, монастырей, описывая флору и фауну. Все эти детали, как и глубина мыслей и чувств самого героя, наполнили это произведение таким богатым идейным содержанием, что неслучайно оно стало на многие века настольной книгой многих поколений читателей. Недаром «Житие» это было одной из самых любимых книг ряда выдающихся русских писателей (Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, Д. Н. Мамина-Сибиряка, Ф. М. Достоевского, Н. С. Лескова, А. М. Горького, А. Н. Толстого, Л. М. Леонова, А. П. Чапыгина и др.)8.
Безусловно, протопоп Аввакум Петров был личностью выдающейся, противоречивой, оставившей немалый след в отечественной истории и культуре. Он почитается в большинстве старообрядческих церквей и общин как священно-мученик и исповедник. На Освященном соборе в 1917 г. состоялась официальная канонизация Аввакума в белокри-ницком согласии. Была составлена служба Аввакуму и иже с ним пострадавшим. А 5 июня 1991 г. на малой родине в с. Григорово Нижегородской области был открыт памятник протопопу Аввакуму Петрову.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 74,41%.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью докторов исторических наук, профессоров Н. Ф. Мокшина и Е. Н. Мокшиной «Протопоп Аввакум Петров - ревнитель «истинно русской веры» (к 400-летию со дня рождения)»
Статья посвящена важной и актуальной теме. В 2020 г. исполняется 400 лет со дня рождения выдающегося русского мыслителя и писателя XVII в., идеолога старообрядчества протопопа Аввакума Петрова. Его личность в отечественной истории и культуре, безусловно, оставила неизгладимый след. Протопоп Аввакум был фигурой противоречивой, находящейся в постоянных идейных исканиях. Однако как у современников, так и у потомков, вызывает большое уважение и почитание его несгибаемый характер, воля в борьбе и отстаивании своих убеждений.
Протопоп Аввакум Петров почитается в большинстве старообрядческих церквей и общин как священномученик и исповедник, он был канонизирован Русской старообрядческой церковью. Поэтому данная статья своевременна. В ней еще раз обращается
внимание на личность и деяния этого человека, связанного с Нижегородским краем, являющимся по известному выражению «колыбелью мордовского народа». Авторы статьи, на мой взгляд, правильно указали на богатство этнографического материала в автобиографичной книге писателя «Житие протопопа Аввакума», на протяжении многих поколений читателей, являвшейся одной из их любимых книг и не утратившей своего значения поныне.
На мой взгляд, статья соответствует требованиям, предъявляемым к публикациям подобного рода, и может быть рекомендована к печати.
Доктор исторических наук, профессор кафедры истории России Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева Г. А. Корнишина (специальность 07.00.07)
5 Гусев В. Е. Указ. раб. // Там же. С. 15.
6 Голубчиков Ю. Н., Кружалин В. И. Указ. раб. С. 32-33.
7 Миловидов В. Ф. Современное старообрядчество. М., 1979. С. 98.;
Мокшин Н. Ф., Мокшина Е. Н. Мордва и вера. Саранск, 2005. С. 360. 8 Гусев В. Е. Указ. раб. // Там же. С. 49-50.
Мокшин Н. Ф.,
Мокшина Е. Н.
ПРОТОПОП АВВАКУМ ПЕТРОВ - РЕВНИТЕЛЬ «ИСТИННО РУССКОЙ ВЕРЫ» (К 400-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)
Список литературы:
Reference list:
1. Гусев В. Е. Протопоп Аввакум Петров - выдающийся русский писатель XVII века // Житие протопопа Аввакума им самим написанное и другие его сочинения. - М.: Гос. изд-во худ. лит-ры, 1960. - С. 9-10.
2. Голубчиков Ю. Н., Кружалин В. И. Европейский север России // Где я должен побывать, чтобы познать Россию. 2-я кн. - М., 2017. - С. 27-28.
3. Житие протопопа Аввакума им самим написанное и другие его сочинения: - М.: Гос. изд-во худ. лит-ры, 1960. - С. 59.
4. Миловидов В. Ф. Современное старообрядчество. - М.: Мысль, 1979.
5. Мокшин Н. Ф., Мокшина Е. Н. Мордва и вера. - Саранск: Мордов. кн. изд-во. 2005.
6. Мокшин Н. Ф. Национальная гордость мордовского народа // М. Е. Евсевьев. Жизнь мордвы в фотографиях. Конец XIX -начало XX в. 2 изд., доп. и перераб. - Саранск: Мордов. кн. изд-во. 2017. - С. 15.
7. Пашков Б. Г. Русь. Россия. Российская империя. Хроника правлений и событий. 862-1917 гг. Изд. 2-ое, перераб. и доп. - М.: Цен^о, 1997.
1. Gusev V. E. Protopop Avvakum Petrov - an outstanding Russian writer of the 17th century // The Life of Protopop Avvakum himself written and his other works. M., 1960. P. 9-10
2. Golubchikov Y. N., Kruzhalin V. I. European North of Russia // Where should I go to know Russia. 2nd book M., 2017. P. 27-28
3. The Life of Protopop Avvakum himself written and his other works. M ., 1960 . P. 59
4. Milovidov V. F. Modern Old Believers. M., 1979
5. Mokshin N. F., Mokshina E. N. Mordva and faith. Saransk, 2005
6. Mokshin N. F. National pride of the Mordovian people // M. E. Evseviev. Mordovian life in photographs. The end of the XIX -the beginning of the XX century. 2 ed., ext. and reslave. Saransk, 2017 .P. 15
7. Pashkov B. G. Russia. Russia. The Russian Empire. Chronicle of boards and events. 862-1917. Ed. 2nd, rev. and add. M., 1997
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Мокшин Николай Федорович, доктор исторических наук, профессор; заведующий кафедрой истории России ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева». Саранск, Российская Федерация, е-mail: [email protected] Мокшина Елена Николаевна, доктор исторических наук, доцент; профессор кафедры истории России ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева». Саранск, Российская Федерация, е-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Nikolay F. Mokshin, Dr. Sci. (Hist.), Professor, Head of the Department of Russian History; the Mordovian State University. Saransk, Russian Federation, е-mail: [email protected]
Elena N. Mokshina, Dr. Sci. (Hist.), Assoc. Prof.; the Mordovian State University. Saransk, Russian Federation, е-mail: [email protected]