Научная статья на тему '«ПРОТОКОЛЫ СИОНСКИХ МУДРЕЦОВ» КАК ЗНАК ЭПОХИ'

«ПРОТОКОЛЫ СИОНСКИХ МУДРЕЦОВ» КАК ЗНАК ЭПОХИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
229
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«МИРОВОЙ ЕВРЕЙСКИЙ ЗАГОВОР» / НАЦИСТСКАЯ ГЕРМАНИЯ / «ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ ЕВРЕЙСКОГО ВОПРОСА» / «ПРОТОКОЛЫ СИОНСКИХ МУДРЕЦОВ» / ХОЛОКОСТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хавкин Б. Л.

Статья посвящена истории антисемитской провокации ХХ в. - «Протоколам сионских мудрецов». Цель исследования заключается в выявлении взаимосвязи между положениями документа и генезисом нацизма в Германии. В работе применялись историческая ретроспекция, анализ, синтез, логический и хронологический методы. При написании статьи использовались труды российских и иностранных исследователей. Автор приходит к выводу о значительном влиянии идей «Протоколов» на становление нацизма в Германии в начале ХХ в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«PROTOCOLS OF THE ELDERS OF ZION» AS A SIGN OF THE ERA

The article is devoted to the history of the anti-Semitic provocation of the twentieth century - “Protocols of the Elders of Zion.” The purpose of the study is to identify the relationship between the provisions of the document and the genesis of Nazism in Germany. Historical retrospection, analysis, synthesis, logical and chronological methods were used in the work. When writing the article, the works of Russian and foreign researchers were used. The author concludes about the significant influence of the ideas of the “Protocols” on the formation of Nazism in Germany in the early 20th century.

Текст научной работы на тему ««ПРОТОКОЛЫ СИОНСКИХ МУДРЕЦОВ» КАК ЗНАК ЭПОХИ»

Научная статья УДК 323.1

DOI 10.52070/2500-347X_2022_3_848_61

«Протоколы сионских мудрецов» как знак эпохи

Б. Л. Хавкин

Российский государственный гуманитарный университет (РГГГУ), Москва, Россия novistor@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена истории антисемитской провокации ХХ в. - «Протоколам сионских мудрецов».

Цель исследования заключается в выявлении взаимосвязи между положениями документа и генезисом нацизма в Германии. В работе применялись историческая ретроспекция, анализ, синтез, логический и хронологический методы. При написании статьи использовались труды российских и иностранных исследователей. Автор приходит к выводу о значительном влиянии идей «Протоколов» на становление нацизма в Германии в начале ХХ в.

Ключевые слова: «мировой еврейский заговор», нацистская Германия, «окончательное решение еврейского вопроса», «протоколы сионских мудрецов», Холокост

Для цитирования: Хавкин Б. Л. «Протоколы сионских мудрецов» как знак эпохи // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2022. Вып. 3(848). С. 61-66. DOI 10.52070/2500-347Х_2022_3_848_61

Original article

"Protocols of the Elders of Zion" as a Sign of the Era

B. L. Khavkin

Russian State University for the Humanities (RSUH), Moscow, Russia

novistor@mail.ru

Abstract. The article is devoted to the history of the anti-Semitic provocation of the twentieth century - "Protocols

of the Elders of Zion." The purpose of the study is to identify the relationship between the provisions of the document and the genesis of Nazism in Germany. Historical retrospection, analysis, synthesis, logical and chronological methods were used in the work. When writing the article, the works of Russian and foreign researchers were used. The author concludes about the significant influence of the ideas of the "Protocols" on the formation of Nazism in Germany in the early 20th century.

Keywords: "The world Jewish conspiracy", Nazi Germany, "the final solution to the Jewish question", "Protocols of

the Elders of Zion", the Holocaust

For citation: Khavkin, B. L. (2022). "Protocols of the Elders of Zion" as a sign of the era. Vestnik of Moscow State

Linguistic University. Social Sciences, 3(848), 61-66. 10.52070/2500-347X_2022_3_848_61

ВВЕДЕНИЕ

Сочиненные на рубеже XIX-XX вв. по заданию царской охранки «Протоколы сионских мудрецов» - самая известная в мире антисемитская провокация, основанная на фальсификации и плагиате. Этот факт давно доказан (Протоколы сионских мудрецов // Энциклопедия Холокоста).

В ХХ в. фальшивые «Протоколы сионских мудрецов» стали своего рода знаком эпохи поиска мировых заговоров, параноидальных форм ксенофобии и Холокоста. «Протоколы сионских мудрецов» - фальшивка, которая, по словам британского историка Нормана Кона, дала Гитлеру «благословение на геноцид» [Кон, 1990, с. 186].

«Протоколы» отравляли сознание людей в разных станах, переиздавались десятки раз многомиллионными тиражами, переведены на многие языки мира. К сожалению, и в XXI в. существуют многочисленные сторонники подлинности «Сионских протоколов». Такую позицию занимают многие арабские и мусульманские правительства и политические лидеры [Хавкин, URL]. В некоторых странах изучение «Протоколов» включено в школьную программу1.

Цель статьи - показать связь фальшивых «Протоколов» и нацистской идеологии.

«ПРОТОКОЛЫ» В РОССИИ НАЧАЛА XX в.

Вопрос об авторстве фальшивых «Протоколов сионских мудрецов» - предмет отдельной дискуссии. В исследованиях, посвященных этой проблеме, в качестве автора чаще всего называется имя Матвея Головинского - русского журналиста, жившего в Париже и сотрудничавшего с царской охранкой. Считается, что именно Головинский составил «Протоколы», работая под руководством главы заграничной агентуры российского Департамента полиции в Париже Петра Рачковского [Скуратовский, URL].

Если первоначально задача фальсификаторов «Протоколов» состояла в том, чтобы опорочить любую попытку модернизации Российской империи, представив ее как «еврейский проект», то по мере распространения «Протоколов» по миру эта задача стала шире: евреев обвиняли в «всемирном заговоре» для захвата власти и создания «тайного мирового правительства».

Впервые в широкой печати о существовании «Протоколов» упомянул журналист Михаил Меньшиков в статье «Заговоры против человечества», опубликованной в газете «Новое время» от 7(20) апреля 1902 г. Меньшиков сомневался

1 URL: https://www.jewishvirtuallibrary.org/myths-and-facts-exclusives

в подлинности «Протоколов» и назвал их распространителей «людьми с повышенной температурой мозга».

В 1903 г. сокращенная версия «Протоколов» была опубликована в газете «Знамя» в Санкт-Петербурге.

Философ Николай Бердяев оценил «Протоколы» как фальсификацию. Бердяев писал: «Я считаю ниже своего достоинства опровергать «Протоколы сионских мудрецов». Для всякого не потерявшего элементарного психологического чутья ясно при чтении этого низкопробного документа, что он представляет наглую фальсификацию ненавистников еврейства» [Бердяев, 2018, с. 9].

Признать «Протоколы» фальшивкой был вынужден даже «наследственный антисемит» царь Николай II. Знаменитый «охотник за провокаторами» Владимир Бурцев утверждал, что «Николай II унаследовал свой антисемитизм от отца, Александра III, убежденного антисемита, несомненно, много сделавшего для развития в России ненависти к евреям. Для Николая II борьба антисемитов с евреями была, очевидно, "чистым делом''! Антисемиткой была и императрица Александра Федоровна. Она до конца своей жизни верила в подлинность "Протоколов" и увлекалась немецкой свастикой. Это ее связывало и с тогдашним немецким довоенным антисемитизмом, который так пышно развился впоследствии при Гитлере. Ее отношение к "Протоколам" было едва ли не единственным пунктом ее разногласий с Николаем II» [Бурцев, 2011, с. 17].

Бывший начальник петербургского охранного отделения генерал К. И. Глобачев свидетельствовал, что в 1905 г. «Чтение «Протоколов» произвело очень сильное впечатление на Николая II, который с того момента сделал их как бы своим политическим руководством. Характерны пометки, сделанные им на полях представленного ему экземпляра: «Какая глубина мысли!», «Какая предусмотрительность!», «Какое точное выполнение своей программы!», «Наш 1905 год точно под дирижерство мудрецов», «Не может быть сомнений в их подлинности», «Всюду видна направляющая и разрушающая рука еврейства» [Хавкин, и1ЯЦ.

Премьер-министр П. А. Столыпин приказал произвести секретное расследование происхождения этого документа. Дознание установило подложность «Протоколов» и их авторов. Столыпин доложил об этом Николаю II, который был глубоко потрясен. На докладе деятелей «Союза Русского Народа» о возможности использовать «Протоколы» для антиеврейской пропаганды царь написал: «Протоколы изъять, нельзя чистое дело защищать грязными способами» [Бурцев, 2011, с. 18].

В 1905 г. «Протоколы» в серии «Враги рода человеческого» издал один из идеологов «Союза русского народа» Георгий Бутми. В том же году мистик Сергей Нилус включил «Протоколы» в качестве приложения в свою книгу «Великое в малом. Близ грядущий анархист и царство диавола на земле». К 1917 году Нилус опубликовал в России четыре издания «Протоколов».

Но только после убийства Романовых в 1918 г. эта книга превратилась в символическое «доказательство реальности» существования «всемирного еврейского заговора». «Пожалуй, никакое другое событие этого периода не способствовало в такой мере распространению антисемитизма и популяризации пресловутых "Протоколов сионских мудрецов"», - писал о екатеринбургской трагедии американский историк Ричард Пайпс [Пайпс, 2005, с. 549].

«ПРОТОКОЛЫ» И ИДЕОЛОГИЯ НАЦИЗМА

После Первой мировой войны «Протоколы» выходят в свет в Польше, Франции, Англии и США. В этих изданиях ответственность за русскую революцию возлагается на еврейских заговорщиков. Более того, «еврейский большевизм» угрожает Западу. В 1920 г. американский автомобильный магнат Генри Форд публикует американизированную версию «Протоколов» - книгу «Международное еврейство», которая переводится более чем на десяток языков.

Роковые последствия имело издание «Сион-сиких протоколов» в Германии. В эту страну «Протоколы» привезли в конце 1918 г. русские эмигранты-черносотенцы Федор Винберг и Петр Шабельский-Борк. В Берлине на них обратил внимание издатель реакционного националистического журнала «Auf Vorposten» («На посту») Людвиг Мюллер фон Гаузен (псевдоним Готтфрид цур Бек). В 1919 г. Готтфрид цур Бек небольшим тиражом издал «Протоколы» на немецком языке [Die Geheimnisse der Weisen von Zion, 1919].

Переселенец из России Альфред Розенберг, который стал идеологом гитлеровской партии и главным редактором нацистской газеты «Фёль-кишер беобахтер» («Наблюдатель из народа»), предпринял массовое издание «Протоколов». Они были изданы в Германии огромными тиражами. Розенберг черпал свое вдохновение из «Протоколов», а осенью 1934 г. «Протоколы» в его редакции были введены в немецкие школьные программы [Шнирельман, 2010, с. 167].

«Протоколы» стали одной из любимых книг Гитлера: он принял как откровение начертанный

в «Протоколах» абсурдный план заговора с целью достижения господства над миром и попытался его реализовать [Хавкин, URL]. Нацистский «фюрер» использовал как раз те методы, которые авторы «Протоколов» приписывали мифическим еврейским заговорщикам. При сравнении гитлеровской книги «Майн Кампф» аналогии между «нацистской библией» и «Протоколами» прослеживается почти на каждой странице [Хавкин, 2016, с. 105]. Действительно, если целью Гитлера было мировое господство, то для достижения этой цели он мог «безжалостно» (одно из его любимых словечек) пользовался методами и уловками, идентичными тем, которые антисемиты приписывали вымышленным сионским мудрецам [Фре-кем, 2013, с. 21].

В «Майн Кампф» Гитлер пишет: «До какой степени всеобщее существование этих людей (евреев. - Б.Х.) основано на постоянной лжи, которая демонстрируется в "Протоколах сионских мудрецов", которые так сильно ненавидят евреи... Так как эта книга стала достоянием общественности, можно считать, что еврейская угроза ликвидирована» (Протоколы сионских мудрецов // Энциклопедия Холокоста).

Доктор философии Пауль йозеф Геббельс, который в Третьем рейхе стал министром народного просвещения и пропаганды, в 1924 г. писал: «Я считаю, что "Протоколы сионских мудрецов" являются подделкой . [Но] я верю в истинную, а не фактическую правду "Протоколов"» (Протоколы сионских мудрецов // Энциклопедия Холокоста). Так русское черносотенство объединилось с германским национал-социализмом: их роднил погромный антисемитизм. «Сионские протоколы» с их конспирологической идеей «мирового еврейского заговора» были и остаются важнейшей частью нацистской идеологии.

Борьба с «еврейской угрозой» была одной из главных целей развязанной Гитлером Второй мировой войны. На эту борьбу Гитлера «вдохновили» в том числе и «Сионские протоколы». В мае 1943 г. рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер предложил шефу Главного управления имперской безопасности Эрнсту Кальтенбруннеру раздать в качестве обязательного чтения эсэсовским палачам из зондеркоманд, которые занимались «окончательным решением еврейского вопроса», антисемитскую литературу - «Протоколы сионских мудрецов» и «Еврейское ритуальное убийство» [Хавкин, 2016]. Жертвами нацистского «окончательного решения» еврейского вопроса» стали 6 млн европейских евреев. Таким образом, между русской полицейской фальшивкой и Холокостом была прямая связь.

«протоколы» и современная Россия

Идеология «Протоколов сионских мудрецов» активно использовалась в конце ХХ - начале XXI в. в русском антисемитском дискурсе [Шраер, 2020, с. 47]. «Протоколы» полностью или в выдержках многократно публиковались русской радикальной прессой (газетами «Черная сотня», «Колокол», «День», «Память», «Аль-Кодс» и др.), популярными журналами («Кубань», «Наш современник», «Молодая гвардия»), выходили отдельными изданиями (в частности, в издательстве «Витязь»), популяризировались митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Иоанном и доводились до сведения православных христиан через издания книг С. Ни-луса «Великое в малом» и «Близ есть при дверех», свободно продававшихся в церковных лавках.

Подлинность «Протоколов» пытались подтвердить историк А. Г. Кузьмин, востоковед Е. С. Евсеев, бывший сотрудник Международного отдела ЦК КПСС Ю. С. Иванов, филолог и политолог Ю. К. Бегунов [Кузьмин, 1993; Евсеев, 1971; Евсеев, 2003; Иванов, 1970; Бегунов, 1993; Бегунов, 2016].

Нельзя сказать, что власти России никак не реагировали на проявления антисемитизма в стране. В 1993 г. российский суд постановил, что праворадикальная националистическая организация «Память» совершила антисемитский акт, опубликовав «Протоколы» (Протоколы сионских мудрецов // Энциклопедия Холокоста).

В январе 2006 г. члены Общественной палаты РФ и правозащитники предложили создать список запрещенной к распространению в России экстремистской литературы, в который были бы включены и «Протоколы сионских мудрецов» (Общественная палата создаст список запрещенной литературы // Лента.Ру). Однако «Протоколы» вошли в этот список лишь в 2010 г. Решением Ленинского районного суда Оренбурга от 26.07.2010 г. брошюра «Протоколы сионских мудрецов» внесена в федеральный список экстремистских материалов под номером 1496 (Список экстремистских материалов // Министерство юстиций Российской Федерации).

Казалось бы, вопрос с распространением в России этой самой известной антисемитской фальшивки решен. Но в 2011 г. МИД РФ разместил заказ на «поставку в дипломатические представительства Российской Федерации комплектов духовно-нравственной литературы», в который вошла книга С. Нилуса «Великое в малом», включающая в себя «Протоколы сионских мудрецов» и другие антисемитские издания (Сведения о заказе // Единая информационная система в сфере закупок).

Если в МИД РФ черпают духовно-нравственные силы из «Протоколов сионских мудрецов», то пассаж министра иностранных дел С. В. Лаврова в интервью от 1 мая 2022 г. о «еврейской крови Гитлера» становится понятен (МИД Израиля вызвал посла России после слов Лаврова о Гитлере // Интерфакс). Отметим, что Президенту В. В. Путину пришлось извиниться перед премьером Израиля Н. Беннетом за слова своего министра. Впрочем, в официальном сообщении Кремля об извинении Путина не говорится (Израиль сообщил об извинении Путина за слова Лаврова // Forbes). Это было извинение перед Израилем, а не перед Россией, в которой министр иностранных дел может безнаказанно разглагольствовать о том, что «самые ярые антисемиты, как правило, евреи» (Интервью министра иностранных дел Российской Федерации С. В.Лаврова итальянской телекомпании «Медиасет», Москва, 1 мая 2022 года // МИД Российской Федерации).

«Еще одна «красная линия» в языке ненависти (конспирологические предположения как минимум со времен «Протоколов сионских мудрецов» - часть этого языка) перейдена, можно ли ожидать продолжения?», - задает риторический вопрос журналист Андрей Колесников («Камингаут» антисемитов // Газетаги1)

заключение

Идеология «Сионских протоколов», к сожалению, во многом остается знаком эпохи. Об этом свидетельствует и новое (2017) издание Сергея Нилуса, содержащее пресловутые «Протоколы» [Нилус, 2014].

Философ А. Г Дугин убежден: «творчество Сергея Нилуса сегодня намного более актуально, чем творчество Льва Толстого» [Умланд, Шеховцов, 2010, т. 7, с. 172]. А. Г Дугин утверждает: «Осуществились не толстовская свобода и торжество народного духа, а красный террор, цареубийство, снос церквей. При этом явилась "группа кровавых фанатиков", удивительно, даже визуально напоминающих карикатуры на всё тех же пресловутых несуществующих вымышленных мудрецов... Ну и вымысел, ну и подделка! Сбывшиеся, вплоть до малейших деталей. Самая успешная хитрость дьявола состоит в том, чтобы убедить человечество, что его не существует, как не существует никаких сионских мудрецов, никакого политического антихриста, никакого мирового правительства - и как видно, это до сих пор очень успешно действует» [Дугин, 2016]. К сожалению, перефразируя известный лозунг советских времен, можно сказать, что «дело Нилуса живет и побеждает».

1 URL: https://www.gazeta.ru/comments/column/kolesnikov/12352009. shtml

список источников

1. Кон Н. Благословение на геноцид. Миф о всемирном заговоре евреев и «Протоколах сионских мудрецов». М. : Прогресс, 1990.

2. Хавкин Б. Л. От мифа о «ритуальном убийстве» до Холокоста // НГ Религии. URL: https://www.ng.ru/ng_ reLigii/2018-10-16/14_452_version.htmL

3. Скуратовский В. Проблема авторства «Протоколов сионских мудрецов» // Институт Иудаики. URL: https:// judaica.kiev.ua/oLd/Skuratovskiy.htm

4. Бердяев Н. А. Христианство и антисемитизм // Путь. 1938. № 56. С. 3-18.

5. Бурцев В. Л. «Протоколы сионских мудрецов» - доказанный подлог. М. : Книга по Требованию, 2011.

6. Пайпс Р. Русская революция: в 3 кн. Кн. 2. Большевики в борьбе за власть. 1917-1918. М. : Адити : Захаров, 2005.

7. Die Geheimnisse der Weisen von Zion: die Veröffentlichung von Gottfried zur Beek und die kritische Gegenschrift von Binjamin SegeL. CharLottenburg, 1919.

8. Шнирельман В. А. Лица ненависти (Антисемиты и расисты на марше). М. : Московское бюро по правам человека : Academia, 2010.

9. Хавкин Б. Л. О научном немецком издании книги «Майн Кампф» // Новая и новейшая история. 2016. № 4. C. 103-114.

10. Фрекем Дж. Гитлер и его бог. За кулисами феномена Гитлера. М. : Адити, 2013.

11. Шраер М. Д. Антисемитизм и упадок русской деревенской прозы. СПб. : Academic Studies Press, 2020.

12. Кузьмин А. Г. Какой фашизм нам угрожает? // Молодая гвардия. 1993. № 8. URL: http://wap.communist.borda. ru/?1-12-0-00000079-000-0-0-1423593158

13. Евсеев Е. С. Сионизм: идеология и политика. М. : Изд-во политической литературы, 1971.

14. Евсеев Е. С. Сионизм в системе антикоммунизма. М. : Изд-во политической литературы, 2003.

15. Иванов Ю. С. Осторожно: синонизм! М. : Изд-во политической литературы. 1970.

16. Бегунов Ю. К. Был ли Нилус автором «Протоколов Сионских мудрецов? // Русский вестник. 1993. №7. URL: https://begunov.spb.ru/indexe0e0.htmL

17. Бегунов Ю. К. Тайные силы в истории России / состав. П. В. Тулаев ; отв. ред. О. А. Платонов. М. : Институт русской цивилизации, 2016.

18. Нилус С. А. «Близ есть, при дверех...». М. : Алгоритм, 2014.

19. Умланд А., Шеховцов А. PhiLosophia Perennis и «неоевразийство»: роль интегрального традиционализма в утопических построениях Александра Дугина // Форум новейшей восточноевропейской истории и культуры. 2010. № 2. Т. 7. С. 169-186.

20. Дугин A. Наследие Сергея Нилуса актуальнее, чем Льва Толстого // Царьград ТУ 09.09.2016. URL: https:// tsargrad.tv/articLes/aLeksandr-dugin-nasLedie-sergeja-niLusa-aktuaLnee-chem-Lva-toLstogo_25328

REFERENCES

1. Kon, N. (1990). Blagoslovenie na genocid. Mif o vsemirnom zagovore evreev i «Protokolah sionskih mudrecov» = Warrant for Genocide: The Myth of the Jewish World Conspiracy And the Protocols of the Elders Of Zion. Moscow: Progress. (In Russ.)

2. Khavkin, B. L. Ot mifa o «rituaTnom ubijstve» do Xolokosta = From the myth of «ritual murder» to the Holocaust. NG Religii. https://www.ng.ru/ng_religii/2018-10-16/14_452_version.html (In Russ.)

3. Skuratovskij, V. Problema avtorstva «Protokolov sionskix mudreczov» = The Problem of the Authorship of the Protocols of the Elders of Zion. Institut ludaiki. https://judaica.kiev.ua/old/Skuratovskiy.htm (In Russ.)

4. Berdyaev, N. A. (1938). Hristianstvo i antisemitizm = Christianity and anti-Semitism. Put, 56, 3-18. (In Russ.)

5. Burcev, V. L. (2011). «Protokoly sionskih mudrecov» - dokazannyj podlog = The Protocols of the Elders of Zion are a proven forgery. Moscow: Kniga po Trebovaniyu. (In Russ.)

6. Pajps, R. (2005). Russkaya revolyuciya = Russian revolution: in 3 vols. Vol. 2. BoTsheviki v bor'be za vlasf= Bolsheviks in the struggle for power. 1917-1918. Moscow: Aditi : Zaxarov. (In Russ.)

7. Die Geheimnisse der Weisen von Zion: die Veröffentlichung von Gottfried zur Beek und die kritische Gegenschrift von Binjamin Segel (1919). Charlottenburg.

8. Shnirelman, V. A. (2010). Lica nenavisti (Antisemity i rasisty na marshe) = Faces of hatred (Anti-Semites and racists on the march). Moscow: Moskovskoe byuro po pravam cheloveka : Academia. (In Russ.)

9. Khavkin, B. L. (2016). About he Scientific German Edition of the Book "Mem Kampf". Novaya i noveishaia istoriia, 4, 103-114. (In Russ.)

10. Frekem, Dzh. (2013). GitLer i ego bog. Za kulisami fenomena Gitlera = Hitler and his God: The Background to the Nazi Phenomenon. Moscow: Aditi. (In Russ.)

11. Shraer, M. D. (2020). Antisemitizm i upadok russkoj derevenskoj prozy = Antisemitism and the Decline of Russian Village Prose. Saint Petersburg: Academic Studies Press. (In Russ.)

12. Kuz"min, A. G. (1993). Kakoj fashizm nam ugrozhaet? = What kind of fascism threatens us? Molodaya gvardiya, 8. http://wap.communist.borda.ru/71-12-0-00000079-000-0-0-1423593158 (In Russ.)

13. Evseev, E. S. (1971). Sionizm: ideologiya i politika = Zionism: Ideology and Politics. Moscow: Izd-vo politicheskoj literatury. (In Russ.)

14. Evseev, E. S. (2003). Sionizm v sisteme antikommunizma = Zionism in the system of anti-Communism. Moscow: Izd-vo politicheskoj literatury. (In Russ.)

15. Ivanov, Yu. S. (1970). Ostorozhno: sinonizm! = Caution: Zionism! Moscow: Izd-vo politicheskoj literatury. (In Russ.)

16. Begunov, Yu. K. (1993). Byl li Nilus avtorom «Protokolov Sionskix mudreczov?» = Was Nilus the author of the Protocols of the Elders of Zion? Russkij vestnik, 7. https://begunov.spb.ru/indexe0e0.html (In Russ.)

17. Begunov, Yu. K. (2016). Tajny"e sily" v istorii Rossii = Secret Forces in the History of Russi. Ed. by O. A. Platonov. Moscow: Institut russkoj civilizacii. (In Russ.)

18. Nilus, S. A. (2014). «Bliz est", pri dverex...» = «Near there, at the door ...». Moscow: Algoritm. (In Russ.)

19. Umland, A., Shexovczov, A. (2010). Philosophia Perennis i «neoevrazijstvo»: rol' integralnogo tradicionalizma v utopicheskix postroeniyax Aleksandra Dugina = Philosophia Perennis and «neo-Eurasianism»: the role of integral traditionalism in Alexander Dugin's utopian constructions. Forum novejshej vostochnoevropejskoj istorii i kultury, 2 (7), 169-186. (In Russ.)

20. Dugin, A. (2016, September 9). Nasledie Sergeya Nilusa aktualnee, chem Lva Tolstogo = The legacy of Sergei Nilus is more relevant than Leo Tolstoy. Czargrad TV. https://tsargrad.tv/articles/aleksandr-dugin-nasledie-sergeja-nilusa-aktualnee-chem-lva-tolstogo_25328 (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

информация об авторе

Хавкин Борис Львович

доктор исторических наук, профессор кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики факультета международных отношений, политологии и зарубежного регионоведения Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ)

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Khavkin Boris Lvovich

Doctor of Historical Sciences, Professor of the Department of Foreign Regional Studies and Foreign Policy of the Faculty of International Relations, Political Science and Foreign Regional Studies of the Historical and Archival Institute of the Russian State University for the Humanities (RSUH)

Статья поступила в редакцию 17.06.2022 одобрена после рецензирования 05.07.2022 принята к публикации 12.07.2022

The article was submitted 17.06.2022 approved after rewiewing 05.07.2022 accepted for publication 12.07.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.