Научная статья на тему 'ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСАНДР СУЛОЦКИЙ В ОМСКОМ КАДЕТСКОМ КОРПУСЕ (ПО ВОСПОМИНАНИЯМ ЕГО УЧЕНИКОВ)'

ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСАНДР СУЛОЦКИЙ В ОМСКОМ КАДЕТСКОМ КОРПУСЕ (ПО ВОСПОМИНАНИЯМ ЕГО УЧЕНИКОВ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОМСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС / ЗАКОН БОЖИЙ / БОГОСЛУЖЕНИЕ / ВОСПОМИНАНИЯ / М. ПУТИНЦЕВ / Г. КАТАНАЕВ / ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Котова К. И.

Раскрывается одна из сторон многогранной личности А. И. Сулоцкого, связанная с его преподавательской деятельностью в Омском кадетском корпусе. Предпринята попытка представить образ протоиерея Александра Сулоцкого, который сложился у его учеников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCHPRIEST ALEXANDER SULOTSKY IN THE OMSK CADET CORPS (ACCORDING TO THE MEMOIRS OF HIS STUDENTS)

Archpriest Alexander I. Sulotsky (1812-1884) left a significant mark in the life of Omsk. But in modern historiography, his personality and his contribution to the intellectual landscape of the city are presented very fragmentary. In 1848, A.I. Sulotsky was appointed a catechist in the Siberian Cadet Corps in Omsk and rector of the corps church. This activity of A.I. Sulotsky was reflected in the memoirs of his students. The purpose of this article is to reconstruct image based on memoirs of the cadet corps graduates - Archpriest Mikhail Putintsev and Lieutenant General, historian of the Siberian Cossacks, local historian, public figure G.E. Katanaev.Being a catechist and a priest, A.I. Sulotsky actively studied the history of Siberia, the enlightenment of its small nations and left behind not only a scientific legacy, but also a spiritual one, reflected in the worldview of his pupils. Sulotsky was described as loving mentor and reverent priest in the memoirs of his students. He loved his subject and Worship and was able to instill this love in his pupils, some of them, like M. Putintsev and A. Sharapov, were ordained priests. Of course, it is impossible not to pay attention to the idealization of the image of the teacher. Probably, the attitude of the Omsk cadets to the teaching of the Law of God was not so equally enthusiastic. Clarification of this issue requires the search for additional sources. Unfortunately, memoirists do not talk about the scientific works of Alexander I. Sulotsky and this area of his activity needs further research.

Текст научной работы на тему «ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСАНДР СУЛОЦКИЙ В ОМСКОМ КАДЕТСКОМ КОРПУСЕ (ПО ВОСПОМИНАНИЯМ ЕГО УЧЕНИКОВ)»

ИСТОРИОГРАФИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2022. Т. 9, № 2 (34). С. 117-124. УДК 921

Б01 10.24147/2312-1300.2022.9(2).117-124

К. И. Котова

ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСАНДР СУЛОЦКИЙ В ОМСКОМ КАДЕТСКОМ КОРПУСЕ (ПО ВОСПОМИНАНИЯМ ЕГО УЧЕНИКОВ)

Раскрывается одна из сторон многогранной личности А. И. Сулоцкого, связанная с его преподавательской деятельностью в Омском кадетском корпусе. Предпринята попытка представить образ протоиерея Александра Сулоцкого, который сложился у его учеников.

Ключевые слова: Омский кадетский корпус; Закон Божий; богослужение; воспоминания; М. Путинцев; Г. Катанаев; образ учителя.

Протоиерей Александр Иванович Су-лоцкий (1812-1884 гг.) - человек, оставивший в жизни Омска весомый след. Значителен его вклад в обустройство интеллектуального ландшафта Омска. Согласно кратким биографическим сведениям [1, с. 258-259], в 1848 г. А. И. Сулоцкий был назначен законоучителем в Сибирский кадетский корпус в Омске и настоятелем корпусной церкви. К сожалению, архивных записей о его службе в кадетском корпусе не сохранилось. С 1868 г. А. И. Сулоцкий состоял членом правления Омского духовного училища и председателем съездов Омского училищного округа. В 1868 г. он был в числе членов-учредителей Общества исследователей Западной Сибири, а в 1877 г. - Западносибирского отдела Императорского Русского географического общества (далее - ЗСО ИРГО). Но в современной литературе его имя можно назвать полузабытым. Жизнь и труды Александра Ивановича в историографии отображены весьма фрагментарно. Научные статьи об интересующей нас персоне имеются в третьем томе Энциклопедии города Омска «Омск в лицах» [2] и в библиографическом

указателе «Русские писатели-богословы» [3]. Указанные статьи не содержат принципиально новых сведений об историке. Это объясняется тем, что сам жанр словарной статьи не предполагает подробного анализа, его стратегия нацелена, как правило, на краткость. Особо отметим внимание к личности А. И. Сулоцкого в исследованиях Ю. Манд-рыки, весьма ценным являются опубликованные им документы из архива Александра Ивановича [4].

Восполнить сложившуюся фрагментацию в освещении личности А. И. Сулоцкого нам позволяют воспоминания его учеников -протоиерея Михаила Путинцева, увидевшие свет в № 5 журнала «Душеполезное чтение» за 1885 г. [5], и историка Сибирского казачества, краеведа, общественного деятеля генерал-лейтенанта Г. Е. Катанаева, написанные в 1921 г., незадолго до смерти, и опубликованные в сборнике сочинений Г. Е. Катанаева «Очерки былого» в 2012 г. [6].

Возросший интерес к месту и роли церкви в истории государства, а также современные споры о месте религиозного сознания в процессе самоидентификации лично-

сти стимулируют обращение к истории её служителей, каковым и был А. Сулоцкий. В привлекаемых нами воспоминаниях прочитываются не только портретные зарисовки учителя, его внешний облик, отношение к ученикам и к своей преподавательской миссии. Воспоминания ценны ещё и тем, что в них представлена характеристика духовной жизни кадетов и некоторые особенности преподавания Закона Божия в Омском кадетском корпусе.

Начнём с известных биографических данных самого героя повествования и его учеников - авторов мемуарных текстов.

А. И. Сулоцкий родился в с. Сулость Ростовского уезда Ярославской губернии. Вероятно, отсюда и происхождение его фамилии. Отец его был бедным причетником2. Образование Александр Иванович получил сначала в Ярославской духовной семинарии, из которой, как лучший ученик, в 1833 г. был отправлен на казённый счёт в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1837 г. со степенью кандидата богословия. В 1838 г. Комиссией духовных училищ был назначен в Тобольскую духовную семинарию учителем церковной истории и греческого языка. Позже к преподаваемым предметам добавились библейская и церковная истории, древности церковные и обряды, церковные законы и история русской церкви.

В 1846 г. в Омске был открыт Сибирский кадетский корпус, преобразованный из бывшего войскового казачьего училища, в который требовался законоучитель с высшим богословским образованием. Учителя не могли найти целых два года, что было связано с нежеланием многих подходящих кандидатур ехать из Центральной России в далёкую Сибирь, а в Тобольской епархии священников с академическим образованием не было. В 1848 г. А. И. Сулоцкий решился принять должность законоучителя кадетского корпуса, с рукоположением в сан священника (рукоположен архиепископом тобольским Георгием)3, настоятеля корпусной церкви. С этого момента начинается деятельность о. Александра в Омске, и не только как учителя, но и как священника и историка-краеведа.

Александр Иванович Сулоцкий - специалист по истории христианства в Сибири.

Его перу принадлежит около 100 работ, опубликованных как в местных изданиях, так и в столичных «Страннике», «Душеполезном чтении», «Русской старине», «Русском вестнике». «Москвитянине» и других изданиях. Девять его работ были изданы отдельными книгами и брошюрами. За работу «Филофей Лещинский, митрополит Сибирский и Тобольский», написанную в 1854 г., он был удостоен степени магистра богословия.

Коротко об авторах мемуарных текстов. Михаил Петрович Путинцев родился в Омске в 1843 г. Окончил Сибирский кадетский корпус в 1862 г. В течение четырёх лет служил офицером 6-го конного полка Сибирского казачьего войска в звании хорунжего, в 1866 г. избрал путь духовного служения и был рукоположен в иереи4, непродолжительное время возглавлял Обдорскую духовную миссию, сыграл значительную роль в становлении науки и просвещения в Сибири (подробнее см.: [7]). Активно занимался газетно-журнальной публицистикой, первые его работы были опубликованы в журнале «Странник».

При работе с его текстом мы учитывали несколько моментов. Первый - это язык повествования автора. Отец Михаил использует термины, характерные для церковных текстов, например «говение», «седмица», «скоромный», которые не всегда понятны современному светскому читателю. Их толкование вынесено нами в подстрочные примечания. Второй момент, который важно учесть, - это акцент на событиях именно учебного, воспитательного, богослужебного характера, но не научной деятельности Александра Ивановича.

Другой мемуарист - Георгий Ефремович Катанаев (1848-1921) - происходил из семьи офицера Сибирского казачьего войска. Образование получил в Сибирском кадетском корпусе в Омске, окончил его в 1866 г. В том же году произведён в хорунжии, назначен в 1-й военный округ Сибирского казачьего войска. В 1870 г. направлен в 1-й Сибирский казачий полк на должность адъютанта. После служил преподавателем Омской военной гимназии. В 1890-1907 гг. - председатель войскового хозяйственного правления Сибирского казачьего войска. Является одним из создателей и активным деятелем ЗСО ИРГО. Последний год своей жизни Г. Е. Ка-

танаев работал в Музее ЗСО ИРГО, возглавляя отдел истории и археологии5.

Он учился в Сибирском кадетском корпусе пятью годами младше о. Михаила Пу-тинцева [6, с. 99]. В его воспоминаниях личности преподавателя Закона Божьего и особенностям преподавания религиозных дисциплин в кадетском корпусе отведено не так много места в сравнении с личностями других преподавателей и их предметами. Предположим, что это связано с тем, что, в отличие от о. Михаила, чьё сердце расположилось к священству, Георгий Ефремович больше тяготел к другой сфере жизни - светской - и большее внимание уделял особенностям преподавания русского языка, истории и т. п. С другой стороны, Г. Е. Катанаев не являлся противником Церкви, и его воспоминания вполне можно считать не предвзятыми по отношению к о. Александру.

В кадетском корпусе А. И. Сулоцкий работал на протяжении 20 лет, он - типичнейшая фигура старого «истинно верующего» законоучителя и священника [6, с. 98]. В воспоминаниях о. Михаила мы видим Александра Ивановича по-отечески добрым и любящим, он пишет: «Я поступил в Сибирский кадетский корпус в августе 1858 года, будучи девятилетним мальчиком. Живо помню впечатление, произведённое тогда на меня и на моих товарищей законоучителем корпуса, о. Александром Сулоцким. Это было на приёмном экзамене. Нас новичков набралось довольно много, что-то около 40 человек. Непривычная для нас обстановка большого учебного заведения, военная выправка старых кадет, звуки барабана, которыми возвещалось начало и окончание лекций, незнакомые лица учителей и офицеров, всё это наводило на наши юные сердца какой-то страх, мы невольно робели и на экзамене часто отвечали невпопад» [5, с. 80]. Мемуарист описывает сложное психологическое состояние экзаменующихся: «мы сильно трусили, а многие втихомолку и поплакали» - и далее рисует облик Сулоцкого: «входит к нам в класс статный, красивый, средних лет священник, с прекрасными вьющимися русыми волосами. Кроткий взгляд его ясных голубых глаз, доброе, симпатичное лицо, тихий голос, скромные приёмы и походка, ласковое отеческое обращение с нами, всё это

сразу очаровало нас, успокоило, придало смелости, мы почувствовали себя как будто в присутствии родного, любящего отца» [5, с. 76].

Характерны для о. Александра и такие черты, как любовь к предмету, к ученикам, что видно из следующего. Мемуарист сообщает, что учитель имел обыкновение после занятий беседовать с учениками о прочитанном материале. Для этого он иногда приходил сам в учебное заведение, а чаще приглашал воспитанников к себе в дом. Его беседы были такими же простыми и понятными, как и его уроки в классе. Кадеты с удовольствием слушали своего наставника.

Манеру преподавания о. Александра несколькими словами описывает Г. Е. Ката-наев, отмечая, что он читал «не мудрствуя лукаво и не философствуя» [6, с. 98]. Вспоминает он и преподаваемые Сулоцким предметы: молитвы, священную историю Ветхого и Нового завета, порядок и смысл священно-служения, православный катарсис по Филарету и историю вселенской и русской церкви. «В истории русской церкви мы особенно сведущи были в проповеди христианства и православия в Сибири, так как протоиерей Сулоцкий был не только законоучитель, но и историк Сибири, статьи которого украшали в своё время не одни провинциальные народнические издания, но и всероссийские» [6, с. 98].

При оценках на экзаменах о. Александр принимал во внимание внеклассное чтение духовной литературы. Такие ученики получали лучшие оценки. Экзамены Закона Бо-жия всегда и во всех классах проходили хорошо. На экзамены обычно приглашали старшее в городе духовное лицо - соборного протоиерея. Таким одно время был известный своей святой и подвижнической жизнью старец о. Стефан Знаменский. Экзаменаторы всегда оставались довольны основательными знаниями кадетов Закона Божьего, что является высокой оценкой мастерства преподавателя, сумевшего заинтересовать учеников. Провалиться на экзамене по этому предмету считалось в кадетском корпусе тяжёлым, неизгладимым позором. Протоиерей Михаил Путинцев пишет об этом так: «В старших классах экзамены обыкновенно оканчивались блестящим образом, и нужно было ви-

деть тогда радостное, сияющее лицо о. Александра! Почтенный батюшка не находил слов для выражения благодарности своим питомцам» [5, с. 80].

Вообще Закон Божий всегда был одним из главных предметов в кадетских корпусах и гимназиях. Но отношение к нему не было однозначным. Если мы сравним впечатления воспитанников других учебных заведений, в том числе и кадетских корпусов, например Симбирского кадетского корпуса, или гимназий, например Тифлисской и Черниговской, то увидим, что немногие были рады необходимости посещать этот предмет и участвовать в богослужении. Так, воспитанник Симбирского кадетского корпуса кадет Сквор-цов6 с теплотой вспоминает своего законоучителя, в то время как художник Евгений Спасский7, поступивший в 1909 г. в Тифлисскую гимназию, и священник-белоэмигрант Сергий Четвериков [8], обучавшийся в Черниговской гимназии, вспоминают уроки Закона Божия с детским ужасом, как скорее отвращающие от веры, чем прививающие её.

Как видим, далеко не всем учителям-священникам удавалось привить любовь к предмету и укрепить воспитанников в вере. Александру Ивановичу это удалось настолько, что воспитанники приходили к нему и на дополнительные занятия, а некоторые по окончании учебного заведения выбрали путь священнослужителей. Г. Е. Катанаев вспоминает о двух таких кадетах, учившихся старше него: «Двое из учеников Сулоцкого по кадетскому корпусу (два казака) Путинцев Михаил Петрович и Шарапов Александр Михайлович, выйдя из корпуса хорунжими, вскоре же выявили желание перейти в духовное сословие, что и было удовлетворено. Оба они были посвящены в священники, и один из них (Путинцев) очень скоро возведён в сан протоиерея как выдающийся духовный пастырь и писатель. Протоиерей Шарапов в последние годы своей жизни был преподавателем Закона Божьего в только что основанной в конце 1870-х годов мужской гимназии в Омске. Оба учились в кадетском корпусе одновременно со мной в составе эскадрона; они были на пять лет старше меня» [6, с. 99].

Любовь о. Александра к воспитанникам была взаимной. Кадеты называли его «батюшкой», вкладывая в это свою любовь.

Протоиерей Михаил Путинцев пишет об этом так: «Кстати об этом эпитете "батюшка", который мы присвоили своему законоучителю. Казалось бы, сколько в нём заключается глубокого смысла, какою теплотой детской любовью дышит это слово!.. Однако в нынешние времена, как слышно, некоторые молодые законоучители не любят, если их называют "батюшкой", а требуют, чтобы ученики величали их по имени: "отец Иван", например, или даже "Иван Иванович". Но лучше ли это? Вряд ли!.. А в наше время не только ученики, но и сослуживцы нашего законоучителя называли его "батюшкой", и только сановитый директор наш, старец генерал-лейтенант Павловский, любивший о. Александра, иногда звал его по имени и отчеству» [5, с. 82].

Отец Михаил вспоминает, как «не редко случалось, что о. Александр спасал некоторых кадетов от строгого наказания за какие-либо их проступки. В этих случаях он являлся заступником за виновного пред корпусным начальством, и заступничество почтенного законоучителя всегда уважалось» [5, с. 87], но, к сожалению, не приводит ни одного примера их проступков и заступничества о. Александра.

Ещё одной характерной чертой о. Александра, по Путинцеву, была истинная любовь к богослужению, которое в корпусной церкви совершалось в воскресные, праздничные и торжественные дни, начинаясь накануне всенощным бдением. Об этом говорят и неспешность в службе, и чёткое произношение молитв. Благоговейное служение о. Александра всегда привлекало в корпусную церковь много молящихся и производило на них благодатное, отрадное впечатление. Автор воспоминаний передаёт впечатления кадетов и других молящихся так: «Мне не раз в последствии приходилось слышать от многих, высокообразованных и благочестивых особ, посещавших кадетскую церковь, что при благоговейном служении о. Александра, сопровождаемом прекрасным, осмысленным пением его питомцев, души молящихся настраивались на самые возвышенные чувства: казалось, бессмертный дух уносился в небесные высоты и присоединялся там к сонму ангелов, непрестанно славословящих Пред-вечнаго. Подобные же чувства испытывали

и кадеты при служении своего батюшки» [5, с. 82].

Особенно памятно кадетам служение о. Александра в седмицу говения8, в Великий пост. Кадеты говели обыкновенно в Крестопоклонную седмицу9. (Вероятно, в каждом кадетском корпусе была своя традиция выбранной для говения седмицы Великого поста. Так, во Владикавказском Кадетском корпусе для говения в Великий пост указывается чётная седмица .) Это время было временем истинного поста, молитвы и нравственного подвига. Всю седмицу говения кадетам давали постную пищу, тогда как в другие седмицы Великого поста разрешали скоромную, т. е. мясную и молочную, кроме среды и пятницы. Все обязательные учебные занятия в это время прекращались. Кадетам предоставлялось заняться исключительно чтением духовных книг, размышлением и религиозными беседами между собой. Насилия при этом никакого не было: желающие могли заниматься повторением пройденного по всем наукам или приготовлением сочинений, задач, рисунков, чертежей и планов, которых очень много было по предметам военной специальности. Не разрешалось только лёгкое чтение. Занятиями этими руководил о. Александр, усиливавший в это время свои назидательные беседы с кадетами и снабжавший их духовной литературой. Великопостное богослужение о. Александр совершал, кажется, ещё с большим благоговением, чем в обычные дни. На клиросе читали большей частью кадеты, среди которых были очень хорошие чтецы. Прислуживали в алтаре также кадеты. То и другое, впрочем, могло быть и в другие дни года. Но в дни говения всё это в глазах кадетов принимало более торжественный, так сказать, покаянный отпечаток. Вместе с кадетами говели все корпусные начальники с их семействами. Было много говеющих из посторонних лиц, преимущественно местной аристократии. Служба тогда совершалась по два раза в день: утром и вечером, продолжаясь каждый раз более часа.

Исповедь начиналась после раннего обеда. Кадетов приводили в церковь по отделениям. По одному с благоговейный трепетом входили кадеты в алтарь, где обычно исповедовал их о. Александр. Не менее 10-

12 минут продолжалась исповедь каждого. Тихо, ласково беседовал духовный отец со своими юными исповедниками. Многие выходили от исповеди с заплаканными глазами. В жизни о. Михаила великопостный период запомнился как время духовного обновления. Он пишет об этом так: «...дети и юноши после этого великого таинства значительно обновлялись духом, исправлялись в поведении и укреплялись в доброй христианской жизни. В первые месяцы после говения кадеты редко замечались в более или менее выдающихся проступках, да и вообще во времена о. Александра поведение и религиозное настроение воспитанников корпуса было весьма удовлетворительно» [5, с. 84].

Примечательно, что Г. Е. Катанаев не даёт характеристику богослужениям в корпусной церкви, несмотря на то, что «волею начальства был зачислен в певчие на амплуа "альта"» [6, с. 65]. При возможности, он предпочитал ходить в «казачью церковь», где служил их знакомый о. Пётр Пономарёв [6, с. 65].

М. Путинцев вспоминает, что батюшка относился к воспитанникам с отеческой любовью и вниманием, и это на всю жизнь поселяло в кадетах искреннюю любовь и уважение к нему. «Так, каждый офицер, бывший учеником о. Александра, в случае приезда в Омск, считал священным долгом посетить своего незабвенного наставника. С большой радостью принимал о. Александр эти посещения своих питомцев, являвшихся к нему иногда чрез много лет, издалека и уже в значительных чинах!» [5, с. 87]. Многие из бывших воспитанников вели с ним переписку до самой его кончины, но, к сожалению, письма не сохранились. Не забыл о. Александр своих питомцев даже на смертном одре, в последние часы своей жизни он завещал своей супруге известить о его кончине некоторых бывших кадетов, с просьбой помолиться о нём. Завещание покойного, конечно, было исполнено.

Итак, в воспоминаниях протоиерея Михаила Путинцева и Георгия Катанаева А. И. Сулоцкий предстаёт по-отечески добрым, отзывчивым человеком. Он любил свой предмет и богослужение и смог привить эту любовь своим воспитанникам. Конечно, нельзя не обратить внимание на идеализацию образа учителя. Наверное, и отношение ом-

ских кадетов к преподаванию Закона Божия было не таким одинаково восторженным. Прояснение этого вопроса требует поиска дополнительных источников. К сожалению, мемуаристы не говорят о научных трудах Александра Ивановича, и эта область требует дальнейшего исследования.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Душеполезное чтение - ежемесячный православный журнал, издававшийся в Москве с 1860 по 1917 г. (в 1912-1914 гг. издавался в Сер-гиевом Посаде). Журнал ориентировался главным образом на духовенство, был призван служить подспорьем для составления поучений и проповедей, для чего в нём публиковались статьи веро-учительного и нравоучительного содержания, в которых обращалось внимание на явления современной общественной жизни. Подробнее см.: Азбука веры : правосл. портал. - https://azbyka.ru /otechnik/pravoslavnye-zhurnaly/dushepoleznoe-chtenie/.

2 Причетник, т. е. член причта церкви, иначе церковнослужитель; общее название всех клириков, за исключением священника и диакона: дьячков, чтецов, псаломщиков, пономарей и т. п. Их обязанность - чтение из богослужебных книг, пение на клиросе и вообще участие во всех церковных богослужениях. До 1869 г. на них лежала также обязанность наблюдать за чистотой церкви. См.: Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. - URL: https://rus-brokgauz-efron. slovaronline.com/100846-Причетник (дата обращения: 03.12.2021).

3 Преосвященный Георгий Ящуржинский правил тобольской паствой с 1845 по 1852 г.

Скончался в Тобольске, погребён в загородной архиерейской церкви.

4 Авторы публикаций об Югре в Западносибирской и Уральской периодике. 1857-1960 гг. : материалы к биогр. слов. / сост. В. К. Белоборо-дов, Т. В. Пуртова. - Ханты-Мансийск, 2008. -С. 305.

5 Баринов А. О. Катанаев Георгий Ефремович // Энциклопедия Забайкалья : в 4 т. - Новосибирск : Наука, 2006. - С. 70-71.

6 Кадеты России : энцикл. кадет. воспитания и образования. - URL: http://www.ruscadet.ru /library/01-books/skvortcov /skv_14.htm (дата обращения: 02.01.2021).

7 Спасский Е. Нелицеприятие. Автобиографический очерк // Русская жизнь. - 2008. - № 22. -URL: http://rulife.ru/mode/article/1031/ (дата обращения: 02.01.2021).

8 Так называется у православных приготовление к Таинству Причащения, заключающееся в посте и воздержании, посещении всех Богослужений в продолжение по крайней мере одной недели и выполнении домашних молитв по указанию молитвослова. См.: Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. - URL: https://rus-brokgauz-efron.slovaronline.com/36266-Говение (дата обращения: 03.12.2021).

9 Седмица - церковнославянское название недели, семидневного календарного цикла. См.: Азбука веры : правосл. портал. - URL: https:// azbyka.ru/sedmica (дата обращения 02.01.2021).

10 Гурковский В. Церковь в жизни кадетских корпусов Российской Империи // Переправа. -URL: http://pereprava.org/privacy/963-vystuplenie-vladlena-gurkovskogo-cerkov-v-zhizni-kadetskih-korpusov-rossiyskoy-imperii.html (дата обращения: 12.11.2021).

ЛИТЕРАТУРА

1. Вибе П. П., Михеев А. П., Пугачёва Н. М. Омский историко-краеведческий словарь. - М., 1994. -320 с.

2. Жук А. В., Лосунов А.М. Сулоцкий Александр Иванович // Энциклопедия города Омска : в 3 т. / под ред. И. А. Кольца, Г. А. Павлова, А. П. Толочко. - Омск : Издатель-Полиграфист, 2009-2011. - Т. 3 : Омск в лицах. - Кн. 2 : Л-Я. - 2011. - С. 452.

3. Александр Иванович Сулоцкий // Русские писатели-богословы : биобиблиогр. указ. / сост. А. С. Чистякова и др. - 2-е изд. - М. : Пашков дом, 2001. - С. 141-153.

4. Сулоцкий А. И. Соч. : в 3 т. / под ред. В. А. Чупина. - Тюмень : Изд-во Ю. Мандрыки, 2000-2001. -Т. 1 : О церковных древностях Сибири. - 2000. - 480 с.; Т. 2 : О сибирском духовенстве. - 2000. -416 с.; Т. 3 : Из архива Александра Сулоцкого. - 2001. - 400 с.

5. Путинцев М., прот. Протоиерей Александр Иванович Сулоцкий. (Биографический очерк) // Душеполезное чтение. - 1885. - № 5. - С. 67-93.

6. Катанаев Г. Е. Очерки былого : ист.-библиогр. очерк. - Омск, 2012. - 461 с.

7. Цысь О. П. Научная и общественная деятельность протоиерея М. П. Путинцева // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2012. - № 3 (18). - С. 87-95.

8. Добросельский А. А. Преподавание религиозных дисциплин в Российской империи и в среде русской эмиграции в конце XIX - начале XX века // Знание. Понимание. Умение. - 2008. - № 1. - С. 233-238.

Сведения об авторе

Котова Кристина Игоревна - аспирант Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия)

Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а E-mail: christina23@mail.ru SPIN-код РИНЦ: 7861-7728 ORCID: 0000-0002-9164-210Х

Информация о статье

Дата поступления 8 декабря 2021 г.

Дата принятия в печать 29 апреля 2022 г.

Для цитирования

Котова К. И. Протоиерей Александр Сулоцкий в Омском кадетском корпусе (по воспоминаниям его учеников) // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2022. Т. 9, № 2 (34). С. 117-124. й01: 10.24147/2312-1300.2022.9(2).117-124.

K.I. Kotova

ARCHPRIEST ALEXANDER SULOTSKY IN THE OMSK CADET CORPS (ACCORDING TO THE MEMOIRS OF HIS STUDENTS)

Archpriest Alexander I. Sulotsky (1812-1884) left a significant mark in the life of Omsk. But in modern historiography, his personality and his contribution to the intellectual landscape of the city are presented very fragmentary. In 1848, A.I. Sulotsky was appointed a catechist in the Siberian Cadet Corps in Omsk and rector of the corps church. This activity of A.I. Sulotsky was reflected in the memoirs of his students. The purpose of this article is to reconstruct image based on memoirs of the cadet corps graduates - Archpriest Mikhail Putintsev and Lieutenant General, historian of the Siberian Cossacks, local historian, public figure G.E. Katanaev.

Being a catechist and a priest, A.I. Sulotsky actively studied the history of Siberia, the enlightenment of its small nations and left behind not only a scientific legacy, but also a spiritual one, reflected in the worldview of his pupils. Sulotsky was described as loving mentor and reverent priest in the memoirs of his students. He loved his subject and Worship and was able to instill this love in his pupils, some of them, like M. Putintsev and A. Sharapov, were ordained priests. Of course, it is impossible not to pay attention to the idealization of the image of the teacher. Probably, the attitude of the Omsk cadets to the teaching of the Law of God was not so equally enthusiastic. Clarification of this issue requires the search for additional sources. Unfortunately, memoirists do not talk about the scientific works of Alexander I. Sulotsky and this area of his activity needs further research.

Keywords: Omsk Cadet Corps; The Law of God; Worship; memoirs; M. Putintsev; G. Katanaev; the image of the teaser.

REFERENCES

1. Vibe P.P., Mikheev A.P., Pugacheva N.M. Omskii istoriko-kraevedcheskii slovar' [Omsk Historical and Local Lore Dictionary], Moscow, 1994, 320 р. (in Russian).

2. Zhuk A.V., Losunov A.M. Sulotsky, Alexander Ivanovich. Kolts I.A., Pavlov G.A., Tolochko A.P. (eds.). Entsiklopediya goroda Omska [Encyclopedia of the city of Omsk], in 3 volumes, Omsk, Izdatel'-Poligrafist Publ., 2009-2011, Vol. 3: Omsk v litsakh [Omsk in persons], Bk. 2, 2011, p. 452. (in Russian).

3. Alexander Ivanovich Sulotsky. Chistyakova A.S. et al. (comps.). Russkiepisateli-bogoslovy [Russian writers theologians], biobibliographical index, 2nd ed., Moscow, Pashkov dom Publ., 2001, pp. 141-153. (in Russian).

4. Sulotsky A.I. Works, in 3 volumes, Tyumen, Yu. Mandryka Publ., 2000-2001. Vol. 1: O tserkovnykh drevnostyakh Sibiri [On the Church Antiquities of Siberia], 2000, 480 p.; Vol. 2: O Sibirskom dukhovenstve [On the Siberian clergy], 2000, 416 p.; Vol. 3: Iz arkhiva Aleksandra Sulotskogo [From the archive of Alexander Sulotsky], 2001, 400 p. (in Russian).

5. Putintsev M., archpriest. Archpriest Alexander Ivanovich Sulotsky. (Biographical essay). Dushepoleznoe chtenie [Usefulreading], 1885, no. 5, рр. 67-93. (in Russian).

6. Katanaev G.E. Ocherki bylogo [Essays of the past], historical and bibliographic essay, Omsk, 2012, 461 р. (in Russian).

7. Tsys O.P. Scientific activities and public work of protoireus Mikhail Petrovich Putincev. Surgut State Pedagogical University Bulletin, 2012, no. 3 (18), pp. 87-95. (in Russian).

8. Dobroselskiy A.A. The teaghing of religious disciplines in the Russian Empire and the milieu of the Russian emigration in the end of the XIX - the beginning of the XX centuries. Knowledge. Understanding. Skill, 2008, no. 1, pp. 233-238. (in Russian).

About the author

Kristina I. Kotova - Postgraduate Student of Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)

Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia

E-mail: christina23@mail.ru RSCI SPIN-code: 7861-7728 ORCID: 0000-0002-9164-210X

Article info

Received

December 8, 2021

Accepted April 29, 2022

For citations

Kotova K.I. Archpriest Alexander Sulotsky in the Omsk Cadet Corps (According to the Memoirs of His Students). Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2022, Vol. 9, no. 2 (34), pp. 117-124. DOI: 10.24147/2312-1300.2022. 9(2).117-124 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.