УДК 378:373.2
ПРОТИВОРЕЧИЯ В СОДЕРЖАНИИ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Л.Г. Самоходкина, аспирант, преподаватель кафедры социальной и дошкольной педагогики факультета спортивного менеджмента, педагогики и психологии,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Леваневского, 105, каб. 313, e-mail: [email protected].
В статье рассматриваются основные параметры подготовки бакалавров по профилю Дошкольное образование в соответствии с современными нормативными документами, а также возможность моделирования содержания подготовки на уровне получения высшего образования. Сравнительный анализ проведен на основе изучения содержания нормативных документов: Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Выявлены противоречия между содержанием подготовки бакалавров по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» по профилю подготовки «Дошкольное образование» и требованиями к осуществлению профессиональной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации.
Результаты анализа Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования представлены видами деятельности в ходе подготовке бакалавров: педагогическая, проектная, исследовательская, культурно-просветительская. Результаты анализа Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования отражают виды специфической профессиональной деятельности в рамках реализации образовательной программы дошкольного образования. В содержании статьи сделан акцент на недостающие параметры подготовки бакалавров в условиях высшего учебного заведения, необходимые для реализации профессиональной деятельности. Данные сравнительного анали-
за и выявленные противоречия могут служить основанием для корректировки содержания программ подготовки бакалавров или изучения профессиональной деятельности педагогов-практиков по проблемным темам и направлениям.
К основным проблемам направления практической работы относятся: осуществление научно-исследовательской деятельности, учет этнокультурных, национальных, региональных особенностей при реализации программы дошкольного образования. Успешное решение профессиональных задач будет способствовать повышению уровня подготовки бакалавров по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» по профилю подготовки «Дошкольное образование».
Ключевые слова: образование; содержание; профессиональная подготовка; профессиональная деятельность.
Актуальность. Содержание системы подготовки бакалавров по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» по профилю подготовки «Дошкольное образование» направлено на решение задач профессиональной подготовки с учетом потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации.
В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования (далее ФГОС ВО) представлены профессиональные задачи по направлению «Педагогическое образование» и выражены через педагогическую, проектную, исследовательскую, культурно-просветительскую деятельность обучающихся. Педагогические принципы, задачи, содержание про-
фессиональной деятельности, осуществляемые выпускниками высших учебных заведений в непосредственной работе с детьми, родителями, коллегами в условиях дошкольной образовательной организации (далее ДОО), должны отражаться в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО). Введение новых нормативных документов сопровождается адаптацией содержания и требований к осуществлению профессиональной деятельности, опираясь на различные условия и интересы заказчиков. При адаптации данных документов к практике возникают противоречия и несоответствия в их содержании.Анализ противоречий и несоответствий повысит качество образования и удовлетворит интересы заказчиков образовательных услуг.
Методы исследования. В исследовании использован метод анализа и обобщения нормативных документов, отражающих содержание деятельности, направленность подготовки бакалавров в условиях высшего учебного заведения.
Цель исследования: сравнение основных документов, определяющих содержание подготовки бакалавров дошкольного образования и профессиональную деятельность в ДОО по приоритетным направлениям или видам деятельности.
Реализация профессиональной деятельности педагогов (воспитателей) - это решение задач, отраженных в образовательной программе ДОО через осуществление педагогической деятельности (таблица 1) [2, с. 4; 6, с. 3].
Таблица 1
Сравнение содержания ФГОС ВО и ФГОС ДО по направлению «Педагогическая деятельность»
№ п\п Содержание ФГОС ВО Содержание ФГОС ДО
1. Обучение и воспитание осуществляется с опорой на стандартизированные требования (п. 4.4.). «Обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения» (п. 1.5.).
2. При реализации деятельности образования необходимо учитывать возможности, потребности обучающихся (п. 4.4.). «Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее -индивидуализация дошкольного образования)» (п.1.4.).
3. Технологии, используемые при обучении, способствуют реализации предметных областей, отражению индивидуальных и возрастных особенностей (п. 4.4.). «Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности (п. 1.4.); формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей» (п. 1.6.).
4. Учитывать особые образовательные потребности в осуществлении образовательной деятельности (п. 4.4.). «Учет индивидуальных потребностей ребенка, связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющих особые условия получения им образования (далее - особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья»(п. 1.3.).
5. Решение профессиональных задач через взаимодействие с общественными организациями, детскими коллективами, родителями (законными представителями) обучающихся (п. 4.4.). «Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, сотрудничество Организации с семьей (п.1.4.); оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития» (п. 1.7.).
6. Создание условий безопасности жизни и здоровья обучающихся (п. 4.4.). «Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия» (п. 1.5).
Продолжение табл. 1
№ п\п Содержание ФГОС ВО Содержание ФГОС ДО
7. Профессиональная деятельность направлена на развитие личности и самообразование (п. 4.4.). «Формирование содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогических работников, а также проведения их аттестации» (п. 1.7.).
8. Создание условий, обеспечивающих качество образования с использованием информационных технологий (п. 4.4.). «Повышение социального статуса дошкольного образования; обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования» (п. 1.5.).
9. Реализация образовательной программы сочетает в себе создание равных условий социализации и развития детей независимо от пола, языка общения, нации, психологических и физиологических особенностей, в том числе ограниченных возможностей здоровья, места жительства, социального статуса семьи воспитанника (п. 1.4.; п. 1.6.).
10. Осуществление деятельности, направленной на охрану и укрепление психического и физического здоровья, создание условий для эмоционального благополучия (п. 1.6.).
11. Педагогическая деятельность отражает целостность обучения и воспитания на основе ценностей, принятых в обществе (духовных, нравственных, социальных, культурных, семейных) (п. 1.6.).
При проведении сравнительного анализа стандартов было выявлено несоответствие: отсутствие в перечне педагогических видов деятельности ФГОС ВО показателей (подпункты 9, 10, 11). При подготовке бакалавров дошкольного образования формирование компетенций отражено в разных разделах документа. А именно: в разделе «Требования к результатам освоения программы бакалавриата: общекультурные компетенции» [4, с. 72]. При реализации педагогической деятельности в дошкольной организации педагоги обладают знаниями этнокультурных особенностей воспитанников, обеспечивая равные возможности независимо от пола, языка общения, нации, психологических и физиологических особенностей, в том числе ограниченных возможностей здоровья, места жительства, социального статуса семьи. В образовательной деятельности должны учитываться ценности, принятые в обществе (духовные, нравственные, социальные, культурные, семейные). В процессе обучения студенты овладевают способностями к использованию знаний философии, социологии, психологии, истории, иностранного языка, интегрируя их в различные виды профессиональной деятельности. Приобретенные знания - это основа моделирования образовательной программы или деятельности на основе научного мировоззрения, развития чувства патриотизма, понимания закономерностей исторического развития общества, межкультурного и межличностного взаимодействия. Изучение базовых дисциплин способствует формированию представлений и мировоззрения студентов [3, с. 263]. Практическое применение полученных знаний в области дошкольного образования имеет
специфические особенности и должно быть практико-ориентированным с учетом возраста воспитанников. Представить системность и особенности описанных параметров не представляется реальным.
Сравнение содержания подготовки бакалавров дошкольного образования и задач проектной деятельности в ДОО представлены в таблице 2 [2, с. 24; 6, с. 4].
Обратим внимание на «учебные предметы». Данное понятие не совместимо с концепцией дошкольного образования и оценкой качества дошкольного образования. В дошкольном возрасте у ребенка формируются основы представлений, отношений и критериев через образовательные области «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Учебная деятельность является ведущей для детей школьного возраста, а мы рассматриваем дошкольный возраст. В дошкольном возрасте формируются целевые ориентиры, не подлежащие оценке, характерной для учебной деятельности. Дошкольное образование осуществляется в течение всего времени пребывания ребенка в дошкольной организации, а не через учебные предметы, ограниченные временем или расписанием (ФГОС ДО, пункт 2.4.) [1, с. 12].
Сравнение содержания подготовки бакалавров дошкольного образования и задач исследовательской деятельности в ДОО представлено в таблице 3 [2, с. 5; 6, с. 4].
Исследовательская и научная деятельность не отражены в ФГОС ДО, но могут быть реализованы через другие виды деятельности педагогов,
Таблица 2
Сравнение содержания ФГОС ВО и ФГОС ДО по направлению «Проектная деятельность»
№ п\п Содержание ФГОС ВО Содержание ФГОС ДО
1. Использование знаний различных технологий, особенностей процесса образования,развития и воспитания личности, реализуемое в содержании учебных предметов для проектирования образовательных программ (п. 4.4.). Разрабатываются образовательные, вариативные примерные программы для детей дошкольного возраста на основе интеграции различных видов взаимодеятельности педагогов с детьми и родителями (законными представителями), с учетом физиологических, психологических, индивидуальных, возрастных особенностей (п. 1.7.; п.2.1.).
2. Индивидуализация работы с детьми и педагогами (по самообразованию) через моделирование индивидуальных маршрутов развития и обучения (п. 4.4.). Работа с детьми определяется социальной ситуацией условий жизни, здоровья, наличием особых потребностей (в том числе здоровья), созданием необходимых условий для развития детей в условиях дошкольных образовательных организаций различного вида (п. 1.3.).
Таблица 3
Сравнение содержания ФГОС ВО и ФГОС ДО по направлению «Исследовательская деятельность»
№ п\п Содержание ФГОС ВО Содержание ФГОС ДО
1. Развитое умение ставить и решать исследовательские задачи, способствующие повышению качества образования (п. 4.4.).
2. Умение пользоваться методами научного исследования для решения профессиональных задач (п. 4.4.).
направленные...«на обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (п.1.6.), формирование содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогических работников, а также проведение их аттестации» (п. 1.7.). Осуществление исследовательской и научной деятельности базируется на личной активной позиции педагога и способствует его саморазвитию и самообразованию в рамках аттестационных процедур. Основной рекомендуемый педагогам метод мониторинговых исследований - это естественное наблюдение по предложенным программой критериям. Данная форма деятельности в незначительной степени способствует проявлению исследовательских способностей и применению научных знаний [4, с.71].
Сравнение содержания подготовки бакалавров дошкольного образования и задач культурно-просветительской деятельности в ДОО представлено в таблице 4 [2, с. 5; 6, с. 4].
Культурно-просветительская деятельность, осуществляемая педагогами в ДОО, может проводиться через проектирование образовательных программ для удовлетворения различных социальных запросов потребителей (родителей/законных представителей ребенка в образовательном учреждении), организа-
цию развивающего предметно-пространственного образовательного пространства для ребенка, формирование потребностей в культурно-просветительской деятельности у всех участников образовательных отношений. Результатом данного вида деятельности могут быть созданные программы, среда, мотивация. В примерных программах коллективы авторов рекомендуют отобразить культурно-просветительскую деятельность в части, формируемой участниками образовательных отношений, которая разрабатывается ими самостоятельно, может интегрироваться с различными образовательными областями, реализовываться через различные виды совместной или самостоятельной деятельности, в культурных практиках, методиках или формах (п.2.9.). При изучении дисциплин бакалаврами реализация культурно-просветительской деятельности может быть выражена различными компонентами, не имеющими точного отражения в нормативных документах и рассматриваемыми через понятия «культурные практики», «развивающая предметно-пространственная образовательная среда». То есть при осуществлении педагогической деятельности педагог должен самостоятельно анализировать изученный материал и соотносить схожие по значению понятия. Следовательно, культурно-просветительская деятельность представлена в ФГОС ВО и не отражена четкими понятиями в ФГОС ДО.
Таблица 4
Сравнение содержания ФГОС ВО и ФГОС ДО по направлению «Культурно-просветительская
деятельность»
№ п\п Содержание ФГОС ВО Содержание ФГОС ДО
1. Формирование у субъектов образовательных отношений представлений о культурной и просветительской деятельности (п. 4.4.). Формирование предпосылок развития культурной личности, обладающей мотивацией к здоровому образу жизни; общей культуры личности детей, в том числе ценностей; развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности у ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности (п.1.6.).
2. Моделирование культурного пространства (п. 4.4.). Моделирование образовательной среды, которая будет способствовать развитию социализации и индивидуализации детей раннего и дошкольного возрастов, на основе физиологических, психологических, возрастных особенностей (п. 2.4.; п.1.6.).
3. Разработка и реализация культурно-просветительских программ для разных социальных групп (п. 4.4.).
Результаты. Изложенный материал свидетельствует о наличии противоречий в документах подготовки к профессиональной деятельности и ее осуществлении:
- изучение философии, анатомии, истории, естественно-научной картины мира не способствует умению применять полученные знания в условиях ДОО (очень низкий научный уровень реализации содержания духовно-нравственной и патриотической работы с детьми и родителями);
- составление и реализация проектов сводится к совместной деятельности педагогов и детей, носит характер развлекательной, а не научной деятельности;
- при составлении программ коллективы ДОО не выбирают культурно-просветительские или социально-направленные программы, которые не отражены в примерных образовательных программах, в следствие некомпетентности;
- при составлении программ коллективы ДОО выбирают программы, имеющие четкие критерии проведения мониторинговых исследований, не владея технологиями разработки или адаптации диагностического инструментария;
- моделирование образовательных программ дошкольными учреждениями является копированием примерных программ без учета региональных особенностей и социальных групп потребителей образовательных услуг.
Выводы. На основе проведенного анализа можно сказать, что ФГОС ВО отражает деятельность в условиях общего образования, а не дошкольного. Направления и задачи подготовки и реализации профессиональной деятельности не совпадают. Знания, приобретаемые в процессе обучения, не применяются на практике. Следовательно, необходимо выделить параметры изменения содержания подготовки бакалавров по профилю
подготовки «Дошкольное образование» с целью повышения качества высшего образования и соответствия педагогической практической деятельности.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный текст] ШрБ://гд.ги/2013/11/25/0ОБНк^ап0а^-0ок.И1:т!(дата обращения 01.03.2017).
2. Закон «Об образовании в РФ» (№ 273-Ф3 от 21.12.2012 г. с изменениями 2016 года) [Электронный текст] http:// zakon-ob-obrazovann.ru (дата обращения: 01.03.2017).
3. Горская Г.Б., Носенко Н.П. Совершенствование профессионально-педагогической подготовки студентов педагогического отделения КГУФКСТ. // Актуальные вопросы физической культуры и спорта; тр. НИИПФКС КГУФКСТ. - Т. 6, 2003. - С. 262-265.
4. Курдюков Б.Ф. Модернизация системы вузовской подготовки кадров для сферы физической культуры и спорта / Курдюков Б.Ф., Курдюкова Е.А., Бойкова М.Б., Вяткина Ю.Ю. // Физическая культура, спорт -наука и практика. - 2016. - № 2. - С. 69-73.
5. Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) от 6 декабря 2013 года, регистрационный № 30550, редакция с учетом изменений и дополнений на 5 августа 2016 года [Электронный текст] http://classinform.ru/profstandarty (дата обращения 01.03.2017).
6. ФГОС ВО № 1426 от 04.12.2015 г. по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» (уровень бакалавриат) [Электронный текст] http:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71200970/ (дата обращения 01.03.2017).
CONTRADICTIONS IN THE PREPARATION'S CONTENT OF BACHELORS OF PRESCHOOL EDUCATION AND THEIR PROFESSIONAL ACTIVITIES
L. Samokhodkina, Postgraduate student, Lecturer of the Social and Preschool Pedagogy Department,
Sports Management, Pedagogics and Psychology Faculty,
Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar.
Contact information for correspondence: 350015, Russia, Krasnodar, Levanevskogo str. 105, room 313, e-mail: [email protected].
The article discusses the basic parameters of bachelors' education of the «Pre-school education» program specialization, the compatibility of professional activities with modern normative documents as well as possibility of modeling of the educational content at the level of higher education.
The comparative analysis was conducted based on the study of content of federal level normative documents: the Federal State Educational Standard of Higher Education and the Federal State Educational Standards of Preschool Education.
The contradictions between the preparation's content of bachelors' directions 44.03.01 «Pedagogical education» of the «Pre-school education» specialization and the requirements for the implementation of professional work at preschool educational institution were revealed.
The analysis results of the Federal State Educational Standard of Higher Education were presented by the following activities during bachelors' preparation: teaching, research, cultural, educational and project ones. The analysis results of the Federal State Educational Standards of Preschool Education reflect the types of specific professional activities within the implementation of the preparation program of preschool education.
The content of the article focuses on the missing parameters of bachelors' preparation at higher educational establishments which are necessary for the realization of professional activity. The data of comparative analysis and the determined contradictions can serve as a basis for the correction of educational programs' content for bachelors' preparation or the study of professional work of teachers and practitioners on problematic topics and directions. The main problematic areas of practical work are: implementation of research activities, consideration of ethno-cultural, national, regional particularities in the implementation of the educational program of preschool education.
The successful solution of professional tasks will be helpful to the raising of the bachelor's preparation level in the direction 44.03.01 «Pedagogical education» of the «Pre-school education» specialization.
Keywords: education, content, professional education, professional activity.
References:
1. Order of the Ministry of education and science of the Russian Federation (Minobrnauki of Russia) from October 17, 2013 no. 1155 Moscow «About the statement of Federal state educational standard of preschool education». Available at: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-stan-dart-dok.html (Accessed 01. March 2017). (in Russian).
2. The law «On education in the RF» (no 273-FZ 21.12.2012 changes 2016. Available at: http://zakon-ob-obrazova-nii.ru (Accessed 01.03.2017). (in Russian).
3. Gorsky, G. B., Nosenko N. P. Sovershenstvovanie professional'no-pedagogicheskoi podgotovki studentov pedagogicheskogo otdeleniia KGUFKSiT [Improving vocational and pedagogical training of students of pedagogical Department Rgufksit]. Actual problems of physical culture and sports. Tr. NIIPFK and S KGUFKS and vol. 6, 2003, pp. 262-265. (in Russian).
4. Kurdyukov B. F., Kurdyukova E. A., Boikova M. B., Vyatkin Yu. Yu. Modernization of system of high school training for the sphere of physical culture and sport. Fizicheskaia kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Culture, Sport -Science and Practice], 2016, no 2, pp. 69-73. (in Russian).
5. Professional standard of the Teacher (pedagogical activity in the field of preschool, primary General, basic General, secondary General education) (educator, teacher) of 6 December 2013, no. 30550, edition with changes and additions of August 5, 2016. Available at: http:// classinform.ru/profstandarty (Accessed 01.03.2017). (in Russian).
6. FGOS VO № 1426 from 04.12.2015 in the direction of preparation 44.03.01 Pedagogical education (level a bachelor degree) Available at: http://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/71200970/ (Accessed 01.03.2017). (in Russian).