ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 2)
ПРОТИВОРЕЧИЯ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ СУБЪЕКТОВ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИИ
Д.Г. БАТИЩЕВ,
директор,
ООО «Студия архитектуры, дизайна и рекламы», e-mail: [email protected]
Анализ теоретических основ экономических противоречий при помощи теории систем, выделения новых функции и уточнения их классификации позволит нам взглянуть на этот вопрос по-новому и предложить новые способы и механизмы их разрешения.
Ключевые слова: экономические интересы; экономические противоречия; разрешение противоречий; субъекты рыночных отношении.
Коды классификатора JEL: L14.
Целостность структуры экономических интересов предполагает использование системного подхода к анализу их противоречивости. Обоснование и развитие системных методов исследования связывают, прежде всего, с именем выдающего ученого — Берталанфи, который определял систему как «совокупность элементов, находящихся в определенных отношениях друг с другом и со средой» [1, 29]. Результат функционирования системы не являет-
ся простой суммой ее элементов. Он превращает ее в совокупность этих элементов, образующих целостность, так как «целостность процесса выступает из взаимодействия» [4, 115]. Целостность системы и совокупность связей между отдельными ее элементами позволяет получать результат, превышающий сумму элементов системы.
Подчеркнем и уточним важнейшие организационные характеристики системы. Это — структура, целостность, самоорганизуемость, обратная связь и равновесие. Эти характеристики присущи в том числе и системе экономических интересов, так как всякий вид деятельности индивида связан с совокупностью многообразных экономических интересов.
Поэтому, оперируя целостностью, как одной из характеристик системы, применительно к системе экономических интересов, выделяют ряд подсистем, обусловленных разнообразием интересов. Подсистемы, взаимодействуя между собой и, являясь относительно автономными, составляют целостную систему.
Исходя из философского представления о взаимодействии системы и внешней среды, можно прийти к выводу, что любая система (хозяйствующий субъект) сохраняется как определенная целостность до тех пор, пока существует противоречие между ней и внешней средой.
Более того, каждая открытая система для разрешения указанного противоречия вырабатывает определенные механизмы адаптации, которые позволяют ей сохранять основные интегральные качества целого. При этом энтропия системы происходит, во-первых, в результате снятия противоречия с внешней средой и, во-вторых, когда противоречие самой системы и механизмы приспособления по какой-то причине не работают. Во всех случаях система или перестает существовать вообще, или уступает место новой системе, обладающей новыми интегральными свойствами.
Следовательно, поскольку интересы являются движущей силой развития общественного воспроизводства, то и причины позитивных и негативных явлений в экономике необходимо искать в самих же интересах. Суть данного вопроса заключается в том, что реализация одних интересов может способствовать или препятствовать реализации других и созданию действенного механизма согласования и реализации экономических интересов хозяйствующих субъектов, который необходимо строить на основе экономических отношений, объективно сложившихся в обществе на настоящий момент времени.
Экономические противоречия — отражение реальных процессов единства противоположностей во взаимодействии людей друг с другом в хозяйственной практике. Всякое экономическое противоречие выражает взаимопо-лагание, взаимоотрицание, взаимопроникновение конкретных экономических потребностей, интересов и целей людей в общественном производстве.
Экономических потребностей, интересов и целей людей самих по себе, вне противоречивого взаимодействия друг с другом совершенно недостаточно для прогресса. Они не могут быть единственными причинами изменений в экономической деятельности и экономических отношениях. Способ бытия экономических потребностей интересов и целей, как движущих сил поведения людей, состоит в их активном динамическом импульсном естественно-противоречивом взаимодействии. Именно противоречия потребностей (а значит интересов и целей) могут стать причиной рождения новых форм, методов, прогрессивных тенденций экономической деятельности и, следовательно, новых экономических отношений субъектов хозяйствования.
Эта точка зрения выражается и в работах ряда отечественных экономистов, где достаточно четко выражена мысль о том, что экономическое противоречие всегда вырастает на основе функционирования разнонаправленных экономических интересов различных социальных субъектов [7, с. 54].
Сущность противоречий экономических интересов субъектов хозяйственной деятельности как экономическая категория выражает отношения, возникающие между ними по поводу производства, распределения, обмена, потребления благ, ориентирующие их деятельность на преимущество собственных интересов, порождающих различие в получении дохода за счет разной собственности на его источники.
Сущность противоречий экономических интересов проявляется через их функции:
1. Мотивационную. Противоречия являются источником движения. В результате разрешения противоречий происходит дальнейшее совершенствование не только социально-экономических, но и организационноэкономических, а также технико-экономических отношений. Сопровождающее эти процессы развитие производства стимулирует субъектов хозяйственной деятельности разрешать противоречия, что и является движущей силой прогресса.
© Д.Г. Батищев, 2009
ПРОТИВОРЕЧИЯ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ
21
2. Деструктирующую. Неразрешенные противоречия становятся барьером на пути роста эффективности экономики, сдерживая научный прогресс и внедрение новых технологий. Обострившиеся противоречия перерастают в конфликт интересов, т.к. проявляясь в конкретных своих видах они препятствуют удовлетворению потребностей субъектов рыночных отношений.
Классификация экономических противоречий имеет сложную и многоуровневую структуру. Каждый из уровней включает в себя все противоречия, однако отражает определенную специфику взаимосвязей между ними.
Существуют различные парадигмы общественного развития и соответствующие им подходы к проблеме противоречий в обществе вообще и экономическим интересам, в частности.
Карл Маркс считал, что в любом докоммунистическом классовом обществе противоречия носят антагонистический характер и разрешаются в результате классовой борьбы, ведущей к социальной революции [6, с. 51].
Большинство ученых позитивно оценивают данный подход, но указывают, что он далеко не во всем соответствует современным реалиям, для которых характерны углубление кризиса индустриализма и поворот к формированию новой постиндустриальной цивилизации.
Этот поворот породил новую парадигму общественного прогресса, связанную с происходящими в обществе изменениями, которые состоят в переходе к новому, постиндустриальному технологическому способу производства, в гуманизации и социализации экономики, т.е. ее подчиненности удовлетворению потребностей человека и решению социальных проблем.
По мнению ведущих ученых, в условиях происходящих изменений в производстве и социальных отношениях, противоречия в социальной среде постепенно утрачивают антагонистический характер, снимаются традиционные противопоставления частной и общественной собственности, капитализма и социализма [8, с. 95].
Этот вывод позволяет утверждать, что определяющим для характеристики общественного прогресса в современном обществе является цивилизационно-технологический подход, в соответствии с которым эволюцион-ность развития становится результатом смягчения и преодоления антагонизмов, что имеет непосредственное отношение к вопросу о неразрешимости противоречий в системе экономических интересов.
Если попытаться обозначить причины общности и противоречивости экономических интересов, то следует признать, что причина общности состоит в общественном характере производства, связывающем между собой разнонаправленные экономические интересы. Вместе с тем обобществление производства, обусловленное развитием производственной базы и увеличивающейся ролью человеческого потенциала как фактора производства и уникального конкурентного преимущества агентов рынка, не отрицает развитие экономического обособления субъектов рыночных отношений.
Пример тому — увеличение концентрации производства в США, где на долю 500 крупнейших корпораций (из 16,5 млн зарегистрированных) приходится 2/3 производимой в этой стране промышленной продукции [9, с. 24]. В автомобильной отрасли экономики произошло слияние АвтоВАЗа и КамАЗа, главная цель которого — которого повышение удельной концентрации производства для повышения эффективности ведения конкурентной борьбы с иностранными производителями на российском автомобильном рынке.
Общественный характер производства и связанное с ним растущее углубление общественного разделения труда служат единству системы экономических интересов и становятся его главной причиной.
Глубинные основы противоречивости связаны с множественностью интересов, каждая из форм и разновидностей которых субъектна и обладает качественной определенностью, отличающей ее от других форм и разновидностей. Сами отношения, разделяющие интересы их субъектов, предопределены отношениями собственности, которые предполагают экономическое обособление.
Главная причина противоречивости интересов производителя и потребителя вытекает из их экономической обособленности, а также разнонаправленности лежащих в ее основе материальных потребностей. Экономическое положение производителя и потребителя, отражаясь в экономических отношениях, базируется на них как на социальной основе. Это, в свою очередь, объясняет их обособленность существующими отношениями собственности.
И хотя данные интересы изначально противоречивы, неотъемлема их тесная взаимозависимость, которая основана на диалектическом единстве сторон единого воспроизводственного процесса. То есть реализация интересов производителя возможна лишь при условии реализации интересов потребителя. Противоречивость, в данном случае, носит внутренний характер, обусловленный разнонаправленностью интересов и различием их содержания, а также способов реализации.
Но, в случае, если потребитель одновременно является и производителем, его сущностный интерес дополняют интересы, присущие стороне производителя, как это имеет место во внутрихозяйственном потреблении продукции сельского хозяйства.
А противоречивость между таким потребителем и его контрагентами может носить как внутренний, так и внешний характер из-за того, что, во-первых, источником реализации интереса являются одни и те же экономические блага, а во-вторых, существующее различие в интересах и целях [5, с. 32].
Как уже отмечалось, в экономической науке противоречие является формой взаимодействия субъектов экономических отношений и, если иметь в виду отдельное противоречие, то этих субъектов должно быть не менее двух. Исходя из этого, ликвидация или устранение противоречия означало бы устранение одного из субъектов этих отношений, без которых немыслимо само отношение, как немыслимо существование общества вне системы экономических отношений.
Рассматривая механизм реализации экономических интересов хозяйствующих субъектов, отметим, что важнейшим элементом, ядром диалектики является признание внутренней противоречивости интересов. Они сами формируют противоречия, так как принадлежат субъектам, противостоящим друг другу. Противоречия в процессе развития не примиряются, а преодолеваются, и на месте одних интересов появляются другие, которые будут характеризоваться новыми противоречиями и требовать своего разрешения, приобретая новую форму движения [3, с. 54].
Разрешение противоречий в этой связи всегда относительно и имеет временные, а также пространственные рамки. Относительность разрешения противоречий разнонаправленных экономических интересов означает нахождение компромисса в процессе их реализации. Основой такого компромисса служит взаимосвязь и взаимозависимость интересов, которые, при всем их разнообразии, образуют единую систему, в которой проявляется необходимость удовлетворения потребностей субъектов рыночных отношений.
Основной мерой реализации экономического интереса является экономическая эффективность, которая позволяет оценить реализацию личного экономического интереса на основе индивидуальной эффективности, группо-
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2009 Том 7 № 4 (часть 2)
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 2)
22
Д.Г. БАТИЩЕВ
вого — на основе групповой эффективности, субъекта хозяйственной деятельности — на основе организационной эффективности [2, с. 30]. Координировать поведение хозяйствующего субъекта, отдельного работника и их экономического интереса можно благодаря функциям планирования и руководства эффективной результативностью. В качестве критериев эффективности, отражающих стадии жизненного цикла хозяйствующего субъекта, в зависимости от временного горизонта выступают: продуктивность, качество, гибкость, удовлетворенность результатом деятельности, конкурентоспособность и пр.
Мы считаем, что разрешение противоречий экономических интересов в современных условиях предполагает поиск путей их согласования посредством компромисса, основанного на взаимосвязи разнонаправленных интересов путем повышения эффективности управления маркетинговыми каналами коммуникации.
В современном постиндустриальном обществе, характеризующемся сопутствующими ему трансформационными процессами в экономической политической и социальной сферах, расширяется основа согласования экономических интересов, связанная со смягчением несовместимости субъектов в системе противоречий.
Однако в нашей стране в условиях кризиса количество и качественная составляющая противоречий усиливаются. Для разрешения противоречий субъектам рыночных отношений требуется помощь со стороны государства, которое должно создать условия для согласования экономических интересов всех субъектов рыночных отношений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Берталанфи Л. История и статус общей теории систем / В кн.: Системные исследования. Ежегодник. 1973.
2. БодриковМ.В. Производительность труда в российской промышленности. ЭКО. 2005, № 7.
3. Бочарова И.Ю. Содержание, формы согласования и реализации личных экономических интересов на промышленных предприятиях / Дис. канд. экон. Наук: 08.00.01. M., 1999.
4. Волкова В.Н. Искусство формализации: От математики — к теории систем, и от теории систем — к математике. СПб.: СПбГПУ, 2004.
5. Вилкова О.Н. Реализация экономических интересов в процессе реформирования предприятия / Дис. канд. экон. наук: 08. 00.01. Казань, 2000.
6. Гершкович Б.Я. Экономические интересы и их реализация / Пятигорск: Изд. ПГЛУ, 1999.
7. Лившиц В.И. Коллективные экономические интересы и хозяйственный механизм / Ростов н/Д: Изд. РГУ, 1981. С. 86; Осин, Г.П. Экономические интересы коллектива / Мн.: Высшая школа, 1988.
8. Мусин М.М. Управление экономическими интересами / М.: Гардарики, 2006.
9. Сенчагов В.К. Глобализация: позиция России / ЭКО. 2002, № 1.