Научная статья на тему 'Противоречия современной Российской уголовной политики'

Противоречия современной Российской уголовной политики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
542
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы —

Исследуются противоречия современной российской уголовной политики: с одной стороны, внесение большинства изменений в Уголовный кодекс РФ в последние несколько лет, связанных с либерализацией уголовного законодательства и карательной практики, с другой стороны, серьёзное усиление наказания за отдельные виды преступлений, при этом не повлекшее ужесточения карательной практики. Отмечается необходимость не либерализации уголовного законодательства, а его гуманизации и гармонизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to contradictions of modern Russian criminal policy. On the one hand, most of changes in the Criminal Code of the Russian Federation in recent years are connected with the liberalization of criminal legislation and penal practice. On the other hand, the punishment for certain kinds of crimes has been strengthened by the legislator. At the same time strengthening of punishment for these crimes by the legislator did not entail the tightening of punitive practice. According to the author, it is necessary not to liberate the legislation, but to humanize and harmonize it.

Текст научной работы на тему «Противоречия современной Российской уголовной политики»

УГОЛОВНОЕ ПРАВО, УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2016. № 3 (48). С. 182-186. УДК 343

ПРОТИВОРЕЧИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ

CONTRADICTIONS OF THE MODERN RUSSIAN CRIMINAL POLICY Т. В. НЕПОМНЯЩАЯ (T. V. NEPOMNYASHCHAYA)

Исследуются противоречия современной российской уголовной политики: с одной стороны, внесение большинства изменений в Уголовный кодекс РФ в последние несколько лет, связанных с либерализацией уголовного законодательства и карательной практики, с другой стороны, серьёзное усиление наказания за отдельные виды преступлений, при этом не повлекшее ужесточения карательной практики. Отмечается необходимость не либерализации уголовного законодательства, а его гуманизации и гармонизации.

Ключевые слова: уголовная политика; правотворчество; правоприменение; либерализация уголовного законодательства; внесение изменений в Уголовный кодекс РФ; усиление наказания; карательная практика.

The article is devoted to contradictions of modern Russian criminal policy. On the one hand, most of changes in the Criminal Code of the Russian Federation in recent years are connected with the liberalization of criminal legislation and penal practice. On the other hand, the punishment for certain kinds of crimes has been strengthened by the legislator. At the same time strengthening of punishment for these crimes by the legislator did not entail the tightening of punitive practice. According to the author, it is necessary not to liberate the legislation, but to humanize and harmonize it.

Key words: criminal policy; lawmaking; law enforcement; liberalization of criminal legislation; amendments to the Criminal Code of the Russian Federation; strengthening of punishment; punitive practice.

Как известно, основными формами выражения уголовной политики являются правотворчество и правоприменение.

Что касается правотворчества, то начиная с весны 2010 г. Государственной Думой Федерального Собрания РФ был принят ряд Федеральных Законов о внесении изменений в УК РФ, направленных на масштабную либерализацию уголовного законодательства и карательной практики. Изменения в законодательстве во многом связаны с необходимостью преодоления негативных тенденций в карательной практике и должны, по мысли законодателя, повлечь снижение числа осуждённых к лишению свободы.

Либерализация уголовного законодательства осуществляется по нескольким направлениям. В частности, это либерализация

уголовной ответственности и наказания за преступления в сфере экономики. Обращает на себя внимание тот факт, что только в течение 2010 г. из десяти Федеральных Законов о внесении изменений в УК РФ пять, в 2011 г. из двенадцати - три, в 2014 г. из двадцати пяти - пять, в 2015 г. из пятнадцати -восемь в той или иной степени были посвящены преступлениям в сфере экономической деятельности.

В качестве действенных мер наказания за совершение таких преступлений законодателем признаны меры имущественной ответственности, о чем однозначно свидетельствуют изменения санкций норм гл. 22 УК РФ.

Кроме того, в связи с принятием Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 420 УК РФ был дополнен ст. 76.1 «Освобождение от

© Непомнящая Т. В., 2016 182

уголовной ответственности по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности» [1].

Одно из направлений масштабной либерализации уголовного законодательства связано с принятием Федерального закона от 7 марта 2011 г. № 26-ФЗ и отказом законодателя от нижних пределов санкций в виде лишения свободы по 68 составам преступлений [2]. Как подчеркнул Президент РФ на совещании, посвященном проблемам либерализации уголовного законодательства 21 октября 2010 г., это «достаточно радикальная мера, но она должна позволить суду при назначении наказания применять дифференцированный подход и выносить более справедливое наказание» [3]. По мнению министра юстиции А. Коновалова, такая мера позволит «как минимум на одну треть разгрузить колонии» [4].

Поскольку в основе идеи либерализации уголовного законодательства лежит необходимость сокращения числа лиц, осуждаемых к лишению свободы, многие изменения УК РФ последних лет посвящены наказаниям, не связанным с лишением свободы. Так, в связи с принятием Федерального закона от 27 декабря 2009 г. № 377-ФЗ с 10 января 2010 г. в нашей стране введено наказание в виде ограничения свободы [5]. При этом данное наказание принципиально отличается от одноименного наказания, ранее закрепленного в УК и УИК РФ. В настоящее время ограничение свободы представляет собой комплекс устанавливаемых судом ограничений под надзором специализированного государственного органа - уголовно-исполнительной инспекции.

Кроме того, несмотря на то, что по числу видов наказаний, предусмотренных системой наказаний, УК РФ опережает уголовные кодексы большинства европейских государств, которые устанавливают в основном 3-4 вида наказаний, в связи с принятием Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ ст. 44 УК РФ была дополнена 13-м видом наказания - принудительными работами [6]. Но этот вид наказания так и не был реально введен в действие. На основании ст. 8 указанного закона введение данного наказания было отложено вначале до 1 января 2014 г., а затем до 1 января 2017 г.

С масштабной либерализацией уголовного законодательства связаны и два проекта федеральных законов, которые в настоящее время находятся на рассмотрении в Государ -ственной Думе: «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности"». Эти законопроекты предполагают внесение изменений в УК РФ, КоАП РФ, УИК РФ и УПК РФ, связанных с декриминализацией отдельных преступлений небольшой тяжести и установлением административной ответственности за их совершение, введением нового вида освобождения от уголовной ответственности - в связи с применением иных мер уголовно-правового характера, а также увеличением суммы хищения чужого имущества, с которой наступает уголовная ответственность, с одной до пяти тысяч рублей [7]. По мнению разработчиков законопроекта, подобные изменения позволят создать условия для выведения из-под действия уголовного закона или из сферы уголовной ответственности в общей сложности более 300 тыс. человек, что, в свою очередь, будет способствовать положительным изменениям в социальной структуре общества за счёт значительного сокращения числа лиц, имеющих судимость [8].

Но, несмотря на общую тенденцию к либерализации уголовного законодательства, данные законопроекты не лишены ряда серьёзных недостатков и уже вызвали дискуссию на страницах юридической печати [9].

В то же время в последние годы, несмотря на общую тенденцию к либерализации уголовно-правовой политики и карательной практики, законодателем было серьёзно усилено наказание за отдельные виды преступлений.

Во-первых, это касается преступлений против половой неприкосновенности несо-

вершеннолетних (ст. 131-134 УК РФ): 29 февраля 2012 г. был принят Федеральный закон № 14 о внесении изменений в УК РФ, в частности в санкциях этих составов увеличены сроки лишения свободы, в отдельные санкции введено пожизненное лишение свободы [10].

При этом обращает на себя внимание тот факт, что в отдельных случаях нижний предел этих санкций выше санкции, предусматривающей наказание за умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах. Так, например, в санкции ч. 6 ст. 134 УК РФ за половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, достигшим двенадцатилетнего возраста, но не достигшим четырнадцатилетнего возраста, законодателем установлено от 15 до 20 лет лишения свободы, а по ч. 1 ст. 105 УК РФ за умышленное убийство установлено наказание от 6 до 15 лет лишения свободы!

Во-вторых, законодателем было усилено наказание за преступления, связанные со взяточничеством. В связи с принятием Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 97-ФЗ Уголовный кодекс РФ дополнен положением, в соответствии с которым за коммерческий подкуп, дачу взятки, получение взятки и посредничество во взяточничестве установлены штрафы в размере до 100-кратной суммы коммерческого подкупа или взятки, но не менее 25 000 рублей и не более 500 000 000 рублей [11]. Размеры штрафов за указанные преступления стали абсолютно невообразимыми, гигантскими. Во многом именно поэтому вскоре был принят Федеральный закон от 8 марта 2015 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым было снижено наказание за совершение отдельных преступлений, связанных со взяточничеством [12].

В-третьих, законодателем было также усилено наказание и за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических веществ. В связи с принятием Федерального закона от 1 марта 2012 г. № 18-ФЗ были увеличены как нижние, так и верхние пределы многих санкций, предусматривающих наказание в виде лишения свободы за совершение таких преступлений, в две санкции введено пожизненное лишение свободы (ч. 5 ст. 228.1 и ч. 4 ст. 229 УК РФ) [13].

Как уже отмечалось, наряду с правотворчеством, второй формой выражения уголовной политики является правоприменение. Логично было бы предположить, что, поскольку это две формы реализации единого процесса - уголовной политики, они должны пересекаться: принятые нормы должны применяться на практике. Но анализ законодательной и правоприменительной практики последних лет позволяет сделать вывод, что законотворчество и правоприменение в сфере уголовного права идут параллельными путями, которые, как известно, никогда не пересекаются.

Так, серьёзное усиление законодателем наказания за указанные выше преступления не повлекло ужесточения карательной практики. Суды практически не назначают наказание не только в максимальных пределах, предусмотренных законодателем за данные преступления, но даже ближе к середине санкции. Более того, в последние годы именно за указанные преступления суды всё чаще назначают наказание с применением правил ст. 64 УК РФ. Такой вывод можно сделать, если проанализировать Сводные статистические сведения о состоянии судимости в России, а именно Отчёты о сроках лишения свободы и размерах штрафов (приложение к отчёту формы № 10.3). В частности, в 2014 г. всего в РФ по ч. 4 ст. 132 УК РФ было осуждено к лишению свободы 853 человека, из них 292 (34,2 %) судами было назначено это наказание ниже низшего предела, чем предусмотрено санкцией ч. 4 ст. 132 УК РФ. В этом же году всего по ч. 4 ст. 291 УК РФ к лишению свободы был осуждён 41человек, из них 26 (63,4 %) судами было назначено это наказание ниже низшего предела, чем предусмотрено санкцией [14].

Наряду с примерами более широкого применения на практике ст. 64 УК РФ, связанной с назначением более мягкого наказания, чем предусмотрено законодателем за совершенное преступление, которая, на наш взгляд, позволяет нивелировать ошибки законодателя, можно привести и другие примеры, свидетельствующие о том, что правоприменительная практика идёт вразрез с законотворчеством.

Как уже отмечалось, с 10 января 2010 г. в нашей стране стало применяться наказание

в виде ограничения свободы, которое задумывалось законодателем как альтернатива лишению свободы. Но прогнозы не оправдались, и в 2010 г. к ограничению свободы были осуждены всего 0,9 % от общего числа осуждённых в РФ, в 2011 г. - 1,4 %, в 2012 г. -3,4 %, в 2013 г. - 4,3 %, в 2014 г. - 3,8 % [15].

Необходимо также отметить, что абсолютное большинство последних изменений в УК РФ не привели к желаемой цели - значительному снижению числа осуждённых к лишению свободы. Так, по данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ, в 2010 г. в Российской Федерации к лишению свободы были осуждены 31,4 % от общего числа осуждённых, в 2011 г. - 29,0 %, в 2012 г. - 27,9 %, в 2013 г. - 28,5 % , в 2014 г. -29,4 %. Как видим, в 2014 г. даже наблюдается некоторый рост числа осуждённых к лишению свободы по сравнению с 2013 г. [16].

Таким образом, проведённый анализ изменений уголовного законодательства и правоприменительной практики последних лет позволяет сделать вывод, что в нашей стране нет четкой научно обоснованной политики в области законодательного процесса, которая могла бы своевременно выявить недостатки существующей нормативно-правовой базы, избежать просчётов в процессе дальнейшей законодательной деятельности. Большинство изменений УК РФ последних лет бессистемны, спорны и противоречивы.

На наш взгляд, в настоящее время в условиях сложной криминологической ситуации в нашей стране необходимо говорить не о либерализации уголовного законодательства, а о его гуманизации и гармонизации. При этом меры наказания, применяемые к лицам, совершившим преступления, должны быть адекватны состоянию и тенденциям преступности.

Так, необходимо не снижение нижнего предела отдельных санкций норм УК РФ, а оптимизация пределов относительно-определённых санкций всех норм Уголовного кодекса, предусматривающих в первую очередь наказание в виде лишения свободы (такие пределы не должны быть одинаковыми в санкциях, предусматривающих наказание за совершение преступлений различных категорий; чем менее тяжким является преступление, тем меньшим должен быть разрыв меж-

ду минимальным и максимальным наказанием, и, наоборот, чем опаснее преступление, тем большим должен быть такой разрыв, так как это позволит максимально индивидуализировать наказание лицу, совершившему преступление и т. д.).

Имеются предпосылки к расширению в санкциях норм УК РФ таких наказаний, как штраф, лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью, исправительные работы, и, напротив, - к сокращению в санкциях за преступления небольшой и средней тяжести лишения свободы. Необходимо дополнить санкции, предусматривающие за совершение преступлений средней тяжести только лишение свободы, альтернативными наказаниями.

Что касается наказания в виде ограничения свободы, то без хорошо отлаженного механизма электронного мониторинга с помощью электронных браслетов это наказание вообще не имеет смысла.

В то же время за совершение тяжких и особо тяжких преступлений должно устанавливаться наказание в виде лишения свободы, причём на длительные сроки. Но сроки лишения свободы, а тем более введение в санкции пожизненного лишения свободы, должны быть научно обоснованы.

1. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ (ред. от 28 декабря 2013 г.) // СЗ РФ. -2011. - № 50. - Ст. 7362.

2. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 7 марта 2011 г. № 26-ФЗ // СЗ РФ. - 2011. -№ 11. - Ст. 1495.

3. Совещание по вопросам либерализации уголовного законодательства. - URL: http://www. kremlin.ru/events/president/news/9305.

4. Медведев на треть разгрузит колонии. - URL: https://lenta.ru/news/2010/10/21/soften/.

5. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовно -го кодекса Российской Федерации и Уголов -но-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы : Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. № 377-ФЗ (ред. от 7 декабря 2011 г.) // СЗ РФ. - 2009. - № 52, ч. 1. - Ст. 6453.

6. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации.

7. Проекты федеральных законов «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности"» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности"».

8. О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проектов федеральных законов «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголов -ный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от Уголовной ответственности"» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности"» : Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 июля 2015 г. № 37. - URL: http://vsrf.ru/second.php.

9. Крылова Н. Е. Гуманизация уголовного законодательства продолжается? Анализ проектов федеральных законов, одобренных Пленумом Верховного Суда РФ 31 июля 2015 г. // Закон. - 2015. - № 8 ; Скобликов П. Мелкие кражи -крупные заблуждения: концептуальное заявление депутата и его анализ // Закон. - 2015. -№ 12.

10. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступле-

ния сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних : Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. № 14-ФЗ // СЗ РФ. - 2012. - № 10. - Ст. 1162.

11. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции : Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 97-ФЗ (ред. от 4 июня 2014 г.) // СЗ РФ. - 2011. - № 19. - Ст. 2714.

12. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 8 марта 2015 г. № 40-ФЗ // СЗ РФ. - 2015. - № 10. - Ст. 1410.

13. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 1 марта 2012 г. № 18-ФЗ // СЗ РФ. - 2012. - № 10. - Ст. 1166.

14. Отчёт о сроках лишения свободы и размерах штрафов (приложение к отчету формы № 10.3) за 12 месяцев 2014 г. - URL: http:// www.cdep.ru/index.php?id=79&item=2883.

15. Отчёт о числе привлечённых к уголовной ответственности и мерах уголовного наказания за 12 месяцев 2010 г. - URL: http:// www.cdep.ru/index.php?id=79&item=836 ; Отчёт о числе привлечённых к уголовной ответственности и мерах уголовного наказания за 12 месяцев 2011 г. - URL: http://www.cdep.ru/ index.php?id=79&item=1272 ; Отчёт о числе привлечённых к уголовной ответственности и мерах уголовного наказания за 12 месяцев 2012 г. - URL: http://www.cdep.ru/index.php?id =79&item=1776 ; Отчёт о числе привлечённых к уголовной ответственности и мерах уголовного наказания за 12 месяцев 2013 г. -URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79& item =2362 ; Отчёт о числе привлечённых к уголовной ответственности и мерах уголовного наказания за 12 месяцев 2014 г. - URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=2883

16. Отчёт о числе привлечённых к уголовной ответственности и мерах уголовного наказания за 12 месяцев 2011 г. ; Отчёт о числе привлечённых к уголовной ответственности и мерах уголовного наказания за 12 месяцев 2012 г. ; Отчёт о числе привлечённых к уголовной ответственности и мерах уголовного наказания за 12 месяцев 2013 г. ; Отчёт о числе привлечённых к уголовной ответственности и мерах уголовного наказания за 12 месяцев 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.