Научная статья на тему 'Противоречия процесса управления в современном мире'

Противоречия процесса управления в современном мире Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
344
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ПРОТИВОРЕЧИЕ / ПРИЧИНА / УРОВЕНЬ / РЕШЕНИЕ / КАЧЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Билятдинов К.З.

В статье рассматриваются основные возможные противоречия процесса управления и их причины. Автором предложено распределение противоречий по четырем уровням: личностному, общественному, техническому и организационному. Дается обоснование положения о том, что большинство противоречий взаимосвязаны в силу общих причин. Устранение этих причин позволяет повысить качество управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Билятдинов К.З.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Противоречия процесса управления в современном мире»

МЕТОДОЛОГИЯ

п ч нн

ВВВ КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ

пп '

Противоречия

процесса управа

в современном мире

г I >1:

К.З. БИЛЯТДИНОВ,

доцент кафедры метрологии и управления качеством Национального минерально-сырьевого университета «Горный», канд. воен. наук (k01b@mail.ru)

В конце ХХ-начале XXI в. процесс управления претерпел значительные изменения, вне зависимости от уровня, характера, субъекта и объекта управления. Это обусловлено бурным развитием информационных технологий и широкими возможностями их использования в интересах управления. В научной литературе разнообразным аспектам процесса управления уделено большое внимание [1, 3, 4, 5, 6, 8]. Вместе с тем, потребность в обеспечении выполнения современных требований к управлению и повышении качества процесса управления диктует необходимость решения задачи выявления и описания основных возможных противоречий этого процесса в настоящее время.

Для решения вышеназванной задачи современный процесс управления целесообразно рассматривать как управление в организационно-технических системах. Организационно-технические системы (ОТС) -это совокупность людей, технических устройств и связей между ними, находящихся под общим управлением и объединенных единой целью [2, с. 152]. Исходя из предлагаемого определения в настоящее время ОТС можно считать абсолютное большинство систем. Процесс управления реализуется системой управления, которая, в свою очередь, тоже является ОТС. Кроме того, как известно, управление зависит от ресурсов системы, времени и внешней среды. Поэтому целесообразно не отделять противоречия современного про-

пп

ппп

ппп

пн □

Ключевые слова:

управление, противоречие, причина, уровень, решение, качество, информационные технологии

В статье рассматриваются основные возможные противоречия процесса управления и их причины. Автором предложено распределение противоречий по четырем уровням: личностному, общественному, техническому и организационному. Дается обоснование положения о том, что большинство противоречий взаимосвязаны в силу общих причин. Устранение этих причин позволяет повысить качество управления.

цесса управления от управляемой ОТС (объекта управления), ресурсов, времени и воздействия внешней среды (например, общества, других систем), а также от цели создания и функционирования ОТС. В данной статье противоречия процесса управления в современном мире определяются исходя из того, что управление - это целенаправленная деятельность по достижению требуемого состояния системы [2, с. 152]. Отсюда можно обоснованно распределить противоречия управления в ОТС по четырем взаимосвязанным уровням.

Первый уровень: личностный - противоречия на уровне лица, принимающего решения (ЛПР), должностных лиц (ДЛ), обеспечивающих процесс управления в ОТС.

Второй уровень: общественный (социальный) -противоречия, возникающие в коллективе (обществе) вследствие принятия управленческих решений (далее решений) и(или) обеспечения процесса управления в ОТС.

Третий уровень: технический - противоречия, связанные с разработкой, созданием и эксплуатацией разнообразных программно-аппаратных средств, обеспечивающих процесс управления.

Четвертый уровень: организационный - описывает противоречия при организации процесса управления ОТС.

ВеККАЧЕСТВА № 3 • 2014

40

□ БП

КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ

ч

МЕТОДОЛОГИЯ

Представляется логичным систематизировать и найти общее в противоречиях на каждом из предложенных уровней.

Личностный уровень

На первом уровне можно выделить следующие основные противоречия, которые могут в значительной степени повлиять на качество управления:

1.1. Между выполненным объемом работы и удовлетворением от полученных результатов. Причина: недостаточная мотивация или субъективное мнение ДЛ о том, что мотивация недостаточная.

1.2. Между требованиями к ДЛ по выполнению должностных обязанностей и существующим уровнем подготовки ДЛ. Возможные причины: недостаточная мотивация к повышению квалификации, отсутствие времени и ресурсов на подготовку, неспособность ДЛ выполнять данные обязанности.

1.3. Между уровнем ответственности и мотивацией ДЛ. Причина: недостаточная мотивация или субъективное мнениеДЛ.

1.4. Между большим объемом разнообразной информации, необходимой для принятия решения, и степенью ее использования ЛПР. Возможные причины: усталость, повышенная нагрузка на ЛПР, неспособность ЛПР усваивать большие объемы информации, недостаточные компетенции ЛПР в сфере применения программно-аппаратных средств, обеспечивающих процесс управления.

1.5. Между требованиями к работе в условиях неблагоприятных факторов внешней среды и работоспособностью, стрессоустойчивостью ДЛ. Возможные причины: усталость, плохое состояние здоровья, неспособность ДЛ выполнять данные обязанности в неблагоприятных условиях.

1.6. Между ЛПР (ДЛ) другим ЛПР (ДЛ) и(или) коллективом (обществом). Причины: вероятно, комплексного характера зависят от качеств конкретной личности, мотивации и условий выполнения должностных обязанностей.

Таким образом, основной общей причиной возможных противоречий управления на личностном уровне можно обоснованно назвать недостаточную мотивацию работника к осуществлению необходимых действий, направленных на выполнение функций управления, что в целом подтверждается в исследованиях известных ученых [6, 7, 8]. Однако было бы неверно считать недостаточную мотивацию единственной причиной всех потенциальных противоречий на рассматриваемом уровне. В современных условиях целесообразно использовать понятие «качество моти-

вации ДЛ». При этом мотивация рассматривается как процесс удовлетворения потребностей ДЛ, в зависимости от выполнения им своих должностных обязанностей и личного вклада в достижение целей системы. На основе общего определения качества, данного в ГОСТ Р ИСО 9000-2001, можно сформулировать определение качества мотивации - степень удовлетворения потребностей работника в зависимости от результатов его работы.

Общественный уровень

Второй уровень в значительной степени взаимосвязан с противоречиями первого и четвертого уровней. Но в тоже время потенциальные противоречия на этом уровне в большей степени отражают воздействие внешней среды на процесс управления. Так как в любом случае ДЛ органов (подсистемы) управления ОТС являются членами общества и носителями его потребностей. Они в различной степени испытывают воздействия на общество и зависят от социальных условий. Следовательно, противоречия второго уровня в ОТС основаны на том, что общество в различной степени всегда будет влиять на процесс управления. Выделим основные возможные противоречия на втором уровне:

2.1. Между полученным положительным эффектом от выполнения решения и ожиданиями и(или) потребностями коллектива (общества). Возможные причины: низкое качество решения, принятие ЛПР на себя невыполнимых обязательств, недостаток ресурсов и времени на выполнение решения.

2.2. Между принятым решением и ожиданиями и(или) потребностями коллектива (общества). Возможные причины: некомпетентность и(или) личная заинтересованность ЛПР, завышенные потребности коллектива (общества), получение ЛПР недостоверной информации, отсутствие ресурсов на удовлетворение потребностей коллектива (общества).

2.3. Между требованиями к управлению в ОТС и социальными условиями, потребностями личности, коллектива (общества). Возможные причины: комплекс вышеназванных причин первого и второго уровня, с учетом условий и ограничений осуществления процесса управления.

Технический уровень

Третий уровень - сложный и динамичный уровень противоречий,зависящих от развития и степени использования программно-аппаратных средств в подсистеме управления ОТС. В целом может включать в себя восемь основных взаимосвязанных противоречий:

№ 3 • 2014 ВеЮКАЧЕСТВА

МЕТОДОЛОГИЯ

1Ш КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ

3.1. Между необходимостью постоянного совершенствования и(или) создания новых программно-аппаратных средств и ограничением в ресурсах.

3.2. Между развитием информационных технологий и уровнем квалификации ДЛ органов (подсистем) управления ОТС по их эффективному применению.

3.3. Между обеспечением повышения оперативности и качества управления за счет взаимодействия открытых информационных систем, доступа к внешним информационным ресурсам и выполнением требований к безопасности информации, защите интеллектуальной собственности.

3.4. Между необходимостью более эффективного использования информационных технологий в управлении и существующими методами применения программно-аппаратных средств и их оценки.

3.5. Между требованиями к устойчивости управления и сильно выраженной зависимостью современных ОТС от корректной работы программного обеспечения, технического состояния, надежности и ресурса эксплуатации программно-аппаратных средств.

3.6. Между требованиями к достоверности информации в информационном контуре управления и возможностью получения ложной (недостоверной, непроверенной) информации.

3.7. Между необходимым разнообразием существующих программно-аппаратных средств для обеспечения выполнения задач управления с учетом специфики этого процесса в различных ОТС и необходимостью эффективной совместной работы и взаимодействия разнообразных программно-аппаратных средств: корректной передачи, обработки и представления информации.

3.8. Между постоянно возрастающими требованиями к управлению и техническими возможностями, надежностью, ресурсом эксплуатации, а также возможностью и целесообразностью модернизации применяемых программно-аппаратных средств.

Как известно, в современном мире повышение качества управления напрямую зависит от эффективности применения информационных технологий. Однако увеличение степени использования программно-аппаратных средств и систем передачи данных обуславливает зависимость качества управления от качества технических изделий и возможности их эффективного применения для обеспечения решения задач управления в различных условиях. Это обосновывает необходимость разработки и совершенствования эффективных методов создания, эксплуатации, технического обе-

ВеКкАЧЕСТВА № 3 • 2014

спечения и применения программно-аппаратных средств.

Организационный уровень

Сущность и содержание основных противоречий четвертого уровня в значительной степени зависят от противоречий первых трех уровней, описанных выше, а также от воздействий внешней среды и организации процесса управления. В итоге определены следующие основные возможные противоречия организационного уровня:

4.1. Между большими объемами доступной информации на внешних и внутренних информационных ресурсах системы управления и дефицитом полезной достоверной и полной информации по рассматриваемой предметной области в требуемое время.

4.2. Между требованием к сокращению времени цикла управления и необходимостью осуществления наиболее полного контроля объекта управления, обработки и передачи больших объемов информации.

4.3. Между требованием сокращения ресурсов, затрачиваемых на обеспечение управления, и постоянным повышением расхода ресурсов на содержание управленческого персонала, персонала, обслуживающего автоматизированные системы управления (АСУ), на создание и эксплуатацию АСУ.

4.4. Между необходимостью оптимизации системы управления и наличием избыточного количества управляющего персонала и программно-аппаратных средств, многократно дублирующих основные функции управления в ОТС.

4.5. Между необходимостью оптимизации процесса управления и избыточным документооборотом, большим количеством нормативно-правовых актов, наличием большого числа посредников (промежуточных звеньев управления) между управляющим объектом и объектом управления.

4.6. Между требованием к своевременности и устойчивости управления, а также к ограничению круга лиц, допущенных к конфиденциальной информации, и наличием избыточного количества ЛПР и ДЛ, участвующих в подготовке и принятии управленческих решений и(или) выполнении функций управления.

4.7. Между принципом личной ответственности руководителя и большим количеством ЛПР (ДЛ, согласовывающих решение), ДЛ, дающих рекомендации, указания и консультации.

4.8. Между постоянно растущими требованиями к повышению качества управления и повышением за-

□ GH

КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ ЕШ

МЕТОДОЛОГИЯ

трат ресурсов и времени в ОТС на выполнение вспомогательных функций в ущерб достижению основной цели создания и функционирования ОТС.

4.9. Между большим количеством нормативно-правовых актов, обеспечивающих правовое регулирование управления, и несоответствием правового регулирования современным требованиям к управлению, состоянию системы, а также реальным условиям и целям системы в рассматриваемый период времени.

Основные возможные причины вышеперечисленных потенциальных противоречий организационного уровня: некомпетентность ДЛ органов(подсистем управления) ОТС и несоответствие организации процесса управления целям и задачам системы. Однако необходимо отметить, что сравнительный анализ противоречий управления показывает, что преодоление противоречий организационного уровня за счет более рациональной организации процесса управления и применения АСУ позволит в значительной степени повысить качество управления ОТС.

В заключение необходимо отметить, в первую очередь, наличие общих возможных причин у большинства рассмотренных потенциальных противоречий. В результате можно выделить четыре основных фактора, влияющих на проявление противоречий процесса управления в современном мире:

1) качество отбора, подготовки и качество мотивации ДЛ;

2) качество АСУ и эффективность применения АСУ;

3) эффективность методов организации управления;

4) недостаток ресурсов и(или) неэффективное расходование ресурсов.

Устранение или существенное ослабление влияния данных факторов на процесс управления позволит устранить многие вышеперечисленные противоречия, и следо-

вательно, существенно повысить качество управления. Частично избежать влияния вышеназванных факторов возможно с помощью рационального и согласованного планирования всех видов деятельности в ОТС.

Распределение возможных противоречий по четырем предложенным уровням и учет их логической взаимосвязи в конкретной ОТС позволит сформировать модель противоречий процесса управления в данной ОТС. Такая модель может использоваться при повышении качества управленческих решений, планирования и контроля в ОТС. Ликвидация причин возможных противоречий может быть одним из важных мероприятий по оптимизации процесса управления и, как следствие, достижения цели создания и функционирования системы с минимальным расходом ресурсов и времени. ■

Литература

1. Анфилатов B.C. и др. Системный анализ в управлении: Учеб. пособие /B.C. Анфилатов, А.А. Емельянов, А.А. Кукушкин; Под ред. А.А. Емельянова. М.: Финансы и статистика, 2002. 368 с.

2. Билятдинов К.З., Кривчун Е.А. Оценка качества управления организационно-техническими системами // Записки Горного института. СПб., 2014. Т. 209. C. 152-155.

3. Бурков В.Н., Ириков В.А. Модели и методы управления организационными системами. М.: Наука, 1994. 269 с.

4. Джонсон Н., Лион Ф. Статистика и планирование эксперимента. М.: Изд-во Мир, 1987. 520 с.

5. Попов А.А., Телушкин И.М., Бушуев С.Н. и др. Основы общей теории систем. Часть 1. СПб.: ВАС, 1992. 248 с.

6. Маслоу А. Мотивация и личность. СПБ.: Изд-во Питер, 2010. 458 с.

7. Плаус С. Психология оценки и принятия решений. М.: Изд-во Филикт, 2003. 198 с.

8. Хансейкер Ф. Искусство управления людьми. М.: Изд-во Фаир-Пресс, 2011. 356 с.

НОВОСТИ NEWS НОВОСТИ NEWS НОВОСТИ NEWS

Организацию экомониторинга озера Байкал обсудили в Улан-Удэ

21 августа в Улан-Удэ прошло заседание рабочей группы по сопровождению работ по интеграции данных различных видов экологического мониторинга уникальной экосистемы Байкала и комплексной оценке состояния озера. Представители ЦА Росгидромета и Иркутского ЦГМС участвовали в обсуждении с помощью видеосвязи.

Основной темой заседания стало рассмотрение проекта постановления Правительства РФ «Об осуществлении государственного экологического мониторинга уникальной экологической системы озера Байкал». Согласно проекту, общая координация ра-

бот отнесена к компетенции Минприроды России, а реализация работ возложена на заинтересованные федеральные и региональные органы исполнительной власти.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информационно-телекоммуникационной системой, обеспечивающей доступ всех заинтересованных лиц к результатам данных экомониторинга является геопортал «Экологический мониторинг озера Байкал», созданный КГ «Инсайдерс» по заказу Минприроды России в рамках федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы». ■

www.baikalake.ru

№3 • 2014 BGIC КАЧЕСТВА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.