Научная статья на тему 'Противоречия между тренерами и требованиями к поведению спортсменов'

Противоречия между тренерами и требованиями к поведению спортсменов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
671
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Ключевые слова
ПРОТИВОРЕЧИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / ТРЕНЕР / СПОРТСМЕН / ПОВЕДЕНИЕ / ТРЕБОВАНИЯ / CONTRADICTION / MANAGEMENT / COACH / ATHLETE / BEHAVIOR / REQUIREMENTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Соломченко Марина Александровна, Алдошин Павел Юрьевич

В работе рассказывается о противоречиях между требованиями к поведению спортсмена в тренировке и тем, что руководство спортклуба и тренера считает правильным и необходимым, требуя от спортсмена выполнения своих инструкций, создавая этим конфликтную ситуацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTRADICTIONS BETWEEN COACHES AND BEHAVIOR REQUIREMENTS ATHLETES

The paper describes the contradictions between the requirements to the behavior of the athlete in training and the fact that the leadership of the club and the coach thinks is right and necessary, requiring the athlete perform their instructions, thereby creating a conflict situation.

Текст научной работы на тему «Противоречия между тренерами и требованиями к поведению спортсменов»

ТЕМА 2

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

ПРОТИВОРЕЧИЯ МЕЖДУ ТРЕНЕРАМИ И ТРЕБОВАНИЯМИ К ПОВЕДЕНИЮ СПОРТСМЕНОВ

CONTRADICTIONS BETWEEN COACHES AND BEHAVIOR REQUIREMENTS ATHLETES

Соломченко Марина Александровна кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой «Теория и методика избранного вида спорта» Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева, г. Орел, Россия

Solomchenko Marina Aleksandrovna Ph.D., associate professor, head of department of « Theory and methodology chosen spor» Orel State Universitynamed after I. S. Turgenev,

Orel, Russia

Алдошин Павел Юоьевич аспирант Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева, г. Орел, Россия

Aldoshin Pavel Yurievich

graduate student, Orel State University named after I. S. Turgenev, Orel, Russia

Аннотация. В работе рассказывается о противоречиях между требованиями к поведению спортсмена в тренировке и тем, что руководство спортклуба и тренера считает правильным и необходимым, требуя от спортсмена выполнения своих инструкций, создавая этим конфликтную ситуацию.

Annotation. The paper describes the contradictions between the requirements to the behavior of the athlete in training and the fact that the leadership of the club and the coach thinks is right and necessary, requiring the athlete perform their instructions, thereby creating a conflict situation.

Ключевые слова. Противоречие, управление, тренер, спортсмен, поведение, требования.

Keywords. Contradiction, management, coach, athlete, behavior, requirements.

Исследование по проблемам управления спортсменами или спортивной командой [1, 2, 3] показывают, что отношения между тренером и спортсменом должны быть на уровне, как их обоюдных интересов, так и интересов более вышестоящих организаций — клуба, общества, коллектива. Когда непонимание начинает преобладать над обоюдными интересами, возникает дискриминация тренера или спортсмена, приводящая к конфликтным ситуациям, что часто производит к разрушению команды и потере интереса спортсменов к тренировочной работе и даже отказу ее выполнять. Унижение, как средство управления, абсолютно неприемлемо в отношениях между тренером и спортсменом, поскольку унижает человеческое достоинство. Осознанное спортсменом чувства унижения лишает его всякой инициативы, снижается мотивация, что в итоге приводит к низкой эффективности тренировочной работы.

Противоречия между требованиями к поведению спортсмена в тренировке и тем, что руководство спортклуба считает правильным и необходимым, требуя от спортсмена выполнения своих инструкций, создает конфликтную ситуацию.

При таком подходе возникает рассогласование между разными видами требований к поведению спортсмена, игроков в команде, подчиненным, что и приводит к новому парадоксу в управлении. Административные нормы требований на разных уровнях управления тренировочным процессом и поведением спортсмена не соответствует одно другому.

В таких условиях человеческий ресурс рассматривается как определенный неодушевленный товар, который должен строго соответствовать зафиксированным требованиям - «требовать с него надо больше, получать меньше». При этом исключается возможность творческой деятельности, поиска новых методов в тренировке, ответственности и свободы выбора средств решения организационных и управленческих задач.

В деятельности тренера и руководства спортклуба как главных субъектов управления всегда можно найти противоречия, осложняющие работу. Они касаются следующих моментов:

1. Деятельность тренера, руководства спортклуба проходит при наличии определенных планов — стратегических, тактических, оперативных, перспективных, которые должны реализоваться спортсменами или тренерами.

2. Дилемма выбора решений поставленных задач определяется или рискованными, или стереотипными стандартами деятельности.

3. Положение тренера или руководителя спортклуба в условиях постоянно меняющихся внешних и внутренних переменных может подставить под сомнение их компетентность, которая может не соответствовать новым условиям тренировки или деятельности.

Причиной противоречий может быть следующее:

1. Отсутствие индивидуальной оценки способностей для роста результатов спортсмена, показателей тренера, руководителя, в постоянно изменяющихся тренировочных или организационных ситуациях.

2. Выбор неэффективных средств, методов или стратегий поведения тренера, руководителя в условиях решения управленческих конфликтов.

3. Принятие управленческих решений без учёта мнения исполнителей.

4. Строгое требование выполнять инструкции в ущерб стремлению спортсменов, игроков команды проявлять инициативу и творчество.

5. Рассогласование индивидуальной мотивации тренера, руководителя ориентированного на достижения успеха в деятельности и отсутствие положительной мотивации в поведении спортсменов, тренеров, участников тренировочного процесса.

В реальности существует гораздо большее число фактов, которые мешают тренеру или руководителю эффективно работать. Здесь представляет интерес - как тренер или руководитель субъективно оценивают сами себя.

Анализ литературы по вопросам тренировочного управления показывают, что тренеры ценят в себе в большей степени профессиональные и деловые качества. Оценка личностных характеристик уходит на второй план, а критика в свой адрес уходит на самое последнее место [1, 2, 3].

От спортсменов, подчинённых, тренеры и руководители отличаются тем, что к ним предъявляют гораздо более высокие требования, чем к исполнителям. Это касается и меры ответственности, как персональной, так и за своих подопечных -спортсменов и сотрудников. Но если посмотреть на тренера глазами спортсменов, картина резко меняется. На первое место в этой оценке ставятся личностные качества, которые показывают отношения тренера к спортсменам в высказываниях типа: "приятный в общении", "отзывчивый", "внушающий доверие", "понимающий" и др.

По мере повышения статуса тренера, как специалиста, подготовившего ряд спортсменов высокого класса, количество критических оценок в адрес спортсменов резко возрастает. Интерес тренера к спортсменам, игрокам команды заключается главным образом в оценке двигательных показателей и уровня развития физических качеств. При этом увеличивается количество негативных оценок в адрес исполнителей по сравнению с позитивными. Это является проявлением психологического фактора, когда менее способные и талантливые спортсмены, как бы теряют интерес со стороны тренера. Индивидуальность спортсмена, его личностные качества нивелируются тренером, что характеризует тренера с отрицательной стороны. При этом нарушается функция обратной связи и отношения между тренером и спортсменом приобретают часто авторитарный характер. Все контакты переводятся на материальный интерес.

Если же тренер переходит в другую профессиональную категорию со снижением статуса, его оценки быстро изменяются, как к руководству, так и персонально к спортсмену. В центр внимания тренера попадают уже не профессиональные качества спортсменов, а их поведенческие реакции. Тренер будет оценивать уже, как руководство клуба общается с игроками команды: он становится к ним внимателен, доброжелателен, готов оказывать помощь в любой вне тренировочной ситуации [3, 4].

Область межличностных отношений всегда остаётся для тренера "Terra incognita", то есть постоянной сферой неопределенности в силу своего субъективизма [2]. Поэтому тренер чувствует себя в ней не совсем уверенно.

Содержание человеческих отношений, как психологического климата в команде, группе, стиль руководства и другая психологическая фактура для руководителей низшего звена управления клуба и тренера, и спортсменов являются наиболее значительными аспектами их совместной деятельности.

Явно отрицательными психологическими факторами являются непонимание руководителями, тренерами того, что их негативная оценка своих подопечных снижает личностную самооценку, подрывает у спортсменов, игроков команды веру в

""главная аннотация содержание 122

собственные силы и возможности. Получив отрицательную оценку своих действий, спортсмен непроизвольно снижает активность в тренировке и соревнованиях, порой отказывается проявлять инициативу в принятии тактических решений. Более того, если оценка тренера явно занижает эффективность реальных действий спортсмена, возникают предпосылки для потери мотивации и даже к отказу выполнять указания тренера. В свою очередь, тренер должен помнить о том, что спортсмен добровольно выбирает вид спорта, в котором он предполагает преуспеть. Но он также добровольно может отказаться и от тренировок или вообще "бросить" спорт, не находя в нём морального удовлетворения.

При положительной оценке действий спортсмена, повышается мотивационная сфера, возникает желание трудиться на тренировках ещё лучше. Тренер, обладая определёнными правами, несёт морально-психологическую ответственность за состояние всех спортсменов, игроков команды, оценивать объективно результаты их труда, от которого зависит успешность выступления в соревнованиях.

Недаром многие спортсмены испытывают чувство ответственности, прежде всего, перед тренером — «как бы его не подвести!». Вложенный тренером труд должен адекватно окупиться эффективной работой спортсменов. Возникает взаимная уверенность в успешной тренировочной работе, а взаимная мотивация усиливается, создавая предпосылки для успешной реализации спортсменом своей подготовленности в условиях соревнований [4].

На рис. 1 показана структура организации команды, группы по успешному выполнению целей клуба, организации, ведомства.

Эффективное решение тренером, спортсменами задач клуба, команды

Выбор правильного подхода со стороны руководства спортклуба, команды

Создание положительной мотивация в команде, группе

-V-

¡е высокой степени сплоченно« ■етиыости спортсменов в кома!

Л

Высока* степень ответственности руководства клуба, тренера, спортсменов за выполняемую работу и соревновательные результаты

Рис. 1. Содержание организации работы клуба, команды для успешного

достижения целей

В таблице 1 показаны факторы, способствующие устранению противоречий в управлении и создании положительного психологического микроклимата.

Таблица 1

Факторы, способствующие устранению противоречий и негативных явлений в управлении спортивно-педагогическими системами (малые группы)

Стратегия организации в группе

Поведение действий руководителей, тренеров

Действия малой группы

Наличие четко сформулированных целей

Внимание к деятельности группы, команды

Принятие количественных и качественных критериев целей

Создание творческой атмосферы внутри группы для всех спортсменов

Целенаправленные действия по сплочению команды, группы

Наличие групповой активности и сплоченности

Планирование работы организации, учебно-тренировочного процесса

Доброжелательные отношения с членами группы, спортсменами

Выполнение всеми спортсменами внутригрупповых норм поведения

Правильная расстановка кадров, игроков по амплуа

Своевременное разрешение конфликтов внутри группы

Дружные отношения

между игроками и лояльные отношения тренера к спортсменам и их к тренеру

Учет человеческого фактора внутри организации

Создание положительного психологического климата

Дисциплинированность, доверие к тренеру

Повышение конкурентной способности клуба, команды

Отсутствие жестких методов управления

Стремление к полной

реализации своих способностей, чувство ответственности

Подбор тренеров, менеджеров, спортсменов высокой квалификации

Положительное отношение к творческой деятельности спортсменов, игроков, объективная оценка деятельности спортсменов, доброжелательный контроль

Наличие ценностей в

команде, ориентированных на объединение команды.

Противоречия и парадоксы управления в спортивно-педагогических системах в большинстве случаях носят психологический характер, где человеческий фактор является основополагающим. Авторитарные методы руководства не совместимы с проявлением человеческих отношений внутри команды, занижая уровень притязаний и мотивации спортсменов, ослабляя их активность в преодолении трудностей.

Список литературы

1. Окрушко В. Я. Анализ противоречий управления современными организациями // Проблемы современной экономики. — № 2. - 2011. — Санкт-Петербург: Изд-во «Научно-производственная компания «РОСТ» - С. 45-51.

2. Розанова В. А. Психология управления : учебное пособие / В. А. Розанова. — М.: ЗАО "Бизнес-школа"Интел-Синтез".-1999. - 352 с.

3. Соломченко М. А. Формирование толерантного управления при подготовке специалистов физической культуры и спорта к будущей профессиональной деятельности: монография /М. А. Соломченко. — Орел: ФГОУ ВПО «Госуниверситет -УНПК», 2011. — 294 с.

4. Соломченко М. А. Исследование моделей групповой сплоченности в спортивной деятельности / М. А. Соломченко, О. А. Горбачева //Ученые записки ОГУ. — Орел: Изд-во ОГУим. И.С. Тургенева, 2016 г. - №2 (71) —С. 144-152.

References

1. Okruszko, V. J. Analiz protivorechiy upravleniya sovremennymi organizatsiyami [Analysis of the contradictions in the management of modern organizations]. Problemy sovremennoy ekonomiki - Problems of modern economy. 2011. no.2. St. Petersburg: Publishing house "Scientific and production company "ROST" - p. 45-51.

2. Rozanova V. A. Psikhologiya upravleniya [Psychology of management]. Moscow, ZAO "Business school" Intel-Synthesis", 1999. 352p.

3. Solomchenko M. A. Formirovanie tolerantnogo upravleniya pri podgotovke spetsialistov fizicheskoy kul'tury i sporta k budushchey professional'noy deyatel'nosti [Formation of a tolerant management in the preparation of specialists of physical culture and sport for future professional activity]. Orel, FGOU VPO "state University -unpk", 2011. pp. 294.

4. Solomchenko M. A., Gorbachev O. A. Issledovanie modeley gruppovoy splochennosti v sportivnoy deyatel'nosti [Study of models of group cohesion in sports activities]. Scientific notes of OSU. Orel, Publishing house of OGU them. I. S. Turgenev, 2016. No.2 (71). pp. 144-152.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.