Научная статья на тему 'Противоречия между субъектами ценовой конкуренции как основа ее динамики'

Противоречия между субъектами ценовой конкуренции как основа ее динамики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
383
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТИВОРЕЧИЯ / CONTRADICTIONS / ЦЕНОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / PRICE COMPETITION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Темякова Татьяна Витальевна

Выявляются противоречия между субъектами ценовой конкуренции: конкурентами, производителями, потребителями, посредниками. Предлагаются пути решения данных противоречий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contradictions between the subjects of price competition are presented here, like competitors, producers, consumers and intermediaries. The ways of solutions of these contradictions are offered.

Текст научной работы на тему «Противоречия между субъектами ценовой конкуренции как основа ее динамики»

УДК 330.1

Т.В. Темякова

ПРОТИВОРЕЧИЯ МЕЖДУ СУБЪЕКТАМИ ЦЕНОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ

КАК ОСНОВА ЕЕ ДИНАМИКИ

Выявляются противоречия между субъектами ценовой конкуренции: конкурентами, производителями, потребителями, посредниками. Предлагаются пути решения данных противоречий.

Противоречия, ценовая конкуренция.

^V. Temyakova

THE CONTRADICTIONS BETWEEN THE SUBJECTS OF PRICE COMPETITION AN THE BASIS OF IST DYNAMICS

Contradictions between the subjects of price competition are presented here, like competitors, producers, consumers and intermediaries. The ways of solutions of these contradictions are offered.

Contradictions, price competition.

Всякая экономическая категория содержит в себе противоречия, ведь, по утверждению К. Маркса, если «экономическое отношение, - а значит и категории, его выражающие, -заключает в себе противоположности, [то оно] является противоречием и именно единством противоречий» [1, с.86]. В большинстве случаев противоречия категорий отражают двойственность содержания экономических отношений, что означает наличие у данного отношения двух противостоящих друг другу субъектов. Каждая из двух сторон рассматривается отдельно. При этом обнаруживаются противоречия, которые требуют разрешения. Следует выявить способы их разрешения, а значит, увидеть новое отношение, две противоположные стороны которого необходимо развить. Это так называемые простые категории, однако, изучая ценовую конкуренцию, речь идет о сложной категории, категории многосубъектной, отражающей ряд сторон, ступеней в развертывании системы экономических отношений. При этом необходимо учитывать основополагающий принцип диалектики, согласно которому движение есть само существующее противоречие, а, принимая во внимание схожесть понятий «движение» и «динамика» (динамика - раздел механики, посвященный изучению движения материальных тел, движение - это «...изменение вообще») [2, с.563], утверждаем, что противоречия придают ценовой конкуренции динамический характер, следовательно, изучить динамику многосубъектной ценовой конкуренции, значит изучить возникновение и разрешение противоречий. Таким образом, ценовая конкуренция противоречива по своей природе.

В экономических источниках принято классифицировать противоречия на внешние и внутренние. К внутренним относятся противоречия между элементами процесса, явления, а внешними противоречиями выступают противоречия между данным процессом или явлением и его окружением, однако, в рамках анализа динамики ценовой конкуренции подобное деление противоречий достаточно условно. Можно было бы предположить, что внутренними противоречиями ценовой конкуренции являются противоречия, возникающие между ее субъекта-

ми, т.е. между элементами структуры, а внешними - противоречия между рассматриваемым явлением и другими экономическими явлениями, т.е. ценовой конкуренцией и ее окружением. Здесь возникает закономерный вопрос: если множество хозяйствующих субъектов рынка, в том числе и государство, влияние которого зачастую считается внешним по отношению к различным экономическим процессам и явлениям, принять за компоненты ценовой конкуренции, т.е. противоречия между ними становятся внутренними, что тогда считать внешними противоречиями ценовой конкуренции? Ответом становится - противоречия между ценовой конкуренцией и другими рыночными явлениями. Для того чтобы обнаружить подобные противоречия, необходимо было бы изучить структуру и действие многих экономических явлений, а это не является областью нашего научного интереса, хотя даже при осуществлении такого анализа мы пришли бы к выводу, что структуру множества других рыночных явлений составляют те же субъекты, что и ценовую конкуренцию, различия составляют предмет противоречий. Учитывая приведенные размышления, считаем деление противоречий на внутренние и внешние во многом условным и обратимся к изучению противоречий между субъектами ценовой конкуренции, при этом субъектами ценовой конкуренции являются производители, потребители, посредники, поставщики, государственные органы (см. таблицу).

Противоречия между субъектами ценовой конкуренции

Противоречие между интересами производителей и потребителей Противоречия между интересами конкурентов Противоречие между интересами посредников и потребителей Противоречие между государственными органами и др. хоз. субъектами Противоречие между интересами производителей и посредников Противоречие между интересами поставщиков и предприятий-производителей

При анализе противоречий прежде всего исследуют противоречивость интересов субъектов как форм проявления осознанных ими потребностей. По критерию противоположности интересов субъектов ценовой конкуренции можно выделить противоречия между конкурентами, рождающие переход конкуренции в монополию и наоборот, между производителями и покупателями, органами власти и предприятиями, поставщиками и предприятиями-производителями, а также предприятиями, покупателями и посредниками.

Противоречия интересов конкурентов, как и любое другое противоречие, предполагают, по Г. Гегелю, единство и борьбу противоположностей, присущих одному и тому же отношению, одной и той же сущности, что ведет к ее движению, изменению. Так, единство самих конкурентов проявляется в том, что наличие конкурента необходимо для самого существования ценовой конкуренции. Конкуренты обладают одинаковыми целями, каждый из них желает для себя того, чего желают для себя другие (единство интересов конкурентов), однако, при ценовой конкуренции одинаковые цели противоположно ориентированы, что рождает помимо единства борьбу противостоящих друг другу в ценовой конкуренции предприятий. По существу, интерес каждого конкурента заключается в стремлении обладать монополией на источники сырья, производство определенной продукции, квалифицированный персонал, клиентуру и т.д. Учитывая негативные последствия монопольного положения какого-либо предприятия на некотором рынке, в интересах общества предотвратить монополизацию экономики. Ф. Энгельс резюмирует, что «в интересах отдельного человека - владеть всем, в интересах же общества - чтобы каждый владел наравне с другими. Таким образом, общий и частный интересы диаметрально противоположны. Противоречие конкуренции состоит в том, что каждый должен желать для себя монополии, тогда как все общество как таковое должно терять от монополии и потому должно ее устранить» [3]. Даже при возникновении небольшой группы единомышленников конкурентов, она также желает монополии для себя против других. Однако именно стремление избежать конкуренции, занять лидирующие

позиции на рынке и в конечном итоге стать монополистом, побуждает каждое предприятие осуществлять постоянный процесс совершенствования технологий, расширения ассортимента и т.д., т.е. участвовать в конкурентной борьбе, следовательно, конкуренция, в том числе ценовая, и монополия противостоят друг другу, являя собой не просто другое в качестве противостоящего себе, но свое другое, так как противоположность есть вообще то, что содержит в самом себе, одно и его другое, себя и свое другое, себя и свое противоположное. Таким образом, противоположно направленные интересы конкурентов, предприятий и общества, их единство и борьба являются источником развития, источником прогресса.

Также отметим, что каждый производитель стремится получать монопольно высокие прибыли. При этом в рамках анализа противоречий именно ценовой конкуренции выявляем противостояние прибыли и цены. В самом общем виде прибыль образуется как разница между валовой выручкой и валовыми издержками, в свою очередь выручку формирует произведение цены и объема производства, следовательно, сокращение цены приводит к уменьшению выручки при неизменной величине издержек, а значит и прибыли предприятия. Данное рассуждение не учитывает степень эластичности спроса, когда при эластичном спросе сокращение цены влечет рост совокупной выручки, а следовательно и прибыли, при сохранении издержек на прежнем уровне, а при неэластичном - наоборот. Сказанное позволяет утверждать, что при анализе противоречий субъектов ценовой конкуренции неизбежно интерес предпринимателя не как конкурента, но производителя, заключающийся в получении, сохранении и преумножении своих конкурентных преимуществ, прежде всего, за счет роста прибыли, противоречит осуществляемым им мероприятиям, что проявляется в сокращении цены, в итоге теоретически желание каждого производителя получать больший размер прибыли приводит при ценовой конкуренции к снижению прибыли. Однако известно, что ценовая конкуренция также осуществляется посредством роста цен в непропорционально меньшем размере, чем растет качество, в данном случае предприятие также теряет в размере прибыли, так как более высококачественный товар объективно требует более высокой оплаты при любом направлении изменения издержек, даже при их сохранении на прежнем уровне, поскольку психологически более дешевый товар воспринимается потребителями как менее качественный, а значит, велика вероятность сокращения спроса на продукцию предприятия, и как следствие, его прибыли, хотя данные выводы не однозначны.

Процесс развития противоречий характеризуется их возникновением, становлением и разрешением. Недостаточно в рамках анализа противоречий ценовой конкуренции ограничиться постановкой проблемы о существовании вышеназванных противоречий, необходимо описать способы разрешения данных противоречий. Разрешение противоречий предполагает подчинение ведущей стороной противоположности подчиненной стороны. При этом разрушается старая платформа, на которой базировалось противоречие, и создается новое основание, содержащее компоненты обеих сторон противоположности в измененном виде, тем самым воспроизводится процесс движения в новых условиях времени и пространства. Следовательно, для того, чтобы разрешить проблему противоречивости интересов конкурентов, необходимо придать их одинаковым целям однонаправленность, т. е. конкуренты должны превратиться из соперничающих компаний в партнеров по бизнесу, что достигается, например, с помощью осуществления сделок по слияниям и поглощениям. При слияниях и поглощениях всегда существует ведущая фирма, которая в большей степени реализует свои интересы в подобных сделках, следовательно, противоречие противоположно ориентированных интересов конкурентов разрешается образованием нового хозяйствующего субъекта путем суммирования элементов прежних предприятий с преобладанием компонент доминирующего. Так, в период с 1997 по 2006 гг. рынок слияний и поглощений динамично развивался, стоимость сделок увеличилась в 10 раз, в то время как количественно величина сделок возросла в 2006 г. на 600 единиц. Однако к концу 2008 г. количество сделок сократилось по отношению к концу 2007 г. с 311 до 259. Главной причиной резкого сокращения объема рынка

стала кризисная ситуация в экономике. На 2008 год в целом эксперты аналитической группы ЯеВеа1 прогнозируют значительное снижение объемов слияний и поглощений. По итогам года ожидается, что состоится 1100-1200 сделок общим объемом 100-110 миллиардов долларов. В 2007 году на рынке прошло 1330 слияний и поглощений общей стоимостью 125,9 миллиарда долларов [4]. Тем не менее вопреки текущей негативной макроэкономической ситуации и проблемам реализации слияний и поглощений данный рынок слияний обладает достаточным потенциалом роста, так что слияния и поглощения продолжают оставаться действенным способом разрешения противоречий между конкурентами. Однако слияния и поглощения ведут к ликвидации конкурентов на определенных рынках, рыночных сегментах, отраслях, а значит, создают тенденцию к монополизации, т.е. наблюдается переход конкуренции (противоположного) в свое противоположное (монополию), таким образом, итогом разрешения противоречия является возникновение нового противоречия, данный процесс непрерывен, постоянно воспроизводится, что подтверждает справедливость утверждения о том, что «противоречие ... есть корень всякого движения» [5].

Разрешение же противоречия между однонаправленным изменением цены и прибыли, о котором говорилось выше, достигается посредством многих мероприятий. Во-первых, каждое предприятие при принятии решения о проведении мероприятий ценовой конкуренции должно учитывать степень эластичности спроса на выпускаемую ими продукцию, и возможно, отказаться от ценовых войн при неэластичном спросе. Также предприятие может активно использовать диверсификацию производства. Предприятие, неся убытки, либо же получая недостаточный размер прибыли по одному виду деятельности, может за счет цен, адекватных качеству и величине издержек, увеличивать получаемую прибыль в другой сфере деятельности, следовательно, суммарный размер прибыли от различных производств данного предпринимателя будет иметь положительную динамику. Таким образом, посредством диверсификации повышается устойчивость предприятия к изменениям в предпринимательской среде.

Не менее важным противоречием является противоречие интересов производителей и потребителей. Известно, что практика установления монопольно низких цен (ниже среднерыночных и ниже средних издержек производства, во втором случае речь идет о грабительском ценообразовании) связана с желанием предприятия после устранения конкурентов с рынка поднять в последующем цены до монопольно высокого уровня, что противоречит интересам потребителей, не желающим приобретать сверхдорогую продукцию. С точки зрения потребителей, важным является наличие у них информации о намерениях производителей в части возможной будущей монополизации производимой продукции. В случае информированности потребителей определенного продукта о подобной практике предпринимателя действия покупателей становятся направленными на предотвращение монополизации посредством заключения с фирмой долгосрочного контракта, предусматривающего реализацию товара и после завершения ценовой войны по фиксированно низким ценам, что становится разрешением противоречия между интересами покупателей и производителей.

Также можно выделить противоречие между интересами таких субъектов ценовой конкуренции, как потребители и посредники. Согласно закону спроса, величина спроса растет по мере сокращения цены, следовательно, не принимая во внимание все множество неценовых факторов, влияющих на выбор покупателя в пользу той или иной продукции, ценовой интерес потребителя заключается в приобретении товара по возможно более низкой цене. С другой стороны, интерес посредника также характеризуется закупкой продукции у производственного предприятия по низким ценам, и продажей этого товара конечному потребителю по более высоким ценам, а это противоречит интересу потребителя. Таким образом, выгоду от снижения цены получает не конечный потребитель, а посредник. Кроме того, согласно закону спроса, рост цены посредника при эластичном спросе сокращает объем продаж, а значит и прибыли предприятия-производителя, следовательно, деятельность посредника противоречит ценовой политике предприятия, у которого закупается продукция. Разрешени-

ем названного противоречия является осознание производителем потребности в рациональном, разумном поведении, в объективной оценке реальных результатов проведения подобной ценовой политики, при необходимости в отказе от открытых ценовых войн и создании собственных или контролируемых сбытовых сетей. В отличие от независимых оптовиков такие сети не будут пытаться присвоить все выгоды сами, а передадут полученные скидки в розничное звено и далее - конечному потребителю.

Изучая проблематику монопольно низких цен, появляются новые противоречия субъектов ценовой конкуренции. Государство в лице антимонопольной службы задает правовые рамки реализации ценовой конкуренции, следовательно, неизбежно возникают противоречия между субъективно воспринятыми и реально осуществленными действиями предприятий, их поставщиков и функционирующим законодательством. Чаще всего поставщики проигрывают от ценового снижения на товар определенного предприятия. В этом случае происходит столкновение и противопоставление интересов данного предприятия и его поставщиков, что выражается в противоречии между желанием предприятия в будущем реализовывать продукцию по монопольно высоким ценам, тем самым увеличивая свою прибыль, и сопротивлением поставщиков падению объемов поставляемой продукции.

Разрешением данного противоречия может стать либо отказ от поставки комплектующих по ценам, ниже рыночных, либо фиксация в договоре минимальной цены реализации продукции будущему монополисту, либо преднамеренное завышение цены товаров тем производителям, которые используют практику ценовых войн. Однако подобные действия порождают новое противоречие, противоречие подобных мероприятий поставщиков существующему законодательству, Федеральному закону «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», так как влекут уменьшение объемов производства той продукции, которая пользуется спросом [6]. В связи с этим предлагается разрешать противоречие между поставщиками и производителями путем отражения в контрактах поставщиков максимальной цены, по которой будет продаваться товар и на следующих этапах развития их отношений, т.е. указанное мероприятие предотвратит в будущем рост цены конечного продукта до монопольно высокого уровня.

Таким образом, доказано, что ценовая конкуренция противоречива по своей природе, что выражается в противоречивости интересов ее субъектов, а это, в свою очередь, придает самой ценовой конкуренции как экономическому явлению динамический характер.

ЛИТЕРАТУРА

1. Маркс К. Теории прибавочной стоимости IV том «Капитала» / К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. Т. 26, ч. 3. М.: Гос. изд-во полит. лит-ры, 1964. 676 с.

2. Маркс К. Соч. 2-е изд. / К. Маркс, Ф. Энгельс. Т. 20. М.: Гос. изд-во полит. лит-ры, 1961. 828 с.

3. Энгельс Ф. Наброски к критике политической экономии / Ф. Энгельс // http://lugovoy-k.narod.ru/marx/01/28.htm.

4. Российский рынок M&A: Последствия кризиса или сделки без стоимости. Обзор российского рынка слияний и поглощений (сентябрь-ноябрь'2008) // mergers.ru.

5. Ленин В.И. К вопросу о диалектике / В.И. Ленин // Полн. собр. соч. Т. 29. М.: Гос. изд-во полит. лит-ры, 1963. С. 316-322.

6. Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (с изм. и доп. от 24 июня, 15 июля 1992 г., 25 мая 1995 г., 6 мая 1998 г., 2 января 2000 г., 30 декабря 2001 г., 21 марта, 9 октября 2002 г., 7 марта 2005 г., 2 февраля, 26 июля 2006 г.)

Темякова Татьяна Витальевна - Temyakova Tatyana Vitalyevna -

аспирант кафедры «Экономическая теория Post-graduate Student of the Department

и национальная экономика» of «Economic Theory and National Economy»

Саратовского государственного of Saratov State University in the name

университета им. Н.Г. Чернышевского of N.G. Chernyshevskiy

Статья поступила в редакцию 11.06.09, принята к опубликованию 23.09.09

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.