Научная статья на тему 'Противоречия экономического роста и высшее профессиональное образование'

Противоречия экономического роста и высшее профессиональное образование Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
579
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скаржинская Е. М., Березкина А. Е.

Бюджетное финансирование провинциальных университетов в статье рассматривается как инвестиции в социально-экономическое развитие регионов, преодоление их дотационности, и, следовательно, как необходимый фактор устойчивого и равномерного экономического роста. Предлагаются соответствующие математические модели, обосновывающие эти положения. С помощью моделей доказано существование самовоспроизводящегося механизма, действие которого по принципу мультипликатора обусловливает сохранение дотационности и увеличение социально-экономического отставания региона вслед за отказом от бюджетного финансирования провинциального университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Противоречия экономического роста и высшее профессиональное образование»

методов обучения. В последние годы получила развитие такая форма дистанционного обучения, как виртуальный университет.

Как и в случае с продажей учебных программ, мобильность провайдеров высшего образования требует создания адекватной системы регистрации, обеспечения качества и признания дипломов. В то же время деятельность иностранных вузов должна находиться под пристальным вниманием национальных регулирующих органов. Кроме того, их деятельность должна регулироваться налоговым законодательством страны приема, правовыми нормами, касающимися перевода прибылей (в случае, если вуз является прибыльным), найма, условий труда и оплаты преподавателей и вспомогательного состава, деятельности администрации вузов, присуждения степеней и выдачи дипломов и т. п.

Сегодня в мире отсутствует единообразная практика регулирования деятельности иностранных провайдеров в сфере высшего образования. Одни страны ограничивают проникновение иностранных вузов на свою территорию, другие осуществляют жесткое регулирование и мониторинг их деятельности. В некоторых странах создаются специальные условия, направленные на привлечение первоклассных иностранных вузов для под-

готовки национальных кадров. Особенно это характерно для стран, создающих у себя «парки знаний» (knowledge parks), «технологические зоны» (technology zones) или «образовательные города» (education cities), куда наряду с иностранными компаниями, обладающими передовыми технологиями, привлекаются и учебные заведения, готовящие квалифицированных специалистов.

Современная ситуация в мировой системе высшего образования характеризуется широкими возможностями для расширения доступа к высшему образованию все большего числа людей; для создания стратегических альянсов между различными странами и регионами; для производства и обмена новыми знаниями; для мобильности квалифицированных специалистов и профессионалов; для развития базы подготовки специалистов и человеческих ресурсов; для повышения общего уровня академических знаний и подготовки специалистов. Но одновременно развитие международной торговли образовательными услугами содержит в себе и существенные риски. В связи с этим необходимо, чтобы образовательный сектор различных стран был хорошо информирован как относительно выгод, так и рисков, связанных с развитием мобильности образовательных учреждений и учебных программ.

Е. М. Скаржинская, А. Е. Березкина

ПРОТИВОРЕЧИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА И ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Бюджетное финансирование провинциальных университетов в статье рассматривается как инвестиции в социально-экономическое развитие регионов, преодоление их дотационности, и, следовательно, как необходимый фактор устойчивого и равномерного экономического роста. Предлагаются соответствующие математические модели, обосновывающие эти положения. С помощью моделей доказано существование самовоспроизводящегося механизма, действие которого по принципу мультипликатора обусловливает сохранение дотационности и увеличение социально-экономического отставания региона вслед за отказом от бюджетного финансирования провинциального университета.

Отрадный факт роста ВВП в России омрачается рядом негативных явлений. Среди них - резкая и возрастающая дифференциация регионов по уровню социально-экономического развития. Разрыв в размерах валового регионального продукта между субъектами Федерации составил к 2005 году более 36 раз.1 По мнению ряда экономистов2 сильная дифференциация уровней соци-

ально-экономического развития регионов является одной из важнейших проблем экономики России. Теме развития регионов, проблемам бюджетного федерализма, инструментам выравнивания социально-экономического развития посвящено множество публикаций в отечественной и зарубежной экономической литературе. Задачей данной статьи является более скромной - связать

две тенденции: 1) усиление дифференциации регионов на фоне роста ВВП, и 2) сокращение финансирования региональных университетов за счет средств федерального бюджета.

Мы акцентируем внимание на рынке образовательных услуг в сфере высшего образования, поскольку одним из основных факторов, от которых напрямую зависит экономический рост не только региона, но и страны в целом, являются качество трудовых ресурсов и полнота мобилизации трудового потенциала. Недоиспользование ресурсов человека оборачивается весьма ощутимыми экономическими потерями: недопроизводством материальных благ и услуг, потерями ВНП, снижением уровня жизни. Потенциал человека, его возможности эффективно трудиться формируются целенаправленным предварительным обучением и совершенствованием способностей к труду непосредственно на производстве. Именно квалификация, знания и интеллект человека при наличии необходимых характеристик здоровья и мотивации, являются ведущими факторами эффективности функционирования экономики. Наше внимание привлекло именно высшее образование по следующим причинам:

1. С экономической точки зрения люди, получившее высокое образование, более продуктивны в создании и распространении инноваций и этим способствуют росту эффективности экономики, плодами которого пользуются не только они сами и их работодатели, но и все общество.

2. Сегодня все чаще в средствах массовой информации рассматривается проблема сокращения государственной поддержки вузов.

Как известно, любые изменения в сфере образования приводят к масштабным изменениям на рынке труда, который в свою очередь является одним из самых важных факторов развития региона. Таким образом, обнаруживается логическая связь между федеральной политикой в сфере образования, региональным рынком труда и социально-экономическим развитием депрессивных регионов. Понимание механизмов взаимосвязи этих трех компонент стратегического планирования необходимо для выбора решений федеральными и региональными властями, которые выступают и в качестве создателя институтов экономической жизни, и в качестве их исполнителей. К сожалению, планируемые изменения государственной стратегии в области образования практически не учитывают их последствий для региональных рынков труда и

для развития регионов. Эти последствия не принимаются в расчет и при обсуждении в печати проектов образовательной реформы. Подобная недальновидность опасна, т.к. значительное снижение финансирования высших учебных заведений в регионе из средств федерального бюджета может привести к масштабным и негативным социально-экономическим последствиям для регионов, в особенности для тех, которые относят к числу депрессивных. Вполне очевидно, что любым масштабным реформам (к ним относится реформа российского образования) должен предшествовать социально-экономический прогноз. Однако, достоверность прогнозов снижается как за счет их «служебной» роли3, так и за счет недостаточной теоретической проработки зависимости развития регионов от государственной политики в области образования. В работах, посвященных проблемам экономики региона, не анализируется роль местных университетов и источников их финансирования, в работах по экономике образования не уделяется должного внимания проблемам социально-экономического развития региона, в работах, исследующих региональный рынок труда, не исследуется зависимость этого рынка от государственной поддержки образования в регионе. В данной статье мы собираемся не только показать взаимосвязь перечисленных проблем, но и выявить зависимость динамики рынка труда в регионе от уровня государственного финансирования высшего образования в этом регионе.

Динамическая модель рынка труда и рынка образования в регионе

В качестве объекта моделирования рассмотрим регион в Центральной части Европейской России, Серьезным фактором, влияющим на формирование рынка труда и рынка образования в таком регионе, выступает близость к Москве и С.Петербургу. Крупные города привлекают к себе не только высокой разницей в величине заработной платы, но и возможностью получить образование в университетах федерального значения. В то же время приток специалистов на региональный рынок труда из столиц и других регионов настолько невелик, что позволяет нам положить в основание модели следующие предположения.

Гипотеза 1. Предложение квалифицированных специалистов на местном рынке труда создают только выпускники местного университета4 из числа тех, кто не уезжает на работу за пределы региона5.

Гипотеза 2. Абитуриентами местного университета являются только выпускники местных школ из числа тех, кто не уезжает на учебу за пределы региона.

В пользу выдвинутых предположений свидетельствуют миграционные процессы, происходящие не только в Костромской области, (область является типичным представителем регионов Центрального Федерального округа РФ с относительно низким уровнем социально-экономического развития), но и во многих регионах страны. По данным федеральной службы государственной статистики6 по Костромской области, из других государств и регионов России в Костромскую область в период за 19922004 гг. прибыли 126103 человек, выбыли за пределы области 93379 человек, т.е. за 13 лет население нашей области увеличилось более чем на 32 тыс. человек за счет прибывших граждан. Но за 2004 год количество прибывших в область оказалось на 222 человека меньше, и, судя по всему, тенденция к сокращению притока мигрантов будет усиливаться. Кроме того, из области уезжают многие энергичные и способные выпускники местных университетов, а в числе приезжающих доля молодых людей с высшим образованием незначительна, также мала доля жителей других регионов среди абитуриентов местных университетов.

Гипотеза 3. Необходимым условием поступления в университет является определенный уровень развития личности (знаний, интеллекта, способностей к социальной адаптации и т.п.) абитуриента. С получением образования и развитием личности происходит увеличение человеческого капитала. Обозначим человеческий капитал конкретного абитуриента К минимальный уровень этого показателя, необходимый для поступления в столичный университет, обозначим ЕК для поступления в местный университет еК причем выполняется неравенство ЕКе^еК

Пороговое значение уровня человеческого капитала абитуриента, необходимое для обучение в столичном университет (т.е. ЕК) будем считать постоянным и заданным экзогенно. Величину еК будем считать эндогенным параметром, зависящим от стратегии и возможностей местного университета предъявлять требования к уровню развития абитуриентов. Данная величина может изменяться по времени, обозначим ее значение в период t как еКг

Будем считать, что человеческий капитал выпускников местных школ в период времени t может быть представлен статистическим распределением Ft(x), тогда доля выпускников местных школ, чей уровень развития человеческого капитала позволяет обучаться в столичных университетах, будет равна 1 - Ft(Eh). Доля выпускников местных школ, которым уровень развития позволяет учиться в местном университете, но не позволяет учиться в столичных вузах, равна разности Ft(Eh) - Ft(eh).

Положение 1. Параметр KSt = 1 - Ft(Eh) характеризует конкурентоспособность выпускников местных школ и зависит от качества образования в местных школах, поэтому примем его как показатель этого качества в период времени 1

Предположим, что обучение в местном университете осуществляется как на бюджетной, так и на коммерческой основе. Поступление осуществляется по конкурсу, и затраты абитуриента зависят от уровня развития его человеческого капитала.

Обозначим затраты абитуриента с уровнем развития человеческого капитала, большим, чем ЕК как Ц, а затраты абитуриента с уровнем, меньшим ЕК но превышающим еК будем считать равными 2СГ (величина финансового вклада абитуриента С - переменная, зависящая от стратегии университета в период времени ^). Затраты на обучение в столичном университете будем считать равными С (постоянный, экзогенно заданный параметр).

Обозначим долю выпускников местных школ, которые по уровню развития своего человеческого капитала могли бы претендовать на места в столичных вузах, но выбрали обучение в местном университете (будем для упрощения считать, что их финансовые возможности позволяют произвести затраты С).

Количество выпускников средних школ региона в период t обозначим N (для простоты будем считать, что все они стремятся получить высшее образование). Тогда N^(1 - Ft(Eh)) - количество студентов местного университета, обладающих наиболее высокими способностями.

Обозначим Pt долю тех выпускников с уровнем развития человеческого капитала меньшим ЕК, но превышающим еК, финансовые возможности которых позволяют произвести затраты 2 С Тогда количество студентов местного университета, обладающих средними способностями, будет равна NtPt (^(ЕК) - Ft(eh)). Общее количе-

ство студентов местного университета определяется по формуле:

ц= N (а кз,+р^(ек - ^(еК)) (1)

Факторы, влияющие на доли ±t и Іt, мы определим позднее. Отметим лишь, что на выбор абитуриента между обучением в местном или столичном университете существенно влияет возможность дальнейшего трудоустройства.

Гипотеза 4. Необходимым условием устройства на хорошо оплачиваемую работу в столичных городах выпускника местного университета является определенный уровень развития его человеческого капитала. Обозначим человеческий капитал конкретного выпускника местного университета Н, минимальный уровень этого показателя, необходимый для устройства на квалифицированную работу в столице обозначим ЬН (этот параметр будем считать постоянным и экзогенным), в регионе в момент времени ^ соответственно, 1Н, (эндогенный параметр, зависящий от спроса и предложения на местном рынке труда).

Обозначим статистическое распределение уровня человеческого капитала выпускников местного университета в момент времени t как Ф,(х). Тогда доля выпускников местного университета, обладающих уровнем развития человеческого капитала, достаточным для участия в конкуренции за квалифицированную работу в столице, будет равна 1 - Ф,(ЬН).

Положение 2. Величина КЦ = 1 - Ф,(ЬН) характеризует конкурентоспособность выпускников местного университета на столичном рынке труда, поэтому примем ее в качестве показателя уровня образования в местном университете в период t.

Обозначим Yt долю выпускников местного университета, способных конкурировать за квалифицированную работу в столице, но выбравших работу в регионе. Тогда число наиболее способных работников, пополняющих элиту местного рынка труда в период ^ будет определяться по формуле:

Ь1,= Yt КЦ (2)

где Ц1 - количество выпускников местного университета в период ,, равное числу студентов в предыдущий период Ы, которое определяется по формуле (1). (Для упрощения будем считать, что отсева из местного университета нет.)

Очевидно, что данная категория работников в большей степени, чем все остальные, способна к творчеству, и составляет инновационный потен-

циал данного региона. Зарплату потенциальных «инноваторов» обозначим w1, зарплату «исполнителей» обозначим w2.

Доля выпускников местного университета, способных конкурировать на местном рынке квалифицированного труда, но не способных конкурировать на столичном рынке квалифицированного труда будет равна разности Ф,(ЬН) - Ф,(1Н,). Так как величина 1Н, отражает спрос на специалистов на местном рынке труда в данный период, то можно считать, что все выпускники, чей уровень человеческого капитала превышает, или равен 1Н,, находят квалифицированную работу в регионе. Однако, данная категория работников обладает меньшими творческими способностями, менее склонна к инновациям, и составляет, таким образом, категорию «исполнителей». Число «исполнителей», пополняющих местный рынок труда в период t определяется аналогично уравнению (2) по формуле:

Ь2,=иы (ф,(ьн) - ФОН,)) (3)

Разность заработных плат «инноваторов» и «исполнителей» w1 - w2, а также соотношение заработной платы потенциальных «инноваторов» и той зарплаты W, которую они могли бы получать в столичных городах, зависит от множества условий, из которых в данной модели мы выделим факторы, определяемые социально-экономическим развитием региона и стратегией этого развития.

1. Финансовое положение региона, от которого зависят средние значения зарплат в данном регионе. Влияние этого фактора на соотношения зарплат определим с помощью показателя

р = ^1 + w2)/W (4)

2. Инновационный характер социально-экономического развития региона. Из всех аспектов стимулирования инноваций, осуществляемых местной властью в союзе с бизнесом7, мы выделим один, имеющий непосредственное отношение к рассматриваемой проблеме - эффективное использование трудового потенциала, представленного выпускниками регионального университета. В частности, это означает, что предприятия региона, во-первых, способны эффективно использовать труд «инноваторов», во-вторых, стимулируют «инноваторов», предлагая им более сложную работу и соответственно более высокую зарплату.

Заметим, что работодатель не имеет достоверной информации о величине человеческого капитала конкретного выпускника университета, т.е.

имеет место асимметрия информации, и, как следствие, проблема неблагоприятного отбора. Как доказано в теории контрактов8, эффективным решением в данной ситуации является меню контрактов, предлагаемое наемным работникам. Меню контрактов стимулирует работников с различной производительностью выбирать контракт, соответствующий их индивидуальным производительным способностям, при этом наиболее способные работники получают дополнительный доход, называемый информационной рентой. Таким образом, производится самоотбор работников, способных к более высокой отдаче, и повышается совокупный эффект для работодателя (в нашем случае это агрегированный субъект, объединяющий местную власть и бизнес, и выступающий представителем интересов всего региона). Нетрудно доказать, что сравнительный эффект контрактного меню по сравнению с единым для всех категорий работников контрактом, положительно зависит от доли работников с инновационными способностями и от величины «отдачи» деятельности инноваторов. Последняя определяется группой условий, характеризирующих готовность регионального бизнеса к инновациям. В данной работе мы не ставим целью анализ этих условий, поэтому представим их в виде одного экзогенного параметра, который назовем инновационным фактором региона. Количественно инновационный фактор мы представим как величину I, равную 1 при инновационной программе, и 0 при альтернативной программе.

3. Доля работников с инновационными способностями, от которой зависит эффект применения стимулирующих трудовых контрактов, представляет собой инновационный потенциал регионального рынка труда. Как мы заметили выше, эффективность инновационной программы развития региона зависит в свою очередь от доли «инноваторов» в общей доле специалистов, т.е. от величины

. = ЕЬ1/ (ЕЬ1+ ЕЬ2, ), (5)

, ,-П у ,-П ,-П7’ у 7

где суммирование производится по всем предшествующим периодам. В силу уравнения (2) доля «инноваторов» г, положительно зависит от Ytn, т. е. от долей наиболее способных выпускников местного университета, остающихся в регионе в периоды ,, , - 1 и т.д.

От факторов 2 и 3 в целом будет зависеть разность зарплат «инноваторов» и «исполнителей»

на региональном рынке труда, поэтому влияние этих факторов отразим с помощью показателя:

qt = ^1 - w2)/W, (6)

причем величина qt положительно зависит от значений I и г..

Решая уравнения (4) и (6) совместно, найдем отношение зарплаты «инноватора» к той зарплате, которую его человеческий капитал мог бы обеспечить в столице в период ,

^1/^ = (Р + ^)/2. (7)

Вернемся к анализу долей а, и Yt, определяющих миграцию наиболее способных выпускников школ и вуза из региона. Введем дополнительные предположения.

Гипотеза 5. При прочих равных, на выбор талантливыми выпускниками школ между местным и столичным университетом влияют 1) уровень образования в местном университете, 2) соотношение издержек на получение образования в этих университетах. При этом существует временной лаг, равный 1, между периодом измерения этих параметров и временем принятия решения выпускниками школ.

Согласно гипотезе 5, доля а, талантливых выпускников школ, поступающих в местный университет, положительно зависит от усредненного показателя КЦ,-1 = 1 - Ф,-1(ЬН) (см. положение 2), и показателя (С/С,), т.е имеет место уравнение:

а, = а, (КимТ,(С/С,)Т), (8)

где знак «Т» показывает монотонность функции по данному аргументу.

Гипотеза 6. При прочих равных на выбор талантливыми выпускниками местного университета между работой в столице и работой в регионе влияют следующие факторы:

1) соотношение соответствующих зарплат;

2) уровень образования в местных школах, от которого зависит конкурентоспособность следующего поколения9. При этом для последнего показателя существует временной лаг, равный 1;

3) комплекс условий, отражающих сравнительную привлекательность жизни в данном регионе по сравнению с жизнью в столичных городах (культурные, экологические условия и все факторы, включаемые в оценку «качества жизни»);

4) спрос на специалистов, выпускаемых местным университетом на столичных рынках труда;

5) факторы мобильности рабочей силы, включающие стоимость жилья и административные барьеры (регистрация, право на работу и т.п.)

Согласно гипотезе 6, доля Yt талантливых выпускников местного университета, приходящих на региональный рынок труда, положительно зависит от величины (w1/W)t = (р + qt)/2 и усредненного показателя10 1 (см. положение 1), что выра-

жено уравнением:

^ = Yt(KSt-1Т, (w1/W)tТ) (9)

Таким образом, мы ввели четыре параметра, влияющие на выбор талантливых выпускников местных школ и местного университета. Один из них зависит от ситуации на местном рынке труда (соотношение зарплат (w1/W)t), и три остальных зависят от позиций местных образовательных учреждений: качество школьного образования 1 , качество образования в местном университете КЦ1 и соотношение издержек образования в столичном и местном университетах С/С, 1. Эти три переменные являются эндогенными в нашей модели. Целью предлагаемой модели является установление их взаимосвязи и зависимости от экзогенных факторов, среди которых решающее значение имеет уровень государственного финансирования местного университета. Эта весьма острая тема и предстоящие изменения в финансировании вузов обсуждаются практически во всех публичных изданиях. Одно из направлений предполагаемых изменений связано с перекладыванием финансирования местных университетов на плечи региональных (областных) бюджетов. При нынешнем состоянии областных и муниципальных бюджетов данная мера, что вполне очевидно, равносильна переходу к платному высшему образованию в регионах. Такие, безусловно, острые вопросы, как социальная справедливость платного образования, мы намеренно не обсуждаем в данной работе, задачей которой является позитивный, а не нормативный анализ предполагаемых правительственных решений. Целью позитивного анализа мы ставим выявление и формализацию последствий для региональных рынков труда и образования шока, который они испытают при значительном сокращении финансирования региональных вузов из федерального бюджета.

Начнем с констатации достаточно очевидных фактов. Уровень образования в университете в момент времени , (т.е. КЦ,) положительно зависит от следующих факторов:

1) качества школьного образования в предшествующий период (т.е. ^м);

2) уровня требований к абитуриенту, т.е. величины еК,;

3) доли способных абитуриентов, выбравших местный университет (т.е. величины а,);

4) квалификации преподавательского состава, которая в свою очередь, положительно зависит от доли наиболее способных работников, оставшихся в регионе в предшествующий период (параметр у,_1)11;

5) размера финансирования местного университета, который складывается из финансирования из государственного бюджета (G), финансовой поддержки местного бизнеса (B), оплаты образовательных услуг за счет студентов и их семей (P).

Таким образом, получаем факторную зависимость качества университетского образования:

KU, = f1(KS,-11, eh,t, a,t, it-11, ( G+B+P)t). (10)

Качество школьного образования в регионе, согласно мнениям ряда экспертов12 зависит при прочих равных от следующих факторов.

1) Качества подготовки учителей. Поскольку среди них преобладают выпускники местного университета, то объясняющими переменными мы выбираем параметры KU, 1 и у - соответственно, качество образования в местном университете и доля наиболее способных университетских выпускников, оставшихся в регионе в предшествующий период.

2) Интеллектуального капитала и социального статуса семей учеников, которые также положительно зависят от параметра у, 1, т.к. отъезд наиболее способных работников с высшим профессиональным образованием существенно снижает (в среднем) интеллектуальный уровень учеников средней школы, отрицательно влияет на социальный статус учеников.

Следовательно, факторная зависимость имеет вид:

KS, = f (KUMt, yj) (11)

Теперь предположим, что в период , резко снизились государственные расходы на образование, т.е. уменьшилось значение параметра G.

Сокращение бюджетного финансирования образования (G) может компенсироваться финансовой поддержкой бизнеса (B) и (или) увеличением доли платных образовательных услуг (P). В зависимости от заинтересованности местного бизнеса в развитии регионального образования и финансовых возможностей самого бизнеса дальнейшие события могут происходить по различным сценариям.

Сценарий 1. Сокращение бюджетного финансирования образования ^) компенсируется финансовой поддержкой бизнеса (В). Сценарий реализуется при условиях, что университет имеет прочные связи с местным бизнесом и государственными организациями, эти структуры заинтересованы в развитии университета и способны оказать ему финансовую поддержку. Следует сказать, что одним из показателей, учитываемых при аккредитации университета, является размер финансовой поддержки его научных исследований со стороны бизнеса и местных органов власти, достижение нормативного значения по этому показателю относится к числу наиболее сложных задач провинциальных университетов. Ее решение зависит не только от активности университета в этом направлении, но и от внешних факторов: структуры местного бизнеса (в частности, от инновационных компонент в его развитии), от стратегии местных органов власти (в частности, от отражения в этой стратегии задачи развития образования), и, наконец, от финансовых возможностей местного бизнеса и местного бюджета. В нашей модели комплексу данных условий соответствуют два параметра: инновационный фактор I и финансовый фактор р. Таким образом, финансовая поддержка университета местным бизнесом и местной властью положительно зависит от этих параметров:

В = В(1Т, р Т). (12)

Следовательно, сокращение финансирования местных вузов из средств федерального бюджета может быть компенсировано увеличением этого финансирования за счет местных бюджетов13 и местного бизнеса только при достаточно высоких значениях инновационного фактора и финансового состояния региона. Костромская область и ряд других дотационных регионов не соответствуют указанным условиям, прежде всего по финансовым показателям. Что касается инновационного фактора в подобных регионах, то он, как показано выше, зависит не только от избранной стратегии развития, но и от концентрации «инноваторов» в общей доле специалистов. Эта концентрация в свою очередь, зависит от качества университетского образования в регионе (параметр КЦ) и от доли наиболее способных специалистов, остающихся на местном рынке труда (параметр Yt). Таким образом, развитие событий по данному сценарию возможно только для достаточно развитых регионов.

Для дотационных регионов более вероятным является второй сценарий.

Сценарий 2. Сокращение государственной поддержки вузов компенсируется за счет увеличения расходов на получение высшего образования населения региона. При развитии событий по этому сценарию, резкое сокращение государственного финансирования местного университета нарушает сложившееся в регионе равновесие на рынках труда и образования, т.е. является шоком.

Покажем, как реагируют на возникший шок все параметры динамической системы, включающей рынок труда и рынок образования. Для этого запишем систему уравнений (8)-(11), переписанных с учетом временных лагов.

КЦ=^(КБМТ, еЦТ, а,Т, ^Т,( G+В + Р)Т) (13.1)

а, = £,(КЦ,-1Т, (С/С,)Т) (13.2)

К5,+ = £,(КцТ, у,Т) (13.3)

^+2= f4 (^Т^^Т). (13.4)

Уменьшение в период , государственного финансирования (G) приведет при данном сценарии к увеличению оплаты образовательных услуг за счет студентов и их семей (Р), что вызовет цепочку событий.

1. Увеличение Р вызовет увеличение С, (финансовых затрат абитуриента), что, согласно уравнению (13.2) приведет к уменьшению а, (доли наиболее способных учеников школы, поступающих в местный университет). Схематически эта цепочка имеет вид:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ ¿] Т [Р Т] Т [С, Т] Т [а, ¿] (14)

2. Уменьшение параметра ±, приведет, согласно уравнению (13.1), к снижению качества образования в местном университете. Данный эффект усиливается тем, что с долей платного образования в местных университетах, как правило, снижаются требования к абитуриентам (уменьшается значение еК,). Схематически эта цепочка имеет вид:

[а, ^ и еЦ ¿] ^ [КЦ]

3. Снижение качества образования в местном университете в период , вызовет, согласно уравнению (13.3), снижение качества школьного образования в регионе в период , + 1 (^м). Это снижение вызовет согласно уравнению (13.4) уменьшение доли наиболее способных выпускников местного университета, остающихся в регионе в период , + 2. Получаем цепочку событий:

[КЦ 4] ^ [KSt+1 4] ^ [Yt+2 4] (15)

4. Другим следствием снижения качества образования в местном университете в период , будет (даже при сохранении значения параметра С/С,+1) отток наиболее способных абитуриентов в столичные университеты в период , + 1, т.е. уменьшение а . Согласно уравнениям (13.1) и (13.2), получаем цепочку событий на рынке образования в регионе

[КЦ 4 ^ [а,+1 4] ^ РЩ+! 4] ^

(16)

^ [KSt+2 4- и а,+2 4] ^ [КЦ+, 4]

Данная цепочка показывает, что процесс ухудшения образования в регионе, как в школах, так и в университете, запущенный сокращением государственного университета, имеет тенденцию к усилению и расширению, т.е. является самопод-держивающимся.

5. События на местном рынке труда подчи-

няются следующей логике. Отток из региона наиболее способных выпускников университета (т. е. Yt+2 4, как следует из (16)), вместе с понижением уровня образования в университете в тот же период ,+2, приведут к уменьшению доли «инноваторов» в общей доли специалистов, т.е. к уменьшению величины согласно уравнению

(5). Уменьшение доли работников, способных к творчеству и к освоению инновационных технологий вместе со снижением достоверности информационного сигнала, которым является диплом местного университета14, приведут к снижению эффективности для работодателя трудовых контрактов, материально стимулирующих инноваторов, т.е. к уменьшению величины qt+2 (см. уравнение 6). Это уменьшение, согласно уравнению (7), уменьшит величину ^1/^),+2. А это, согласно уравнению (13.4) еще более увеличит отток наиболее способных специалистов из региона. Получаем цепочку событий:

^+2 4 и КЦ+! 4] ^ Р,+2 4] ^,+2 4] ^

^ [^1т),+2 4] ^ ^4]

Из формулы (7) следует, что процесс вымывания специалистов из региона, запущенный сокращением бюджетного финансирования местного университета, обладает мультипликационным эффектом. Таким образом, на рынке труда так же, как на рынке образования, запускается самоподдержи-вающийся негативный процесс. Интенсивность это-

го процесса зависит от целого ряда факторов, не все из которых мы можем отразить в данной статье. Отметим те факторы, которые имеют решающее значение в соответствии с принятыми гипотезами.

Во-первых, это инновационный фактор I, т.е. балльная оценка склонности местного бизнеса к разработке и (или) внедрению инноваций. От значения, принимаемого I, зависит скорость убывания параметра qt+2 (относительной разности зарплат «инноваторов» и «исполнителей»), и, как следует из (17), скорость оттока потенциальных «инноваторов» из региона. В предлагаемой модели I является экзогенным параметром, но по отношению к региону это величина эндогенная, зависящая от коллективного выбора предпринимателей и государственных организаций региона. Анализ условий, влияющих на этот выбор, представляет отдельную и весьма непростую проблему, и выходит за рамки данной статьи. Отметим лишь, что сокращение бюджетного финансирования провинциальных университетов никак не способствует увеличению этого параметра.

Во-вторых, это социально-культурные факторы, влияющие на сравнительную привлекательность жизни в данном регионе по сравнению с другими. Провинциальные университеты оказывают мощное положительное влияние на формирование культурного развития региона, в особенности это относится к университетам классическим. Поэтому сокращение бюджетного финансирования университета неизбежно приведет к ухудшению качества жизни в регионе, и будет, таким образом усиливать отток наиболее способных специалистов.

В-третьих, важным фактором, влияющим на отток специалистов из региона, является спрос на них в крупных городах. Экономический рост увеличивает этот спрос, и. таким образом, ускоряет процесс вымывания специалистов из региона.

В-четвертых, на отток специалистов влияют «барьеры на вход» при их миграции в столичные города. Кроме цен на аренду жилья здесь существенное значение имеет администрирование миграционных потоков. Вообще говоря, административные меры ограничения оттока специалистов из регионов иногда представляются главным инструментом решения проблем дефицита специалистов в провинции. Среди этих мер рассматриваются и введение «отработки» после получения диплома, и обязательная регистрация приезжих в крупных городах и т.п. Однако, подобные меры ограничивают гражданские свободы, дек-

ларированные в Конституции, и, кроме того, снижают свободу конкуренции на рынке труда. К тому же, любые административные барьеры вызывают появление «серых» схем их преодоления15, и, как следствие, порождают коррупцию.

Итак, сокращение бюджетного финансирования университетов в относительно бедных регионах, порождает процесс вырождения и на местных рынках труда и на рынках образования. Эти процессы происходят тем интенсивнее, чем беднее регион, и чем слабее инновационная составляющая его экономики. Следствием этих процессов будет усугубление демографических проблем в регионах, снижение относительных темпов роста регионального валового продукта, усиление дисбаланса в развитии регионов, увеличение доли дотаций в региональном бюджете. Таким образом, мы можем сформулировать выводы, следующие из предложенной нами модели.

1. Отказ от бюджетного финансирования провинциальных университетов запускает самопод-держивающиеся процессы разрушения рынков труда и образования в регионах.

2. Процесс разрушения рынка труда обладает мультипликационным эффектом, и одним из мультипликаторов служит рост национальной экономики, усиливающий отток из депрессивного региона наиболее способных специалистов.

3. Бюджетное финансирование провинциальных университетов, которое обычно относят к расходным статьям бюджета, является, по сути, инвестициями в социально-экономическое развитие регионов, преодоление депрессивности их развития, сокращение степени их дотационности.

4. Эффективность этих инвестиций зависит от доли инновационных производств в экономике региона, требующих притока способных молодых специалистов и устанавливающих им относительно высокие зарплаты по сравнению с рядовыми исполнителями. Важным фактором увеличения доли инновационных производств является взаимодействие провинциальных университетов и местного бизнеса на основе долгосрочных договоров.

5. В результате не представляется преувеличением, что сокращение бюджетного финансирования провинциальных университетов логически приводит к необратимым последствиям, как на рынке образования, так и на рынке труда в регионах. И экономический рост страны ускоряет эти самоподдерживающиеся процессы, увеличивая дисбаланс в развитии регионов.

Примечания

1 Ростанец В., Топилин А. Социальные структуры региональной интеграции // Экономист. - 2006. - С. 53.

2 Фетисов Г. Г. Региональное прогнозирование в системе государственного регулирования рыночной экономики: проблемы теории и практики // Вестник Московского университета. - Серия № 6. - Экономика. - 2006. - № 1. - С. 31.

3 В системе государственного регулирования российской экономики прогнозы разрабатываются в рамках бюджетного процесса и служат в основном для обоснования бюджетных проектов / Фетисов Г. Г. Региональное прогнозирование в системе государственного регулирования рыночной экономики: проблемы теории и практики // Вестник Московского университета. - Серия № 6. - Экономика. - 2006. - № 1. - С. 31.

4 Для простоты будем считать, что высшее образование в регионе дает только один университет. Это допущение позволит нам снять влияние конкуренции местных университетов между собой, и выделить фактор конкуренции местного университета с федеральными вузами.

5 1. Приведем слова ректора Костромской ГСХА Воробьева Владимира Ильича: «Анализируя отзывы на выпускников Костромской ГСХА от работодателей, можно отметить положительные стороны подготовки выпускников: высокий теоретический уровень подготовки, наличие практических навыков, умение самостоятельно работать по решению сложных проблем, активность и инициативность. Выпускники академии работают в различных республиках и областях страны, многие из них стали выдающимися специалистами, руководителями производства, учеными, преподавателями вузов, техникумов” // Караваевец. - 2006. - №5. - С. 1.; 2. В своем интервью “За кадрами в Кострому” Громова Надежда Егоровна - начальник отдела кадров ЗАО “Племенной завод “Ручьи” Ленинградской области рассказывает о решении кадровой проблемы. Совместно с руководством предприятия, они набирают студентов Костромской ГСХА на практику, а затем, отличившимся предлагают работу // Караваевец. - 2006. - №

5. - С. 2.; 3. Сегодня о кадровом вопросе говорят не только руководители агропромышленных предприятий. По мнению начальника отдела трудоустройства центра занятости населения города Костромы Чепало-вой С.Ю.”В ближайшие годы демографическая ситуация очень серьезно отразится на трудовых ресурсах нашего города” // Костромские ведомости. - 2006. -25-31 июля. - С. 10-11.; 4. На вопрос об оттоке молодых специалистов в крупные города высказался бывший костромской телевизионщик Михаил Тукмачев, сегодня - тележурналист НТВ:”Москва-это нечто особенное” // Костромские ведомости. - 2006. - 25-31 июля. - С. 10.

6 Костромская область и регионы ЦФЩ России (статистический бюллетень). Кострстат, за 1992-2005.

7 Проблема инновационного развития рассмотрена в

многочисленных научных работах, см. например: Ларин С. Н., Богомолова Н. В. Основные тенденции инвестиционной деятельности в регионе: Зарубежный опыт и Российская действительность // Менеджмент в России и за рубежом. - 2004. - № 5. - С. 104-105.; Челноков И. В., Герасимов Б. И., Быковский В. В. Региональная экономика: организационно-экономический механизм управления ресурсами развития региона / Под науч. ред. д-ра эконом. наук, проф. Б. И. Герасимова. - Тамбов: Изд-во Тамбов. гос. техн. ун-та. - 2002. - С. 3-5.

8 Юдкевич М. М. Основные теории контрактов: модели и задачи: учебное пособие. - М.: Изд-во: ГУВШЭ. - 2002. - С. 21-22.; Тамбовцев В. Л. Введение в экономическую теорию контрактов: учебное пособие.

- М.: ИНФРА-М. - 2004. - 144 с.; Олейник А. Н. Институциональная экономика: учебное пособие. - М.: Инфра-М. - 2004. - С. 156-167.

9 Мы исходим из характерного для теории человеческого капитала положения, что семья стремится к увеличению семейного капитала. В своей книге Беккер Г. С. пишет: ’’Имеются определенные свидетельства того, что...люди, работающие в городах, также имеющие более высокие коэффициенты интеллектуальности и академические показатели успеваемости, склонны больше инвестировать в ... образование, чем те, кто ... имеют более низкие коэффициенты интеллектуальности и академические показатели успеваемости”. Беккер Г. С. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории / Г. С. Беккер; Пер. с англ. - М.: ГУВШЭ, 2003. - С. 106-107.

10 Ориентация на усредненные показатели, зафиксированная в гипотезах 5 и 6, является отражением асимметричности информации на рынке образования.

11 Мы, конечно, сознаем, что низкие зарплаты профессорско-преподавательского состава приводят к тому, что из числа способных университетских выпускников, оставшихся работать в регионе, лишь незначительная часть выберет университетскую карьеру. Но вполне очевидно, что снижение доли it 1 приведет к уменьшению интеллектуального уровня всех работников в регионе, а значит и к снижению уровня университетских преподавателей, а значит, к снижению качества университетских выпускников.

12 Нечаев В. Я. Социология образования. - М.: МГУ им. М. В. Ломоносова. - 1992; Клемет К. На пути к “KNOWLEDGE SOCITI” // Образование в стране и в мире. - 2006. - № 1. - С. 13; Богин В. Г. Несколько аспектов проблемы школьного образования и некоторые размышления о путях их решения // Вопросы методологии. - 1991 - № 1-2. См. http://www.school-1 .ru/ articles/neskolko_aspektov_problemy_schkolnogo_ obrazovania.htm

13 Переход к финансированию высшего образования из средств местных бюджетов затрагивает целый ряд проблем бюджетного федерализма, которые в этой статье не рассматриваются.

14 В теории контрактов проблема асимметрии информации ex ante на рынке труда анализируется на основе моделей неблагоприятного отбора (adverse selection), когда сигнал о качестве работника при его приеме на работу отсутствует, либо на основе моделей рыночных сигналов и фильтрации, когда таим сигналом служит университетский диплом. В первом случае решение предусматривает применение контрактного меню, стимулирующего работника выбирать тот трудовой контракт, который соответствует его способностям. Это решение связано с дополнительным вознаграждением наиболее продуктивных работников, и эффективно при достаточно высокой доле таких работников на рынке труда. Модели фильтрации применимы только при условии, что с получением образования растет вероятность более высокой продуктивности работников. При ухудшении качества образования такая вероятность снижается, а значит, применение моделей фильтрации теряет смысл.

15 Те, кто получал высшее образование в советские годы, хорошо помнят, на какие ухищрения шли молодые специалисты, чтобы не ехать по распределению в провинцию. Следует полагать, что опыт российских граждан в обходе административных барьеров за последние десятилетия стал намного богаче.

Библиографический список

1. Беккер Г.С. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории / Г. С. Беккер; Пер. с англ. - М.: Изд-во ГУВШЭ, 2003. - С. 106-107.

2. Клемет К. На пути к “KNOWLEDGE SOCITI” // Образование в стране и в мире.-2006.-№1.-с.13.

3. Костромская область и регионы ЦФЩ России (статистический бюллетень). Кострстат, за 1992-2005.

4. Ларин С. Н., Богомолова Н. В. Основные тенденции инвестиционной деятельности в регионе: Зарубежный опыт и Российская действительность // Менеджмент в России и за рубежом. - 2004. - № 5. -С. 104-105.

5. Нечаев В. Я. Социология образования. - М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1992.

6. Олейник А. Н. Институциональная экономика: учебное пособие. - М.: Инфра-М. - 2004. - С. 156-167.

7. Тамбовцев В. Л. Введение в экономическую теорию контрактов: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М.

- 2004. - 144 с.

8. Челноков И. В., Герасимов Б. И., Быковский В. В. Региональная экономика: организационно-экономический механизм управления ресурсами развития региона / Под науч. ред. д-ра эконом. наук, проф. Б. И. Герасимова. Тамбов: Изд-во Тамбов. гос. техн. ун-та.

- 2002. - С. 3-5.

9. Юдкевич М. М. Основные теории контрактов: модели и задачи: учебное пособие. М.: Изд-во ГУВШЭ. - 2002. - С. 21-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.