Научная статья на тему 'Противопоставление образов робот/человек-робот (К. Чапек, Е.И. Замятин, О. Хаксли, А. Азимов)'

Противопоставление образов робот/человек-робот (К. Чапек, Е.И. Замятин, О. Хаксли, А. Азимов) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
189
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Маслова К. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Противопоставление образов робот/человек-робот (К. Чапек, Е.И. Замятин, О. Хаксли, А. Азимов)»

Маслова К.К.

Институт славяноведения РАН, Москва

Противопоставление образов робот/человек-робот (К. Чапек, Е.И. Замятин, О. Хаксли, А. Азимов)

Карел Чапек - знаменитый чешский писатель, создатель нового персонажа научной фантастики, семикратный номинант Нобелевской премии, переводчик, замечательный фотограф-любитель, а также коллекционер ковров и кактусов *. Человек, который глубоко чувствовал окружающий мир, пропускал его через себя и привносил что-то своё во всё, чем бы ни занимался.

Мировую известность принесла Чапеку его драматургия. Знаменитая пьеса «Ки.Я.» была переведена на 30 языков и поставлена на всех крупнейших сценах мира. Чапек в произведении использует необычный приём - вводит в научную фантастику жанр драмы.

В пьесе «Ки.Я.» мы встречаем сюжет, вполне традиционный для западноевропейской литературы XX в.: восстание машин против поработившего их человека и/или гибель человека от последствий индустриализации. Однако здесь появляется новый образ в научной фантастике - робот. Новаторство его не только в оригинальности и необычайной точности названия, но ещё и в том, что здесь роботы - не просто механическое подобие человека, но уже из плоти и крови, в некотором смысле полная замена человеку. Предтечей этого образа может служить загадочный Го-лем, созданный пражским раввином Лёвом в услужение человеку и восставший против него (этот вопрос достаточно хорошо изучен в чешском

* Одна из популярнейших чешских детских книг «Дашенька, или Жизнь щенка» («Бадейка С И ауо1 §1ёпё1е», 1933 г.) снабжена иллюстрациями и снимками, сделанными самим автором. Также свою любовь к фотографии он выразил в рассказе «Человек и фотоаппарат», который актуален и по сей день: «<...> удачный снимок представляет собой нечто дарованное свыше, нечто сверхъестественное». Коврам посвящены замечательные рассказы «Редкий ковёр» («СШатат а рйа», 1929 г.) и «Восток» («УусИоЛ», 1923 г.). Кактусы были им воспеты в рассказах «Похищенный кактус» («ИкМепу каМш», 1921 г.) и «О любителях кактусов» («О рёБЙеН сЬкаЙшш», 1929 г.).

литературоведении *). Сам Чапек писал, что сходство пьесы с преданием о Големе он осознал только после того, как пьеса была уже напечатана.

Справедливости ради заметим, что идея «искусственного существа» прослеживается в культуре ещё с античных времён. Так, искусственные создания впервые упоминаются в древнегреческом мифе о Кадме, который, убив дракона, вырастил солдат из его зубов. В другом древнегреческом мифе Пигмалион мольбами к Афродите вдохнул жизнь в созданную им статую - Галатею. Также в мифах про Гефеста говорится о том, что он создавал себе различных слуг.

Карел Чапек связал традицию, существовавшую с древнейших времён, с современностью. С появлением пьесы «Я.и.Я.» от автора к автору идёт трансформация образа машины, взаимоотношений искусственного и естественного. Образ робота не всегда используется буквально, т. е. только в качестве механической замены человека. Подчас мы встречаем новую концепцию «человек-робот». Человек, потерявший человеческие качества и действующий по некой заложенной «свыше» программе действий. Человек, потерявший свою историю, опыт, накопленный за тысячелетнюю историю существования человечества, передающийся от пращуров новому поколению, и, в первую очередь, посредством семейного воспитания. Таких людей-роботов мы видим в романе Е.И. Замятина «Мы» (сходный образ встречаем и у О. Хаксли «О дивный новый мир»). У героев нет полной разносторонней истории, нет родителей, нет детей, нет чувств. Немного иной, позитивный образ присутствует в рассказах А. Азимова. «Человек-робот» у него - это некое подспорье человечеству, существо, которое хочет быть равным своему создателю. Быть ему другом. Быть ему братом.

Когда-то открытый Чапеком новый герой - робот -успешно укоренился в литературе, живописи, скульптуре и музыке. Он продолжает активно развиваться и модифицироваться от автора к автору: от образа собственно механического нечто, через образ «человек-робот» со знаком минус до образа «робот-новый человек» со знаком плюс.

*Лйашоу1с I. 81оуп1к сеБке Шегагт fantastiky а Баепсе Асйоп. РгаИа, 1995; БыпстекЕ. Ъ Шегагпё уё^усИ РгаИа, 1985; У1а$т &. КтИа о

Саркоуг РгаИа, 1988

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.