Научная статья на тему 'Противообледенительное оборудование как средство повышения безопасности полетов на самолетах, базирующихся на аэродромах с малой интенсивностью полетов'

Противообледенительное оборудование как средство повышения безопасности полетов на самолетах, базирующихся на аэродромах с малой интенсивностью полетов Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
148
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЛЕДЕНЕНИЕ / ICING / БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ / SAFETY / ИССЛЕДОВАНИЯ / RESEARCH / ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ / STAGES OF DEVELOPMENT / ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬ / DOMESTIC PRODUCER / ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ / DE-ICING INSTALLATION / ТРЕБОВАНИЯ / REQUIREMENTS / ПРОБЛЕМЫ ПРОДВИЖЕНИЯ / ХАРАКТЕРИСТИКИ / ISSUES / PROMOTING / SPECIFICATIONS

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Железников О.Н., Кравченко А.В.

Дан краткий анализ обледенения как фактора снижающего безопасность полетов. Раскрыты этапы развития российских противообледенительных самоходных установок. Приведены современные требования Гостехнадзора о запрещении передвижения машин отечественного производства с человеком, находящимся в люльке на вышке; возникающие проблемы продвижения установок. Приведены характеристики современного оборудования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

De-icing equipment, as a means of improving safety on aircraft based at the airfield with a low frequency of flights

A brief analysis of the icing as a factor reducing the safety is done. The stages of development of the Russian self-propelled de-icing are described. The current demands of the STS on the prohibition of the domestic production car movement with a person is in the cradle on the tower are presented, the problems of promotion systems and the characteristics of modern equipment are stated.

Текст научной работы на тему «Противообледенительное оборудование как средство повышения безопасности полетов на самолетах, базирующихся на аэродромах с малой интенсивностью полетов»

Эксплуатация и надежность авиационной техники

УДК 629.7

ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ НА САМОЛЕТАХ, БАЗИРУЮЩИХСЯ НА АЭРОДРОМАХ С МАЛОЙ ИНТЕНСИВНОСТЬЮ ПОЛЕТОВ

О. Н. Железников, А. В. Кравченко

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: anatolllii@mail.ru

Дан краткий анализ обледенения как фактора снижающего безопасность полетов. Раскрыты этапы развития российских противообледенительных самоходных установок. Приведены современные требования Гостехнадзора о запрещении передвижения машин отечественного производства с человеком, находящимся в люльке на вышке; возникающие проблемы продвижения установок. Приведены характеристики современного оборудования.

Ключевые слова: обледенение, безопасность полетов, исследования, этапы развития, отечественный производитель, противообледенительные установки, требования, проблемы продвижения, характеристики.

DE-ICING EQUIPMENT, AS A MEANS OF IMPROVING SAFETY ON AIRCRAFT BASED AT THE AIRFIELD WITH A LOW FREQUENCY OF FLIGHTS

O. N. Zeleznikow, A. V. Kravchenko

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: anatolllii@mail.ru

A brief analysis of the icing as a factor reducing the safety is done. The stages of development of the Russian self-propelled de-icing are described. The current demands of the STS on the prohibition of the domestic production car movement with a person is in the cradle on the tower are presented, the problems of promotion systems and the characteristics of modern equipment are stated.

Keywords: icing, safety, research, stages of development, the domestic producer, de-icing installation, requirements, issues, promoting, specifications.

Обледенение является фактором резко снижающим уровень безопасности полетов. Обледенение воздушного судна - это процесс отложения льда на его поверхности или отдельных деталях конструкции. По статистике ИКАО, из-за обледенения ежегодно происходит около 7 процентов всех авиационных катастроф, связанных с метеорологическими условиями. Поэтому мероприятия по обработке воздушных судов являются приоритетными при подготовке к полетам. Достижение эффективности проводимых работ возможно только при использовании современных технических средств. Поэтому основной задачей производителя является выпуск техники, соответствующей современным требованиям, но доступной и простой в обслуживании [1].

Проводимые исследования более ориентированы на интересы и нужды рынка и находятся в непрерывном развитии. Внедрение самых передовых технологий привело производителей к созданию противооб-леденительной самоходной установки необходимой для аэропортов с малой интенсивностью полетов и малой доходной частью.

Идея создания противообледенительной самоходной установки для аэропортов МВЛ возникла ещё

давно, около 2003 года. В то время на рынке не было самоходных противообледенительных установок отечественного производства, были только прицепные установки для нанесения противообледенительной жидкости типа «Арктика» УНА-1 производства Завода средств механизации аэропортов г. Днепропетровска, Украина. Установка УНА-1 устанавливалась на одноосном прицепе. Одной из первых разработок был монтаж установки типа УНА-1 на шасси «Газель-фермер» с пятиместной кабиной для размещения всей бригады по противообледенительной обработке воздушных судов. Также была увеличена ёмкость для ПОЖ с 800 до 1000 л. Машина заняла свою небольшую нишу в аэропортах с малой интенсивностью полётов. Данная самоходная установка, как и прицепная, для обработки высокорасположенных частей самолёта использовалась совместно с автовышкой типа СПО-15 и была рассчитана только на один тип ПОЖ.

Следующим этапом совершенствования противо-обледенительной установки была установка оборудования внутрь утеплённого цельнометаллического кузова ГАЗ-2705 «Газель». Отсек данной установки дополнительно обогревался теплым воздухом от Webasto. Для повышения высоты обрабатываемых

Решетневскуе чтения. 2014

поверхностей воздушного судна сверху на крыше машины была установлена рабочая площадка, и, по требованиям некоторых заказчиков, на верхней рабочей площадке дополнительно устанавливалась складная 2-метровая лестница. Таким образом, высота обрабатываемых поверхностей с учётом роста оператора и длины штанги-распылителя увеличилась до 4,5-5 метров. На данной установке уже установлены ёмкости под два типа ПОЖ: тип I и тип II или IV. По сертификационным требованиям на такой установке устанавливался уже насос мембранного типа (диафрагмен-ный) [2].

Параллельно с этой установкой производителем был разработан целый модельный ряд прицепных противообледенительных установок с ёмкостями под два типа ПОЖ и мембранными насосами.

По требованиям времени и с увеличением типов ВС созрела необходимость создания машины типа АПМ-14 для малых и средних авиапредприятий, которым «не по карману» приобретение более дорогостоящих машин импортного производства стоимостью от 20 миллионов рублей и более. Нужна была машина пусть не с полным набором функций, но более доступная. В 2008 году производители вынуждены были вернуться к разработке машины типа АПМ-14. Конструкторами было сделано техническое задание с некоторыми упрощениями конструкции, но с обязательным присутствием всех необходимых функций, необходимых для обработки ВС, например, упрощение в виде установки аутригеров на время обработки ВС. Требования Гостехнадзора РФ запрещают передвижение машины отечественного производства с человеком, находящимся в люльке на вышке. Шасси импортного производства предусматривают плавное страгивание с места и плавное медленное передвижение с минимальной скоростью. Это достигается за счёт применения коробки «автомат», а это, в свою очередь, увеличивает стоимость импортного шасси по сравнению с отечественным примерно на 3-4 млн руб., т. е. машина, аналогичная АПМ-14, на импортном шасси будет стоить 13-14 млн руб., а не 10 млн, как АПМ-14.

Всем аэропортам необходима сертификация, а это, в свою очередь, предусматривает обязательное наличие машин для противообледенительной обработки ВС. Машина типа АПМ-14 проектировалась специально для авиапредприятий с невысокой интенсивностью полетов, где она и заняла затем своё достойное место.

Первая машина, изготовленная по заявке Воронежского самолётостроительного объединения (ВАСО), производящего самолеты Ил-96, Ан-148, показала,

что производитель на правильном пути. Получилась сравнительно простая машина со всеми основными свойствами противообледенительной машины.

Для того чтобы упростить сертификацию машины, необходимо, чтобы основные узлы (насосы, распылители и т. д.) использовались такие же, как и на всех аналогах, в том числе импортных, что и было сделано.

На сегодняшний день реализовано порядка двух десятков машин типа АПМ-14, что для данного сектора является очень значительным показателем. Ожидаемые характеристики машины полностью оправдались. Конструкция машины постоянно совершенствовуется. Выпускаются машины с большими объёмами баков для ПОЖ на шасси КамАЗ-4308 с вышкой до 19 м.

Отечественный производитель предлагает как стандартную продукцию, так и продукцию, разработанную и сделанную в соответствии с особыми требованиями заказчика, наряду с продукцией, произведенной в соответствии с техническими нормативами.

Вместе с машиной отечественного производства аэропорты получают:

- конкурентоспособную цену;

- надежность и качество;

- учет персональных требований;

- гарантийное и послегарантийное обслуживание;

- обучение персонала работе с оборудованием;

- запасные части и техническую поддержку.

Таким образом, отечественная промышленность

своевременно реагирует на нужды и запросы гражданской авиации, обеспечивая ее аэродромы современным противообледенительным оборудованием, использование которого способствует улучшению технологичности и эффективности обработки воздушных судов, а значит, повышению безопасности полетов.

Библиографические ссылки

1. Виды обледенения. URL: www.aviatehnic.ru (дата обращения: 1.09.2014).

2. Аэродромная противообледенительная машина АПМ-14. URL: www.dkjet.ru/owner/avto/2

References

1. Types of icing, the access mode www.aviatehnic.ru (date of visit: 1.09.2014).

2. Airfield de-icing machine APM-14, the access mode www.dkjet.ru/owner/avto/2 (date of visit: 1.09.2014).

© Железников О. Н., Кравченко А. В., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.