УДК 622.692.4.076:620.197
Г.Л. Гребенькова, А.И. Мазитов, И.ф Хамидуллин, ООО «Башнефть-Геопроект»
ПРОТИВОКОРРОЗИОННАЯ ЗАЩИТА ТРУБОПРОВОДОВ В ОАО АНК «БАшНЕфТь»
Специалистами нефтегазодобывающей компании ОАО АНК «Баш-нефть» планомерно разрабатываются, апробируются и внедряются новые технологии и средства противокоррозионной защиты. Основным направлением технических мероприятий по повышению эксплуатационной надежности является строительство трубопроводов из коррозионностойких труб.
Трубопроводный парк ОАО АНК «Баш-нефть» составляет порядка 22,5 тыс. км промысловых трубопроводов, из них 40% - в коррозионностойком исполнении (рис. 1).
В состав коррозионностойких трубопроводов входят трубы, футерованные полиэтиленом, полимерно-металлические, полимерные, а также стальные секции с внутренним и наружным покрытиями - СВНП (рис. 2). При этом аварийность коррозионно-стойких трубопроводов в 4 раза ниже, чем стальных. Удельная аварийность стальных трубопроводов составляет 0,02 отказ/км, коррозионностойких -0,005 отказ/км (рис. 3). Известно, что значительное количество отказов трубопроводов определяется износом стальных труб. Анализ причин отказов стальных трубопроводов показал, что 75 % от общего числа отказов приходится на наружную коррозию, 20 % - на внутреннюю и 5 % - на прочие причины (рис. 4). Большой объем отказов по причине коррозионного разрушения наружной поверхности
стальных труб свидетельствует о низкой эффективности применявшихся защитных покрытий. Анализируя эффективность защитных свойств наружной изоляции в зависимости от срока службы покрытия, можно сделать вывод, что уже после пяти лет эксплуатации происходит потеря защитных свойств порядка 70 % битумной и ленточной изоляции трассового и базового нанесения (рис. 5). Причины нестабильности изначально высоких исходных показателей физико-механических и защитных характеристик трубного покрытия связаны с низким качеством материалов, нарушением технологических режимов изготовления изолированных труб, несоблюдением правил эксплуатации. На основе зарубежного и отечественного опыта применения наружной изоляции, а также исследований новых защитных материалов были выбраны системы покрытий на основе жестких и мягких адге-зивов: трехслойные полиэтиленовые покрытия для заводских условий изоляции и комбинированные мастично-ленточные
для базовых и трассовых условий нанесения. Мастичные ленты особенно удобны для применения на трассе при изоляции соединений трубопроводов, так как они не оставляют шатровых зон и могут наноситься на практически неподготовленную поверхность (рис. 6). Также для изоляции соединений труб, небольших линейных участков и отводов на трубопроводах с заводским экструди-рованным покрытием применяются тер-моусаживающиеся материалы (рис. 7). Данные наружные покрытия наиболее соответствуют требованиям к защите трубопроводов от подземной коррозии в ОАО АНК «Башнефть». В качестве защиты трубопроводов от внутренней коррозии в ОАО АНК «Башнефть» широко применяются внутренние полимерные покрытия на основе эпоксидных порошковых красок с эпок-сифенольным праймером (рис. 8). Интенсивное внедрение трубопроводов с внутренним покрытием (рис. 9) позволило значительно снизить показатели аварийности всего трубопроводного парка.
Рис. 1. Действующий парк трубопроводов ОАО «АНК «Башнефть»
Рис. 2. Состав парка промысловых трубопроводов ОАО «АНК «Башнефть» в коррозионностойком исполнении
Рис. 3. Удельная аварийность промысловых трубопроводов
\\ ТЕРРИТОРИЯ НЕФТЕГАЗ \\
№ 8 \\ август \ 2010
Рис. 4. Удельная аварийность стальных трубопроводов
Рис. 5. Обследование наружной изоляции стальных трубопроводов
Рис. 6. Натурные испытания мастичных покрытий для наружной изоляции стальных труб
Рис. 8. Состав парка труб и НКТ с внутренним полимерным покрытием
Рис. 7. Наружные испытания термоусаживающихся покрытий для наружной изоляции неразъемных соединений трубопроводов
В настоящее время на объектах ОАО АНК «Башнефть» эксплуатируется 2822,27 км трубопроводов и НКТ с внутренним покрытием (нефтепроводов -1187 км, водоводов - 595 км). Несмотря на высокую надежность эксплуатации трубопроводов с внутренним покрытием (удельная аварийность составляет 0,002 отказ/км), здесь тоже случаются отказы, как правило, по субъективным причинам (рис. 10). Поэтому важно тщательно расследовать каждый случай отказов, чтобы устранить причины их возникновения.
Всего, начиная с 2003 г. до настоящего времени, произошло 13 отказов трубопроводов с внутренним полимерным покрытием.
В 2006 г. - 2 отказа по причине отсутствия входного контроля труб при монтаже трубопровода.
Рис. 9. Динамика внедрения труб с внутренним полимерным покрытием
В 2007 г. произошло 4 отказа по причине некачественного нанесения внутреннего покрытия на детали трубопроводов (рис. 11).
В 2008 г. произошло 5 отказов СВНП. Два отказа - по причине коррозионного разрушения внутренней поверхности
РуГ ■ ■ .-'¿Г ■ ' [ «К'Л ' - г
И / .» ■ 1 Ей ^. . ■ ЧНЛ' ^^^^^ _■ * ^ . ^ « |
Рис. 10. Удельная аварийность трубопроводов с внутренним полимерным покрытием
Рис. 11. Отказ водовода СВНП! 89х6 БГ-1 - БГ (отвод)
Ишимбайского УДНГ филиала ОАО «АНК «Башнефть» «Башнефть-Ишимбай» Дата ввода в эксплуатацию: 12.07.2006г. Дата отказа: 26.02.2008г.
Причина отказа: заводской брак, некачественное нанесение покрытия
WWW.NEFTEGAS.INFO
\\ защита от коррозии \\ 39
Рис. 12. Отказ водовода СВНП! 89хб БГ-2 - скв. 4705,5090 Д КНС-26 (отвод) Южарланское УДНГ филиала ОАО «АНК «Башнефть» «Башнефть-Янаул» Дата ввода в эксплуатацию: 22.08.2004г. Дата отказа: 24.09.2008г.
Причина отказа: заводской брак, недостаточная толщина покрытия
Рис. 13. Отказ водовода СВНП! 89хб БГ-1 - БГ-3
Ишимбайского УДНГ филиала ОАО «АНК «Башнефть» «Башнефть-Ишимбай» Дата ввода в эксплуатацию: 12.07.200бг. Дата отказа: 30.04.2008г.
Причина отказа: механическое повреждение трубы
Рис. 14. Отказ нефтепроводовода СВНП!
159хб куст 12б - ДНС «Алаторка» ООО «Башминерал»
Дата ввода в эксплуатацию: 29.0б.2008г.
Дата отказа: 18.07.2008г.
Причина отказа: строительный брак. Нарушения при монтаже электрохимической дренажной защиты
отводов вследствие некачественного нанесения и последующего отслоения покрытия (рис. 12). Один отказ произошел по причине повреждения внутреннего покрытия с последующей сквозной коррозией вследствие механического повреждения трубы (рис. 13). Один отказ на нефтепроводе произошел в результате коррозионного разрушения наружной поверхности СВНП вследствие нарушения монтажа электрохимической дренажной защиты (рис. 14). Два отказа на водоводе (один в 2008 г. и один в 2009 г.) произошли по причине коррозионного разрушения внутренней поверхности СВНП вследствие отслоения защитного покрытия раструба в результате механического воздействия на него конусной законцовки при запрессовке труб (рис. 15). Это заводской брак, вызванный недостатками конструкции механического соединения. Еще один отказ на этом же трубопроводе произошел по причине нарушения технологии соединения механическим способом в трассовых условиях - строительный брак (рис. 16). Указанный недостаток конструкции соединения был устранен путем увеличения длины конуса и глубины запрессовки, что исключило отслоение покрытия с внутренней поверхности раструбной законцовки. С целью повышения качества выпускаемых труб на Нефтекамском заводе нефтепромыслового оборудования регулярно проводятся проверки соблюдения технологии нанесения внутреннего покрытия и выявляются нарушения, приводящие к выпуску некачественной продукции (рис. 17). В настоящее время ежемесячно производится отбор образцов из производимой продукции для проведения лабораторного анализа, по результатам обследования образцов определяются основные дефекты, причины и закономерность их возникновения (рис. 18). Анализ условий, режимов и длительности эксплуатации трубопроводов и НКТ показал, что условия эксплуатации не являются определяющими причинами снижения физико-механических и защитных свойств покрытия. Большое значение для создания долговечной внутренней изоляции трубопроводов имеет соблюдение технологического
5 ИНВЕСТ
Покрытия для суровых условий эксплуатации
Термостойкие покрытия
Специальные материалы
Покрытия для внутренней защиты резервуаров
Грунтовки
Промежуточные защитные покрытия Финишные покрытия Химически стойкие покрытия Ремонтные покрытия Огнезащитные покрытия
ООО «АнтикорИнвест»
109129, г. Москва, ул. 8-я Текстильщиков, д.11, стр.1, офис 213
Тел.: 8(495)727-15-94
Тел./факс: 8(499)176-87-54
e-mail: ¡[email protected]
www.anticorinvest.ru
Генеральный дистрибьютор компании International Protective Coatings
Рис. 15. Дата отказа: 27.02.2009г. Причина отказа: заводской брак, вызванный недостатками конструкции клеемеханического соединения СВНП
процесса нанесения покрытия и правильный подбор материала. С этой целью в лаборатории проводятся испытания новых покрытий для различных условий эксплуатации (рис. 19). Постоянно ведутся работы по улучшению конструкции труб и деталей. Специалистами завода были разработаны новые типы соединений труб с внутренним покрытием: с втулкой внутренней защиты сварного шва, а также с запрессованной нержавеющей втулкой (рис. 20 - 23).
Контроль качества в соответствии с международными нормами трубопроводного транспорта является для компании «Башнефть» первоочередной задачей, направленной на повышение экологической безопасности и увеличение экономической эффективности применения коррозионностойкихтруб в нефтяной промышленности. Наиболее важным фактором безопасности трубопроводных систем является удельная аварийность. Статистика отказов промысловых трубопроводов с 2000 г. показывает снижение удельной аварийности более чем в 8 раз. Это убедительно доказывает эффективность целенаправленной работы в области производства и применения коррозионностойких труб.
Рис. 1б. Отказ нефтепроводовода СВНП! 159хб БКСН-2 «Сатаево» -
БГ-2 Аксаковского УДНГ филиала
ОАО «АНК «Башнефть» «Башнефть-Ишимбай»
Дата ввода в эксплуатацию: 01.11.2007г.
Дата отказа: 09.02.2009г.
Причина отказа: строительный брак. Нарушение технологии соединения трубопровода клеемеханическим способом в трассовых условиях
Рис. 17. Проверка режимов техпроцесса изготовления труб и НКТ с внутренним полимерным покрытием в ООО «НЗНО»
Рис. 18. Результаты обследования образцов труб с внутренним полимерным покрытием, доставленных в 2007-2009 гг. из ООО «НЗНО»
Рис. 19. Испытания НКТП 073х5,5мм с внутренним термостойким покрытием на основе эпоксидной краски CORVEL 10-6051 GREEN и праймера ЕР-10 после 12 месяцев эксплуатации
Рис. 20. Сварное соединение труб с втулкой внутренней защиты шва производства ООО «НЗНО» с герметиком Ч-5-А
Рис. 21. Сварное соединение труб с втулкой внутренней защиты шва производства ООО «НЗНО» с герметиком BUTLER TECH
Рис. 22. Втулка внутренней защиты сварного шва производства ООО «НЗНО»
Рис. 23. сварное соединение с нержавеющей втулкой
([У ашшшш
собственной производство и гарантированная поставка качественных изоляционных
мастик «тран скор-газ» и «транс кор» для ремонта магистральных газо- и нефтепроводов в трассовых условиях, качество продукции обеспечено сертифицированной системой менеджмента качества,
соответствующей требованиям гост р исо 9001 -2008
www.DELAN.SU
143900, Московская об л,, Г, Балашиха, шоссе Энтузиастов, 30 т/ф: +7.495.521,80.23/+7.495.521.80.29/ +7.495.521.21.13 / +7.495.521.69.74