Научная статья на тему 'Противохимическая и противорадиационная зашита населения: исторические аспекты становления и развития'

Противохимическая и противорадиационная зашита населения: исторические аспекты становления и развития Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2871
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Противохимическая и противорадиационная зашита населения: исторические аспекты становления и развития»

ПРОТИВОХИМИЧЕСКАЯ И ПРОТИВОРАДИАЦИОННАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ: ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

д.т.н. Шевченко A.B., к.в.н. Чинюк М.В.

Статья посвяшена 70-лс1ию гражданской оГюрокы

Исторически так сложилось, что возникновение определенного вила защиты обусловливается в первую очередь появлением новых видов оружия.

Так, первые попытки применения токсичных соединений для массового отравления зашитников и мирного населения крепостей отмечались еще в древности около 2500 лет назад во время Пелопоннесской войны (431-404 гг. до нашей эры) в древней Греции, когда спартанцы жгли под стенами осажденных ими городов серу и смолу, 'Это заставляло людей уже в то далекое время обращать внимание на изыскание приемлемых способов защиты от токсичных газов.

Наиболее остро вопрос о необходимости организации эффективной защиты от токсических химических веществ стал, конечно же, во время первой мировой войны. Сначала это относилось к войскам противоборствующих сторон, а в последующем и к мирному населению - как одному из объектов атаки в тылу.

22 апреля 1915 года, на Западном фронте в Бельгии, вдоль реки Ипр немецкими войсками на фронте, протяженностью 6 км из 5730 баллонов за 5-8 мин было выпущено 180 т хлора. В результате газовой атаки получили поражения различной степени тяжести около 15 тыс. человек из состава англо-французских войск, причем 5 тыс. из них смертельные. Эта атака вошла в историю как «черный день у Ипра» и считается началом химической войны в современном ее понимании.

В последующем химическое оружие было применено практически всеми основными воюющими странами.

Применение хлора потребовало разработки соответствующих средств индивидуальной защиты, в первую очередь таким средством стал вла/' :ый «противогаз», представляющий собой марлевые повязки, пропитанные раствором гипосульфита натрия и содой.

В конце 1915 года немцы применили фосген с хлором, а спустя несколько месяцев и дифосген. Данные вещества обладали значительно большей токсичностью по сравнению с хлором, что потребовало и совершенствование средств индивидуальной защиты. Было предложено дополнительно пропитывать марлевые повязки уротропином и такой «противогаз» защищал уже ог трех отравляющих веществ.

630

Применение в 1916 году хлорпикрина, отравляющего вещества, которое поражало людей не только через органы дыхания, но и выбывало слезоточение, привело к созданию принципиально нового средства индивидуальной защиты органов дыхания - противогаза в его современном понимании.

Для зашиты от таких ОВ, как дифенилхлорарсин, применявшегося немецкими войсками на полях сражений в виде ядовитого дыма, так называемых снарядов «синего креста», в конструкцию поглащающей коробки противогаза был введен противодымный ватный фильтр. Противогаз такой конструкции был «непреодолим» в течение войны 1914-1918 гг.

12 июля 1917 года под г. Ипр в Бельгии немцы применили новое ОВ, которое в последующем назвали иприт (снаряды «желтого креста»). Иприт обладай способностью поступать в организм человека не только через органы дыхания и слизистые оболочки, но и через незащищенную кожу. Данное ОВ обладало кожно-нарывным и общеядовитым действием. Им заражались местность, техника, различные другие объекты. Характерен пример применения иприта немцами в апрельском наступлении в районе реки Лис (Франция, 1918 г.). С 9 по 27 апреля было применено около I млн. снарядов. В результате город Армантьер был настолько заражен ипритом, что англичане оставили его, а немцы вошли лишь спустя две недели. Появление подобных ОВ потребовало и совершенствования средств и способов защиты войск и населения.

Всего во время первой мировой войны на полях сражения было испытано не менее 45 различных химических веществ. Было произведено 180 тыс. т разнообразных ОВ, из которых применено около 125 гыс. т Общие потери от химического оружия оцениваются в 1,3 млн. человек, в том числе до 100 гыс. человек со смертельным исходом.

Интересны также следующие цифры: для того чтобы убить одного человека нужно было затратить 200 кг взрывчатых веществ или 27 кг иприта, или 105 кг удушающих ОВ.

С победой революции в России в октябре 1917 года страны Антанты применили ОВ уже против своею бывшего союзника - России. Так, 23 мая 1919 года при обстреле г. Керчи (Крымский полуостров) и близ лежащих деревень английский флот применил большое количество химических снарядов.

Таким образом, командование русской армии, а в последующем и Красной Армии, уже в то время были вынуждены учитывать возможность применения химического оружия не только против своих войск, но и против населения страны. В это же время и зародилась противохимическая защита которая постепенно становится частью общей системы защиты от отравляющих веществ всех категорий населения страны в военное время, а в последние десятилетия и от аварийно хи^чески опасных веществ, кото-

рые могут попадать в окружающую среду при авариях на химически опасных объектах.

Появление противохимической защиты населения, а в последующем и противорадиационной, было тесно связано с зарождением и совершенствованием местной противовоздушной обороны (МПВО) - гражданской обороны (ГО) - единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Так, первоначально мероприятия противохимической защиты населения, предусматривали в основном только использование защитных масок. смоченных «противогазовыми» жидкостями. Для населения было организовано изготовление памяток с указаниями, как можно избежать отравления ядовитыми газами.

Постепенно основным средством защиты от отравляющих веществ в это время становится противогаз. Однако тому, кто не имел противогаза, предписываюсь изготавливать маску из 20-30 слоев марли, которую перед применением следовало смачивать специальными растворами. Кроме того, считалось, что определенный эффект защиты дадут и вывешенные в комнатах простыни, смоченные специальной жидкостью или водой.

В случае повреждения окон населению предлагалось закрывать их подушками и матрацами для предупреждения проникновения в помещения ОВ Если проникновения ОВ избежать не удавалось, населению рекомендовалось становиться на высокие предметы, плотно обматывать голову и лицо полотенцем, смоченным «противогазовой» жидкостью или водой, дышать неглубоко, медленно и вести себя спокойно.

На рубеже 20-х годов прошлого века подобные мероприятия осуществлялись только в отдельных городах страны (Петроград, Москва, Баку, Тула, Астрахань) и не носили массовый характер.

Казалось бы, с точки зрения современного человека, все эти меры носили наивный и упрощенный характер. Наверное, это так. Но нельзя не учитывать, что данные мероприятия характерны для времени зарождения системы защиты населения, которая в датьнейшем получает свое активное рашитие.

Первым учреждением в Советской России на который была возложена организация противохимической защиты, был Особый химический отдел (9-й отдел) Главного артиллерийского управления РабочеКрестьянской Красной Армии. Он был образован летом 1918 года и занимался вопросами учета и хранения военно-химического оружия, оставшегося от старой русской армии. Позднее в ноябре 1918 года приказом Реввоенсовета республики № 220 была определена организация первых органов и подразделений противохимической защиты в действующей армии. Согласно данному приказу в интересах руководства и организации мероприятий противохимической защиты вводились соответствующие должно-

632

сти в Главном артиллерийском управлении, а также в штабах стрелковых бригад, стрелковых полках, артиллерийских дивизионах и стрелковых ротах. С данного периода времени начинает прослеживаться аналогия в ориентации целей, задач и мероприятий противохимической защиты населения а также э организации их выполнения с мероприятиями подобного вида обеспечения боевых действий Вооруженных Сил страны, а именно Сухопутных войск

После окончания гражданской войны в России опасность крупных вооруженкых конфликтов продолжала сохраняться. В соответствии с теорией «воздушной войны» итальянского генерала Дж. Дуэ шло активное наращивание и совершенствование военной авиации во всех ведущих странах. Некоторые военные специалисты открыто заявляли о применении в будущей войне бактериологического и химического оружия, о нанесении внезапных бомбардировочных ударов не только по войскам, но и по военным объектам, районам отмобилизования войск, ацминистративно-политическим и экономическим центрам в тылу противоборствующих стран: «...Грядущая война будет вестись, в основном, против безоружного населения городов и против крупных промышленных центров...».

Это определило необходимость совершенствования и развития мероприятий противохимической защиты, как составной части противовоз душной обороны страны.

В 1925 году Реввоенсоветом СССР выполнение мероприятий противохимической защиты населения «пассивной» (местной) обороны было возложено на наркоматы, исполкомы Советов народных депутатов и организации, в чьем ведении находились обороняемые пункты и объекты. Совет труда и обороны СССР 27 августа 1926 года принял постановление «Об организации воздушно-химической обороны на путях сообщения СССР», в котором обязал Наркомат путей сообщения строить на железнодорожных станциях убежища, обучать рабочих и служащих железнодорожного транспорта мерам противохимической защиты, создавать нештатные формирования противохимической защиты, а Постановлением Совета труда и обороны СССР от 14 мая 1927 г. «Об организации воздушнохимической обороны территории Союза ССР» был установлен дифференцированный подход к осуществлению мероприятий противохимической защиты. В соответствии с данным постановлением территория страны по МПВО была разделена на г.риграничную угрожаемую зону и тыл Общее руководство МПВО и мероприятиями противохимической защиты было возложено на Народный комиссариат по военным и морским делам СССР, а непосредственно в приграничной угрожаемой зоне - на командование военных округов через их упраатения Военно-воздушных Сил и созданные при этих управлениях штабы воздушно-химической обороны.

В 1929 году были созданы штабы противовоздушной (ПВО), воздушно-химической обороны (ВХО) по пассивной обороне городов, районов и объектов экономики.

В этот период организуется подготовка специалистов противохимической защиты. Так, в соответствии с приказом Всероссийского главного штаба от 5 декабря 1918 года было создано первое военно-химическое учебное заведение - Московские советские курсы военной газотехники, которые приказом Реввоенсовета республики от 9 января 1920 года были преобразованы в Высшую военно-химическую школу РККА, а в 1924 - в Химические курсы усовершенствования командного состава РККА. Исходя из возрастающей потребности в высококвалифицированных военных кадрах в соответствии с постановлением Совета Труда и Обороны и приказом Реввоенсовета СССР от 13 мая 1932 года на базах химического факультета Военно-технической академии РККА и Второго Московского химико-технологического института была создана Военно-химическая академия РККА.

В 1927 году на базе военно-химического музея были созданы курсы по подготовке работников воздушно-химической обороны для нужд народных комиссариатов.

1927-1929 годы характеризовались обострением международной обстановки. В ведущих капиталистических странах Запада и Японии развернулось строительство военных самолетов и был налажен массовый выпуск химических авиабомб. В этих условиях 1! июня 1928 г. Совет труда и обороны СССР принимает постановление «О противовоздушной обороне важнейших пунктов в угрожаемой по воздушным нападениям полосе СССР».

Среди других мероприятий по защите предусматривалось на объектах 48 важнейших пунктов ПВО сформировать и обучить команды противохимической защиты и заготовить дегазационные средства.

В 1929 году в военных округах в составе управлений ПВО создаются службы химической защиты, а в штабах городов-пунктов ПВО - химические участковые команды.

В 1931 году в районах ПВО создаются среди других служб и службы противохимической защиты.

Одновременно с осуществлением мероприятий противохимической защиты на государственном уровне была развернута массовая подготовка населения через сеть соответствующих добровольных обществ и курсов: Военное научное общество (1920 г.). Общество содействия обороне СССР (с 1926 г.), Добровольное общество друзей химической и оборонной промышленности (с 1925 г.), Осоавиахим (с 1927 г.).

В результате проведенной работы к началу 30-х годов в развитии

пассивной обороны в стране были достигнуты серьезные успехи. Населе-

634

яие получило около 3,5 млн. противогазов, было построено несколько тысяч газоубежищ, 2,5 млн. человек прошли обучение способам противохимической защиты.

Важным шагом в дальнейшем развитии мероприятий противохимической защиты стало постановление Совета Народных Комиссаров СССР «Положение о противовоздушной обороне СССР». В соответствии с данным постановлением в приграничной угрожаемой зоне необходимо было проводить следующие мероприятия противохимической защиты: обучение населения способам противохимической защиты, подготовку специальных формирований, строительство газоубежищ, создание и накопление СИЗ.

При введении «угрожаемого положения» выполнялись следующие мероприятия противохимической зашиты: оповещение населения и объектов ПВО о химическом заражении (угрозе заражения), снабжение населения противогазами, защита людей, воды, продуктов питания, фуража от химического заражения, приведение в готовность формирований противохимической защиты.

Во время ликвидации последствий химических ударов противника, силы МПВО должны были выполнять работы по дегазации одежды, обуви, техники и местности.

Для выполнения мероприятий противохимической защиты в отдельных батальонах местных частей ПВО по штату предусматривались противохимические роты, в объектовых командах ПВО (420-430 бойцов) - дегазационные подразделения, а в группах самозащиты домоуправлений (по 15 человек) - дегазационные звенья (по 3 человека).

Таким образом, к началу 30-х годов в стране, в основном, сложилась система мероприятий по защите населения от воздушного нападения, составной частью которой были мероприятия противохимической защиты.

В тридцатые годы международная обстановка существенно осложнилась. Готовясь к развязыванию войны, руководители Германии и Японии делали ставку на массированные удары авиации по наиболее важным объектам тыла противника: крупным городам, железнодорожным узлам, транспортным коммуникациям и т.д., не исключая, применения химического оружия.

С целью укрепления защиты населения руководством страны в середине 30-х годов были предприняты конкретные меры по реорганизации системы ¡равления мероприятиями противохимической защиты. В соответствии с постановлением СНК СССР от 27.08.1936 г. на базе управлений и отделов городских и районных Советов была создана, среди других служб, и дегазационная служба, а в штабах МПВО важнейших городов - пунктов ПВО - отделы химической защиты.

В состав местных частей МПВО входили два отдельных инженернопротивохимических батальона. Подразделения противохимической защиты имелись также и в составе местных бригад, полков и батальонов.

В основных пунктах ПВО страны создавались войсковые роты МПВО, которые комплектовались военными комиссариатами военнообязанными из запаса и предназначались для действий в очагах поражения, в том числе и химических.

В формированиях МПВО (объектовые и участковые команды МГ1ВО, группы самозащиты в жилом секторе и т.д.) имелись подразделения противохимической защиты: в участковой и объектовой командах (420-430 человек) МПВО - группа дегазации; в группе самозащиты - противохимическое звено (4-9 человек).

Основными задачами формирований МПВО по противохимической защите являлись:

оповещение населения о химической опасности;

содействие в размещении людей в газоубежищах;

обнаружение очагов химического заражения;

проведение работ по дегазации объектов, зараженных отравляющими веществами.

Основу нормативов комплекса «Готов к противовоздушной и противохимической обороне» 1934 года составили нормативы по защите от поражающих факторов при воздействии авиации противника и применении химического оружия.

Все шире стали использоваться такие формы подготовки как учения и соревнования по военной противохимической обороне, а также походы с использованием противогазов. «Культ противогаза» поразил в те годы не только СССР, но и другие страны Европы. Так. в конце 20-х и начале 30-х годов были сконструированы и приняты на вооружение противогазы даже для лошадей, волов и собак.

В начале 1941 года в соответствующих органах управления приступили к разработке оперативных планов, в которых были предусмотрены и мероприятия противохимической защиты.

Немало было сделано для наращивания материально-технического обеспечения мероприятий противохимической защиты. К началу ! 941 года в системе МПВО насчитывалось свыше 30 млн. противогазов, только в Ленинграде было построено 1400 газоубежищ на 160 тыс. человек.

В течение 1940 года на объектах экономики проведено 181 тыс. тренировок на длительность пребывания в противогазах с охватом около 10 млн. человек, 105 тыс. походов в противогазах, участие в которых приняли около 9 млн. человек.

Великая Отечественная война стала суровым испытанием для МГ1ВО СССР. В этих условиях по-новому пришлось оценивать и состояние про-

636

тивохимической защиты. О том, что немецкое командование намеревалось применить химическое оружие, свидетельствовали не только рост арсеналов боевых ОВ на их складах, но и секретные документы, захваченные в ходе боевых действий. Угроза химического нападения выявила большие пробелы в организации противохимической защиты населения и явный недостаток средств противохимической защиты. Промышленность ке обеспечивала даже минимальных потребностей в дегазационных средствах, приборах и имуществе. В городах не хватало газоубежищ и соответствующих специалистов.

Инженерно-противохимические полки МПВО выполняли в основном инженерные задачи: строительство инженерных оборонительных сооружений на линиях фронтов, обнаружение и обезвреживание невзорвав-шихся боеприпасов, зажигательных авиабомб и т.д. Сказывалась и недостаточная обученность формирований и подразделений противохимической защиты.

2 июля 1941 года СНК СССР принял постановление «О всеобщей обязательной подготовке населения к противовоздушной обороне». В соответствии с данным постановлением по вопросам противохимической защиты требовалось:

усилить подготовку населения и формирований МПВО по вопросам противохимической защиты;

уточнить нормы оснащения формирований МПВО средствами противохимической защиты;

реорганизовать и укрепить службы противохимической защиты на местах.

В соответствии с вышеуказанным постановлением Государственный комитет обороны (ГКО) 7 августа 1941 года принимает решение об увеличении выпуска противогазов для гражданского населения, а СНК СССР 13 сентября издает постановление «О приспособлении бомбоубежищ под газоубежища».

На предприятиях, по месту жительства и учебы граждан, в местной и центральной печати, по радио и в форме наглядной агитации организовывались выступления специалистов МПВО, которые нацеливали людей на овладение приемами и способами защиты от химического оружия, оказания первой помощи при поражениях ОВ и т.д. В парках, скверах, кинотеатрах, на улицах и площадях вывешивали плакаты и лозунги, призывавшие готовиться к отражению химического нападения.

По решению ГКО СССР обеспечение населения средствами индивидуальной защиты и дегазации стало носить плановый, централизованный характер и возлагалось на противохимическую службу МПВО. Благодаря принятым мерам уже к концу 1941 года оснащенность инженернопротивохимических полков и других формирований МПВО средствами

противохимической защиты значительно возросла. Они располагали 2240 приборами для определения зон химического заражения, 376 стационарными и 76 походными лабораториями. Количество дегазационных подразделений было доведено до 300.

В 1942 году, несмотря на наличие ряда сдерживающих факторов, возросла вероятность применения противником в войне против СССР химического оружия. Если в период с июля по декабрь 1941 года немецкое командование обсуждало вопрос о применении химического оружия три раза, то в период январь-июль 1942 года - семь раз. Летом 1942 года немецкими войсками химическое оружие было применено против защитников Аджимушкайских каменоломен на Керченском полуострове. В качестве ОВ применялся хлор, который с помощью специальных устройств закачивался в штольни каменоломен. Создаваемые таким образом высокие концентрации хлора в замкнутом объеме приводили к быстрому «пробою» фильтро-поглащающих коробок противогазов, что вызвано большие потери среди оборонявшихся войск Красной Армии. Вместе с оборонявшимися войсками в Аджимушкайских каменоломнях укрывались также тысячи мирных жителей, которые находились в верхних штольнях каменоломен. Они не были обеспечены противогазами, и поэтому при газовых атаках значительная их часть была отравлена и погибла.

К январю 1944 года на временно оккупированной территории СССР разведкой было выявлено 22 склада противника с химическим имуществом. Для своевременного обнаружения фактов применения немецким командованием ОВ на территории СССР Главным управлением МПВО НКВД СССР было развернуто и действовало 32663 метеохимических поста, создана выездная экспертная комиссия, а в 15 городах были сформированы токсикологические бригады.

В целях улучшения качества обучения населения способам противохимической защиты руководством МПВО СССР были организованы выпуски массовым тиражом различных учебных пособий и инструкций, проведены конкурсы на изготовление учебных экспонатов и наглядных пособий по противохимической защите. Осоавиахимовские организации, совместно с органами МПВО, приступили к массовому осмотру противогазов, находящихся в личном пользовании граждан. Выявленные неисправные противогазы немедленно ремонтировались в мастерских организаций Осоавиахима. В это время на снабжение был принят противогаз ГП-1, поступивший в свободную продажу. Исправность, правильность подгонки и сборки личных противогазов проверялась путем газоокуривания граждан в специальных помещениях. Чаще стали проводиться массовые тренировки в противогазах на предприятиях, походы в противогазах составляли по продолжительности от 30 до 60 минут.

При отсутствии противогазов населению рекомендовалось использование упрощенных масок-противогазов УЛГ1-4, которые легко изготавливались из подручных материалов. И хотя такие маски не обеспечивали долговрмеенную защиту от ОВ, с их помощью можно было выйти из районов заражения в безопасное место.

В 1943 году было введено дополнительное обучение в порядке переподготовки по шести и двенадцати часовой программам. Эти программы предусматривали знакомство с основными средствами и способами наземного химического нападения и обучение населения мерам защиты и предосторожности против данных средств. В том году были проведены восьмые Всесоюзные соревнования ПВХО, в которых приняли участие 1352 районных и около 53 тыс. первичных осоавиахимовских организаций.

Большое внимание уделялось обучению медицинского персонала правилам работы в очагах химического поражения и умению оказать медицинскую помощь пораженным ОВ.

В целом к концу войны население страны в основном было обеспечено средствами индивидуальной защиты и подготовлено к действиям в условиях химического нападения.

По мере продвижения войск на Запад, с целью своевременного обеспечения населения СИЗ, на освобождаемых территориях было организовано перемещение этих средств к линии фронта. Для сокращения сроков выдачи противогазов и их надежного хранения привлекались даже местные советы добровольных спортивных организаций, таких как «Динамо» и др.

Всего за годы войны было изготовлено около 15 млн. 700 тыс. шт. гражданских и 23 тыс. шт. детских противогазов, оборудовано газоубежищ всех типов на 6 млн. 240 тыс. человек. В городах-пунктах МПВО введены внештатные должности инструкторов-токсикологов, а в пятнадцати из них, созданы токсикологические бригады. Для проведения работ по дегазации местности были сформированы специальные подразделения (314 рот и 19 взводов). По нормативам противохимической обороны было подготовлено почти 98,5 млн. человек. Активно привлекались бойцы инженернопротивохимических частей и подразделений к очистке местности от мин, не взорвавшихся боеприпасов и ликвидации складов для их хранения.

Сказанное выше позволяет сделать вывод о гом, что страны в основном была подготовлена к противохимической защите. В свою очередь, основные с (раны союзники по антигитлеровской коалиции располагали большими запасами химического оружия, промышленными мощностями по его производству, а также средствами его доставки, которые в целом намного превосходили возможности фашистской Германии. Данные обстоятельства явились одним из сдерживающих факторов широкого применения гитлеровской Германией химического оружия во второй мировой войне, а в последующем оказали существенное влияние на разработку и

формулировку содержания, целей, задач мероприятий противохимической защиты.

В ходе осуществления мероприятий противохимической защиты в военные годы был накоплен как огромный положительный опыт (изготовление противогазов и обеспечение ими населения к защите от химическою оружия, оборудование газоубежищ и т.д.), так и выявлены отрицательные стороны, например, создание инженерно-противохимических частей и подразделений с широким кругом задач и другие.

Складывавшаяся в послевоенные годы международная обстановка, агрессивные устремления США, владевших в то время монополией на атомное оружие, не позволяли снять с повестки дня вопросы совершенствования способов защиты населения и мероприятий, обеспечивающих защиту, в том числе мероприятии противохимической защиты.

Совет Министров СССР 31.10.1949 г. утвердил новое Положение о местной ПВО СССР, в котором противохимическая защита была отнесена к основным мероприятиям МПВО. В городах-пунктах МПВО и городах с районным делением были созданы противохимические службы.

Вместе с тем подготовка страны в данный период к защите от оружия массового поражения (ОМП), а также развитие противохимической защиты велись без учета поражающих факторов ядерного оружия, а силы и средства готовились к действиям в упрощенных условиях. Неудовлетворительно осваивались средства, отпускаемые на строительство и оборудование сооружений МПВО.

В связи с новой обстановкой руководством страны был предпринят ряд мер по укреплению МПВО, совершенствованию ее организационной структуры, технической оснащенности, уточнению задач и мероприятий, в том числе мероприятий противохимической защиты (Постановление Совета Министров СССР от 14.04.1956 г. «Положение о МПВО Союза ССР»). В соответствии с новым положением была проведена реорганизация штаба МПВО СССР. Вместо отдела противохимической защиты было организовано управление противоатомной, противобактериологической, противохимической и маскировочной защиты. Значительно были расширены задачи МПВО в части всеобщего обучения населения способам защиты от ОМП, строительства защитных сооружений, обеспечения СИЗ и т.д. Дополнительно в республиках, краях и областях были созданы службы санитарной обработки людей, обе?.; лраживания территорий и сооружений, ветеринарной обработки.

В 1956 году вводится 12-ти часовая программа подготовки неработающего населения по противоатомной защите, а в 1957 году - 22-х часовая программа, в которую были включены вопросы защиты от атомного, химического и бактериологического оружия.

В 1961 году на базе МПВО в стране была создана новая общегосударственная всенародная оборонительная система - Гражданская оборона СССР. В соответствии с новыми взглядами на организацию защиты населения произошло уточнение содержания, целей, задач и мероприятий противохимической. противоатомной (противорадиационной) защиты, а также взглядов на организацию их выполнения.

Так, более важное место было отведено такому мероприятию как накопление СИЗ: противогазов, респираторов, противопыльных тканевых масок и т.д. На гражданскую оборону были возложены задачи всеобщего обучения населения способам защиты от ОМП, оповещения населения о радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении, обеспечения защиты животных, продовольствия и воды от заражения.

В областном и городском (районном) звеньях в зависимости от специфики инфрастуктуры и наличия базы были созданы службы противорадиационной и противохимической защиты, коммунально-технические и другие.

Ответственность за состояние Гражданской обороны страны была возложена на Министерство обороны СССР. С "»того времени при организации и осуществлении мероприятий противорадиационной и противохимической защиты населения усиливается ориентация на задачи и мероприятия химического обеспечения боевых действий Сухопутных войск Вооруженных Сил СССР.

В результате принятых мер в больших объемах стали создаваться запасы СИЗ. Значительно возросла численность и количество формирований противохимической защиты. Население готовилось по новой 19-ти часовой программе, которая включала изучение таких вопросов как изготовление простейших СИЗ, ознакомление с поражающими факторами ядерного, химического и биологического оружия, а также способов защиты.

К начату 70-х годов военно-стратегическая обстановка в мире несколько изменилась. У вероятного противника на вооружении появились ракеты средней дальности действия с ядерными боеголовками. Размещение подобного оружия в Западной Европе, а также принятие на вооружение других стратегических средств нападения, привело к проявлению нескольких концепций «первого обезоруживающего удара».

Сложившаяся обстановка требовала внести изменения в деятельность Гражданской обороны СССР в целом и уточнить содержание, цели, задачи и мероприятия противорадиационной и противохимической защиты.

Одними из главных документов того времени стали Положение о гражданской обороне Союза ССР, утвержденное постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР 201-78 от 18.03.1976 г. и постановление Совета Министров СССР от 5.10.1978 г. «О мерах по дальнейшему со-

вершенствованию гражданской обороны (категорированный город)». Наряду с рядом других важных принципиальных положений по защите населения в данных документах было закреплено положение о том, что защита населения достигается в результате комплексного применения средств и способов защиты и осуществления ряда мероприятий, обеспечивающих защиту.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основными способами защиты были определены: укрытие населения в защитных сооружениях ГО; рассредоточение и эвакуация населения из категорированных городов и зон возможного затопления в загородную зону;

использование средств индивидуальной защиты и медицинских средств индивидуальной защиты.

Указывалось, что применение основных способов защиты может дать положительный эффект только при своевременном проведении ряда мероприятий, обеспечивающих защиту. К таким мероприятиям, среди прочих других, была отнесена противорадиационная и противохимическая защита (ПР и ПХЗ).

Таким образом, ГІР и ПХЗ стали составной частью системы комплексной защиты населения в военное время.

В это время в стране больше внимания стало уделяться инженернотехническим мероприятиям, направленным на повышение устойчивости функционирования радиационно и химически опасных объектов.

Обеспечение убежищ фильтрами - поглотителями, регенеративными патронами и установками было возложено на отделы ПР и ПХЗ штабов ГО областей. Промышленностью был освоен выпуск новых противогазов для взрослого населения и детей: ГГІ-4у, ГП-5, ДП-6, ДП-6М. камер защитных детских КЗД-4, средств индивидуальной защиты кожи и других средств.

В 1973 году Совет Министров СССР принял постановление, в котором определил порядок накопления, хранения, освежения и выдачи населению противогазов и камер защитных детских.

Обеспечению СИЗ подлежа™ различные категории населения в зависимости от рода их деятельности и потенциальной опасности района проживания, определялась очередность обеспечения населения данными СИЗ. Так, в первую очередь СИЗ обеспечивались те категории населения, которым в случае возникновения очагов поражения предстояло действовать на зараженной территории. Данное положение распространялось также на население крупных городов, личный состав формирований гражданской обороны, рабочих и служащих промышленных предприятий, на которых применялись горючие и сильнодействующие ядовитые вещества (в настоящее время - аварийно химически опасные вещества по ГОСТ Р 22.9.05-95). При этом учитываюсь, что рабочие и служащие данных объектов, а также население прилегающих районов, могут подвергаться опас-

пости поражения не только в военное время, но и в мирное время в результате производственных аварий и катастроф.

Впервые были предприняты определенные шаги по обеспечению безопасности транспортировки СДЯВ. Министерство путей сообщения СССР разработало и утвердило «Правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам». Этот документ содержал 130 аварийных карточек более чем по 500 опасным грузам [Правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам. М.: Транспорт. 1984 г.].

Предусматривалось создание резерва СИЗ, устанавливалась ответственность соответствующих руководителей за хранение и своевременную выдачу этих средств населению. Проводилась работа по приближению мест хранения СИЗ к районам массового проживания населения.

Одновременно с наращиванием табельных средств защиты предполагалось изготовление и применение различных простейших средств зашиты, таких как ватно марлевые повязки, противопыльные тканевые маски и др., изготовляемых силами населения. Организация обучения населения по изготовлению данных средств, приспособлению для защиты бытовой и производственной одежды находила широкую практику в системе учебных мероприятий по фажданской обороне. В результате в период с 1977 по 1986 гг. значительно возросла обеспеченность населения СИЗ. В известной степени позитивную роль в обеспечении населения СИЗ сыграл выход двух директив Начальника ГО СССР «Об усилении зашиты населения от СДЯВ, улучшении работы по предупреждению возможных аварий и ликвидации их последствий» и «О защите персонала АЭС и населения, проживающего в 30-ти километровой зоне».

Большое значение придавалось разработке и внедрению в практику организационных мер, направленных на максимальное уменьшение возможных доз облучения при радиационных авариях. В 1970 году были разработаны типовые режимы радиационной защиты населения в условиях радиоактивного заражения местности, которые определяли последовательность и продолжительность использования защитных сооружений, защитных свойств производственных и жилых помещений, а также ограниченное пребывание людей на открытой местности и использование СИЗ, противорадиационных препаратов и осуществление контроля облучения. Решению данной проблемы способствовал разработанный в 1980 году типовой план мероприятий по защите населения в случае аварии на атомных электростанциях (АЭС").

По заданию Штаба ГО СССР институтами Минхимнефтепрома СССР совместно с промышленными объектами были разработаны и освоен выпуск новых более совершенных образцов СИЗ. В начале 80-х годов

появились первые образцы взрослых противогазов ГП-7. ГП-7В, детские противогазы ПДФ-2Д, ПДФ-2Ш. камеры защитные детские КЗД-6. Наряду с защитой от ОВ данные средства обеспечивали защиту от радионуклидов йода и его органических соединений. Новая конструкция лицевой части и уменьшенное сопротивление дыханию позволяли использовать данные противогазы для защиты лиц пожилого возраста и лиц, имеющих сердечно-сосудистую и легочную недостаточность.

В штабах ГО республик и областей были созданы отделы ГТР и ПХЗ. что соответствовало основным задачам ГО.

В середине 70-х годов была определена типовая организационноштатная структура и нормы оснащения формирований ПР и ПХЗ: сводные отряды (команды, группы) ПР и ПХЗ, команды (группы) обеззараживания, посты радиационного и химического наблюдения, группы (звенья) радиационной и химической разведки, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и техники.

В 1980 году впервые был утвержден план гражданской обороны СССР, а также планы ГО союзных республик, областей, городов (районов), служб ГО и объектов экономики. В планах ГО в качестве самостоятельных приложений и подразделов были выделены мероприятия ПР и ПХЗ.

Директивой начальника штаба ГО РФ от 25.11.1982 г. № 6/03288 были определены содержание, цели, задачи и мероприятия противорадиационной и противохимической защиты.

Противорадиационная и противохимическая защита населения представляла собой комплекс мероприятий ГО но предотвращению или ослаблению воздействия на население радиоактивных излучений, отравляющих и сильнодействующих ядовитых веществ.

Главная цель ПР и ПХЗ - не допустить или максимально ослабить воздействие радиоактивных излучений, отравляющих и сильнодействующих ядовитых веществ на людей, сельскохозяйственных животных, продовольствие, пищевое сырье, питьевую воду и другие материальные средства, сохранить их и обеспечить выполнение задач ГО.

Основными задачами Г1Р и ПХЗ в ГО были следующие: своевременное прогнозирование и обнаружение радиоактивного, химического заражения, неспецифическое обнаружение бактериальных средств и предупреждение сил ГО и населения об опасности поражения;

надежная защита сил ГО, населения, сельскохозяйственных животных, продовольствия, фуража, воды и других материальных средств от поражения и заражения радиоактивными, отравляющими и сильнодействующими ядовитыми веществами;

быстрая ликвидация последствий радиоактивного и химического заражения.

Комплекс мероприятий ИР и ПХЗ включал следующие группы мероприятий:

выявление и оценка радиационной и химической обстановки;

разработка и выбор режимов защиты населения и деятельности объектов экономики в условиях радиоактивного и химического заражения;

организация дозиметрического и химического контроля;

обеспечение сил ГО и населения средствами ПР и ПХЗ, поддержание их в постоянной готовности, правильное и своевременное их использование;

ликвидация последствий радиоактивного и химического заражения;

защита населения от СДЯВ;

радиационная и химическая безопасность.

В тоже время при формулировке целей, задач, мероприятий и рекомендаций по организации их выполнения был допущен ряд неточностей и неопределенных положений.

Так, содержание почти всех мероприятий ПР и ПХЗ, организация их выполнения ориентировались на решение, в основном, задач военного времени; в ряде уставных документов приводились неадекватные наименования и толкования содержания, касающиеся некоторых вышеперечисленных мероприятий ПР и ПХЗ, особенно таких как выявление и оценка радиационной и химической обстановки, ликвидация последствий радиоактивного и химического заражения.

Содержание таких мероприятий ПР и ПХЗ, как защита от СДЯВ, радиационная и химическая безопасность оказалось значительно шире их первоначального понимания.

Наличие вышеуказанных недостатков, а также ряда других, хотя и несколько снижало эффективность работы соответствующих органов управления ГО по организации защиты населения, однако в целом позволяло на достаточно высоком уровне проводить мероприятия по защите населения, в том числе мероприятия ПР и ПХЗ в ходе учений, тренировок по ГО и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, к середине 80-х годов в гражданской обороне сложилось устоявшееся представление о содержании, целях, задачах и мероприятиях противорадиационной и противохимической зашиты. Все вышеприведенное свидетельствует о том, что соответствующими органами управления ГО СССР был сделан большой шаг в творческом развитии мероприятий химической и радиационной зашиты таких категорий людей как рабочие, служащие, неработающее население и личный состав формирований ГО.

Серьезным испытанием всей системы ПР и ПХЗ населения стали аварии и катастрофы на радиационно и химически опасных объектах, имевших место во второй половине 80-х годов прошлого столетия, в част-

ности аварии на Чернобыльской АЭС (1986 г.) и производственном объединении «Азот» в г. Ионава (1989 г.).

Гак, при аварии на Чернобыльской АЭС был выполнен следующий объем основных мероприятий ПР и ПХЗ.

Радиационная разведка очага аварии и территории станции, которая велась силами и средствами воинских частей ГО, химических и инженерных войск, вертолетными подразделениями военно-воздушных сил МО СССР. В 1986-1987 г. ежедневно на эти работы выделялось от 80 до 180 химических разведывательных дозоров. Для выявления и оценки радиационной обстановки было задействовано 16329 постов радиационного и химическою наблюдения, 457 гидрометеостанций, 1189 санэпидемстанций, 871 ветеринарная лаборатория, 948 объектовых лаборатории (всего около 90 тыс. чел).

Для осуществления радиационного контроля была развернута система пунктов контроля с использованием современных технических средств, на которых было проверено около 872 тыс. человек и 328 тыс. единиц техники, проведено более 70 тыс. радиометрических исследований. На основных магистралях проверено около 6 млн. автомобилей, из которых 230 тыс. направлены, в последующем, на дезактивацию.

Для выполнения работ по специальной обработке на базе невоенизированных формирований ГО, воинских частей ГО и частей химических войск Министерства обороны была развернута система сначала временных санитарно-обмывочных пунктов и станций по обеззараживанию техники, а затем система стационарных пунктов специальной обработки (6 шт.). Работа пунктов и станций характеризовалась большим объемом и напряженностью. Так, например, к исходу августа 1986 г. нарастающим итогом прошло санобработк) около 350 тыс. человек и про дезактивировано свыше 120 тыс. единиц техники. Всею же была проведена дезактивация около 328 тыс. единиц техники и полная санитарная обработка 872 тыс. человек.

Только на АЭС и в 30 км зоне за период с 1986 по 1990 гг. продезак-тивировано помещений общей площадью 32 млн. м . территорий - 21 млн.

2 л 2

м , снято загрязненного грунта с площади около 4,6 млн. м .

Вместе с тем авария на Чернобыльской АЭС показала и ряд недостатков в существующей системе защиты населения, в том числе и ПР и ПХЗ, что потребовало ее дальнейшее развитие в зависимости от характера угроз населению, условий жизни общества и реальных экономических возможностей государства.

Анализ опыта работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций в стране во второй половине 80-х годов показывает, что современное состояние и развитие средств поражения, повышение роли вторичных факторов поражения в случае разрушения радиационно и химически опасных объектов в военное время, переориентация гражданской обороны страны с решения

задач военного на мирное время, привлечение Вооруженных Сил к ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного времени вызвали необходимость уточнения содержания, целей, задач и мероприятий химического обеспечения боевых действий Сухопутных войск, а также содержания, целей, задач и мероприятий противорадиационной и противохимической защиты населения.

В 1993 году вместо химического обеспечения, как вида обеспечения боевых действий, было введено понятие радиационная, химическая и биологическая (РХБ) защита войск в бою и операции с соответствующими целями, задачами и рекомендациями по организации их выполнения. Соответственно в некоторых ведомственных изданиях, сначала штаба ГО СССР, а затем МЧС России были предприняты попытки уточнить цели, задачи и мероприятия противорадиационной и противохимической защиты населения. Так, вместо ПР и ПХЗ стало употребляться понятие радиационной и химической защиты, а в последующем - радиационной, химической и биологической зашиты населения. Однако такие попытки были не всегда в полной мере обоснованы, излагались недостаточно последовательно и иногда даже в одних и тех же источниках противоречили друг другу.

В связи с этим, в настоящее время при организации защиты населения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени возникла необходимость уточнения содержания, целей, задач и мероприятий противорадиационной и противохимической защиты населения, как вида защиты населения.

Литература

1. От МПВО к гражданской защите /исторический очерк/. 11од общей редакцией Шойгу С.К. М.: 1998 г.

2. Воробьев Ю.Л., Локтионов H.H., Фалеев М.И. Катастрофы и человек. Под редакцией Воробьева Ю.Л. М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1997 г.

3. Перечень уточнений и дополнений в Наставление по химическому обеспечению. М.: Управление начальника войск РХБ защиты, 1993 г.

4. Обеспечение мероприятий и действий сил ГО СССР. М.: Воениз-дат, 1988 г.

5. Наставление по службе штабов ГО. М.: Шт. ГО СССР, 1985 г.

6. Руководство по действиям органов управления и сил РСЧС при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций. М.: МЧС РФ, 1996 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.