Научная статья на тему 'ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЗАПРЕЩЕННОЙ РЕКЛАМЕ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНОВ ПО ПРОДАЖЕ НАРКОТИКОВ'

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЗАПРЕЩЕННОЙ РЕКЛАМЕ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНОВ ПО ПРОДАЖЕ НАРКОТИКОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
928
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРКОМАНИЯ / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИКОВ / РЕКЛАМА НАРКОТИКОВ / БЕСКОНТАКТНЫЙ СПОСОБ / СБЫТ НАРКОТИКОВ / СКЛОНЕНИЕ К УПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИКОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фильченко Андрей Петрович, Жандров Владимир Юрьевич

В связи с ростом преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, актуальной задачей государства является поиск эффективных способов сужения наркорынка. Противодействие запрещенной рекламе наркотиков и адресов их бесконтактного сбыта в Интернете (Darknet) - перспективное направление предупредительной деятельности, значение которого на сегодняшний день недооценено. Цель статьи заключается в определении основных направлений уголовной политики России в сфере противодействия открытой и завуалированной рекламе интернет-магазинов, реализующих наркотики бесконтактным способом. При подготовке статьи использовались методы: статистический, контент-анализа интернет-ресурсов, системный, формально-логический и юридического анализа. Результаты: незаконная реклама в сфере незаконного оборота наркотиков является самостоятельным направлением профессиональной преступной деятельности, использующей апробированные в легальной экономике маркетинговые приемы. Размещаемая на объектах городской инфраструктуры, обычных сайтах и в соцсетях реклама интернет-магазинов по продаже наркотиков способствует расширению аудитории наркопотребителей. Направлением уголовной политики России должна стать организация противодействия незаконной рекламе наркотиков, включая криминализацию размещения подобной рекламы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Фильченко Андрей Петрович, Жандров Владимир Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COUNTERACTING FORBIDDEN ADVERTISING OF ONLINE SALE OF DRUGS

In view of the increase in drug trafficking offences committed through the use of information and telecommunications technologies, the state must seek effective ways to reduce the drug market. Counteracting illegal advertising of drugs and their marketing addresses on the Internet (Darknet) is a promising area of prevention that has been underestimated to date. The purpose of the article is to determine the main directions of Russia’s criminal policy in the field of counteracting open and veiled advertising of online stores selling drugs in a non-contact manner. Methods of statistics, content analysis of Internet resources, systemic, formal-logical and legal analysis are used. Results: illegal advertising in the area of drug trafficking is an independent direction of professional criminal activity, using marketing techniques tested in the legal economy. The advertisement of online drug stores on urban infrastructure facilities, regular websites and social media helps to expand the reach of drug users. Efforts to combat illicit drug advertising, including the criminalization of such advertising, should be part of Russia’s criminal policy.

Текст научной работы на тему «ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЗАПРЕЩЕННОЙ РЕКЛАМЕ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНОВ ПО ПРОДАЖЕ НАРКОТИКОВ»

УДК 343.976

DOI 10.33184/pravgos-2021.4.6 ФИЛЬЧЕНКО Андрей Петрович

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовной политики Академии управления МВД России, г. Москва, Россия; apfilchenko@yandex.ru

ЖАНДРОВ Владимир Юрьевич

кандидат юридических наук, доцент кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя, г. Москва, Россия; vaisvladimir74@gmail.com

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЗАПРЕЩЕННОЙ РЕКЛАМЕ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНОВ ПО ПРОДАЖЕ НАРКОТИКОВ

В связи с ростом преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, актуальной задачей государства является поиск эффективных способов сужения наркорынка. Противодействие запрещенной рекламе наркотиков и адресов их бесконтактного сбыта в Интернете (рагкие1) - перспективное направление предупредительной деятельности, значение которого на сегодняшний день недооценено. Цель статьи заключается в определении основных направлений уголовной политики России в сфере противодействия открытой и завуалированной рекламе интернет-магазинов, реализующих наркотики бесконтактным способом. При подготовке статьи использовались методы: статистический, контент-анализа интернет-ресурсов, системный, формально-логический и юридического анализа. Результаты: незаконная реклама в сфере незаконного оборота наркотиков является самостоятельным направлением профессиональной преступной деятельности, использующей апробированные в легальной экономике маркетинговые приемы. Размещаемая на объектах городской инфраструктуры, обычных сайтах и в соцсетях реклама интернет-магазинов по продаже наркотиков способствует расширению аудитории наркопотребителей. Направлением уголовной политики России должна стать организация противодействия незаконной рекламе наркотиков, включая криминализацию размещения подобной рекламы.

97

Ключевые слова: наркомания; незаконный оборот наркотиков; реклама наркотиков; бесконтактный способ; сбыт наркотиков; склонение к употреблению наркотиков.

По данным официальной статистической отчетности МВД России, в 2020 г. органами внутренних дел выявлено 46 288 преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий (далее - ИТТ), что на 91,6 % больше, чем за аналогичный период прошлого года (в 2019 г. выявлено 24 155 подобных преступлений). Для сравнения: в 2017 г. Главное управление по контролю за оборотом наркотиков МВД России выявило 7179 наркопреступлений, совершенных с использованием ИТТ. Негативная динамика наркопреступности соответствует общему тренду роста преступлений, совершаемых с помощью высокотехнологичных коммуникационных инструментов: с 2014 по 2019 г. количество таких преступных деяний выросло более чем в 25 раз - с 11 тыс. зарегистрированных фактов до 294,4 тыс. В 2020 г. зарегистрировано уже 510,4 тыс. преступлений, совершенных с использованием ИТТ, что на 73,4 % больше, чем в 2019 г. В том же 2020 г. стоимость изъятых территориальными органами МВД России различных видов наркотиков в пересчете по ценам черного рынка составила более 22 млрд руб., а установленная сумма легализованных денежных средств, полученных от незаконного оборота наркотиков, составила всего лишь 1,2 % от общей (условной) стоимости изъятых наркотических средств. Приведенные данные свидетельствуют об ухудшении наркоситуации в стране, что особенно важно учитывать при оценке эффективности социально-политического порядка, индикатором которого является уровень наркопотребления [1, с. 206]. Наркопреступность изменяется за счет активного использования цифровых технологий [2; 3; 4].

Как известно, организация преступного наркобизнеса связана с принятием мер к расширению территории незаконного распространения наркотических средств [5, с. 57]. Стремление организованных групп к наращиванию объемов продаж наркотиков делает их зависимыми от необходимости рекламирования своей деятельности, самих запрещенных веществ, интернет-магазинов по их продаже, информирования потенциальных потребителей о скидках, программах лояльности, а также размещения объявлений о найме распространителей наркотиков.

Размещение рекламы наркотиков в открытой части Интернета становится возможным из-за недостатков фильтрации поискового контента и упущений премодерационной работы администраторов поиско-

98

вых систем, вызываемой как объективными, так и субъективными причинами. Среди объективных причин особенно выделяется использование злоумышленниками методов маскировки запрещенного рекламного контента под текстовое описание легальных товаров и услуг, позволяющее обходить фильтры и правила рекламной деятельности поисковых систем1. Известны случаи подобной маскировки под рекламу он-лайн-радиостанции в российском Facebook2, которая работала путем созданной цепочки ссылок, имеющих конечным адресом заблокированную интернет-площадку по продаже наркотиков.

Вопреки ожиданиям специалистов, появление скрытой от индексации части Интернета (рагкие1) не привело к исчезновению рекламы наркотиков в открытой его части. Запрещенные вещества продолжают рекламироваться на обычных сайтах и в соцсетях. При этом рекламные объявления могут размещаться не только на специально созданных для этого сайтах, но и незаконно встраиваться в новостные, торговые и другие часто посещаемые пользователями ресурсы.

Бесконтактный (с использованием информационно-телекоммуникационных систем) сбыт наркотиков оказывается более гибким с позиции технологии ведения криминального бизнеса, где onlineshop играет роль выставочного центра продукции и услуг, с возможностью обработки всех заказов через Интернет. Используемые электронные ресурсы не только позволяют преодолеть ограничения, связанные с коммуникациями в рамках ограниченной территории, но и порождают конкуренцию между владельцами интернет-магазинов, продающих схожие виды запрещенных веществ и ориентирующихся на одни и те же группы потенциальных потребителей наркотиков.

В условиях быстро меняющегося информационного пространства современная наркоторговля адаптировала под свои цели известные в экономике маркетинговые приемы для продвижения товаров и услуг. Простое информирование наркопотребителей о том, где можно купить тот или иной наркотик, какова его цена, качество, другие важные характеристики, уже не считается достаточным. Поэтому применяются раз-

1 Правила рекламной деятельности Facebook [Электронный ресурс]. URL: https://ru-ru.facebook.com/policies/ads $ (дата обращения: 21.11.2021) ; Правила Google рекламы [Электронный ресурс]. URL: https://support.google.com/adspolicy/answer/600 8942?hl=ru (дата обращения: 21.11.2021).

2 В российском Facebook появилась реклама наркотиков [Электронный ресурс]. URL: https://thebell.io/v-rossijskom-facebook-poyavilas-reklama-narkotikov (дата обращения: 21.11.2021).

99

личные методики, связанные с убеждением потенциальных потребителей в достоинстве товара, мотивацией к его покупке именно в этом магазине, а также стимулированием дополнительного спроса.

В качестве основных средств продвижения можно выделить наличие доступного и понятного интерфейса магазина, присутствие на тематическом форуме с созданием положительного мнения клиентов и, безусловно, рекламу. Следует отметить, что имеющиеся на интернет-ресурсах предложения, направленные на продвижение сетевого наркосбыта через онлайн-магазины, условно поделены на те, которые занимаются дизайном и графическими разработками, и те, которые производят различную наружную рекламу. Рекламная деятельность давно стала самостоятельным направлением преступной квалификации [6, с. 662-663; 7, с. 7].

В первом случае предлагается разработать всю графику, бренди-рование магазина (макеты ручек, флаеров, визиток, наклеек с возможностью печати и отправки), сопровождение по иконкам и мелким правкам, уникальные иконки под каждый вид товара. При исполнении заказа в целях безопасности используются только фотобанки и приватные ресурсы, время исполнения - от 2 до 7 дней при заявленной стоимости 35 000 руб.

Второе направление преимущественно представлено граффити и трафаретной рекламой, согласованной с заказчиком. Стоимость услуг по нанесению 100 трафаретных надписей с предоставлением фотоотчета составляет 17-19 тыс. руб. Расчет производится посредством трансакций в криптовалюте биткойн.

Распространенность уличной наркорекламы постоянно становится предметом обсуждения в средствах массовой информации и на площадках Интернета. Отсутствие официальных данных об объеме уничтожаемых надписей и изображений с рекламой сбыта наркотиков частично может быть восполнено сведениями официальной статистической отчетности Судебного департамента при Верховном Суде РФ, ведущего статистику правонарушений, предусмотренных ст. 6.13 КоАП РФ. Всего в 2020 г. поступило для рассмотрения по данной статье 453 дела, тогда как еще в 2016 г. их было всего 581. Динамика привлечения виновных к административной ответственности за пропаганду наркотиков и мест их

1 Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях (J№ 1-АП) // Судебный департамент при Верховном Суде РФ : сайт [Электронный ресурс]. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=5671 (дата обращения: 21.11.2021).

100

сбыта позволяет проследить ряд тенденций: неуклонный рост ежегодно рассматриваемых дел по ст. 6.13 КоАП РФ (за последние 4 года их количеств выросло в 3,4 раза), некоторое улучшение качества подготавливаемых процессуальных материалов, о чем свидетельствует повышение доли наказанных лиц среди всех тех, в отношении кого рассматривались подобные дела (в 2016 г. - 64,7 %, в 2019 - 68,3 %). Данный показатель свидетельствует о сокращении дел, возвращаемых для устранения недостатков в протоколах, а также отмены вынесенных постановлений и решений, принятия решений об освобождении от уголовной ответственности (включая устное замечание), освобождения от наказания, увеличении доли физических лиц в структуре всех привлеченных к административной ответственности (с 65,9 % в 2016 г. до 98,7 % в 2020 г.).

Указанные статистические данные охватывают все виды рекламы, включая рекламу на предметах одежды, а также рекламу на просторах Интернета и в мессенджерах. Вместе с тем общий тренд противоправной рекламной деятельности в сфере наркоторговли очевиден: она ежегодно наращивает свой объем.

Условия, способствующие распространению уличной рекламы наркотиков, можно разделить на четыре группы.

1. Доступность и разнообразие мест нанесения рекламных надписей. Граффити со ссылками на интернет-ресурсы, созданные с целью распространения наркотических средств, наносятся на фасады домов, зданий, временные строительные объекты, заборы, хозяйственные постройки, различные элементы благоустройства, мосты, размещаются в надземных и подземных переходах, на остановочных павильонах и др. Все эти объекты, составляющие инфраструктуру, находятся в шаговой доступности, не всегда охраняются, представлены в большом количестве, в связи с чем далеко не всегда можно предсказать, на каких объектах появятся новые надписи.

2. Минимальные затраты на производство рекламного контента. Для создания граффити не требуется специальных, в том числе художественных навыков, длительного времени и материальных ресурсов -покрасочные средства не являются дорогостоящими и находятся в свободной продаже.

3. Относительно длительный период выполнения нанесенным изображением рекламной функции. Длительность существования наркорекламы зависит от целого ряда обстоятельств, наиболее важными из которых являются:

а) отсутствие обращений в органы власти ввиду незнания, недооценки или неправильной оценки гражданами значения информацион-

101

ного сообщения или изображения. В своем большинстве рекламные наркограффити маскируются под вполне безобидные, выглядят как случайный набор цифр и английских букв, чем вводят непосвященных в заблуждение относительно их криминальной направленности;

б) нежелание занимать активную гражданскую позицию в противодействии наркорекламе, вызванное безразличием к происходящему, восприятием наркомании и наркобизнеса не как социальной проблемы, а как допустимой части повседневной жизни;

в) бюрократический характер принятия мер по уничтожению обнаруженной надписи или изображения. Проблема с уничтожением граффити решается быстрее, если подобная реклама причиняет существенный вред собственникам зданий, сооружений, транспортных средств и портит дорогостоящее покрытие объектов. Такие действия содержат признаки вандализма, ответственность за который предусмотрена ст. 214 УК РФ. Решение по сообщению о преступлении, согласно ст. 144 УПК РФ, принимается в срок не позднее трех суток со дня его поступления. В последующем на основании данного решения определяется и судьба изображения, а также процедура возмещения причиненного ущерба.

Гораздо более длительным может оказаться время существования рекламы, если ее нанесение не причиняет очевидного существенного вреда либо собственник проявляет безразличие к необходимости ее уничтожения. В соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращения граждан регистрируются в течение трех дней с момента их поступления адресату (ч. 3 ст. 8), а затем рассматриваются в течение 30 дней (ч. 1 ст. 12). Тот же срок установлен и в п. 91 Приказа МВД России от 12 сентября 2013 г. № 707 «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации». Таким образом, уничтожение уличной наркорекламы в порядке рассмотрения обращений граждан, а не в порядке срочной реакции по пресечению административного правонарушения позволяет существовать нанесенным изображениям весьма длительное время;

г) незнание гражданами своих прав и порядка возможных действий по пресечению совершения административных правонарушений, когда они становятся очевидцами нанесения наркограффити или видят уже размещенную наркорекламу. Граждане не спешат проявлять инициативу в самовольном закрашивании нанесенных на объекты инфраструктуры подозрительных текстов и изображений, опасаясь быть при-

102

влеченными к административной ответственности за уничтожение или повреждение чужого имущества (ст. 7.17 КоАП РФ) или мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ);

Подобные опасения могут быть вполне обоснованными, поскольку покраска, например, городских фасадов требует соблюдения норм, установленных Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, а также органами исполнительной власти субъектов Федерации. В частности, покраска должна производиться согласно колерному паспорту, а сами покрасочные работы не должны наносить ущерб техническому состоянию и архитектурно-градостроительному облику зданий. Гражданин не всегда может учесть все эти факторы;

д) предпочтение рейдовому характеру по уничтожению уличной наркорекламы органами внутренних дел. Ликвидация наркорекламы проводится, как правило, в рамках организуемых акций по предупреждению наркомании. Сигналом к проведению подобных мероприятий становится увеличение интенсивности сообщений неравнодушных граждан о появлении надписей. Напомним, что пресечение административных правонарушений является обязанностью сотрудников полиции. Неисполнение данной обязанности в повседневном режиме позволяет существовать наркограффити в периоды от рейда к рейду.

4. Несоответствие объема ответственности выгодам трафаретчика. Изучение размещенных на площадках в DeepWeb объявлений о предложениях, направленных на продвижение сетевого наркосбыта через уличную рекламу, показало, что средний тариф оплаты труда трафаретчика составляет 17-19 тыс. руб. за нанесение 100 надписей, подтверждаемых фотоотчетом. Расчет предлагается производить посредством трансакций в криптовалюте биткойн. По мнению экспертов - сотрудников правоохранительных органов, лица, вовлеченные в нанесение уличной наркорекламы, зарабатывают до 60 000 руб. в неделю. Иногда в качестве средства расчетов выступает эквивалентный данной стоимости размер наркотического средства.

Используются и другие специфические способы продвижения рекламы наркомагазина: анонимная печать тиража футболок с принтом адреса или «товарного знака» интернет-магазина заказчика, изготовление стике-ров, размещение объявлений на информационных досках. В последнем случае реклама используется не только для повышения рейтинга собственного сайта на электронной площадке, но и для понижения рейтинга конкурентов путем публикации дискредитирующих объявлений. Стоимость такой рекламы составляет в среднем 50 тыс. руб. и выше.

103

Отдельно следует указать на оказание услуги, связанной с предоставлением анонимного трафика на ресурсах Google с заявленной целью -от поиска наркокурьеров до раскрутки тематического Youtube-канала и тому подобного интернет-контента. Заявленная цена - от 400 долл. за единицу продукта. Известны случаи сопровождения рекламы торговой площадки, на которой функционируют интернет-магазины наркотиков, анимированными рекламными роликами, излагающими краткую историю развития человечества в неразрывной связи с употреблением наркотиков, которые, со слов авторов, помогали им совершать различные «духовные подвиги». Каждое значимое историческое событие привязывалось к какой-либо дате, имеющей отношение к наркоиндустрии, будь то открытие LSD или MDMA. При этом последним важным событием в «войне за свободу человека» авторы считают создание своего сайта. Показательно завершение одного из роликов, в котором авторы уверяют зрителей в том, что покупка и продажа наркотиков на торговой площадке полностью анонимна, следовательно, безопасна. При этом государственные органы якобы бессильны перед новыми технологическими возможностями разработчиков данных интернет-площадок.

По данным судебной статистики, в 2020 г. в отношении 97,5 % лиц, наказанных в административном порядке по ст. 6.13 КоАП РФ, вынесен штраф, максимальный размер которого, согласно ч. 1 указанной статьи (охватывающей уличную наркорекламу), не превышает 5 тыс. руб. В остальных 2,5 % случаев было вынесено предупреждение. Если виновный несовершеннолетний, то размер штрафа сокращается и становится вовсе незначительным. Кроме того, в России пока не введена уголовная ответственность для лиц, распространяющих в Интернете информацию о местах сбыта наркотиков. Очевидно, что имеющиеся законодательные средства не способны создать адекватный заслон эскалации противоправной деятельности по размещению уличной наркорекламы и требуют совершенствования.

Для решения задачи поиска открытой и завуалированной рекламы наркотиков в Интернете на помощь органам внутренних дел приходят возможности искусственного интеллекта, способного выполнять операцию распознавания - определения необходимых признаков в исследуемых данных [8, с. 212]. Задача идентификации преступного (запрещенного) контента решается сегодня с использованием типичных методов автоматизированной обработки текста, изображений и звуковых дорожек (интервью, сообщений, бесед) на базе алгоритмов так называемого машинного обучения (Machine Learning), которые справляются с ее решением, показывая

104

точность в 70 %1. Предположительно, проверке могут подвергаться текстовые файлы, изображения и прероллы (запускаемые автоматически рекламные ролики, предваряющие просмотр другого видео), статистика просмотров которых в среднем составляет 20 000 раз в сутки .

Правонарушения в сфере незаконного оборота наркотиков имеют различную степень общественной опасности. Потребление наркотиков без назначения врача наносит прямой вред общественному здоровью. Незаконная реклама наркотиков к данным опасным последствиям, на первый взгляд, не приводит, однако она способствует увеличению спроса на наркотики, с чем и следует связывать ее общественную опасность.

К сожалению, практика выявления такого рода правонарушений свидетельствует о том, что целенаправленной работы по данному направлению не ведется. Установление фактов незаконной рекламы наркотиков, чаще всего происходит в ходе деятельности сотрудников правоохранительных органов, связанной с охраной общественного порядка. Анализ административной практики показывает, что если указанные правонарушения и фиксируются, то исключительно в случае задержания с поличным. В то время как факты обнаружения самой уличной рекламы, нанесенной, к примеру, на стены домов, несмотря на наличие материальных признаков ст. 6.13 КоАП РФ, сотрудниками, несущими службу по охране общественного порядка, не фиксируются.

Между тем ведомственные нормативные документы напрямую указывают отдельным службам органов внутренних дел выявлять правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, и в установленном порядке информировать подразделения по контролю за оборотом наркотиков на обслуживаемой тер-ритории3.

1 Искусственный интеллект против наркотиков: как Big Data и Mashine Learning борются с отравой [Электронный ресурс]. URL: https://www.bigdataschool.ru/ blog/ai-vs-drugs.html (дата обращения: 21.11.2021).

2 Наркнет: как запрещенные вещества рекламируют в обычном Интернете // Известия. 2018. 26 нояб. [Электронный ресурс]. URL: https://iz.ru/815171/ignat-shestakov/ narknet-kak-zapreshchennye-veshchestva-reklamiruiut-v-obychnom-internete (дата обращения: 21.11.2021).

3 Об утверждении Положения о взаимодействии при осуществлении деятельности по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, сильнодействующих или ядовитых веществ : приказ МВД РФ от 27.12.2018 № 886 [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс» (дата обращения: 21.11.2021).

105

Следует учитывать, что такого рода информация, полученная должным образом, указывает в первую очередь на то, что в очерченной рекламой локации имеются факты организованного сбыта наркотиков, совершаемые преступным сообществом с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, что является основанием для проведения оперативно-разыскных мероприятий в полном объеме (ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»).

В целом борьбу с незаконным предложением наркотиков нельзя рассматривать в отрыве от всей совокупной деятельности государства по контролю за оборотом наркотических средств. Именно через различные формы рекламы, направленной на склонение к потреблению наркотиков, происходит вовлечение в незаконный оборот новых наркопотребителей, которые действуют по принципу сетевого маркетинга и вовлекают новых участников. Поэтому наряду с наказуемостью деяний по культивированию, изготовлению, хранению, перевозке и иным формам незаконного распространения наркотиков следует рассмотреть вопрос о криминализации и ужесточении административной ответственности за размещение рекламы интернет-магазинов по продаже наркотиков.

Библиографический список

1. Алейников А.В., Сунами А.Н. Политические стратегии антинаркотического управления: кейс ФСКН России // Вестник Томск. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2020. № 58. С. 206-215.

2. Бычкова А.М. Трансграничный интернет и его роль в распространении глобальной угрозы наркотизма // Евразийский интеграционный проект: цивилизационная идентичность и глобальное позиционирование : матер. Междунар. Байкал. форума, Иркутск, 20-21 сент. 2018 г. / под науч. ред. Е.Р. Метелевой. Иркутск : Изд-во БГУ, 2018. С. 247-253.

3.Соловьев В.С. Криминогенный потенциал социального сегмента сети Интернет: методика оценки и меры нейтрализации. М. : Юр-литинформ, 2017. 176 с.

4. Овчинникова О.В. Особенности расследования сбыта наркотических средств, совершенных с использованием сети Интернет // Правопорядок: история, теория, практика. 2018. № 1. С. 94-98.

5. Князьков А.С. Соучастие в незаконном сбыте наркотических средств и их аналогов, совершаемом путем использования электронных

106

и информационно-телекоммуникационных сетей // Вестник Томск. гос. ун-та. Право. 2018. № 30. С. 53-66.

6. Криминология : учебник / под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эми-нова. 4-е изд., перераб. и доп. М. : Норма, 2010. 800 с.

7. Суходолов А.П., Бычкова А.М. Цифровые технологии и наркопреступность: проблемы противодействия использованию мессенд-жера «Телеграм» в распространении наркотиков // Всероссийский криминологический журнал. 2019. Т. 13, № 1. C. 5-17.

8. Степаненко Д.А., Бахтеев Д.В., Евстратова Ю.А. Использование систем искусственного интеллекта в правоохранительной деятельности // Всероссийский криминологический журнал. 2020. Т. 14, № 2. C. 206-214.

Дата поступления: 23.11.2021

FILCHENKO Andrey Petrovich

Doctor of Law, Professor, Department of Criminal Policy, Academy of Management of the Ministry of Internal Affaires of Russia, Moscow, Russia; apfilchenko@yandexru

ZHANDROV Vladimir Yurievich

Candidate of Sciences (Law), Associate Professor, Department of Operational Investigative Activities and Special Equipment, Vladimir Kikot Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russia; vaisvladimir74@gmail.com

COUNTERACTING FORBIDDEN ADVERTISING OF ONLINE SALE OF DRUGS

In view of the increase in drug trafficking offences committed through the use of information and telecommunications technologies, the state must seek effective ways to reduce the drug market. Counteracting illegal advertising of drugs and their marketing addresses on the Internet (Darknet) is a promising area of prevention that has been underestimated to date. The purpose of the article is to determine the main directions of Russia's criminal policy in the field of counteracting open and veiled advertising of online stores selling drugs in a non-contact manner. Methods of statistics, content analysis of Internet re-

107

sources, systemic, formal-logical and legal analysis are used. Results: illegal advertising in the area of drug trafficking is an independent direction of professional criminal activity, using marketing techniques tested in the legal economy. The advertisement of online drug stores on urban infrastructure facilities, regular websites and social media helps to expand the reach of drug users. Efforts to combat illicit drug advertising, including the criminalization of such advertising, should be part of Russia's criminal policy.

Keywords: drug addiction; drug trafficking; drug advertising; non-contact manner; drug sale; inducement to drug use.

References

1. Aleinikov A.V., Sunami A.N. Political strategies of anti-drug management: the case of the Federal drug control service of Russia. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sociologiya. Politolo-giya = Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science, 2020, no. 58, pp. 206-215. (In Russian).

2. Bychkova A.M. Cross-border Internet and its role in the spread of the global threat of drug addiction. In Meteleva E.R.(ed.). Evrazijskij inte-gracionnyj proekt: civilizacionnaya identichnost' i global'noe pozicionirova-nie. Materialy Mezhdunarodnogo Bajkal'skogo foruma, Irkutsk, 20-21 sen-tyabrya 2018 g. [Eurasian Integration Project: Civilizational Identity and Global Positioning. Poceedings of the International Baikal Forum, Irkutsk, September 20-21, 2018]. Baikal State University Publ., 2018, pp. 247-253. (In Russian).

3. Soloviev V.S. Kriminogennyj potencial social'nogo segmenta seti Internet: metodika ocenki i mery nejtralizacii [Criminal Potential of the Social Segment of the Internet: Methods of Assessment and Measures of Neutralization]. Moscow, YUrlitinform Publ., 2017. 176 p.

4. Ovchinnikova O.V. Features of the investigation of the sales of drugs resulting from the use of internet network. Pravoporyadok: istoriya, teoriya, praktika = Legal Order: History, Theory, Practice, 2018, no. 1, pp. 94-98. (In Russian).

5. Knyazkov A.S. Complicity in the illicit sale of drugs and their analogues, perpetrated via electronic information and telecommunication networks. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Pravo = Tomsk State University Journal of Law, 2018, no. 30, pp. 53-66. (In Russian).

6. Kudryavtsev V.N., Eminov V.E. (eds.). Kriminologiya [Criminology]. 4th ed. Moscow, Norma Publ., 2010. 800 p.

108

7. Sukhodolov A.P., Bychkova A.M. Digital technologies and drug-related crime: problems of counteracting the use of «Telegram» messenger for trafficking drugs. Vserossiiskii kriminologicheskii zhurnal = Russian Journal of Criminology, 2019, vol. 13, no. 1, pp. 5-17. (In Russian).

8. Stepanenko D.A., Bakhteev D.V., Evstratova Yu.A. The use of artificial intelligence systems in law enforcement. Vserossiiskii kriminologicheskii zhurnal = Russian Journal of Criminology, 2020, vol. 14, no. 2, pp. 206-214. (In Russian).

Received: 23.11.2021

109

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.