Научная статья на тему 'ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ И ЭКСТРЕМИЗМУ ОПЕРАТИВНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ УИС'

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ И ЭКСТРЕМИЗМУ ОПЕРАТИВНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ УИС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
770
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / ЭКСТРЕМИЗМ / ПРОПАГАНДА / ПРИЗЫВ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРЕСТУПНЫЕ ГРУППЫ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА И ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОПЕРАТИВНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ / RELIGION / EXTREMISM / PROMOTION / APPEAL / COUNTERACTION OF EXTREMIST ACTIVITY / CRIMINAL GROUPS / CRIMES OF TERRORIST CHARACTER AND EXTREMIST ORIENTATION / OPERATIONAL SEARCH ACTIVITY / OPERATIONAL DIVISIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Синельников Алексей Сергеевич, Фомин Игорь Сергеевич, Шерхов Рустам Русланович

В статье рассматриваются характеристика противоправной деятельности группировок экстремистской направленности в местах лишения свободы, а также после их освобождения. Преступления экстремистской направленности - угроза национальной безопасности Российской Федерации. Проанализированы особенности противодействия распространению экстремистской идеологии в местах лишения свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Синельников Алексей Сергеевич, Фомин Игорь Сергеевич, Шерхов Рустам Русланович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Countering terrorism and extremism operational units in correctional MIS

In article are considered characteristic of illegal activity of groups of extremist orientation in places of detention and also after their release. Crimes of extremist orientation - threat of a homeland security of the Russian Federation. Features of counteraction to distribution of extremist ideology in places of detention are analysed.

Текст научной работы на тему «ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ И ЭКСТРЕМИЗМУ ОПЕРАТИВНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ УИС»

Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ И ЭКСТРЕМИЗМУ

ОПЕРАТИВНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ УИС

СИНЕЛЬНИКОВ Алексей Сергеевич,

адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров Академии ФСИН России, г. Рязань. E-mail: sherhov007@mail.ru;

ФОМИН Игорь Сергеевич,

адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров Академии ФСИН России, г. Рязань. E-mail: sherhov007@mail.ru;

ШЕРХОВ Рустам Русланович,

адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров Академии ФСИН России, г. Рязань. E-mail: sherhov007@mail.ru

Краткая аннотация: в статье рассматриваются характеристика противоправной деятельности группировок экстремистской направленности в местах лишения свободы, а также после их освобождения. Преступления экстремистской направленности - угроза национальной безопасности Российской Федерации. Проанализированы особенности противодействия распространению экстремистской идеологии в местах лишения свободы.

Abstract: in article are considered characteristic of illegal activity of groups of extremist orientation in places of detention and also after their release. Crimes of extremist orientation - threat of a homeland security of the Russian Federation. Features of counteraction to distribution of extremist ideology in places of detention are analysed.

Ключевые слова: религия; экстремизм; пропаганда; призыв; противодействие экстремистской деятельности; преступные группы; преступления террористического характера и экстремистской направленности; оперативно-розыскная деятельность; оперативные подразделения.

Keywords: religion; extremism; promotion; appeal; counteraction of extremist activity; criminal groups; crimes of terrorist character and extremist orientation; operational search activity; operational divisions.

Сегодня в нашей стране преступления террористического характера и экстремистской направленности совершаются в связи с распространением этнического, политического, религиозного экстремизма, представляющего высокую опасность для интересов личности, общества и государства, общественной, государственной, международной безопасности страны.

Самым опасным и разрушительным явлением, которое способно нарушить стабильность не только одного государства, но и международного сообщества, является экстремизм. Понятие экстремизма было упомянуто Шанхайской конвенцией от 15 июня 2001 г., в соответствии с которой экстремизмом является «какое-либо деяние, которое направлено на насильственный захват власти, а также на насильственную смену конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных воору-

женных формирований либо участие в них»[5]. Но термин «экстремизм» следует соотносить с понятием «терроризм», под которым, в соответствии с Шанхайской конвенцией от 15 июня 2001 г., понимается «любое иное деяние, которое направлено на то, чтобы причинить смерть или тяжкое телесное повреждение, а также нанести значительный ущерб какому-либо материальному объекту, равно как организация подобного деяния..., когда цель такого деяния заключается в том, чтобы запугать население, нарушить общественную безопасность...»[5].

Сейчас в числе различных видов экстремизма особо проявляет себя религиозный экстремизм, который все глубже внедряется в некоторые институты государства, особенно широко распространен в следственных изоляторах и исправительных учреждениях ФСИН России. Поэтому, стремление охватить влиянием всех людей, все народы и все страны мира, как отмечает С.С. Оганесян, религиозный экстремизм имеет этнический, национальный и государст-

венный характер[4].

Следственные изоляторы и исправительные учреждения ФСИН России, по заключению экспертов, являются наиболее благоприятным местом для «вербовки», обучения экстремизму. Как отметил еще в 2015 году заместитель главы Комитета Государственной Думы по делам национальностей М. Старшинов, «Места принудительного содержания - наиболее благотворная почва, где люди склонны к восприятию подобной информации». Также следует помнить о том, что в следственных изоляторах и исправительных учреждениях распространен «неисламский экстремизм», лидеры которого с помощью психологического давления на сознание ставят своих приверженцев в зависимость, что позволяет им манипулировать их сознанием в собственных преступных целях[1].

В исправительных учреждениях осужденные за преступления террористического характера и экстремистской направленности с самого начала отбывания наказания в основном держатся отдельно от основной массы осужденных. В данном случае следует сослаться на непривычную обстановку и режим. А также, следует отметить, что таких осужденных неприветливо воспринимает преступный мир, лидеры которого безуспешно пытаются внедрить их в свои группы, навязать свои традиции и обычаи, жизнь «по понятиям». Основное количество осужденных, которые отбывают наказание за террористические преступления, по идейным соображениям не только не хотят, но и фактически не стремятся к высокому преступному авторитету в криминальной среде. Однако осужденные исследуемой категории объединяются в группы в соответствии со своими взглядами, интересами, с этнической либо религиозной принадлежностью. Но по внешним признакам поведения осужденных, которые входят в такие группы, невозможно отнести их к отрицательным. Основная цель оперативных подразделений следственных изоляторов и исправительных учреждений ФСИН России выявить в таких группах факт латентной преступной деятельности, а именно пропаганды экстремистской идеологии. Каждая подобная группа осуществляет латентную деятельность по укреплению экстремистских идей, их пропаганде, привлечению в свои ряды новых сторонников, установлению связей со сторонниками «на воле» либо отбывающими наказание сообщниками, поиску источников финансирования, планированию противоправных акций в период отбывания и после отбытия наказания.

В последние годы в исправительных учреждениях ФСИН России прослеживается рост количества осуждённых, которые ранее проживали в республиках бывшего Советского Союза, на территориях которых активно действуют международные террористические организации («Хизб-ут-Тахрир-алъ-Ислами», «Таблиги Джамаат», «Нурджулар», «Ат Такфир Валъ-Хиджра»). В связи с этим увеличивается вероятность того, что члены вышеуказанных организаций, попав в исправительные учреждения ФСИН России, будут осуществлять пропагандистскую работу и вербовку новых членов в ряды экстремистских и террористических сообществ. Рост количества осужденных за экстремистскую и террористическую деятельность, особенно участвовавших в террористической деятельности в составе международных террористических организаций (ИГИЛ, Джебхад ан-Нусри и др.) приведет к увеличению количества сторонников так называемой «ваххабитской» среды внутри спецконтингента лиц, ранее не состоящих на профилактическом учете.

Сегодня оперативные сотрудники оперативных подразделений ФСИН России, осуществляя оперативно-розыскную деятельность по предупреждению, пресечению и профилактике экстремистской деятельности, сталкиваются с рядом проблем, которые недостаточно изучены, не нашли отражения в теории и практике оперативно-розыскной деятельности. Поэтому, проблема повышения эффективности оперативно-розыскной деятельности в отношении рассматриваемой категории лиц, приобретает характер одной из самых важных.

В основном недостатки противодействия экстремистской деятельности связаны с незнанием оперативными сотрудниками оперативно-розыскной характеристики личности рассматриваемых преступников. А именно незнание и непонимание образа жизни экстремистов, их обычаев и традиций.

Тем не менее, исследуемые экстремистские группы для увеличения количества сторонников, часто используют в качестве инструмента религиозные материалы экстремистского содержания, которые они пытаются доставить в следственные изоляторы и исправительные учреждения ФСИН России. Для правильного выявления сторонников радикальных течений ислама необходимо различать основные особенности такого течения и его отличия от иных направлений ислама:

1. Последователи ваххабизма буквально трактуют Коран, не учитывая социально-политиче-

Криминалистика; судебно-экспертная деятельность;

оперативно-розыскная деятельность

скую обстановку в Аравии во времена пророка Мухаммеда. Отличия ваххабитов от мусульман проявляются еще и в том, что первые крайне враждебно относятся к культурным ценностям.

2. В качестве основы вероучения ваххабитами признаются только сборники хадисов Бухари и Муслима и полностью отрицаются остальные религиозно-правовые школы. Также у них считается язычеством прямая просьба к Аллаху («тавассуль»).

3. Ваххабиты отрицают поклонение усопшим и просто маниакально борются с могилами предков (разрушают их, запрещают делать надписи и ставить памятники). Они отрицают национальную принадлежность, стремясь к созданию новой исторической общности мусульман. Неприятие всех людей, не принимающих их взглядов, культуры и мировоззрения, - главные признаки ваххабита.

4. Также для последователей подобного течения характерно крайнее неприятие немусульман, которых разрешается убивать и вести с ними войну (джихад). Все мусульмане, служащие в органах государственной власти, армии и полиции стран, не являющихся государствами, где ислам признан в качестве официальной религии, признаются вероотступниками.

5. Ваххабитами не признаются государственные законы, решения светских судов, кроме шариатского. Также ваххабиты отрицают другие течения в исламе (суннитов и шиитов). Террористическая деятельность во имя интересов ислама (в том числе самопожертвование) считается оправданной и пропагандируется. При этом последователи ваххабизма отрицают его наличие, ибо для них их религиозные взгляды являются единственно верными.

6. Целью этих людей является создание единого исламского государства (халифата), функционирующего на основе законов шариата. Подразумевается при этом, что халифат будет создан на основе главенствующей роли Саудовской Аравии и Катара, чья правящая верхушка займет исключительное положение.

7. Благодаря общности ваххабизма с воровскими понятиями эти идеи легко воспринимаются членами всевозможных преступных организаций. Основной чертой остается крайний радикализм по отношению не только к лицам, относящимся к другим религиям, но и к мусульманам - последователям других направлений в исламе. Ваххабиты не ассоциируют себя как часть народа, к которому они при-

надлежат. Главное - следование законам и традициям ислама в их понимании.

Очень важно при осуществлении визуального наблюдения обратить внимание на процесс исполнения религиозных обрядов, как в молельных комнатах, так и в иных местах. Ваххабиты, будучи в мечети, не надевают на голову тюбетейку и не пользуются четками, что отличает их от обычных верующих. Также последователи радикального ислама положительно отзываются о порядках и государственном строе Саудовской Аравии и в последнее время террористического государства (ИГИЛ), запрещенного на территории Российской Федерации. Их пропагандистская литература часто не имеет выходных данных или выходит под эгидой следующих издательских домов: "Бадр", "Умма", "Тауба", "Фажруль-Исламийа (Фаджр)", "Ибрагим бин Абдуль-Азиз аль-Ибрагим", "Сантлада". В последнее время ваххабиты часто называют себя салафитами.

Таким образом, знание оперативными сотрудниками оперативно-розыскной характеристики личности таких преступников, а также их традиций и обычаев, будет способствовать предупреждению межэтнических конфликтов в следственных изоляторах и исправительных учреждениях, вербовки новых участников в ряды террористических и экстремистских сообществ из числа общей массы осужденных, а также повлияет на снижение распространения террористической и экстремистской идеологии в местах лишения свободы, повышению эффективности оперативно-розыскной деятельности в этой среде и ее оперативного прикрытия. Знание оперативными сотрудниками подобных сведений позволит не только эффективно раскрывать преступления, но и планировать мероприятия по их предупреждению.

Оперативному сотруднику следует обратить внимание на возраст исследуемых преступников. По статистическим данным ФСИН России основной возраст осужденных за преступления террористического характера и экстремистской направленности составляет от 18 до 38 лет[2]. Таким образом, с молодыми осужденными следует изначально проводить агентурную работу с целью выявления их намерений и предотвращения возможных будущих преступных действий на свободе, создания условий, способствующих отказу от продолжения террористической деятельности либо затрудняющих ее. Информация о трудовой деятельности лиц, осужденных за совершение преступлений террористического характера и

экстремистской направленности, показывает, в каких социальных слоях и группах наиболее часто встречаются лица, совершающие эти преступления.

Таким образом, эффективность деятельности оперативных подразделений ФСИН России в сфере противодействия преступной деятельности экстремистских групп во многом зависит от того, насколько оперативно и адекватно их сотрудники корректируют свои основные подходы к формированию негласного аппарата по оперативному прикрытию указанной категории преступников (осужденных и заключенных).

Важно отметить необходимость сосредоточения в деятельности правоохранительных органов мер, направленных на предупреждение и пресечение общественно опасных действий «вербовщиков» и приверженцев религиозного экстремизма. В учреждениях ФСИН России к рассматриваемым лицам применяется распределение малыми группами по локальным секторам , а также изоляция отдельных осуждённых в условиях штрафных изоляторов, помещений камерного типа и единых помещений камерного типа либо их перевода в иные исправительные учреждения. Сегодня продолжается организованная ФСИН России с 2013 года работа по формированию в исправительных учреждениях информационных массивов, которые предусматривают материалы о развенчании экстремистской идеологии, об изучении догм традиционных религий с доведением информации до осуждённых с помощью трансляции по сети кабельного телевидения, прослушивания радиопередач в системе занятий по социально-правовым вопросам. С радикально-настроенными осуждёнными осуществляется профилактическая разъяснительная работа о неотвратимости уголовной и административной ответственности за участие в экстремистской деятельности и распространение запрещенных материалов.

Библиография:

Немалый вклад в борьбу с идеологами экстремизма вносит духовенство традиционных религиозных конфессий. Для этого в учреждениях ФСИН России созданы благоприятные условия. Сегодня в исправительных учреждениях России функционируют более 520 православных храмов, более 50 исламских мечетей, 7 буддийских дуганов и 4 костела Римско-католической церкви. Кроме этого, действуют около 780 молельных комнат для осужденных мусульман, иудеев, баптистов, буддистов, православных[3].

Еще одной эффективной профилактической мерой является установление обязательного административного надзора за лицами, освобождаемыми либо освобожденными из мест лишения свободы, которые имеют непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжких и особо тяжких преступлений террористической и экстремистской направленности. Для воспрепятствования продолжению преступной деятельности.

С учетом высокой степени опасности для общества и государства названных лиц с целью оказания на них индивидуального профилактического воздействия необходимо обязательное установление в отношении их административного надзора без дополнительных условий, в том числе независимо от их поведения в процессе отбывания наказания.

Поэтому экстремизм, будучи отрицательным и опасным явлением действительности, требует принятия уникальных мер по противодействию ему, в том числе в рамках мест лишения свободы. Из-за повышенной криминальной опасности экстремистов, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, борьба с ними является необходимым условием укрепления законности и правопорядка, одним из основных направлений оперативно-розыскной деятельности всех оперативных подразделений, которые задействованы в противодействии экстремистской деятельности.

1. Бакулина Л.В., Бакулин В.К. Взаимодействие доктрины и практики в создании эффективного законодательства: уголовно-исполнительные аспекты // Право и государство: теория и практика. - 2015. - № 8 (128). - С. 95-98.

2. Ештокин А.П. Политика противодействия экстремизму в местах лишения свободы как составная часть стратегии национальной безопасности России // Среднерусский вестник общественных наук. - 2015. - Вып. 2. - С. 101-106.

3. Залужный А.Г. Государство и религия в России: проблемы взаимодействия. - URL: http://www.civisbook.ru/files/File/ Gosudarstvo i religiya.pdf - С. 493. - (Дата обращения: 18.03.2019).

4. Оганесян С.С. О мерах противодействия религиозному экстремизму в уголовно-исполнительной системе России // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2015. - № 5. - С. 19-21.

5. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (Заключена в г. Шанхае 15.06.2001 г.). - URL: http://archive.kremlin.ru/events/articles/2001/06/140161/140317.shtml

6. Яворский М.А. Актуальные проблемы пенитенциарно-религиозных отношений в России // Уголовно-исполнительное право. - 2012. - № 1 - С. 75-79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.