Научная статья на тему 'Противодействие религиозному экстремизму в Республике Таджикистан: проблемы теории, законодательства и практики'

Противодействие религиозному экстремизму в Республике Таджикистан: проблемы теории, законодательства и практики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
437
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
CRIME / RELIGIOUS EXTREMISM / ПРЕСТУПНОСТЬ / РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абдухамитов Валиджон Абдухалимович

В статье исследуется совершение такого преступления, как религиозный экстремизм, рассматриваются меры уголовно-правового воздействия на преступность, связанную с религиозным экстремизмом. Отмечается об общественной опасности указанного преступления и ее угрозы национальной безопасности в Республике Таджикистан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article investigates the crime, religious extremism, discusses the measures of criminal-legal influence on criminality associated with religious extremism. Notes about public danger of the specified crime and its threat to national security in the Republic of Tajikistan.

Текст научной работы на тему «Противодействие религиозному экстремизму в Республике Таджикистан: проблемы теории, законодательства и практики»

Countering religious extremism in Tajikistan: problems of theory, legislation and practice

Section 11. Science of law

Abduhamitov Valijon Abduhalimovich, Russian-Tadzhik (slavonic) of the University, candidate of jurisprudence, docent, head of chair criminal law E-mail: valijon05@mail.ru

Countering religious extremism in Tajikistan: problems of theory, legislation and practice

Abstract: The article investigates the crime, religious extremism, discusses the measures of criminal-legal influence on criminality associated with religious extremism. Notes about public danger of the specified crime and its threat to national security in the Republic of Tajikistan.

Keywods: crime, religious extremism.

Абдухамитов Валиджон Абдухалимович, Российско-Таджикский (славянский) университет, кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой уголовного права E-mail: valijon05@mail.ru

Противодействие религиозному экстремизму в Республике Таджикистан: проблемы теории, законодательства и практики

Аннотация: В статье исследуется совершение такого преступления, как религиозный экстремизм, рассматриваются меры уголовно-правового воздействия на преступность, связанную с религиозным экстремизмом. Отмечается об общественной опасности указанного преступления и ее угрозы национальной безопасности в Республике Таджикистан.

Ключевые слова: преступность, религиозный экстремизм.

На современном этапе особую опасность в Республике Таджикистан представляют такие международные террористические и экстремистские организации, как «Братья-мусульмане», «Хизб-ут-Тахрир аль-Исломи», «Ал-чихад-интернейшнл», «Аль-Кайда», «Движение Восточного Туркестана», «Исламская партия Туркестана» (бывшее Исламское Движение Узбекистана), «Движение Талибан», «Армия Тойиба», «Исламская группа», «Исламская организация Пакистана», «Джа-маат-таблиг», миссионерская религиозная организация «Движение Таблиг», «Свобода Таджикистана», «Сала-физм» и другие, тесно связанные с печально известной «Аль-Кайдой».

Существуют определенные сложности для принятия должных мер воздействия к лицам, занимающимся экстремистской деятельностью:

1) До настоящего времени в Таджикистане отсутствует экспертные учреждения, способных проводить бы экспертизы по материалам и делам, связанным с изготовлением и распространением продукции, направленной

на разжигание вражды или ненависти по национальному, местническому или религиозному признаку.

Производство исследований в рамках доследственных проверок и экспертиз по уголовным делам поручается экспертам, у которых зачастую нет опыта в подготовке заключений и в отстаивании своей позиции на суде. Кроме того, лица, нарушившие закон и их защита могут организовать проведение аналогичных исследований в другом учреждении. На практике встречались ситуации, когда обвинение приводит в доказательство вины подсудимого заключение одного эксперта, а защита предъявляет суду совершенно противоположное и не менее убедительное по своим доводам заключение другого специалиста.

2) Отсутствует порядок формирования списка экстремистских материалов.

В данный список, на наш взгляд, должно включаются материалы, которые признаны судом экстремистскими. Видимо, следует учитывать и тираж продукции, и способ её изготовления и распространения и другие факторы. Полагаем, что формирование списка должно осуществляться

143

Section 11. Science of law

не автоматически, а централизованным органом, в состав которого входили бы представители госорганов, общественных организаций, научных кругов.

Кроме того, о существовании такого списка должны быть обязательно ознакомлены продавцы литературы, видео и аудиопродукции, работники библиотек.

Сложность также заключается в том, что принятый в 2003 году закон «О борьбе с экстремизмом» [1] , как нам представляется, слишком пространно толкует экстремистскую деятельность. Экстремизму здесь приписываются свойства, скорее присущие терроризму: «насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РТ; ... захват или присвоение властных полномочий; создание незаконных вооруженных формирований; осуществление террористической деятельности». Кроме того, в определении экстремизма религиозные организации упоминаются вслед за общественными. Очевидно, что вышеупомянутый закон был принят, исходя из насущных интересов национальной безопасности Таджикистана. В то же время, правовое и терминологическое смешение экстремизма и терроризма представляется неверным.

Популяризация экстремизма в Интернете, регулярными пользователями которого на настоящий момент являются около 14 миллионов человек, создала новую глобальную проблему. В настоящее время глобальная сеть является основным плацдармом распространения религиозно-экстремистских идей. Экстремистские объединения используют компьютерные сети в качестве трибуны для пропаганды своих идей [2, 161] и вербовки новых сторонников.

Пути решения данной проблемы видятся в решительной борьбе с экстремистскими ресурсами Сети. В данном вопросе необходимо использовать позитивный зарубежный опыт декриминализации виртуального пространства (Германия, США), где интернет-провайдеры уже на протяжении нескольких лет тщательно отслеживают удаляют из сети любые экстремистские сайты, размещая на их месте странички антиэкстремисткого содержания. Но если в странах Европы и Америки такого рода меры принимаются частными компаниями по собственному желанию, то в Таджикистане подобная инициатива могла бы исходить «сверху», и в частности от законодателя.

Д. С. Глухарев полагает, что борьба с экстремизмом в сети Интернет нуждается в значительной корректировке. В настоящее время мы боремся с экстремизмом на его поле и по его правилам. Необходимо кардинальное изменение не методов борьбы, а самого социального пространства, в котором эта борьба происходит. Только создание современного медиа-пространства, в котором экстремисты будут действовать и которое будет существовать по нашим правилам, позволит эффективно бороться с их идеологией. В настоящее время политика направлена на подавление источников радикальной информации или прерывание коммуникационных линий, по которым происходит распространение радикальных идей. Это жесткий путь борьбы, который, как учат китайские мыслители, не всегда

эффективен [3, 52-54]. Для распространения идей религиозного учения создаются агентурные сети. До сих пор определенные трудности возникают при попытке правового регулирования связи и распространения информации через всемирную сеть. Например, до сих пор, несмотря на имеющийся в Законе запрет использования сетей общего пользования, в том числе Интернета, для осуществления экстремистской деятельности, остаётся до конца нерешенным вопрос выявления конкретных лиц, размещающих соответствующие материалы, а также привлечения их к ответственности. Полагаем, что это связано, в частности, со сложностями определения материалов как экстремистских. В. А. Бурковская отмечает о непроработанности правового механизма, который обязывал бы субъектов, предоставляющих выход в сети общего пользования либо отслеживать появление экстремистских материалов, либо их блокировать на стадии размещения [4, 64-65]. Пользуясь пробелами законодательства и возможностью оставаться инкогнито, экстремисты используют интернет для координации и постоянного совершенствования своей противоправной деятельности. Проблемным остается вопрос о пресечении и контроле связи экстремистов, использующих не собственные ЭВМ, а пользующихся услугами предоставления соответствующей связи в многочисленных интернет-кафе. В обозначенной ситуации возможность идентификации правонарушителя резко сокращается. В этой связи, представляется целесообразным обязать на законодательном уровне организации и частных лиц, предоставляющих услуги связи чрез интернет, оборудовать помещения соответствующих салонов камерами видеонаблюдения.

Опрос следователей подразделений по борьбе с организованной преступностью показал, что:

- 64 % следователей указали на привлечение к уголовной ответственности, как правило, исполнителей;

- лишь в 20 % выявлены организаторы, в 5 % — наводчики, в 12 % — пособники;

- 62 % следователей отметили, что не удаётся выявить коррумпированные связи преступных структур;

- привлечение к уголовной ответственности организаторов происходит крайне редко, в основном в 2-х случаях:

а) в связи с непосредственным участием в совершении преступления — 58 % и

б) случайно (наркотики и т. д.) — 45 %;

- 44 % следователей вообще никогда не доводилось привлекать к уголовной ответственности организаторов.

Следует отметить, что сложившееся в результате развития современное состояние религиозного экстремизма выглядит следующим образом. Уровень и удельный вес её не поддается точному определению. Действующие статистические формы не отражают в полной мере состояния даже зарегистрированных подобных преступлений.

В заключении необходимо отметить, что в результате анализа ситуации в обществе можно выделить следующие опасности, исходящие от религиозного экстремизма в Таджикистане:

144

Execution of sentence that contains a claim

1. Религиозный экстремизм появляется во все более новых формах и охватывает различные аспекты взаимоотношений в обществе (помимо традиционных форм — наркобизнес, теневая экономика, терроризм, экстремизм и др., появилось одно из новых проявлений — торговля людьми, охватывающая собой и эксплуатацию человека, вовлечение в наркобизнес и в вооруженные конфликты).

2. Нарушение межрелигиозного мира и согласия. Источником такой опасности выступают религиозная нетерпимость, религиозный фанатизм, множественность религиозных течений, действующих в РТ.

3. Наблюдается рост криминальной активности (в экстремистко-криминальные отношения вовлекаются малообеспеченные лица, несовершеннолетние, женщины, сотрудники правоохранительных органов).

4. Сложился транснациональный характер организованной преступности.

5. Особое внимание, на наш взгляд, также следует обратить на необходимость предупредительно-профилактической работы по ликвидации религиозно-экстремистских и экстремистско-террористических сайтов в сети Интернет. Полагаем, что правоохранительные органы должны вести

систематическую пр едупредительно -пр о филактическую работу по предотвращению размещения в глобальной сети подобных пропагандистских материалов. Кроме того, необходимо противодействовать финансированию религиозной экстремистской деятельности, предотвратить использования или угрозы использования локальных или глобальных компьютерных сетей в экстремистских целях.

6. Создать в Таджикистане систему экспертных учреждений, по материалам и делам, связанным с изготовлением и распространением продукции, направленной на разжигание вражды или ненависти по национальному, местническому или религиозному признаку.

7. Подготовить список экстремистских материалов. В данный список должно включаются материалы, которые признаны судом экстремистскими. Следует учитывать и тираж продукции, и способ её изготовления и распространения. Полагаем, что формирование списка должно осуществляться не автоматически, а централизованным органом, в состав которого входили бы представители госорганов, общественных организаций, научных кругов. О существовании такого списка должны быть обязательно ознакомлены продавцы литературы, видео и аудиопродукции, работники библиотек.

Список литературы:

1. Закон Республики Таджикистан «О борьбе с экстремизмом» от 8 декабря 2003 года.//АхбориМаджлиси Оли Республики Таджикистан. - 2003. - № 12. - Ст. 697.

2. Подробнее см.: Бондаренко C. B. Национальные и националистические сетевые сообщества.//Новый стандарт. -2001. - № 1.

3. Глухарев Д. С. Борьба с экстремизмом в современном медиа-пространстве.//Материалы конф. «Феномен экстремизма и ксенофобии в современной России: факторы генезиса, путии способы противодействия». 9-10 декабря 2010 г. /редкол.: Л. В. Карнаушенко (отв. ред.), Е. О. Кубякин, Е. М. Куликов, В. Н. Ракачев. - Краснодар, 2010.

4. См. более подробно: Бурковская В. А. Правовое обеспечение борьбы с распространением экстремистских материалов в Интернете.//Право и политика. - 2007. - № 6.

Baranov Victor Alecseevich, PhD in jurisprudence, assistant professor, Honoured jurist of Russia, head of the chair "Civil and arbitral process", Financial university under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

Prizhennikova Alena Nikolaevna, assistant professor of the department of "Civil and arbitral process", candidate of jurisprudence, associate professor, FSEBI of HE Financial university under the Government of the Russian Federation

E-mail: alenaprizhen@mail.ru

Execution of sentence that contains a claim

Abstract: A committed crime results in the violation of property rights, and certain personal non-property rights are damaged. The institute of civil action in criminal procedure is one of the ways to protect the rights of a person who suffered material damage and (or) non-pecuniary damage.

Keywords: criminal proceedings, civil proceedings, a claim in criminal trial, the content of the claim, enforcement order, the adversarial and equality principles, the court enforcement officer.

The scholars who research this matter find the merit of in- fact that it provides a range of advantages to a claimant (including actionable procedure into criminal proceedings in the jured person) and gives him access to justice, i. e. a possibility

145

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.