Научная статья на тему 'Противодействие преступлениям в сфере внешнеэкономической деятельности: международно-правовое регулирование'

Противодействие преступлениям в сфере внешнеэкономической деятельности: международно-правовое регулирование Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
768
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CRIMES IN THE SPHERE OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY / TRANSNATIONAL CRIME / THE INTERNATIO-NAL CONTRACTS / INTERNATIONAL CONVENTIONS / SMUGGLING / EVASION FROM CUSTOMS PAYMENT / ILLEGAL EXPORT / ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНВЕНЦИИ / КОНТРАБАНДА / УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ / НЕЗАКОННЫЙ ЭКСПОРТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузнецова Н.В.

В статье анализируются меж-дународные нормы, направленные на противодействие преступлениям в сфере внешнеэкономической деятельности, которые связаны с незаконным перемещением через таможенные границы различных товаров без соблюдения установленного порядка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Counteraction to crimes in the sphere of foreign economic activity: international legal regulation

In the article the author analyzes the international standards directed to counteraction to crimes in the sphere of foreign economic activity which are connected with unlawful carriage of various goods through customs borders without following the established order.

Текст научной работы на тему «Противодействие преступлениям в сфере внешнеэкономической деятельности: международно-правовое регулирование»

Н. В. КУЗНЕЦОВА N. V. KUZNETSOVA

старший преподаватель кафедры уголовного права и криминологии ВИПЭ ФСИН России, старший лейтенант внутренней службы

Противодействие преступлениям в сфере

внешнеэкономической деятельности: международно-правовое регулирование

Counteraction to crimes in the sphere of foreign economic activity: international legal regulation

Аннотация. В статье анализируются международные нормы, направленные на противодействие преступлениям в сфере внешнеэкономической деятельности, которые связаны с незаконным перемещением через таможенные границы различных товаров без соблюдения установленного порядка.

Ключевые слова: преступления в сфере внешнеэкономической деятельности, транснациональная преступность, международные договоры, международные конвенции, контрабанда, уклонение от уплаты таможенных платежей, незаконный экспорт.

Annotation. In the article the author analyzes the international standards directed to counteraction to crimes in the sphere of foreign economic activity which are connected with unlawful carriage of various goods through customs borders without following the established order.

Key words: crimes in the sphere of foreign economic activity, transnational crime, the international contracts, the international conventions, smuggling, evasion from customs payment, illegal export.

К преступлениям в сфере внешнеэкономической деятельности относятся уголовно наказуемые общественно опасные деяния, связанные с перемещением через таможенную и государственную границу

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 4/2019

товаров, денежных средств, иных материальных ценностей вопреки установленным запретам и ограничениям, без соблюдения принятых правил и процедур. В разных странах наименование и перечень этих преступлений сущест-

31

венно не отличаются: например, незаконный экспорт и импорт, незаконный ввоз и вывоз товаров, контрабанда, незаконное перемещение, уклонение от уплаты налогов, таможенных пошлин, невозвращение культурных ценностей, уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств, совершение валютных операций с использованием подложных документов и так далее.

Последствия, причиняемые указанной группой преступлений, связаны не только с прямыми потерями государственного бюджета от непоступления валютной выручки, таможенных пошлин, установленных налогов. Ущерб причиняется и международной торговле, экономическим и политическим отношениям между странами, национальной безопасности, здоровью населения, биологическому разнообразию, культурному и историческому наследию народов.

Рассматриваемая группа преступлений приобретает транснациональный характер, поскольку полностью соответствует установленным критериям. Как правило, в их совершении участвуют организованные преступные группы, осуществляющие деятельность более чем в одном государстве. Преступления подготавливаются на территории одной страны, а совершаются на территории другой, вызывая существенные последствия [1]. Противодействие таким преступлениям может быть эффективным при наличии заинтересованности всего международного сообщества. А предложенные меры должны быть универсальными и предполагать координацию действий заинтересованных сторон.

Первые шаги в направлении сотрудничества иностранных государств и их таможенных служб были предприняты

еще в начале XX века. Так, в середине 20-х годов ряд государств сосредоточили свои усилия по противодействию нелегальному ввозу алкоголя. Проблема контроля перемещения через границу алкогольных товаров, приносивших существенный доход в казну, приобрела международный аспект. Это послужило основанием для подписания в августе 1925 года в городе Гельсингфорсе Конвенции о пресечении контрабанды алкогольных товаров [2].

Гельсингфорсская конвенция стала одним из первых и, по сути, единственным международным документом, направленным против экономической контрабанды [3] и установившим, что контрабанда алкогольных товаров представляет опасность для общественного благополучия. С нею следует бороться всеми возможными средствами. Гель-сингфорсская конвенция носила императивный характер, ее положения были направлены прежде всего на пресечение поставок алкоголя морскими судами.

Для реализации сотрудничества в части пресечения контрабанды алкогольных товаров на государства возлагалась обязанность предусмотреть в своем законодательстве положения, касающиеся контроля доставки алкогольных товаров в порт назначения, а также мер ответственности за несоблюдение условий вывоза. В качестве инструмента, позволяющего контролировать перемещение алкогольных товаров, предлагалось использовать взаимодействие таможенных служб государств в части сообщения друг другу сведений о состоянии контрабанды, лицах, особых обстоятельствах, которые могли облегчить борьбу с данным преступлением.

Необходимость совершенствования международно-правовой системы кон-

32

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

троля перемещения товаров особенно остро обозначилась после Второй мировой войны. В послевоенный период требовалось скорейшее восстановление мировой экономики, чему способствовало бы устранение препятствий в международной торговле, а также развитие сотрудничества в таможенной сфере.

С этой целью в 1950 году в Брюсселе была подписана Конвенция о создании Совета таможенного сотрудничества [4], который должен способствовать максимальной гармонизации и унификации таможенных систем, совершенствованию техники таможенного дела и таможенного законодательства, а также развитию сотрудничества между странами.

Указанная конвенция стала базовым документом, обосновавшим создание совета, определившим его функции, а также признавшим его организующую роль в развитии международной торговли и таможенного сотрудничества. Впоследствии совет был преобразован и получил название Всемирной таможенной организации. С 1952 года Всемирная таможенная организация является единственной межправительственной организацией в сфере таможенного дела. Среди основных задач ее деятельности отмечаются не только упрощение и унификация таможенных процедур, сбор налогов и повышение результативности работы таможенных администраций во всем мире, но и обеспечение безопасности, связанной с пресечением незаконного оборота товаров и контрафактной продукции посредством осуществления таможенными органами сотрудничества в правоохранительной сфере.

Центральным международным документом, установившим направления правового сотрудничества против контрабанды и иных таможенных пра-

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 4/2019

вонарушений, стала Киотская конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур 1973 года [5]. Она устанавливала стандартные правила и процедуры, которыми необходимо руководствоваться национальным таможенным службам при квалификации и расследовании таможенных правонарушений.

Наибольший интерес в ней представляет специальное приложение Н, которое содержит Перечень унифицированных процедур ареста или задержания товаров и транспортных средств, а также лиц, совершивших данные правонарушения, а также стандарт 2 о разрешении конфликта на основе компромисса. В этом же приложении впервые закрепляется легальное определение таможенного правонарушения, в качестве которого рассматривается любое нарушение или попытка нарушения таможенного законодательства (Е3/Б1). Таким образом, положения Киотской конвенции распространялись как на оконченное деяние, так и на попытку его совершения.

Специальное приложение Н в стандартах 6 и 7, посвященных условиям проведения личного обыска и обыска в помещениях при расследовании и установлении преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности, упоминает о контрабанде и иных таможенных правонарушениях, относящихся к категории серьезных. Однако, что такое контрабанда, какие таможенные правонарушения относятся к иным, какие признаки указывают на серьезность деяния, в документе не раскрывается, что нельзя признать удачным.

В то же время, несмотря на отсутствие дефиниции таможенного преступления, отдельные государства адекватно оцени-

33

вали степень общественной опасности деяний, связанных с незаконным перемещением отдельных товаров и предметов через границы, а также ущерб, который эти деяния причиняют или могут причинить государственным интересам.

Озаботившись решением данной проблемы, международное сообщество за сравнительно небольшой период времени принимает ряд международных документов, направленных на противодействие контрабанде и иным преступлениям в сфере внешнеэкономической деятельности.

Так, в 1973 году в Вашингтоне была подписана Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (Конвенция CITES) [6]. Принятие и ратификация данного документа были вызваны потребностью сохранения биологического разнообразия, защиты дикой флоры и фауны от чрезмерной эксплуатации в международной торговле. Так, по оценкам специалистов, ежегодный оборот теневого рынка объектов флоры и фауны составляет 10-20 миллиардов долларов [7]. Кроме того, последствием незаконной торговли могла стать угроза заражения населения вирусными заболеваниями, переносчиками которых могут выступать контрабанд-но ввезенные растения и животные, не подвергавшиеся соответствующим формам государственного фитосанита-рого контроля.

Основу Конвенции CITES составляют перечни видов млекопитающих, птиц, рептилий, амфибий, рыб, беспозвоночных, растений, а также их частей или дериватов, в том числе находящихся под угрозой исчезновения, экспорт, реэкспорт и импорт которых подлежит государственному регулированию. Являясь

частью экосистемы любого государства, данные объекты представляют ценность не только с точки зрения эстетики, науки, культуры, но и с позиции экономики, поскольку испытывают пристальное внимание со стороны организованных преступных групп, специализирующихся на незаконной торговле редкими животными и растениями. Несмотря на отсутствие в тексте самого термина «контрабанда», данный документ направлен именно на предотвращение контрабандной торговли объектами флоры и фауны, включенными в соответствующие перечни.

В связи с этим таможенным органам была вменена обязанность контролировать перемещения через государственные и таможенные границы особо ценных диких животных, растений, водных биологических ресурсов, их частей и производных путем принятия всех необходимых мер. Правовой оценке при их перемещении через границу должны подлежать законность добычи рассматриваемых объектов и соблюдение установленных правил.

Одной из задач любого государства является обеспечение сохранности ценностей национальной культуры. Культурные ценности являются элементом цивилизации и культуры народов, приобретают свою подлинную ценность только в том случае, если точно известно их происхождение, история и окружающая среда [8].

По данным Организации Объединенных Наций, ежегодный доход от транснациональной преступной деятельности, связанной с куплей-продажей предметов искусства и культурной собственности, может составлять от 3,4 до 6,3 миллионов долларов, то есть 0,8 % всех незаконных финансовых потоков [9].

34

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

В этой связи представляется интересной Конвенция ООН о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности от 14.11.1970 [10]. Генеральная конференция ООН по вопросам образования, науки и культуры, приняв рассматриваемую конвенцию, включила в текст документа прямой запрет на незаконный ввоз и вывоз культурных ценностей. Государства - участники конвенции признали, что незаконный ввоз и вывоз является одной из главных причин обеднения культурного наследия стран, из которых происходят эти ценности, и что международное сотрудничество представляет собой наиболее действенное средство обеспечения охраны принадлежащих им культурных ценностей от всех связанных с этим опасностей.

Конвенция содержит понятие культурных ценностей, их подробный перечень, определяет условия, при наличии которых их ввоз и вывоз будет незаконным и наказуемым. Отдельные положения посвящены запрету на ввоз и вывоз похищенных культурных ценностей из музеев, исторических памятников или иных подобных учреждений государства -участника конвенции при условии, что похищенная ценность включена в опись предметов, принадлежащих данному учреждению.

Расследование преступлений, совершаемых в сфере внешнеэкономической деятельности, требует четкого алгоритма взаимодействия стран - участников международных договоров.

Наличие неурегулированных вопросов обусловило разработку и подписание в июне 1977 года на сессии Совета таможенного сотрудничества в Найроби

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 4/2019

(Кения) Международной конвенции о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений [11]. Указанный документ регламентировал механизм оказания правовой помощи государствам в рамках международного сотрудничества, который предполагал, что таможенные службы иностранных государств могут обращаться с просьбой о содействии на любой стадии расследования, а также административного либо судебного разбирательства. Кроме того, документ содержал понятия таможенных правонарушений, обмана таможни и контрабанды [12]. К сожалению, в части раскрытия сущности указанных понятий конвенция 1977 года не продвинулась. Таможенным правонарушением считалось виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие), выразившееся в неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний таможенного законодательства.

Обман таможни рассматривался как одно из таможенных правонарушений. Лицо обманывает таможню и таким образом частично или полностью уклоняется от уплаты импортных или экспортных пошлин и налогов или обходит установленные таможенным законодательством запреты или ограничения либо получает другие выгоды в нарушение действующего законодательства.

Контрабанда, в свою очередь, представлена как разновидность обмана, состоящего в перемещении товаров через таможенную границу в любой скрытой форме. Приведенное понятие контрабанды лишь в общих чертах раскрывает природу данного преступления. На наш взгляд, оно является односторонним в силу специфики его применения в

35

таможенном, налоговом и уголовном законодательстве разных государств [13]. Особого внимания заслуживает фактическое выделение конвенцией отдельной разновидности контрабанды - контрабанды наркотических средств и психотропных веществ, что свидетельствует о комплексном и сбалансированном подходе государств-участников к решению мировой проблемы незаконной наркоторговли.

Согласно отчету Управления ООН по наркотикам и преступности (иЫОБС), в 2015 году запрещенные вещества употребляли 246 миллионов человек, или каждый 20-й житель планеты в возрасте от 15 до 64 лет [14]. Мировой доход от незаконной продажи наркотических средств и психотропных веществ, по оценкам специалистов, достигает 600 миллиардов долларов США [15].

Международное сообщество имеет колоссальный опыт противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ. Начиная с 1912 года принято около десятка международных конвенций, протоколов и соглашений к ним.

Первым многосторонним международным договором в данной области стала Гаагская конвенция 1912 года о контроле над опиумом [16].

Документ обязывал государства -участников конвенции устанавливать законодательный контроль и лимит производства, продажи наркотиков, а также использование их исключительно в медицинских целях. Помимо расширения списка наркотических веществ, подлежащих международному контролю, страны-участницы установили исчерпывающий перечень пунктов, через которые разрешалось ввозить из-за границы опий-сырец, и приняли на себя обяза-

тельство не допускать экспорта в страны, запретившие его ввоз. Полностью запрещался экспорт и импорт очищенного опия, предназначенного для курения. Гаагская конвенция 1912 года определяла условия, при которых экспорт, импорт и торговля указанными веществами признавались законными. Так, в статье 10 предусматривалось обязательное получение лицензий, разрешающих изготовление, импорт, продажу, экспорт морфина, кокаина и их солей, с обязательством представления подробных отчетов о количестве этих веществ.

В соответствии с рассмотренным документом ряд европейских государств, США приняли законы, устанавливающие уголовную и административную ответственность за незаконное производство наркотиков и контрабандную торговлю ими [17].

Однако предпринятые усилия не принесли существенных результатов. Созданные национальные системы контроля в государствах-экспортерах не могли в полной мере противодействовать контрабанде наркотиков.

Впоследствии на протяжении нескольких десятилетий мировое сообщество последовательно выстраивало систему международного контроля над наркотическими средствами, психотропными веществами, их аналогами и прекурсорами. В число универсальных документов, непосредственно направленных на противодействие контрабанде, вошли Женевские конвенции 1925 и 1936 годов [18]. Для достижения заявленной цели был создан Постоянный центральный комитет по опиуму, наделенный полномочиями по контролю производства, распределения и международной торговли наркотическими средствами путем внедрения системы

36

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

лицензирования и обязательной регистрации внешнеторговых договоров.

Особое место в системе противодействия контрабанде наркотических средств и психотропных веществ занимают Единая конвенция о наркотических средствах [19], принятая на международной конференции, проходившей 30.03.1961 в Нью-Йорке, и Конвенция ООН о психотропных веществах 1971 года, заключенная в Вене [20].

Важным положением обеих конвенций стал запрет незаконного оборота перечисленных веществ. Указанные документы определяли перечень действий, являющихся наказуемыми. К таким действиям относились умышленная переотправка транзитом, перевоз, ввоз и вывоз, экспорт и импорт из одного государства в другое без соответствующих разрешений.

Несмотря на расширение средств международного контроля оборота наркотических средств и психотропных веществ, его эффективность оказалась неадекватна масштабам наркобизнеса [21]. Требовалась унификация уже существующих международных актов, направленных на противодействие их контрабанде.

В 1988 году в Вене состоялось подписание Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ [22]. Интерес представляет статья 3 рассматриваемого документа «Правонарушения и санкции», содержащая перечень уголовно-наказуемых умышленных деяний. К ним также относились транзитная переправка, экспорт и импорт любого наркотического средства или психотропного вещества. Как и в предыдущих документах, виды наказаний и размеры санкций за совершение пре-

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 4/2019

ступлений, связанных с незаконным перемещением через границу рассматриваемых веществ, определялись национальным законодательством. Учитывая, что национальное законодательство любой страны зависит от позиции законодателя относительно оценки характера и степени общественной опасности, эти преступления не получили соответствующей правовой регламентации.

Серьезную опасность для мирового сообщества представляет незаконный оборот огнестрельного оружия, взрывных устройств, боеприпасов, военной техники. Ни одна страна в мире не застрахована от тяжелых последствий, вызванных, например, контрабандой или незаконным экспортом огнестрельного оружия, особенно если она выступает стороной военного конфликта. Мир переполнен стрелковым оружием: на сегодняшний день в обращении находится не менее 639 миллионов единиц такого оружия - по одной единице оружия на каждого 12-го человека на земле [23].

Достаточно длительное время на международном уровне не существовало единого универсального документа, запрещавшего незаконный оборот огнестрельного оружия, взрывных устройств, боеприпасов, военной техники между государствами. Имеющиеся декларации и конвенции (Парижская декларация о морской войне от 04.04.1856, Лондонская декларация о праве морской войны от 26.02.1909, Гаванская конвенция о морском нейтралитете от 20.02.1928) касались контрабанды указанных предметов применительно к условиям военного времени и запрещали нейтральным государствам поставлять вооружение воюющим сторонам.

37

Для защиты благополучия народов, предупреждения незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия в мае 2001 года был подписан Протокол против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему [24]. Указанный протокол дополнил Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности от 15.11.2000 [25]. Особое внимание в протоколе уделялось как раз криминализации контрабанды и незаконного экспорта оружия, его составных частей и компонентов, боеприпасов, если любое из заинтересованных государств-участников не дает разрешения или если перемещаемые предметы не имеют соответствующей маркировки.

С целью противодействия указанным преступлениям государства-участники обязаны использовать систему экспортно-импортных лицензий или разрешений, а также эффективных мер в отношении международного транзита огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему законным приобретателям.

Таким образом, закрепленное в протоколе понятие незаконного оборота оружия, его составных частей и компонентов, боеприпасов включает и их контрабанду, а установленный протоколом механизм направлен на ее недопущение и пресечение.

Сложившаяся система международного сотрудничества по противодействию преступлениям в сфере внешнеэкономической деятельности, в частности контрабанде, в определенной мере позволяет осуществлять сотрудничество по их выявлению и расследованию.

Несмотря на ряд недостатков, действующие международные конвенции способствуют достижению заявленных ими целей и выполнению главной задачи -противодействию преступлениям в сфере внешнеэкономической деятельности. На наш взгляд, дальнейшее развитие положений данных конвенций, имплемен-тация их в национальное законодательство, а также контроль их исполнения следует осуществлять на региональном уровне, в том числе и при осуществлении двустороннего сотрудничества. Ф

1. Конвенция против транснациональной организованной преступности (принята в г. Нью-Йорке 15.11.2000 резолюцией 55/25 на 62-м пленарном заседании 55-й сессии Генеральной ассамблеи ООН) (с изм. от 15.11.2000) // СЗ РФ. 04.10.2004. № 40, ст. 3882.

2 Конвенция о пресечении контрабанды алкогольных товаров от 19.08.1925 (заключена в г. Гельсингфорсе). Доступ из СПС «Кон-сультантПлюс».

3. Кравцов В. Р., Лисаускайте В. В. Контрабанда в международном праве // Сибирский юридический вестник. 2006. № 3. С. 49.

4. Конвенция о создании Совета таможенного сотрудничества (заключена в г. Брюсселе 15.12.1950) // Сборник междунар. договоров СССР и Рос. Федерации. Вып. Х1УП. М., 1994. С. 325-335.

5. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в Киото 18.05.1973) // СЗ РФ. 2011. № 32, ст. 4810.

6. Конвенция о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения (заключена в г. Вашингтоне 03.03.1973) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXII. М., 1978. С. 549-562.

7. Сухаренко А. Н. Транснациональные аспекты незаконного оборота объектов фло-

38 vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

ры и фауны // Российский следователь. 2011. № 8. С. 34-36.

8. Васильев Д. В. Контрабанда культурных ценностей : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М. : МГЮА, 2008. С. 3.

9. Контрабанда культурных ценностей становится источником финансирования терроризма // Информационный центр ООН в Москве : [сайт]. URL: http://www. unic.ru/event/2015-11-05/v-mire/kontrabanda-kulturnykh-tsennostei-protsvetaet-blagodarya-korruptsii-i-stanov (дата обращения: 06.12.2017).

10. Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности (заключена в г. Париже 14.11.1970) // Сборник междунар. договоров СССР. Вып. XLIV. М., 1990. С. 506-513.

11. Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений (исполнено в Найроби 09.06.1977) // Таможенные ведомости. 1996. № 11. С. 103-117.

12. Овчинников С. Н. Таможенные преступления в международном праве: проблема разграничения // Криминологический журнал Байкальского университета экономики и права. 2015. Т. 9. № 4. С. 779.

13. Маслова А. В. Международно-правовое регулирование борьбы с контрабандой наркотиков : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.10. М. : РГБ, 2003. С. 29.

14. Всемирный доклад о наркотиках -2015 : резюме. URL: http://www.unodc.org /documents/wdr2015/WDR15_ExSum_R.pdf (дата обращения: 20.11.2017).

15. Иванцов С. В., Киреев А. С. Актуальные вопросы противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ. Международное сотрудничество в сфере борьбы с преступностью // Сб. материалов междунар. науч.-практ. конференции. М. : МЮИ, 2012. С. 140.

16. Кромова А. Я. Контрабанда наркотиков (статья 229.1 УК РФ) : монография. М. : Проспект, 2014. С. 9-10.

17. Кравцов Р. В., Лисаускайте В. В. Указ. соч. С. 50.

18. Кромова А. Я. Указ. соч. С. 10-11.

19. Единая конвенция о наркотических средствах (заключена в г. Нью-Йорке 30.03.1961) // СЗ РФ. 29.05.2000. № 22, ст. 2269.

20. Конвенция о психотропных веществах (заключена в г. Вене 21.02.1971) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXV. М., 1981. С. 416-434.

21. Маслова А. В. Указ. соч. С. 25.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (заключена в г. Вене 20.12.1988) // Сборник междунар. договоров СССР и Рос. Федерации. Вып. ХШ1. М., 1994. С. 133-157.

23. Дирютин И. В. Проблемы борьбы с незаконным оборотом огнестрельного оружия // Экономика и право. 2010. № 4. С. 96.

24. Протокол против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности (принят в г. Нью-Йорке 31.05.2001 резолюцией 55/255 на 101-м пленарном заседании 55-й сессии Генеральной ассамблеи ООН). Документ опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

25. Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности (принята в г. Нью-Йорке 15.11.2000 резолюцией 55/25 на 62-м пленарном заседании 55-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) (с изм. от 15.11.2000) // СЗ РФ. 2004. № 40, ст. 3882.

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 4/2019

39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.