Научная статья на тему 'ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА'

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
316
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЛЕГАЛИЗАЦИЯ / ОТМЫВАНИЕ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ВОЗВРАЩЕНИЕ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / БОРЬБА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гринько Сергей Дмитриевич

Рассматриваются проблемы противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, а также особенности раскрытия преступных деяний. На основании проведенного исследования предлагаются меры противодействия преступлениям в данной сфере

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гринько Сергей Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMBATING MONEY LAUNDERING AND FINANCING OF TERRORISM

The article discusses the problems of combating the legalization of criminal proceeds and the financing of terrorism, as well as the features of the disclosure of criminal acts. Based on the study, measures to counter crimes in this area are proposed.

Текст научной работы на тему «ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА»

УДК 343 ББК 67

DOI 10.24411/2414-3995-2020-10368 © С.Д. Гринько, 2020

Научная специальность 12.00.08 - уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ

ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА

Сергей Дмитриевич Гринько,

старший преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин, кандидат юридических наук, доцент Российская таможенная академия (140015, Люберцы, Комсомольский пр., д. 4)

E-mail: grinko-skags@yandex.ru

Аннотация. Рассматриваются проблемы противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, а также особенности раскрытия преступных деяний. На основании проведенного исследования предлагаются меры противодействия преступлениям в данной сфере.

Ключевые слова: легализация, отмывание, финансирование, возвращение, противодействие, борьба.

COMBATING MONEY LAUNDERING AND FINANCING OF TERRORISM

Sergey D. Grin'ko,

Senior Lecturer of the Department of Criminal Law Disciplines, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Russian Customs Academy (140015, Lyubertsy, Komsomolsky pr., d. 4)

Abstract. The article discusses the problems of combating the legalization of criminal proceeds and the financing of terrorism, as well as the features of the disclosure of criminal acts. Based on the study, measures to counter crimes in this area are proposed. Keywords: legalization, laundering, financing, return, counteraction, struggle.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Гринько С.Д. Противодействие легализации преступных доходов и финансированию терроризма. Вестник экономической безопасности. 2020;(6):132-5.

Борьба с легализаций денежных средств и имущества, имеющих преступное происхождение, является актуальной как во всем мире, так и в России, и особенно в социально-экономических мегаполисах. Международное сообщество уже имеет опыт борьбы с этой экономической угрозой для общества, разработаны различные подходы противодействия данной преступности, в зависимости от ее классификации по сферам экономики. Это нашло отражение в международных и межгосударственных концепциях и соглашениях. Различными государствами и Россией приняты социально-экономические и правоохранительные меры по обеспечению экономической безопасности в этой области, предусмотрена уголовная ответственность за легализацию преступных доходов.

Экономические преступления имеют своей целью извлечение незаконным образом денежных средств и имущества, которые затем легали-

зуются, так как им в различных формах придается видимость законного получения. В связи с недостаточным надзором за предпринимательской деятельностью, законные финансовые институты используются лицами с корыстной целью для незаконных финансовых операций и предпринимательских сделок, извлечения денежных средств и имущества, и придания этим средствам и имуществу законного происхождения, а также дальнейшего обеспечения своей преступной деятельности [3, с. 140].

Такая легализация (отмывание) денежных средств и имущества, имеющих преступный характер происхождения, грубо нарушает экономические интересы граждан и организаций, подрывает государственные и общественные устои, способствует возникновению и развитию инфляции из-за вовлечения в финансовый оборот неподконтрольной денежной массы, необеспеченной товарной продук-

цией. Появление в финансовом обороте огромных денежных средств подрывает социально-экономическую и политическую стабильность общества и государства. Таким образом, данная экономическая угроза вызывает острую необходимость принятия срочных мер государственного противодействия, законодательного закрепления мер предупреждения и борьбы, правоохранительного реагирования на данную преступную деятельность, связанную с легализацией (отмыванием) незаконных денежных средств и имущества, а также необходимость совершенствования предупреждения, пресечения и выявления этих преступлений [2, с. 14-15].

Законодательство Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) незаконных доходов еще разрабатывается и совершенствуется. Об этом свидетельствуют внесенные изменения и дополнения в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем», а также связанные с этим дополнения административного законодательства. Указом Президента РФ от 1 ноября 2001 года № 1263 «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» был образован новый федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и координирующий деятельность в этой сфере других федеральных органов исполнительной власти, - Федеральная служба Российской Федерации по финансовому мониторингу (ФСФМ).

Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию в этой сфере, по координации соответствующей деятельности других федеральных органов исполнительной власти, а также функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма

и распространения оружия массового уничтожения, по выработке мер противодействия этим угрозам.

7 июля 2015 года было принято Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем» № 32 [7].

Противодействие отмыванию преступных денежных средств и их направлению на финансирование террористической деятельности на международном и государственном уровнях, имеет своей задачей подрыв материальной базы транснациональной организованной преступности, экстремизма, коррупции, укрепление национальной и экономической безопасности государств. Ежегодно, в международном масштабе легализуется и отмывается до 2 триллионов долларов, полученных преступным путем [4].

Возникновение террористической угрозы в мире и появление новых методов финансирования террористической деятельности, требует совокупных международных мер противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма, что послужит, в том числе и противодействию Исламскому государству и его организаций.

В положении о Федеральной службе по финансовому мониторингу (п. 1) указывается о необходимости контроля за выполнением юридическими и физическими лицами российского законодательства о противодействии легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма, а также за привлечением к ответственности юридических и физических лиц, допустивших нарушение законодательства Российской Федерации в этой сфере [1].

Данные официальной статистики свидетельствуют, что в уголовно-правовом плане борьба с отмыванием преступных доходов является не вполне эффективной, так как количество зарегистрированных преступлений превышает в несколько раз число установленных лиц, совершивших данные преступления, а количество оправдательных приговоров составляет более 35% от числа направляемых в суд уголовных дел [5, с. 145].

В качестве основной причины, препятствующей выявлению преступлений и совершивших их лиц, является отсутствие системности законодательства в данном вопросе, так как принятие 07.04.2010 г. Федерального закона № 60-ФЗ, исключило в ст. 174-1 УК РФ деяние об отмывании денег в экономической деятельности и увеличило размер крупной суммы с одного до шести млн руб.

Кроме этого, была декриминализирована ст. 173 УК РФ об ответственности за лжепредпринимательство и организацию подставных фирм, с помощью которых отмывались крупные суммы денежных средств.

Законодательная декриминализация указанных общественно опасных деяний ослабила борьбу с нелегальным оборотом преступно нажитых средств. Не было предусмотрено альтернативных видов ответственности и это способствовало увеличению оборота легализации преступных денежных средств [6].

Принятый 28.06.2013 г. Федеральный закон № 134-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям», явился фактором активизации борьбы с легализацией преступных средств. Он расширил перечень общественно опасных деяний, связанных с легализацией и отмыванием денежных средств и имущества, приобретенных преступным путем, а также состав субъектов, предусмотрев их в статьях 193, 194, 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ. Был введен новый квалифицированный признак -ч. 4 (особо крупный размер - 6 млн руб.) и снижен крупный размер до 1,5 млн руб., а также предусмотрены новые нормы ответственности за незаконные валютные операции (ст. 193.1 УК РФ) и контрабанду наличных денежных средств (ст. 200.1 УК РФ).

Совершенствование контроля за финансовой системой нашло отражение и в Таможенном, Налоговом, Гражданском кодексах, Кодексе об административных правонарушениях, законах «Об оперативно-розыскной деятельности» и «О банках и банковской деятельности».

Значительный вклад в противодействие легализации преступных доходов и финансированию терроризма был внесен Постановлением Пленума Вер-

ховного Суда РФ (п. 15), указавшем, что в организованную группу (пункт «а» части 4 статьи 174.1 УК РФ), помимо одного или нескольких лиц, которыми в результате совершения преступления приобретены легализуемые денежные средства или иное имущество, могут входить также лица, не обладающие признаками специального субъекта преступления, предусмотренного статьей 174.1 УК РФ. В случае признания совершения названного преступления организованной группой действия всех ее членов, принимавших участие в подготовке и совершении этого преступления, независимо от того, выполняли ли они функции исполнителя, организатора или пособника, подлежат квалификации по пункту «а» части 4 статьи 174.1 УК РФ без ссылки на статью 33 УК РФ.

Результаты исследований показывают, что нормативно-правовое обеспечение и правоприменительная деятельность правоохранительных органов по борьбе с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма еще далеки от совершенства.

К основным причинам отсутствия должной эффективности этой борьбы относится недостаточный уровень подготовленности сотрудников правоохранительных органов, отсутствие у них специальных знаний; непрекращающееся реформирование системы органов МВД в условиях экономического кризиса и международных санкций; активизация в этой связи экономической организованной преступности, в том числе использующей коррупционные связи, что еще больше дестабилизирует правоохранительную деятельность; отсутствие специального ведомства по типу зарубежной Финансовой гвардии или российской налоговой полиции, упраздненной в 2003 г.

В целях возмещения ущерба, нанесенного государству противоправными деяниями необходимо:

1) предъявление от имени государства гражданских исков на имущество и денежные средства виновных лиц в ходе предварительного следствия по уголовным делам;

2) возвращение незаконно вывезенных за рубеж средств путем международного сотрудничества правоохранительных органов, либо судебного решения о таком возврате;

3) использование в целях возвращения незаконно вывезенных денежных средств и имущества законодательства зарубежных государств путем гражданского искового производства;

4) применение сотрудничества виновного со следствием, в целях возмещения нанесенного ущерба.

Анализ судебной практики свидетельствует о том, что более 90% зарегистрированных преступлений по легализации преступных доходов было выявлено при их вовлечении в предпринимательскую деятельность и покупке имущества.

Уже на этапе до следственной проверки устанавливалось большинство лиц, виновных в совершении данных общественно опасных деяний, которые пытались легализовать денежные средства и имущество, полученные незаконным путем.

При этом важным моментом является процесс сбора доказательств по неправомерному происхождению, распоряжению и пользованию преступно полученными денежными средствами и имуществом.

Литература

1. Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу: Указ Президента РФ от

13 июня 2012 г. № 808 // Российская газета. 2012.

14 июня.

2. Горелов А. Легализация преступно приобретенного имущества: проблемы квалификации // Уголовное право. 2013. № 3. С. 14-18.

3. Зацепин А.М. Проблемы раскрытия и расследования уголовных дел о легализации денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем // Криминологические проблемы регионов Крайнего Севера России. М., 2015. С.140-143.

4. Нечаев В. Пятно на платье от купюр // Российская газета. 2013. 30 июля.

5. Никольская Л.И. Некоторые аспекты законодательной регламентации противодействия легализации преступных доходов и финансирования терроризма // Криминологические проблемы регионов Крайнего Севера России. М., 2015. С. 143-151.

6. О внесении изменений в Федеральный закон « О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» от 23.07.2010 г. № 176-ФЗ // Российская газета. 2010. 27 июля.

7. О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 7 июля 2015 г. № 32 // Российская газета. 2015. 13 июля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.