Научная статья на тему 'ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КРИМИНАЛЬНОЙ ИНКУЛЬТУРАЦИИ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В ОТНОШЕНИИ ОСУЖДЕННЫХ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ УИС: НОВЫЕ ПОДХОДЫ'

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КРИМИНАЛЬНОЙ ИНКУЛЬТУРАЦИИ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В ОТНОШЕНИИ ОСУЖДЕННЫХ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ УИС: НОВЫЕ ПОДХОДЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
143
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИМИНАЛЬНАЯ (ТЮРЕМНАЯ) СУБКУЛЬТУРА / КРИМИНАЛЬНЫЕ АВТОРИТЕТЫ / РЕЦИДИВИСТЫ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / "МОЛОДЫЕ КАДРЫ" ФСИН РОССИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Брежнева Ксения Валерьевна

В статье анализируется важность обучения сотрудников уголовно-исполнительной системы основам противодействия криминальной субкультуре в целях профилактики ее негативного распространения преступниками-профессионалами среди осужденных, грамотного противодействия рецидивистам и реализации качественной воспитательной работы с осужденными. Автор вносит ряд предложений: ввести в ведомственных вузах правоохранительной системы в качестве самостоятельного спецкурса дисциплину «Основы противодействия криминальной инкультурации в местах лишения свободы»; совершенствовать институт «шефства» над молодыми сотрудниками, а также курсы первоначальной подготовки и повышения квалификации. Воспитательная работа с осужденными не перестает нуждаться в особом внимании. Следует внедрять новые формы, методы и приемы воспитательной работы с осужденными или совершенствовать уже имеющиеся. Автор подчеркивает, что в современных условиях для эффективного осуществления служебной деятельности в дополнение к строгому соблюдению прав, запретов и обязанностей, содержащихся в ПВР, каждому сотруднику УИС следует применять профессиональную смекалку в общении с осужденными, которая была бы направлена, главным образом, на стимулирование их внутриличностных изменений в положительную сторону.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COUNTERING CRIMINAL INCULTURATION OF CONVICTS IN DETENTION FACILITIES AS AN INDEPENDENT DIRECTION OF PENAL OFFICERS`ACTIVITY: NEW APPROACHES

The article analyzes the importance of training employees of the penitentiary system in the basics of the criminal subculture in order to prevent its negative spread by professional criminals among convicts, competent counteraction to recidivists and implementation of high-quality educational work with convicts. The author makes a number of proposals: to introduce the discipline «Fundamentals of countering criminal inculturation in places of deprivation of liberty» in departmental universities of the law enforcement system as an independent special course; to improve the institution of «patronage» over young employees, as well as initial training and advanced training courses. Educational work with convicts does not cease to need special attention. It is necessary to introduce new forms, methods and techniques of educational work with convicts or improve existing ones. The author emphasizes that in modern conditions, apparently, it is clearly not enough to think only within the framework of the rights, prohibitions, and duties prescribed in the PVR for the performance of official activities. In addition to this, each employee of the penal institution should use professional ingenuity in communicating with convicts, which would be aimed mainly at stimulating their intrapersonal changes in a positive way.

Текст научной работы на тему «ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КРИМИНАЛЬНОЙ ИНКУЛЬТУРАЦИИ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В ОТНОШЕНИИ ОСУЖДЕННЫХ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ УИС: НОВЫЕ ПОДХОДЫ»

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

DOI 10.37523/SUI.2021.46.5.020 УДК 343.8

Брежнева Ксения Валерьевна

адъюнкт,

Академия ФСИН России,

390036, Россия, г. Рязань, ул. Сенная, 1,

e-mail: science@samlawin.ru

Kseniya V. Brezhneva

adjunct,

Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, 1, Sennaya str., Ryazan, Russia, 390000, e-mail: science@samlawin.ru

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КРИМИНАЛЬНОЙ ИНКУЛЬТУРАЦИИ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В ОТНОШЕНИИ ОСУЖДЕННЫХ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СОТРУДНИКОВ УИС: НОВЫЕ ПОДХОДЫ ^^^HI^^^^HI

Аннотация. В статье анализируется важность обучения сотрудников уголовно -исполнительной системы основам противодействия криминальной субкультуре в целях профилактики ее негативного распространения преступниками-профессионалами среди осужденных, грамотного противодействия рецидивистам и реализации качественной воспитательной работы с осужденными.

Автор вносит ряд предложений: ввести в ведомственных вузах правоохранительной системы в качестве самостоятельного спецкурса дисциплину ©Основы противодействия криминальной инкультурации в местах лишения свободы»; совершенствовать институт ©шефства» над молодыми сотрудниками, а также курсы первоначальной подготовки и повышения квалификации.

Воспитательная работа с осужденными не перестает нуждаться в особом внимании. Следует внедрять новые формы, методы и приемы воспитательной работы с осужденными или совершенствовать уже имеющиеся.

Автор подчеркивает, что в современных условиях для эффективного осуществления служебной деятельности в дополнение к строгому соблюдению прав, запретов и обязанностей, содержащихся в ПВР, каждому сотруднику УИС следует применять профессиональную смекалку в общении с осужденными, которая была бы направлена, главным образом, на стимулирование их внутриличностных изменений в положительную сторону.

Ключевые слова: криминальная (тюремная) субкультура, криминальные авторитеты, рецидивисты, воспитательная работа, ©молодые кадры» ФСИН России.

COUNTERING CRIMINAL INCULTURATION OF CONVICTS IN DETENTION FACILITIES AS AN INDEPENDENT DIRECTION OF PENAL OFFICERSACTIVITY: NEW APPROACHES

Summary. The article analyzes the importance of training employees of the penitentiary system in the basics of the criminal subculture in order to prevent its negative spread by professional criminals among convicts, competent counteraction to recidivists and implementation of high-quality educational work with convicts.

The author makes a number ofproposals: to introduce the discipline ©Fundamentals of countering criminal inculturation in places of deprivation of liberty» in departmental universities of the law enforcement system as an independent special course; to improve the institution of ©patronage» over young employees, as well as initial training and advanced training courses.

Educational work with convicts does not cease to need special attention. It is necessary to introduce new forms, methods and techniques of educational work with convicts or improve existing ones.

The author emphasizes that in modern conditions, apparently, it is clearly not enough to think only within the framework of the rights, prohibitions, and duties prescribed in the PVR for the performance of official activities. In addition to this, each employee of the penal institution should use professional ingenuity in communicating with convicts, which would be aimed mainly at stimulating their intrapersonal changes in a positive way.

Keywords: criminal (prison) subculture, criminal authorities, repeat offenders, educational work, ©young specialists» of the penal system of Russia.

© 2021 Брежнева К. В.

ВЕСТНИК СЮИ

Без знания особенностей противодействия тюремной среде со стороны сотрудников УИС, в особенности молодых, еще малоопытных работников, недавних выпускников вузов ФСИН России или вновь принятых на службу в УИС граждан, оказывать должное превентивное воздействие на ©матерых волков» уголовной среды, ©профессионалов» и закоренелых преступников -рецидивистов, носителей и распространителей криминальной субкультуры как внутри мест лишения свободы, так и извне достаточно трудно.

Следует признать, что ©обретая свое собственное, независимое существование, тюремная субкультура распространяет свое влияние не только в рамках тюрьмы, но и за ее пределами» [1]. По мнению И. В. Лысак и Ю. Ю. Черкасовой, тюремная субкультура формируется в рамках пенитенциарной системы, однако стремится к распространению своего влияния на более широкое социокультурное пространство, претендует на лидирующее положение в российском обществе, утверждая чуждые культуре социума ценности и нормы [2].

Тюрьма - это параллельный мир, и были времена, когда через нее прошли миллионы наших соотечественников. Тюремный жаргон плотно засел в магнитофонных пленках, засорил собой повседневную речь, фиолетовым цветом наколок разукрасил человеческие тела. Ложная романтика жизни за решеткой и сегодня пленяет дерзких и молодых. И никто толком не объяснит им, что это путь в никуда, что обманчивая романтика предательски рассеется, оставив место тоске и бесполезности. И еще - ожесточенности [3].

Продолжая мысль, вспоминается речь, произнесенная 16 февраля 2021 г. первым заместителем директора ФСИН России генерал-лейтенантом внутренней службы А. А. Рудым перед курсантами и постоянным составом Академии ФСИН России [4]. Он отметил, что курсантов и слушателей Академии в обязательном порядке следует более объемно и детально обучать специфике тюремной субкультуры, разъяснять, что следует разговаривать с осужденными не на их языке по ©понятиям», а культурным, грамотным языком, но в то же время обязательно изучать и понимать, о чем они говорят между собой, распознавать их жаргон и особенности построения взаимоотношений.

А. А. Рудый акцентировал внимание руководства Академии на том, что выпускники ведомственных вузов должны выходить на работу не просто с теоретическими знаниями различных наук, но, что еще важнее, максимально морально-психологически подготовленными к разным обстоятельствам, ситуациям, с которыми они могут столкнуться в непосредственной практической работе с осужденными и подследственными (например, вступление во внеслужебные связи, коррупция и проч.). То есть с обучающимися необходимо прорабатывать, моделировать, «проигрывать» различные возможные нештатные ситуации, подключая реальные примеры практической работы, которые случаются в исправительных учреждениях УИС, дабы заложить психологическую основу должного поведения, самоконтроля и выработать иммунитет и готовность к столкновению с определенными типичными или нетипичными, в том числе стрессовыми, ситуациями.

В связи с этим, считаем необходимым:

1. Ввести в ведомственных вузах правоохранительной системы (МВД России, ФСИН России, ФСБ России, СК РФ, Прокуратуры РФ в качестве самостоятельного спецкурса (а не отдельной темы) преподавание дисциплины ©Основы противодействия криминальной инкультурации в местах лишения свободы».

2. Усовершенствовать институт ©шефства» над молодыми сотрудниками, а также курсы первоначальной подготовки и повышения квалификации.

Выпускникам ведомственных вузов при выполнении возложенных задач на службе в конкретном правоохранительном (надзорном) органе, так или иначе, придется столкнуться с существующей вне официальных норм и правил поведения, морали и нравственности, неформальным тюремно-воровским законом, нормами и правилами построения взаимоотношений в уголовной среде (неписанный ©тюремный закон»), структурой преступной иерархии, уголовным жаргоном, спецификой принятых в криминальном мире атрибутов, символов и условных обозначений (фольклор, игры, ритуалы, проверки, татуировки, жесты, клички и прочее).

Для того, чтобы особая система взаимоотношений в исправительных учреждениях между арестантами не явилась открытием для неопытных молодых сотрудников, в институте наставничества и шефства старшим и более опытным поколением сотрудников над молодыми кадрами, пришедшими после окончания вуза служить, как говорят, ©на землю», также необходимо предусмотреть проведение разъяснительной работы с целью обучения и передачи опыта работы с категорией подозреваемых, обвиняемых и осужденных, с учетом особенностей тюремной субкультуры.

ТРИБУНА МОЛОЛОГО УЧЕНОГО

Кроме того, поскольку на службу в УИС принимаются не только выпускники ведомственных вузов, но и граждане, закончившие иные высшие учебные заведения, и считающиеся менее подготовленными к профессиональной специфике работы в системе ФСИН России, то для них, если по роду деятельности им необходимо будет контактировать с подозреваемыми (обвиняемыми), осужденными, и с тем чтобы особенность такой службы не вызывала недопонимания и недоумения, также следует предусмотреть обязательные курсы первоначальной подготовки и систематического повышения квалификации по изучению вопросов противодействия криминальной субкультуре, идеологии, языку и образу жизни осужденных.

Без знания основ противодействия тюремной субкультуре невозможно полноценно и качественно выполнять возложенные обязанности, контактируя с лицами, находящимися под стражей и в местах лишения свободы.

В настоящее время бессмысленно отрицать наличие особой системы взглядов и поведения, принятых в уголовном микросоциуме. Это данность, сложившаяся годами. Поэтому ее необходимо знать, понимать и учитывать во многих моментах организации исполнения отбывания уголовного наказания.

Разумеется, речь идет о том, чтобы сотрудники принимали сложившиеся уголовные традиции и при принятии решений безропотно следовали бы обычаям и ©законам» ©другого мира». Совсем наоборот, правоохранителей следует нацеливать на борьбу с распространением криминальной субкультуры в местах лишения свободы. Однако без четкого представления о ее сущности и содержании, как представляется, сделать это будет достаточно проблематично.

Для предотвращения криминальной инкультурации арестантами и осужденными, сотрудники должны уметь грамотно противопоставлять уголовным традициям и субкультуре общепринятые и желательно на должном высоком уровне морально-нравственные нормы, духовно-ценностные ориентации и, как следствие, уважение к закону и праву, подкреплять свои доводы постоянными аргументами в пользу правопослушного поведения и сосредотачивать внимание на недостатках, несовершенстве существующих неписанных тюремных правил и традиций, дискредитации лидеров преступной среды.

В дополнении данной темы, вспоминается довольно странный подход начальника отдела воспитательной работы с осужденными одной из исправительных колоний строгого режима, в которой автору довелось некоторой время проходить службу. Личные дела осужденных, в особенности, текст приговора и подробности совершенных преступлений, он не всегда считал нужным изучать. Свой подход аргументировал тем, что, общаясь с осужденными каждодневно, ему, дескать, не хотелось бы смотреть на них, как на преступников и знать, кто из них и какое тяжкое или особо тяжкое преступление совершил в своей жизни, чтобы не вешать на них ©клеймо», ©ярлык» и проч.

С одной стороны, своеобразное ©клеймо» преступника на них уже формально повешено самим фактом нарушения норм уголовного закона и вступившим в законную силу приговором суда. Как следует из ведомственных нормативно-правовых актов, рассматривать осужденных сквозь призму совершенного ими преступления в любом случае необходимо, поскольку данный эпизод уже является непреложным обстоятельством.

С другой стороны, и это главное, совершенно непонятно, как вообще возможно проводить качественную воспитательную работу с осужденными, не зная деталей совершенного преступления, за которое, собственно, они отбывают назначенный срок наказания, не изучая причины и условия, послужившие его совершению, психологию их личности и личности жертв, которым преступлением был причинен вред, не зная, чего от данных лиц можно ожидать и на что по своему внутреннему содержанию они способны пойти как в местах лишения свободы, так и после освобождения.

Полагаем, что подобные сотрудники не считают необходимым углубляться в проблему каждой осужденной личности, предпочитая сухой формальный подход к делу, хотя при этом должность, например, начальника ОВР возлагает на него расширенные полномочия по проведению качественной воспитательной работы.

Как представляется, для того, чтобы сформировать здоровую личность, заложить в ее сознание необходимость коррективы характера и поведения, недостающие нравственные качества и установки, нужно самому являться достойной личностью, примером и обладать характерными чертами, подтверждающими это. Исправить других людей невозможно, это могут сделать лишь они сами, внутри себя, что впоследствии отобразится на их действиях.

ВЕСТНИК СЮИ

Если говорить более конкретно о кадрах системы ФСИН России, то в настоящее время она нуждается в более качественном подходе к приему на службу граждан и постоянной проверке их на профессиональную пригодность во всех смыслах, особенно тех, которые проходят службу в учреждениях и органах, исполняющих наказание, и непосредственно контактируют с заключенными под стражу и осужденными к лишению свободы.

Воспитательная работа с осужденными не перестает нуждаться в особом внимании. Следует внедрять новые формы, методы и приемы воспитательной работы с осужденными, или совершенствовать уже имеющиеся.

К примеру, в отдельных подразделениях системы УИС имеется положительный опыт поощрять осужденных за проявление в быту и межличностных отношениях ©человечности», в содержание понятия которой может быть включен обширный перечень положительных человеческих качеств в зависимости от ситуации, о которой стало доподлинно известно, и в то же время порицать за доносительство и различные низменные поступки.

Иными словами, в современных условиях, видимо, мыслить одними рамками прописанных в ПВР прав, запретов и обязанностей уже явно недостаточно для осуществления служебной деятельности. В дополнение к этому каждому сотруднику УИС следует применять профессиональную смекалку и находчивость в общении с осужденными, главным образом, которые были бы направлены на стимулирование их внутриличностных изменений в положительную сторону.

Считаем возможной также внедрение в пенитенциарных учреждениях системы УИС России доброй традиции регулярного приглашения ветеранов Великой Отечественной войны, участников иных боевых действий, сотрудников, проявивших себя в операциях по наведению конституционного правопорядка, ликвидации чрезвычайных ситуаций, спасателей, сотрудников МЧС России для проведения собраний и бесед с осужденными, как людей, прошедших через суровые жизненные испытания, воевавших за свободу и мир от нацизма для последующих поколений, спасающих жизни людей в мирное время и т. п., с целью донесения до сознания людей недопустимости проявления ненависти к другим людям и растраты своей жизни на тюремное пребывание.

Каждому сотруднику системы УИС следует четко осознавать, что своей работой на любом рабочем месте он должен научиться нести свет и добро в этот мир, особенно применительно к людям, ©погруженным во тьму». В таком месте, как исправительное учреждение, в этом имеется наибольшая потребность и значимость, поскольку там, по меткому замечанию пенитенциарных специалистов, содержатся ©оступившиеся» (в смысле уголовного закона) граждане, требующие к себе особое внимание.

По образному выражению, речь идет о больных (морально) душой (то есть о людях, преступивших закон) и нуждающихся в излечении (исправлении). Они как растения, не получившие вовремя от своего садовника (это такие социальные институты, как семья, школа, институт и др.) тепло, любовь, заботу, внимание и не имеющее возможности произрастать вверх в силу ©неблагоприятной почвы», ©узкой (преступной) емкости», в которую помещены, и других негативных условий.

В работе с осужденными и следственно арестованными в роли такого абстрактного садовника должны выступать сотрудники УИС и других правоохранительных органов, а также правозащитные и общественные организации, надзорные и судебные органы, где каждый должен быть ответственен за свое направление деятельности. Без совместных усилий, без вложения души, без идейной составляющей по массовому ©спасению» неплодоносных, ветхих, слабых, изуродованных растений в виде загубленных жизней лиц, преступивших уголовный закон, невозможно добиться нужных положительных результатов и выправить рост этих несчастных, обратив его в правильном направлении. При сухом формализме, безучастности и отрешенности от истинных идеалистических целей наказания, ни один из освободившихся не вернется в повседневную жизнь обновленным человеком, способным видеть прекрасное, контролировать и управлять своими мыслями, действиями и эмоциями, с верой и надеждой на добрые перемены в жизни.

В завершение вспоминается показательный пример организации воспитательной работы с осужденными, изображенный в советском детективном кинофильме ©Опасные друзья» 1979 г. [5], который следовало бы демонстрировать в качестве наглядного обучающего пособия всем сотрудникам учреждений и органов УИС, особенно в образовательных организациях системы, о том, как при определенных обстоятельствах должен вести себя настоящий сотрудник с осужденными и противостоять их негативному массовому влиянию на других молодых преступников.

ТРИБУНА МОЛОйОГО УЧЕНОГО

Основной акцент в фильме сделан на проявлениях мудрости и человечности, исходящих от начальника исправительно-трудового учреждения строгого режима в вопросах перевоспитания и исправления как вновь прибывшего осужденного, которого ©воры в законе» пытались приобщить к своему узкому кругу нарушителей порядка, так и тех осужденных, кто длительное время находился в группе отрицательной направленности под влиянием «авторитетов».

Ко всему прочему, руководитель ИТУ, роль которого блестяще исполнил актер Петр Вельяминов, на себе некогда испытавший почти 10 лет «лагерей», по сюжету умело и грамотно противостоял и самим закоренелых лидерам уголовной среды-рецидивистам. Он привык видеть в осужденных не просто преступников, а оступившихся людей, которым можно верить и нужно давать шанс на исправление и возврат к нормальной жизни, применяя индивидуальный подход к каждому.

В киноленте также отражены реалии иерархической лестницы кланов «мужиков-работяг», «воров» и «красных», отбывающих наказание в исправительном учреждении. Проводится и параллель отношения к своей работе главного героя - начальника ИТУ, и его коллеги, который за многолетнюю службу, не отходя ни на шаг от буквы закона, выработал привычку мыслить формально и «по шаблону». И начальник ИТУ в одном из диалогов с ним высказывается, что искренне сожалеет, что к их общему делу они имеют разный подход.

К сожалению, разный подход к общему делу - служению закону и искоренению преступности - существует не только виртуально, в художественных кинолентах и сериалах, но и в действительности, а искусство лишь ее отражает.

Библиографический список

1. Клейменова Е. Г. Тюремная субкультура как особый вид социального взаимодействия // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Социология. Психология. Педагогика. 2012. № 3. С. 33-37.

2. Лысак И. В., Черкасова Ю. Ю. Тюремная субкультура в России. Таганрог, 2006. 112 с.

3. Ткачев А. Сидельцы: сборник эссе. М.: Воскресение, 2019. 160 с.

4. Полковник внутренней службы Сергей Никитюк возглавил Академию ФСИН России [Электронный ресурс]. URL: https://apu.fsin.gov.ru/news/detail.php?ELEMENT_lD=544986 (дата обращения: 12.05.2021).

5. Детективный фильм «Опасные друзья» [Электронный ресурс]. URL: https://www.mosfilm.ru/movies/35173/ (дата обращения: 11.10.2021).

References

1. Kleimenova E. G. Tyuremnaya subkul'tura kak osobyi vid sotsial'nogo vzaimodei-stviya [Prison subculture as a special type of social interaction]. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya: Filosofiya. Sotsiologiya. Psikhologiya. Pedagogika [Bulletin of the Udmurt University. Series: Philosophy. Sociology. Psychology. Pedagogy], 2012, no. 3, рр. 33-37 [in Russian].

2. Lysak l. V., Cherkasova Yu. Yu. Tyuremnaya subkul'tura v Rossii [Prison subculture in Russia]. Taganrog, 2006, 112 р. [in Russian].

3. Tkachev A. Sidel'tsy: sbornik esse [Sideltsy]. Moscow, 2019, 160 р. [in Russian].

4. Polkovnik vnutrennei sluzhby Sergei Nikityuk vozglavil Akademiyu FSlN Rossii [Colonel of the Internal Service Sergey Nikityuk headed the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia]. URL: https://apu.fsin.gov.ru/news/detail.php?ELEMENT_lD=544986 (Accessed: 12.05.2021) [in Russian].

5. Detektivnyi fil'm «Opasnye druz'ya» [Detective film «Dangerous Friends»]. URL: https://www.mosfilm.ru/movies/35173/ (Accessed: 11.10.2021) [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.