Научная статья на тему 'ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В ГОСУДАРСТВАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА'

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В ГОСУДАРСТВАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА Текст научной статьи по специальности «Право»

773
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИМИНОЛОГИЯ / КОРРУПЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / ДРЕВНИЙ ВОСТОК / ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ / КУЛЬТУРЫ И ПРАВА / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / СИСТЕМА НАКАЗАНИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Никитин А.Н., Никитина М.А.

В статье рассматривается причинно-следственная связь коррупции и исторического времени, государственной службы и взяточничества, обусловленность мер борьбы с коррупционной преступностью системой власти, идеологией, культурой и традициями стран Древнего Востока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В ГОСУДАРСТВАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА»

нежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу определена как поддержание годовой инфляции на уровне 4% постоянно, предполагая возможность небольших колебаний около установленного параметра, поскольку цены формируются под воздействием множества факторов. Наряду с этим, денежно-кредитная политика предполагает меры по обеспечению финансовой стабильности, устойчивому развитию финансового сектора и платежной системы.

Формируя условия для эффективного, устойчивого развития национальной экономики, проведение обоснованной денежно-кредитной политики способствует реализации экономических интересов и частных хозяйствующих субъектов, и государства.

Список использованных источников:

1. Кауфман, И.И. Кредитные билеты, их упадок и восстановление / И.И. Кауфман // СПб., 1888.

2. Мау, В.А. На исходе глобального кризиса: экономические задачи 20172019 гг. / В.А. Мау // Вопросы экономики. 2018. № 3. С. 5-29.

3. Назарова, И.А. Илларион Игнатьевич Кауфман (1848-1916) / И.А. Назарова / Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков. В 5 т. Т.Ш. Эпоха социальных переломов / Отв. ред. А.Г. Худокормов, Ю.Я. Ольсевич. М., «Мысль». 2005. С.684-696.

4. Назарова, И.А. Исследование особенностей денежной системы России в условиях «военной экономики». Труды экономистов начала ХХ века / И.А. Назарова // «Наука и инновации в XXI веке: Актуальные вопросы, открытия и достижения»: Сборник статей XII Международной научно-практической конференции. Пенза, МЦНС «Наука и Просвещение». 2019. С.135-137.

5. Суслова, Е.И. Экономические интересы и модернизация российской экономики / Е.И. Суслова // Ценности и интересы современного общества: материалы IV Международной научно-практической конференции: в 2-х т. Т. 2. М., Издательство Московского гуманитарного университета. 2016. С. 248-251.

6. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики http: //www.gks .ru.

Никитин А.Н.1 Никитина М.А.2

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В ГОСУДАРСТВАХ

ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Аннотация: в статье рассматривается причинно-следственная связь коррупции и исторического времени, государственной службы и взяточничества,

1 Никитин Алексей Николаевич — доктор исторических наук, доктор юридических наук, профессор АНО ВО «Национальный институт бизнеса».

2 Никитина Мария Алексеевна — старший научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института МВД России.

обусловленность мер борьбы с коррупционной преступностью системой власти, идеологией, культурой и традициями стран Древнего Востока.

Ключевые слова: криминология, коррупция, государственная служба, Древний Восток, памятники истории, культуры и права, законодательство, система наказаний.

Современная криминалистическая наука признает, что преступность имманентно присуща человечеству, поэтому пока оно существует будут совершаться противоправные деяния. Именно такое понимание преступности содержится в определении ее, сформулированном известным отечественным криминологом Ю.М. Антоняном. Названный ученый считает, что преступность можно определить «как вечное, изменчивое, исторически обусловленное, массовое, социальное и правовое явление»1.

В данном определении обращают на себя внимание следующие характеристики преступности «вечное» и «исторически обусловленное явление» в связи с предложением Ю.М. Антоняна различать ядерную и периферийную преступность. К первой уважаемый автор относит такие деяния как убийства, изнасилования, кражи, грабежи, разбои, вымогательства, террористические акты, т.е. преступления, которые во все времена считались наиболее опасными.

К числу периферийных, неядерных преступлений Ю.М. Антонян относит деяния, за которые уголовная ответственность наступала в ту или иную историческую эпоху. Например, в советское время за вскармливание хлеба скоту, за нарушение трудовой дисциплины.

На наш взгляд, предложение различать ядерную и периферийную преступность весьма продуктивно, но требует уточнения и прежде всего потому что взяточничество Ю.М. Антоняном не включено ни в первую, ни во вторую группу. Между тем, очевидно, что коррупция представляет, особенно в современный период, опасность большую чем, например, кража.

Столь же очевидно и другое, коррупция - исторически обусловленное явление, сам термин указывает на это. Коррупция на латыни - «совращение», «подкуп», «упадок» и понимается как получение должностными лицами и политиками крупных взяток за содействие осуществлению чьих-либо целей, нередко незаконных. Из самого содержания термина следует, что она не существовала в первобытном обществе. Родоплеменной строй знал убийства, тяжкие телесные повреждения, с появлением собственности узнал кражи, с переходом от полигамии к моногамии - изнасилования.

Коррупция же возникла на качественно новом этапе развития человечества, в так называемое историческое время, с переходом к цивилизации, что, в свою очередь, связано с образованием государства и возникновением права. Иными словами до тех пор пока не было государства и, соответственно, государственной службы, чиновничества отсутствовала и коррупция.

Как известно, первые государства возникли в четвертом тысячелетии до н.э. на Древнем Востоке. Писаное право появилось, несомненно, позже. Однако

1 Антонян Ю.М. Криминология: учебник для бакалавров, 2-е изд. перераб. и доп. М., 2013, с.66.

198

уже в самых ранних памятниках права присутствуют нормы, устанавливающие уголовную ответственность за взяточничество. Например, государство Древний Вавилон зародилось в начале второго тысячелетия до н.э. При шестом царе Хам-мурапи был составлен свод законов, названный его именем. Пятая статья Законов царя Хаммурапи гласит: «Если судья будет судить судебное дело, постановит решение, изготовит документ с печатью, а потом свое решение изменит, то этого судью должно изобличить в изменении решения и он должен уплатить сумму иска, предъявленного в этом судебном деле, в 12-кратном размере, а также должен быть в собрании поднят со своего судейского кресла и не должен возвращаться и заседать с судьями на суде»1.

Имеются основания полагать, что деяния, имевшие признаки коррупционного преступления, совершались в первую очередь в области правосудия. Государство, безусловно, было заинтересовано в том, чтобы нарушенные права защищались в суде, стремилось устранить самоуправство. Взяточничество же являлось серьезным препятствием на этом пути, подрывало веру в справедливость судебного решения и тем самым мешало утвердить законность и правопорядок.

Несомненно, коррупционный потенциал государственной службы проявлялся одновременно с усилением роли чиновничества в жизни общества и государства.

К сожалению, в исторических источниках отсутствуют количественные показатели преступности, поэтому не представляется возможным выявить ее состояние и уровень. Но можно определить масштабы коррупции, выяснить отношение общества и верховной власти к данному явлению, узнать, какими мерами боролись с ней.

Наиболее содержательны в этом отношении памятники истории, культуры и права Древней Индии и Китая. В частности, в Законах Ману, появившихся в Древней Индии в первом тысячелетии до н.э., дана развернутая концепция божественного происхождения государства, царской власти. В них внятно сформулировано социальное назначение государства, указана его правоохранительная функция. В то же время в названном источнике крайне негативно оценивается чиновничество, призванное реализовать данную функцию. Более того, чиновники прямо обвиняются в совершении коррупционных преступлений. Так, статья 123 главы 7 Законов Ману гласит «...слуги царя, назначенные для охраны народа, бывают большей частью порочными, стремящимися к захвату чужой собственности; от них нужно защищать этот народ»2. В следующей, 124 статье названы меры, которые следовало применять к судейским чиновникам, вымогающим взятки.

«Пусть царь, забрав имущество тех служащих, которые по злонамеренности вымогают деньги у тяжущихся, отправит их в изгнание»3.

1 Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. В 2 т. / Отв. ред. д.ю.н., профессор Н.А. Крашенинникова. Т. 1. Древний мир и Средние века / Сост. О.Л. Лысенко, Е.Н. Трикоз — М., 2003, с.16.

2 Законы Ману. — М., изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002, с.247.

3 Там же, с.247.

Таким образом, в Древней Индии за взяточничество полагались конфискация имущества и изгнание из страны. Безусловно, наказание было более суровым, чем в Древнем Вавилоне. Однако наиболее жестокие меры против взяточников применялись в Древнем Китае. В частности, в период правления династии Цинь (2-ая половина 2-го тысячелетия до н.э.) чиновники, обвиненные во взяточничестве, приговаривались к самому суровому наказанию — истреблению трех категорий родственников. Казнили не только преступника, но и невиновных. Уничтожались патронимия его отца, матери и жены.

Эпоха династии Цинь ознаменовалась борьбой за объединение Китая, противостоянием легизма и конфуцианства, что, безусловно, наложило свой отпечаток на систему наказаний. Но все-таки главная причина применения столь жестокого наказания к чиновникам, совершившим преступление, заключалась в том, что верховная власть признавала коррупцию крайне опасной для государства. На это прямо указывал Шан Ян, советник циньского царя Сяо Гуна, бывший к тому же основателем школы летистов, реформатором и фактически первый китайским криминологом.

Философско-политический трактат Шан Яна «Книга правителя области Шан» лег в основу идеологии сильного централизованного бюрократического государства. Значительная часть трактата посвящена преступности, в том числе коррупции, и мерам борьбы с этим явлением.

Характерно, что Шан Ян вместо термина взяточничество использовал понятия «торговать властью ради доходов» и «тайком обирать народ». Опасность коррупции для государства советник императора объяснял образно, наглядно, доходчиво.

«Если отменить образцы и меры и исходить из частных суждений, то преступные сановники станут торговать властью ради доходов, чиновники различных званий станут тайком обирать народ. Поговорка гласит «Если в дереве завелось много червей, дерево сгниет, если в стене велика трещина, стена развалится». Поэтому там, где сановники соперничают из-за личных интересов и не заботятся о народе, низшие отдаляются от высших. Когда низшие отдаляются от высших, это значит, что в государстве появилась трещина. Когда чиновники различных званий тайком обирают народ, это и есть черви, которые завелись в народе»1.

Свое утверждение, что коррупция губительна для государства Шан Ян усилил следующим аргументом. «В Поднебесной почти никогда не было случая, чтобы не погибло государство, в котором завелись черви и появилась трещина Вот почему мудрый правитель, вводя законы, устраняют частные интересы, избавляя тем самым государство от трещин и червей»2.

В Древнем Китае, в 4 в. до н.э., т.е., еще при жизни Шан Яна, наказания, в зависимости от тяжести правонарушения, делились на суровые и мягкие, награды же, в зависимости от заслуг — на щедрые и скромные. Шан Ян считал необходимым изменить существующую систему наказаний и поощрений. Он

1 Книга правителя области Шан (Шан Цзюнь Шу). М., 1993, с.198.

2 Там же, с.198.

был уверен: «Если наказания будут применяться уже после того, как преступление совершено, невозможно искоренить злодеяния; если люди будут награждаться лишь за то, что считается справедливым, проступки не исчезнут. А там, где наказаниями невозможно пресечь злодеяния, а наградами проступки, неизбежна смута»1.

Шан Ян предложил ввести другую систему наказаний и наград. Правитель, стремящийся объединить Китай, установить свое владычество в Поднебесной «должен наказывать еще до того, как совершен проступок, тогда исчезнут и тяжкие преступления. Когда станут награждать людей, сообщивших о злодеяниях, то не ускользнут даже самые мельчайшие проступки»2. Только система круговой поруки, основанная на поголовном доносительстве, позволит достичь, полагал Шан Ян, положения, когда исчезнут тяжкие преступления, а мельчайшие проступки не будут оставаться незамеченными, и в государстве будет царить порядок.

Советник циньского правителя так же как и авторы Законов Ману задавался вопросом о причинах преступности, в том числе взяточничества. Древне-индусские мыслители утверждали «Весь мир подчиняется только посредством наказания, ибо трудно найти человека чистого; ведь только из страха наказания весь мир служит пользе»3. Шан Ян думал точно также «Стремления людей к богатству и знатности угасают лишь тогда, когда захлопывается крышка гроба. 4» и далее «Когда народ беден, он прилагает усилия для обогащения, разбогатев, становится распущен, а когда он распущен, рождаются паразиты»5.

К «паразитам» Шан Ян относил почитание старых порядков, добродетель, сыновнюю почтительность, братский долг, искренность, доверие, честность, бескорыстие, человеколюбие, справедливость, нежелание воевать - все, на чем основывалось учение Конфуция.

Другим, логически связанным с предыдущим, был вопрос, как сделать всех людей достойными, избавить их от преступных наклонностей. Шан Ян считал, что человеколюбие и справедливость не способны решить эту задачу, может только суровый, равный для всех закон. Если закон обязателен для всех «то чиновники не смогут совершать преступления. Когда же закон уже введен, не следует порочить его пустыми речами о добродетели.»6.

Вместо речей о добродетели, человеколюбии необходимо, подчеркивал основоположник легизма, единые правила наказания. «Всякий, кто ослушается приказа царя, нарушит государственный запрет либо выступит против порядков правителя, должен быть казнен, и к нему нельзя проявлять ни малейшего снисхождения, независимо от того, будь он первым советником царя, полководцем, сановником в ранге да фу или простолюдином»7. Шан Ян был убежден - нет лучшего средства сделать всех людей достойными, пресечь зло, ликвидировать

1 Книга правителя области Шан (Шан Цзюнь Шу), с. 179.

2 Там же, с.179.

3 Законы Ману, с.232.

4 Книга правителя области Шан (Шан Цзюнь Шу), с.209.

5 Там же, с.220.

6 Книга правителя области Шан (Шан Цзюнь Шу), с.191.

7 Там же, с.206.

преступность нежели суровые наказания. Если наказания суровы и каждый неизбежно получает то что заслужил народ не осмелится испытать на себе силу закона и тогда в стране исчезнут осужденные.

Древнекитайский мыслитель особо подчеркивал — наказания должны быть только строгие. «Там где людей сурово карают за тяжкие преступления и мягко наказывают за мелкие проступки, не только нельзя будет пресечь тяжкие преступления, но и невозможно будет предотвратить мелкие проступки. Это и называется «наводить порядок, когда в стране уже вспыхнули беспорядки». Поэтому, если сурово карать за мелкие проступки, исчезнут сами наказания, дела в стране будут развиваться успешно, и государство станет сильным. Если же сурово карать за тяжкие преступления и мягко наказывать за мелкие проступки, то, наоборот, возрастет число наказаний, возникнут неурядицы и государство по-гибнет»1.

Таким образом, утверждал Шан Ян, умелый правитель, не прибегая к массовым наказаниям, превращает всех людей в достойных.

Через сто лет после смерти мыслителя правитель царства Цинь, руководствуясь учением легизма, осуществил реформы, объединил страну, провозгласил себя императором. Идеи Шан Яна получили широкое распространение в Китае, последователи же Конфуция жестоко преследовались. Император Цинь Шиху-анди полагался исключительно на наказания и кары, ежедневно разбирал судебные дела, но ликвидировать преступность, в том числе взяточничество так и не смог. Несмотря на суровые наказания, «повсеместно появлялись безнравственность и порок, осужденные запрудили дороги, тюрьмы были переполнены словно рыночные площади». В 206 г. до н.э. династия Цинь в результате мощного восстания была свергнута.

Первый император новой династии Хань отменил мелочные и жестокие циньские законы, наказания сократил до трех статей. Смертная казнь применялась только за убийство. Однако впоследствии количество статей возросло, из циньских законов был составлен Свод законов из девяти разделов.

В Свод вошла и такая мера наказания как истребление трех поколений рода преступника. Эта мера, как правило, применялась к чиновникам, осужденным за взяточничество, извращение закона в личных интересах, хищения императорского имущества. Злоупотреблениям судейских чиновников способствовали несовершенство законодательства. Нечестные чиновники, пользуясь запутанностью, неясностью уголовных законов «превратили свои посты в прибыльное дело»2.

Императоры новой династии пытались сочетать конфуцианство и легизм, но все больше отдавали предпочтение первому. Немаловажное значение при этом играла боязнь повторить судьбу свергнутой династии и очевидная неспособность легизма заменить мораль и нравственность. В частности, в рескрипте, изданном императором Сюань-ди, отмечалось «В последнее время чиновники

1 Книга правителя области Шан (Шан Цзюнь Шу), с.194.

2 Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран, с. 135-136.

идут все дальше в искусном манипулировании текстами при использовании закона. Это потому что мы лишены добродетели»1. Император констатировал — если решения судебных дел неправильны, то это ведет к тому что совершившие преступление вновь творят зло, а невиновные подвергаются казни, а их родители и дети скорбят и негодуют.

В период правления династии Хань «истребление трех поколений» так же как в эпоху Цинь означало казнь невиновных — отца, матери, жены, детей и братьев преступника. Его же самого ждала мучительная смерть — татуирование, отрезание носа, отсечение обеих ног и затем избиение палками до смерти. Умершему отрубали голову и вывешивали на столб, а тело разрезали на куски на рыночной площади.

Однако жестокие наказания явно не давали ожидаемого результата и все больше вступали в противоречие с принципами, декларируемыми властью под влиянием конфуцианства. Так, в рескрипте императора Вень-ди указывалось «Закон — это основа управления страной, это орудие, при помощи которого запрещается насилие и защищаются хорошие люди»2.

В ответ на заявление сановников о том, что арест и отдача под суд родственников преступника имеют целью запугать его и затруднить нарушение закона император объявил «Мы слышали, если законы справедливы, то народ честный, а если наказания соответствуют преступлениям, то народ послушный. К тому же это чиновники являются теми, кто управляет народом и ведет его при помощи доброты. Если же они не могут вести народ при помощи доброты и еще обвиняют его, пользуясь несправедливыми законами, то такие законы, наоборот, причиняют вред народу и превращаются в нечто жестокое. Мы не видим пользы от этого»3.

В 178 г. до н.э. император отменил законы об аресте членов семей преступников и о предании их суду вместе с виновным.

Обобщая изложенное, следует признать, что взяточничество возникло еще в глубокой древности вместе с государством и уже в те далекие времена стало рассматриваться в качестве тяжкого преступления, представляющего для него смертельную опасность. Однако попытки ликвидировать коррупцию жесточайшими мерами не принесли желаемого результата, лишь выявили ее живучесть и невозможность искоренить.

Список использованных источников и литературы:

1. Антонян Ю.М. Криминология: учебник для бакалавров, 2-е изд., пере-раб. и доп. М., 2013.

2. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. В 2 т. / Отв. ред. д.ю.н., профессор Н.А. Крашенинникова. Т. 1. Древний мир и Средние века / Сост. О.Л. Лысенко, Е.Н. Трикоз — М., 2003.

3. Законы Ману. — М., изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.

4. Книга правителя области Шан (Шан Цзюнь Шу). М., 1993.

1 Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран, с.136.

2 Там же, с.137.

3 Там же, с.138.

Петрова Ю. А.1

АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ТОВАРНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА РЫНКЕ КОЖГАЛАНТЕРЕИ

Аннотация. В статье описана структура российского рынка кожгаланте-рейных изделий. Особое внимание уделено анализу структуры импорта по странам и категориям. Проведен анализ сезонности импорта кожгалантерей-ных изделий.

Ключевые слова: анализ торгового предложения, рынок кожгалантереи, сезонность.

Товарное предложение на рынке кожгалантереи это масса товаров определенного качества, предлагаемых на продажу. На рынке кожгалантереи объем и структура предложения определяются объемом выпуска ассортиментом и качеством товаров. [2]

В данном исследовании в кожгалантерею включены изделия, носимые в кармане или в сумке, а также крупногабаритные вещи; аксессуары одежды; портфели, кейсы, сумки, рюкзаки для деловых бумаг; школьные ранцы; сумки прочие; сумки различного назначения; сумки с плечевым ремнем и без ремня, без ручек; чемоданы.

На рынке кожгалантереи сложилась импортоориентированная модель, так по данным аналитиков Index Box доля импорта на рынке кожгалантерей-ных изделий стабильно превышает 70%. [3]

Рассмотрим подробно изменение импорта и экспорта в товарном предложении. Информация представлена в таблице 1. Для расчета объемов импорта и экспорта использовались базы данных ФТС РФ [4]. За период с 2013 по 2017 годы импорт кожгалантереи в Россию составил в натуральном выражении 221 610 тыс. тонн. Большая доля импорта пришлась на 2013 год и составила 28% или 62 090 тонн. В стоимостном выражении импорт за период с 2013 по 2017годы составил 3 392 млн. долл. Большая доля экспорта также пришлась на 2013 год и составила 28% или 961 млн. долл. Для данных групп товаров объем экспорта незначителен по сравнению с объемом импорта.

1 Петрова Юлия Андреевна — магистрант АНО ВО «Московский гуманитарный университет».

204

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.