Научная статья на тему 'Противодействие идеологии терроризма: политико-правовой и психолого-культурологический аспекты'

Противодействие идеологии терроризма: политико-правовой и психолого-культурологический аспекты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
210
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Невирко Дмитрий Дмитриевич, Сергиенко Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Противодействие идеологии терроризма: политико-правовой и психолого-культурологический аспекты»

УДК 343

Дмитрий Дмитриевич НЕВИРКО,

заместитель начальника Сибирского юридического института МВД России по научной работе (г. Красноярск) доктор социологических наук, профессор

Александр Сергеевич СЕРГИЕНКО,

старший научный сотрудник организационно-научного и редакционно-издательского отдела Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск), кандидат психологических наук

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА: ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ И ПСИХО ЛОГО - КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ

АСПЕКТЫ

Семинар в рамках конгрессной части 5-го специализированного форума «Современные системы безопасности - Антитеррор»

(г. Красноярск, 2 6-28 мая 2009 г.)

В современных условиях обеспечение безопасности региона невозможно без научного осмысления принципов и механизмов противодействия терроризму-

Одним из приоритетных направлений научной деятельности Сибирского юридического института МВД России является теоретическое изучение проблем борьбы с терроризмом. В рамках конгрессной части пятого специализированного форума «Современные системы безопасности -Антитеррор» (26-28 мая 2009 г.) в МВДЦ «Сибирь» Сибирским юридическим институтом МВД России совместно с Анти-

террористической комиссией Красноярского края был организован и проведен семинар «Противодействие идеологии терроризма: политико-правовой и психолого-культурологический аспекты». Специализированный форум «Современные системы безопасности - Антитеррор» является хорошей инновационной площадкой для продуктивного взаимодействия и совместного обсуждения наиболее актуальных проблем учеными и сотрудниками правоохранительных органов.

В семинаре приняли участие видные ученые г. Красноярска, представители

Национального антитеррорис тич е с к о г о комитета, аппарата Антитеррористической комиссии Красноярского края и других регионов Российской Федерации, сотрудники администрации губернатора Красноярского края и администрации г. Красноярска, Управления ФСБ России по Красноярскому краю, представители подразделений ГУВД по Красноярскому краю, сотрудники Сибирского УВД на транспорте, а также профессорско-преподавательский состав, адъюнкты и курсанты Сибирского юридического института МВД России.

Наиболее актуальные направления обеспечения безопасности Красноярского края, цели и задачи, достижение которых планировалось в ходе семинара, были освещены во вступительном слове А.В.Бука-рина , начальника Управления губернатора Красноярского края по безопасности и взаимодействию с правоохранительными органами, заместителя председателя Антитеррористической комиссии Красноярского края, а также Е.В.Марина, начальника отдела по обеспечению деятельности антитеррористической и антинаркотической комиссий Красноярского края управления Совета администрации губернатора Красноярского края по безопасности и взаимодействию с правоохранительными органами.

Центральный вопрос семинара был отражен в докладе доктора социологических наук, профессора Д.Д.Невирко, в котором он изложил результаты исследования, проведенного специалистами Сибирского юридического института МВД России и посвященного проблеме противодействия идеологии терроризма.

Проведенный теоретический анализ выявил недостаток научных разработок по комплексной организации мер, направленных на противодействие идеологии терроризма.

Понятие «идеология терроризма» можно определить как совокупность теорий, идей, представлений, направленных на формирование в индивидуальном и общественном сознании ценностей и стратегии

действий, основанных на сознательном использовании насилия или его угрозы для достижения определенных целей, заведомо неосуществимых легальным путем, включая тактику осуществления террористических актов; методов достижения поставленных целей через систематическое использование насилия, опасных способов политической дестабилизации общества; совершение наиболее общественно опасных преступлений, протест против формально-юридических отношений, сложившихся в обществе.

Механизм воздействия на идеологию терроризма предполагает разработку комплекса мер, различных по характеру и содержанию. Данные меры должны быть объединены в соответствующую систему, элементами которой выступают идейно-теоретические, социальные и правовые меры противодействия идеологии терроризма.

С точки зрения идейно-теоретических основ противодействия идеологии терроризма в первую очередь необходимо отметить, что воздействовать на идеологию насилия можно двумя способами: ретроспективным - опираясь на законодательство и правовые нормы, запретить деятельность террористических, экстремистских организаций, пресекать пропаганду и агитацию национальной, религиозной, социальной розни; ограничить показ сцен насилия в СМИ, формировать в массовом сознании отрицательный образ террористов; перспективным - разработать альтернативную ценностную систему «идеология ненасилия», формы и способы ее внедрения в массовое сознание, создавать благоприятные политические, социально-экономические условия для разрешения национальных, религиозных, социальных конфликтов мирным путем, выработать правовой механизм разрешения таких конфликтов.

Среди социальных мер противодействия идеологии терроризма Д.Д.Невирко выделил следующие: повышение общеобразовательного уровня граждан, создание условий для развития традиционной и са-

мобытной культуры; усиление пропагандистской работы среди всех слоев населения, разъяснение сути антитеррористических идей, укрепление в сознании людей понимания того, что потенциальными жертвами терактов будут не отдельные индивиды и группы, а большинство граждан; создание эффективной системы просвещения граждан в части культурного и конфессионального многообразия, исторического единства жителей страны, истории религиозной нетерпимости, геноцида и других преступлений, порожденных экстремизмом и терроризмом; переориентация СМИ на внедрение в социальную практику норм толерантного поведения; активизация культурно-просветительской работы; система патриотического воспитания.

В качестве правовых мер противодействия идеологии терроризма особое внимание , по мнению докладчика, следует уделить закреплению в общегосударственной программе концепции противодействия терроризму; совершенствованию уже имеющейся практики применения действующего законодательства по вопросам предупреждения и пресечения преступлений, связанных с возбуждением идеологической, политической, расовой, национальной, религиозной ненависти и вражды; совершенствованию нормативной базы, усилению деятельности спецслужб, а также активизации разъяснительной и профилактической работы по устранению причин и условий для формирования идеологической платформы терроризма.

К общим мерам противодействия идеологии терроризма Д.Д.Невирко отнес следующие: создание благоприятных политических, социально-экономических условий для разрешения национальных, религиозных, социально-экономических конфликтов мирным путем; расширение мер идеологического, просветительского характера; формирование общегосударственной идеологии толерантности; совершенствование правового механизма.

Наиболее актуальные проблемы информационного противодействия терроризму

в Российской Федерации были рассмотрены сотрудником аппарата Национального антитеррористического комитета, кандидатом педагогических наук В.В.Поповым. Докладчик сделал вывод о том, что реализованные в 2008 г. и в 1 квартале 2009 г. организационные и практические меры позволили создать основу для развертывания активной работы по информационному противодействию терроризму. В то же время анализ эффективности предпринятых мер, степени их влияния на ситуацию в сфере противодействия терроризму в Российской Федерации, и в первую очередь на Северном Кавказе, свидетельствует о том, что отдельно проводимые различными федеральными органами исполнительной власти мероприятия не могут достичь желаемых целей, если они не подчинены единому замыслу и не инкорпорированы в соот-ветствуюшие действия органов власти, в том числе в информационной сфере, направленные на устранение социальных причин радикализации населения.

Вопрос об организации работы органов внутренних дел края по борьбе с экстремистскими проявлениями был освещен начальником Центра по противодействию экстремизму ГУВД по Красноярскому краю Д.Г.Мирошниченко. Докладчик ознакомил участников семинара с основными задачами Центра «Э», среди которых выделил следующие:

- проведение оперативно-розыскных, профилактических и иных мероприятий, направленных на защиту законных интересов личности, общества и государства в области противодействия экстремизму;

- организация и осуществление комплекса мер по противодействию экстремизму в молодежной среде, экстремистским организациям и объединениям, национальному и религиозному экстремизму;

- осуществление профилактических мер, направленных на предупреждение преступлений экстремистской направленности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;

- предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие отнесенных к компетенции органов внутренних дел преступлений экстремистской направленности, совершенных по мотивам насильственного изменения конституционного строя, подрыва безопасности Российской Федерации, возбуждения расовой, национальной, религиозной, социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию, осуществления массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма.

Кроме того, Д.Г.Мирошниченко привел сведения о проведенной Центром «Э» в 2008-2009 гг. работе, направленной на противодействие экстремистским проявлениям на территории Красноярского края.

В завершение выступления докладчик высоко оценил организационную функцию по координации деятельности правоохранительных органов, которую выполняет Антитеррористическая комиссия Красноярского края.

Психолого-культурологический аспект противодействия идеологии терроризма нашел отражение в докладах заведующего кафедрой психологии развития Сибирского федерального университета доктора психологических наук, профессора Б.И.Хасана; заведующего кафедрой психологии профессиональной деятельности и педагогики Сибирского государственного технологического университета доктора психологических наук, профессора В.С.Нургалеева; профессора кафедры философии Сибирского юридического института МВД России доктора философских наук, профессора О.Ф.Нескрябиной; старшего научного сотрудника Сибирского юридического института МВД России кандидата психологических наук А.С.Сер-гиенко.

Б.И.Хасан обратил особое внимание на взаимосвязь уровня образования современной молодежи и степени радикализации ее настроений. Кроме того, докладчик предложил рассматривать уровень образования как психологический ресурс стратегического противодействия идеологии терроризма.

О.Ф.Нескрябина затронула вопрос формирования психологической устойчивости в системе мер противодействия идеологии терроризма. Она отметила важность анализа проблемы противодействия террористической идеологии в двух аспектах - психологическом и религиозном; указала на особую роль в воспитании устойчивости к пропаганде идей терроризма и экстремизма формирования целостной самостоятельной личности, обладающей высоким уровнем развития критического мышления.

В.С.Нургалеев в докладе «Развертывание когнитивной деятельности субъекта в контексте формирования безопасного психологического пространства личности» обратил внимание на то, что психологическая безопасность личности выступает на современном этапе развития российской государственности важной гуманитарной проблемой, поскольку сам человек, безо всякой угрозы извне, может создать для себя такие условия жизни, которые будут для него невыносимы. В связи с этим возникает необходимость подготовки человека с детства к формированию своего личностного пространства таким образом, чтобы оно было безопасным для него самого и окружающих. В.С.Нургалеев привел рекомендации, направленные на обеспечение психологической безопасности личности.

Психологический аспект противодействия идеологии терроризма был рассмотрен и в выступлении А.С.Сергиенко, в котором он охарактеризовал терроризм с позиции системного подхода и привел рекомендации по нивелированию экстремистских установок в структуре личности. Докладчик обратил внимание на то, что идеология терроризма есть категория скорее политико-правовая и при рассмотрении ее психологического аспекта эта особенность может выступать препятствием для понимания глубинных внутренних психических процессов, ее обуславливающих. Также в докладе были перечислены основные формы групповой и индивидуальной работы по профилактике идеологии терроризма.

В выступлении доцента кафедры уголовного права и криминологии СибЮИ МВД России кандидата юридических наук, доцента П.В.Тепляшина были рассмотрены основные направления криминологической и уголовно-правовой профилактики идеологии терроризма. В докладе был сделан акцент на двух основных уровнях криминологической профилактики идеологии терроризма - общесоциальном и специально-криминологическом.

Среди основных проблем, направленных на формирование системы противодействия идеологии терроризма и обеспечение ее эффективной работы, государство и общество должны решить следующие:

1) на государственном уровне при активном участии правоохранительных органов должна быть выработана общенациональная идея, способная сплотить все слои населения;

2) в рамках новой идеологической концепции необходимо развивать у людей чувство высокой гражданственности.

Кроме того, докладчик привел ряд рекомендаций, реализация которых, по его мнению, будет способствовать созданию эффективной правовой базы противодействия идеологии терроризма, позволит осуществлять должную охрану основ конституционного строя и безопасности государства , обратить внимание научной общественности и специалистов к имеющимся в данной сфере проблемам.

Проблемы универсализации подходов к идеологии терроризма в современном международном праве были рассмотрены доцентом кафедры государственно-правовых дисциплин СибЮИ МВД России кандидатом юридических наук Д.Д.Невирко . В докладе содержались рекомендации в сфере международного сотрудничества:

1) расширение числа участников международных соглашений в сфере борьбы с терроризмом и идеологией терроризма;

2) принятие Всеобъемлющей конвенции о борьбе с международным терроризмом, содержащей универсальное определение понятия терроризма;

3) разработка модельного законодательства по борьбе с терроризмом в целом и с идеологией терроризма в частности;

4) осуждение на международном уровне действий, направленных на дискредитацию официальных властей государства, борящегося с идеологией терроризма, чем активно занимаются многие зарубежные СМИ, особенно по отношению к России.

С докладом «Конституционно-правовые основы противодействия идеологии терроризма» выступил доцент кафедры государственно-правовых дисциплин СибЮИ МВД России кандидат юридических наук, доцент А.В.Безруков. В ходе выступления докладчик предложил ряд рекомендаций по совершенствованию законодательства в данной области.

У участников семинара вызвали интерес доклады консультанта управления информационной политики администрации губернатора Красноярского края Ю.А.Ком-лева «Противодействие идеологии терроризма в рамках реализации информационной политики Красноярского края», заместителя начальника отдела иммиграционного контроля УФМС России по Красноярскому краю Л.Г.Марынич «Противодействие незаконной миграции как фактор повышения уровня антитеррористической защищенности региона», сотрудника аппарата оперативного штаба в Красноярском крае А.В.Косолапова «Социально-психологические основы распространения идеологии терроризма», начальника оперативно-розыскной части криминальной милиции Сибирского УВД на транспорте В.В.Бородаева «Меры профилактики проявлений терроризма и экстремизма на объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта».

Вопросы, связанные с изучением теоретических и исторических аспектов идеологии терроризма, были рассмотрены в докладе доцента кафедры социально-экономических дисциплин СибЮИ МВД России доктора исторических наук, доцента О.В.Коноваловой. Докладчик рассмотрела основные категории идеологии терроризма, различные виды террористической де-

ятельности и эволюцию ее форм в России с начала XX в.

Также историко-теоретическому аспекту данной проблемы было уделено значительное внимание в докладе обозревателя газеты «Красноярская Версия» В.Н.Ковалева «Информационно-психологические последствия "холодной" войны, маргина-лизм и пограничное состояние сознания - источник социальной напряженности и угроза терроризма в условиях глобального кризиса».

На семинаре обсуждались рекомендации, разработанные авторским коллективом Сибирского юридического института МВД России по проблеме противодействия идеологии терроризма.

В числе общих рекомендаций были предложены:

- создание благоприятных политических, социально-экономических условий для разрешения национальных, религиозных, социально-экономических конфликтов мирным путем;

- расширение мер идеологического, просветительского характера, которые найдут отражение в таких программах федерального уровня, как «Формирование установок толерантного сознания и профилактики терроризма в российском обществе»;

- формирование общегосударственной идеологии толерантности, которая ставила бы своей целью воспитание интеллектуальной, толерантной молодежи, учитывающей и уважающей этническое, религиозное, национальное и расовое многообразие современного общества;

- совершенствование правового механизма, обеспечивающего реализацию антитеррористического законодательства и положений Конституции РФ о безопасности, о праве на жизнь, об охране здоровья, о защите чести и достоинства граждан.

Предупреждение и пресечение террористической деятельности на стадии начала формирования определенных экстремистских установок, включая террористические, является основной задачей государства.

Осуществление деятельности по недопущению проявлений идеологии терроризма возложено на органы государственной власти Российской Федерации и силовые структуры. Однако значительная роль в решении данного вопроса отводится международному сообществу, средствам массовой информации, образовательным учреждениям, общественным формированиям, религиозным организациям и политическим партиям.

Участники семинара сформулировали ряд конкретных рекомендаций. Для международного сообщества:

• соблюдать нормы международного права в аспекте противодействия терроризму;

• сгруппировать решения Европейского Суда по правам человека следующим образом:

- содержащие правовые позиции относительно общих вопросов понимания терроризма как противоправного деяния;

- о компенсации вреда, причиненного вследствие террористического акта лицам, находящимся под юрисдикцией (на территории страны);

- о нарушении прав и свобод граждан в результате осуществления мер, направленных на противодействие терроризму со стороны государства;

• расширить число участников международных соглашений в сфере борьбы с терроризмом и идеологией терроризма. Такой подход будет соответствовать резолюции Совета Безопасности ООН N№1456 (2003 г.), которая призывает государства «стать в безотлагательном порядке участниками соответствующих международных конвенций и протоколов, касающихся терроризма»;

• закрепить распространение идеологии терроризма как международное преступление. Именно в этом состоит значение единогласно принятой Советом Безопасности ООН 14 сентября 2005 г. резолюции N№1624. Новизна данной резолюции обусловлена тем, что в ее основе лежит убеждение в необходимости противостоять распространению экстремизма и вер-

бовке террористов. Важно эффективно противодействовать распространению идеологий, которые поощряют или оправдывают терроризм;

• завершить разработку Советом Безопасности и принятие ООН отвечающей современным реалиям Всемирной конвенции борьбы с терроризмом;

• согласовать, хотя бы в наиболее общих чертах, подходы государств к идеологии терроризма.

Органам государственной власти Российской Федерации:

• разработать модельное законодательство по борьбе с терроризмом в целом и с идеологией терроризма в частности;

• продолжить работу по гармонизации законодательной базы государств мира по борьбе с терроризмом;

• разработать общегосударственную программу противодействия терроризму и его идеологии, которая послужит основой для совершенствования законодательства и проведения организационно-правовых мероприятий в этой сфере, делая акцент на профилактике терроризма, минимизации последствий террористических проявлений, защите объектов террористических устремлений;

• совершенствовать практику применения действующего законодательства по вопросам предупреждения и пресечения преступлений, связанных с возбуждением идеологической, политической, расовой, национальной, религиозной ненависти и вражды, уделяя особое внимание деятельности СМИ, политических партий и иных общественных формирований;

• выработать эффективные механизмы оказания помощи жертвам экстремизма и терроризма, беженцам и вынужденным переселенцам, решительно перекрывать каналы финансирования экстремистов и террористов, в том числе из-за рубежа;

• активизировать воспитательные функции образовательных учреждений, которые должны быть направлены на укрепление духовного, морального, культурного единства нашего общества, воспитание российской гражданственности, патриотиз-

ма, исторического сознания и любви к Родине;

• освоить в системе образования ценности традиционной культуры народов России, в том числе этнические и конфессиональные, обеспечивающие формирование индивидуальной культурной, этнической и конфессиональной идентичности. Связь здесь необходима, чтобы эти различные ценности не были поставлены на службу сепаратизму;

• обеспечить прозрачность и открытость конфессиональных образовательных систем в части профессионального религиозного образования;

• завершить работы по выработке единой концепции информационно-пропагандистского обеспечения антитеррористической деятельности в России и странах СНГ;

• создать в государстве структуру, ответственную за доведение до сведения всех граждан первичной информации о совершенных террористических актах, их последствиях и жертвах;

• обеспечить своевременное предоставление СМИ в части, не противоречащей действующему законодательству, достоверных сведений о ходе расследования актов терроризма, о рассмотрении таких дел в судах и наказании виновных, компетентные комментарии событий, осуществлять контроль представления СМИ населению полученной информации;

• организовать постоянное доведение до граждан содержания и требований антитеррористического законодательства;

• максимально полно использовать возможности межпарламентских связей, работы в межпарламентских сообществах для доведения до парламентариев зарубежных стран позиции России о необходимости объединения усилий в борьбе с терроризмом, в том числе по розыску и преданию суду лиц, подозреваемых в терроризме;

• активно проводить информационно-политические мероприятия, влияющие на антитеррористическое поведение граждан (повышение общеобразовательного уровня граждан, развитие культуры, образования

населения, создание условий для развития традиционной и самобытной культуры; усиление пропагандистской работы среди всех слоев населения, разъяснение сути антитеррористических идей, укрепление в сознании людей понимания того, что потенциальными жертвами терактов будут не отдельные индивиды и группы, а большинство граждан);

• обеспечить систему мер, направленных на осуждение экстремистской идеологии и практики, терроризма, насилия в средствах массовой информации, усиление контрпропаганды, переориентации СМИ на внедрение в социальную практику норм толерантного поведения и др.;

• выработать единую технологию в освещении проблем противодействия террористическим угрозам в средствах массовой информации, тщательную регламентацию порядка освещения в СМИ ситуаций, связанных с актами терроризма;

• обеспечить тесное взаимодействие и оперативное информирование государственных структур религиозными организациями об их деятельности;

• создать эффективную систему просвещения граждан в части культурного и конфессионального многообразия, исторического единства жителей страны, истории религиозной нетерпимости, геноцида и других преступлений, порожденных экстремизмом и терроризмом;

• организовать активное участие представителей органов государственной власти в проводимой образовательными учреждениями (школами, вузами, профтехучилищами) информационной, пропагандистской и воспитательной работе антитеррористической направленности;

• запретить проведение публичных чемпионатов по компьютерным играм, сюжет которых связан с осуществлением актов терроризма от первого лица (например, Counter Strike);

• обеспечить возможность конструктивного взаимодействия различных религиозных конфессий, направленного на достижение межэтнического и межрелигиозного согласия и толерантности;

• усилить пропагандистскую работу среди населения, разъясняя суть антитеррористических идей, совершенствовать формы и методы антитеррористической пропаганды;

• способствовать активному поддержанию деятелями культуры традиций миротворчества и народной дипломатии, обычаев и традиций мирососедства и взаимопонимания, принятие деятельного участия в урегулировании и предотвращении социальных, межэтнических, меж- и внутри-конфессиональных конфликтов в регионах;

• планировать и осуществлять мероприятия, направленные на увековечивание памяти жертв терактов;

• активизировать работу молодежных военно-патриотических организаций в направлении воспитания школьников и студентов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• активизировать разработку и реализацию целевых антитеррористических программ с акцентом на выработку мер по предупреждению ядерного, радиационного, биологического и химического терроризма, а также по обеспечению защиты объектов повышенной опасности, в том числе в сфере градостроительства и на транспорте.

Правоохранительным органам Российской Федерации:

• усилить координацию антитеррористической деятельности на международном уровне, углубить взаимодействие с зарубежными правоохранительными органами, осуществляющими борьбу с терроризмом, систематическое проведение с ними совместных антитеррористических учений;

• организовать усиление пропагандистской работы среди населения, разъясняя суть антитеррористических идей, совершенствовать формы и методы антитеррористической пропаганды;

• ужесточить меры административного и уголовного воздействия в отношении религиозных организаций, проповедующих идеи насилия, нетерпимости или открыто призывающих к экстремистским действиям;

• осуществлять разъяснительно-пропагандистскую работу среди населения по по-

воду спекулятивного характера ссылок террористов на их религиозное оправдание;

• обеспечить активное участие представителей правоохранительных органов в проводимой образовательными учреждениями (школами, вузами, профтехучилищами) информационной, пропагандистской и воспитательной работе антитеррористической направленности;

• пресекать деятельность нетрадиционных деструктивных религиозных сект и объединений;

• активизировать участие силовых структур (ФСБ РФ, МО России, Генеральной прокуратуры России, Службы внешней разведки России, МВД России) в борьбе с терроризмом. Каждое министерство и ведомство Российской Федерации, с учетом специфики деятельности, должно иметь программу по противодействию терроризму, согласованную с Национальным антитеррористическим комитетом и утвержденную постановлением Правительства РФ;

• обеспечить строгий контроль за лицами, отбывавшими наказания за преступления террористической направленности. Преступники, осужденные за терроризм и участие в незаконных вооруженных формированиях, должны отбывать наказание не по месту совершения преступления, а там, где это им будет определено федеральными органами власти.

Средствам массовой информации:

• в освещении вопросов, связанных с любыми аспектами террористической деятельности, занимать позицию, осуждающую терроризм, опираться на информацию, полученную из достоверных источников, которая может быть проверена;

• при подготовке сюжетов по проблемам терроризма стараться избегать заключений и выводов, способствующих формированию у населения необоснованного чувства страха и тревоги;

• при анализе работы, проделанной органами государственной власти и силовыми структурами Российской Федерации, объективно отражать успехи и положительные тенденции;

• при освещении событий, связанных с террористическими актами, не допускать выступления теоретиков, практиков, активистов терроризма, их пособников. Сообщения должны быть строго дозированными, целенаправленными и контролируемыми, не должно быть никакой детализации терактов;

• одинаково неукоснительно соблюдать изложенные положения независимо от формы подачи информации - на телевидении, в газетах, на радио или в Интернете.

Образовательным учреждениям:

• вести постоянный мониторинг нравственно-психологического состояния учащихся, ответственность за который возложить на психологическую службу учреждения;

• занимать жесткую позицию по отношению к любым проявлениям экстремизма (в том числе ношение символики, публичные высказывания экстремистского толка, использование фотографий террористов и т.п.) среди учащихся или сотрудников учреждений;

• в образовательную программу для старшеклассников и студентов ввести спецкурс «Противодействие идеологии терроризма», в программу дисциплины «Религиоведение» включить занятия, посвященные разъяснению несоответствия террористических идей национально-религиозного характера священным текстам ортодоксальных источников;

• в образовательную программу старшеклассников и студентов включить занятия по правовому информированию, на которых разъяснялась бы степень уголовной ответственности за экстремистские деяния, а также определялся круг деяний, подлежащих уголовной, административной или иной ответственности;

• активизировать воспитательные функции образовательных учреждений, которые должны быть направлены на укрепление духовного, морального, культурного единства нашего общества, воспитание российской гражданственности, патриотизма, исторического сознания и любви к Родине;

• ввести в учебную программу школ и вузов дисциплины, в рамках которых осуществлять знакомство с основами духовных знаний человечества, уделять больше внимания данному аспекту в СМИ;

• освоить в системе образования ценности традиционной культуры народов России, в том числе этнические и конфессиональные, обеспечивающие формирование индивидуальной культурной этнической и конфессиональной идентичности с целью недопущения их использования в контексте сепаратизма, этноцентризма, конфессиональной замкнутости и нетерпимости;

Общественным формированиям и религиозным организациям:

• расширить возможности участия негосударственных структур в противодействии идеологии терроризма, предоставив им возможность проведения профилактических мероприятий по устранению предпосылок и условий формирования идеологии терроризма. Для этого следует разработать меры по обеспечению совместной деятельности органов власти и институтов гражданского общества по вопросам разработки и реализации государственной политики по предупреждению и противодействию идеологии терроризма;

• стремиться к максимальной «прозрачности» своей деятельности, особенно в вопросах, связанных с религиозным образованием!;

• не препятствовать получению оперативной информации о деятельности религиозной организации органами государственной власти и правоохранительными органами Российской Федерации;

• обеспечить прозрачность и открытость конфессиональных образовательных систем в части профессионального религиозного образования. Очень важны внутренние конфессиональные образовательные стандарты при полном невмешательстве государства в подготовку служителей религиозного культа в соответствии с действую-

щим законодательством, меры по интеграции образовательных систем российских конфессий в общенациональную российскую систему образования.

Предложенный комплекс взаимосвязанных организационно-правовых мероприятий является эффективным направлением противодействия идеологии терроризма и условием предупреждения угроз террористического характера.

Реализация данных предложений послужит в целом формированию единой системы профилактики и пресечения угроз террористического характера.

Состоялся активный обмен мнениями, в ходе которого предложенные рекомендации были одобрены.

В завершение семинара с заключительным словом выступили заместитель начальника Сибирского юридического института МВД России по научной работе доктор социологических наук, профессор Д.Д.Не-вирко и начальник Управления губернатора Красноярского края по безопасности и взаимодействию с правоохранительными органами, заместитель председателя Антитеррористической комиссии Красноярского края А.В.Букарин.

Можно отметить, что семинар «Противодействие идеологии терроризма: политико-правовой и психолого-культурологический аспекты», организованный и проведенный в рамках конгрессной части пятого специализированного форума «Современные системы безопасности - Антитеррор» (26-28 мая 2009 г.), показал глубину и сложность такого явления, как идеология терроризма. К сожалению, в настоящее время не выработаны универсальные рецепты, способные полностью предотвратить распространение идеологии терроризма, однако работа по их выработке ведется в настоящее время и залог ее успеха, по мнению участников форума, заключается, прежде всего, в консолидации сил всего современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.