Научная статья на тему 'ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ В ИНТЕРНЕТЕ: РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО СПИСКА ЭКСТРЕМИСТСКИХ МАТЕРИАЛОВ'

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ В ИНТЕРНЕТЕ: РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО СПИСКА ЭКСТРЕМИСТСКИХ МАТЕРИАЛОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
86
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПИСОК ЭКСТРЕМИСТСКИХ МАТЕРИАЛОВ / ЭКСТРЕМИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КИБЕРЭКСТРЕМИЗМ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА / ОГРАНИЧЕНИЕ ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ / ПРОПАГАНДА ЭКСТРЕМИЗМА / ЭКСТРЕМИСТСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бешукова З. М., Джинджолия Р. С.

В статье авторами федеральный список экстремистских материалов рассматривается как инструмент для противодействия экстремизму в сети «Интернет», оценивается его роль и значение в данном контексте. Отмечается, что содержание федерального списка экстремистских материалов в силу ряда причин является сложным для восприятия, что существенно снижает эффективность функционального назначения федерального списка, которое состоит в обеспечении знания лица о характере распространяемых (обнародуемых) им информационных материалов. Авторами сделан вывод, что эту проблему частично можно решить, оптимизировав поиск по федеральному списку технически.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бешукова З. М., Джинджолия Р. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COUNTERING EXTREMISM ON THE INTERNET: THE ROLE AND SIGNIFICANCE OF THE FEDERAL LIST OF EXTREMIST MATERIALS

In the article, the authors consider the federal list of extremist materials as a tool for countering extremism on the Internet, assess its role and significance in this context. It is noted that the content of the federal list of extremist materials, for a number of reasons, is difficult to perceive, which significantly reduces the effectiveness of the functional purpose of the federal list, which consists in ensuring the knowledge of a person about the nature of the information materials distributed (made public) by him. The authors concluded that this problem can be partially solved by optimizing the search on the federal list technically.

Текст научной работы на тему «ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ В ИНТЕРНЕТЕ: РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО СПИСКА ЭКСТРЕМИСТСКИХ МАТЕРИАЛОВ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_4_288 УДК 343.3

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ В ИНТЕРНЕТЕ: РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО СПИСКА ЭКСТРЕМИСТСКИХ МАТЕРИАЛОВ COUNTERING EXTREMISM ON THE INTERNET: THE ROLE AND SIGNIFICANCE FEDERAL LIST OF EXTREMIST MATERIALS

БЕШУКОВА Зарема Муратовна,

доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовного права и криминологии, Адыгейский государственный университет. 385000, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Первомайская, 208. E-mail: zarema_b2008@mail.ru;

ДЖИНДЖОЛИЯ Рауль Сергеевич,

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного права, процесса и криминалистики, Институт права, экономики и финансов Кабардино-Балкарского государственного университета имени Х.М. Бербекова. 360004, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173. E-mail: rauldjin@outlook.com;

BESHUKOVA Zarema Muratovna,

Doctor of Law, Associate Professor, Professor of the Department of Criminal Law and Criminology, Adygea State University.

385000, Republic of Adygea, Maykop, Pervomayskaya str., 208. E-mail: zarema_b2008@mail.ru;

DZHINDZHOLIA Raul Sergeevich,

Doctor of Law, Professor, Professor of the Department of Criminal Law, Process and Criminalistics, Institute of Law, Economics and Finance of Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov. 360004, Kabardino-Balkarian Republic, Nalchik, Chernyshevsky str., 173. E-mail: rauldjin@outlook.com

Краткая аннотация: в статье авторами федеральный список экстремистских материалов рассматривается как инструмент для противодействия экстремизму в сети «Интернет», оценивается его роль и значение в данном контексте. Отмечается, что содержание федерального списка экстремистских материалов в силу ряда причин является сложным для восприятия, что существенно снижает эффективность функционального назначения федерального списка, которое состоит в обеспечении знания лица о характере распространяемых (обнародуемых) им информационных материалов. Авторами сделан вывод, что эту проблему частично можно решить, оптимизировав поиск по федеральному списку технически.

Abstract: in the article, the authors consider the federal list of extremist materials as a tool for countering extremism on the Internet, assess its role and significance in this context. It is noted that the content of the federal list of extremist materials, for a number of reasons, is difficult to perceive, which significantly reduces the effectiveness of the functional purpose of the federal list, which consists in ensuring the knowledge of a person about the nature of the information materials distributed (made public) by him. The authors concluded that this problem can be partially solved by optimizing the search on the federal list technically.

Ключевые слова: список экстремистских материалов, экстремистская деятельность, киберэкстремизм, информационный экстремизм, профилактика экстремизма, ограничение доступа к информации, пропаганда экстремизма, экстремистская идеология.

Keywords: list of extremist materials, extremist activity, cyber-extremism, information extremism, prevention of extremism, restriction of access to information, propaganda of extremism, extremist ideology.

Для цитирования: Бешукова З.М., Джинджолия Р.С. Противодействие экстремизму в интернете: роль и значение федерального списка экстремистских материалов // Право и государство: теория и практика. 2023. № 4(220). С. 288-290. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_4_288.

For citation: Beshukova Z.M., Dzhindzholia R.S. Countering extremism on the Internet: the role and significance of the Federal list of extremist materials // Law and state: theory and practice. 2023. No. 4(220). pp. 288-290. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_4_288.

Статья поступила в редакцию: 21.02.2023

В условиях быстро изменяющегося мира одной из наиболее важных стратегических задач, стоящих перед Российской Федерацией, является противодействие экстремистской деятельности. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации отмечается, что «усиливающаяся нестабильность в мире, рост радикальных и экстремистских настроений могут привести к попыткам разрешить нарастающие межгосударственные противоречия за счет поиска внутренних и внешних врагов, к разрушению экономики, традиционных ценностей и игнорированию основных прав и свобод человека». В данном документе к числу угроз государственной и общественной безопасности среди прочего отнесены проявления экстремизма, как оказывающие на общественно-политическую обстановку крайне негативное (дестабилизирующее) влияние.

Информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет» является основным источником и каналом для распространения и пропаганды экстремистской идеологии в обществе, а также инструментом управления общественным сознанием в целом, что объективно обусловлено рядом преимуществ ее использования [1, с. 263-265]. Особо необходимо отметить, что виртуальное пространство для целей осуществления экстремистской и террористической деятельности используется достаточно давно. Однако интенсивное развитие цифровых технологий, являющееся неотделимым и главным атрибутом современного мира, во-первых, придало ускорение вызовам, связанным с распространением экстремистской идеологии, и, во-вторых, обозначило новый вектор таких угроз, обусловленный обновлением способов совершения преступлений, являющихся проявлением экстремистской деятельности. Лидеры и члены преступных объединений активно используют возможности современных информационно-телекоммуникационных технологий. В результате ежедневно увеличивается скорость процессов распространения и пропаганды

Уголовно-правовые науки

экстремистской идеологии, а также растет количество потенциальных рекрутов для участия в различных экстремистских и террористических объединениях.

В Российской Федерации имеется ряд инструментов для противодействия экстремизму в сети «Интернет». Например, блокирование во внесудебном порядке доступа к информации, содержащей среди прочего призывы к осуществлению экстремистской деятельности; законодательно регламентированное требование к владельцам новостных агрегаторов о недопущении распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов и др. Однако к числу, пожалуй, самых первых из них следует отнести законодательную регламентацию порядка признания информационных материалов экстремистскими.

В 2002 году, как ответ на возникшую угрозу, в Российской Федерации выработана система мер, направленных на противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма. Именно тогда, т.е. более двадцати лет назад с осознанием особой опасности экстремизма, появился последний из названных выше инструментов для противодействия экстремизму в сети «Интернет».

Законодательно регламентированным следствием признания информационного материала экстремистским, вступившим в законную силу решением суда, является обязательное включение такого материала в федеральный список экстремистских материалов (далее по тексту федеральный список, список) в установленный законом срок, а именно в течение тридцати дней. Ведение, опубликование и размещение в сети «Интернет» обозначенного списка осуществляется Министерством юстиции РФ. Документом, регламентирующим порядок ведения федерального списка, является Приказ Минюста России от 11 декабря 2015 г. № 289 (ред. от 24.11.2016). В п. 3 данного приказа установлены требования к содержанию федерального списка, согласно которым в него в обязательном порядке должны быть включены порядковый номер записи в федеральном списке; наименование, реквизиты и иные индивидуализирующие признаки экстремистского материала; реквизиты судебного акта (решения, приговора, постановления, определения) о признании информационного материала экстремистским; дата включения в федеральный список, размещенный на официальном сайте Минюста России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.minjust.ru), сведений об информационном материале. В п. 7 названного выше приказа специально оговаривается, что «наименования, реквизиты и иные индивидуализирующие признаки экстремистских материалов включаются в федеральный список в строгом соответствии с резолютивной частью судебного акта».

Следует отметить, что de jure федеральный список появился в 2002 году. Однако впервые он был опубликован 14 июня 2007 года, и этот факт позволяет говорить о том, что именно этот день является началом формирования списка de facto.

Впервые опубликованный федеральный список состоял из 14 пунктов. По состоянию на 14 апреля 2023 г. федеральный список состоит из 5341 пунктов. Ошибочным является утверждение, что список содержит 5341 наименований, поскольку ряд из них исключен. По нашим данным, полученным в результате анализа списка, исключены наименования под порядковыми номерами 262, 362-364, 413, 632-660, 667, 677-679, 682, 914, 915, 1088-1090, 1284-1286, 1289, 1293-1304, 1307-1309, 1311, 1312, 1314-1318, 1320, 1321, 1323-1331, 1333-1335, 1341-1344, 1346-1351, 1450, 1674, 2020, 2103, 2127, 2342, 2343, 2348, 2444, 2595, 2954, 2966, 2980, 2989, 3322, 3381, 3452-3455, 3571-3590, 3629, 3700-3702, 3712-3714, 3719, 3722, 3723, 3795-3814, 3965, 3966, 4024, 4025, 4055-4057, 4168-4171, 4175, 4187-4191, 4194, 4195, 4203-4205, 4215-4220, 4222-4224, 42284231, 4233-4235, 4258-4270, 4541, 4595-4597 и 5225.

Если обратиться к соответствующим строкам федерального списка, можно обнаружить, что только в одном случае сделано уточнение об основании исключения информационного материала из списка. При этом из списка, как указано выше, исключено около 200 наименований. Этот названный единственный случай указан в строке под порядковым номером 632. В ней, помимо записи об исключении материалов из списка, приводятся дополнительно следующие данные: а) наименование суда, б) дата вынесения определения судом, в) уточнение, что суд определил произвести поворот исполнения решения суда в отношении материалов с номерами 632 по номер 660 включительно, путём исключения их из списка, г) уточнение, что под этими номерами расположены информационные материалы Л. Рона Хаббарда, д) дата вступления определения суда в законную силу. Однако следует констатировать, что наличие этих пояснений не даёт достаточно ясных представлений в отношении каких конкретно информационных материалов было вынесено решение об их признании экстремистскими, которое впоследствии было отменено.

Еще одно обстоятельство, заслуживающее внимания, это наличие уточняющих пометок в пунктах 667, 677-679 и 682, которые отсылают к другим порядковым номерам федерального списка. Например, в графе напротив пункта 667 указано: «Запись исключена из списка (смотри № 616)». Полагаем, что вероятнее всего, в перечисленных случаях записи были исключены по причине повтора содержания ранее внесенных пунктов. Иными словами, например, под пунктами 667 и 616 был расположен один и тот же экстремистский материал [2, с. 395-396].

Полагаем, что основное (самое существенное) функциональное назначение федерального списка заключается в обеспечении знания лица (лиц) о характере распространяемых (обнародуемых) им (ими) информационных материалов. Именно в этом и есть предназначение федерального списка, а иначе смысл в его опубликовании в средствах массовой информации и размещении в сети «Интернет» полностью отсутствовал бы. В то же время следует констатировать, что на сегодняшний день он названную функцию не выполняет в полном объеме.

Одним из авторов настоящего исследования достаточно детально проанализировано содержание федерального списка экстремистских материалов, что позволило выявить ряд его существенных недостатков и предложить рекомендации по их устранению и (или) минимизации [2, с. 395-402]. Дублировать ранее обнародованный материал считаем нецелесообразным и отсылаем заинтересованного читателя к ранее опубликованным работам [2; 3]. В связи с этим в контексте функционального назначения федерального списка, обозначенного нами ранее, как обеспечение знания лица о характере распространяемых (обнародуемых) им информационных материалов, ограничимся лишь указанием на

следующий недостаток списка его содержание является тяжелым для восприятия и понимания, и в нём сложно ориентироваться. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что на сайте Минюста России появилась возможность поиска по федеральному списку, т.е. теперь он оснащен поисковой строкой. Относительно недавно в литературе отмечалось, что по отдельным запросам в поисковике система результатов не выдает [4, с. 70]. В настоящий момент никаких ограничений по вводимым ключевым словам в поисковую строку нами установлено не было. Однако в свою очередь отметим, что при введении в поисковую строку слова с орфографической ошибкой (а она вполне может быть допущена как по незнанию верного написания того или иного слова, так и по невнимательности), поиск результатов не выдает. Следовательно, поиск по федеральному списку не является достаточно результативным, что сказывается на его релевантности, т.е. соответствию поисковой выдачи запросу пользователя. Для иллюстрации приведем пример: под порядковым номером 5 списка расположен признанный экстремистским информационным материалом кинофильм «Вечный жид». Если в строку поиска ввести правильное написание названия данного кинофильма, то система выдает 13 результатов, а именно, информационные материалы под порядковыми номерами 5, 1144, 3131, 3513, 3514, 3515, 3516, 3517, 3518, 3519, 3520, 3521 и 3522. Однако если в строку поиска ввести название с ошибкой в одной букве, например, допустив ее во втором слове наименования кинофильма вместо буквы «д» написать букву «т», то поисковая выдача будет нулевая. Полагаем, что приведенный пример наглядно доказывает, что подобная несовершенная организация поиска в федеральном списке экстремистских материалов, состоящем из 5341 пунктов (!) в свою очередь существенно снижает эффективность его функционального назначения, которую наоборот необходимо повышать. И сделать это можно, улучшив поиск по списку с технической точки зрения, а именно, поисковый движок должен учитывать контекст и тип запроса, синонимы и словоформы, включать функции автокоррекции опечаток, автозаполнения или подсказок и многое другое.

В заключение отметим, что федеральный список экстремистских материалов, несомненно, играют важную роль в противодействии экстремизму. Предложенное в настоящем исследовании решение является всего лишь одним из возможных вариантов повышения эффективности функционального назначения федерального списка, которое состоит в обеспечении знания лица (лиц) о характере распространяемых (обнародуемых) им (ими) информационных материалов.

Библиогра фия:

1. Бешукова З.М. Противодействие экстремизму в Интернете: международный, зарубежный и внутригосударственный аспекты // Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2013. № 6 (11). С. 263269.

2. Бешукова З.М. Механизм уголовно-правового противодействия экстремистской деятельности: содержание, структура, основные направления оптимизации: дис. ... д-ра юрид. наук. Краснодар, 2020. 632 с.

3. Бешукова З.М. К вопросу о криминализации массового распространения экстремистских материалов: некоторые дискуссионные аспекты // Административное и муниципальное право. 2016. № 8. С. 649657.

4. Агамиров К.В. Правовые вопросы формирования федерального списка экстремистских материалов: теоретические и практические аспекты // Образование и право. 2022. № 9. С. 6570.

References:

1. Beshukova Z.M. Countering extremism on the Internet: international, foreign and domestic aspects // Library of Criminalist. Scientific journal. 2013. No. 6 (11). p.

263269.

2. Beshukova Z.M. The mechanism of criminal legal counteraction to extremist activity: content, structure, main directions of optimization: dis. ...Dr. yurid. sciences'. Krasnodar, 2020. 632 p.

3. Beshukova Z.M. On the issue of criminalization of mass distribution of extremist materials: some controversial aspects // Administrative and municipal law. 2016. No.

8. p. 649657.

4. Agamirov K.V. Legal issues of the formation of the federal list of extremist materials: theoretical and practical aspects // Education and Law. 2022. No. 9. p. 6570.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.