УДК 327;323.12
Противодействие экстремизму и терроризму
Опыт Балканских стран
Елена ПОНОМАРЕВА Ана ДИМИТРОВСКА
Экстремизм и терроризм, несмотря на усиливающиеся со стороны отдельных акторов мировой политики, и прежде всего России, меры противодействия, остаются не только одной из глобальных проблем современности, но и являются серьёзными «угрозами государственной и общественной безопасности» [1] каждой конкретной страны. В ряду наиболее значимых тенденций последних лет следует назвать увеличение роли информационно-коммуникативного фактора [2] в распространении террористических и экстремистских действий, что ведёт к проникновению радикальных взглядов и действий вглубь общества, к захвату ими всё больших не только географических, но и ментальных пространств. Одной из наиболее уязвимых для этого зоной являются Балканы, где из-за культурно-исторических, со-
ПОНОМАРЕВА Елена Георгиевна - профессор, доктор политических наук, профессор кафедры сравнительной политологии МГИМО(У) МИД России. SPIN-код: 9664-7471, E-mail: [email protected]
ДИМИТРОВСКА Ана - аспирантка кафедры мировых политических процессов МГИМО(У) МИД России. E-mail: [email protected]
Ключевые слова: Балканы, Босния и Герцеговина, Македония, терроризм, экстремизм, контртеррористическая деятельность, социализация радикальных элементов.
1 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации // Российская газета. 2015. 31 декабря // URL: https://rg.ru/2015/12/31/nac-bezopasnost-slte-dok.html
2 Сундиев И. Ю., Смирнов А. А., Кундетов А. И. [и др.]. Теория и практика информационного противодействия экстремистской и террористической деятельности. М.; Вологда: Полиграф-Книга, 2014. С. 4.
циально-экономических и политических причин деструктивные силы чувствуют себя довольно комфортно [3].
В настоящее время в регионе существует четыре основные дестабилизирующие детерминанты.
Во-первых, это рост числа «зон неправа» [4, с. 43-44] или в балканском варианте - параджматов, общин, существующих вне правовой и политической системы страны.
Только в Боснии и Герцеговине (БиГ) их насчитывается 64. Параджматы, по сути, представляют собой парамиллитарные базы, в которых осуществляются индоктринация, боевая подготовка и другие действия по формированию боевиков. 22 из 64 параджематов не являются частью исламского сообщества БиГ и действуют с экстремистских позиций, поощряя «священный» джихад [5].
Во-вторых,, это разрастающиеся поселения ваххабитов. По имеющимся данным, это сообщество превышает 6200 радикальных исламистов и представляет одну из крупных ячеек исламистского движения в Европе, насчитывающее, по некоторым оценкам, более 100 тыс. членов [6].
Ещё одним фактором угрозы является активно развивающийся так называемый «маршрут мечетей» (цамщска рута) - новый путь, по которому мигранты из Азии, в числе которых скрытые/«спящие» члены таких террористических организаций, как ИГИЛ, «Фронт ан-Нусра» и «Аль-Каида» *, пытаются попасть в западноевропейские страны. «Маршрут мечетей» в настоящее время проходит через Албанию, Черногорию, Сербию, БиГ и Хорватию. Название этой «тропы мигрантов» определено строительством разветвлённой сети мечетей, обеспечивающих по всему пути следования мусульман из стран Ближнего Востока всяческую поддержку (материальную, логистическую, информационную) [7].
И наконец, последняя по перечислению, но не по значению, четвёртая детерминанта - вернувшиеся из зон боевых действий «солдаты удачи», которые формируют в своих странах «спящие» террористические ячейки, представляющие потенциальную угрозу не только безопасности Балканских стран, но и Европы в целом.
3 ПономареваЕ. Г. Балканы как зона (дез)интеграции // Развитие и экономика. 2013. № 5. С. 82.
4 ПономареваЕ. Г., Димитровска А. Балканский узел международного терроризма // Обозреватель-Observer. 2018. № 5.
5 Гали)ашевик Ц. БиХ ]е терористичка претаа за сво]е окружеае и за европски мир и ста-билност // URL: http://www.nspm.rs/hromka/dzevad-galijasevic-bih-je-teroristicka-pretnja-za-svoje-okruzenje-i-za-evropski-mir-i-stabilnost.html
6 Галщашевик Ц. Епитаф за Босну. Босна после Алще и Бин Ладена. Београд: Филип Вишаий, 2017. C. 23.
7 Наста]е "цамщска рута" миграната // URL: http://www.rts.rs/page/stories/ci/story/37 region/3156514/nastaje-dzamijska-ruta-migranata.html
* Деятельность организаций законодательно запрещена на территории Российской Федерации.
Наиболее уязвимыми для деятельности экстремистских и террористических группировок на территории Балкан являются Босния и Герцеговина и районы проживания албанского населения, исповедующего ислам в Македонии. Названные территории используются террористическими и экстремистскими организациями для активной вербовки и подготовки боевиков, которые включаются в вооружённые формирования далеко за пределами региона - в Ираке, Ливии, Сирии.
Для противодействия названным вызовам начиная с 2012 г. правительствами этих Балканских стран разрабатываются контртеррористические стратегии, вносятся изменения в национальные законодательства, включающие как репрессивные меры, так и превентивный набор инструментов и мер по борьбе с экстремизмом и терроризмом. Однако до сих пор остаётся открытым вопрос: насколько эффективна такая контртеррористическая деятельность?
Контртеррористическая практика боснийского правительства
В 2015 г. правительством БиГ была утверждена Стратегия по предотвращению и борьбе с терроризмом на период 2015-2020 гг. [8]. В октябре 2016 г. Совет министров республики принял рамочный план действий по её осуществлению [9].
Борьба с экстремизмом и радикализацией, которые могут привести к терроризму, предполагает использование как жёстких, так и мягких подходов. Государство в целом, а также его субъекты (энтитеты) -Федерация Боснии и Герцеговины, Республика Сербская и район Брчко - имеют собственные планы противодействия терроризму, ключевыми пунктами которых являются меры, направленные (что кажется весьма странным в условиях раз-
растания террористической угрозы) на реабилитацию вернувшихся наёмников, в том числе и поощряя терпимость и диалог в обществе, а также укрепляя и поддерживая в этом вопросе местные общины. Это можно отнести к мягким мерам.
В ряду жёстких - уголовная ответственность за преступления, связанные с террористической деятельностью, включая вербовку, подготовку, финансирование и организацию террористических групп. Законы республики предусматривают уголовную ответственность также за подстрекательство к террору и являются ответной реакцией на рекомендации ООН для глобальных антитеррористических институтов.
8 Strategija Воэпе 1 Неп^сгопе 2а ргетепсуи 1 ЪогЪи ргс^гу 1егог12ша 2015-2020 // иКЬ: http://www.vijeceministara.gov.ba/akti/prljedlozi_zakona/default.aspx?id=20286&langTag=hr-HR
9 Izyjestaj о Bosni ! Hercegov1пi za 2016. Godinu. Evropska Komisija, 2017 // URL: gov.ba/dei/media_servis/vijesti/default.aspx?id=17696&langTag=bs-BA
Летом 2014 г. были внесены поправки в Уголовный кодекс БиГ в ст. 162Ь («Незаконное образование и присоединение к иностранным паравоенным или параполицейским образованиям»). Тем самым преследованию и наказанию подвергаются лица, которые организуют, направляют, обучают, оборудуют или вербуют население для присоединения к иностранному военному, полувоенному или параполицейскому образованию, которое действует за пределами Боснии и Герцеговины [10].
Кроме того, к лицам, связанным с «Аль-Каидой», ИГИЛ и «Фронтом ан-Нусра», применяется режим санкций Совбеза ООН, а в отношении представляющих потенциальную угрозу безопасности действует практика усиленного контроля и наблюдения. За участие в иностранных вооружённых формированиях республиканский закон предусматривает лишение свободы на срок не менее пяти лет за организацию, обучение, вооружение и вербовку лиц или группы людей для участия в иностранных военных, паравоенных или пара-полицейских формациях, действующих за пределами БиГ, и не менее трёх лет за участие в иностранных военных, паравоенных или параполи-цейских формациях; от года до 10 лет за другие виды деятельности, связанные с иностранными боевыми действиями, такие как финансирование, планирование, содействие и вербовку [11].
В настоящее время в правительстве и парламенте обсуждаются законодательные поправки, предполагающие увеличение сроков тюрем-
ного заключения и отмену штрафа вместо изоляции для лиц, связанных и участвующих в иностранных боевых действиях [12, р. 30].
Ключевую роль в расследовании и сборе разведданных о преступлениях, связанных с терроризмом, играют институты, имеющие общенациональную юрисдикцию.
Это Государственное агентство по расследованию и защите (SIPA) и Агентство разведки и безопасности БиГ (OSA). Из-за уникальной внутренней структуры страны [13] полицейские агентства Федерации БиГ, Республики Сербской и района Брчко, каждое на своём уровне, также участвуют в расследованиях. В Министерстве безопасности БиГ особая роль в проведении расследований, связанных с терроризмом, принадлежит специализированным подразделениям, включая департаменты по борьбе с терроризмом, организованной преступностью, коррупцией, военными преступлениями и злоупотреблением наркотиками, а также отдел финансовой разведки (действующий в рамках SIPA) и пограничную полицию.
Пенитенциарная система БиГ состоит из 14 тюрем общего режима. Семь их них находится на территории Федерации БиГ; шесть - в Республике Сербской и один объект содержания под стражей расположен в районе Брчко. Тюрем строго режима всего три: одна - в Федерации БиГ и две - в Республике Сербской.
Так, 12 лиц, осуждённых за участие в боевых действиях за рубежом, отбывают тюремное заклю-
10 Zakon o dopuni kriviynog zakona Bosne i Hercegovine // URL: https://advokat-prnjavorac. com/zakoni/dopuna-krivicnog-zakona-BIH.pdf
11 Krivicni zakon Bosne i Hercegovine. Clan 162b // URL: https://advokat-prnjavorac.com/ zakoni/Krivicni_zakon_BiH .pdf
12 A Waiting Game: Assessing and Responding to the Threat from Returning Foreign Fighters in the Western Balkans // Regional Cooperation Council. 2017 // URL: file:///C:/Users/Ana/ Downloads/2017-11-A-Waiting-Game-29112017%20(4).pdf
13 Пономарева Е. Г. Босния и Герцеговина: государство без государственности // Вестник МГИМО-Университета. 2011. № 1. С. 9-10.
чение в тюрьмах Зеницы, Сараево, Бихача и Тузлы. Двое боевиков уже отбыли наказание.
Выполняя требования Евросоюза, правительство БиГ приступило к строительству тюрьмы с режимом максимальной безопасности на 350 мест (300 заключённых и 50 задержанных) в Войко-вичском районе Сараево. Данное сооружение должно стать самой безопасной (в плане побега) тюрьмой в регионе и предназначается для содержания совершивших особо тяжкие преступления.
Строительство ведётся за счёт кредита Банка развития Совета Европы в размере 19,3 млн евро; 6,45 млн евро инвестировало правительство БиГ; 9,15 млн евро - это сумма пожертвований; техническая помощь от Европейской комиссии составила 1,7 млн евро, пожертвование Швеции -2 млн евро.
Итого на строительство тюрьмы ушло почти 38 млн евро!
Не осталась в стороне и Америка - правительство США предоставило 1,1 млн долл. на обучение тюремного персонала.
Все эти затраты связаны прежде всего с необходимостью гармонизации уголовно-исполнительной системы республики со стандартами ЕС. Стратегия по реформированию сектора юстиции за период 20142018 гг. предусматривает:
- согласование законов БиГ, её субъектов и ЕС;
- создание единой группы для подготовки персонала тюрем по всей стране;
- разработку централизованной системы сбора данных о тюрьмах.
Иными словами, уровень балканских тюрем должен быть поднят
до европейского - нужно же думать о комфорте заключённых, даже если они террористы и наркоторговцы!
В этом заключается иезуитская логика политики по защите «прав человека».
Ну, а пока гармонизируются стандарты, устойчивую тенденцию имеет радикализация заключённых [14]. Меры, направленные на купирование этого явления, явно ограничены и недостаточны.
К ним относятся:
- изоляция заключённых, занимающихся пропагандой радикальных учений;
- ограничение их социальных взаимодействий, в том числе контроль за почтовыми и электронными сообщениями, чтобы не допустить попадания экстремистских материалов в тюрьму.
Еврокураторы обращают особое внимание на то, что в стране не разработан механизм психологической помощи и реабилитации, грубо говоря, девербовки [15]. Однако очевидно, что психологическими тестами проблему роста экстремизма и терроризма не решить.
В республике становится всё небезопаснее: ежемесячно в страну из зон боевых действий возвращаются боевики.
Согласно журналистским расследованиям, с 2012 г. в Сирию и Ирак уехали воевать более 240 взрослых мужчин [12, р. 53]. Официальные лица сообщают, что к июню 2016 г., примерно 50 боснийцев были убиты во время конфликтов в Ираке
14 Vidacak Lj.: Opasnost sirenja radikalizma u bh. Zatvorima // URL: https://www.vecernji.ba/ Vjesti/opasnost-sirenja-radikalizma-u-bh-zatvorima-1159598
15 ПономареваЕ. Г. Балканский рубеж. Время собирать камни. М.: Книжный мир, 2018. С. 255-256.
и Сирии, ещё 50 вернулись в Боснию, а 90 боснийских мужчин, 50 женщин и 80 детей по-прежнему остаются там [16].
В феврале 2018 г. аналитический центр Б^с&роХ подготовил доклад под названием «Балканские иностранные боевики возвращаются: что делать?», в котором приводятся данные о том, что на момент подготовки доклада на территории Ирака и Сирии остаются 60 женщин и 81 ребенок, приехавшие из Босни и Герцеговины [17].
Согласно документу численность боснийских женщин самая высокая в иностранных общинах на территории Сирии и Ирака под властью ИГИЛ. Некоторые из них покинули свои дома, чтобы присоединиться к мужьям или детям по дороге в Сирию, а некоторые отправились в «халифат», покинув свои семьи в Боснии.
В докладе отмечается, что если ранее женщины только воспитывали детей как будущих солдат и в заключали браки с террористами, то в настоящее время они - активные участницы строительства «халифата», проводящие вербовку и индоктри-нацию не только женщин и детей, но и мужчин.
ИГИЛ всё активнее использует «слабый пол» в организации и осуществлении насильственных действий.
Подтверждением тому является рост количества женщин-террористок: в первой половине 2017 г. 23% от общего числа террористов, участвовавших в террористических акциях на территории Европы, - женщины. Что же касается детей, то все, кто старше 15 лет, участвуют в боевых действиях, а подготовка начинается с девятилетнего возраста. Кроме того, дети моложе 15 лет используются для
перевозки оружия, охраны стратегически важных районов, ареста гражданских лиц, а также в качестве террористов-смертников [17].
Дети являются главным объектом индоктринации, превращаются в лояльных сторонников террористических действий, а военный опыт сильно влияет на их моральное, эмоциональное и когнитивное развитие, что в долгосрочной перспективе создаёт риск для их психического здоровья и общества после их возвращения в БиГ.
Обе группы, включённые в «пара-миллитарный конвейер» [4, с. 43], и женщины и дети, представляют собой перманентную угрозу национальной, региональной и глобальной безопасности, поскольку трудно оценить степень их приверженности экстремистским взглядам и террористическим группировкам, а также их мотивацию стать активными или пассивными участниками.
В конце 2017 г. из Сирии и Ирака в БиГ вернулись 53 чел., включая трёх женщин и четырёх детей [12]. Однако важен не столько количественный показатель возвращенцев, сколько тот факт, что каждый четвёртый вернувшийся из зоны боевых действий гражданин БиГ ранее был осуждён за преступления или имел приводы в полицию. Большинство из них исповедуют радикальный ислам. Логично предположить, что они продолжат вербовочную работу.
Однако несмотря на довольно жёсткое законодательство в отноше-
16 Bosnia & Herzegovina: Extremism & Counter-Extremism // Counter Extremism Project // URL: https://www.counterextremism.com/countries/bosnia-herzegovina
17 Balkan Foreign Fighters Are Coming Back: What Should Be Done? // URL: http://stratpol.sk/ balkan-foreign-fighters-are-coming-back-what-should-be-done/
нии вернувшихся боевиков, некоторые судебные преследования лиц, подозреваемых в участии в боевых действиях за рубежом, оказываются «замороженными» в силу того, что многие из них покинули республику до принятия законодательных поправок (2014 г.), предусматривающих уголовную ответственность за участие в вооружённых конфликтах за рубежом. В результате возникает коллизия: на известных преступников действующий закон не распространяется. Максимум, что может сделать в такой ситуации государство - оштрафовать за организацию или за причастность к террористической группе [12, р. 31]. Это похоже на средневековые индульгенции, когда за убийство или грабёж можно было купить отпущение грехов.
Серьёзной критики также заслуживает использование практики сделок о признании вины, что приводит к вынесению вернувшимся комба-тантам более мягких приговоров. Большинство обвиняемых, которые признали свою вину и откровенно рассказали о своём участии в военном конфликте в Сирии, получили всего лишь год тюремного заключения [17].
Например, из 22 привлечённых к судебной ответственности лиц в БиГ 11 были осуждены по ст. 162б, которая предусматривает уголовную ответственность за участие в наёмничестве, а остальные были обвинены по законам, криминализирующим терроризм и связанные с ними правонарушения. В двух случаях суд заменил наказание в виде тюремного заключения на выплату штрафов в размере 23 тыс. и 36 тыс. конвертируемых марок (11,5 тыс. и 18 тыс. евро соответственно) [12].
За последние 18 месяцев в Боснии и Герцеговине было вынесено десять приговоров второй
инстанции: 16 чел. были приговорены в совокупности к 30 годам и восьми месяцам лишения свободы за то, что собирались отправиться, отправились воевать или вернулись из Сирии и Ирака [17].
Анализ законодательной базы, политической и уголовно-процессуальной практики БиГ позволяет сделать вывод, что главные усилия правительства республики направлены на контрпропаганду радикализма и экстремизма, развитие диалога и терпимости в обществе, осуждение злоупотребления религией для распространения идей радикального исламизма и терроризма. Исламская община в республике даже обязуется заниматься подготовкой имамов-контрпропагандистов. ОБСЕ и другие международные организации реализуют с этой целью краткосрочные проекты, рассчитанные на привлечение к решению проблемы возвращенцев и дерадикализа-ции местных общин силами местных НКО и видных общественных деятелей республики. Совершенно очевидно, что диалог с террористами невозможен, как и не может быть эффективной политика терпимости по отношению к вернувшимся из горячих точек. Не понимать этого ни политики в Сараево, ни их кураторы из Брюсселя и Вашингтона не могут, а значит, все подобные инициативы направлены на самом деле не на борьбу с угрозой дестабилизации региона и мира, а на её поддержку.
К сказанному следует добавить, что в БиГ нет действенных механизмов ресоциализации женщин и детей, которые сопровождают ком-батантов, предпринимаются лишь попытки разработки программ по безболезненному для общества
включению в жизнь республики возвращающихся из зон боевых действий женщин и детей.
С апреля 2017 г. по март 2018 г. под эгидой Совета Европы и правительства Великобритании в БиГ был реализован проект по поддержке реинтеграции заключённых, отбывавших наказание за участие в экстремистской и террористической деятельности. Главная цель программы - предотвратить возвращение отбывших срок заключённых в прежнюю среду. Организаторы проекта полагают, что стандартизация механизмов оценки рисков по всей территории БиГ (в каждой организации и административной единице) и регулярная оценка психоэмоционального состояния заключённых позволит выработать наиболее подходящие меры по возвращению их к нормальной жизни и отказу от экстремистской и террористической активности [18].
С 5 по 8 июля 2018 г. в стране побывали члены Специального комитета Парламентской ассамблеи ОБСЕ по борьбе с терроризмом (ССТ). Возглавлявший делегацию председатель Специального комитета Макис Вори-дис (Греция) заявил, что Миссия ОБСЕ в Боснии и Герцеговине проводит образцовую работу в области борьбы с терроризмом, в том числе путём мониторинга осуществления антитеррористической стратегии
БиГ [19]. Все подобные заявления скорее соответствуют известной фразе И. А. Крылова «кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку», чем отражают реальное положение вещей.
Несмотря на всё, что предпринимается государством якобы для борьбы с терроризмом и радикализацией, многие эксперты утверждают, что у боснийских властей во главе с президентом Б. Изетбеговичем не просто отсутствует политическая воля для подлинной борьбы с терроризмом и радикализацией ислама, но именно боснийские власти содействуют укоренению данных явлений в стране [20].
Действительно, активное распространение радикального ислама, функционирование лагерей подготовки боевиков невозможны без доброго и хорошо оплаченного согласия государства, как и без поддержки части международного сообщества, возглавляемого США. Об этом свидетельствует как сам характер предпринимаемых правительством мер, создающих благоприятные условия для вернувшихся боевиков, делающим акцент на программах по реинтеграции и ресоциализации вместо криминализации, так и сам факт, что в Боснии и Герцеговины на данный момент действуют 45 террористических лагерей и 64 параджмата [21].
18 С)^ Dz.: В1Н deradikalizacijom йеН prevaspitati teroriste ! radikaliste, strucnjaci yjeruju и promjene // URL: https://www.kl1x.Ъa/y1jesti/Ъ1h/Ъ1h-deradikal1zac1joш-zel1-prevasp1tat1-teror1ste-1-rad1kal1ste-strucпjac1-yjeruju-u-proшjeпe/171005056
19 Чланови комисще упознати са изазовима у борби против тероризма // URL: http://www. srпa.rs/пovost1/601216/clanov1-koш1s1je-upozпat1-sa-1zazov1шa-u-ЪorЪ1-prot1v-teror1zшa.htш
20 Gal1|asev1c predstavio «Epitaf za Bosпu» // URL: http://www.ЪI1c.rs/vest1/repuЪI1ka-srpska/ gal1jasey1c-predstay1o-ep1taf-za-Ъosпu/vs0nftz
21 Gal1jasev1c: «Dzamijska ruta» пajveca ЪezЪedпosпa pretпja Е^т^ // URL: https://1nfoЪrif. rs/2018/06/06/galyasev1c-dzaшijska-ruta-пajveca-ЪezЪednosпa-pretпja-evrop1/
Противодействие угрозам экстремизма и терроризма: опыт Македонии
Выступая на Международной конференции «Преодоление вызовов насильственного экстремизма и радикализации», организованной совместно МВД Македонии и Миссии ОБСЕ в Скопье (сентябрь 2017 г., Охрид), министр внутренних дел Македонии О. Спасовски подчеркнул: «Борьба с насильственным экстремизмом и радикализацией является одним из ключевых приоритетов страны» [22]. Учитывая, что Македония постоянно сталкивается с асимметричными угрозами, связанными с частыми проявлениями этнической и религиозной нетерпимости, которые создают благоприятную атмосферу для роста экстремистских настроений, что в свою очередь становится питательной средой для роста террористической угроз. Своей ключевой задачей правительство республики считает раннее выявление возможных угроз. Помочь решить существующую проблему призвана принятая в марте 2017 г. Национальная стратегия борьбы с насильственным экстремизмом и терроризмом [23], в рамках которой, как и в БиГ, особое вни-
мание уделяется ресоциализации лиц, которые участвовали в военных конфликтах на Ближнем Востоке.
План действий по осуществлению Национальной стратегии предполагает использование довольно широкого спектра репрессивных мер в борьбе с терроризмом. Однако превентивным мерам борьбы с радикализацией и насильственным экстремизмом, с точки зрения представителей США и ЕС, которые резко критиковали Стратегию, уделяется мало внимания [24]. В результате в конце лета 2017 г. постановлением правительства Македонии был учреждён Национальный комитет по борьбе с терроризмом и насильственным экстремизмом, который стал своего рода национальным координационным центром по данной проблеме, что, безусловно, способствует укреплению институциональной структуры для борьбы с рисками и вызовами безопасности страны. Как итог работы Комитета были подготовлены национальные стратегии по борьбе с насильственным экстремизмом [25] и терроризмом [26], принятые 6 марта 2018 г.
22 Регионот активно соработува во справувааето со терористичките закани // иКЬ: ЬИр:// а1оп.тк/атсЬше8/790155
23 Стее|т департмент: Да се за]акнат капацитетите на Македонща за борба против терори-зам // иКЬ: https://www.pravdiko.mk/stejt-department-da-se-zajaknat-kapatsitetite-na-makedomja-za-borba-protiv-terorizam/
24 Димеска Ф. На Македонца и требаат подобрувааа во борбата против тероризмот // иКЬ: https://www.slobodnaevropa.mk/a/28628650.html
25 Национална стратегца на Република Македонща за спречуваае на насилен екстремизам (2018-2022) // иКЬ: http://vlada.mk/sites/default/files/dokumenti/sne_nacionalna_strategija_ 2018.pdf
26 Национална стратегща на Република Македонща за борба против тероризам (20182022) // иКЬ: http://vlada.mk/sites/default/files/dokumenti/bpt_nacionalna_strategija_2018.pdf
В частности, были определены четыре главных направления контртеррористической деятельности:
1. Профилактика, понимаемая как:
- предотвращение террористических угроз, финансирования терроризма и распространения радикализма в Интернете, а также вербовки террористов за счёт укрепления двустороннего, регионального и международного сотрудничества;
- предотвращение химических, биологических, радиоактивных и ядерных угроз;
- предотвращение незаконной торговли оружием;
- укрепление институционального потенциала для работы с «иностранными» боевиками-террористами;
- проведение оценок, анализов и исследований, связанных с террористическими угрозами.
2. Оборона/защита, что предполагает:
- укрепление систем государственного пограничного контроля;
- совершенствование стандартов безопасности на транспорте;
- защиту критической инфраструктуры, жизненно важных объектов;
- укрепление и развитие механизмов защиты от киберугроз.
3. Судебное преследование означает:
- дальнейшую гармонизацию национального законодательства с международными стандартами;
- выявление, идентификацию и преследование лиц, совершивших преступления, связанные с терроризмом, а также причастных к финансированию терроризма;
- укрепление двустороннего, регионального и международного сотрудничества.
4. Другие меры, в числе которых:
- укрепление потенциала соответствующих учреждений для проведения эффективных ответных мер на террористический акт;
- уменьшение и смягчение последствий террористических атак;
- совершенствование межсекторальной координации [26].
Национальная стратегия Македонии по борьбе с экстремизмом предполагает также четыре направления борьбы с данным явлением.
Первое связано с функционированием государственного аппарата при планировании, внедрении и применении процедур, методов и мер по предотвращению, выявлению и противодействию нетерпимости, ненависти и дискриминации в отношении других социальных групп.
Вторая мера направлена на разработку и реализацию мероприятий по выявлению и предотвращению причин, порождающих экстремизм, а также для выявления агентов, распространяющих радикальную идеологию и занимающихся вербовкой в террористические организации.
Третье направление связано с изучением и анализом экстремизма как девиантного явления и включает в себя подготовку и мобилизацию специалистов по контрпропагандистской деятельности.
Четвёртый набор мер направлен на предотвращение действий, осуществляемых радикалами, по поощрению и распространению нетерпимости в отношении этнических, расовых или религиозных групп, а также со стимулированием или поощрением насилия и экстремизма.
В 2016 г. в Македонии прошли три важные антитеррористические акции. Одна из них была согласована с властями Албании и самопровозглашённой Республики Косово; в результате в трёх странах были арестованы 23 чел., обвиняемых в экстремистской деятельности [24].
Надо отметить, что ещё в 2014 г. исламское сообщество Македонии подняло вопрос о необходимости де-радикализации и реинтеграции возвращающихся боевиков и предложило разработать соответствующую программу. Однако тогда правительственные чиновники и другие
заинтересованные стороны не признали необходимость таких усилий. Ожидается, что отредактированная Национальная стратегия позволит исправить эту ситуацию.
В том же 2014 г. глава исламского сообщества республики Рейс Уль Улема Эфенди Сулейман Рекшепи предупредил, что существует большая вероятность того, что вербовка боевиков осуществляется в двух мечетях в Скопье - Яхья-Паша и Ту-тунсус. Реагируя на поступающие сигналы, в 2014 г. были внесены поправки в Уголовный кодекс Македонии (ст. 332a), предусматривающие криминализацию участия в иностранных военных, полицейских или паравоенных формациях, а также криминализацию найма, финансовой или материально-технической поддержки и распространения пропаганды для этих структур. Участие в иностранной боевой формации или издательской пропаганде, а также организация, вербовка или предоставление финансовой поддержки наказывается теперь тюремным заключением минимальным сроком на 5 лет. Кроме того, наказание в размере от одного года до пяти лет может быть наложено на того, кто защитил лица, совершившие эти преступления.
По данным на конец 2017 г., в республику вернулись около 80 боевиков. 16 из них были обвинены в преступлениях, связанных с участием в боевых действиях на территориях иностранных государств, и получили сроки от двух до семи лет лишения свободы.
Уголовный суд впервые вынес приговоры за участие, вербовку и материально-техническое обеспечение иностранной армии. Речь идёт о террористической ячейке, которая была разгромлена в 2016 г. во время полицейской операции, в результате которой были арестованы 11 чел. Шесть из них пошли на сделку со следствием. Пятеро, признав свою вину, получили пятилетний тюремный срок за материально-техническое обеспечение и за организацию отправки добровольцев в Сирию, а А. Р. Мемиши, мулла мечети Тутунсус в Скопье, был приговорён к семи годам лишения свободы за участие в организации паравоенной структуры и вербовку бойцов в рядах ИГИЛ и «Аль-Каиды» в Сирии.
Некоторые боевики с македонским гражданством, вернувшиеся до внесения изменений в Уголовный кодекс, остаются на свободе, поскольку закон не имеет обратной силы. Хотя, как утверждают местные СМИ, они находятся под наблюдением разведывательных органов.
Во время операции, проводившейся 7 августа 2018 г., на основании международных ордеров были арестованы семь человек в возрасте от 23 лет до 41 года - все албанцы с македонским гражданством из Скопье, Прилепа, Тетово и Гостивара, депортированные из Сирии. Они подозреваются в участии в боевых действиях в Сирии и Ираке на стороне исламистских террористических организаций. Известно, что все комбатанты были учениками А. Р. Мемиши, муллы мечети Тутунсус в общине Чаир (Скопье) [27].
Уполномоченными в республике за расследование и наказание по делам, связанным с терроризмом, является несколько структур: Управление по безопасности и контрразведке; Разведывательное управление; Министерство внутренних дел.
Поскольку не существует специальных прокуроров или судов по делам, связанным с террориз-
27 Уапсените борци на ИД биле радикализирани од оцата Мемиши // иКЬ: https://vecer.mk/ makedonija/uapsenite-borci-na-id-bile-radikalizirani-od-odzhata-memishi
мом, эти случаи относятся к прокурору по организованной преступности.
Тюремная система Македонии включает 14 объектов [28].
Центральная тюрьма находится в столице Скопье, но самые опасные преступники обычно содержатся в других учреждениях.
В настоящее время в тюрьмах нет программ, направленных на дерадикализацию, реабилитацию или реинтеграцию бывших боевиков. Осуждённые, причастные к ИГИЛ, имея в тюрьмах доступ к Интернету через смартфоны, продолжают вести вербовочную и пропагандистскую активность.
Например, они не только рассылают изображения, сообщения и видеоролики, но и угрожают в социальных сетях критикам ИГИЛ. В тюрьмах возвращенцы не имеют особой изоляции и могут совершенно спокойно вести пропагандистскую деятельность, поэтому пенитенциарные учреждения не только не способствуют осознанию своей вины боевиками, но фактически превращаются в легальные ячейки ИГИЛ.
Усилия по разработке программы по контрпропаганде долгое время не были скоординированы и систематизированы. В результате инициативу в деле дерадикализации взяли на себя религиозные власти исламской общины Македонии. Было принято решение во время пятничных молитв вести проповеди, раскрывающие для верующих истинное лицо экстремизма. Однако этого явно недостаточно. Очевидно, что в корне изменить ситуацию не сможет проведение уроков и чтение лекций по вопросам национальной безопасности и осуждающие терроризм.
Возвращающиеся боевики будут в геометрической прогрессии представлять угрозу национальной безопасности.
По имеющимся сведениям, 154 гражданина Македонии уехали в Сирию и Ирак. Источники разведки считают, что до 10% из них женщины, которые, как предполагается, не являются боевиками. Считается, что в зоне конфликта погибли 33 гражданина Македонии, а 41 чел., в том числе четыре женщины, остались там. 33 из уехавших связаны с ИГИЛ, а восемь являются членами «Джабхат Фатех аль-Шам» (бывшая «Джебхат ан-Нусра»).
Следует подчеркнуть, что все комбатанты из Македонии исповедуют ислам, а их значительную долю представляют албанцы, среди которых есть и бывшие государственные чиновники, участвовавшие до того, как занять государственные посты, в террористических албанских организациях, действующих как на территории Македонии, так и во время конфликта в Косове в 1998-1999 гг.
Например, 38-летний Сейдула Алили, участвовавший в рядах ИГИЛ на территории Сирии и погибший там, ранее сражался в рядах Армии освобождения Косово, а затем в Освободительной национальной армии Македонии в 2001 г. После событий 2001 г. и подписания рамочного соглашения он «заслужил» трудоустройство в региональном подразделении Министерства обороны для муниципалитета Чаир, а затем в Институте духовного наследия албанцев. В июле 2014 г. он уехал воевать на Ближний Восток и погиб как джихадист в рядах „Исламского государства" в Сирии.
К настоящему времени албанско-язычные СМИ опубликовали имена
28 Национална Стратегща за развс^ на пенитецщарниот систем на Р. Македонща 20152019 // и^: http://www.pravda.gov.mk/documents/Nacionalna_strategijaMK.pdf
более 30 албанцев из региона, которые погибли в боевых действиях в Сирии.
Помимо тех, кто имеет македонское гражданство, насчитывается около 15 наёмников из Косова и десятки граждан Албании. Семь из десяти ваххабитов с македонским гражданством, официально признанных погибшими в Сирии и Ираке, были жителями муниципалитета Чаир в Скопье (в этом муниципалитете проживают преимущественно албанцы), а пять были из района Гази-Баба, ещё пять джихадистов жили на улицах, расположенных в радиусе 50 м от уже поминавшихся мечетей Яхья-Паша и Тутунсус.
Вернувшиеся в свои общины экс-боевики маргинализируются, что препятствует их реинтеграции в сообщество. До сих пор в Македонии не были реализованы никакие программы, направленные на ресоциа-лизацию комбатантов и их семей. В новой Национальной стратегии по борьбе с экстремизмом вопросам дерадикализации и реинтеграции возвращенцев уделено больше внимания. Всё чаще признаётся необходимость вовлечения в эти процессы различных НКО, СМИ и иных общественных институтов.
Национальный координатор по борьбе с экстремизмом и терроризмом, Борче Петревски заявил, что необходимо направить все усилия для того, чтобы заменить репрессии профилактикой. Согласно его мнению, для достижения национального примирения и построения «правильной системы ценностей» надо повысить осведомлённость людей на местном уровне посредством НКО и международных организаций. Цель такого мягкого подхода - вернуть людей к нормальной жизни [27].
Однако подобные инициативы имеют высокий уровень риска для большинства населения региона.
Попытки македонских властей дера-дикализировать и реинтегрировать вернувшихся боевиков-террористов, учитывая отсутствие механизма подлинной оценки их намерений и дальнейших действий, выглядят весьма наивными. Создаётся впечатление, что власти при поддержке международного сообщества проводят подготовительную работу для создания благоприятных условий в пользу вернувшихся террористов. Причём делается это в ущерб национальной безопасности страны и всего общества. Такими условиями могут воспользоваться и арабские террористы, получившие соответствующие паспорта нелегальными способами, что, в свою очередь, может привести к притоку террористов в Балканские страны на легальной основе и предоставить им возможность интегрироваться в общество через программы реинтеграции и дерадикализации.
С сентября 2018 г. в школах республики стартовала лекционная программа, раскрывающая деструктивную и разрушительную природу экстремизма и терроризма.
Предполагается также соответствующее обучение учителей и родителей. Координация данной программы должна вестись через местные советы по профилактике, однако в настоящее время в большинстве муниципалитетов они не действуют. Поэтому приоритетными организациями для сотрудничества по данной проблеме являются Ассоциация органов местного самоуправления республики, Министерство местного самоуправления и мэры городов [27].
Македонские власти понимают важность осознания обществом опасности экстремизма и терроризма, истинных причины этой угрозы.
В этой связи необходимым является обучение профессионалов в области безопасности, а также педагогов, психологов и социальных работников. Очевидно, что для успешной реализации в Македонии - этой уникальной «арены политической борьбы» [29] - программ дерадикализа-
ции и противодействия экстремизму и терроризму необходимы комплексные меры, формирующие новый социально-экономический климат, а также учитывающие уникальную историю и этнорелигиозные особенности не только каждой конкретной страны, но и Балкан в целом.
Начиная с 2012 г., когда первые добровольцы из региона отправились воевать в зоны конфликта в Сирию и Ирак, подход западнобалканских стран к борьбе с террористической угрозой, а также противодействию насильственному экстремизму и радикализации, ведущих к терроризму, серьёзным образом изменился. Правительства стран региона, стремясь вступить в ЕС, активно поддерживают усилия мирового сообщества в борьбе с международным терроризмом, что выражается в формировании национальных стратегий и планов действий как по борьбе с терроризмом, так и по противодействию насильственному экстремизму и радикализации населения. Обязательным становятся изменения в национальных законодательствах, предусматривающие криминализацию причастности своих граждан к иностранным вооружённым формированиям, в том числе прямое участие в паравоенных структурах, вербовку, финансирование или организацию военных действий в другой стране.
Страны региона в сотрудничестве с международными структурами, а иногда и при их финансовой поддержке, с одной стороны, и местными исламскими религиозными общинами, экспертным сообществом, НКО и другими заинтересованными сторонами - с другой, разрабатывают и реализуют программы по реабилитации, реинтеграции и дерадикализации вернувшихся боевиков и членов их семьей. Надо признать, что такие программы представляют собой серьёзный риск для национальной безопасности Балканских стран, поскольку предоставляют возможность не только местным террористам на легальной основе вернуться и интегрироваться в общество, но и открывают двери перед исламистами, получившими балканские паспорта, как правило, нелегальными способами. Данная тенденция грозит формированием террористического тыла на территории Балкан, который будет воспроизводить и усиливать террористическую угрозу в других регионах мира и усугублять проблему международного терроризма.
Все западнобалканские страны активно развивают сотрудничество с международными и региональными полицейскими, разведывательными и судебными службами. Хотя региональное сотрудничество структур безопасности заключается в основном в обмене данными, контакты между раз-
29 Вишняков Я. В. Македонское движение и переворот в Сербии 29 мая 1903 года // Новая и новейшая история. 2011. № 6. С. 80.
ведками западнобалканских стран становятся более продуктивными. Региональные разведслужбы осуществляют тесное взаимодействие с такими международными организациями, как ООН, ОБСЕ, Интерпол, Европол и др., а также со службами безопасности США, некоторых стран ЕС и Турции. Однако этого явно недостаточно.
Удивляет отсутствие понимания правительств Балканских стран необходимости установить тесное взаимодействие с российскими, белорусскими, казахскими и иными структурами, занимающимися противодействием терроризму на постсоветском пространстве и имеющими колоссальный опыт в этой сфере. Достаточно назвать такую организацию, как Антитеррористический центр стран - членов СНГ, которая аккумулирует не только огромный массив информации из самых разных источников, но и разрабатывает эффективные меры контрпропаганды радикализма, меры противодействия и предотвращения террористической деятельности.
В документальном фильме «Миропорядок» (2018) президент России В. В. Путин особо подчеркнул, что «победить или сломать хребет терроризму в одной отдельно взятой стране совершенно недостаточно для полной победы над терроризмом... Нужно объединять усилия между странами, что называется, в прямом смысле этого слова на поле боя, нужно создавать мощный международный антитеррористический фронт» [30].
Действительно, только действуя вместе, можно победить страшную трёхголовую гидру - угрозу радикализма, экстремизма и терроризма.
Библиография • References
Вишняков Я. В. Македонское движение и переворот в Сербии 29 мая 1903 года // Новая и новейшая история. 2011. № 6. С. 80-91.
[Vishnyakov Y. V. Makedonskoe dvizhenie i perevorot v Serbii 29 maya 1903 goda // Novaya i novejshaya istoriya. 2011. № 6. S. 80-91]
ПономареваЕ. Г. Балканский рубеж. Время собирать камни. М.: Книжный мир, 2018. - 320 с.
[Ponomareva E. G. Balkanskij rubezh. Vremya sobirat' kamni. M.: Knizhnyj mir, 2018. - 320 s.]
Пономарева Е. Г. Балканы как зона (дез)интеграции // Развитие и экономика. 2013. № 5. С. 82-97.
[PonomarevaE. G. Balkany kak zona (dez)integracii // Razvitie i ehkonomika. 2013. № 5. S. 82-97]
Пономарева Е. Г. Босния и Герцеговина: государство без государственности // Вестник МГИМО-Университета. 2011. № 1. С. 64-76.
[Ponomareva E. G. Bosniya i Gercegovina: gosudarstvo bez gosudarstvennosti // Vestnik MGIMO-Universiteta. 2011. № 1. S. 64-76]
Пономарева Е. Г., Димитровска А. Балканский узел международного терроризма // Обозреватель-Observer. 2018. № 5. С. 37-51.
30 Путин: нужно объединять международные усилия на поле боя с терроризмом // URL: https://ru.sputnik-tj.com/russia/20180307/1024949108/putin-terrorizm-borba.html
\Ponomareva E. G., Dimitrovska A. Balkanskij uzel mezhdunarodnogo terrorizma //
Obozrevatel'-Observer. 2018. № 5. S. 37-51] Путин: нужно объединять международные усилия на поле боя с терроризмом // URL: https://rn.sputnik-tj.com/russia/20180307/1024949108/putin-terrorizm-borba.html
[Putin: nuzhno ob»edinyat' mezhdunarodnye usiliya na pole boya s terrorizmom // URL: https://ru.sputnik-tj.com/russia/20180307/1024949108/putin-terrorizm-borba.html]
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации // Российская газета. 2015. 31 декабря // URL: https://rg.ru/2015/12/31/nac-bezopasnost-site-dok.html
[Strategiya nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii // Rossijskaya gazeta. 2015.
31 dekabrya // URL: https://rg.ru/2015/12/31/nac-bezopasnost-site-dok.html] Сундиев И. Ю., Смирнов А. А., Кундетов А. И. [и др.]. Теория и практика информационного противодействия экстремистской и террористической деятельности. М.; Вологда: Полиграф-Книга, 2014. - 247 с. [Sundiev I.YU, SmirnovA. A., Kundetov A. I. [i dr.]. Teoriya i praktika informacionnogo protivodejstviya ehkstremistskoj i terroristicheskoj deyatel'nosti. M.; Vologda: Poligraf-Kniga, 2014. - 247 s.] ГалщашевиН Ц. БиХ]е терористичка претаа за сво]е окружеае и за европски мир и стабилност // URL: http://www.nspm.rs/hronika/dzevad-galijasevic-bih-je-teroristicka-pretnja-za-svoje-okruzenje-i-za-evropski-mir-i-stabilnost.html ГалщашевиИ Ц. Епитаф за Босну. Босна после Алще и Бин Ладена. Београд: Филип
Вишаий, 2017. - 476 с. Димеска Ф. На Македонща и требаат подобрувааа во борбата против терориз-
мот // URL: https://www.slobodnaevropa.mk/a/28628650.html Наста]е «цамщска рута» миграната // URL: http://www.rts.rs/page/stories/ci/
story/3/region/3156514/nastaje-dzamijska-ruta-migranata.html Национална Стратегща за разво] на пенитецщарниот систем на Р. Македонща 2015-2019 // URL: http://www.pravda.gov.mk/documents/Nacionalna_ strategijaMK.pdf
Национална стратегща на Република Македонща за борба против тероризам (2018-2022) // URL: http://vlada.mk/sites/default/files/dokumenti/bpt_ nacionalna_strategija_2018.pdf Национална стратегща на Република Македонща за спречуваае на насилен ек-стремизам (2018-2022) // URL: http://vlada.mk/sites/default/files/dokumenti/ sne_nacionalna_strategija_2018.pdf Регионот активно соработува во справувааето со терористичките закани // URL:
http://a1on.mk/archives/790155 Сте]т департмент: Да се за]акнат капацитетите на Македонща за борба против тероризам // URL: https://www.pravdiko.mk/stejt-department-da-se-zajaknat-kapatsitetite-na-makedonija-za-borba-protiv-terorizam/ Уапсените борци на ИД биле радикализирани од оцата Мемиши // URL: https:// vecer.mk/makedonija/uapsenite-borci-na-id-bile-radikalizirani-od-odzhata-memishi
Чланови комисще упознати са изазовима у борби против тероризма // URL: http://www.srna.rs/novosti/601216/clanovi-komisije-upoznati-sa-izazovima-u-borbi-protiv-terorizma.htm Colak Dz.: BiH deradikalizacijom zeli prevaspitati teroriste i radikaliste, strucnjaci vjeruju u promjene // URL: https://www.klix.ba/vijesti/bih/bih-deradikalizacijom-zeli-prevaspitati-teroriste-i-radikaliste-strucnjaci-vjeruju-u-promjene/171005056
Galijasevic predstavio «Epitaf za Bosnu» // URL: http://www.blic.rs/vesti/republika-
srpska/galijasevic-predstavio-epitaf-za-bosnu/vsOnftz Galijasevic: «Dzamijska ruta» najveca bezbednosna pretnja Evropi // URL: https:// infobrif.rs/2018/06/06/galijasevic-dzamijska-ruta-najveca-bezbednosna-pretnja-evropi/
Izvjestaj o Bosni i Hercegovini za 2016. Godinu. Evropska Komisija, 2017 // URL: http://dei.gov.ba/dei/media_servis/vijesti/default.aspx?id=17696&langTag=bs-BA
Krivicni zakon Bosne i Hercegovine. Clan 162b // URL: https://advokat-prnjavorac.
com/zakoni/Krivicni_zakon_BiH.pdf Strategija Bosne i Hercegovine za prevenciju i borbu protiv terorizma 2015-2020 // URL: http://www.vijeceministara.gov.ba/akti/prijedlozi_zakona/default. aspx?id=20286&langTag=hr-HR Vidacak Lj.: Opasnost sirenja radikalizma u bh. Zatvorima // URL: https://www.
vecernji.ba/vijesti/opasnost-sirenja-radikalizma-u-bh-zatvorima-1159598 Zakon o dopuni kriviynog zakona Bosne i Hercegovine // URL: https://advokat-
prnjavorac.com/zakoni/dopuna-krivicnog-zakona-BIH.pdf A Waiting Game: Assessing and Responding to the Threat from Returning Foreign Fighters in the Western Balkans // Regional Cooperation Council. 2017 // URL: file:///C:/Users/Ana/Downloads/2017-11-A-Waiting-Game-29112017%20(4). pdf
Balkan Foreign Fighters Are Coming Back: What Should Be Done? // URL: http://
stratpol.sk/balkan-foreign-fighters-are-coming-back-what-should-be-done/ Bosnia & Herzegovina: Extremism & Counter-Extremism // Counter Extremism Project // URL: https://www.counterextremism.com/countries/bosnia-herzegovina
Статья поступила в редакцию 16 сентября 2018 г.
^^ АБОЗРЕВАТЕЛЬ ^^UBSERVER
10/2018 обозреватель-observer 53