Научная статья на тему 'ПРОТЕСТЫ В ГОНКОНГЕ. ПРИЧИНЫ И ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ'

ПРОТЕСТЫ В ГОНКОНГЕ. ПРИЧИНЫ И ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
856
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОНКОНГ / ПЛАН РАЗВИТИЯ БОЛЬШОГО ЗАЛИВА ГУАНДУН - ГОНКОНГ - МАКАО / США / КНР

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Семенов Владимир Владимирович, Цветов Пётр Юрьевич

Массовые протестные выступления в Специальном административном районе Сянган (официальное название Гонконга), начавшиеся летом 2019 г., стали серьёзным испытанием для внутренней и внешней политики руководителей КНР. Причины выступлений кроются в истории и особенностях статуса бывшей британской колонии, конфликте между идеалами либеральной демократии и конкретной политикой Центрального правительства Китая, угрозе растворения Гонконга в общем экономическом пространстве КНР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROTESTS IN HONG KONG. CAUSES AND POSSIBLE CONSEQUENCES

Mass protests in the Hong Kong Special Administrative Region, which began in the summer of 2019, became a serious test for the domestic and foreign policy of the Chinese leaders. These events are enrooted in the history and peculiarities of this former British colony status, the conflict between the liberal democracy ideals and the specific policy of the central government of China, as well as in the threat of Hong Kong’s dissolution in the whole of the PRC ‘s economic space.

Текст научной работы на тему «ПРОТЕСТЫ В ГОНКОНГЕ. ПРИЧИНЫ И ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ»

DOI: 10.48137/2074-2975_2022_02_72 УДК 327. (510) + (512.317) + (410) + (73)

Протесты в Гонконге

Причины и возможные последствия

Владимир СЕМЕНОВ Пётр ЦВЕТОВ

Волнения в Специальном административном районе (САР) Сянган Китайской Народной Республики, более известном как Гонконг, начавшись в июне 2019 г., не утихают до сих пор.

«Это - самый тяжёлый вызов для Пекина за последние десятилетия», -отмечали на страницах журнала «Сноб» видные российские китаеведы [1].

Протесты в Гонконге

Первоначальной причиной про-тестных выступлений была попытка со стороны властей КНР принять Закон об экстрадиции. Проект этого закона предусматривал выдачу резидентов Гонконга, совершивших какое-либо преступление, правоохранительным органам материкового Китая. Учитывая массовый характер недовольства (летом

2019 г. в них одновременно участвовало от 1 до 2 млн чел. при общей численности населения мегаполиса в 7 млн жителей), администрация Специального района довольно быстро пошла на попятную. 15 июня была приостановлена процедура принятия закона, а 4 сентября глава администрации Кэрри Лам отозвала документ из рассмотрения.

СЕМЕНОВ Владимир Владимирович - старший преподаватель кафедры филологических дисциплин Московского гуманитарного университета. SPIN-код: 5771-8075, E-mail: sem86@bk.ru ЦВЕТОВ Пётр Юрьевич - кандидат исторических наук, доцент кафедры международных отношений Дипломатической академии МИД России. SPIN-код: 7000-1559, E-mail: proviet99@mail.ru Ключевые слова: Гонконг, План развития Большого залива Гуандун - Гонконг - Макао, США, КНР.

1 Это самый тяжёлый вызов для Пекина за последние десятилетия. Эксперты-китаисты о том, к чему приведут протесты в Гонконге // URL: https://snob.ru/entry/179545

Тем не менее лето и осень 2019 г. были наполнены практически ежедневными демонстрациями недовольных граждан Гонконга. Поначалу выступления носили мирный характер, но постепенно протестующие стали применять силовые методы: бросать камни и бутылки с зажигательной смесью в сторону административных зданий и представительств фирм КНР, в полицейские кордоны. Бунтари предприняли попытки захватить здания Законодательного собрания Гонконга и двух университетов, но безуспешно. Полиция применила слезоточивый газ и водомёты, чтобы разогнать протестующих. Прошли и массовые задержания, к началу августа 2019 г. было арестовано 420 чел. [2].

Быстро забыв о проекте закона об экстрадиции, участники оппозиционных движений выдвинули набор требований, которые кратко можно свести к следующему:

- прямые выборы главы администрации Гонконга (до сих пор он избирается коллегией выборщиков и утверждается Центральным народным правительством КНР);

- создание независимой комиссии по расследованию действий полиции при разгоне демонстраций, амнистия всех арестованных;

- отмена определения действий протестующих как массовых беспорядков.

Также большинство протестующих требовали отставки Кэрри Лам -главы администрации. Но лейтмотивом большинства выступлений было стремление усилить «самостийность» Гонконга. Показательно, что демон-

странты несли плакаты с лозунгом «Гонконг - не КНР».

В Пекине расценили эти выступления как наносящие вред стабильности и процветанию Гонконга.

Страны Запада, в первую очередь США и Великобритания, поддержали протестные выступления в Гонконге, в британском парламенте даже обсуждался вопрос о выдаче британских паспортов любому гонконгцу, который этого пожелает.

В ноябре 2019 г. в Соединённых Штатах Америки был принят Закон «О правах человека и демократии в Гонконге», который обязывает президентскую администрацию ежегодно оценивать, заслуживает ли Гонконг сохранения особого статуса в экономических отношениях с США. В своё время этот статус помог в развитии гонконгской экономики и финансов.

Например, поставляемые из Сянгана товары не облагались в США пошлинами в отличие от товаров из материкового Китая.

На президента США также была возложена обязанность вводить санкции против чиновников из КНР и Гонконга, если их заподозрят в подавлении демократии в административном районе.

Данное законодательное решение вызвало бурную реакцию в Пекине. Замминистра иностранных дел Китайской Народной Республики Чжэн Цэгуан вызвал посла США в Китае Терри Брэнстеда и заявил ему решительный протест в связи с принятием законопроекта о правах человека в Гонконге [3].

2 https://www.bbc.com/russian/features-49449779

3 https://kun.uz/ru/news/2019/11/28/

Тем не менее Вашингтон приостановил действия трёх соглашений с Гонконгом, касающихся выдачи скрывающихся от правосудия, передачи осуждённых и взаимных налоговых исключений по доходам от международных операций судов. Минфин США сообщил о введении санкций против 11 должностных лиц Китая и Гонконга, в том числе в отношении главы специального административного района Кэрри Лам и ряда членов её администрации, за причастность к «подрыву гонконгской автономии». Министерство торговли США приостановило действие преференциального режима в отношении Гонконга. Об этом сообщил министр торговли США Уилбур Росс.

По его словам, Вашингтон опасается, что значимые для обеспечения безопасности США технологии могут оказаться в руках Народно-освободительной армии Китая. «Это риски, которые США отказываются принимать, и в результате этого специальный статус Гонконга отозван», - заявил глава ведомства [4].

В 2020 г. волна недовольства вновь поднялась на опасную высоту. Масла в огонь подлило принятие пекинскими властями Закона «О совершенствовании правовой системы и правоприменительного механизма Гонконга», или, как его чаще называют, Закон «О национальной безопасности». Документ, который был многими расценен как угроза гражданским свободам в Гонконге, вступил силу 1 июля 2020 г. В рамках закона о безопасности жителям грозит пожизненное заключение за любую деятель-

4 https://tass.ru/ekonomika/8845619

ность, которую Пекин посчитает угрозой для своей власти над территорией, включая призывы к независимости и сотрудничество с нежелательными иностранными организациями.

Пандемия COVID-19 повлияла на общественную жизнь в административном районе: он изолировался от материка, были введены ограничения на собрания граждан (не более четырёх человек вместе), что не могло не сказаться в 2020-2021 гг. на формах выражения протестных настроений, которые в основном переместились в Интернет. Однако и с этой «угрозой» центральные власти справляются: были закрыты ме-диахолдинг «Некст Диджител» и интернет-издание «Ситизен ньюс».

В 2021 г. в наибольшей степени протестное движение в Гонконге проявило себя на выборах в Законодательное собрание САР Сянган. Ещё в начале года в Пекине посчитали необходимым «совершенствовать» избирательную систему Сянгана.

Весной Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП) одобрило внесение поправок в Основной закон САР Сянгана (по сути, конституция этого автономного района), в результате чего сложилась новая избирательная система Сянгана:

- увеличилось число членов Избирательной комиссии - с 1200 до 1500 чел.;

- стало больше функциональных групп, которые направляют своих представителей в местный парламент, что трактовалось как вовлечение большего круга общественных и

политических институтов в избирательный процесс. На деле, и это отмечали сами пекинские авторы, новая избирательная система должна была стать институциональной гарантией реализации принципа «патриоты управляют Сянганом» [5, с. 4];

- была учреждена Комиссия по проверке кандидатур, которая должна рассматривать и утверждать кандидатов в главы исполнительной власти и в Законодательный совет. В Пекине не скрывали своих замыслов, что Избирательная комиссия будет «решительно исключать антикитайские силы и подрывные элементы из структуры управления САР» [5, с. 4].

Причины, по которым политика могли не пустить в Законодательное собрание, следующие:

- если он поддерживает идею независимости Гонконга;

- отказывается признать суверенитет КНР над Гонконгом;

- призывает к вмешательству из-за рубежа в дела Гонконга [6].

Великобритания и ряд близких ей по духу стран осудили новую систему выборов. «Эти изменения [в законодательстве] уничтожили возможность для существования сколь-нибудь серьёзной оппозиции, - говорилось в совместном заявлении министров иностранных дел Британии, США, Канады, Австралии и Новой Зеландии. - Мы также по-прежнему глубоко обеспокоены общими последствиями принятия Закона о национальной

безопасности и множащимися ограничениями свободы слова и свободы собраний» [7].

Своё отрицательное отношение к новой избирательной системе резиденты Гонконга продемонстрировали 19 декабря 2021 г. на выборах в Законодательный совет САР Сянган. Явка составила всего 30% электората, ни один оппозиционный кандидат не прошёл в местный парламент. Это резко контрастировало с показателями выборов в районные советы, которые прошли в ноябре 2019 г. Тогда в выборах приняли участие 71% избирателей и 90% мест получили оппозиционные властям граждане, коих часто называли демократами.

На Западе парламентские выборы в Сянгане подверглись резкой критике как недемократические [7]. Однако, по всей видимости, никто во властных структурах КНР и не собирался решать проблемы Гонконга на принципах либеральной демократии. Сразу после выборов глава САР Кэрри Лам заявила журналистам: «Мы не можем копировать так называемую демократию или правила западных стран». Она также откровенно признала, что новые законы о выборах позволили отсеять «антикитайские» фигуры и восстановить порядок [7].

Так в чём же причины волнений в Гонконге, которые длятся уже более двух лет и, судя по всему, будут продолжаться? А причины эти кроются как в истории, так и в современной политике и экономике.

5 Чжан Шижун.. Создание новой ситуации для Сянгана с помощью улучшенной избирательной системы // Китай. 2021. № 10.

6 Hong Kong Democratic Progress Under the Framework of One Country, Two systems // URL: http://www.scio.gov.en/m/zfbps/32832/Document/1717825/1717825.htm

7 https://www.bbc.com/russian/news-59720936

Британская колония Гонконг

Остров Гонконг и прилегающие

территории были заселены китайцами в начале нашей эры. В основном они занимались рыболовством. К приходу в эти края европейцев на острове было два десятка деревень с населением, общей численностью не превышавшей 7,5 тыс. жителей [8].

В 1841 г. Великобритания захватила остров Гонконг и превратила его в колонию. В 1860 г. по итогам Второй опиумной войны к этому колониальному владению была присоединена южная часть полуострова Цзялун (или Коулун), а в 1898 г. Великобритания взяла в аренду на 99 лет северную часть полуострова Цзялун и ряд прилегающих территорий. Площадь колонии увеличилась в 10 раз.

Англичане сразу превратили Гонконг в открытый порт. Было объявлено льготное налогообложение, широко продавались права на пользование землёй. В колонию потянулись люди - и не только британцы, но и

китайцы из ближайших провинций Поднебесной.

В 1865 г. население Гонконга превысило 125 тыс. чел., причём европейцев и американцев среди них было только 2 тыс. [8].

К концу XIX в. это владение становится одним из самых крупных портовых городов Азии. Довольно быстро ведётся городское и транспортное строительство. При этом надо отметить, что большинство недвижимости принадлежало китайцам, а из 18 крупнейших компаний, зарегистрированных тогда в Гонконге, только одна была европейской.

Вторая мировая война не обошла Гонконг стороной. Несмотря на героическое сопротивление британско-индийско-канадского контингента, эта часть Британской колониальной империи была захвачена японцами в декабре 1941 г. и до августа 1945 г. находилась под жёстким оккупационным режимом.

Уникальный мост, связывающий Восток и Запад

После возвращения Гонконга под юрисдикцию Великобритании (1945 г.) колониальная администрация вернула колонии статус свободной экономической зоны. Данный шаг позволил этой территории быстро восстановить разрушенное войной хозяйство. Колониальные власти также приняли меры по обеспечению политической ста-

бильности внутренней жизни Гонконга. Выступавшие с лозунгами национального освобождения 700 тыс. китайцев были депортированы по подозрению в связях с Коммунистической партией Китая [9, р. 3]. Одновременно с этим наиболее лояльной части китайцев было предоставлено право свободной экономической деятельности.

8 https://www.chinahighlights.com/hong-kong/history.htm

9 Hamilton P. E. Made in Hong Kong. Transpacific networks and a new history of globalization // Columbia university press, 2021.

Победа коммунистов в Китае и провозглашение КНР (октябрь 1949 г.) не могли не сказаться на судьбе Гонконга. Наиболее прагматично мыслящая часть китайцев, в основном уроженцы провинции Чжэцзян и г. Шанхая, враждебно настроенная по отношению к новому коммунистическому правительству, приняла решение об эмиграции в Гонконг и Сингапур, рассчитывая на защиту британских властей.

В это же время США начинают активно проникать в западный регион Тихого океана, противопоставляя политическому и экономическому влиянию СССР и КНР антикоммунизм и идеи свободного рынка. Учитывая политические взгляды и экономические возможности китайцев, проживающих в Гонконге, Макао, Тайване и Сингапуре, правительства Великобритании и США стали считать их одним из важнейших факторов международных отношений в регионе.

Учитывая сложившуюся международную обстановку, правительство КНР пересматривает своё отношение к Гонконгу: не требует моментального возвращения колонии под юрисдикцию КНР.

Мао Цзэдун неоднократно подчёркивал: «Спешить с разрешением сян-ганского и аомыньского вопросов бессмысленно. Напротив, использование первоначального статуса этих двух территорий, в особенности Гонконга, будет более выгодно для развития отношений Китая с другими государствами и, соответственно, для внешней торговли страны» [10].

Пекин на том этапе рассматривал Сянган в качестве внешнеторгового моста с Западом, что позволяло закупать необходимое оборудование и минеральные ресурсы.

Понимая стратегическое положение этой британской колонии и её возрастающее экономическое значение в качестве реэкспортного центра, а также уникальную деловую связь этнических китайцев Гонконга со странами Юго-Восточной Азии и материковым Китаем, правительство США до конца 70-х годов уделяло исключительное внимание его экономическому развитию. Сянган стал одним из немногих мест, где начиная с 1965 г. за доллары США продавали нефть, а с середины 60-х годов США вытесняют Великобританию как главного торгового партнёра колонии. Британский фунт стерлингов в качестве мировой платёжной валюты уступает лидерство доллару США (с 1983 г. гонконгский доллар привязан к доллару США).

Традиционное трудолюбие в сочетании с дешёвой стоимостью китайской рабочей силы привело к буму промышленного роста в колонии. Для получения дешёвого американского кредита для открытия текстильной фабрики достаточно было иметь помещение, и, как результат, начиная с 70-х годов Гонконг становится крупнейшим экспортёром текстильной продукции на рынок США.

В это же время ослабевает экономическое влияние Великобритании, метрополия постепенно дистанцируется от своих зависимых террито-

10 Ян Суньси. Мао Цзэдун дзай сянган веньти шан дэ чжаньлюэ юаньдзень джайму дан дэ веньсянь 2014 нянь ди 3 ци, баокань хуйцуй (Ян Суньси. Дальновидная стратегия Мао Цзэдуна в Сянганском вопросе) // Джайму дан дэ веньсянь 2014 нянь ди 3 ци, баокань хуйцуй // URL: http://cpc.people.com.cn/n72014/0526/c69228-25065152.html

рий, замыкается на внутренних и европейских делах. Об этом свидетельствует иммиграционный акт от 1965 г., ограничивший переезд в Соединённое Королевство из стран, входивших в Британское Содружество, а также напрямую из подконтрольных территорий. Правительство США, напротив, в рамках усиления гуманитарных, экономических и политических контактов со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, особенно в отношении Гонконга и Тайваня, отменяет дискриминационные иммиграционные ограничения для азиатов.

При содействии Госдепартамента США и особенно при поддержке образовательного Фонда Форда тысячи гонконгских, тайваньских студентов получили возможность продолжить обучение в США, особую привилегию получили выпускники религиозных христианских учебных заведений. Цель - построить долгосрочный политический и экономический мост между элитами двух сторон. Американские представления о свободном рынке, моделях ведения бизнеса, ценности высшего образования в сочетании с чувством общего единения американской нации пришлись по душе разрозненным китайским субэтническим группам, живущим в Гонконге, особенно кантонцам и ча-очжоусцам. Отказ от взаимной культурной и этнической дискри-

минации, зацикленность на достижении результата в виде материальной выгоды, прагматичный подход во время взаимных переговоров, а также американские деньги и аполитичность субэтнических групп на десятилетия сблизили Гонконг и США. Во многом благодаря обоюдной заинтересованности деловых элит Сянган стал центром китайско-американской торговли.

К концу 60-х годов инвестиции США в экономику британской колонии составили 61%, Великобритании 17,5%, Японии 11,7% [9, р. 176].

Все инвестиции приходились на отрасли, ориентированные на экспорт, в частности, на текстильную промышленность и производство электробытовых товаров.

К 1972 г. экспорт в США составил более 50% от всего экспорта колонии; к 1974 г. 78% произведённых компонентов компьютеров и 55% транзисторов поставлялось в США. С начала 60-х годов до начала 80-х годов ВВП Гонконга рос примерно на 14-15% в год, а ВВП на душу населения за этот же период увеличился с 429 долл. до 5700 долл. [9, р. 178].

При этом важно отметить, что если такие экономики из группы «Новых индустриальных стран», как Южная Корея, Тайвань и Сингапур, в первую очередь были обязаны своему экономическому взлёту японскому капиталу, то Гонконг - политике свободного рынка, британской судебной системе, политической стабильности, американскому капиталу и конфуцианскому культурному наследию.

Роль Гонконга в реализации политики реформ Дэн Сяопина

Тот факт, что Китай после провозглашения Дэн Сяопином в 1978 г. курса на реформы и откры-

тость довольно успешно проводил преобразования с использованием рыночных механизмов, не в по-

следнюю очередь связан с особой ролью Гонконга. Торговля между британской колонией и материком никогда не прерывалась: 20% всего гонконгского импорта шло с материка, в том числе такие товары, как пресная вода, морепродукты, традиционные китайские изделия, керосин.

Гонконг также сыграл особую роль в американо-китайских торговых связях. До установления дипломатических связей между Пекином и Вашингтоном в 1979 г. вся торговля между двумя странами велась через Гонконг. Китайские товары тогда поставлялись в США с маркировкой «Сделано в Гонконге». Благодаря особому положению Сянгана, который стал своего рода вратами в западный мир, Китай получил возможность импортировать стратегически важные минеральные ресурсы, к примеру, продукты нефтехимической промышленности.

В период, когда руководители Китая и Советского Союза встали на путь конфронтации, что привело к свёртыванию экономических связей между ними, заметнее стала роль Гонконга как единственного канала связи между Китаем и внешним миром. За это время колония не только сыграла незаменимую роль в развитии КНР, но и, в свою очередь, добилась быстрого подъёма собственной экономики. Особые перемены произошли в сфере текстильной промышленности: с 1973 по 1979 г. практически вся текстильная промышленность Гонконга перемещается в соседнюю провинцию Гуандун. В 1978 г. в столице провинции г. Гуанчжоу

при содействии гонконгских предпринимателей состоялась международная текстильная ярмарка. Провинция Гуандун и британская колония Гонконг стали главными элементами в американо-китайских торговых отношениях.

Когда на материке начались экономические реформы, не все члены китайской диаспоры, обитавшей в колонии, были готовы поддержать пекинские власти, но, как первый шаг навстречу, вызвались инвестировать в развитие прибрежных провинций КНР. Благодаря этим инвестициям в 19781980 гг. появляются особые экономические зоны: Шаньтоу, Чжухай и Шэньчжэнь в провинции Гуандун и ещё одна в Сямыне (провинция Фуцзянь). Перевод из Гонконга в материковую провинцию Гуандун практически всей лёгкой промышленности, а также производства микроэлектроники был завершён к середине 80-х годов.

Гонконг также стал каналом для перевода средств из США в КНР, что было важным для финансирования китайских реформ. В 80-е годы Американское торговое представительство в Гонконге проводило активную работу по привлечению международных инвесторов к вложению средств в экономику прибрежных районов Китайской-Народной Респеблики. В рамках этого в 1979 г. государственный Банк Китая (Bank of China) обратился с просьбой к гонконгскому отделению инвестиционного банка J.P. Morgan Chase Bank,, N.A. Hong Kong Branch, представлять финансовые интересы Китая на территории США [9, р. 238].

Возвращение на материковый Китай

В 1979 г. начались переговоры правительств Великобритании и КНР о статусе Гонконга. Ещё до проведения официальных переговоров фактический руководитель Китая того времени Дэн Сяопин провёл ряд встреч с представителями деловых кругов колонии. На этих встречах китайский лидер неоднократно заявлял, что обеспечение стабильности и процветания Сянгана является приоритетом для руководства государства, что Центральное правительство КНР не планирует переносить законы и устои материкового Китая на почву нового района. Дэн Сяопин подчеркнул, что стабильность и процветание Сянгана необходимы для развития Китая, кроме того, правительство планирует построить на материке несколько экономических центров, подобных Гонконгу [9, р. 252].

Дэн Сяопин смог привлечь на свою сторону самых крупных и влиятельных предпринимателей Гонконга.

Так, в 1984 г. на переговорах с представителями Китайской генеральной торговой палаты Дэн Сяопин заручился поддержкой руководителя делегации, текстильного «короля» Джека Тана, а затем одного из самых богатых и влиятельных предпринимателей Гонконга, судовладельца Дун Хаоюаня и его сына, будущую главу администрации Специального района Сянган в 1997-2005 гг., Дун Цзянь-хуа [9, р. 248].

Заручившись поддержкой деловых элит Гонконга, Дэн Сяопин на офици-

альных переговорах с премьер-министром Великобритании Маргарет Тэтчер смог занять жёсткую позицию.

Он заявил: «Откровенно говоря, вопрос о суверенитете в принципе не подлежит обсуждению. Настал момент, когда нужно уверенно заявить: в 1997 году Китай заберёт Гонконг обратно... Мы надеемся на сотрудничество с Англией в вопросе поддержания стабильности и процветания Гонконга, однако это не подразумевает того, что для этого Гонконгу нужно будет находиться под юрисдикцией Великобритании. Процветание Гонконга зависит от политики, выбранной Китаем для управления территорией после её возвращения.

Конечно, необходимо будет провести некоторые реформы, однако действующую политику Гонконга можно будет оставить без изменений, включая большую часть законов. В Гонконге продолжит действовать капиталистическая система. Мы должны будем обменяться мнениями с представителями всех слоёв населения Гонконга и определить политический курс, который будет действовать на протяжении последующих лет. Выбранный курс должен быть принят не только жителями Гонконга, но и его инвесторами, в первую очередь Англией. Мы надеемся, что вследствие этого правительства Китая и Великобритании будут проводить дружественные переговоры» [11].

В 1984 г. Маргарет Тэтчер и Дэн Сяопин подписали совместную декларацию, согласно которой 1 июля 1997 г. Великобритания возвращала Гонконг Китаю. В соответствии с декларацией Гонконг до 2047 г. будет пользоваться всеми своими привилегиями:

11 Лю Чжибей Таньпань шоуцо шуайдзяо сацеэр юй дэн сяопин дзюй сянган венти до цы дзяо фен дзинхуа шыбао 2013 нянь 04 юэ 09 жы (Лю Чжибей. Неудача в переговорах: Тэтчер и Дэн Сяопин много раз ссорились из-за гонконгского вопроса) // Дзинхуа шыбао. 2013 // URL: http://hm.people.com.cn/n/2013/0409/c42272-21068803.html

- собственной исполнительной и законодательной властью;

- иммиграционной политикой;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- денежной системой.

В ведении Центрального правительства КНР должны были находиться только вопросы международной политики и обороны. Подписание китайско-британской совместной декларации, в рамках объявленного пекинскими руководителями политического курса «Одна страна - две системы», решило вопрос восстановления суверенитета Китая над Сянганом.

«Это соглашение - фундамент для дальнейшего развития Гонконга, на который впредь могут полагаться его жители... В будущем он сможет развиваться ещё успешнее и быстрее, чем сейчас», - заявила М. Тэтчер во время своего официального визита в КНР в 1995 г. [11].

Ещё до того, как произошло возвращение Гонконга в КНР, а именно в 1992 г., конгресс США принял закон, который и сегодня регулирует двусторонние отношения США и Гонконга. Он предусматривает на законодательном уровне особые условия для САР в торговых и таможенных вопросах, которые отличаются от условий для остальной части Китая.

Будущее Гонконга в рамках формулы «Одна страна - две системы» представлялось многим экспертам из третьих стран весьма оптимистичным.

Видный сингапурский дипломат М. Т. С. Хонг считал, что «Китай оставит в Гонконге всё как есть, поскольку высокая квалификация, навыки и знания гонконгских специалистов ещё долгое время

будут ему необходимы и останутся незаменимыми. Гонконг будет процветать, поскольку он работает на индустриализацию Китая. А тот, в свою очередь, также будет преуспевать благодаря экономической развитости Гонконга» [12].

Войдя в состав КНР, Гонконг сохранил многие свои преимущества и добавил к ним новые, что особенно ценилось в международном бизнес-сообществе, а именно:

1. Правовая система Гонконга основана на британском общем праве и своде законов местного законодательства. Языком закона и в значительной степени бизнеса является английский. При этом следует заметить, что местное население в основном говорит на кантонском и мандаринском диалектах китайского языка.

2. Правительство САР придерживается политики «максимальной поддержки и минимального вмешательства в рыночную экономику» и создаёт благоприятные условия для развития бизнеса.

3. Гонконг выступает в качестве центра ведения бизнеса в Азии. Он занимает уникальную позицию в бизнес-отношениях с Китаем. Со вступлением КНР в ВТО Гонконг получил возможность укрепить позиции главной коммерческой и финансовой связующей Китая с остальным миром. Кроме того, Гонконг подписал с материковым Китаем двустороннее соглашение о свободной торговле, известное как Соглашение о тесном экономическом партнёрстве (Closer Economic Partnership Agreement, CEPA).

4. Гонконг является популярным центром региональных штаб-квар-

12 Хонг М. Т. С. Сингапур: история успеха. М.: МГИМО-Университет, 2018. С. 170.

тир и головных офисов многих транснациональных компаний. В городе созданы благоприятные условия для успешного роста крупных компаний, связанных с недвижимостью, телекоммуникациями и управлением отелями.

5. Гонконг является членом многих международных организаций

(например, ВТО, АТЭС) и на международной арене рассматривается как независимая от КНР территория.

6. В САР Сянган действует территориальный принцип налогообложения. Местные компании уплачивают только налог на прибыль, полученную в Гонконге.

Гонконг в составе КНР

Объективные данные экономического развития Гонконга показывают, что до передачи региона в состав КНР средние темпы роста составляли около 7%, а после они стали уверенно снижаться в среднем до 5% в 2002-2005 гг., а затем снизились до 3,5% в год, что говорит о перераспределении центров роста в Китае [13]. Весомыми конкурентами Гонконга стали Шанхай, Гуанчжоу, Шэнь-чжэнь, Сямынь и другие региональные центры.

Центральные органы власти Китая в отношении Гонконга руководствуются Конституцией КНР, а также законом КНР об особом административном статусе Гонконга. В рамках этого закона Центральное правительство КНР в лице Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей, Госсовета КНР, председателя КНР и членов Центрального военного совета обладают всей полнотой государственной власти в отношении Гонконга. Это означает, что Компартия Китая практически напрямую осуществляет свою власть. Это было в очередной раз подтверждено в Белой книге правительства КНР, обнародованной в конце декабря 2021 г.

13 http://www.hkeconomy.gov.hk.PSB research

Там сказано: «Руководство Компартии Китая -определяющая черта китайского социализма. Это -основа порядка, определённого Конституцией. Поэтому это должно уважаться и поддерживаться в Гонконге» [6].

Центральное правительство документально признаёт за САР Сянган право реализации высокой степени самоуправления.

Но на практике это выглядит так. Постоянный комитет ВСНП имеет право конечного толкования основного закона, регламентирующего деятельность САР Сянган, а также право решающего голоса в назначении главы исполнительной власти административного района. Все официальные должностные лица САР Сянган несут персональную ответственность перед Центральным правительством КНР. В рамках единого государства допускается существование двух экономических систем - социалистической на материке и капиталистической в Гонконге. Однако реальная практика прошедших после 1997 г. лет свидетельствует, что, несмотря на обязательства пекинского руководства не вмешиваться в экономическую жизнь региона до

2047 г., Центральное правительство имеет право отменить любое политическое решение местной ад-

министрации, если сочтёт его нарушающим принцип «Одна страна - две системы».

Новая стратегия Центрального правительства КНР в отношении развития САР Сянган

Центральный комитет Коммунистической партии Китая и Государственный совет КНР 18 февраля 2019 г. опубликовали План развития района Большого залива Гуандун - Гонконг - Макао.

Этот план представляет собой программный документ, определяющий текущее и будущее развитие обширной территории на юге КНР. К 2035 г. район Большого залива сформирует экономическую систему и модель развития с инновациями в качестве основы. Экономическая, научная и техническая мощь будут значительно увеличены, а международная конкурентоспособность производимой на предприятиях Большого залива продукции многократно возрастёт. Своё место район Большого залива Гуандун - Гонконг - Макао должен занять и при реализации известной инициативы «Один пояс - один путь». Постепенно Гонконг будет перенаправлять свои экономические связи на страны Юго-Восточной Азии.

Район Гуандун - Гонконг - Макао уже сейчас накопил значительный потенциал для экономического развития.

Согласно статистике, ВВП района Большого залива в 2017 г. составил примерно 10 трлн юаней.

Располагая менее 0,6% земель страны, Большой залив создаёт около 13% от общего объёма производства КНР.

В 2019 г. общий ВВП достиг 11,6 трлн юаней, а ВВП на душу населения - около 165 тыс. юаней.

В конце 2018 г. общая численность населения района Большого залива Гуандун - Гонконг - Макао составляла примерно 70 млн чел. По прогнозам, к 2035 г. численность населения превысит 100 млн чел. [14]

Цель плана развития района Большого залива - превратить эту территорию в экономический район мирового класса с большим рыночным потенциалом и огромными возможностями для ведения бизнеса. При этом преимущества Гонконга видятся в следующем: это правовая среда, соответствующая международным стандартам, свободный поток средств и информации, первоклассные бизнес-услуги и международная городская среда. Район Большого залива является для Гонконга важной отправной точкой для участия во внутреннем национальном цикле развития КНР.

Однако в бизнес-сообществе Сянгана отмечаются и другие настроения. Планы Пекина сделать Шэньчжэнь, Гуанчжоу, Гонконг и Макао единым торгово-финансовым

14 Лю Вэньхуэй. Даваньцю дабин сянган нэн чидао ма сянган дзиндзи дабао шэ 2020 нянь 2 юэ (Лю Вэньхуэй. Сможет ли Гонконг воспользоваться возможностью в районе Большого залива) // Сянган дзиндзи дабао шэ. 2020 // URL: https://mp.weixin.qq.eom/s/ mUByVocDa2J66RnzBfP-sw

хабом рассматриваются для САР иногда как «брак равных», но нередко как перспектива необратимого падения значимости его экономики по сравнению с китайской.

Протестные события заставили пекинские власти более чётко сформулировать понимание, что собой должна представлять сегодня гонконгская политическая система.

Представление об этом даёт Белая книга правительства КНР под названием «Прогресс демократии в Гонконге в рамках политики "Одна страна - две системы"», которая была обнародована в конце декабря 2021 г. В документе однозначно утверждается, что демократия в Гонконге должна определяться цен-

тральными китайскими властями, именно они имеют последнее, решающее слово по поводу того, как должны выглядеть демократические порядки в САР Сянган. Местные власти САР Сянган будут и дальше обладать автономией, но под наблюдением Центрального правительства КНР и должны быть ему подотчётны [6].

Со страниц Белой книги звучит поддержка Гонконга как отдельной таможенной территории и свободного порта, в расширении его международных обменов, в укреплении его статуса как финансового, транспортного и торгового центра, авиационного хаба, как сосредоточие инноваций и интеллектуальной собственности [6].

Перспективы дальнейшего развития САР Сянган

Эпидемия коронавируса СОУЮ-19 сильно ударила по социально-экономической ситуации в Гонконге. Началась волна банкротств малых и средних предприятий, уровень безработицы вырос, а бюджетный дефицит достиг рекордно высокого уровня.

Различные отрасли, такие как общественное питание, авиация, туризм, транспорт, отели, розничная торговля и т. д., находятся в глубочайшем кризисе.

Экономическая депрессия - это именно то, что сейчас происходит в Специальном административном районе. Уровень безработицы под-

нялся до 16-летнего максимума и достиг 245 800 чел. [15].

Нестабильная социально-политическая ситуация, введение в действие Закона о безопасности, строгий санитарный режим - всё это привело к массовым отъездам из Гонконга.

За период с июня 2020 по июнь 2021 г. уехали почти 90 тыс. гонконгских резидентов [16]. Этот процесс также поддерживается из-за рубежа, например, Великобритания заявила, что готова предоставить многим гонконгцам визы.

Уезжающие снимают со счетов денежные средства, в результате в декабре 2021 г. зафиксировано уменьшение вкладов в гонконгских банках на 452,5 млн долл. [16].

15 Ю Ли. Сянган пинфу чадзюй джи тун сянган дзиндзи даобао шэ 2020 нянь 2 юэ (Ю Ли. Боль от разрыва в уровне благосостояния Гонконга) // Сянган дзиндзи даобао шэ. 2020 // URL: https://mp.weixin.qq.eom/s/duYsEjig25ObyfcDHfVBFw

16 Hong Kong's brain drain worsens as expats, locals flee city // URL: https://www.straitstimes. com/asia/east-asia/hong-kongs-brain-drain-worsens-as-expats-locals-flee-city

Многие представительства западных банков и компаний закрылись. Одновременно увеличилось количество представительств фирм из континентального Китая.

Многие гонконгцы надеются, что вакцинация и другие меры профилактики смогут оздоровить ситуацию. Но эпидемия COVID-19 является лишь катализатором давно назревших экономических проблем. Существующие структурные противоречия в экономике Гонконга ещё больше обострились из-за эпидемии и протестов гражданского населения. В САР сформировалась особая экономическая структура, в которой преобладает сфера услуг, что ограничивает жизнеспособность хозяйственного развития. В структуре ВВП САР Сянган сфера услуг занимает более 90% ВВП, из которых финансовые услуги составляют 21,2% ВВП, а на отрасли, связанные с недвижимостью, приходится более 30% ВВП [17].

Нетрудно увидеть очевидные структурные противоречия в экономическом развитии Гонконга. Молодое поколение гонконгцев всё более недовольно экономическим развитием, а форма реакции становится всё более радикальной и насильственной, что указывает на наличие проблемы в координации и взаимодействии между экономическим развитием и социальной стабильностью.

Показательно, что более 60% участников демонстраций моложе 29 лет.

Из более чем семимиллионного населения Гонконга более миллиона людей относятся к категории бедного населения, их доход не превышает 17 тыс. гонконгских долларов.

Половина бедных в САР - лица в возрасте от 25 до 29 лет. Из-за повышения курса юаня к доллару стоимость предметов первой необходимости постоянно растёт [15].

Гонконг - это экспортно ориентированная и открытая экономика, которая чрезвычайно зависит от внешних факторов. Когда внешняя среда находится в депрессивном состоянии, экономика САР быстро падает. Она сокращалась в течение пяти кварталов подряд с тех пор, как во второй половине 2019 г. показала отрицательный рост. Сначала экономика пострадала от китайско-американской торговой войны и общественных протестов, а затем от эпидемии коронавируса и мер социального дистанцирования, когда упали потребление населения и социальные инвестиции.

В настоящее время восстановление экономики Гонконга сталкивается с двумя серьёзными рисками.

Правительству САР Сянган необходимо как можно скорее провести работу по вакцинации населения и профилактике эпидемии, прийти к скорейшему таможенному единству с материком, интегрироваться в общекитайский 14-й пятилетний план.

Второй вызов гонконгской экономике состоит в неясной перспективе развития американо-китайских отношений.

17 Шу Чжиюн. Сянган дзиндзи фусу дзисю гайгэ сюнь чулу сянган дзиндзи даобао шэ 2020 нянь 2 юэ (Шу Чжиюн. Для восстановления экономики Гонконга необходимы срочные реформы) // Сянган дзиндзи даобао шэ. 2020 // URL: https://weibo.eom/ttartiele/p/ show?id=2309404596502033989931

С момента возвращения Гонконга под юрисдикцию КНР этот мегаполис постепенно терял свои особые позиции на мировой арене, уступая место другим быстро растущим центрам Азии, постепенно растворяясь в Китае, становясь одним из его региональных центров.

Реализация Плана развития Большого залива, скорее всего, уменьшит исключительную значимость Гонконга, поставит его в один ряд с Шанхаем, Шэньчжэнем, Макао, что породит негативные эмоции у гонконгской бизнес-элиты. Ухудшение экономической ситуации также вызывает недовольство значительной части населения бывшей британской колонии. Особо взрывоопасной средой является безработная гонконгская молодёжь.

Однако в основе протестных движений в этом административном районе в большей степени проявляется конфликт идеала с реальностью, несовпадение представлений большинства населения о своих гражданских правах в рамках автономии с действиями официального Пекина, которые подчас воспринимаются как отход от первоначальных договорённостей руководителей Великобритании и КНР, когда были определены рамки автономии САР Сянган.

Но в Пекине, видимо, считают возможным ускорить процесс полного вхождения Гонконга в Китай, не дожидаясь 2047 г., в том числе используя принцип «патриоты управляют Китаем».

Дальнейшее развитие Гонконга неразрывно связано с материковым Китаем. Ни протесты местного населения, ни вмешательство других государств не остановят этого. Бывшая британская колония стала одним из элементов развития всего Китая, гонконгская экономика уже прочно интегрирована с материком. Невзирая на то, как сложатся торговые отношения между США и КНР, благосостояние жителей Гонконга будет зависеть от Китая.

В целом, следует признать, что Центральное правительство КНР довольно мягко реагирует на протестные движения в Гонконге. Не теряя из виду главную цель, оно стремится не применять грубую силу без крайней необходимости. В Пекине всё ещё полагают, что есть возможность использовать особенности положения Гонконга на благо всего Китая.

Скорее всего, модификация по-пекински политической системы САР Сянган будет продолжена. Но правительству будет нелегко получить быструю поддержку этому в широких слоях населения Гонконга.

Библиография • References

Хонг М. Т. С. Сингапур: история успеха. М.: МГИМО-Университет, 2018. С. 170. -228 с.

[Hong M. T. S. Singapur: istoriya uspekha. M.: MGIMO-Universitet, 2018. S. 170. -228 s.]

Чжан Шижун. Создание новой ситуации для Сянгана с помощью улучшенной избирательной системы // Китай. 2021. № 10.

[CHzhan SHizhun. Sozdanie novoj situacii dlya Syangana s pomoshchyu uluchshennoj izbiratel'noj sistemy // Kitaj. 2021. № 10]

Это самый тяжёлый вызов для Пекина за последние десятилетия. Эксперты-китаисты о том, к чему приведут протесты в Гонконге // URL: https://snob. ru/entry/179545

[Eto samyj tyazhyolyj vyzov dlya Pekina za poslednie desyatiletiya. Eksperty-kitaisty o tom, k chemu privedut protesty v Gonkonge // URL: https://snob.ru/ entry/179545]

Лю Вэньхуэй. Даваньцю дабин сянган нэн чидао ма сянган дзиндзи дабао шэ 2020 нянь 2 юэ (Лю Вэньхуэй. Сможет ли Гонконг воспользоваться возможностью в районе Большого залива) // Сянган дзиндзи дабао шэ. 2020 // URL: https://mp.weixin.qq.eom/s/mUByVocDa2J66RnzBfP-sw Лю Чжибей. Таньпань шоуцо шуайдзяо сацеэр юй дэн сяопин дзюй сянган венти до цы дзяо фен дзинхуа шыбао 2013 нянь 04 юэ 09 жы (Лю Чжибей. Неудача в переговорах: Тэтчер и Дэн Сяопин много раз ссорились из-за гонконгского вопроса) // Дзинхуа шыбао. 2013 // URL: http://hm.people.eom.en/n/2013/ 0409/c42272-21068803.html Шу Чжиюн. Сянган дзиндзи фусу дзисю гайгэ сюнь чулу сянган дзиндзи даобао шэ 2020 нянь 2 юэ (Шу Чжиюн. Для восстановления экономики Гонконга необходимы срочные реформы) // Сянган дзиндзи даобао шэ. 2020 // URL: https://weibo.com/ttarticle/p/show?id=2309404596502033989931 Ю Ли. Сянган пинфу чадзюй джи тун сянган дзиндзи даобао шэ 2020 нянь 2 юэ (Ю Ли. Боль от разрыва в уровне благосостояния Гонконга) // Сянган дзиндзи даобао шэ. 2020 // URL: https://mp.weixin.qq.eom/s/duYsEjig25ObyfeDHfVBFw Ян Суньси. Мао Цзэдун дзай сянган веньти шан дэ чжаньлюэ юаньдзень джайму дан дэ веньсянь 2014 нянь ди 3 ци, баокань хуйцуй (Ян Суньси. Дальновидная стратегия Мао Цзэдуна в Сянганском вопросе) // Джайму дан дэ веньсянь 2014 нянь ди 3 ци, баокань хуйцуй // URL: http://epe.people.eom.en/n/2014/0526/ e69228-25065152.html Hamilton P. E. Made in Hong Kong. Transpaeifie networks and a new history of

globalization // Columbia university press, 2021. - 421 р. Hong Kong Demoeratie Progress Under the Framework of One Country, Two systems // URL: http://www.seio.gov.en/m/zfbps/32832/Doeument/1717825/ 1717825.htm

Hong Kong's brain drain worsens as expats, loeals flee eity // URL: https://www. straitstimes.eom/asia/east-asia/hong-kongs-brain-drain-worsens-as-expats-loeals-flee-eity https://www.bbe.eom/russian/features-49449779 https://kun.uz/ru/news/2019/11/28/ https://tass.ru/ekonomika/8845619 https://www.bbe.eom/russian/news-59720936 https://www.ehinahighlights.eom/hong-kong/history.htm http://www.hkeeonomy.gov.hk.PSB research

Статья поступила в редакцию 20 января 2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.