Научная статья на тему 'Протестные движения в современной России'

Протестные движения в современной России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3196
362
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛЕКТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОТЕСТ / ПРОТЕСТНЫЕ ДВИЖЕНИЯ / ГРАЖДАНСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ / COLLECTIVE ACTION / SOCIAL PROTEST / PROTEST MOVEMENTS / CIVIL INITIATIVES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Селезнев П. А.

В статье рассматриваются российские протестные движения, получившие развитие за последние несколько лет, перечисляются основные социально значимые функции, выполняемые ими. Также уделяется внимание практике взаимодействия этих движений, и дается обобщенная оценка их деятельности.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article, Russian protest movements that grew over the past several years are studied, main socially-important functions implemented by them are listed. Also the attention is paid to these movements interaction practice and the summarized assessment of their activity is given.

Текст научной работы на тему «Протестные движения в современной России»

П. А. Селезнев

ПРОТЕСТНЫЕ ДВИЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Ключевые слова: коллективное действие, социальный протест, протестные движения, гражданские инициативы. collective action, social protest, protest movements, civil initiatives.

В статье рассматриваются российские протестные движения, получившие развитие за последние несколько лет, перечисляются основные социально значимые функции, выполняемые ими. Также уделяется внимание практике взаимодействия этих движений, и дается обобщенная оценка их деятельности.

In this article, Russian protest movements that grew over the past several years are studied, main socially-important functions implemented by them are listed. Also the attention is paid to these movements interaction practice and the summarized assessment of their activity is given.

В последние годы в «старых демократиях» отмечается общее снижение участия граждан в политике, в частности, участие в выборах, членство в политических партиях и в традиционных организациях (профсоюзных, религиозных организациях), которые являлись привычными каналами гражданской мобилизации. Однако, отказываясь от конвенциональных, привычных форм участия (выборы, партийная деятельность и прочее), граждане все в большей степени используют неконвенциональные, прямые формы коллективного действия - петиции, демонстрации, забастовки, бойкот и т.п. Происходит замена традиционных организаций коллективного действия современными акторами - новыми социальными движениями, транснациональными политическими сетями, группами, возникающими по поводу какой-то конкретной проблемы и использующими стратегии прямого действия [1].

На этом «фоне» протестная активность отдельных граждан, а также практика функционирования относительно немногочисленных, но реально существующих протестных движений в России, как инструмент привлечения внимания широкой общественности и представителей власти к конкретным общественным проблемам, не представляются чем-то особенным и являются вполне закономерным явлением.

Понятием протеста - социального или собственно политического - зачастую охватывают достаточно широкий круг явлений. Исследователями отмечается, что к «социальному протесту» относят и «оспаривание», «отрицание» всей социальной действительности, самих принципов общественного устройства, и неприятие лишь каких-то отдельных сторон общественно-политической жизни, и возмущение существующими порядками и институтами власти в целом, и выступления лишь против определенных тенденций в их политике. Часто общее понятие «социальный протест» относится к характеристике явлений, различных по своей массовой базе, социально-классовому облику, силе, интенсивности, специфике возбуждающих их факторов [2; 3]. Соответственно, протестное движение в самом общем виде можно охарактеризовать как объединение граждан, использующее проте-стные действия для достижения общей цели.

За последние несколько лет в России получили развитие протестные движения граждан, пытающиеся отстоять их жизненно важные интересы, по целому ряду направлений. Особенно заметны и наиболее часто упоминаются движение против монетизации льгот

(2005 г.), публичные выступления против повышения коммунальных тарифов, акции автомобилистов и обманутых дольщиков, движения против уплотнительной застройки и принудительных выселений, экологические инициативы в защиту среды обитания, новые профсоюзы, а также протесты против милицейского произвола [4; 5; 6].

Наиболее массовым стало протестное движение льготников против реформы социальной сферы в 2005 г. - движение против монетизации льгот. Предложенные правительством нововведения в социальной сфере тогда были восприняты в основном как несправедливые и вызвали сознательный отказ от адаптации к предлагаемым мерам. По оценкам Центра исследований политической культуры России, с 9 по 26 января наиболее многочисленными были протесты в Московской области (61,5 тыс. чел.), Башкортостане (37,8 тыс. чел.), Санкт - Петербурге (33,8 тыс. чел.), Татарстане (28,6 тыс. чел.) и Нижегородской области (25,2 тыс. чел.) [7]. Однако следует отметить, что движение против монетизации льгот, несмотря на большое количество его участников, оказалось стихийным и непродолжительным.

«Монетизация льгот» способствовала возникновению Совета Общественной Солидарности (СОС), который сформировался в рамках кампании общественных организаций против упразднения социальных гарантий. После удачных совместных протестных акций летом 2004 г., проведенных накануне первого и второго чтения закона о монетизации льгот, эти организации решили оформить свой союз, объединяясь в «СОС». 9 августа 2004 г. по инициативе этого Совета была передана петиция президенту РФ В. Путину с требованием наложить вето на этот «антисоциальный» закон [8].

Совет Общественной Солидарности был образован с целью создания единого про-тестного поля, развития солидарности между участниками коллективных действий и стал ведущим координатором новых гражданских инициатив в России. Это всероссийская организация, представляющая собой достаточно централизованную сеть, основанную на сотрудничестве в основном между руководителями организаций [9]. В состав Совета в настоящее время входят Всероссийское общество инвалидов; Всероссийский Совет ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов (и его местные отделения); Союз «Чернобыль» России (московская областная организация); ВООИ «Чернобылец»; Общество «Мемориал»; Центр охраны дикой природы; ОООИ «Российская диабетическая ассоциация»; Региональные общественные объединения (Комитет Единых Действий г. Воронежа; Совет Общественной Солидарности г. Астрахани), а также многочисленные профсоюзные и др. организации [8].

Среди существующего спектра движений можно также выделить: Объединенное демократическое движение «Солидарность», стремящееся «объединить граждан, разделяющих ценности демократии, прав человека, правового государства и отрицательно настроенных по отношению к действующей власти»; Институт «Коллективное действие», который занимается мониторингом и анализом деятельности современных социальных и протестных движений, и ставит задачу развития социальных движений в России; Общероссийское движение «Альтернативы», осуществляющее поддержку различных социальных инициатив, направленных на защиту гражданских и социальных прав, общедоступного образования и т.п.; Общероссийское общественное движение «За права человека», объединяющее свыше 120 региональных и местных правозащитных организаций.

Развитие протестных движений в России, ориентированных на решение общественно значимых проблем, не представляется возможным без практики взаимодействия, попыток консолидации усилий или, по меньшей мере, без обмена суждениями и опытом. В связи с этим уместно упомянуть о прошедшем в апреле 2005 г. Российском Социальном Фо-

руме, в работе которого приняло участие более тысячи человек. На Форум впервые съехались российские представители различных движений более чем из 40 регионов и более чем из 60 городов страны. Также присутствовали представители протестных движений Франции, Германии, Бельгии, Австрии, Греции, Украины, Казахстана, Белоруссии, Молдавии и т.д. В качестве соорганизаторов Социального Форума выступило 109 организаций (от левых радикалов до либералов, а также профсоюзные, экологические организации, Координационные Советы и Комитеты различных городов и регионов) [10]. С 13 по 16 июля 2006 г. в Санкт-Петербурге состоялся Второй Российский Социальный Форум (РСФ), приуроченный к саммиту «большой восьмерки» (G-8) [11]. Мероприятия, подобные прошедшим, являются относительно новым явлением для нашей страны и должны способствовать укреплению гражданских инициатив. Но вопросы о том, с какой периодичностью будут организовываться форумы такого масштаба, сохранится или нет практика их проведения в дальнейшем, и какую реальную пользу они принесут, - остаются открытыми.

В июле 2005 г. был учрежден Союз Координационных Советов (СКС), как непартийное объединение региональных Советов, представляющих собой координационные структуры гражданских инициатив и социального протеста [12]. В его состав первоначально вошли активисты координационных структур Перми, Удмуртии, города Асино Тамбовской области, Санкт-Петербурга, Астрахани и Ленинского района Московской области [10]. В настоящее время эта организация реально функционирует. В ноябре 2009 г. в Перми прошла XII конференция СКС. В ее работе приняли участие 110 делегатов от региональных координационных структур и инициативных групп из Перми, Ижевска, Астрахани, Санкт-Петербурга, Иркутска, Москвы, Подмосковья, Самарской области, Кирова, Тюмени, Екатеринбурга, Уфы, Сургута [13]. Протестная активность СКС направлена в первую очередь на защиту социально-политических прав граждан и создание общественного контроля над деятельностью властей.

Необходимо отметить, что протестные движения являются неотъемлемым атрибутом современного гражданского общества, правового и социального государства. Они выполняют несколько важных функций, ориентированных в конечном итоге на решение общественно значимых проблем.

Функция агрегации и артикуляции интересов предполагает выявление сходных или различающихся проблемно ориентированных требований или социально значимых интересов граждан или групп, оформление их в намерения, позиции, документы, которые затем предъявляются политическим и правовым институтам; информационная функция ориентирована на сбор сведений о конкретных проблемах и нуждах индивидов и социальных групп, а также на их освещение в СМИ для привлечения внимания общества и власти; коммуникативная функция играет роль связующего звена между институтами гражданского общества, государством и гражданами, благодаря ей осуществляется власть народа, общества по отношению к государству, т. е. снизу вверх; интегративная функция выражается в мобилизации граждан в поддержку решения социально значимых для них проблем, целей, задач и т.д.; Контрольная функция означает создание системы контроля над действиями должностных лиц, а также государственными институтами, системой перераспределения бюджетных средств, политическими решениями, судебными постановлениями и т.д. [14].

Протестные движения, используя протестные акции в качестве инструмента воздействия на власть, своими действиями «напоминают» последней о подконтрольности обществу и об ответственности перед ним, ориентируют представителей власти всех уровней на решение актуальных общественных проблем с максимальным учетом интересов и требований отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом.

Вместе с тем протестные движения и гражданские инициативы в настоящее время если и замечаются исследователями и академическим сообществом, то расцениваются, как правило, как малозначимые из-за их ограниченной численности, организационной слабости, неустойчивости и - по большей части - неуспешности. То обстоятельство, что эти формы общественной самоорганизации возникают по преимуществу в среде социально ущемленных («стигматизированных») слоев населения, также рассматривается как существенный изъян с точки зрения их демократического потенциала. Кроме того, низовые инициативы, согласно опросам общественного мнения, неизвестны подавляющему большинству российского населения и поэтому не оказывают на него заметного влияния [5].

В то же время законодательство в отношении некоммерческих и общественных организаций (соответственно, движений в том числе) за последние несколько лет менялось довольно часто и значительно. Цель реформ - установить контроль за деятельностью некоммерческих организаций, а потому регулирование коснулось, прежде всего, таких функций, как регистрация и отчетность негосударственных организаций. Результаты реформ оказались неоднозначны. С одной стороны, удалось, наконец, определить точное число некоммерческих организаций в России и закрыть формально существующие организации. С другой стороны, большое количество небольших организаций столкнулось со сложностями при сдаче отчетности или внесении изменений в свои уставные документы [15]. Помимо установления контроля над некоммерческими организациями, были усилены бюрократические и формальные ограничения демонстраций и забастовок, упразднены прямые выборы губернаторов и мэров. Стало практически невозможно проведение референдума по инициативе населения, отменено голосование за одномандатников на общенациональных парламентских выборах, с 5 до 7 процентов увеличен барьер для прохождения партий в Государственную Думу. Установлены трудно осуществимые нормы регистрации партий (минимум 50 тысяч членов в 45 регионах). В результате «политические возможности» сужаются еще больше. Институциональная политическая система оказывается полностью защищенной от любых вторжений новых игроков, оппозиционеров или низовых и неподконтрольных групп [16].

Но, поскольку мы имеем дело с только нарождающимся феноменом, сам по себе аргумент о малой влиятельности и малочисленности новых общественных движений и инициатив не представляется корректным. В принципе, большинству населения и неоткуда узнавать об этих движениях и инициативах: из-за жесткого государственного контроля над телевидением и частью печатной прессы информация о них доступна главным образом в Интернете [5].

Литература

1. Павлова, Т.В. Социальные движения как фактор трансформации институциональной среды: проблемы теории / Т.В. Павлова // Политические исследования. - 2008. - № 5. - С. 113-124.

2. Вайнштейн, Г.И. Массовое сознание и социальный протест в условиях современного капитализма / Г. И. Вайнштейн. - М.: Наука, 1990. - 169 с.

3. Назаров, М.М. Политический протест: опыт эмпирического анализа / М.М. Назаров // Социологические исследования. - 1995. - № 1. - С. 47-59.

4. Липман, М. От редактора / М. Липман // Pro et Contra. - 2008. - № 2-3. - С. 2-3.

5. Ворожейкина, Т. Самозащита как первый шаг к солидарности / Т. Ворожейкина // Pro et Contra. - 2008. - № 2-3. - С.6-23.

6. Сводки протестной активности Института «Коллективное действие». 2009. - Режим доступа: http://www.ikd.ru/taxonomy/term/13.

7. Сергеев, С.А. Социальные протесты в Татарстане: 2005-2007 гг. / С.А. Сергеев, З.Х. Сергеева // Конфликты в социальной сфере и их регулирование: Сб. материалов Всероссийской конференции. - Казань, 2007. - С. 43-47.

8. Сводки протестной активности Института «Коллективное действие». 2004 г. - Режим доступа: http://www.ikd.ru/node/2155.

9. Крюкова, Е.В. Новые социальные движения в современной России: проблемы и перспективы / Е.В. Крюкова. - Режим доступа: http://club.fom.ru/books/Krukova-ps-thesis.do.

10. Хрустальная, А. Социальный форум - попытка объединения оппозиционного движения /

А. Хрустальная. - Режим доступа:

http://revkom.com/index.htm7/politika_v_rossia/politika_v_rossia2/rsf-1.htm.

11. Итоги Второго Российского Социального Форума и Контр-О-8. - Режим доступа:

http://www.ikd.ru/node/335.

12. Политическая платформа Союза Координационных Советов России. - Режим доступа:

http://www.ikd.ru/node/1872.

13. Итоги конференции СКС в Перми. - Режим доступа:

http://leftfront.ru/48E5438F90F59/4B0E83E6921B5.html.

14. 14. Деметрадзе, М.Р. Политико-правовые аспекты гражданского неповиновения / М.Р. Демет-радзе // Политические исследования. - 2007. - № 4. - С. 83-99.

15. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации. - М.: Общественная палата Российской Федерации, 2008. - 88 с.

16. Клеман, К. Вызов властным отношениям / К. Клеман // Свободная мысль. - 2007. - № 1. -С. 86-97.

© П. А. Селезнев - асп. каф. социальной и политической конфликтологии КГТУ, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.