Научная статья на тему 'Протестанты в контексте исламского возрождения в Республике Адыгея'

Протестанты в контексте исламского возрождения в Республике Адыгея Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
164
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМ / АДЫГИ / ПРОТЕСТАНТСКИЕ ОБЩИНЫ / СТАРООБРЯДЦЫ / ПРАВОСЛАВИЕ / РЕСПУБЛИКА АДЫГЕЯ / СТАНИЦА ХАНСКАЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бабич И.

В статье на основе собранных автором новых полевых этнографических материалов рассматривается сложившаяся к настоящему времени религиозная ситуация в Республике Адыгея. Автор рассматривает проблему распространения протестантских общин в контексте исламского возрождения адыгов. Статья предоставлена автором для публикации в бюллетене «Россия и мусульманский мир».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Протестанты в контексте исламского возрождения в Республике Адыгея»

И.Бабич,

доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН ПРОТЕСТАНТЫ В КОНТЕКСТЕ ИСЛАМСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ*

Аннотация. В статье на основе собранных автором новых полевых этнографических материалов рассматривается сложившаяся к настоящему времени религиозная ситуация в Республике Адыгея. Автор рассматривает проблему распространения протестантских общин в контексте исламского возрождения адыгов.

Ключевые слова: ислам, адыги, протестантские общины, старообрядцы, православие, Республика Адыгея, станица Ханская.

В настоящее время в Республике Адыгея сложилась новая религиозная ситуация, в основе которой лежит значительный рост протестантских церквей. Это обусловлено целым рядом причин, о которых стоит размышлять. Цель статьи: на основе новых полевых этнографических материалов 2016 г. показать особенности религиозной жизни в современной Республике Адыгея в контексте исламского возрождения, которое мы наблюдаем последние 25 лет. Это позволит ответить нам на вопрос: почему в этой, по сути, исламской республике можно говорить о взрыве протестантизма.

Отметим, что в целом в республике мусульманская община достигла своего возможного максимума и практически не растет. Отчасти численность мусульман в Адыгее увеличивается за счет появления новых членов из числа мигрантов из Средней Азии и, соответственно, появление среднеазиатского влияния на адыгейский ислам. Мусульмане заняли свою нишу в религиозно-идеологическо-культурном пространстве.

В Республике Адыгея есть уникальная казачья станица, в которой функционируют различные христианские церкви, в том числе и протестантские, - это ст. Ханская. На примере изучения

* Работа выполнена по гранту Российского научного фонда «Механизмы обеспечения гражданского согласия в многоэтничных государствах: Российский и зарубежный опыт», № 15-18-00099. Руководитель - Е.И. Филиппова.

религиозной жизни ст. Ханской можно проследить, как ослабляются традиционные церкви - старообрядческая и православная, и как активно растут протестантские церкви, например Церковь Христа веры евангельской «Спасение» (пятидесятники). В общине много молодежи, молодых семейных пар с маленькими детьми, много молодых мужчин. Руководство общины активно делает упор на молодежь, проводя дополнительно по понедельникам молодежные встречи (так называемая «молодёжка»). Второй по многочисленности в ст. Ханской является община Евангельских христиан, члены которой в отличие от пятидесятников празднуют субботу и соответственно проводят свои собрания по субботам, причем в том же Доме молитв, что и пятидесятники по воскресеньям. В быту их называют «субботствующие пятидесятники»1. В станице функционирует и церковная община Свидетелей Иеговы, которая перерегистрировалась как Церковь по изучению Библии2.

Республика Адыгея оказалась вовлеченной в общий религиозный процесс Юга России: тенденция роста большинства протестантских церквей - с одной стороны, активное распространение на Юге России (в том числе и за счет мигрантов-пятидесятников из Белоруссии, баптистов и адвентистов из республик Средней Азии и за счет больших семей с детьми), а с другой - активный их отъезд на постоянное жительство в Америку или в Центральную Россию3.

Адыгейцы оказались более открыты ко всем новым направлениям. Среди баптистов появилось много адыгов, которые предпочли исламу протестантские направления. Адыги стали более или менее открыто посещать эти церкви, не боясь негативной реакции со стороны родственников-мусульман, и прежде всего родителей -

4

мусульман .

Многие адыги, проживающие недалеко от Краснодара, попали под влияние протестантских церквей5. Адыги в Адыгее в силу экономических интересов оказались разобщенными: те, кто проживает недалеко от Краснодара, ориентированы во всем на Краснодар, в том числе и идеологически. Адыгейцы Тахтамукай-ского района готовы присоединиться к Краснодарскому краю -они все ориентированы на Краснодар, в основе экономические причины6. Поэтому адыгейцы часто посещают службы в Краснодаре: и баптистские, и православные.

Опишем службу в баптистской церкви в г. Адыгейске, на которой мы присутствовали. Богослужение Св. Троицы проходило в обычном частном доме на окраине города. На службе присутст-

вовали 15 человек (5 человек мужчин, остальные - женщины, из них три девушки 15-20 лет). Большинство - адыгейцы. Служба проходила на русском зыке, но в конце службы все присутствующие вместе произносили молитвы на адыгейском, кроме 2-3 человек. Службы в этой церкви часто посещают адыгейцы из соседних аулов: Габукай, Понежукай, Ассоколай.

По словам пресвитера баптистской церкви в г. Адыгейск, руководство баптистов стремится «принести свою веру» каждому народу Северного Кавказа. Наиболее успешна деятельность баптистов среди адыгейцев, балкарцев, осетин, но даже среди чеченцев уже есть один баптист. 18 июня 2016 г. проводилась встреча баптистских общин со всего Северного Кавказа в Нальчике. Чуть раньше, в мае, состоялось собрание баптистов во Владикавказе.

Кроме того, участие населения в протестантских движениях имеет экономический выход. Например, если адыгеец становится членом мусульманской общины, то община ему ничем не помогает, и в первую очередь община не помогает ему в экономическом продвижении в жизни, а если он становится членом протестантской общины, то сразу же начинает чувствовать помощь: то велосипед его ребенку подарит община, то компьютер ему самому, и главное - помогут найти работу.

Успешность распространения баптистских идей среди адыгов во многом объясняется и деятельностью в начале 1990-х годов в Адыгее протестантского миссионера из Германии Лео Мартен-сона. Он выучил адыгейский язык, перевел Евангелие на адыгейский язык, основал первую адыгейскую общину на Северном Кавказе. В 2002 г. его лишили визы и запретили деятельность на территории Адыгеи. Но дело уже было сделано: адыги вовлеклись в протестантизм7.

Баптисты часто рассказывают, что ислам в Адыгее - формальный, никто не знает арабского языка и не понимает молитв. Баптистское руководство утверждает, что адыги стали чаще посещать и православные храмы, но священники не хотят иметь с ними дело, предлагая идти им в мечеть. И потом, как сказал пресвитер баптистской церкви г. Адыгейска, что «сами адыги не будут целовать крест у народа, который их завоевал»8.

Появились адыги и в церкви Свидетелей Иеговы, и в церкви Адвентистов седьмого дня, в Церкви христиан веры евангельской «Вифания» г. Майкопа. Байслан Заурович Хуаде руководит общиной помощи алко- и наркозависимым в рамках церкви «Вифания».

Важным фактором усиления протестантских течений в 2000-х годах стали миграционные потоки, наблюдаемые на Юге России. В 1990-2000-е годы было несколько волн мигрантов в Адыгею вообще и в ст. Ханскую в частности. Приехали значительные группы белорусов, украинцев, таджиков, узбеков, казахов, исповедующих в своих регионах протестантские учения.

Изменение идеолого-политических взаимоотношений между мусульманскими и православными руководителями религиозных общин в Адыгее. В прежние годы, в 1990-2000-е годы, когда муфтием Духовного управления мусульман был Н. Емиж, а православной епархией руководил епископ Пантелеймон, большое внимание уделялось ограничению деятельности протестантских организаций в Республике Адыгея. Муфтий Н. Емиж совместно с епископом Пантелеймоном привлекали силовые и властные структуры в своей «борьбе» с негативным, по их мнению, влиянием протестантов на граждан Республики Адыгея. Была реальная «борьба» за паству. Однако несколько лет назад руководство как в ДУМ, так и в Майкопской и Адыгейском епархии сменилось: новым муфтием стал А. Карданов (2011)9, а епископом - о. Тихон (2009). Новое руководство в значительной степени ослабили контакты между своими ведомствами вообще, и по вопросу деятельности протестантских церквей на территории республики, в частности. В основном общение двух религиозных лидеров сводятся к поздравлению с основными религиозными праздниками.

В настоящее время руководство ДУМ активно работает совместно с республиканскими властями в сфере контролирования радикальных мусульман. И эта деятельность достаточно успешна (за последние годы известен лишь один случай деятельности радикального имама г. Адыгейска Ю. Шеуджена, который проводил агитацию за поддержку ИГИЛ и отъезд в Сирию для борьбы с «противниками ислама», в результате чего не менее десяти семей переехали в Сирию, 2015 г.).

Ни руководство ДУМ, ни простые члены мусульманской уммы в настоящее время не видят значительной угрозы со стороны протестантских движений в Республике Адыгея. Более того, считается, что мусульманам протестанты «ближе», чем, например, православные общины, так как у них нет почитания икон, покаяния и других внешних атрибутов, свойственных православной церкви10.

Примечания

Бабич И. Л. Полевые материалы, Адыгея, 2016 г., интервью с пресвитером Евангельских христиан ст. Ханской, А., 60 лет, русский, житель ст. Бабич И. Л. Полевые материалы, Адыгея, 2016 г., интервью с руководителем Церкви по изучению Библии, Л., 60 лет, русский, чернорабочий, житель ст., 22 июня.

Бабич И. Л. Актуальные проблемы западных адыгов в ХХ1 веке // Центральная Азия и Кавказ. - 2014. - № 2. - С. 135-147.

Бабич И.Л. Полевые материалы автора, Адыгея, 2016 г., интервью с членом баптистской общины г. Адыгейска, С. 45 лет, адыгейка, супруг И., 50 лет, аул Джерокай, 18 июня.

Бабич И. Л. Полевые материалы автора, Адыгея, 2016 г., интервью с членом баптистской общины г. Адыгейска, Р. 60 лет, адыг, г. Адыгейск, 19 июня. Бабич И.Л. Полевые материалы, Адыгея, 2016, К., мусульманин, адыг, 10 июня.

Бабич И.Л. Протестантское движение в Адыгее // Христианство на Северном Кавказе: История и современность. - М., 2011. - С. 162-185. Бабич И.Л. Полевые материалы, Адыгея, 2016 г., интервью с пресвитерем Ш., руководителем общины ЕХБ, г. Адыгейск, узбек, 60 лет, 10 июня, 20 июня.

Бабич И.Л. «Мягкая исламская революция» в современной Адыгее // Россия и мусульманский мир. - 2014. - № 4. - С. 31-37; Бабич И.Л. Этапы распространения ислама в Кабарде // Исламское возрождение в современной Кабардино-Балкарии. - М., 2003. - С. 7-66; Бабич И.Л., Бобровников В.О., Соловьева Л.Т. Ислам и христианство на Северном Кавказе // Северный Кавказ в составе Российской империи. - М., 2007. - С. 88-111.

Бабич И.Л. Полевые материалы, Адыгея, 2016 г., К., мусульманин, адыг, 10 июня.

Статья предоставлена автором для публикации в бюллетене «Россия и мусульманский мир».

3

4

5

6

7

8

9

10

Э. Касаев,

востоковед, член экспертного совета Союза нефтегазопромышленников России, кандидат экономических наук АЗЕРБАЙДЖАН: С РОССИЕЙ ИЛИ С ЗАПАДОМ?

Аннотация. Страны, желающие активно сотрудничать с Россией, тот же Азербайджан например, становятся мишенями для европейцев и Соединенных Штатов Америки, которые, несмотря на удаленное географическое положение, через различные инструментарии активно влияют на европейскую политику. Европейцы, бесспорно, хотят взять под крыло Азербайджан, чтобы Баку поддерживал именно европейскую

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.