Научная статья на тему 'Протестантство в новой истории'

Протестантство в новой истории Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
834
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТЕСТАНТИЗМ КАК ФОРМА ОБЪЕДИНЕНИЯ В РЕЛИГИОЗНУЮ ОБЩИНУ / ТЕОЛОГИЯ ПРОТЕСТАНТИЗМА И ЕГО РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ МИРА / ОБЗОР ОСНОВНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И ПРИНЦИПОВ ПРОТЕСТАНТИЗМА В ИСТОРИЧЕСКОМ ВРЕМЕНИ И НОВОЙ ИСТОРИИ / PROTESTANTISM AS A WAY OF CREATING A RELIGIOUS COMMUNITY / THEOLOGY OF PROTESTANTISM AND ITS POPULARITY IN DIFFERENT COUNTRIES OF THE WORLD / REVIEW OF MAIN PECULIARITIES AND PRINCIPLES OF PROTESTANTISM IN EARLIER TIMES AND MODERN HISTORY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Немцев Владимир Иванович

Протестантизм это совокупность Церквей и сект [1, с.219-220] в христианстве, возникшая в результате Реформации XVI века. Название произошло от официального протеста лютеран против решения шпеерского рейхстага 1529 года, отменившего законное на тот период право князя выбирать религию для своих подданных. Протестантизм с большими оговорками разделяет общехристианские представления и принципы, но придерживается трех собственных положений: спасение только личной верой, а не с помощью Церкви, всеобщее священство и авторитет Библии, а не Священного Предания. Вывод: Такая мораль «избранных» позволила отказаться от всех символов христианства, начиная с креста, а из таинств были сохранены только крещение и евхаристия. Богослужение постепенно формализовалось и стало скорее знаком принадлежности к общине, сведясь к проповеди выборного священника, коллективным молитвам и чтению псалмов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROTESTANTISM IN MODERN HISTORY

Protestantism was created during the Reformation in 16th century and now includes all the Christian Churches and cults. Protestantism got its name from the official protestation against the 1529 Diet of Speyer decision, which deprived the prince of his right to choose the religion for his subjects. Protestantism does not completely share Christian principles but its main statements are the following: the salvation can be achieved only with the help of person’s own belief without the help of the Church, the Bible and not the Holy Scripture is holy and has authority. Conclusion: these principles of the chosen few made it possible to cop out all the Christianity symbols except the Baptism and the Eucharist. The act of worship was gradually becoming the sign of community membership, which resulted in the elected priest preaching, collective prayers and psalmody.

Текст научной работы на тему «Протестантство в новой истории»

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 19, №1, 2017 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.19, no. 1, 2017

УДК 930.85 (История цивилизации. История культуры (общие вопросы))

ПРОТЕСТАНТСТВО В НОВОЙ ИСТОРИИ

© 2017 В.И.Немцев

Немцев Владимир Иванович, доктор филологических наук, профессор, и.о. заведующего кафедры теологии.

E-mail: v. nemtsev@bk. ru

Самарский государственный университет путей сообщения. Самара, Россия

Статья поступила в редакцию 21.06.2016

Протестантизм - это совокупность Церквей и сект [1, с.219-220] в христианстве, возникшая в результате Реформации XVI века. Название произошло от официального протеста лютеран против решения шпеерско-го рейхстага 1529 года, отменившего законное на тот период право князя выбирать религию для своих подданных. Протестантизм с большими оговорками разделяет общехристианские представления и принципы, но придерживается трех собственных положений: спасение только личной верой, а не с помощью Церкви, всеобщее священство и авторитет Библии, а не Священного Предания.

Вывод: Такая мораль «избранных» позволила отказаться от всех символов христианства, начиная с креста, а из таинств были сохранены только крещение и евхаристия. Богослужение постепенно формализовалось и стало скорее знаком принадлежности к общине, сведясь к проповеди выборного священника, коллективным молитвам и чтению псалмов.

Ключевые слова: протестантизм как форма объединения в религиозную общину; теология протестантизма и его распространенность в различных странах мира; обзор основных особенностей и принципов протестантизма в историческом времени и новой истории.

Протестанты придерживаются упрощенного обряда, сводящегося к чтению Библии, проповеди и песнопениям. Первоначальными формами веры были общины лютеран, кальвинистов, англикан и сект - анабаптистов, меннонитов и др. Позже появились баптисты, методисты, квакеры, адвентисты, пятидесятники и многие других. Теология протестантизма пережила четыре основных этапа: ортодоксальный в XVI веке, неопротестантский ХУШ-Х1Х веков, «теологии кризиса» в XX веке, радикальный - после Второй мировой войны.

Нередко к протестантам относят мормонов, свидетелей Иеговы, унитариев, социан, общество «христианская наука», однако эти секты и многие другие трудно назвать христианскими, поскольку они не имеют общих для христиан догматов о Пресвятой Троице и богочеловеческой природе Иисуса Христа.

Протестантизм распространен в США, странах Британского содружества, Германии, Швейцарии и Скандинавии. Кроме того, в центральной Европе существуют традиционные протестантские общины (в Австрии, Польше, Венгрии). С 1948 года деятельность протестантских организаций координируется Всемирным Советом Церквей [1, с.205-206].

Протестанты приходили к отрицанию власти Римской церкви, основанной на вере в собствен-

ное Священное Предание и на почитание священнической иерархии, восходящей к папе Римскому. Близкие идеи высказывались еретиками и в раннем средневековье, но тогдашний авторитет Римско-католической церкви был настолько велик, что движения были уничтожены без труда. А вот в XVI веке, в связи с очередным ослаблением власти римских первосвященников, движение, получившее позже название «Реформация», оказалось более успешным [2, с.126].

Начало Реформации не восходит к какому-то одному человеку, даже к такому авторитетному подвижнику, как немецкий монах Мартин Лютер, Дело в распространившихся в Европе к XVI веку гуманистических идеях, сводившихся тогда к повторению постулатов античной философии, утверждавшей первичность человеческой свободы перед любыми духовными авторитетами [2, с.127]. Реформация начиналась как движение за обновление и очищение католической церкви, но быстро слилась с гуманистическим движением и превратилась в борьбу за отказ от традиций католичества - в мотивированный протест против сложившегося в средние века порядка. Была еще одна идейная сила, которая обеспечила успех ре-формационного напора.

Античный мир, создавший философию власти, покоившейся на демократическом и свободном

большинстве, упустил из виду простое статистическое большинство - рабов и деклассированных элементов общества, лишенных всех прав, кроме права на существование. Это единственное право и было предъявлено: античная Эллада пала, еще меньший исторический отрезок времени был дан античному Риму.

Авторитет культа логики силы ненадолго отошел в сторону, уступив дорогу христианскому благонравию, терпению и заинтересованному вниманию к обездоленному человеку. Жить стало легче, но не лучше. Тем более, что значительная часть Европы на несколько веков подпала под власть мавров, арабов Северной Африки, а позже - Ближнего Востока. Новая сила стремилась обратить население в новую религию - ислам. Противостоять могла только объединенная Европа, и объединителем выступило Римское христианство во главе с папой.

Между тем власть мавров, поощряя торговлю и ремесла, то, что легче всего облагается налогами и приносит доходы, и тем самым отобрав у многочисленных европейских монархов источники существования государств, сама вынудила подчиниться главе Ватикана папе Римскому. Появилась богатейшая и авторитетнейшая политическая сила, которая и заменила мавров.

Теперь Европа снова подпала под влияние логики силы и обаяние могущественной власти. А власть католического государства обрела нового грозного врага, который традиционно занимался ремеслами, торговлей, ростовщичеством. Последний вид деятельности легко уходил от налогообложения и раздражал многих тем, что играючи «делал деньги из воздуха» - значит, из ничего. Ростовщиков поддерживало только одно появившееся одновременно с ними в Европе сословие -буржуазия.

На руку буржуазии играло повальное обнищание крестьянства и распространение протестантских и псевдопротестантских идей. Это привело к тому, что начались религиозные войны, в ходе их правители отказывались от подчинения папе Римскому, признавали свободу вероисповедания, провозглашали законность протестантизма, а Швейцария первой объявила себя страной победившего кальвинизма - самой радикальной религией протестантства.

Её основатель Жан Кальвин выдвинул учение об «абсолютном предопределении» и о «мирской аскезе». Это не исламское «предопределение», как считают люди, не принятые в число протестантов. Согласно исламу, судьба каждого мусульманина начертана в особой «книге Аллаха». И только

Аллах может знать, когда родится и когда покинет этот мир каждый человек и что с ним случится в жизни. Кальвинистское «абсолютное предопределение» означает, что все люди еще до рождения предназначены кто в Рай, а кто в ад, и последних большинство. Предопределенность изменить невозможно, как и бренность всего живого. Избранными, конечно, оказываются протестанты, потому что они больше всего стремятся быть лучше других. Бог дал подсказку, как узнать избранного: он успешен в труде, особенно в предпринимательстве.

«Мирской аскетизм» означает, что человек находится на службе у Бога и должен быть готов в любой момент по требованию дать отчет, что он делал в указанное время. Поэтому в кальвинистских общинах распространена обязательная регламентация всей жизнедеятельности. С детства кальвинист привыкает вести дневник, куда записывает поминутно все события и свои дела. Кальвинист смолоду ведет образцовую жизнь, являясь примером для окружающих.

Именно кальвинизм оказался наиболее приспособленным к новой европейской действительности, где нет смысла задумываться о каждом человеке, особенно если он твой коллега по бизнесу (конкурент) и не похож на примерного протестанта. Такого не грех обмануть, поэксплуатировать, ведь он все равно обречен на ад... Всегда важен результат, а не путь к победе!

Такая мораль «избранных» позволила отказаться от всех символов христианства, начиная с креста, а из таинств были сохранены только крещение и евхаристия. Богослужение постепенно формализовалось и стало скорее знаком принадлежности к общине, сведясь к проповеди выборного священника, коллективным молитвам и чтению псалмов.

Многие религиозные лидеры тогдашней эпохи признавались, что иногда принимали такие решения, совершали такие поступки, о которых даже боялись подумать в начале своей деятельности. И многие признавали процессы, в которых принимали участие, естественными и богоуста-новленными. Нельзя не признать, что кальвинизм сильно повлиял на протестантское движение, например, в Великобритании.

Британские острова не затронули ни религиозные войны, ни огромные восстания. Протестантство здесь утверждалось постепенно и неуклонно. Англиканская Церковь несильно отличалась и отличается от католической, но она почти все время двигалась по реформатской линии, наследующей принципы лютеранства и отчасти

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 19, №1, 2017 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.19, no. 1, 2017

раннего кальвинизма. Судьба Церкви была решена тогда, когда Тюдоры решительно порвали с Ватиканом и взялись переделывать Католическую Церковь. Главой Англиканской Церкви стал король. Значительно большие изменения произошли в XVI-XVII веках в провинциях кальвинистской Шотландии в период резкого подъема пуританского движения с его стремлением освободиться от римско-католических черт. Именно там произошло разделение кальвинистских общин на пресвитерианство и конгреционализм. А в континентальной Европе появилось реформатство. Эти три части одного целого надолго определили и пути протестантского движения, и идеалы буржуазных революций, и колонизацию остального мира.

Следует добавить, что тысячи протестантских общин, появившихся вслед за кальвинизмом, вобрали в себя его идеологию избранничества, которая сохранилась до сих пор. Даже меннониты, не принявшие идею изначального предопределения, называют себя «возрожденными богоиз-бранниками». Часть баптистов, «генеральные», то есть общие баптисты, отмежевались в XVI-XVII веках от «партикулярных», иными словами, частных баптистов по кальвинистской доктрине «изначального предопределения», поскольку были последователями противника кальвинистского учения голландского теолога Я.Арминия, согласно которому обладающий свободной волей человек может спастись, совершая добрые дела. Но все равно борьба двух течений закончилась победой партикулярных баптистов. Людям лестно быть «избранными»...

В остальных протестантских общинах и Церквах идейная борьба проходит примерно по такому же сценарию, дополненному расколами и созданием нового религиозного учения. Методисты, пятидесятники, кальвинисты, мормоны, квакеры, «Армия Спасения», адвентисты, «свидетели Иеговы» демонстрируют две основные тенденции: дробление крупных религиозных направлений на более мелкие, каждая их которых все сильнее отличается от ортодоксального христианства, к которому можно причислить православие и отчасти католичество. А догматы сект, возникших в XIX-XX веках (адвентисты, иеговисты и др.) все ближе к вероучениям нетрадиционных религиозных движений - масонству, теософии и прочим [2, с.139]. У большинства протестантских сект не существует механизмов сохранения собственной религиозной традиции, нет и способа предотвратить возможные в будущем расколы, поэтому они и случаются.

Показательна история протестантства в Великобритании, поскольку англикане вступили на путь капиталистического накопления раньше других стран, первыми создали практически глобальную экономическую империю, еще в те времена, когда права человека подразумевали исключительно права белого собственника с годовым доходом в 3000 фунтов стерлингов как минимум. Те же, кто собственностью не обладал, людьми, естественно, не считались (это роднит британцев XIX века с современной российской буржуазией и ее прислужниками). На горе покоренных народов, да и самих британцев, дикие замашки, приобретенные в XVII-XIX веках, свойственны британской элите и в веке XX [3].

Еще на заре протестантства британская элита, не останавливаясь перед масштабными международными преступлениями, фактически провела геноцид своего народа, ликвидировав большую часть крестьянства Англии как класса (казне нужны были плодородные луга для овец). Этот процесс был назван «огораживание». Против согнанных со своих земель крестьян, превращенных в бродяг и нищих, было принято так называемое «Кровавое законодательство». Это были законы против бродяг и нищих, принимавшиеся в Англии в конце ХУ-ХУ1 века Тюдорами. Они вводили жестокие наказания для людей, обвиненных в бродяжничестве и нищенстве. Пойманных бичевали, клеймили, отдавали в рабство - на время, а в случае попытки побега и пожизненно, при третьей поимке казнили.

Начало «кровавому законодательству» положил статут 1495 года короля Генриха VII. Особой жестокостью по отношению к людям отличались статуты 1536 и 1547 годов. Закон 1576 года предусматривал создание работных домов для нищих, где людей превращали фактически в рабов, работающих в нечеловеческих условиях за миску баланды. Принятый парламентом «Акт о наказаниях бродяг и упорных нищих» 1597 года создал окончательную формулировку закона о бедняках и бродягах и действовал вплоть до 1814 года.

«Кровавые законы» не могли остановить роста нищеты и бродяжничества. Но зато была достигнута другая цель: они подавляли сопротивление ограбленных крестьян, превращая запуганных, согнанных с земли свободных крестьян-общинников в людей, готовых к рабскому труду на самых страшных условиях, фактически под угрозой немедленной казни.

Англия столетиями осуществляла геноцид ирландцев. Так, население Ирландии до покорения

англичанами превышало население Англии в разы. Одним из самых известных геноцидов ирландцев стало вторжение Кромвеля. Он прибыл с войском в 1649 году, города Дроэду и Уэксфорд около Дублина были взяты штурмом. В Дроэде Кромвель приказал вырезать весь гарнизон и католических священников, а в Уэксфорде армия учинила бойню уже самовольно. В течение девяти месяцев армия покорила почти весь остров, руководство которым Кромвель затем передал своему зятю Айртону.

Многие ирландцы бежали из страны или на запад острова, а их земли раздавались английским колонизаторам, в основном из армии Кромвеля. В 1641 году в Ирландии проживало более 1,5 млн. человек, а к 1652 году их осталось лишь 850 тысяч, да и то 150 тысяч из них были английскими и шотландскими колонистами. Ирландский народ потерял до 50-56% своего населения. Такой геноцид трудно сыскать в истории других стран. Ирландцев, даже тех, кто не воевал с англичанами, лишали земель и ссылали в бесплодную и пустынную область Коннахт на западе острова, обрекая людей на голодную смерть - «акт о поселениях» 1652 года. Если же к 1 мая 1654 года кого-либо из депортированных ирландцев ловили вне этой области, его ждала смертная казнь. Ирландцы этот акт назвали «Ад или Коннахт».

Значительную часть населения ирландцев, включая женщин и детей, превратили в белых рабов и вывезли в английские колонии в Вест-Индии. Люди в тот период в Ирландии стоили меньше волков - так, английским солдатам платили 5 фунтов стерлингов за голову «бунтаря или священника» и 6 фунтов - за волчью голову.

Красноречива судьба огромной части католического ирландского народа, лишеного семьи, земли и всех прав. Короли Джеймс VI и Чарльз I приложили наибольшие усилия для порабощения ирландцев. Оливер Кромвель продолжил эту практику лишения человеческого статуса ближайших соседей.

Ирландская работорговля началась, когда Джеймс VI продал 30000 ирландских заключенных в качестве рабов Новому Свету. Его Прокламация от 1625 года обязывала высылать политических заключенных за моря и там продавать английским поселенцам Вест-Индии. Очень быстро Ирландия превратилась в основной источник человеческого товара для английских купцов. Первые рабы Нового Света были в большинстве своем белыми.

Разбивались семьи, поскольку британцы не позволяли отцам семейств брать с собой детей и

жен в путешествие через Атлантический океан. Это привело к возникновению целой популяции незащищенных бездомных женщин и детей. Британским решением было также и их пустить с молотка.

В течение 1650-х годов более 100000 ирландских детей в возврате от 10 до 14 лет были разлучены с родителями и проданы в рабство в Вест-Индию, Вирджинию и Новую Англию. В это десятилетие 52000 ирландцев (в большинстве женщины и дети) были проданы в Барбадос и Вирджинию. Другие 30000 ирландских мужчин и женщин были также вывезены и проданы покупателям, предложившим самую высокую цену. В 1656 году 2000 ирландских детей по приказу Кромвеля были вывезены на Ямайку и там проданы в рабство английским поселенцам.

До сих пор западные историки избегают называть ирландских рабов тем, чем они в действительности были, - рабами. Для описания того, что случилось с ирландцами, предлагаются термины типа «законтрактованный работник».

Торговля африканскими рабами в тот период времени только начиналась. По многочисленным документальным свидетельствам, с африканскими рабами, незапятнанными приверженностью к ненавистной католической доктрине, зачастую обращались лучше, чем с их ирландскими товарищами.

Африканские рабы в конце 1600-х годов ценились высоко (50 фунтов стерлингов). Ирландские были намного дешевле (не более 5 фунтов стерлингов). Если плантатор сек, клеймил или забивал ирландского раба до смерти, это не считалось преступлением. Смерть приносила финансовый убыток, но намного меньший, чем убийство более дорогостоящего африканца.

Английские рабовладельцы очень быстро занялись размножением ирландских женщин, как для собственного удовольствия, так и для большей выгоды. Дети рабов тоже являлись рабами, что увеличивало бесплатную рабочую силу хозяина. Даже если ирландской женщине неким образом удавалось получить свободу, ее дети оставались рабами. Таким образом, ирландские матери, несмотря на новообретенную свободу, зачастую не могли оставить детей и оставались в услужении. Со временем англичане нашли лучший способ применения этих женщин для улучшения собственной рыночной позиции: поселенцы начали скрещивать ирландских женщин и девочек (в ряде случаев не старше 12) с африканскими мужчинами для выведения рабов с определенной внешностью. Новые рабы-«мулаты» приносили больше

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 19, №1, 2017 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.19, no. 1, 2017

прибыли, чем ирландцы, более того, экономили поселенцам деньги, требовавшиеся на приобретение новых африканских рабов. Практика скрещивания ирландских женщин и африканских мужчин продолжалась несколько десятилетий и стала настолько распространенной, что в 1681 году вышел закон «запрещающий спаривание ирландских женщин и африканских мужчин с целью производства рабов на продажу». Этот запрет ввели исключительно по причине того, что он наносил урон прибыли одной большой компании - перевозчику рабов.

Англия продолжала перевозить десятки тысяч порабощенных ирландцев на протяжении более века. Согласно свидетельствам, после ирландского восстания в 1798 году тысячи пленных ирландцев были проданы в Америку и в Австралию. Не вызывает сомнения тот факт, что ирландцы испытали все ужасы рабства в той же мере (если не в большей на протяжении XVII века), что и африканцы. Также не вызывает сомнения, что смуглые местные жители, встречающиеся во время путешествия по Вест-Индии, с большой вероятностью имеют как ирландских, так и африканских предков.

Но колонизацию продолжали и в последующие столетия: в 1691 году Лондоном был принят ряд законов, которые лишали католиков и протестантов, не принадлежащих к Англиканской церкви, свободы вероисповедания, права на образование, права на голос и права на государственную службу. В итоге колонизации существенно изменилась этническая картина населения Ирландии. Увеличился процент англичан и шотландцев, была создана протестантская управленческая элита. В Ирландии был создан протестантский правящий класс, в 1775 году католики-ирландцы владели лишь 5% земель. Им запрещали давать детям католическое образование, ограничивались сферы деятельности, в первую очередь, в торговле, фактически оставили только сферу земледелия, где господствовали кабальные формы эксплуатации. Ирландия стала одним из источников накопления английских капиталов и развития промышленности в Англии.

В итоге малоземельность ирландских крестьян стала главной причиной страшного голода, начавшегося в Ирландии в 1740-х годах и повторившегося столетием позже, в 1845-1849 годах, из-за сгона мелких арендаторов с земли (ирландское «огораживание») и отмены «хлебных зако-

нов» из-за болезней картофеля. В результате от всех обстоятельств погибло 1,5 млн. ирландцев и началась массовая эмиграция их за Атлантический океан, в основном в США.

А в Ирландии с тех времен существует поговорка: «Никогда не доверяй трем вещам: клыкам собаки, заду лошади и улыбке англичанина».

Не удивительно, что Англия слыла мировым лидером в работорговле. Англия смогла наладить поставку опиума на территорию Китая, получая взамен огромные материальные ценности, золото, серебро и мех. Кроме того, достигалась и военно-стратегическая цель - разложение китайской армии, чиновничества, народа, потеря ими воли к сопротивлению. Чтобы избавиться от разлагающего влияния опиума и спасти страну китайский император в 1839 году начал массированную операцию по конфискации и уничтожению запасов опиума в Кантоне. Колониальные суда с грузом опиума начали топить в море. Фактически это была первая в мире попытка борьбы с наркоторговлей на уровне государства. Лондон отреагировал войной - начались опиумные войны. Китай потерпел поражение и вынужден был принять кабальные условия английской государственной наркомафии. Это приносило английской элите огромные прибыли, в том числе и Британской королевской семье. Ущерб для Китая был страшный, в наркотическом дурмане гибли целые поколения, происходила интеллектуальная и физическая деградация народов. Так, в 1842 году население империи составляло 416 118 200 человек, из них 2 миллиона - наркоманов, в 1881 году - 369 183 000 человек, из них 120 миллионов -наркоманов.

Только в 1905 году власти Китая смогли принять и начать выполнять программу поэтапного запрета опиума. До настоящего времени в Китае самая жесткая в мире антинаркотическая политика, а борьба с наркотиками - важнейшая задача государства [4].

Книга Ф.С.Тернера «Британская опиумная политика» (F.S.Turner, «British Opium Policy»), опубликованная в 1876 году, показывает, как британская монархия и родственники королевской семьи были глубоко вовлечены в торговлю опиумом. Впрочем, некоторые исследователи и публицисты (Ю.Белоус, И.Белоус) обвиняют в английской колонизаторской политике либералов [5].

1. От латинского secta - образ мыслей, учение. Это непримиримое отношение верующих к православным и католической Церквам, строгое единство взглядов, убежденность в исключительности своей веры, ревивализм (от английского «возрождение»), изоляционизм, более строгая, чем в современном обществе, нравственность, отсутствие апостольского преемства. Некоторые Церкви постепенно замыкаются в секты, а некоторые секты, наоборот, раскрываются в Церкви со всем многообразием мнений, практических принципов и обрядов. (Азбука христианства: словарь-справочник / сост. А.Удовенко. М., МАИК «Наука»,1997. С. 219-220).

2. Торгашев Г.А. Основы религиоведения: учебное пособие. Российская академия правосудия. СПб., Питер, 2004. С. 126.

3. Байер Б.; Бирнштайн У., Гельхофф Б., Шютт Э. История человечества. М., «АСТ», 2002. 640 с.; Колеман Д. Комитет 300. М., Витязь, 2010: http://fanread.ru/book/600151/; Мортон А.Л. История Англии / перевод с английского Н.Чернявской, редакция и вступительная статья А.Самойло. М., Изд-во иностранной лит-ры, 1950. 464 с.; История Ирландии http://ш.wikipedia.org/wiki/История Ирландии; http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/190708

4. Позабытые белые рабы: http://forum-msk.org/material/fpolitic/11095574.html: http://www.globalresearch.ca/the-irish-slave-trade-the-forgotten-white-slavesA31076/ пер. с англ. Т.Буданцевой.

5. Осторожно, либералы! http://isrtm.ru/post/166

PROTESTANTISM IN MODERN HISTORY

© 2017 V.I.Nemtsev

Vladimir I. Nemtsev, Doctor of Philology, Professor, acting Head of the Department of Theology.

E-mail: v. nemtsev@bk.ru

Samara State Transport and Communication University. Samara, Russia

Protestantism was created during the Reformation in 16th century and now includes all the Christian Churches and cults. Protestantism got its name from the official protestation against the 1529 Diet of Speyer decision, which deprived the prince of his right to choose the religion for his subjects. Protestantism does not completely share Christian principles but its main statements are the following: the salvation can be achieved only with the help of person's own belief without the help of the Church, the Bible and not the Holy Scripture is holy and has authority.

Conclusion: these principles of the chosen few made it possible to cop out all the Christianity symbols except the Baptism and the Eucharist. The act of worship was gradually becoming the sign of community membership, which resulted in the elected priest preaching, collective prayers and psalmody.

Key words: Protestantism as a way of creating a religious community; theology of Protestantism and its popularity in different countries of the world; review of main peculiarities and principles of Protestantism in earlier times and modern history.

1. Ot latinskogo secta - obraz myslei, uchenie. Eto neprimirimoe otnoshenie veruiushchikh k pravoslavnym i katolicheskoi Tserkvam, strogoe edinstvo vzgliadov, ubezhdennost' v iskliuchitel'nosti svoei very, revivalizm (ot angliiskogo «vozrozhdenie»), izoliatsionizm, bolee strogaia, chem v sovremennom obshchestve, nravstvennost', otsutstvie apostol'skogo preemstva. Nekotorye Tserkvi postepenno zamykaiutsia v sekty, a nekotorye sekty, naoborot, raskryvaiutsia v Tserkvi so vsem mnogoobraziem mnenii, prakticheskikh printsipov i obriadov (From Latin secta -views, the doctrine. This is an uncompromising attitude of believers towards Orthodox Christians and Catholic Churches, strict unanimity of views, conviction that their religion is unique, tendency to revival, isolationism, their morality is stricter than in the one of modern society, no continuity with the apostolic church. Some Churches gradually become isolated cults, and somecults, on the contrary, become churches with all the variety of opinions, practical principles and ceremonies). (Azbuka khristianstva: slovar'-spravochnik / sost. A.Udovenko (Basic Concepts of Christianity: dictionary reference / by A.Udovenko). M., MAIK «Nauka»,1997. S. 219-220).

2. Torgashev G.A. Osnovy religiovedeniia: uchebnoe posobie. Rossiiskaia akademiia pravosudiia (The Fundamentals of Religion Studies. Russian Academy of Justice). SPb., Piter, 2004. S. 126.

3. Baier B.; Birnshtain U., Gel'khoff B., Shiutt E. Istoriia chelovechestva (The History of Mankind). M., «AST», 2002. 640 s.; Koleman D. Komitet 300 (Committee 300). M., Vitiaz', 2010: http://fanread.ru/book/600151/ ; Morton A.L. Istoriia Anglii / perevod s angliiskogo N.Cherniavskoi, redaktsiia i vstupitel'naia stat'ia A.Samoilo (The History of England / translated from English by N.Chernyavskaya's, edition and introductory article by A.Samoylo). M., Izd-vo ino-strannoi lit-ry, 1950. 464 s.; Istoriia Irlandii (The History of Ireland): http://ru.wikipedia.org/wiki/Istoriia Irlandii ; http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/190708

4. Pozabytye belye raby (The Forgotten White Slaves): http://forum-msk.org/material/fpolitic/11095574.html ; http://www.globalresearch.ca/the-irish-slave-trade-the-forgotten-white-slavesA31076 / per. s angl. T.Budantsevoi.

5. Ostorozhno, liberaly! (Look Out, Liberals!): http ://isrtm.ru/post/166

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.